Отчет: Уда 2014

Информация об авторе
allmaz
Бор
Дата регистрации: 26.03.2011 00:55:37
Предыдущий визит: 11.05.2022 21:07:41

Автор: 
Регион:Восточный Саян
Туризм и путешествия:Водный
Категория сложности: 6
Сроки: 05.07.2014 - 27.07.2015
ОТЧЕТ о пеше-водном туристском походе 6 категории сложности в районе Центрального Саяна со сплавом по реке Уда, совершенном группой туристов г.Москвы с 5 по 27 июля 2014 года.

 Маршрутная книжка № 1/4 - 604

Руководитель группы: Петухов Д.М.

тел. (495) 670-30-56 моб. 8-916-337-66-76
E-mail: msaufoxru@yandex.ru

СОДЕРЖАНИЕ


1. Справочные сведения о маршруте
1.1. Паспорт маршрута
1.2. Определяющие препятствия маршрута
1.3. Состав группы
1.4. Заброска и выход с маршрута
1.5. Аварийные выходы с маршрута


2. Выбор маршрута и его изменения


3. Техническое описание маршрута

3.1 График движения
3.2. Пешеходный переход до начала сплава по р.Уда
3.3. Сплав по р.Уда до стрелки с р.Хан
3.4. Разведка р.Хан на предмет сплава
3.5. Сплав по р.Уда до пос.Порог


4. Итоги путешествия, выводы, рекомендации


Приложения: карты, фотоматериалы

 

1. Справочные сведения о маршруте

 

1.1. Паспорт маршрута


Вид туризма: - пеше-водный
Категория сложности: – шестая (6)
Район путешествия: – Центральный Саян, Тофалария
Нитка маршрута: – г.Москва - г.Нижнеудинск (поезд) – р.Катышный (авто) – устье р.Хатага (пешком) – р.Уда (сплав) – р.Хан – р.Уда – пос.Порог – г.Нижнеудинск (авто) – г.Москва (поезд)
Протяженность маршрута 390 км: сплав - 345 км, пешие переходы - 45 км
Количество участников: – 9 человек
Средства сплава: – 2 четырехместных катамарана и 1 двухместный
Уровень воды: – низкий/средний
Маршрутная книжка: - № 1/4 – 604, МКК ФСТ ОТМ

 

1.2. Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута

Вид препятствия

Кат.сл.

Длина Характеристика Путь прохождения
Порог «Хангорокский»

1-я ступень

 4+…5  200м

Гряда крупных камней с узкими воротами между ними и навалами. Сливы более 1м.

После осмотра проходили разными вариантами: слева, по центру и справа
 Порог "Байгырский"  4  80 м Крупные камни в русле, сложная линия движения со сливами более 1 м.  Шли сходу
 Порог "Сардык"  4…4+  1 км  Непрерывная лавировка среди крупных камней, узкие проходы  Шли сходу
 Порог "Ханская щель"  4  80 м Концентрированная струя с мощным прижимом в конце. Бочки до 1.5 м Шли после осмотра по основной струе
Порог «Макбет» 5 200 м Большой уклон, сливы и бочки до 1,5 м Прохождение после осмотра по основной струе.
Порог «Ворота» 4 50 м Огромная глыба в русле с навалом на нее После осмотра шли по основной струе
Порог "Кривой" 4 100 м В русле множество камней, узкие проходы Прохождение сходу
Порог "Сито" 4…4+ 200м Много крупных камней, на выходе бочка 1,5 м Прохождение по основной струе после осмотра
Порог "Крокодилы" 5+…6 80 м Крупные глыбы в русле, сложная линия движения, сливы и бочки более 1,5 м Прохождение по левой струе после осмотра. Киль К4-2 на выходе
Порог "Ключ" 6 50 м Водопадный слив более 2,5 м с мощным котлом за ним Прохождение К4-1. Киль
Ступени 7,8, 9 Нижнего каньона 6 1,2 км Мощная струя в скальных стенках, сливы и бочки до 1.5 м Прохождение сборным экипажем по основной струе после осмотра

 

1.3. Состав группы


п/п

ФИО

Год
рожд.

Туристский опыт

Обязанности
в группе, судно

1

Петухов Дмитрий Михайлович

 1983 Б.Лаба-Белая 3(5)р. Акишма-Нимакан-Кема 5р, Фиртина-Хала 3(5)р, Алара 3(5)р

Руководитель,
фото, видео,
GPS, К4-1

2

Климин Сергей Валентинович

 1964

Кекемерен 6р, Укучикта 6р, Урик-Хоньчин-Даялык 5р,
Бий-Хем-Айлыг-Баш-Хем 5р

Зам.руковод.,
капитан К4-1,
фото

3

Мандрыкин Сергей Викторович

1969

Пскем 6у, Кекемерен-Нарын 6у, Укучикта 6у, Моя-Ачин-Куторамакан 5у

Реммастер, Матрос К4-2

4

Мазуров Алексей

1980

Марсианди 5у, Томпуда 5у, Укучикта 5у

Матрос К4-1

5

 

Дубцов Александр Геннадьевич

 

1982 Катунь-Чуя-Кадрин 5р, Она 4р Матрос К4-2
6

 

Гулящих Илья Анатольевич

 

1992 Мурхой-Гутара 3у, Кантегир 4у, Тисса-Ока 4у Матрос К4-2
7

 

Паякина Марина Борисовна

 

1966 Урик 4у, Билин-Кызыл-Хем 5у К2-1
8

Зубов Евгений Георгиевич

1973 Кожим-Косью 3у, Уксуньоки 2(4)у, Кутсайоки 4у К2-1
 9

Петухов Михаил Евгеньевич

1958

СиловаЯха–СибирчатаЯха-Кара 4у
Билин-Кызыл-Хем-Кадыр-Ос 5у

Завхоз, Капитан К4-2

 

 

1.4. Заброска и выход с маршрута


Основным пунктом заброски на реки Центрального Саяна является г.Нижнеудинск, куда можно добраться из Москвы различными поездами. К сожалению, поездов, прибывающих рано утром, в этом году не было. Мы выбрали №44 Москва-Хабаровск, с самым «ранним» прибытием в Нижнеудинск около 12-30 по местному времени.
Для дальнейшей заброски на реку Уда мы заранее связались по телефону и электронной почте с Евгением, владельцем сайта Tofalaria.ru, который уже давно занимается доставкой туристов в этом регионе, начиная от заказа полноприводной техники до прииска Катышный и заканчивая предоставлением услуг каюров с лошадьми для пешей заброски на реку. С ним же договорились об автобусе для выброски из пос.Порог.
За заброску до Катышного на Урале (примерно 12-16 часов езды, в зависимости от уровня воды в Бирюсе) и 5 грузовых лошадей на 3 дня отдали 79.500 рублей. Еще 5.000 рублей обошлась выброска до Нижнеудинска.
В целом заброска-выброска прошла практически по плану, однако, без мелких «накладок» не обошлось ни на одном из этапов. Что весьма удивительно для организатора, столь давно занимающегося этим бизнесом.
До Катышного добрались около 4 часов утра следующего дня. Хотя уровень воды в реке был низким, наша машина регулярно ломалась-чинилась…. Прибыв на место, мы не встретили там ожидающих нас каюров с лошадьми. Прождали их до обеда, после чего упаковали весь груз в рюкзаки и пошли в сторону перевала по дороге. В конце второй ходки, пытаясь «срезать» петлю дороги, свернули с нее на тропу и вышли к зимовью, где и встретили наших «отдыхающих» каюров. По их словам, они собирались нас встречать только завтра утром….
Для выезда из пос.Порог мы заранее заказали автобус на 22-00, чтобы спокойно приплыть, просушиться и успеть к ночному поезду в Москвы. Приплыв к обеду, от продавщицы центрального магазина узнали, что автобус «за туристами» приезжал в 10-00, никого не нашел, развернулся и уехал….. Связь в поселке очень плохая, но, к счастью, удалось дозвониться до организаторов и попросить вновь прислать за нами автобус.

