События на п. Караарча

Форум:
fokus 20.11.2010 13:18:51

21 октября. Объединившись после пешего выхода с Сарыджаза на стрелке руч. Кызылкапчигай и р.Каюкап, пообедав горячим, группа выдвинулась вверх по ручью. Двигаемся по узкому ущелью, часты бомы с лазаньем, нередки броды, но по сравнению с подъемом по Каюкапу идти стало легче. В тот день сумели дойти до 2 водопада около 10 м. высотой. Лезть в никуда на ночь не захотели и встали на полке ПБ за 100м. перед препятствием. ЧХВ около 2,5 часа, набор 320 м. Следующий день обещал быть особенно тяжелым. Предстояло пройти остатки пути вверх по ручью, взять перевалы Чичор и Караарча (суммарный набор высоты 1,6 км), затем спустившись, дойти до бывшей погранзаставы на Уччате. Те, кто ходил до нас, за один день этот путь проделывали, но они стартовали гораздо ближе к Чичору и то, из-за короткого светового дня, к заставе подходили уже в темноте… Надо успеть. Небо в перьях. Сушим намокшую обувь. Ночью мороз.

22 октября. С утра дует холодный ветер. На провеску и обработку водопада ушло около часа. Еще через час дошли до предперевального взлета. Подъем на Чичор ни с чем не спутать. Он представляет из себя крутой серпантин из остатков когда то бывшей дороги, обильно изрезанный оврагами и пересеченный живыми сыпухами. На подъеме ветер усилился. Направление ветра – против хода движения. Из-за соображений безопасности в некоторых местах приходилось пережидать сильные порывы ветра. Перед перевалом появилась крупа, которая вскоре после его взятия перешла в метель. Видимость упала менее 300 м. на контрасте белого и черного. В очках темно, без очков ветер болезненно бьет снегом по глазам. В этих условиях продолжать движение стало крайне небезопасно и тропящие первыми вернулись назад к видимому скальному выступу, выбрав, таким образом, укрытие для лагеря и ночлега. Сжевали сухпай. Около -15. Привалив палатки скальными обломками, пытаемся побороть холод и ветер, свободно гуляющие через москитные сетки наших палаток и, наконец, заснуть. ЧХВ 6,5 часов, набор 950 м.

23 октября. Ветер к утру ослабел до разумных пределов. Небо заложено полностью, - 10 -15 градусов, из туч выжимает мягкий снег. Видимость чуть более 600м, видно левый борт долины. За предыдущие сутки выпало около 1 м снега.

Состояние группы на момент принятия решения: Все на 17 дне похода, у всех в той или иной степени есть накопленная усталость, мелкие травмы, поломки снаряжения, спутник заряжен, запас продуктов на 1,5 дня(можно растянуть), есть два баллона газа, у троих обморожения ног(идти могут), у меня перелом пяточной кости, полученный при переправе на Каюкапе(идти можно), сломана одна двухместная палатка, все после холодной ночевки, несем с собой сплавное и почти 2 катамарана. В целом настрой в группе походный, рабочий. 9 часов утра, по данным GPS до перевала 2 км, до заставы 4,5 км по прямой.

Никаноров С. рассматривает два варианта:

1. Пережидаем непогоду до следующего дня. Минусы: еще за сутки нас может еще больше замести, и мы технически не сможем взять перевал, завтра нам не остается выбора – все равно придется идти, даже если погода ухудшится (кончается запас продуктов), добавляется еще одна холодная ночевка и сутки на сухпае, но это мелочи. Плюсы: есть шанс, что погода улучшится и мы пойдем по хорошей видимости в хорошую погоду.

2. Идем сегодня через п.Караарча до заставы. Минусы: неустойчивая погода и крайне приемлемая видимость. Плюсы: сегодня меньше снега, чем будет завтра, экономия продуктов и сил.

