Валдай и Ильменская низменность. Река Мста. 1973 год
После похода на сибирскую Оку Николай Батраков предложил пойти в следующий поход на плотах туда же – уж очень понравились ему те места. Конечно, места там были исключительно интересными во всех отношениях: нехоженая тайга со зверьём, красивые горы и бурные, вполне проходимые, реки и речки, ледники, цирки. Однако идти в поход по этому маршруту ещё раз мне не захотелось – я ещё не видел много других мест. Мой опыт байдарочника был уже достаточен для того, чтобы отправиться в сложный спортивный поход на байдарке по неизведанным местам. Ветер странствий настойчиво дул мне в паруса.
В это время вокруг меня сформировался коллектив молодых ребят, выпускников Горьковского политехнического института, пришедших к нам в ЦКБ с кафедры кораблестроения.
У землянки на озере Еловом
Это были жаждущие работы, активного отдыха и приключений Саша Барашков, Коля Дрёмин, Серёжа Пургин, Веня Потёмкин, Нина Соловьева, Галя Трутнева. Сдружились мы сначала летом, в байдарочных походах выходного дня, а затем – на строительстве землянки на озере Еловом.
К весне 1973 года ребята приняли моё предложение пройти на байдарках по весенней реке Мсте. Решили идти от её истока, в Вышнем Волочке, до устья, то есть, до впадения в озеро Ильмень. До самого озера мы не пошли, так как в мае на озере часто бывает сильная волна, и идти на байдарках по нему было бы проблематично. Решили обойти озеро по обводному каналу, идущему до Новгорода.
Верхняя часть реки Мсты до города Боровичи мною уже была изведана: я проходил её по Боровичским порогам. За Боровичами река не представляла спортивного интереса, но попасть на Ильмень-озеро и в Новгород хотелось, хотя это направление лежало в стороне от удобных транспортных путей.
Пошли четырьмя байдарками "Салют": Пургин – Трутнева, Уставщиков – Уткина, Дрёмин – Болонин – Соловьева и я с Леной Темновой. Лену привёл ко мне её муж и мой коллега, Володя, и попросил взять к себе в экипаж, так как ей очень хотелось пойти в поход, а у Володи такой возможности на тот момент не оказалось.
27 апреля 1973 года на Московский вокзал в Горьком нас пришла проводить команда поддержки в лице семей Володи Темнова, Вени Потёмкина, Коли Дрёмина, Риты Поповой и моей.
В 10 часов вечера на поезде №211 Горький – Москва мы выехали в Москву. На следующее утро с Курского вокзала перебрались на Ленинградский и в полдень электричкой выехали в Калинин. Оттуда на дополнительном поезде Калинин – Ленинград приехали в Вышний Волочок и встали за пристанью, в 1,5 км от железнодорожной станции, напротив фабрики с тремя трубами.
29 апреля встали рано, в половине пятого, вышли на маршрут в 9 утра. Берега у реки низкие. Сильным весенним разливом затопило все окрестности. Куда идти, непонятно. Вышли, ориентируясь по карте. Через полчаса, меняя курс в поисках русла, подошли к деревне Борисово, стоящей рядом с неявно выраженным впадением реки Цна в озеро Мстино. Затем прошли одинокий двухэтажный дом в березняке – дачу художника И.Е. Репина.
Около полудня обнесли Митинскую плотину, затем прошли несколько перекатов и один слив, после которого увидели, как идущая перед нами группа заканчивала ремонт двух пропоротых байдарок "Салют". Миновав малозаметное, но коварное препятствие, мы встали на обед. Около трёх часов дня вышли, а через час в правой протоке, у острова, чем-то острым прорезали байдарку на 25 см вдоль борта. Вытащить её на берег помогли байдарочники-москвичи, которые шли до Боровичей. Они же подарили нам рулон дефицитной липкой полиэтиленовой ленты для ремонта. Мы такой лентой до этого ещё не пользовались.
