РАССКАЗ с элементами отчета
о водном туристическом путешествии
по маршруту г. Нижний Новгород - г. Бологое –
станция Мста – река Мста – г. Боровичи –
станция Окуловка – г. Нижний Новгород
27 апреля - 3 мая 2012 г.
Автор: Борис Котельников
e-mail: kotelnikov180@mail.ru
http://vk.com/boris_kotelnikov
СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ
Вид туризма: водный
Категория сложности: вторая
Район путешествия: Новгородская область, Тверская область
Средства сплава: КНБ «Свирь», «Варзуга-2», КБ «Таймень-3», надувная байдарка «Каньон-Соло»
Нитка маршрута: г. Нижний Новгород – г. Бологое – станция Мста – река Мста – г. Боровичи – станция Окуловка – г. Нижний Новгород
Протяженность маршрута: активная часть – 88 км
Сроки проведения: 27 апреля - 3 мая 2012 г.
Дней на заброску/выброску/переезды: 2
Ходовых дней: 5
Дневок: 0
Количество участников: 7
Состав группы:
«Варзуга – 2»
|
|||
Борис Котельников Автор этих строк и активный пропагандист данного сплава. В крайние месяцы до похода брал с собой отчеты и карты даже в сауну, где продолжал агитацию. |
Владислав Куприянов Еще один идеологический лидер сплава. Традиционно, поллитрук. Т.е. главный по настойкам, которые делает сам. |
||
«Таймень-3»
|
|||
Иван Ворошин Человек, который не только знает КАК и ЧТО нужно делать на сплаве, но еще и УМЕЕТ это делать. Человечище! |
Сергей Василенко Свой человек на РЖД. Человек-экспромт. В походы собирается тоже экспромтом. |
||
«Свирь»
|
|||
Андрей Лабутин Человек-косяк. Несмотря на это – главный по фотосъемке. Большинство фотографий в отчете сделаны им. |
Александр Гарусов В поход удочки не взял, а потому весь сплав тосковал по рыбе. Главный по видеосъемке. |
||
«Каньон-Соло»
|
|||
Сергей Чиж Пономарев. Сам себе капитан одноместной надувной байдарки, с легкостью преодолевающий любые валы. Гитараст похода. Убежден, что сон должен быть долгим, крепким и здоровым. |
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
Варианты подъезда и отъезда, аварийные сходы
Есть несколько вариантов заброски:
· Вышний Волочок. Отсюда 50 километров до станции Мста по автомобильной трассе;
· Бологое. По ж/д линии Бологое – Сонково можно также добраться до станции Мста.
· Станция Мста. Станция расположена прямо на реке Мста. Туда можно добраться на поезде Бологое – Сонково.
Из Боровичей идут поезда на Москву, электрички на Угловку.
Также из Боровичей можно добраться до Окуловки на автобусе, попутном или нанятом транспорте. Через Окуловку идут поезда на Нижний Новгород.
Варианты аварийных сходов:
1. Практически на всем протяжении маршрута вдоль реки идет трасса.
2. Из деревень, расположенных на маршруте, точно населены Сельцо-Карельское, Березовый Рядок, Большие и Малые Семерицы. Далее достаточно крупные жилые населенные пункты: Девкино, Жадины, Опеченский Посад, Ёгла.
3. Ходят автобусы от Опеченского Посада и Жадин.
ЗАБРОСКА НА МАРШРУТ
1. Поезд Нижний Новгород – Санкт-Петербург, от станции Нижний Новгород-Московский до станции Бологое Московское. Отправление 27 апреля в 18:25, прибытие в 5:23.
2. Поезд Бологое Московское – Сонково от станции Бологое Московское до станции Мста. Отправление 28 апреля 08:15. Прибытие в 9:11. Поезд представляет собой несколько общих сидячих вагонов.
ВЫБРОСКА С МАРШРУТА
3. г. Боровичи – ст. Окуловка, нанятый микроавтобус
4. Поезд Санкт-Петербург-Нижний Новгород от станции Окуловка до станции Нижний Новгород-Московский. Отправление 2 мая в 20:22. Прибытие в Нижний Новгород 3 мая.
Потенциально опасные участки маршрута, явления и препятствия.
Природные:
Собственно, пороги
Вид препятствия
|
Название |
Категория сложности |
Порог |
Малый |
2 |
Порог |
Большой |
2 |
порог |
Лестница |
2-3 |
Порог |
Егла |
2 |
При прохождении препятствий каска, спасжилет – обязательны, гидрокостюм – желателен.
К опасным природным факторам также можно отнести змей и клещей (наблюдали и тех и других).
Техногенные факторы риска – мосты, тросы и провода в поселках, низко висящие над водой (при высоком уровне воды их можно задеть).
ДНЕВНИК ПОХОДА
«Я путешествую не для того,
чтобы приехать куда-то, но чтобы ехать.
