Нитка маршрута
Станция Собь - река Собь↓ - река Хара-Маталоу↑ - река Малая Хара-Маталоу↑ - переход - река Бур-Хойла↓ - река Тань-Ю↓ - озеро Варча-То - река Варча-Ты-Вис↓ - река Войкар↓ - озеро Войкарский Сор - поселок Усть-Войкар
Категория сложности – 3
Маршрутная книжка №99-22
Руководитель похода - Соловьёв С. В.
Продолжительность активной части – 21 день
Описание маршрута
Река Собь (70 км вниз)
Река Собь – левый приток Оби, длина её на описываемом участке 70 км. Сплав начинается у станции Собь, где река, слившись с Большой Пайпудыней, из тундрового плоскогорья входит в узкую горную долину (2 км) и становится доступной для байдарок. От станции до реки 200 метров. Ширина реки 30-50 м, встречаются быстрые каменистые перекаты, имеющие форму зигзага с носами мелководьев. Проходить их следует по основной струе, иногда в конце струи небольшой прижим и валы. Часты шиверы, острова, берега поросли угнетённым притундровым лесом, склоны гор практически безлесные, лежат снежники. Течение – 9 км\ч. Такой характер река сохраняет до поселка Харп. Перекаты становятся более бурными, над водой нависают деревья, русло извилистое, долина сужается до 1 км.
Вблизи пос. Харп река выходит из гор, огибая хребет Рай-Из, и далее течёт по плоской, слегка покатой на юго-восток равнине, поросшей северным лесом. Напротив высокого обрыва левого берега у пос. Харп начинается порог. В каком-то из старых отчётов я встречал его название - «Инна». Он состоит из трёх каскадов:
1 и 3 каскады требуют просмотра.
В районе реки Енга-Ю бурный одноимённый перекат.
После впадения реки Ханмей ширина реки увеличивается до 50 м. Далее река однообразна, препятствий, за исключением отдельных камней, нет. Иногда справа открывается вид на Уральские горы, которые немного оживляют пейзаж.
Река Хара-Маталоу (21 км вверх)
Река Хара-Маталоу – один из наиболее крупных и живописных притоков реки Собь. Образуется слиянием Большой и Малой Хара-Маталоу и имеет длину 21 км. Река достаточно сложная для подъёма, порожистая.
Мы не можем описать первые три километра реки, т.к. изначально было запланировано идти с упакованными байдарками и рюкзаками по тропе вдоль реки, и поэтому первые километры мы срезали по старой вездеходной дороге, заплыв дальше устья Хары (так её иногда называют туристы). Вдоль левого берега действительно оказалась (как и рассказывали) хорошая тропа, но через 4 км она кончилась, пришлось собирать байдарки и поднимать их на бечеве.
В начале пути берега реки высокие, песчаные, у воды каменистые, сплошь заросшие густым лесом. Временами встречаются скальные выходы.
На 4-5 км река входит в узкую каньонообразную долину.
7-й км – значительное препятствие - порог Гагарина. Возможно потребуется обнос байдарок при подъёме бечевой.
8-й км – на правом берегу отвесная скала. Шиверы и перекаты следуют друг за другом, течение 9-10 км\ч.
13-й км - справа впадает ручей Макар-Рузь, не уступающий реке в полноводности. (Надо сказать, что он берёт своё начало из того же озера, что и река Собь).
Примерно через километр после впадения ручья - порог Титова (обнос). Количество шивер и перекатов увеличивается, по берегам часты скалы. Байдарки время от времени приходится переносить, т.к. воды становится всё меньше. Скалистые берега местами обрываются в воду отвесными скалами – «щёками», лес заметно редеет.
Река Малая Хара-Маталоу (9 км вверх)
Река Малая Хара-Маталоу – один из рукавов, образующих р. Хара-Маталоу. Длина реки 40 км. Из-за малого уровня воды и множества шивер скорость подъёма не превышает 1 км\ч.
Устье около километра завалено камнями, что сильно препятствует движению. Первые километры после устья даются сравнительно легко, потом глубина реки существенно уменьшается, появляются «горки», байдарки приходится часто перетаскивать. Ширина реки 10-15 м, глубина 20-30 см, русло изобилует многочисленными перекатами. Берега, в основном, тундровые, лесотундровые, долина узкая, на берегах лежит снег.