Около 7 часов вечера прошли станцию Мста, а через 10 минут миновали железнодорожный мост и устье реки Мста. Притормозили, наблюдая интересную картину. Перед нашими байдарками переплывала реку большая собака. Я озадачился: что заставило собаку плыть через широкую реку с ледяной водой и достаточно сильным течением? Почему собака не испугалась нас, не повернула к стоящей на краю реки деревне, а пыталась проскочить реку перед нашими байдарками? Я шёл впереди и притормозил байдарку, уступая собаке место и боясь, что она испугается нашей группы. Когда собака проплыла мимо меня, я подошёл к ней поближе. Остальные тоже подтянулись. Собака вылезла на крутой берег, ловко вспрыгнула вверх, на обрыв, энергично отряхнула своё серо-коричневое тело, села на задние лапы и повела длинными ушами. Мы все вскрикнули – это была не собака, а большой заяц-русак! Я ещё по Тутаеву знал, что зайцы очень смелые, они даже днём часто забегали в городские огороды в поисках пищи. Их регулярно гоняли собаки, а мы бегали следом за собаками, но, как правило, видели только заячьи следы. Помня стихотворение Н.А. Некрасова про деда Мазая и бедненьких, спасённых им зайцев, мы даже предположить не могли, что в половодье они так резво плавают через реку в деревню, чтобы поесть чего-нибудь, и обратно. Мы долго не могли прийти в себя после увиденного.
Вскоре у деревни Голино пришлось делать обнос, и мы про зайца забыли. Уклон реки увеличился, стали встречаться перекаты, берега поднялись выше. В 8 вечера встали на ночь рядом с москвичами.
Механическая кинокамера «Кварц-2» |
Обнос Митинской плотины |
30 апреля я опять всех поднял в 5 часов утра. Надо было двигаться, ведь планы у нас были грандиозные. В палатке было холодно, а когда из неё вышли, то увидели, что вся земля покрыта снегом, а на байдарке сплошной коркой лежит лёд. Ночью был заморозок около -5ºС. Позавтракали и вышли в половине девятого.
На Лене – марлевая маска от загара
Течение на реке было быстрое, в русле – множество камней. У деревни Касино встретили группу москвичей, идущих на плоту из автомобильных камер с импровизированной саянской подгребицей. Прошли мы около часа и прорвали одну байдарку, трёхместный "Салют". Быстро, как на соревнованиях, отремонтировали плавсредство и пошли дальше. Ширина реки составляла около 30 метров. В 2 часа дня встали на обед, ещё через 2 часа вышли.
Нагнали группу на двух плотах из автомобильных камер. Река стала полноводной, до 100 метров в ширину. После устья реки Увери встали на правом берегу, у первого острова с источником минеральной воды. За ним следовал другой остров, но с затопленным источником минеральной воды. Определить его местонахождение можно было по запаху несвежей капусты и сероводорода.
Приближаемся к Опечинским порогам
Потом прошли посёлок Жидино, за ним – одноименный порог (или перекат) и за посёлком Опечинский посад, у входа в Малый Опечинский порог, встали на ночь.
1 мая – праздник, поэтому встали в половине седьмого, а в 9 вышли. Прошли Малый порог без разведки, а в Большом порвали трёхместный "Салют".
Ремонт байдарок за сливом Большого порога
Надо было идти прямо по стоякам, а мы стали смещаться влево и попали на гряду острых камней. После одного из сливов нос пошёл вверх, а корма ещё была над камнем, и оболочка разорвалась поперёк корпуса в районе спинки заднего сидения.
Зашиваем оболочку байдарки сразу в двух местах
Пятидесятисантиметровым разрывом, как ковшом, черпанули воду. Выбрались напротив прижима основного слива Большого порога. Пошли вопреки рекомендациям: куда идти было нельзя, туда нас и затащило. Здесь же, у правого берега, порвали в четырёх местах двухместный "Салют". И опять пригодился опыт соревнований: быстро всё отремонтировали и пошли дальше.