Главное – это движение»
Роберт Льюис Стивенсон
27 апреля 2012 г.
В «Легендах Невского проспекта» М. Веллера описывается прием лейтенантской науки как уволиться из армии: лейтенант с опозданием прибывает утром прямо к полковому разводу на двух такси; первое с ходу тормозит прямо у ног командира перед строем, и оттуда торжественно выходит пьяный расстегнутый лейтенант, а из второго шофер бережно выносит его фуражку и надевает лейтенанту на голову; шик состоит в том, чтобы начать движение отдания воинского приветствия еще при пустой голове, закончить же прикладыванием ладони уже к козырьку. Примерно так же я прибывал 27 апреля 2012 г. на Московский вокзал, откуда мы отправлялись в весенний сплав по Мсте. Группа наша уже давно не только прибыла на вокзал, но и погрузилась в поезд, а я, с большим трудом дезертировав с работы через пожарный выход, только-только вываливался из такси, выкидывая на ходу байдарку и рюкзак. Водитель такси заботливо нес за мной каску, в которой путешествовала купленная в дорогу курица-гриль.
О районе путешествия
Река Мста – место весеннего паломничества туристов Европейской России. Исток реки – оз. Мстино, в 2,5 км севернее Вышнего Волочка. Длина озера около 14 км, ширина 1,5-2 км, глубина до 10 м. Высота истока над уровнем моря несколько более 154 м. Общее направление течения - северо-западное. Длина реки - 445 км, ширина - 60-150 м, глубина от 1 до 3 м, скорость течения 0,2-0,6 м/с, дно в основном песчаное, но местами топкое, в ряде мест каменистое.
Устье реки – северный берег оз. Ильмень. Высота устья над уровнем моря - 18 м, падение реки - 136 м, т. е. несколько более 0,3 м на 1 км течения. На участке Опеченский Посад - Боровичи на расстоянии 23 км падение реки составляет почти 46 м, в среднем около 2 м на 1 км течения.
В верховьях берега реки до Березовского Рядка почти безлесны, река течет среди высоких холмов, очень много деревень. Ниже до Опеченского Посада река течет среди прекрасного леса – остатков европейской тайги, за Опеченским Посадом до Боровичей берега практически абсолютно безлесны.
В песне поется: «Слава Богу, есть друзья, а у друзей есть шпаги!». Товарищи подхватили меня, моё барахло, протащили через здание вокзала и закинули ношу в поезд. Закинули – и ровно через минуту состав тронулся. Успел! Спасибо друзьям! Еще раз убедился в простой истине, что много работать вредно.
Дорога прошла за пивопитием, песнопением и обсуждением моего несостоявшегося опоздания. Я был подвергнут критике и остракизму, и только пенный напиток спас меня от народного гнева. Во Владимире выходили за добавкой, там познакомились с соседней группой. Они открывали сезон на катамаранах на просторах Карелии.
28 апреля 2012 г.
В 5.23 поезд привез нас в Бологое. Проводница провожала нашу группу как родных. Дело в том, что в 2 часа ночи, справедливо рассудив, что её беспокойным пассажирам абсолютно нечего делать, а также с целью увеличения коэффициента полезного действия вырвавшихся на волю туристов, она выдала нашей группе книгу отзывов и предложений, дабы там были оставлены самые лестные отклики о её нелегой проводницкой работе. На предложение предаться сочинительскому труду мы, естественно, откликнулись с энтузиазмом. Можно даже сказать, с огоньком. Буквально за полчаса из-под пера вышла высокопарная и насыщенная идиоматическими выражениями ода о Российских железных дорогах. Словом, ночь пролетела незаметно, а мы породнились с бригадой проводников. Текст оды, к сожалению, не был скопирован. Возможно, он до сих пор путешествует в поезде «Нижний – Питер». Также возможно, что это произведение является самым искренним проявлением народных чувств по отношению к сложной и неблагодарной профессии проводника.
Бологое. Где-то между Петербургом и Московой…
Бологое встретило нас темнотой, холодом и закрытым вокзалом. Где-то поблизости зловеще выли собаки. Кафешек и буфета не наблюдалось, а магазины работали с 8. Пришлось разворачивать полевую кухню. Почуяв запах нижегородской курицы, до которой мы так и не добрались в поезде, собаки перестали выть и, скаля клыки и поблескивая глазами, стали обступать место нашего базирования… Тем временем рассвело. На платформе появился народ, а жуткие собаки оказались вполне миловидными дворнягами. С ними потом обнимался Василенко.