На 4-м км река левым берегом огибает высоту. На 7-8 км разбивается на рукава, очень мелко. Подъём заканчивается у левого притока – ручья Оник-Шор. Лучше остановиться за ручьём, где река подходит к высоте, покрытой лесом, здесь меньше проблем с дровами. Впереди видна г. Пай-Ер, на её фоне, в левой стороне, вырисовывается гора 935м, оттуда берёт своё начало Бур-Хойла.
Переход на Бур-Хойлу (18 км)
Во время разведки дороги на Бур-Хойлу была произведена корректировка маршрута, и взамен прежнего пути (через оз. Хойла-Ты (на карте Хуланлор), описание можно найти в литературе) был выбран новый. Это было вызвано более удобной дорогой, с меньшим уклоном и заболоченностью. Новый путь повлёк за собой некоторое удлинение маршрута (как пешей, так и водной его части), но, как нам кажется, в итоге оказался более удобным и менее трудоёмким.
Переход начинается от ручья Оник-Шор и проходит по хорошо накатанной вездеходной дороге вдоль Малой Хара-Маталоу. Кроме двух-трёх заболоченных участков, дорога удобна для передвижения. Вскоре, через 7-8 км, она выходит на абсолютно безлесную, тундровую, слегка холмистую равнину с отдельными небольшими озёрами в зоне видимости. Однако они довольно далеки, а на всём протяжении пути, за исключением самого его конца, нет никаких ручьёв, где можно было бы набрать воды. Это заставляет брать её с собой, тем более, что за один день с большим грузом переход преодолеть сложно.
Подойдя к Бур-Хойле, нужно форсировать её, соблюдая правила безопасности, т.к. река очень бурная. Байдарки можно оставить на берегу, а место для лагеря выбрать в 100 метрах от реки. Здесь в полной мере можно насладиться панорамой Уральского хребта, простирающегося вдоль всего горизонта. Отлично берёт крупный хариус. Единственное, что доставляет неудобства, так это отсутствие дров – куда ни кинь взгляд, лишь угнетённые одиночные ели нарушают гладь тундры.
Река Бур-Хойла (25 км вниз)
Река Бур-Хойла берёт своё начало с предгорий горы Пай-Ер, истоки её находятся на высоте 878 м. Река тяжела для передвижения. В начале движения Бур-Хойла мелкая (глубина не превышает 0,3 м), мелководные шиверы и перекаты следуют друг за другом. Примерно через 1,5 км первый обнос – «горка» 150 м. С 4-го км глубина реки незначительно увеличивается, но всё равно часто приходится выпрыгивать из байдарки, что бы уберечь её от повреждений.
Начиная с 8-го км, река превращается в сплошную цепь мелководных шивер – «горок». Часть их преодолевают проталкиванием байдарок, часть – обносят по берегу. (Тот или иной способ передвижения выбирают, исходя из возможностей передвижения.) Примерно с этого же километра на берегах появляется лесотундра, уменьшается, а вскоре и исчезает вовсе, проблема дров для костра. Между «горками» река стремительно мечется в каменисто-галечном русле по шиверам и перекатам, не давая расслабиться.
На 13-м км длинная «горка», оканчивающаяся бурным сливом. На 15-м км лесотундра меняется на тайгу, а вода в реке на километр уходит под камень. Этот участок желательно обнести по тропе вдоль левого берега. И, наконец, 18-й км – последняя, двухкилометровая «горка». Здесь разгруженные байдарки можно провести, избежав полного обноса. В её конце мощный длинный слив, осложнённый многочисленными камнями, его интересно пройти в байдарке.
Далее река несколько успокаивается, и на оставшихся километрах лишь несложные шиверы и перекаты препятствуют продвижению группы, воды для нормального сплава становится вполне достаточно. Спуск по Бур-Хойле заканчивается «горкой» в «Пятиречье», перед прохождением которой желателен осмотр.
Река Тань-Ю (75 км вниз)
На 42-м км от своего истока река Бур-Хойла на участке в 500 м последовательно принимает несколько рек: Левую Пайеру, Правую Пайеру, Хойлу и далее именуется рекой Тань-Ю. Место слияния этих рек называют «Пятиречьем». Его можно назвать одним из красивейших мест на маршруте. Стоит подняться на скалу напротив впадения рек, чтобы полюбоваться открывающейся панорамой.