 

1.5. Аварийные выходы с маршрута


В долине реки Уда находится единственный крупный поселок - Алыгджер. Соответственно, в случае непредвиденных ЧП, можно выходить к нему – с самых верховий Уды в поселок ведет конная тропа по левому берегу. В зависимости от уровня воды, возможны сложные броды. Ниже Алыгджера много частных дач и домиков, но на серьезную помощь там вряд ли стоит рассчитывать – проще доплыть до конца маршрута.
В случае происшествий на пешей части, до основного перевала, проще сплавиться по Мурхою и выйти в пос.Гутара.

 

 

2. Выбор маршрута и его изменения


В 2014 году мы остановили свой выбор на р.Уда, т.к. наша группа еще ни разу не была в Центральном Саяне, а данная река – единственно возможный здесь вариант уровня 5-6 кс. Маршрут по Уде сложно «связать» с каким-то ее притоком, т.к. все известные и хоженые притоки реки имеют категорию сплава заметно ниже, чем сама Уда, и, кроме того, интересные участки этих притоков находятся на значительном удалении от устья.
При подготовке к походу мы рассматривали в качестве вариантов-связок крупные правые притоки Уды – реки Хангорок и Хан, до сих пор еще ни кем не пройденные.
Вариант с р.Хангорок отпал практически сразу, при тщательном рассмотрении крупномасштабных карт – средний уклон предустьевого участка около 10 м/км и характер долины явно не предполагают наличия там интересных препятствий. Река Хан несколько лет назад была осмотрена (но не пройдена) группой Цветковой С. Выводы – при среднем и выше уровне воды возможен сплав по выходному участку, крутопадающему и сильно засоренному камнями. Таким образом, мы включили в наш маршрут возможный сплав по нижнему участку р.Хан.
Первое изменение в графике маршрута произошло еще в Москве, когда из-за неожиданного сокращения отпусков отдельных участников, нам пришлось пересмотреть стандартный вариант сплава по Уде в 22-23 ходовых дня на крайне жесткий график с всего лишь 15-ю ходовыми днями.
На первой части маршрута мы столкнулись с крайне низким уровнем воды. При осмотре р.Хан, на тех участках, что значились в лоции Цветковой как «возможны для прохождения» - у нас была практически «сухая мостовая из крупных булыжников». Верхние участки р.Хан, где группа Цветковой отмечала «многочисленные габаритные непроходы» - мы даже не пошли смотреть.
Кроме того, из запланированного мы не прошли последние (10, 11, 12) ступени Нижнего Каньона Уды. Сказалась физическая и психологическая «усталость» предыдущего сплавного дня, с килями обеих «четверок», спасработами, а затем и с поиском одного из катамаранов.

 

3. Техническое описание маршрута


3.1. График движения

 

День

Дата

Участок пути

Км Характер участка
 -  05-08.07

г.Москва – г.Нижнеудинск –
прииск Катышный

 -  Поезд, а/м Урал
1 09.07

м/н – за бродом через Мурхой

8

Пешком, хорошая тропа, дорога,
брод

2 10.07

м/н – за устьем Аскайлы

14

Пешком, тропа

3 11.07

м/н – устье Хатаги

23

Пешком, тропа, брод

4 12.07

Стапель. дневка

-

-

5 13.07

м/н – устье р.Нижняя Хонда

29 Сплав, простые пороги. шиверы
6 14.07

м/н – перед устьем п.п. Ары-Ой

45 Сплав, простые пороги. шиверы
7 15.07

м/н – устье р.Хан

22 Сплав, пороги до 5 кс, шиверы
8 16.07

м/н – устье р.Тоз-Ой. Установка базового лагеря

5 Сплав, пороги до 5 кс, обнос вещей и судов за Водопадную часть каньона
9 17.07

м/н – сплав до начала 10-й ступени Каньона, возврат в базовый лагерь

2 Сплав, пороги до 6 кс, два киля, спасработы
10 18.07

м/н – устье р.Джуктыр

25 Обнос судов, сплав, шиверы
11 19.07

Дневка

- -
12 20.07

м/н – за метеостанцией Хадама

72 Сплав, пороги, шиверы
13 21.07

м/н – урез 572,3 м

55 Сплав, шиверы
14 22.07

мн – район л.п. Мунгузук

60 Сплав, экскурсия в пещеры
15 23.07

мн – пос.Порог – г.Нижнеудинск

30 Сплав, автобус
- 24-27.07

г.Нижнеудинск – г.Москва

- Поезд

 

Итого: 390 км

 

 

3.2. Пешеходный переход до начала сплава по р.Уда


От стоянки на Катышном вверх по долине ручья идет дорога. Колея старая и немного заваленная. Кое-где видны следы гусениц. Километра через 2.5 колея начинает вылезать направо на борт долины. Подъем несложный, набор высоты 200-250 м. Перевал длинный и плоский, поросший лиственницами и густой высокой травой. Высота примерно 1490 м. Тропа идет по довольно широкой просеке, видимо, заросшей дороге.
Со стоянки (фото 2) вышли после обеда, так и не дождавшись наших проводников с лошадьми. Сразу два простых, коротких брода через ручей. За вторым бродом увидели хорошую конную тропу, поднимающуюся на правый борт долины – решили. Что тропа срезает петлю дороги и пошли по ней. Поднялись на небольшую полочку и увидели поляну с зимовьем, где и стояли наши проводники (фото 3). Около 1,5 часов ушло на перепаковку вещей в «лошадиные» сумы (везли с собой из Москвы).
От зимовья тропа бродит приток ручья, переваливает невысокий заболоченный холм и вновь выходит на дорогу. Вскоре начинается подъем на перевал, представляющий собой широкую, заболоченную просеку (фото 4).
Крутой спуск по тропе к Мурхою (потеря высоты 150-200 м), брод на его левый берег. Брод довольно сложный. По левому берегу Мурхоя - неплохая тропа. Перед впадением Багая - изба.
Проводники предупредили нас, что метров через 200-300 после начала спуска с перевала находится отворот влево конной тропы, которая ведет к броду. Отворот помечен затесами на дереве (фото 5). Спуск весьма крут, местами ботинки проскальзывают, следует соблюдать осторожность.
Сам брод через Мурхой, при нашем, низком уровне воды, проблем не представляет (фото 6). Но ширина брода значительная, так что в высокую воду могут быть сложности. Сразу за бродом встали на ночевку на хорошей поляне левого берега. До Багая не пошли, так как там уже стояли лагерем наши проводники с табуном лошадей.
Дальнейшее движение вверх по долине Мурхоя сложностей не представляет – тропа хорошо набита и явно выражена. В «сомнительных» местах, где тропа раздваивается или уходит вброд – находим нужное нам направление, что называется «по запаху» - в этом основной плюс движения по следам только что прошедшего табуна из 10 лошадей. Во второй день пешки прошли немного, долго пережидали сильный ливень с градом. Да и проводники наши остановились около брода через Аскайлы-Ой, т.к. у них была запланирована вечерняя охота.
С утра продолжаем движение по хорошей тропе и в районе обеда поднимаемся на перевал, вслед за нашими проводниками (фото 7). На перевале тропа теряется, заболочено, тура не нашли. С перевала идем без тропы, просто вниз по долине р.Сытляр-Атар (фото 8).
Набитая тропа вновь находится в зарослях ивы, вскоре она спускается к ручью, бродит на его правый берег и начинает вылезать наверх. Перевалив небольшой хребетик, тропа начинает забирать круто вправо - к Хатаге и вскоре бродит основное русло.
Далее явно выраженная тропа идет по правому берегу Хатаги до самого устья, проблем с ориентировкой нет. Ближе к устью несколько раз останавливались и пытались найти водопад на Хатаге, но это нам не удалось. Просто полюбовались видами грандиозного каньона на реке (фото 9). Перед самым впадением в Уду на тропе появляется много отворотов и развилок – лучше держаться ближе к Хатаге, чтобы попасть на поляну в ее устье.
Весь следующий день был занят отдыхом, стапелем и борьбой с полчищами мошкары и гнуса, коих здесь в огромном количестве – видимо, жаркая погода способствует. Воды в Уде очень мало, узкая основная струя едва просматривается среди россыпей многочисленных булыжников в русле.