Берем билеты до станции Мста. До туда ходит пригородный поезд, наполненный рыбаками, дачниками и туристами. Стоимость билета – 60 рублей. Погрузка проходит под бубнеж попутчика - Зануды-рыбака, который уж больно боялся, что мы своими рюкзаками и байдарками сломаем его спиннинг. Весь час пути Рыбак-зануда и его друзья хвастались друг перед другом своими небывалыми уловами. Я заснул на истории, когда Рыбак-зануда изловил щуку на 10 кило, а когда проснулся, то он уже сообщал друзьям подробности небывалого случая выуживания из Мсты осетра. Саша Гарусов жадно внимал рыбацким байкам, и, кажется, расстроился, что подошло время выходить.
Станция Мста и бодрый выход
Станция Мста – типичная станция советской постройки. Поначалу даже кажется, что на машине времени перенесся десятилетия эдак на два назад. Впрочем, за зданием станции есть магазинчик с неплохим ассортиментом продуктов.
К реке идем метров 500 по ходу поезда до железнодорожного моста. Переходим мост без проблем. Вохровец, охраняющий стратегическую переправу, даже настаивает на том, чтобы мы собирали байдарки на противоположном от него берегу и не тревожили чуткий сон бойца невидимого фронта.
Параллельно с нами собирается в путь группа на нескольких каяках и катамаранах.
Вышли около 11 часов. В честь грядущих первомайских праздников перед выходом повязываем красные галстуки. Солнце пригрело, и, наконец, пришло осознание: мы на воде! На реке, о которой говорили с февраля! Ура!
Спустя час сплава останавливаемся размять ноги. Природа просыпается. С холмов спускаются ручьи, летают шмели и бабочки.
Еще через час – обед на правом берегу, плавно переходящий для некоторых в тихий час. Бессонная ночь в поезде дала о себе знать. Тут же, на обеденном месте, Василенко открывает купальный сезон.
Выходим после обеда около 16.00. Грести – одно удовольствие. Течение довольно сильное, светит солнце, берега полны интересных объектов. Проходим Апоничино, Хмельники, Крутец. Ближе к в пол-шестого проходим Сельцо-Карельское. Ориентир - белая церковь на правом берегу справа и навесной мост. С моста приветливо машут аборигены.
На ночь встаем километрах в четырех ниже на левом берегу.
Первые часы сплава и церковь в Сельце Карельском
Красоты на берегах весенней Мсты
29 апреля 2012 г.
Утро холодное и мокрое. Идет дождь, а на реке сильный ветер. Решив не ждать в море погоды, собираемся и выходим. Влад заботливо потчует коллектив противопростудными настойками, рецепты изготовления которых он знает и уважает. Рецептов этих большое количество, а потому поголовье спиртосодержащих мензурок, которые Влад берет с собой на сплав, растет в последние годы в геометрической прогрессии. Сей занимательный факт не может не радовать одну часть коллектива и не пугать другую его часть.
Может быть благодаря противопростудным настойкам господина Куприянова в совокупности с домашним салом, изготовленным по рецептуре Чижа Пономарева, а может быть, потому, что погода решила над нами смилостивиться, и появилось, наконец, солнце, мы согреваемся и веселеем.
Несмотря выглянувшее солнце, вид у нас по-прежнему живописный. Саша напялил на себя всю имеющуюся одежду, на руки натянул кожаные краги, на голову водрузил каску поверх подшлемника, отчего стал похож на немецкого парашютиста (это еще сыграет свою роковую роль; до конца похода мы будем обращаться к нему не иначе как «герр гауптштурмфюрер», а будить со словами «Ахтунг! Капут! Русские в городе!»).
Сплав продолжается. На левой фотографии я рекламирую настойки господина Куприянова.
Рядом со мной грустный немецкий парашютист Саша.
Километров через 8 ниже места ночевки видим водонапорную башню. Это Березовский Рядок. Чуть ниже – мост, а еще спустя полкилометра – впадение Березайки. Кстати, многие туристы начинают маршрут именно от Березайки. Лоция обещала нам первые пороги. Их не случилось. Высокая вода скрыла под собой все препятствия.
Левый берег после впадения Березайки – красивый сосновый лес. Присутствуют оборудованные стоянки, притом в довольно большом количестве. Течение становится более быстрым; обгоняем несколько групп на катамаранах, двигающихся к Мстинским порогам. Выходим из Тверской и входим в Новгородскую область.
Стоянка на высоком берегу и закат на Мсте
В 8 километрах ниже Березайки стоят два населенных пункта, расположенных напротив друг друга – это Большие и Малые Семерицы. Проходим под большим навесным мостом, откуда две местные нимфы бальзаковского возраста дают нам рекомендации по дальнейшему прохождению маршрута.
В лоции натыкаемся на описание заброшенной дворянской усадьбы, которая находится в 15 километрах от Б. и М. Семериц. «Там-то мы и заночуем» - мрачно шутит Иван. Но, разумеется, грести еще 15 километров нам лень, да и время позволяет не совершать марафонских заплывов. А потому гребем еще около часа и встаем на высоком левом берегу.