Выбор пал на второй вариант. Сергей позвонил по спутнику домой и Равилю, заказал камаз к р.Каинды на 24 октября. Идем. Через час хода вышли на стрелку двух предперевальных кулуаров Караарчи, подошли на дно правого (орографически, далее «о») для отдыха. В это время сверху по нему прошла первая лавина, которая, не дошла до группы 200 метров, обдав всех снежной пылью. Продолжаем движение по остаткам «дороги», часто сбиваемся с пути . Пройдя 300м по правому борту левого кулуара(о) окончательно теряем под снегом «дорогу» и не находим приемлемую линию движения. Видимость снижается в этом районе до нескольких десятков метров. По данным GPS до перевала 690 м по прямой. Разворачиваемся и возвращаемся к месту предыдущего отдыха (300 м назад). Отметка 3250 м (13:10). Принимаем решение подниматься по левому борту правого кулуара(о). Перед подъемом перекусываем сухпаем. На подъеме, где это возможно, стараемся держаться рядом со скалами ЛБ(о). После небольшого расширения кулуара, на отметке 3670 м (15:45) крутизна склона стала увеличиваться, резко ухудшилась видимость до границы контраста б/ч 50-70м. Надуло облачность, повысилась влажность (одежда покрывается ледяной коркой). Все держатся в пределах видимости.

Траверсируя вправо(о), на отметке 3790 м (16:45), впереди идущая группа надломила лавинную доску – окружающий группу снежный покров в радиусе более 10 м провалился на несколько сантиметров (с характерным инфразвуком), склон покрылся трещинами. Настин А., Никаноров С., Золотухин А. остаются на месте, другая часть группы - Буслаев П. Самохин И. Лапшин В. Крашенинников А. начинает траверсировать влево (о) к скалам (с целью уйти с лавиноопасного участка). Через несколько минут замыкающая группа – Максимов А. Уткин С. Шайкин А. поднимается на отметку 3790. Крутизна склона увеличилась до 45 градусов. Встали, все в пределах видимости, совещаемся. Услышали звук отрыва очередной лавины.17:00: Сергей Никаноров и Саша Настин уходят на разведку. Через 10 минут слева и сверху по ходу движения раздался характерный для оторвавшейся лавины инфразвук. Лавина прошла в 25-30м справа(о) от крайних стоящих. Снег сорвал небольшие скальные обломки, и было видно, как они летели вслед за лавиной. Через 5 минут, на противоположной стороне лавинного следа увидели силуэт Саши Настина. Мы выясняем, что Сергей сказал ему идти вправо(о), сам же пошел вверх. Настин пошел на поиски Сергея, дошел по его следам до пересечения их лавиной. Кричим Сергея. Стоим на месте. Проходит еще около 10 мин. Становится ясно, что произошло. Группа стала спускаться вниз, вдоль лавинного следа, смотреть и звать Сергея. Его рюкзак, в надежде на чудо, оставляем наверху, вырубив под него полку в снегу. Забираем с собой спутник, документы и спальник Сергея.

Лавинный вынос шириной 30-40м., глубиной 2-3 метра, спускались слева от выноса. Два человека спускались непосредственно по лавине. Насколько это было возможно, шли вдоль лавинного сброса, но кроме снежных масс никто ничего не заметил. 18:10, быстро темнеет. Сошло еще 3 лавины. До безопасного места, где можно поставить лагерь, замыкающие(я с Сашей Максимовым) шли уже в темноте, постоянно освещая лавину фонарем, останавливаясь и прислушиваясь. Шедший первым Илья Самохин был в лагере минут на 50 раньше нас. В 19.15, на 15 минут, через тучи пробилась луна и сквозь просвет в тумане ярко, как днем, осветила место схода лавины (и только его, все остальные окрестности были во мраке). Было отчетливо видно ее светло-коричневый след, нависающие рядом с точкой срыва снежные карнизы. До перегиба мы не дошли примерно 100 метров… От лагеря до края лавинного выноса около 400м. В лагере варим по кружке чая, съедаем сухпай, растираем обморожения. Пошел легкий снег, -10-15 градусов. Дальнейшие действия почти не обсуждаются. Для принятия решения недостаточно информации.

