Как сделать плохое кино. Ликбез от Алексея Овсянникова.

Форум:
Бешеная мышь Бешеная мышь 15.02.2013 21:47:45
С разрешения автора приведу на нашем сайте.

Первоисточник тут http://vk.com/topic-45221826_27687637
 
И так, идя навстречу пожеланиям туристов, обремененных в походах видеокамерами и руководствуясь просьбами их же, попробую изложить свою точку зрения на процесс создания любительского видеофильма, который не стыдно показать не только друзьям, но и лицам, далеким от темы наших увлечений (вода, горы, воздух, подземелья).
Еще раз – это не советы, не наставления, это моя точка зрения )))
Начнем с самых распространенных вопросов, возникающих у творцов шедевров (это без подколов, каждый автор свое дитя считает единственным и неповторимым.).
Первое. Вопросы по выбору камеры. Не существует «золотой» кастрюли, которая сама варит вкусный борщ… Дальше не развиваю. ))
Второе. Вопросы по выбору монтажной программы. Смотри пункт первый.
Третье. Вопрос как сделать хороший фильм… Ответить не смогу, но есть выход… попробовать рассказать, как сделать плохой фильм ))
И так. Вам в голову торкнула хорошая мысль сделать плохое кино. Это нелегко, как может показаться с первого раза. Кино должно получится настолько плохим, чтобы даже те, кто в нем снимался сказали – чувак (чика), клево получилось, только … и отвели глаза в сторону.
Начнем со съемки. Не вздумайте читать литературу по изобразительному искусству! Забейте на композицию! Никогда не вспоминайте о правиле «третей» и «золотом сечении»!!! Никогда не снимай со штатива, особенно статические пейзажи и крупные планы с использованием трансфокатора! Помни, что твои волшебные трясущиеся руки лучше самого убогого штатива! При проводке панорамы веди камеру, как можно быстрее и, конечно же, с рук… Особенно хороший результат получается, если снимать пейзаж-панораму с рук на зуме!!! Никогда не снимай крупные планы! Только пизажи!!! Пизаж это наше все!!! Никогда не снимай кадры на перебивки для будущего фильма! (например просто сжатый кулак, просто ботинок с замерзшими шнурками, просто постукивающий по деревяшке палец, просто карабин на веревке, просто ледобур во льду, просто пульсирующая на шее вена и т.д.) На фига? Кругом гораздо больше интересных вещей и событий. Вот, люди Едят!!! Во тема! Снимай как можно больше, как они это делают, и что они едят… Особенно приветствуются крупняки открытых ртов с ложками и вид жаренной рыбы с таким же открытым ртом, только без ложки. ))
Никогда, ни при каких обстоятельствах, не выбирай точку съемки!!! Не просчитывай заранее траекторию движения объекта съемки. Где стоишь там и снимай. Не вздумай включить в кадр на переднем плане какой либо нерезкий предмет (кустик, трава, камень), это может придать глубину восприятия пространства.. оно нам надо?
Никогда не играйся при съемке с ГРИПом! Если не знаешь, что это такое и для чего нужно – считай, повезло, это большая подмога для нашей окончательной задачи - сделать плохой фильм.
Всегда снимай в автоматическом режиме, ручные режимы придумали хитрые японские инженеры, спецом, чтоб ты не смог сделать плохое кино! Не заморачивайся для чего в объективе диафрагма и на что влияет ее значения. Автомат все сделает. Не парься длинной выдержки и не задумывайся, о том что будет, если ее установить на другое значение, у тебя есть автомат – пусть он микросхему морщит.

Никогда, ни при каких обстоятельствах, не ставьте приоритет выдержки длиной 1/50 и не уменьшайте количество света падающего в объектив (особенно в яркий солнечный день) поляризационным фильтром… это страшное зло! Диафрагма откроется ГРИП уменьшится и основной объект съемки может выделиться на фоне нерезко изображаемого пространства! Детали в тенях вдруг проработаются и выяснится, что в тени дерева росла трава.. это ужасно.. для плохого кино это плохо! В плохом кино в тенях должно быть все плохо! Раз уж сказал про поляризационный фильтр, продолжу - для плохого кино это ооочень плохо! Он, гад такой, убирает блики с листвы и делает картинку более насыщенной, он выделяет облака на небе, он делает снег фактурным, он жрет лишний свет, позволяя снимать на длинных выдержках с открытой диафрагмой... однозначно - зло! Да здравствует пересвет на небе и убитые облака! .... На этом пока все. Как накатит расскажу что делать дальше...