 

3.3. Сплав по р.Уда до стрелки с р.Хан


Реку Уду условно делят на несколько частей:
1. Начальный. От устья р.Хатаги до р.Хангорок. Протяженность – 82км. 2-3к.сл. Основные препятствия: «Верхний каньон», шив.5 за устьем р.Тер-Яга, шив.7 за устьем р.Н.Хонда, шив.13, пор.15., шив.23, пор.31, шив.37, 38, 39.
2. «Разминочный». От р.Хангорок до р.Хан. Протяженность – 12.5км. 4к.сл. Основные препятствия: пор. «Хангорокский», пор. «Байгырский», пор. «Сардык».
3. «Пятерочный». От устья р.Хан до предводопадной шиверы «Нижнего каньона». Протяженность – 5км. 5к.сл. Основные препятствия: «Ханская щель», «Макбет», «Ворота», «Кривой», «Сито», «Сторожевой».
4. «Нижний каньон». От предводопадной шиверы до устья р.Аран. Протяженность – 4км. 6к.сл. Выделяют 14 ступеней. Определяющие препятствия: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 11, 12 ступени.
5. Выходной. От устья р .Аран до пос .Алыгджер. Протяженность – 7км. 1-2к.сл. Шиверы.
6. «Нижняя Уда» - 240км. До пос.Порог – река 2-3 к.сл.

1. Длинная шивера, сплошь забитая камнями. Начинается через 1,5-2 км после устья Хатаги. Ширина русла до 70 м. Вода фильтруется между камней, можно перейти с берега на берег. Протяженность около 4-5 км. В конце шиверы русло сужается до 20 метров, и река входит в каньон.
2. Верхний каньон. Длина около 1 км. На входе в каньон - шивера средней сложности, далее в каньоне на протяжении 1км несколько несложных шивер, как правило, на поворотах реки с прижимами на скалы. За каньоном на ПБ есть неплохая стоянка.
3. Простая шивера. Расположена перед устьем реки Верхняя Хонда. Длина около 1 км.

Начитавшись «ужасов» в предыдущих лоциях и, учитывая наш низкий уровень воды – думали, что будет хуже. Но, видимо, сказался небольшой размер наших судов. Обе «четверки» прошли участок примерно за полтора часа, активно маневрируя, сделав 2-3 проводки. Сходу вошли в Верхний Каньон (фото 10) и зачалились в улове после первого прижима (фото 11). Здесь еще около часа ждали «двойку» - смешанному экипажу проводки и маневры давались с гораздо большим трудом. Поймали первых хариусов. Стоянку за каньоном не заметили, поэтому сплавились до Верхней Хонды, перед устьем которой и встали на обед. Воды в притоке практически нет.

4. Простая шивера.
5. Шивера за устьем Тер-Яги, представляет собой простой слив с валами до 0,5 м. В устье Тер-Яги есть стоянка.
От р.Хатага до устья Тер-Яги 17 км. Далее локальные препятствия чередуются с протяженными плесами.
6. Легкая шивера за притоком № 11. Валы до 0,5 м. Не доходя 100 м до устья Нижней Хонды есть стоянка, два домика, банька….

От устья Тер-Яги до Нижней Хонды 9,5 км.
Участок не представляет проблем, шли сходу. Встали лагерем на левом берегу перед устьем Нижней Хонды. Осмотрели и домики и баньку, но воспользоваться не рискнули – вид такой, будто хозяева только что и ненадолго отлучились……

7. Шивера на левом повороте за устьем реки Нижняя Хонда. На 60-ти метровом участке падение воды – 1 м.
8-14. Простые шиверы. Последняя тянется почти до конца прямого участка, где можно причалить на правый берег для разведки порога № 15. От устья Нижней Хонды до притока перед порогом №15 около 25 км. Здесь есть стоянка. Также есть стоянка перед шиверой №9 – старая геологическая база в устье ПП р.Эден.
15. Порог. Ориентиры: плес на левом повороте за шиверой № 14 и высокий скальный отрог, в который упирается плес. Нижняя часть отрога заросла лиственницей. Приток № 20 фильтруется в грунте и с воды не виден. В конце плеса, в правой половине русла лежат два камня. Заходить лучше слева от них. Две струи – центральная и правая береговая –
сходятся чуть левее трех обливных камней, образовывая порог. За камнями – пенный котел. Слева чистый проход. В 15 метрах ниже подводных камней торчит "зуб". До него тянется правая вспененная часть слива. Между камнями проход не более 5 м.

Участок шли сходу. Перед порогом №15, в конце улова причалили на правый берег отдохнуть и половить рыбу. Издалека, с камней осмотрели начало порога – в левой части порога просматривается основная струя, свободная от камней. После короткого отдыха прошли препятствие походной колонной.

16-23. Простые шиверы. Просматриваются сходу.
24. Шивера. Лесистый остров делит русло на две протоки. Правая мелкая. Идти левой протокой под левым берегом, т.к. в русле много камней.
25-30. Легкие шиверы, сходу.


Участок шли сходу. Встали лагерем, немного не доходя до п.п. Ары-Ой

31. Порог. Подводные камни и простой слив. Проход намечается с ходу.
32-35. Простые шиверы, сходу. Напротив устья ручья Пидопе - галечная отмель. Проход слева.
36-39. Простые шиверы, появляются отдельные камни в русле.
От порога №15 до порога "Хангорокский" 30,5 км. За порогом на ЛБ есть стоянка.

«Разминочный» участок
40. Порог «Хангорокский» (5 к.с.). Расположен сразу за устьем реки Хангорок. (Но километром выше есть еще один правый приток.) Ориентиры: долина реки сужается, высокие скалистые горы подступают к самой воде. Впереди четко видно, как справа в Уду впадает река Хангорок. В конце правого поворота перед прямым участком с левого берега в воду выступает скала, на которой ежегодно бывает завал. Сразу за скалой небольшое улово, где необходимо пристать к левому берегу для разведки порога. Производить разведку порога можно и справа, если причалить сразу ниже устья р. Хангорок. На длине 1км расположено три ступени, между которыми можно причаливать.
1-я ступень Хангорокского порога: большие камни в русле. Несколько гряд камней, в конце ступени – навал на камень левого берега. Порог технической сложности не представляет, особого маневра не нужно. За порогом – плес.
2 и 3 ступени Хангорокского порога в техническом отношении значительно проще: отдельные крупные камни и несколько "ворот". Генеральная линия движения проходит в левой половине русла. В конце порога расположен чистый слив с большими стоячими валами до 1,5 м.

До Хангорокского шли сходу. Перед порогом зачалились на левый берег для осмотра. В конце первой ступени поставили две «морковки». К4-1 первым прошел порог по центру (фото 12) и встал на страховку. Затем 1-ю ступень Хангорокского по очереди прошли К4-2 (фото 13) и К-2. Вторую и третью ступени порога шли сходу, в режиме походной колонны.