Проходить участок реки после «горки» до поворота за скалу желательно после предварительного просмотра, т.к. здесь несколько весьма сложных мест с многочисленными камнями. Сразу за поворотом, на левом берегу, можно организовать стоянку для ловли хариуса на реках и ручьях Пятиречья. (Ниже по течению хариуса будет меньше, а после впадения р. Сезым-Югана он исчезнет вовсе.)
Верховья реки Тань-Ю бурные, и, хотя не наблюдается ярко выраженных порогов, её мощные перекаты доставят истинное удовольствие от долгожданного сплава.
Сплавляться желательно с фартуком и в спасжилетах (стоячие валы на перекатах достигают 1 м).
Наиболее сложные препятствия находятся на участке до впадения реки Лагорта-Ю, хотя и дальше река ещё долго не теряет своих спортивных качеств. Просматривать перекаты не имеет смысла, ориентироваться вполне можно с воды. Через 10 минут после впадения Лагорты-Ю на правом берегу изба с баней, русло здесь шириной 50-60 м, течение 7-8 км\ч.
На 24-м км Тань-Ю принимает мутный таёжный приток Сезым-Юган. В месте впадения его большой остров делит Сезым на две протоки. Здесь можно хорошо половить щуку и окуня. Надо помнить, что от Сезым-Югана хариуса в реке нет.
Вскоре на резком повороте влево появляется хорошее место для стоянки, пренебрегать им не стоит, т.к. дальше Тань-Ю входит в заболоченные таёжные берега, практически не дающие возможности для организации нормального лагеря. Перекаты исчезают вовсе, а ширина реки увеличивается до 70-80 м, течение ослабевает, и вскоре Тань-Ю представляет собой медленно текущую в однообразных заболоченных берегах речку.
Справа начинает проглядывать хребет Манюко-Мусюр, появляются открытые участки. Постепенно русло расширяется до 100 и более метров, а течение практически исчезает. Часты заливы, острова, берега понижаются, вместо густой тайги – заросли ивняка, ольхи, берёзы.
Перед озером Варча-То на правом берегу сохранились две рыболовецких избы, третью несколько лет назад пустили на дрова. (В советское время на Варча-То рыболовецкая артель ловила к правительственному столу пыжьяна.)
Если группа не планирует в один день пройти ещё и озеро, то в избах можно устроить ночёвку, тем более что других удобных мест для стоянки нет.
Озеро Варча-То - река Варча-Ты-Вис (16 км)
На 75-м км река Тань-Ю практически без течения вливается в мелководное озеро Варча-То. На байдарках необходимо пройти всё озеро. Берега низкие (левый берег заболочен), глубина не превышает 1 м.
Справа довольно живописно протянулась невысокая цепочка гор. Пересекать озеро желательно в тихую погоду, общее направление движения Ю-З-З. Байдарки лучше всего направить на небольшой скалистый остров в левой стороне озера, расположенный примерно на середине пути. На острове нужно сделать остановку и решить, как двигаться дальше. Есть два варианта дальнейшего продвижения:
Как видно, у каждого варианта есть свои недостатки, выбор оставляем за туристами. В хорошую погоду озеро можно пройти за 2 часа.
Варча-Ты-Вис – короткая (11 км) речка с быстрым течением и многочисленными перекатами. Перекаты, в основном, чистые, несложные и преодолеваются по основной струе. Ширина реки 25-30 м, берега крутые, сплошь заросшие тайгой. Временами справа видны горы. В километре от истока, на правом берегу изба егеря, сюда с Усть-Войкара изредка заходят моторные лодки. Перед впадением в Войкар река начинает сильно петлять, течение убыстряется и, наконец, Варча-Ты-Вис под прямым углом впадает в Войкар. В месте впадения, на правом берегу, запертая на замок изба, здесь хорошее место для стоянки. Здесь же можно попытаться половить тайменя, щуку.
Река Войкар - озеро Войкарский Сор (65 км + 20 км)
Река Войкар – крупный приток Оби, берёт своё начало на Восточном склоне Уральского хребта и имеет длину 140 км. Наш маршрут проходит по среднему и нижнему участку реки. В районе впадения Варча-Ты-Виса ширина Войкара 70-80 м, течение 6 км\ч. Отсюда до Войкарского Сора 65 км, берега реки каменистые, в начале сплава крутые.