Бешеная мышь Бешеная мышь 15.02.2013 21:49:57
Продолжение.

Первоисточник тут http://vk.com/topic-45221826_27708102

И так, основные приемы при съемке, без которых плохого кина не будет, я упомянул ))
Если ты делал все по написанному, проблем с монтажом не будет. Даже если ты дальше сделаешь все по правилам – кино все одно будет плохим! Ура!
Хуже, если ты не внял и снимал с точностью до «наоборот». Или, не дай бог, автомат вдруг отработал правильно (что редко, но бывает в определенных условиях съемки, типа, отсутствие контрастных объектов, мягкое освещение, совпадение мнения процессора камеры с твоим видением конечного результата и т.д.)
И так мы имеем отличный материал, без технического брака. Все пропало? Плохого кино не будет?!!! Спокойно, все можно исправить, если руки не из начала ног растут ))
Во-первых, сразу определи - для кого ты делаешь фильм. Это важно. Это очень важно. Это архи важно.
И так. Вариант первый - для себя. Ну, что тут сказать… ты попал… плохого кино не будет… либо, надо так постараться, что трудно себе представить… Не берусь за этот случай. Пропускаю.
Дальше комплект вариантов.
Вариант второй – для тех, кто по ту сторону объектива и их друзей.
Вариант третий - для тех, кто в первом варианте и всех, кто в теме (про уголь шахтерам, про рыбу рыбакам, про авторалли гонщикам и т.д. и т.п.)
Вариант четвертый – для всех!
Вариант пятый для фестиваля.
Варианты выстроены по принципу сложности поставленной задачи – сделать плохое кино. Как видим, легче всего сотворить плохое кино для фестиваля, и сложнее всего для героев фильма и их друзей )))
Начнем со сложного, хотя, основные правила для создания плохого кино, - общие.
И так. Общие правила. Не вздумай, не только написать, то даже продумать сюжет будущего фильма! Не подбирай заранее музыкальное оформление. Не просматривай отснятые материалы и не сортируй их даже в голове, не говоря о уж о монтажке.
Кстати, о сюжете. Он же сценарий, он же режиссура. Мы делаем плохое кино, поэтому различать эти понятия мы не будем… для нас это слово просто сюжет, идея. Ни сюжета, ни идеи в плохом кино быть не должно! Тут моя задача упрощается до невозможности, т.к. если бы пришлось разбирать работу по написанию сценария (хотя бы и в голове) и дальнейшей режиссерской работе, то.. то.. в общем, хорошо, что мы пытаемся делать плохо )))
Поэтому переходим сразу к процессу монтирования видеоряда, пока не привязываясь к звуковому сопровождению. Потому что, если постараться, то никакая звуковая дорожка, даже самая супер-пупер, не спасет зрителя от негатива при просмотре (разве что он, хитрюга, закроет глаза, но это уже будет не кино, а радиопостановка).
Напоминаю, задача усложнена тем, что ты не слушал вредных советов и снял все тип-топ, но по-прежнему горишь желанием сделать плохой фильм.

Ну, фильм, конечно же, должен быть длинным (по-русски продолжительным). Слоган из рекламы «Размер имеет значение» (с) - нам подойдет
Исходим из того, что удержать внимание зрителя, не имеющего прямого отношения к действу, происходящему на экране просто красивыми картинками, пусть и под красивую музыку, без какого либо сюжета и закадрового комментария, мы сможем минут 5-7.. потом жертва просмотра начнет отвлекаться на посторонние раздражители (поговорить с соседкой-соседом, испить чайку… в общем, найти себе занятие поинтереснее). Активно пользуемся этим свойством человеческого восприятия и душим зрителя, используя длину произведения.
Если ты решил усложнить себе задачу и, таки, соорудил некий сценарий, да еще с авторским текстом, да еще все это сделал хорошо…то придется взлохматить мозг, чтоб в итоге получилось плохо.