Излучина за Большим Опечинским порогом
У порога "Лестница" вышли на осмотр. Река перегорожена плитами, как плотиной, а за препятствием идёт высокий слив, после которого – несколько метров обратного течения. Наблюдали, как проходят порог другие группы. Они шли по основному сливу с набором максимальной скорости, чтобы за счёт момента скорости и большой массы гружёной байдарки проскочить "мёртвую" зону за сливом и, с купанием в пене и брызгах воды, выскочить из порога. Так можно было бы идти до Боровичей, но у нас была другая задача. Поэтому прошли порог без всяких экспериментов у правого берега и в наиболее чистом месте. Через час прошли порог у деревни Павлово и подошли к городу Боровичи. В Боровичах встали на обед на правом берегу, за мостом. После обеда сходили в город за хлебом и кремом для рук, так как из-за постоянной влаги и солнца кожа на пальцах рук у многих стала трескаться.
3-144 Наш лагерь
В половине пятого вечера вышли. Ниже Боровичей вода, за счёт многочисленных притоков, высокая, берега холмистые. У деревни Волгино пришлось делать обнос груза. Берега стали ниже, ширина реки около 100 метров. Затем встали на ночь.
Лена Темнова |
Нина Соловьева |
2 мая. Подъём в 6 утра. В половине десятого вышли и вскоре миновали село Волок с сохранившейся церковью.
Появились леса, в основном еловые. Река в этом месте широкая и спокойная.
Встретили группу москвичей, идущих от станции Мста до посёлка Топорок. Они удивились нашей высокой скорости и хотели немного потянуться за нами, но за первым же поворотом мы так далеко ушли, что они, издав возгласы изумления, сразу же осушили вёсла и встали в дрейф. Около часа дня встали на обед, и через час вышли.
Всю первую половину дня дул сильный встречный ветер. Прошли железнодорожный мост и посёлок Топорки. На выходе из посёлка – устье реки Березайка. После неё вскоре прошли устье реки Льняной и подошли к высокому Красному Яру.
Открылся высокий берег, изрезанный распадками, поросшими редким ельником. Это одно из самых живописных мест, встретившихся нам на Мсте. После высокого берега начался перекат с двумя рукавами, летом здесь образуется порог небольшой сложности. В половине восьмого вечера встали на ночь.
3 мая. Подъём – в половине седьмого, выход – в 9 часов. Через 40 минут прошли поселок Любытино с Любытинским порогом (перекатом). В 12 часов дня на левом берегу встретился высокий, поросший в основном елью, яр с глинистым красным обнажением, а после него, в 15 минутах хода, начиналась большая, восьмикилометровая излучина до деревни Вычеремы. После неё 2 часа стояли – обедали. После обеда через 2 часа прошли устье реки Малая Каширка, а затем порог Камни, который был полностью закрыт водой. Мы не почувствовали его. У деревни Подгорной встретили ленинградцев, идущих по речке Мде до Мстинского моста. Эта речка проходима только весной. За деревней Кривое Полено в половине девятого вечера встали на ночь.
Красный Яр – одно из красивых мест на Мсте
4 мая в половине седьмого – выход, а через два часа – станция Мста и железнодорожный мост. Сделали памятный снимок, оставшийся прекрасным воспоминанием о том времени, и проводили Серёжу Пургина в Горький. Из-за окончания отпуска он вынужден был закончить свой маршрут.
После Мстинского моста ширина реки увеличилась до 200 метров, и появились знаки судоходной обстановки. 5 мая в 11 дня вышли и через час с небольшим прошли порог, за ним – деревню Захарьино, а после неё – опять порог. Решили сделать час отдыха. Ещё через час – опять порог, и вскоре встали на обед.
