Верхняя Ижма - четыре дня весны и труда!
Нитка маршрута: г. Нижний Новгород - г. Урень (электричка) - дер. Рожниха (такси) - дер. Рыбное (пешка) - р. Ижма (просека ниже второго моста, пешка) - р. Ижма (чуть выше ПП Катай, сплав) - дер. Ядровское (пешка) - дер. Полянское (пешка) - г. Урень (такси) - г. Нижний Новгород (электричка)
Общий километраж активной части: 39 км (5 км пешка + 18 км сплав + 6 км пешка)
Использованные суда:
Щука-3 (vap-nn, U-hoho)
Щука-3 (finn, Mari*ka)
Описание похода:
Поскольку кроме двух безбашенных экипажей, жаждущих приключений и нескучного сплава, все равно никто больше не записался, то было решено начать сплав не от Катая (второй именной ПП, от которого нам настоятельно рекомендовали стартовать бывалые туристы), и даже не от Норана (первый именной ПП), а вообще чуть ли не от второго моста (находящегося примерно в 5 км ниже истока). За первый день планировалось дойти до Катая, за второй - до Переправы, за третий - до Больших Отар. Заброска элкой+такси до Рожнихи, оттуда 5 км пешки до реки (дорога через Рыбное и просека).
В том месте, где к реке подошла просека, по которой мы двигались, Ижма выглядела широкой, глубокой и практически беззавальной, поэтому стапелиться решили прямо там (впрочем, вдоль реки все равно продвигаться было затруднительно).
Сперва шлось легко, затем предполагаемые завалы таки начались, да такие ядреные, что с планами дойти в первый день до Катая пришлось довольно быстро распрощаться. Много бобровых плотин и погрызов по берегам.
Пройдя километров пять по воде и берегу, встали на ночевку, не дойдя даже до Норана. В лесу довольно сыро, но благодаря бобровым стройматериалам (жерди, бревна, щепа) стоянку удалось вполне неплохо оборудовать :)
На второй день продолжили штурмовать завалы, и достигли Норана примерно к полудню (правда, воды в реку он особо не добавил). Бобризмов стало меньше, зато лес по берегам сменился на преимущественно елово-пихтовый, и завалы тоже. Соответственно, возросло количество обносов, которые также усложнились.
Вообще, на Ижме практически отсутствует разница между прохождением завала по воде и его обносом по берегу - весь лес представляет собой сплошной завал, и обносили лишь особо забитые завалами петли русла, в целях наверстывания ходового графика, от которого уже прилично отставали. Впрочем, иногда, просмотрев путь обноса по берегу, принимали решение "обнести" его по руслу. Получался эдакий оплыв обноса :))
В общем, Катая не достигли и к концу второго дня (ситуацию дополнительно усложнила внезапно налетевшая гроза, которую пришлось пережидать на берегу около часа). Стало понятно, что если не достигаем его утром третьего, то дальше него идти смысла нет, ибо следующая точка аварийной выброски находится уже очень далеко.
Третий день принципиальных изменений в характере реки не принес. Русло в целом стало пошире, но завалы продолжали встречаться с удручающей частотой. После вчерашней грозы добавилось несколько свежеупавших стволов (причем, одно из деревньев рухнуло прямо у нас на глазах). Река отчаянно петляет. Обнеся одну петлю русла, иной раз понимаешь, что лучше бы ты этого не делал, потому что это всего лишь начало еще большей петли. Пришлось пускать по берегам десант в виде наших доблестных девушек для своевременного выявления петель второго и третьего порядка и разведки путей их наиболее рационального обноса :)
К концу третьего дня стало окончательно понятно, что Катая мы так и не достигнем (примерно в это время родился слоган "Сколько Ижму не катай, хрен получишь ты Катай", и приняли решение закончить сплав в том месте, где к реке по карте максимально близко (метров на 50) подходит дорога до Полянского. Впрочем, дорогу эту обнаружить не удалось ни в 50, ни в 500 метрах от реки, поэтому последний день похода сулил новые приключения в виде пешей 8-километровой выброски азимутом через завальный болотистый еловый лес. За три дня сплава и обносов по реке было пройдено около 18 километров. Реальная же длина этого участка реки в 1,5-2 раза больше, а коэффициент извилистости явно превышает 3.
К счастью, выброска получилась не такой страшной, как ожидалось - поплутав по лесу километра с полтора, дорогу наконец отыскали, и отшагав по ней еще шесть километров, достигли Полянского. Там столкнулись с очередной напастью - отсутствием сигнала сотовой связи по всем трем наших операторам (НСС, Мегафон и Теле2). Что характерно, в Рожнихе, находящейся менее чем в 4 километрах, со связью проблем не было. Связь не то чтобы отсутствует, но появляется на считанные секунды и очень неустойчивая (Полянское находится в низине) - пришлось потратить немало времени, чтобы суметь заказать такси, но все-таки нам это удалось. Большое спасибо Александру, нашему уренскому кужугетычу - приехал максимально быстро, и доставил нас к вокзалу уже в половине пятого. Ну а дальше два часа ожидания ближайшей элки (в ходе которого мы старательно доедали недожоры, делились впечатлениями и строили планы) и три часа дороги домой.
О природе, о погоде и весне:
По берегам реки произрастает довольно много смородины, чай все дни пили исключительно с ней. Также запомнились цветы ветренницы и медуницы, которые в эти числа были повсюду, и радовали глаз, и молодые строчки, коих набрали на обратном пути аж целый пакет (у меня это был первый опыт их дегустации). С погодой, можно сказать, повезло - не считая той грозы, все 4 дня солнце. И все 4 дня - день весны и труда :) Про труд уже все сказано, а про весну - очень рад, что удалось застать пробуждение природы - самые первые ростки, вылезавшие из земли (крапива, таволга, люпин - красивые миниатюрные листики, даже и не верится, что потом вымахают), и начало распускания почек - в городе-то этот процесс уже давно завершился. Жаль, что времени на фотографирование практически не было...
Выводы и рекомендации:
Фото с комментариями, более полно описывающими поход
Анонс и обсуждение похода на нн.ру
Спасибо всем участникам этого воистину нескучного мероприятия!