Оборудованной стоянки тут нет, тропы для подъема и спуска к воде тоже, но, тем не менее, место весьма недурственное. Полянки для палаток, обилие дров, капитальный лес - кусок европейской тайги.
Костер горит, палатки поставлены, а Чиж Пономарев расчехляет гитару. За песнопением не заметили, как наступил следующий день - день рождения Саши Гарусова. Подергать за уши господина гаупштурмфюрера, правда, не удалось – голова была надежно защищена подшлемником и каской.
30 апреля 2012 г.
Утром встаем с уже намеченной целью на день: дойти до Опеченского Посада и пройти Большой и Малый пороги.
Река кишит туристами-водниками – на воду спущены байдарки всех мастей, катамараны и рафты… Идем практически параллельно с группой из десятка «Свирей».
Через пару часов сплава проходим место, где несколько лет назад было совершено нападение на группу туристов. Помнится, этот случай бурно обсуждался на туристских форумах в ветках «Грабеж на Мсте». Настороженно отнесшись к этим сообщениям, я впервые в жизни вышел на маршрут, имея при себе оружие. К чести местного населения, мы видели только доброжелательно-дружелюбное отношение к туристам и к нам, в частности.
Идем с неплохой скоростью, да и быстрое течение не предполагает других вариантов. Для придания дополнительного стимула, показываем Владу карту, где на правом берегу отмечено Девкино. Темп гребли значительно ускоряется.
Бодрым темпом проходим километров 15. По весенней воде этот участок занял у нас около 1 ч. 30 мин. чистой гребли.
Подходим к Жадинскому порогу. Он тоже практически полностью скрыт водой – от порога остаются лишь небольшие волны. Сразу после порога зачаливаемся у правого берега
Судя по карте, населенный пункт с интригующим названием Жадины находится по обе стороны реки. Пока разминаем ноги, Андрей устремляется к населенке в надежде разжиться чем-нибудь экзотическим, пополнив праздничный стол. С его слов, в Жадинах произошел следующий диалог:
- Здравствуйте, добры люди! А магазин у вас тут есть?
- Нет!
- А молочко можно купить!
- Нет!
- Жадины…
Словом, наполнить мешок завхоза жадинским яствами нам не удалось, и мы устремились дальше, к Опеченскому посаду.
Опеченский Посад. Неужели, тут сам Петр 1 на порогах катался?
По схеме, опубликованной на сайте компании «Горная Мста», Опеченский посад начинается с дендропарка, расположенного на правом берегу реки. Действительно, не заметить его сложно. Яркие, красивые беседки, растительность с сопутствующими табличками... Очень даже симпатично!
О дендропарке
Дендропарк создан неравнодушным, влюблённым в природу человеком Семёном Андреевичем Ушановым. В нём растут десятки видов деревьев и кустарников, родина которых – Япония, Америка, Балканы, Китай, Корея... У входа – огромная деревянная фигура медведя с деревянным бочонком «мёда» на плече, в нижней части парка – фонтаны, смотровая площадка, уединённый «Остров влюблённых». Дендропарк виден с воды и имеет удобное место, чтобы зачалиться для его осмотра.
А вот и схема порогов с сайта компании "Горная Мста":
Также о приближении к Опеченскому посаду можно догадаться по высокой водонапорной башне, которая видна издалека.
Опеченский Посад - значительный поселок на обоих берегах реки. Основная застройка справа, где старинные рубленые дома выстроились вдоль невысокого берега. Из Опеченского Посада по правому берегу Мсты идет дорога в Боровичи. Именно здесь притормаживает большая часть групп – перевести дыхание перед порогами, размять ноги, зайти в местные магазины.
Магазинов здесь много, ассортимент более чем приличный, есть автоматы, где можно пополнить счет телефона.
Немного об Опеченском посаде.
По Мсте издавна шли торговые суда, а сам поселок появился в начале XVIII в. как Лоцманская слобода. Тогда была сооружена гранитная набережная для причала судов. Петр I создал здесь Школу лоцманов на реке Мста. Кстати, сам Петр I не раз ходил через пороги. Город описан Н. А. Некрасовым и А. Я. Панаевой в романе «Три страны света». В Опеченском Посаде провел последние годы своей жизни и похоронен писатель П. В. Засодимский (1843-1912). В конце XIX в. здесь жил писатель В. Я. Шишков (1873-1945). В районе селения - остатки древнего городища.
Чтобы поднять уровень Мсты для прохода судов, открывались плотины многочисленных водохранилищ на ее притоках. В ожидании этого момента в Опеченском Посаде собиралось до 1500 барок.