У станции Мстинский мост. Группа в полном сборе
Во время обеда в 1,5 км выше от нас, на противоположном высоком берегу, за лесом, на наших глазах, при очень сильном ветре с наветренной стороны и жаркой погоде, сгорела деревня. Произошло всё очень быстро и неожиданно. Мы обедали, смотрели на красивую деревню и вдруг увидели, как над крыльцом ближайшего из домов появился слабый дымок. Это было так неявно, что мы лениво обсудили, дымок ли это. За считанные секунды слабый дымок превратился в заметный дым, и сразу же из-за крыльца вырвалось пламя. Оно мгновенно поднялось над крышей и одновременно перекинулось на второй дом, с него – на третий, а оттуда – и на четвертый. Вся деревня из четырёх домов одновременно заполыхала. Издали стали слышны крики, удары набата в рельс. Пожар был настолько сильный, разгорелся так стремительно, что вопрос о его тушении уже не стоял. Одновременно занялись хозяйственные постройки. Быстро подобраться к домам через реку и заросшую лесом пойму нам было невозможно. Из ближайшей деревни уже бежал народ, и слышался сигнал пожарной машины. Мы были просто подавлены простотой неизбежности и людским бессилием перед огненной стихией.
Около 4 часов вечера вышли. Прошли несложный порожек и устье реки Волма. Через полчаса прошли ещё один порог и приплыли к деревне Прышкино. Отсюда по реке до большого посёлка Честово – 25 км. Прошли устье реки Холова и встали на ночь.
5 мая в 7 утра – подъём, через 2 часа – выход. Прошли устье реки Хуба, а затем – 2 деревни с оригинальными названиями: на правом берегу – Парни, на левом – Девки. Берега очень низкие и безлесные, дует сильный встречный ветер со стороны Ильмень-озера. Около 2 часов дня встали на обед. Отсюда до Новгорода – около 60 км. В 4 вечера вышли. Прошли лесосплавный участок, а далее через каждые 15–20 минут попадались деревни. Прошли мимо дома отдыха с купальней на берегу, а в 15 минутах хода за ней – деревню Рышово с домом оригинальной конструкции на берегу. Говорят, здесь в 70-х годах сгорела красивая деревянная пятиглавая церковь.
Медленно прошли вдоль посёлка Прилуги с лесозаводом. На причале встретили добродушного, живописного, с огромной окладистой бородой рыбака. На его вопрос, откуда плывём, мы ответили, что из Вышнего Волочка. Он на реке провёл всю свою жизнь, а в Вышнем Волочке ни разу не был, но слышал о нём. От удивления и восхищения он изрёк такую витиеватую непечатную фразу, от которой наши девушки потупили глаза, а мы задохнулись от смеха. Изрёк он эту тираду по привычке, не от испорченности языка и нравов, а из самых лучших чувств, и мы пожелали ему удачной рыбалки.
Прошло чуть больше одного часа, и мы подошли к деревне Костино. Такой же по виду и возрасту, с такой же окладистой бородой и на таком же причале, ловил рыбу другой мужик. Увидев нас, он обратился точно с таким же вопросом и с той же интонацией:
– Доброго здравия!! Откуда, ребята, плывёте?!
– Здравствуйте! Из Вышнего Волочка!
Далее последовала фраза, точно соответствующая фразе его предшественника:
– Ох, ё. м…!
Наши парни хохотнули, а девушки улыбнулись.
Когда подошли к поселку Пятница с лесосплавным участком, диалог опять повторился:
– Доброго здравия!! Откуда, ребята, плывёте?!
– Здравствуйте! Из Вышнего Волочка!
На этот раз наша команда ответила дружно, уже с искорками смеха в глазах. И опять в ответ получили точно такую же словесную загогулину:
– Ох, ё. м…!
Вместе с нашими девушками мы зашлись в истерическом смехе, потому что этой фразы, трижды слово в слово повторенной этими добродушными и приветливыми мужиками, находящимися в 5–6 километрах друг от друга, мы уже ожидали.