41. Шивера за устьем реки Байгыр. Вал 0,7 - 0,8 м. Проходится без разведки. За шиверой № 41 у правого берега имеется участок стоячей воды с нанесенным древесным хламом. На ПБ, напротив устья Байгыра есть стоянка, изба.
42. Порог "Байгырский" (4к.с.). Расположен на Z-образном повороте реки в 0,8 - 1 км ниже устья реки Байгыр. Справа, на входе в порог, расположена небольшая гряда камней. Чуть ниже, в середине русла, лежит огромная глыба, в которую бьет струя. Место для прохождения есть слева и справа.

Шли сходу, слева от глыбы. При низком уровне воды достаточно узкие проходы между камней на выходе. Сливы и бочки более 1 м (фото 14, 15).

43-45. Средние шиверы. На них и между ними быстрое течение с валами до 0,8 м.
46-47. Порог "Сардык" (4к.с.), две ступени. Длина – 1 км. Ориентиры: находится ниже устья реки Сардык-Ой – 1,5 км. Здесь слева к реке вплотную подходит черный скальный отрог, ниже которого на левом повороте начинается порог. Горка из валов и бочек.
В пороге несколько сужений образованных большими камнями, раскиданными в русле на всем протяжении порога. В сужениях сливы до 1 м, валы, бочки.
Ниже порога 300 м относительно спокойной воды, далее река делает резкий поворот вправо. После второй ступени слева есть неплохая суводь, куда необходимо причалить для разведки или обноса порога “Ханская щель” по ЛБ. Сразу за поворотом начинается входная шивера порога "Ханская щель", протяженностью 250 м.
От порога Хангорокский до устья реки Хан 11,5 км.


Шли сходу. Много крупных камней в русле с узкими проходами между ними. Требуется очень интенсивный маневр на протяжении всего порога. Спокойной воды после порога как-то не заметили – чалка к правому берегу в 200 м выше устья р.Хан была весьма напряженной. По совокупности оценили бы порог «Сардык» 4+ кс.
Стоянка здесь возможна только на невысокой «корявой» полочке, прямо над стрелкой с Ханом. Отнесли рюкзаки к лагерю, оставив суда в месте чалки, с тем, чтобы иметь возможность маневра на заходе в порог «Ханская Щель» (фото 16).

 

 

3.4. Разведка р.Хан на предмет сплава


Из отчета Цветковой С.
Расход Хана мы оценили в 15 кубометров в секунду. Примерный средний уклон – 15 м/км.
Условно Хан разделили на 6 участков (начиная от устья).
Участок 1. Проход возможен. Шивера длиной метров 300, заканчивается в устье Хана, где начинается порог «Ханская щель».
Участок 2 с большим уклоном. В русле разбросаны огромные глыбы, проходы между ними проблематичны. На правом повороте русла – большой остров, с левого берега видна только левая протока, более маловодная, непроход. Забравшись на стенку каньона, можно увидеть правую протоку – воды в ней больше, но тоже – габаритные непроходы.
Выше него - участок 3 – интересный порог, место, которое реально можно было бы пройти. Представляет из себя горку с множеством торчащих камней, между которыми нужна лавировка; затем – прижим к скале левого берега. Далее – быстороток.
Выше этого участка – участок 4 с относительно небольшим уклоном и вялым течением. Выше – участок 5 с большим уклоном и завалом из камней; габаритные непроходы. Еще выше – участок 6 спокойной воды, в нем – 2 порога (локальных), камни в русле. Проход - прыгая по камням. Далее – разбои. Река широко растекается и глобально поворачивает налево (если смотреть вверх по течению). Воды для сплава мало. От устья до начала разбоев прошли примерно 4 км.


Читая описания Цветковой и оценивая тот уровень воды, который был у нас, мы еще в начале сплава не питали никаких иллюзий на предмет возможности пройти нижние препятствия р.Хан. Причалив перед притоком и поставив лагерь, мы отправились на разведку. Однако, далеко ходить не пришлось – увиденное уже на ближайших 200-300 метрах Хана, полностью исключало какой-либо осмысленный сплав (фото 16, 17).
Ночью была гроза и сильный ливень, уровень воды в Уде поднялся на 60-70 см, река заметно помутнела. Однако, Хан при этом так и остался светлым, уровень воды в притоке не изменился. Таким образом, наше планируемое первопрохождение не состоялось.

 

3.5 Сплав по р.Уда до пос.Порог


«Пятерочный» участок
48. Порог "Ханская щель" (5Ск.с.). Длина – 150 м. Порог начинается в 50 метрах выше устья реки Хан. На входе уклон заметно возрастает. В русле отдельные камни, по основной струе вал 0,5 - 0,8 м, далее следует основная часть порога, которая начинается напротив впадения реки Хан. На участке 50 м сливы 0,5 - 1 м, с левой стороны мощная бочка образованная сливом 1 м с подводной плиты, через 5 метров река делает резкий поворот на 90о влево, врезается почти всем потоком в скалу правого берега, не образуя отбойного вала и входит в каньон с высотой скал до 100 м, где затихает в глубоком плесе. С левой стороны на входе в каньон половину русла перегораживает большая глыба, мешающая войти в каньон слева и оставляющая проход справа 5 - 6 метров. 30 % потока при врезании в
правобережную скалу отбрасывается вправо, образуя большое улово-ловушку между скалой и бурным потоком впадающего Хана. Река Хан впадает мощным потоком и выше по руслу представляет сложный порог с большим падением.


Порог «Ханская Щель» смотрится внушительно, но, на наш взгляд, для прохождения несложен. Непосредственно перед прижимом к скале правого берега, в основной струе мощная косая бочка, которая должна «отбивать» судно от прижима. Собственно, так и произошло со всеми тремя судами, без «помощи» этой бочки, уйти перед прижимом с мощной, концентрированной струи влево за крупную каменную глыбу, оказалось весьма сложно. Сначала порог прошел К4-1, страховку не ставили, т.к. постановка нижней страховки здесь по трудозатратам не соизмерима со сложностью порога. После прохождения К4-1 встал на страховку под скалой левого берега. Далее поочередно прошли К4-2 и К-2. Все шли по основной струе (фото 19).
После прохождения «Ханской Щели» чалились в конце плеса к наклонным плитам левого берега для осмотра порога «Макбет» (фото 20).


49. Порог «Макбет» (5кс.). Длина – 200 м. Находится 150 метров ниже порога "Ханская щель". В русле большое падение. На входе русло засорено полуобливными камнями, далее в сужении метровый слив с последующей бочкой. Ниже 15 метров, в русле большая глыба, на которую идет навал воды, основной проход справа. Ниже глыбы мощная бочка и далее на выходе вал до 1,5 м. Разведку порога «Макбет» лучше всего производить по камням левого берега (по малой воде). При средней воде разведка выполнима только сверху, откуда сложно оценить величину сливов в пороге.

После ночного дождя в пороге нет никаких полуобливных камней и глыб – по всему руслу мощные сливы и бочки. Осмотрели порог по камням левого берега, в одном месте пришлось идти по пояс в воде через улов. В конце порога поставили две «морковки» для страховки первого катамарана. Первым порог прошел К4-1, шли ближе к левому берегу. Далее, поочередно прошли К4-2 и К-2, оба экипажа шли по центру порога (фото 21-24).


50. Порог «Ворота» (5к.с.). Начинаются через 200 м ниже порога "Макбет". Прохождение по центру русла. Далее плес 150 м, за которым следует несложная шивера, которая на правом повороте реки переходит в препятствие № 50.

Зачалились перед порогом к правому берегу. Правее центра русла – большая полуобливная глыба с несильным навалом на нее. Прохождение возможно как справа, так и слева от глыбы. После осмотра, поочередно прошли под правым берегом (фото 25). На наш взгляд, порог «не тянет» на 5 кс.


51. Порог "Кривой" (4к.с.) Основная струя в пороге уходит ближе к левому берегу и сливается с полуобливной плиты, образуя между плитой и правым валуном узкий пологий слив высотой 1 м. за сливом струя валит на обливной камень. Прохождению порога справа мешают камни входной шиверы. За порогом плес. Далее река делает длинную петлю влево, на которой расположены две несложные шиверы
52. Простая шивера. После нее плес, на котором можно зачалиться к правому берегу для осмотра порога "Сито".