Перекусив и исполнив Ритуал-Впихивания-Живота-в-Юбку, стартуем. Пороги начинаются почти сразу за Опеченским Посадом. Проходим три моста (подвесной-капитальный-подвесной), в валы входим сразу после капитального моста. Начинается крутое падение русла. Мста здесь врезается в коренные породы. Проскакиваем два селения – Великий Порог (слева) и Малый Порог (в полукилометре от предыдущего населенного пункта, на правом берегу). Мимо нас пролетают красивые церкви в самих селениях.
Первый серьёзный порог - Малый. Длина в половодье около 600 метров, начинается на правом повороте реки. В лоции написано, что к левому берегу подходит длинная плита, но в половодье она прикрыта водой и не заметна. Валы порога – около 1,5 м. У правого берега за несколькими плитами образуются стоячие волны высотой до 1 м.
Идем без просмотра по центру, по главной струе. Хотя в большую воду весь порог – сплошная главная струя. В середине порога перестраиваемся ближе к левому берегу. По обоим берегам известняковые скалы, на правом есть тропа обноса.
Метров через 400 после Малого Порога, влетаем в Большой порог. Мста здесь пересекает несколько подводных плит, расположенных как у левого, так и у правого берега. За плитами волны до 1,5 м. Посередине русла плит нет, высота волн около 0.5 м. Затем река резко поворачивает влево и бьет в отвесную скалу. В начале участка плит больше у левого берега, ниже – у правого, а дальше, на повороте, валы до 1.5 м. Напротив, у вогнутого берега, подводная гряда, за которой также высокие волны. Идем по центру.
В связке Большого и Малого порогов
Перед самим порогом – большой лагерь туристов. Шатры, палатки всех цветов и мастей, разноцветные флажки. Если не знать, что здесь проходят соревнования – цирк шапито, да и только! Вся река увешана воротами, кое-где довольно низко натянуты веревки. Приходится не просто грести, входя в волну, а еще и уворачиваться от ворот и пригибаться под веревками.
На левом берегу – подземная река Поноретка, вытекающая с высоты прямо из известняковых скал. Ну очень красиво!
Еще через 800 метров Мста поворачивает вправо и несколько успокаивается. Мы причаливаем к правому берегу, на котором есть небольшая площадка. После блиц-совещания принимаем решение остаться здесь на ночь – групп полно, места для стоянок немного, а до следующего препятствия – порога Лестница – рукой подать. Это мы понимает по тому, что вдали виднеются купола храма деревни Ровное.
Вышли из Большого порога. Саша радуется теплу под шум воды.
Развешиваем на просушку вещи, делимся впечатлениями. Стоянка солнечная, защищенная от ветра известняковыми скалами. С дровами проблем нет - у подножия скал много маленьких сухих сосен. Есть и кострище. От предыдущей группы остается горка гречки, вываленная в аккурат под бревнами-сиденьями у костра (весь вечер вляпывались туда; кто-то ногой, а кто-то и рукой). Окрещиваем этот рукотворный объект Прижизненным Памятником Космонавту Гречко.
Андрей с Сашей отправляются на прогулку вдоль порогов, позже к ним присоединяется Влад. Снимают сам порог, природу вокруг, прохождение порогов соседними группами. В пороге болтается довольно много детей разного возраста – на каяках, катамаранах. Многие управляются с плавсредствами не хуже взрослых! Честь и хвала родителям.
В течение вечера к нашему пятачку причаливает несколько групп. Некоторым помогаем ремнабором, кому-то нужна помпа, а кто-то просто переводит дыхание.
Еще один вечер на Мсте, еще одна порция хорошего настроения и запаса бодрости до отпуска!
1 мая 2012 г.
«Первомай, первомай, выше весла поднимай!» - с этими словами вылезаю из палатки. Настроение праздничное. Позавтракав и сфотографировавшись на скале, отправляемся в путь.
Первомай на Мсте
Шум порога Лестница слышен уже через 40 минут. А в скором времени виден он сам. Сначала видим даже не порог, а основательный лагерь каякеров, расположившихся на левом берегу. Кто-то приезжает на порог на покатушки, кто-то просто делает здесь дневку для тренировочных прохождений порога. С левого же берега просматриваем порог. Собственно, весной при широком разливе Мсты, те, кто не хочет лезть в бочку, могут пройти его вдоль левого или правого берега.
Проходим по очереди; после прохождения зачаливаемся у левого берега. Здесь же случается казус с моей байдаркой. Зачалившись за куст и поджидая группу на воде, мы с Владом прозевали момент, когда нас поставило поперек течения (а оно здесь очень сильное даже вдоль берегов). Секунда – и байдарка переворачивается. Впрочем, мы очень быстро из неё выпрыгнули, очень быстро выволокли на берег и так же быстро слили воду. Если бы мы сами не сознались команде в своем глупом киле, то никто бы ничего и не узнал.
Перед порогом Чиж Пономарев сулил Андрею золотые горы, если тот запечатлеет его прохождение Лестницы на «Каньоне». Андрей Чижа запечатлел, но золотых гор так и не получил.