В 8 вечера встали на ночь.
6 мая. Встали в 8 утра и через 2 часа вышли. Через час закончился сплошной участок посёлков, начался сильный встречный ветер с затяжным дождём, от которого не спасали никакие укрытия. Шли молча и быстро. Вёслами работали, как в лихорадке. Наконец, около 2 часов дня дождь закончился, и мы встали на обед. Через 2 часа вышли. Ширина реки доходит до 200–250 метров – разлив и, вероятно, подпор от Ильмень-озера. Через полчаса прошли остатки мостового быка с двумя бакенами, после которого увидели обводной канал, идущий к Новгороду. В него и зашли.
Ильмень-озеро очень широкое и мелкое. Оттуда в восточном направлении часто дуют ветра, мешающие судоходству. Поэтому ещё в стародавние времена был прорыт девятикилометровый обводной канал от реки Мсты к реке Волхов. Канал находится ниже Новгорода. Ширина канала метров 150, и он позволяет легко пройти встречным путём двум караванам судов.
В 6 вечера встали на ночь. Во многих местах берега канала заросли кустарником. Гена Болонин попытался ловить рыбу, да куда там! Сильный ветер и волны мешали ему насладиться рыбалкой. Он поймал несколько хвостиков, отчего, как заядлый рыбак, очень расстроился. Вообще-то, Гена пошёл с нами в надежде на хорошую рыбалку, но не учёл того, что поход наш был спортивный, без днёвок и длительных стоянок, и рассчитан был на короткое время праздников, с 1 по 9 мая. Мы уставали так, что даже Гене порой было не до рыбалки.
7 мая. Подъём – в 6 утра, а через полтора часа – выход. Идём каналом. Берега его ничем не облицованы. Он ровный, прямой, заросший отдельными деревьями и кустарником. Без срочной очистки канал может зарасти кустарником и разрушиться. В половине десятого прошли канал и вышли в реку Волхов. Сразу пересекли реку и, перебарывая сильное весеннее течение, подошли к Новгороду. Встали рядом с Кремлём.
Новгородский кремль
К железнодорожному вокзалу и в центр города пришлось идти через Кремль. Высушили под кремлевской стеной байдарки, сходили на экскурсию в Кремль, осмотрели достопримечательности, в том числе знаменитую звонницу и памятник «1000-летию России» и выехали через Бологое в Москву в Горький. Итого за 9 дней похода мы прошли 462 км с абсолютным временем 58 часов 20 минут и средней скоростью сплава 8 км/час.
В заключение хочется сказать несколько слов о нашем коллеге, Гене Болонине,
Справа - Г.В. Болонин
который был участником этого похода. Да, это тот самый Геннадий Васильевич Болонин, заместитель главного конструктора ЦКБ «Лазурит», лауреат премии «Своя колея», который в 2005 году проявил незаурядное мужество и силу воли при ликвидации аварии подводного аппарата АС-28 у берегов Камчатки.
За его освобождением из подводного плена следила не только наша страна, но и весь мир. 4 сентября 2005 года он, как и весь экипаж АС-28, Указом Президента России В.В. Путина был награжден Орденом Мужества. А в жизни Геннадий Болонин – замечательный человек, прекрасный специалист и азартный рыбак.
Подводный аппарат АС-28 типа «Приз» |
ПА «Приз» с работающими вертикальными движителями |
Подводный аппарат проекта 1855 «Приз» был разработан нашим конструкторским бюро и построен на заводе «Красное Сормово». По мнению специалистов ВМФ, по объёму решаемых задач он является самым эффективным спасательным аппаратом на нашем Военно-Морском Флоте. Моё участие в проектировании этого аппарата было очень скромным и заключалось в обеспечении его средствами контроля уровня в дифферентных цистернах.
antikrot 11.04.2016 11:46:28 |
0
+0
-0
|
||
" за 9 дней похода мы прошли 462 км" Ох! |