Во-первых, время показа автоматически должно увеличиться, как минимум, раза в четыре. (бывают исключения) Напоминаю, мы говорим о походном кино, а не о кино, вообще…
Во-вторых, самое главное, не вздумайте заморачиваться грамотным монтажом!
Основные ошибки во время монтажа при попытке сделать плохое кино из хорошего материала (как не надо делать для плохого кино):
- соблюдаем чередование планов… как бы э… за общим планом (пейзаж) пускаем крупный план (макро, портрет и т.д.), средний (как правило, объект или несколько объектов целиком). Избегаем повторения друг за другом общих планов, не критично, но не увлекаемся. Крупные – сколько угодно, в пределах разумного, средние - особо не злоупотребляем, но всяко, чаще чем общие…
- панорамы, как правило, начинаем со статики и ей же заканчиваем… стараемся не ставить друг за другом… если поставили, то соблюдаем направление движения камеры (все слева-направо или наоборот), не прерываем на полпути (бывают исключения)
- не злоупотребляем кадрами снятыми с наездом трансфокатором, если это не связано с внутрикадровым монтажом.
- соблюдаем направление движения объекта в кадре (если каяк плывет слева направо, то следующий кадр с катамараном тоже слева направо), хочешь включить следующим кадр, где голова в каске плывет в другую сторону – вставь перебивку, где судно снято в корму или в нос, либо прямо с судна…
- иллюстрируй одно и тоже событие разными планами (начал с общего – средний, крупный - макро) либо наоборот, в зависимости от замысла.
- соблюдай направление взгляда героя в кадре с последующим кадром (смотрит вниз, – следующий снят сверху в направлении куда смотрит, и наоборот)
- по продолжительности клипов (клипы это кусочки фильма на таймлайн) здесь примерно так – общий план показываем чуть дольше, чтоб зритель мог рассмотреть подробности, средний чуть короче, крупный еще короче… опять же все зависит от желания, какие эмоции мы хотим вызвать у зрителя (беспокойство, расслабленность, любопытство и т.д.)
- как правило, чем короче фильм, тем короче клипы, из которых он состоит
- не забывай после нагнетания ритма короткими клипами дать зрителю расслабиться просмотром серии более продолжительных, эмоции зрителя должны идти по синусоиде –напрягся-расслабился-улыбнулся-испугался-затаил дыхание-выдохнул, снова напрягся … и т.д.
- не вываливай сразу всю имеющуюся информацию на зрителя, особенно, если она интересна сама по себе (на примере водников – упало судно с водопада и ушло под воду, пусть клип на этом и закончится, следующим клипом показываем, как реагируют зрители на берегу, как шмель купается в капле росы, какое небо голубое и т.д.) зритель в это время мучается, страдает неизвестностью, т.е. испытывает чувства и пребывает в ожидании развязки ))) ожидание, это небольшая такая мука, пусть помучается.. )) ему понравится..
- забудь про всякие там переходы, которых в программе монтажа тыщи… твой лучший переход это обдуманная прямая склейка, хочешь мультик, тогда вперед. Иногда имеет смысл переход «наплыв», но и он должен быть оправдан.
- озаботься, чтоб на таймлайн в течение минуты (образно говоря) не шли друг за другом клипы, снятые с одной точки (особенно грешат водники, показывая, как суда в неимоверном количестве друг за другом проходят один и тот же порог)

- одна из задач монтажа удержать внимание зрителя, чтоб он, даже моргать перестал, боясь пропустить, что-то интересное… тут готовых советов нет, каждый решает сам, как этого добиться – либо сверхкороткими нарезками (по 1-2 сек) либо нагнетанием действа, происходящего в кадре и подкрепленного звуковым сопровождением…



Бешеная мышь Бешеная мышь 15.02.2013 21:51:27
Продолжение.