Порог Лестница
Порог проходится нон-стопом. Одновременно несколько каякеров резвятся в бочке, байдарки всех мастей заходят в волну, тут же поспевают рафты. Время от времени суда переворачиваются, туристы с веслами в руках плывут вниз по течению, за ними устремляются спасатели-добровольцы! И все это непрерывно! Весьма занимательно! Оставаться на пороге не стали – уж больно много народа на берегу. Буквально яблоку упасть негде!
Отправляемся дальше и зачаливаемся сразу за пешеходном мостом у населенного пункта Ёгла. Местная жительница, похожая на Семена Михайловича Буденного, показывает нам направление на магазин, и мы, как были, в сплавном снаряжении, отправляемся туда за хлебом. Перед входом в мини-маркет (их там несколько) как благородные сэры снимаем головные уборы – то бишь каски. И подобно средневековым рыцарям, со шлемами под мышкой, производим пополнение запасов.
В одном из описаний написано, что после Лестницы «сплав превращается в сплошное удовольствие» (имеется в виду характер реки). Вполне соглашусь с этим утверждением! Высокие валы, от 0,5 до 1,5 метров, постоянные пороги различной сложности. Наверное, такие ощущения можно получить только по весенней воде. Проходим порог Ёгла. Бочка и слив справа, порог проходится там же.
День довольно холодный. Ветер, моросящий дождь, вода в лицо. У порога Ёгла наша группа разделяется по неволе. Иван подцепил клеща, и обнаружил это только сев в байдарку. Поэтому в скором времени «Таймень», «Свирь» и Чиж Пономарев на «Каньоне» зачалились у левого берега. Мы же с Владом, идя вдоль правого берега, просто не успели перейти к месту зачаливания – представляли угрозу серьёзные валы, и не хотелось ставить байдарку поперек течения. Зачалиться же у правого берега было просто негде. В итоге нас протащило еще километра 3-4 ниже по течению, пока, наконец, мы не причалили у правого берега. Параллельно с нами на брезентовом «Таймене-2» шли два мужичка в брезентовых же штормовках. Вместо фартука – столовская клеенка. Экипаж был мокрым от макушки до пяток, с носа капало, но при этом мужики широко улыбались и были очень счастливы!
Через 20 минут нас догоняет наша команда, и мы принимаем совместное решение вставать на ночь на левом берегу. Если верить лоции, при таком темпе сплава мы очень скоро окажемся в Боровичах, а у нас впереди был еще целый день похода!
Холодная стоянка за Еглой
Место, конечно, не самое лучшее. Но по описанию их дальше не было вовсе (описание не соврало). Из дров – кустарник и выброшенные половодьем бревна. Высокая трава, полная ползающих гадов. Но выбирать было не из чего…
Кто-то сразу заваливается спать, кто-то до утра голосит песни. Вечером Саша доходит до порога Ёгла, где удачно ловит на камеру видео с килями соседних групп (зафиксировано в видоотчете).
2 мая 2012 г.
Динамичный участок от Еглы до Боровичей
Бодро поднимаемся, завтракаем китайской лапшой, делаем контрольные звонки. Кстати, сотовая связь есть практически на всем маршруте
Крайний день интересного сплава. Выходим около 10 утра. От Ёглы до Боровичей довольно насыщенный участок – есть и бочки, и валы. При желании, маневрируя от берега к берегу можно поймать максимальное количество естественных препятствий! Все пороги и перекаты есть на схемах «Горной Мсты» (приводятся выше), но в большую воду этот участок – как один сплошной порог.
Боровичи уже близко…
По мере приближения к Боровичам, встречаем на берегах снег. До этого его не видели.
От места нашей стоянки до Боровичей – около 1,5 часов сплава. О приближении к городу можно догадаться сначала по рыбакам на автотранспорте, а потом и по крышам многоэтажек.
Пройдя под бетонным мостом, встаем перед металлическим пешеходным. На левом берегу находится городской пляж. Там и антистапелимся. Народ идет мимо по своим делам, на нас не обращают никакого внимания. К туристам тут привыкли.
О Боровичах
Боровичи возникли на древнем торговом пути, что подтверждают курганы и остатки двух городищ в его окрестностях. Именно вблизи Боровичей был древний «нижний» волок. В документах 1495 г. есть сведения о Боровицком погосте. В 1770 г. село Боровичский Рядок получило статус города, через 6 лет он стал уездным.
Свое новое развитие, потребовавшее подведения к городу в 1876 г. железной дороги, город получил после обнаружения в его окрестностях залежей огнеупорных глин, которые ранее ввозились из-за границы.
Ныне Боровичи второй после Новгорода культурный и промышленный центр Новгородской области с развитыми кустарными промыслами. Гордость боровичан - современный комбинат огнеупоров, продукция которого широко используется в нашей стране и поставляется за рубеж.