В трёхстах метрах после начала движения остров разделяет реку на две протоки. Вопреки рекомендациям предыдущих отчётов, считаю, что проходить лучше по левой. Здесь больше воды и меньше камней. На первых 30 км в русле часты перекаты, сначала довольно мощные, а в конце еле заметные. Они часто заканчиваются прижимом или косыми валами (иногда и тем, и другим).
Русло постепенно расширяется до 100 метров, берега понижаются. Течение остаётся всё таким же сильным почти до самого конца реки. На 30-м км сплава, после впадения Ламбей-Югана, на правом берегу видна лежащая буровая вышка. Временами встречаются избушки охотников, перекаты за Ламбей-Юганом полностью исчезают, лишь изредка встречаются отдельные камни. За 9-10 км до пос. Юган-Горт река расширяется до 150-200 метров и начинает петлять среди многочисленных островов. На этих островах можно организовать отличные стоянки. Берега здесь уже глинистые, глинисто-песчаные, иногда у воды выходы камней.
В посёлке Юган-Горт (на карте Вершина-Войкар) сохранилось 2-3 жилых дома, остальные заколочены. Продукты купить нельзя, магазин только в пос. Усть-Войкар.
Озеро Войкарский Сор. Проходить надо только в абсолютно безветренную погоду. Озеро очень мелкое, глубина его в средней части не превышает 0,5 м, это вызывает крутые беспорядочные волны. От посёлка нужно держаться левого берега, на входе в Сор стоит чум и изба оленеводов. Войдя в озеро, в зависимости от уровня воды нужно либо искать фарватер, либо двигаться к мысу, носящему название «Лиственный». На мысу желательно сделать днёвку, здесь великолепное место для отдыха. Отсюда виден другой мыс, за ним посёлок Усть-Войкар. Поход заканчивается в посёлке Усть-Войкар, откуда попутным транспортом можно доехать до крупного посёлка Шурушкары и далее до Салехарда.
Возможно удлинение активной части маршрута за счёт самостоятельного сплава по Малой Горной Оби – одному из рукавов реки Обь - до поселка Шурушкары.
Август 1999 года
Картографический материал
Сергей Соловьёв 30.11.2011 18:26:34 |
0
+0
-0
|
||
В дополнение могу рекомендовать заметку в журнале "Рыболов" №7,8 за 2007 год. Там хорошо описываются места рыбалки, упоминаются стоянки. |
Lotsman 30.11.2011 20:40:19 |
0
+0
-0
|
||
И вновь у вас интересный, оригинальный маршрут! |
Сергей Соловьёв 30.11.2011 21:08:27 |
0
+0
-0
|
||
Ну, ничего нового мы тут не придумали, маршрут известный, но пройти его было одним удовольствием, до сих пор вспоминаем. Попали мы в самый разгар активности мошкары, почти весь поход накомарник не снимали, уже дома, на фотографиях, многие пейзажи рассматривали, через накомарник плохо видно.Руки, помню, сильно опухли от укусов, на видео хорошо видно... Показательны так же весовые нагрузки: я перед походом весил 55кг, рюкзак весил 50 кг. После похода я весил 50кг, а рюкзак (специально взвешивали) так же 50кг! Назад мы рыбу пёрли, рыбалка одной из задач значилась. Кстати, половину похода одной рыбой питались, это был последний поход, когда продукты брали не на всё время, а лишь на часть, остальное на рыбалку закладывали. |
Lotsman 03.12.2011 23:31:58 |
0
+0
-0
|
||
Оригинальный потому, что вы несколько разных рек увидели, и ради этого поднимались против течения и делали волок. Более стандартное построение маршрута в том районе - перевалить через хребет (теперь на вездеходе) и сплавиться по 1-2 рекам. У вас иначе. |
Сергей Соловьёв 04.12.2011 10:43:19 |
0
+0
-0
|
||
Илья, если бы в то время деньги на вездеход были, так бы и сделали. А, как видишь, пришлось ножками походить... Шучу, конечно, всё равно пошли бы так, предложение нанять вездеход звучало, но хотелось самим пройти. Интересно, на байдарках сейчас ходят по такому маршруту? Тяжёлый он очень. |