Этот участок шли в режиме походной колонны, проходы между камней хорошо видны с наплыва, сложности не представляет. Заметив большое нагромождение камней в центе и свал воды вправо, чалились к левому берегу для осмотра порога «Сито». Не очень понятно, где там лоция рекомендует чалиться вправо?


53. Порог "Сито" (5 к.с.). Русло засорено на протяжении 300 метров большими камнями. Ниже порога плес. За плесом начинается мелкая длинная шивера.

Струя отжимается камнями под правый берег, здесь узкий слив с мощной бочкой. После осмотра прошли поочередно по основной струе (фото 26). Оценили препятствие 4+ кс.


54. Шивера с большим количеством камней, переходящая в несложный порог "Сторожевой"
55. Порог «Сторожевой». Средней сложности. Проход по центру, затем небольшой плес и гряда крупных камней с широкими проходами. Сразу после порога слева – бом высотой около 300 м. под бомом участок с быстрым течением, за бомом метров через 150 начинается осыпь. От осыпи до начала входного порога в «Нижний каньон» тянется полукилометровая несложная шивера.
56. Шивера, переходящая в сложный входной порог первой ступени каньона. Шиверу желательно осмотреть и наметить место чалки у левого берега. Проблем с прохождением и чалкой не возникает. Расстояния достаточно большие и поэтому «влететь» в предканьонный порог можно только очень «постаравшись». От реки Хан до 1-й ступень Нижнего Каньона 5,5 км
По левому берегу идет хорошая тропа обноса, которая приводит к месту стоянки – большой поляне ниже 4-й ступени, после впадения р.Тоз-Ой. Тропа идет вначале по небольшой террасе левого берега, куда для обноса порога “Водопадный” нужно поднимать суда. Высота террасы 2 м. Тропа в конце её уходит влево, где начинается крутой подъем. После траверса склона тропа круто спускается к ручью и переходит на его левый берег. Спуск судов удобно осуществлять прямо по крутому руслу ручья. От устья ручья несложный подъем по скальным выступам до базового лагеря. Общая длина обноса около 1 км.


Участок шли сходу. Чалка к месту начала обноса хорошо заметна – на левом берегу начинается невысокая березовая полочка, а впереди в русле появляется хорошо заметное нагромождение камней. В месте чалки сделали обед, за время которого осмотрели тропу обноса и начало «Нижнего Каньона» (фото 27).
После обеда перенесли вещи на штатную стоянку за ручьем Тоз-Ой и поставили лагерь. За вторую ходку перенесли суда и оставили их у переправы через ручей, для последующего спуска на воду. Все оставшееся время посвятили осмотру Нижнего Каньона Уды.

"Нижний каньон"
57. «Нижний каньон» разделен на 14 ступеней разной сложности.
Предводопадная шивера-порог (5С). Входу в Нижний каньон предшествует порог с большим уклоном и большой технической сложностью. На участке порога 250 метров в русле много больших валунов, особенно в средней части, которые в своих проходах образуют мощные сливы 1 - 1,5 м. поток хаотичный, линия движения очень невыраженная. Много моментов где на большие валуны идет сильный навал воды и появляется реальная опасность опрокидывания судна типа катамаран до входа в первую ступень. За 40-50 метров до входа в первую ступень появляется относительно чистая струя в левой части русла, но скорость течения на этом участке очень велика.
1-ая ступень. Порог "Водопадный" (6С). Русло резко сжимается выступом левого берега до 7 метром. Левая часть русла упирается в скалу левого берега, образуя косой вал до 2 метров. На входе в скальные щеки просматривается мощный слив до 2,5 м во все русло с последующим мощнейшим пенным котлом, который преимущественно выбрасывает свои воды на правый борт каньона, образуя сильный навал на скалу правого берега, и давит на нее последующие 10 метров. Вода, сильно насыщенная воздухом, мечется между скал в хаотическом потоке на протяжении 15 метров. Река на данном участке первой ступени теряет высоту около 6 метров. Это препятствие, бесспорно, самое сложное и зрелищное на реке Уда. Ниже - струя под прямым углом бьет в скалу правого берега.
2-ая ступень. Порог – водопад 3 м (6А). Вода сливается с грибовидных валунов. Ширина слива во все русло. В центре с подводной плиты слой воды не превышает 3-4 десятка сантиметров. В левой части водопада один из камней сливной гряды несколько выдвинут вперед, а на входе в слив лежит внушительный скальный обломок, образуя сложные косые ворота.
3-я ступень – косой водопад высотой 2,5-3 м (6В). В сливной яме водопада наблюдается мощный эффект "бочки", вода закручивается в вертикальной плоскости и давит на скалу левого борта. Вход в основной слив осложнен коротким порогом, в котором отдельные камни средних размеров и пару сливов 1 м с «бочками» мешают точному заходу в основной слив.
4-я ступень – водопад 1,5-1,7 м высотой (5С). После локального слива длинный спокойный участок воды, заканчивающийся в месте впадения р.Тоз-Ой. В случае переворота в четвертой ступени зачалить судно на берег лучше всего в его устье, т.к. в других местах – каньонный участок.


Мощь воды впечатляет. Красиво. Даже при нашем, невысоком уровне воды в Уде – прохождение этого участка на катамаранах небольшого объема (как у нас) – это игра в «рулетку» с невысокими шансами на успех. Обнос этого участка мы планировали изначально.


5-я ступень – порог "Крокодилы" (6А). Длина – 200 м. расположен 70-80 м ниже ручья Тоз-Ой. На входе в порог русло загромождено скальными обломками и камнями, между которыми образуются мощные сливы до 1,5-1,7 м с пенными ямами. В средней части русло перегораживает скальный обломок, на который идет навал воды и делит русло на два потока, где вал до 2 метров и в левом потоке мощная «бочка».
6-я ступень – порог "Ключ" (6А). Длина – 70 метров. Это оригинальный, мощный и сложный порог. Начинается 150 метров ниже "Крокодила". Общий перепад порога 5-6 метров. На входе в порог пологий слив между грядой камней высотой 1,5 м. второй слив ближе к левому берегу с меньшей высотой 1-1,2 м. после слива – мощный вал. На выходе два подводных камня, с которых мощный водопадный слив двухметровой высоты. В сливной яме наблюдается интенсивный противоток. Под сливом глубокая и цепкая яма, которая способна перевернуть судно. Небольшие суда, в основном, проходят через обливные камни у правого берега, возможен обнос по ПБ.
7-я ступень – порог "Прямой" (5А). Расположен ниже порога "Ключ" – 150 м. Порог состоит из нескольких небольших сливов, на выходе мощный пологий слив 1,5 м по центру русла, несложный по прохождению. За порогом улово у левого берега и чуть ниже по течению улово у правого берега. Здесь красивыми водопадами 20-25 метров впадают два ручья.
8-я ступень (5А). Интересна оригинальным сливным корытом, вымытом в скальном монолите левого берега. Корыто изогнуто и немного наклонено, как поворот трека. Разведка возможна только сверху, оба берега отвесные скалы. Страховка возможна снизу, со скального берега, после прохождения одним из судов.
9-я ступень – порог "Длинный" (5В). Протяженность – 400 м. Представляет собой мощный поток с прямыми сливами и валами до 2-2,5 метров. На выходе струя переходит к левому берегу и наваливается на его выступ. За выступом левого берега улово, где можно организовать страховку и чалку судов. Здесь на месте чалки удобный подъем на террасу и удобное место для бивака. От ручья Тоз-Ой до конца 9-й ступени 1,5 км. Отсюда до р.Аран 3 км.
10-я ступень – порог "Зигзаг" (5В). В ступени два оригинальных элемента: карниз у стены левого берега, похожий на карниз шестой ступени, но менее мощный и без огромных пенных ям, и длинный участок во второй половине порога, где струя прижимается к вогнутому левому берегу под навес береговых скал. В конце порога за левобережным выступом улова. Имеется довольно сносный спуск к воде с террасы левого берега для разведки 11 ступени, страховки и съемки 10 ступени.
11-я ступень – порог "Башмак" (5В). Начинается через 60-70 м после "Зигзага". Длина порога 150 м. От входа в 11 ступень до входа в 13 ступень нет выхода к воде с левого берега, представляющего на этом участке скальную стену высотой 10-15 м. Выход к воде без специального снаряжения возможен лишь по распадку перед входом в 13 ступень. Правый берег пригоден для причаливания до конца 11 ступени. Затем берег сходит в воду скальным склоном крутизной 60-70о и высотой 15 м, которая выше переходит в скально-травянистый склон такой же крутизной и высотой 60-80 м. Склон труднопроходим. Особенно на участке от улова ниже 11 ступени до слива 12 ступени.
12-я ступень – порог "Лоток" (6В). Длина – 30 м. Находится 40-50 м ниже правобережного улова под 11 ступенью. Представляет собой четырехметровый слив, образованный большим валуном правого берега и наклонной подводной плитой под левым берегом. Угол падения воды в сливе – около 40 градусов. Левое плечо "Лотка" выше правого. В сливной яме мощный пенный котел. Ниже слива мощный вал высотой до 1,5 м. Правая часть струи натыкается на камень, расположенный в 7-8 м от слива. За камнем навал на скалу правого берега. Затем русло резко расширяется, скорость течения падает. За порогом можно пристать в левобережное улово и выйти по распадку на террасу или загрузить вещи на суда. При определенно уровне воды возможен (но сложен) просмотр и даже обнос из улова перед порогом по скальному ПБ.