Вот и подошли к звуку ))) Да, все предыдущее, написанное о монтаже ни в коем случае не повторять!! Помним об основной задаче – родить плохое кино.
Так. Звук. Предпоследняя надежда испортить конечный продукт, если все остальное мы с дуру сделали хорошо. Ясень пень, что монтаж мы делали, согласно звукового сопровождения. Вопрос, о том соблюдать ли музыкальный ритм при смене кадра, личное дело каждого. С моей точки зрения просмотр приятнее, ибо ритм музыки подчеркивается ритмом смены кадров.
Абстрагируемся и представим, что кто-то другой по нашей просьбе сделал видеоряд и смотрится он даже без звука – супер! Представим, что любое выбранное нами произведение по длине отлично впишется в задуманные нами рамки на видеоряде. Как спортить?)) Вопрос… Фигня вопрос. Слушай сюда. Берем музыкальное произведение с текстом, т.е. песню! И не просто песню, а очень популярную, и лучше, из очень популярного фильма, на которую у всех сложился определенный стереотип. Чтоб зритель смотрел на ваш видеоряд и видел не ваше кино, а тот фильм откуда эта песня… Или другой вариант берем песню и она, волшебным образом, каждым словом иллюстрирует происходящее на экране… причем буквально.. пропелось слово «облака…аа», опа – облако! Дальше «белогривые лошадки..ии.», раз и лошадка! «Прокатите нас пожалуйста, облака..» и вот кто-то, кого-то уже везет.. И так далее )))
Еще способ, это вкрячить в видеоряд музыку из ооо-очень популярного фильма, при прослушивании, которой у зрителя возникают конкретные ассоциации, именно с этим фильмом.
О том что музыку надо подобрать абсолютно не соответствующую по ритму и настроению происходящему на экране, это и так понятно.
Закадровый текст. Здесь тоже много возможностей. Самый простой способ, - намекнуть зрителю, что он туповат и сам не понимает, что видит на экране. Т.е. надо бодрым голосом просто иллюстрировать все, что там мелькает. Пример: видеоряд, - полумертвый от усталости турыст идет с огромным рюкзаком в гору…
Текст, - «мы шли очень усталые, с огромными рюкзаками… в гору… и нам было очень тяжело…» Еще зритель очень не любит, когда его учат, навязывают свою точку зрения или рассказывают элементарные вещи. Этим грех не воспользоваться. Просто говори, к примеру, – «в сутках 24 часа, из них 10 часов приходится на темное время, а на ходовой день остается 14 часов, но ведь надо еще и покушать… кстати, вопрос питания в походе очень важен, ведь организм работает с большей отдачей, поэтому обязательно в день надо съедать (тут говорим точную цифру килокалорий)...»
Еще можно унизить зрителя, но это уже высший пилотаж, тут надо осторожно, чтоб в репу не получить по окончании просмотра )))
Конкретных примеров приводить не буду, опасно, вдруг кто захочет проверить

Теперь поговорим о титрах и названии фильма. Когда мы берем в руки книгу (не электронную, если что ) то, конечно же, обращаем внимание на качество обложки и название. Титры, это своеобразная обложка нашего кино. Здесь, чтоб поднапортить общее впечатление от фильма, тоже особо выеживаться не придется.. самое простое не делать титров, хе-хе… но, тут, как говорится «нет титров - нет проблемы» А мы делаем плохое кино, поэтому проблему надо создать, вместе с титрами, естественно.. ))
Самый проверенный вариант, это в пятиминутном фильме замутить титры на три минуты в начале и на две в конце.. В начале пускаем фамилии всех участников похода и их родственников, в конце благодарности лицам, которые так или иначе пересекались с нами на маршруте… и лучше, чтоб они были плохо читаемы и быстро перемещались по экрану. Все это дело надо обязательно дать не простым шрифтом (черно-белым), а каким-нибудь мультяшным из титровальщика видеоредактора.. ну что-нить повеселей, в горошек… Чем больше ты претендуешь на серьезность восприятия твоего произведения зрителем, тем более строже ты должен подходить к титрам. Но это не про нас Мы фигачим трэш (мусор, по-русски)))) На крайняк, можешь сделать пародию на 3D эффекты.

Теперь о названии. Забей на мучения по выбору. Будь проще. Где был в походе? На Белуху ходил? Как кино назовем..? Нууу.. прально!! «БЕЛУХА» Но, не совсем напрягает название… вроде и неплохо звучит… что-то не хватает.. О! В каком году ходил? «БЕЛУХА-2012» Вот! Уряяя! Зритель чувствует себя странно, непонятно от чего…

Уф. Вроде коротко главное упомянул. Теперь серьезно, от себя лично.
Если вы делаете фильмы для узкого круга лиц, с которыми общаетесь и у вас нет особо времени на это дело, то забудьте про выше написанное )))
Если это становится вашим хобби и, самое главное, нравится – примите к сведению и черпайте информацию из вселенского разума под названием инет, благо там есть все ))) Любые статьи по искусству, фотографии и кинопроизводству… Хоть классические, хоть авангардистские…
И помните, что кино это не только операторское искусство, режиссура, монтаж, звук, это еще и психология, в частности ее раздел - особенности восприятия. Крайне рекомендую хотя бы поверхностно ознакомиться, а там... глядишь и затянет


Александр Серебровский Александр Серебровский 16.02.2013 16:25:35
Толково изложено. Однако переварить все сразу для акселерата будет сложновато, легче глотать постепенно, неторопясь.