Собрав рюкзаки, Влад и Чиж Пономарев отправляются на автостанцию, искать транспорт для заброски в Окуловку. В принципе, с транспортом проблем нет. Можно договориться по вполне нижегородским расценкам.
До Окуловки доезжаем с ветерком. Ветерок, правда, долетает не до всех – большинство завалено рюкзаками. По салону ползает большой усатый жук, и мы забавляемся тем, что перекидываем его друг на друга.
Мост в Боровичах и вокзал в Окуловке
До Окуловки доезжаем минут за 40. На въезде проезжаем памятник Миклухе-Маклаю. Знаменитый русский путешественник родом из этих мест.
В Окуловке вполне симпатичный вокзал, напротив – супермаркет.
Коротаем оставшееся до поезда время дегустацией местных сортов пива.
Параллельно вместе с Василенко показываем, как нужно проходить порог Лестница. Вот так это выглядело:
3 мая 2012 г.
Мы в городе! Одной рукой заталкиваю рюкзак в багажник, другой держу раскалившийся от звонков телефон... Поход окончен, началась рутина…Но ведь это ненадолго, правда? Скоро опять на маршрут!
Приложение 1
График движения
День похода |
Участок |
Способ передвижения |
День 1-2 27-28 апреля 2012 г. |
г. Нижний Новгород – г. Бологое
|
Поезд «Нижний Новгород – Санкт-Петербург» |
День 2. 28 апреля 2012 г. |
г. Бологое – ст. Мста ст. Мста –Сельцо Карельское |
Поезд «Бологое – Сонково» Сплав |
День 3. 29 апреля 2012 г. |
Сельцо Карельское-Полоное |
Сплав |
День 4. 30 апреля 2012 г. |
Полоное – Опеченский Посад – Большой порог |
Сплав |
День 5. 1 мая 2012 г. |
Большой порог – Лестница- Ёгла |
Сплав |
День 6 2 мая 2012 г. |
Ёгла – Боровичи г. Боровичи – ст. Окуловка |
Сплав Автотранспорт |
День 6-7 2-3 мая 2012 г. |
ст. Окуловка – г. Нижний Новгород |
Поезд «Санкт-Петербург-Нижний Новгород» |
Приложение 2
Лоция р. Мста, участок ст. Мста – г. Боровичи
(Источник - Михеев Ю.З. Подробная лоция голубых дорог Центральной России (Часть 2). М, Издательство МСХА, 1997 г.)
0 (0) Мста - значительный населенный пункт, протянувшийся вдоль левого берега реки на 2,5 км. Железнодорожная станция Мста в 0,3 км от реки. Подход к реке в восточном направлении. Возможное место начала или окончания похода по Мсте. Ниже в 1 км лес по обоим берегам реки, но здесь же вдоль берега идут дороги.
3 (3) Ножкино, справа. Напротив Гоголино.
1,5 (4,5) Холшебинка, на левом берегу.
0,5 (5) Кожино, справа.
2 (7) Апоничино ни левом берегу. Напротив роща. Скорость течения реки увеличивается до 0,8 м/с.
1,5 (8,5) Хмельники, справа, ниже на другом берегу небольшая роща.
1,5 (10) Крутец, на левом берегу. Ширина реки 36 м, глубина 2 м, дно топкое.
2 (12) Сельцо-Карельское, церковь, справа.
1 (13) Сеглино и устье Косуни, слева.
3,5 (16,5) Ровени, справа, на другом берегу Межозерье. Река течет в обрывистых крутых берегах. Ее ширина 32 м, глубина около 2 м, дно каменистое.
2 (18,5) Косино и значительный лес на высоком обрыве, слева. Ширина реки резко увеличивается и достигает 75 м, глубина уменьшается до 1 м.
1 (19,5) Жизнево, ниже в 1 км конец леса, слева.
2 (21,5) Бехово, на левом берегу реки.
1,5 (23) Липячи, на правом берегу. Петля реки, вытянутая в северо-западном направлении, за ней северная околица того же селения.
1,5 (24,5) Березовский Рядок, церковь за лукой реки, на левом берегу. Ниже 0,5 км мост, за ним через 0,5 км устье Березайки, слева.
2 (26,5) Избоищи, справа, остров в русле реки. Лес по левому, а затем и правому берегу до устья Переборашки. Удобное место для дневки или бивака. Ширина реки 40 м, глубина 1,7 м, дно каменистое. Мcта покидает пределы Тверской области и уходит на территорию Новгородской области.
2,5 (29) Устье Переборашки, справа. Перекат против ее устья. Проход в центре русла Мcты. Берега заросли кустарником, отдельные группы деревьев.
1 (30) Басутино, слева. На другом берегу лес урочища Никольского. На правом берегу дорога, выходящая к реке у группы сосен.