По результатам осмотра было принято решение проходить всю оставшуюся часть Нижнего Каньона двумя «четверками» с обносом ступени 6 – порога «Ключ». При невысоком уровне воды основной слив порога превратился в практически отвесный водопад, высотой около 2,5 метров (фото 35), за сливом мощный, «всепереворачивающий» котел. Вероятность удачного прохождения на судах малого объема очень мала. Обнос возможен по камням правого берега.
На следующее утро спустили обе «четверки» на воду по руслу ручья Тоз-Ой (фото 28). Для начала, оба экипажа перечалились на правый берег, чтобы оценить возможность прохождения «Крокодилов» по правой протоке. Не понравилось – отвесный водопадный слив более 1.5 метров, под которым по центру торчит открытый острый камень. Экипаж К4-2 поставил две «морковки» с правого берега в конце порога.
К4-1 зашел в порог по левой протоке, за сливом в улове левого берега сделали телемарк и продолжили движение под левым берегом. На выходе из порога «прострелили» между навалом на камень и мощной косой бочкой к правому берегу (фото 29-31). Сначала зачалились направо, затем сделали траверс на левый берег для удобства нижней страховки.
К4-2 также заходил в порог по левой протоке. Во входном сливе выбило кормового гребца, зачалились в улове под левым берегом и, восстановив «статус-кво», продолжили движение. На выходе из порога катамаран попал в косую бочку и моментально перевернулся (фото 32-34).
Экипаж К4-1 вышел на перехват аварийного судна, и ему удалось «затолкать» перевернутый катамаран в камни левого берега прямо перед заходом в порог «Ключ». Двое гребцов с К4-2 выскочили на берег и в этот момент катамаран неожиданно «резво» снялся с камней и пошел в порог с двумя не успевшими вылезти гребцами. Экипаж К4-1 принял решение об «экстренном» прохождении порога, вслед за аварийным судном.
Заходили по центру, едва успев сделать несколько гребков для разгона. Катамаран «намертво» остановило в котле и через 10-15 секунд борьбы поставило лагом под слив и перевернуло. После аварии весь экипаж К4-1 (три человека) выбрался на крупный плоский камень под правым берегом (фото 36). Здесь же оказался один гребец из экипажа К4-2 и само перевернутое судно. Катамаран К4-1 зачалить не удалось, и он ушел ниже по течению. Второму гребцу К4-2 удалось выбраться на узкую полочку под отвесной скалой левого берега – показали береговой команде, куда нужно спускать веревку, и вскоре этот участник был поднят наверх из каньона.
Было принято решение «восстанавливать» К4-2, рама которого серьезно пострадала после прохождения, и сборным экипажем продолжать движение до 9-й ступени каньона (включительно), за которой есть удобный и простой выход на левый берег. Пороги на этом участке хотя и мощные, но не выше 5 кс – все они были вчера нами осмотрены (фото 37-39). Береговую группу отправили к планируемому месту чалки за 9-й ступенью. На ремонт рамы ушло около 1,5 часов.
Участок каньона, включающий 7-9 ступени, проходили аккуратно, все препятствия осматривали по береговым камням – при нашем уровне воды это можно было легко сделать. При осмотре сверху, мощь препятствий заметно недооценивается, однако, сложная линия движения нигде не требовалась. Примерно через 25-30 минут зачалились к левому берегу за 9-й ступенью, где и встретились с береговой командой.
За то время, пока сборный экипаж проходил участок Нижнего Каньона, береговая группа обнаружила уплывший К4-1, который застрял в камнях правого берега перед началом 10-й ступени каньона (фото 40). После короткого отдыха экипаж переправился на правый берег и занялся «спасением» катамарана. Работы заняли около 3-х часов, основная сложность – проводка катамарана вверх по течению (около 300 метров) до места переправы, при этом пришлось «огибать» несколько скальных выступов. На левый берег переправлялись по 2 человека на
катамаране-четверке. Первый экипаж был подстрахован с правого берега двумя скрепленными спасконцами. Затем, с их же помощью, второй экипаж просто «выдернули» на левый берег.
После возвращения в базовый лагерь, за время обедо-ужина обсудили дальнейшие планы. В виду поджимающих сроков и накопившейся за сегодня «психологической» усталости, было принято решение обнести оставшиеся ступени каньона. До наступления темноты успели обнести «двойку» за порог «Лоток», разведав тем самым место спуска в каньон по узкому кулуару чуть ниже порога. Троп здесь очень много, не всегда получается, пройдя один раз, вторично вернуться по этому же пути ))))
Утром следующего дня к месту спуска судов отнесли сначала все вещи, а затем катамараны-четверки, оставленные за 9-й ступенью (фото 41). После спуска (фото 42) и загрузки судов, продолжили сплав.


13-14 ступени. Эти ступени требуют умения обходить одиночный камни и уходить от навала воды на скальный берег. Между ступенями 150-200 м,. Далее каньон продолжается около километра, препятствий нет. Сразу же за каньоном в Уду впадает левый приток Аран. Здесь удобная стоянка.

Шли сходу, препятствия сложности не представляют.


«Нижняя» Уда» Длина - 240км.
От устья реки Аран до р.Нижний Урун-Ой препятствий нет, кроме мелких каменистых перекатов, расстояние 11 км. Есть стоянка.
Пр. 58-60 – шиверы. Валы до 1,5 м.
Пр. 61 – шивера 3-х ступенчатая с большим количеством камней. В конце слив с валами 1,5 м.
Пр. 62 – порог «Красный камень». Расположен на левом повороте реки, в конце красной правобережной скалы. В центре русла лежит большой обломок скалы, левая протока – это чистый слив с камнем в конце, справа метровый слив. Разведка по левому берегу. Прохождение с левой стороны от скалы.
Пр. 63-65 – шиверы. Проходы намечаются сходу.
Пр. 66 – порог «Три Бандита». Образован правобережной скалой, камнем в центре реки и камнем у левого берега. На центральный камень навал воды. Струя раздваивается. Правый слив чистый, широкий и более мощный. Порог короткий, но эффектный. Сразу за порогом широкий и глубокий плес.
Пр. 67 – сложная шивера. Очень много камней. Ширина русла в начале шиверы до 60 м. Струя в конце шиверы меняет левый берег на правый. Далее русло сужается до 40 м и начинается порог Джуглымский.
Пр. 68 – порог «Джуглымский». Расположен перед устьем реки Джуглым. Образован несколькими каменными грядами, лежащими в левой трети русла. Основная струя идет под правым берегом. Высота вала в пороге до 1,5 метров. Сразу за порогом слева в Уду впадает река Джуглым. За устьем на левом берегу имеются отличные пляжи и поляны для лагеря.
Пр. 69 – порог «Джуктырский». Расположен перед устьем реки Джуктыр, на крутом Z-образном повороте. На входе, в начале правого поворота, в русле несколько отдельных камней. Обходятся без напряжения. В конце правого поворота – сильный навал воды на скалу левого берега. Отраженная от скалы вода образует мощный поперечный слив с валами до 1,5 м. Справа большое улово. В конце слива расположен галечный остров. Здесь начинается левый поворот. Вода наваливается на правобережную стенку. Следует отработать влево, чтобы не прижало к скальному берегу за устьем Джуктыра. Порог технически несложен. Напротив устья Джуктыра есть хорошее место для стоянки.


Перед поселком Алыгджер попали под сильный ливень со шквальным встречным ветром, поэтому в самом поселке зачалились, чтобы отдохнуть и согреться. Дальнейшие препятствия сложности не представляют, проходы везде видны с наплыва. За устьем Джуглыма чалились для поиска «отличных пляжей и полян для лагеря», как обещано в лоции – ничего не нашли. Напротив устья Джуктыра – действительно хорошая стоянка, решили сделать здесь дневку.


Пр. 70-72 – шиверы. Легко проходятся с ходу, в последней вал до 1,5 м.
Пр. 73 – порог «Верхняя Баба». Ориентир: красноватая скала на правом берегу, верхняя часть которой отдаленно напоминает сутулую старуху. За скалой река сужается до 30 метров и сваливается вправо. У правого берега стоит обломок скалы, в который бьет струя. Идти слева от него, далее в основной струе. Слева сильное улово. Держаться по гребешкам волн. На выходе из порога – скальные ворота. Длина порога около 200 метров. Высота валов до 1,5 м.
Пр. 74 – порог «Нижняя Баба». Начинается сужением реки со средним сливом. Идти в слив, оставляя слева подводный камень. Далее по валам, держа направление на камни во втором сужении. Здесь обогнуть надводный камень слева, затем по струе подработать ближе к правому берегу.
После порога река делает пологую 6-ти километровую петлю. Красивы скалы левого берега.
Пр. 75-77 – слабые шиверы и перекаты.
Пр. 78 – порог «Тугурик». Перед порогом ровное, но быстрое течение. Порог открывается на правом повороте. Струя раздваивается. Большая часть воды идет центром, но в конце поворота смещается вправо, наваливаясь на каменистый мыс. Против этого мыса вода падает водопадом 0,6 м. Можно идти здесь, но слева чище и спокойнее.
Пр. 79 – порог «Зеленый камень». Расположен 1,5 км выше устья реки Нерха. Справа над порогом возвышается огромная скала, оканчивающаяся «иглой». Здесь, по свидетельству местных жителей, в скалу как бы вделан синий камень, хорошо видимый в ясную погоду. Ничего подобного мы не увидели. Порог простой, проходится без разведки.
За данным порогом река течет очень тихо. Слева впадает Нерха, где ниже устья – стога сена местных жителей из деревни Нерха, которая расположена в 6 км вверх по одноименной реке. От реки Нижний Урун-Ой до устья реки Нерха 11 км. Здесь есть стоянка.
Пр. 80 – порог «Устинский». Расположен на правом повороте после устья реки Нерха. Сильный навал воды на левый берег. Проходится центром правой протоки без разведки.
Пр. 81 – слабая шивера. Проходится без разведки.
Пр. 82 – порог «Черный Остров». Расположен в одном километре перед устьем реки Большая Шита. Ориентиром может служить конец правобережного скального отрога и темный густой лес на острове, хорошо видимый на подходе. От правого берега идет подводная плита, сливаясь с которой вода образует водопад до 1 м, от плиты идут косые стоячие валы. Левая часть этого потока – слив 0,8 м.
Пр. 83-89 – простые препятствия, проходятся без разведки. За последним - пристать на левый берег к каменным плитам для разведки порога "Миллионный".
Пр. 90 – предпороговая шивера. Хорошо видно, как увеличивается скорость течения и свал воды вправо. От устья реки Нерха до порога "Миллионный" 15 км.
Пр. 91 – порог «Миллионный» (4А). Расположен в конце крутого левого поворота реки. Перед порогом левый берег постепенно поднимается и из валунного переходит в скальный. Правый берег – это две мощные осыпи. Порог образован большим валуном, который лежит в русле ближе к правому берегу напротив осыпи из крупных камней. На валун идет напор воды. Валун делит русло на две части – обе проходимые. Левая часть шире – до 20 м, здесь расположен слив с подводной плиты около 1м высотой и далее чистая мощная струя с валами 1-1,5 м. ниже – глубокий и тихий плес. Разведка и страховка левобережная. Есть стоянка в 300 м ниже порога на правом берегу.


Участок шли сходу, сложности не представляет. Перед порогом «Миллионнный» прижались к левому берегу и прошли практически по «чистой струе», категория 4 кс явно завышена.


Пр. 92-98 – простые шиверы. Все видно с ходу. В устье Хайламы – жилая база, банька, гостеприимные хозяева.
Пр. 99 – сильная шивера. В одном километре ниже Хайламы.
Пр. 100-103 – легкие шиверы. В последней - идти правой протокой. Ниже шиверы справа впадает р.Хунга, от порога "Миллионный" до нее 30 км. Есть стоянка.
Пр. 104 – перекат сразу за устьем Хунги.
Пр. 105-106 – слабые шиверы. За последней шиверой справа двумя рукавами впадает река Хадама. Перед устьем большая отмель. Можно идти любой протокой. Ниже устья расположена метеостанция Хадама. Возможна стоянка и ночевка в домике.

1 км ниже устья ручья Большой Хорхой на скале левого берега виден барельеф Валерия Грушина, трагически погибшего при спасении местных жителей. Есть журнал с автографами.

В устье Хайламы зачалились для отдыха, хозяева предлагали остаться на ночь в «гостевом» домике, но отказались. Нас попросили передать записку на метеостанцию Хадама, поэтому, там тоже пришлось зачалиться. Осмотрели памятник Грушину – подходы сильно заросли, видимо, нечасто здесь народ бывает. В лоции указано, что здесь нет мест для стоянки – это действительно так…. но поскольку время уже было позднее, нашли какую-то «корявую» полочку на левом берегу и встали лагерем. Очень много мошкары и гнуса.