3 (33) Мал. Семерицы, справа, напротив Бол. Семерицы. Большой подвесной мост. Ниже в 2,5 км лес по правому берегу. Остров в русле реки.
4,5 (37,5) Бол. Глиненец, деревянная церковь, слева. На другом берегу Мал. Глининец. Подвесной мост. Два больших острова в русле реки.
4 (41,5) Устье Увери - значительного притока Мсты, минеральный источник, справа. В устье Увери Перелучи, деревянный мост. От Перелучи по правому берегу Мсты идет дорога в Опеченский Посад. Ниже до Опеченского Посада оба берега реки покрыты прекрасным лесом - остаток когда-то обширной европейской тайги.
1,5 (43) Полоное, устье Полонки, слева. Ниже Полоного на левом берегу перед Горбино удобное место для дневки или бивака. Есть небольшой родник.
5 (48) Горбино, слева. Напротив Девкино. Паром между ними. Трос, перетянутый через реку. Особая осторожность при проходе.
1 (49) Стрелка, слева. Остатки дворянской усадьбы. Ниже 1,5 км в русле реки два острова.
2,5 (51,5) Бол. Чернец, устье Сосны, слева. Ниже в 2,5 км значительный остров в русле реки, за ним другой, меньшего размера. Ширина реки 85 м, глубина 2 - 3 м, скорость течения 0,2 м/с, дно каменистое.
6,5 (58) Устье Скирлевки - левого притока Мсты.
1,5 (59,5) Опочно, слева.
1,5 (61) Устье Селиводки - левого притока Мсты.
2,5 (63,5) Усадьба Жадины, справа. На другом берегу Жадины. Ниже в 1,5 км устье Жадинки, справа. Начало Боровичских порогов, о которых извещает высокая труба льнозавода. Впереди на трехкилометровом расстоянии в русле реки пороги, хорошо просматриваемые с правого берега.
3,5 (67) Опеченский Посад, значительный поселок на обоих берегах реки. Из Опеченского Посада по правому берегу Мсты идет дорога в Боровичи. Почти сразу за Опеченским Посадом начинаются основные пороги.
2,5 (69,5) Великий Порог, слева. На другом берегу Малый Порог, ниже его в 0,5 км устье Ганицы. Мста здесь врезалась в коренные породы и буквально пропилила в них себе русло. Скорость течения реки резко увеличивается соответственно крутому падению русла.
Первым предстоит преодолеть Малый порог протяженностью около 0,5 км.
Ниже Малого порога в 0,3 - 0,4 км Большой порог, состоящий из нескольких поперечных гряд, вздымающих водяные валы до 2 м высотой. Большой порог протянулся на 1 км. Ширина реки 80 м, глубина 0,7 м, скорость течения реки в половодье 0,5 - 0,6 м/с, дно известково-доломитное со значительным количеством каменных глыб и их осколков.
Ниже небольшой лес на обоих берегах.
3 (72,5) Устье Понеретки, слева.
1,5 (74) Ровное, церковь, дорога в Боровичи, справа. Живописные окрестности «Горная Мета». На левом берегу постройки бывшего совхоза «Решающий». Река делится небольшими островами на три протоки. Рекомендуется пройти по левой протоке, так как русло двух других перегораживают ряд плит, образующих ступени, что и дало название этому порогу - Лестница. При желании можно пройти и через этот порог. В 1 км от Ровное устье Ширепы - правого притока Меты. Ниже безлесные берега.
1,5 (75,5) Золотого, по обоим берегам реки.
3 (78,5) Егла, справа. За селением ближе к левому берегу четыре небольших острова. Здесь небольшой порог Егла. Напротив Еглы Ануфриево, через которое идет шоссе в Боровичи. Берега безлесны, удобных мест для биваков практически нет.
2,5 (81) Путанно, справа.
2 (83) Шиботово, на правом берегу. Напротив Павловка.
1,5 (84,5) Боровичи, начало городской застройки. Город довольно живописно расположен по обоим берегам реки.
1(85,5) Устье Круппы, слева. Ниже ее устья 0,5 км автодорожный мост через Мсту.
2,5 (88) Подвесной пешеходный мост. Ниже его за поворотом реки в 0,5 км от берега ст. Боровичи.
Lotsman 12.12.2012 23:20:46 |
0
+0
-0
|
||
Отличный материал! И практически полноценный отчет. |
finn 13.12.2012 13:11:34 |
0
+0
-0
|
||
Жаль, фотки и схемы не кликабельные |
Борис Котельников 13.12.2012 13:36:31 |
0
+0
-0
|
||
Принимается. Схемы исправил! |
Игорь 28.08.2020 21:18:25 |
0
+0
-0
|
||
зарегился исключительно ради слов благодарности за заметку) приятно читать спасибо! |