Пр. 107-117 – сильные и средние шиверы.
Пр. 118 – перекат. Чуть ниже, слева впадает р.Таловка, от устья р.Хунга до нее 36,5 км. Есть стоянка. Отсюда до пос.Порог 112 км.
Пр. 119 – скальные выходы. Много крупных и мелких камней. Проходить в правой трети русла.
Пр. 120 – порог в левой протоке. Правая мелкая. Левый берег скальный, под ним прижим и сильный слив с валами до 1,5 м. Можно идти без разведки.
Пр. 121 – средняя шивера.
Пр. 122 – порог «Валунный». Расположен за устьем ручья № 66. От правого берега до середины русла много камней. Струя смещается к левому берегу. По ней и следует идти. Порог несложен. Все видно с ходу. За порогом на правом берегу есть стоянка.
Пр. 123 – простая шивера. Проходится без разведки.
Пр. 124 – остров. Идти левой протокой. Сразу за островом мель. Идти справа.
Пр. 125-128 – средние шиверы. Идти без разведки. Вскоре за последней шиверой слева впадает ключ Халдарма, напротив есть неплохое место стоянки.
Пр. 129 – шивера "Злая мель". Проход слева. На 304 км маршрута в русле острова, за ними, на левом берегу хутор Плиты. Напротив хутора на правом берегу к воде спускается тропа. Здесь большая поляна и от неё начинается подъём на вершину прибрежных скал. Дальше тропа идёт лесом, спускается в распадок и на подъёме выходит к скалам. Вдоль скал тропа приводит к первой "Ледяной" пещере. Она не глубокая и не сложная. Дальше по тропе находится вторая "Большая" пещера. Вход в пещеру – узкий лаз, переходящий в щель, круто уходящую вниз. Проход выводит в центральный зал, откуда пещера расходится двумя ветвями: вправо и влево. В левой ветви завалы. Правая ветвь проще и проходит вглубь горы метров на 100. Температура в пещере была около -4°С.


Шли сходу, для удобства связали все три судна в один «большой корабль» (фото 43). Место выхода тропы к пещерам хорошо заметно. Зачалились к высокой поляне правого берега и отправились в пещеры (фото 44-46). Экскурсия заняла около 3-х часов. Кстати, пещеры называются «Богатырские» - в центральном зале последней пещеры есть книга записи посетителей. После возвращения пообедали и продолжили сплав до ближайшей удобной стоянки.


Пр. 130-131 – несложные шиверы.
Поселок Порог вытянулся вдоль реки на несколько километров. На правом берегу перед Порогом находится пос. Пушкинское.
До поселка Порог дошли в районе обеда. Чалились в конце поселка к левому берегу, здесь есть удобная полянка для разборки и просушки судов. Связь в поселке очень неустойчивая (по крайней мере, МТС) – приходится долго «ловить» сигнал, чтобы позвонить. В 22-00 за нами приехал автобус (по предварительной договоренности) и доставил нас на железнодорожный вокзал Нижнеудинска.

 

 

4. Итоги путешествия, выводы, рекомендации


1. Наша группа выполнила основную поставленную перед собой задачу, пройдя интересный маршрут в новом для себя районе Центрального Саяна. К сожалению, участок реки Хан, представляющий некоторый «спортивный интерес», пришлось исключить из маршрута из-за крайне низкого уровня воды. Кроме того, мы обнесли ступени 10-12 Нижнего Каньона Уды. Интегральную сложность пройденного маршрута можно оценить 6 кс для экипажа, проходившего Нижний Каньон и как 5 кс для всех остальных участников.
2. Заброска к началу сплава достаточно протяженная и занимает 12-16 часов, в зависимости от уровня воды и поломок машин. Здесь обязательна полноприводная техника. В целом, мы довольны услугами заброски от сайта Tofalaria.Ru, но без мелких «накладок» не обошлось.
3. Река Хан, являющаяся крупным правым притоком р.Уда, в своей нижней части пригодна для сплава на небольших судах при условии среднего и выше уровня воды.
4. Пещеры «Богатырские» весьма интересны, рекомендуем их посетить при наличии свободного времени. Для желающих «серьезно полазить» необходима теплая одежда, фонарики и каски.
5. К сожалению, река не порадовала нас в плане рыбалки – в разы меньше, чем на большинстве Саянских маршрутов. Местные жители объясняют это тем, что рыбу здорово «повыбили». Ягоды и грибы в небольших количествах встречались только на пешеходной части маршрута.
6. Очень много кровососущих, причем, в основном – мошкара и гнус. Проводники объясняли это прошедшей «теплой» зимой и текущим «очень жарким» летом. Сложно что либо порекомендовать – от этой «дряни» не помогали никакие кремы и спреи…. только дым костра)))

 

 

Приложения

 

 

Фото 1. Погрузка в авто на станции Нижнеудинск

 

Фото 2. Начало пешей части в районе прииска Катышный

 

 

Фото 3. Нашлись наши каюры с лошадьми

 

 

 

 Фото 4. Перевал в долину Мурхоя уже рядом

 

 

Фото 5. Поворот с дороги на тропу, ведущую к броду

 

 

   

Фото 6. Брод через маловодный Мурхой

Фото 7. На подходах к перевалу в долину Хатаги

 

 

Фото 8. Спуск с перевала 

 

 

Фото 9. Грандиозный каньон на Хатаге 

 

 

Фото 10. Начало Верхнего каньона Уды 

 

 

Пороги Верхнего каньона Уды

 

 

Фото 12. Порог «Хангорокский». К4-1 идет по центру

 

 

Фото 13. Порог «Хангорокский». К4-2 идет справа

 

 

Фото 14. Порог «Байгырский». Вид снизу

 

 

Фото 15. К4-2 в пороге «Байгырский»

 

 

Фото 16. Чалка перед порогом «Ханская Щель»

 

 

   

Фото 17-18. Осмотр препятствий на р.Хан

 

 

Фото 19. К-2 в основном прижиме порога «Ханская Щель»

 

 

Фото 20. Чалка перед порогом «Макбет»

 

 

    

Фото 21-22. К4-2 в пороге «Макбет»

 

 

   

Фото 23-24. К-2 в пороге «Макбет»

 

 

Фото 25. К4-2 в пороге «Ворота»

 

 

Фото 26. К4-2 в выходной части порога «Сито»

 

 

Фото 27. Группа у порога «Водопадный»

 

 

Фото 28. Спуск катамаранов по ручью Тоз-Ой

 

 

Фото 29. К4-1 на входе в порог «Крокодилы»

 

 

Фото 30. К4-1 в середине порога «Крокодилы»

 

 

Фото 31. К4-1 на выходе из порога «Крокодилы»

 

 

Фото 32. К4-2 заходит в порог «Крокодилы»

 

 

 

Фото 33. К4-2 в средней части порога «Крокодилы»

 

 

Фото 34. Киль К4-2 в выходной бочке порога

 

 

Фото 35. Основной слив порога «Ключ»

 

 

Фото 36. Группа после аварии за порогом «Ключ»

 

 

   

Фото 37-38. Последующие препятствия Нижнего Каньона р.Уда

 

 

Фото 39. Сборный экипаж проходит Нижний Каньон р.Уда

 

 

 Фото 40. Нашли К4-1, застрявший в одном из порогов Каньона

 

 

 

Фото 41. Обнос катамаранов за порог «Лоток»

 

 

Фото 42. Спуск судов по распадку за порогом «Лоток»

 

 

Фото 43. Доплыв по нижней части Уды

 

 

Фото 44. На пути к пещерам в районе пос.Плиты

 

 

   

Фото 45-46. В «Богатырских» пещерах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачать файл

Дополнительная информация
Руководитель:Петухов Дмитрий Михайлович
Участники:
Дата размещения:08.03.2015
Уровень доступа:Всем пользователям
Объекты
Статистика
Суммарный рейтинг:55
Средний рейтинг:5
Проголосовало:11
Просмотры:9627
Комментариев:3
В избранном:0
Голосование
Зарегистрируйтесь, разместите свои материалы, и вы сможете принять участие в голосовании
Комментарии
Коршак Сергей Николаевич 08.03.2015 19:04:37
0
+0 -0
Молодцы парни! Уважаю!!!
Коршак Сергей Николаевич 11.03.2015 01:48:28
0
+0 -0
Поздравляю с победой в конкурсе! Так держать!!!
allmaz 12.03.2015 09:26:49
0
+0 -0
Спасибо!

Добавить комментарий
Зарегистрируйтесь или войдите , и вы сможете добавлять комментарии