24 октября. За ночь выпало около 7 см снега. 6:00, небо по-прежнему полностью затянуто, граница облачности 3500. Ветер есть, но слишком слабый, чтобы сдуть свежую порошу для проведения визуальных поисковых работ. Видимость около 500м. Ночью повсеместно сошло еще несколько лавин. В таких условиях нахождение на лавинном выносе, на дне кулуара, мы сочли неприемлемо опасным. В целях сохранения оставшейся группы, поиски Сергея своими силами решили не проводить. 8:00, делаем три звонка по спутнику: 1. Равилю – SOS: сообщаем GPS координаты лагеря, информируем о НС, номер страхового полиса Сергея, отменяем камаз 2. Самохину Вячеславу Михайловичу(председателю МКК) – SOS: сообщаем GPS координаты лагеря, информируем о происшествии. 3. В страховую компанию, но в воскресенье в 6 утра по Москве работал только автоответчик и спутник уходил быстрее, чем проговаривалась приветственная фраза.

Принимая меры предосторожности, сфотографировали место схода лавины, засекли GPS координаты выноса. Илья Самохин налегке сходил на разведку и наметил относительно безопасное начало пути по левому(о) борту левого предперевального кулуара. Видимость на грани приемлемой. В надежде, что она не ухудшится, принимаем решение рискнуть и предпринять еще одну попытку выйти из этого района. Глотаем по куску сала. Разгружаемся, скидываем катамаран и водное снаряжение. Быстрые сборы. Идем. Начало пути по правому (о) склону, он лавиноопасен, двигаемся осторожно, местами по одному, контролируя местонахождение друг друга. Снега много, местами проваливаешься выше пояса, двигаемся медленно, тропящим приходится тяжело. Через 40 минут хода облачность немного поднялась и открылось перевальное седло, дав нам возможность сориентироваться. Идем вдоль скал левого борта(о) траверсируя приточные отроги кулуара. Через 1,5 часа заползли на п.Караарча, еще через два часа хода вышли на бывшую погранзаставу на Уччате. Звоним по спутнику в Бишкек и Нижний, отменяем SOS, заказываем на завтра Камаз. Варим горячее, сушим промокшее снаряжение, топим полуразваленную печь. Ночуем под крышей. Небо почти очистилось. Ночью мороз. На следующий день нам предстоит взять перевал Уччат 3732м по уже известной, хоженой в прошлом году тропе, спуститься до р.Каинды около10 км., где нас должен встретить камаз.

25 октября. Небо чистое. Ранний подъем. На горячий завтрак съедаем последнюю пайку крупы. Недолгие сборы, выход в 7:30. Подъем на перевал около 600 м, пологий, снега достаточно, но по южному склону идти легче. Через 2 часа первые уже были на перевале, а к часу дня Илья уже перехватил Камаз и подъехал на нем как можно ближе. Нас с сопровождающим меня Андреем Шайкиным ждали еще два часа. В три по местному отправились в Каракол. Заехали на источник, 1,5 часа писали объяснительные пограничникам на заставе в Иныльчеке. В 21:30 по местному въехали в Каракол. Там нас уже ждал Равиль на микроавтобусе. Перегрузились, вкратце рассказали подробности, позвонили в страховую и родственникам. Разместились в однокомнатной квартире на окраине города. Пельмени, хлеб, водка, сон. Утром – милиция, сбор спасательной группы, поиск вертолета….

ko1111 20.11.2010 13:48:04
Да, вы все делали правильно. Единственный вариант, залезть в сугроб и переждать лавины, но можно и неделю сидеть, и две..
Анна Рыбакова Анна Рыбакова 20.11.2010 13:52:50
Спасибо, Сергей, за подробный рассказ, думаю многие его ждали...
Lotsman 20.11.2010 15:01:54
Сергей, как нога?
По описанию... Все четко изложено, спасибо за ясность. 
С вертолетом что дальше происходило? Почему только в четверг вылетел?
fokus 20.11.2010 16:36:53
У местного МЧС нет вертолета, на всю Иссыккульскую область Киргизии есть только один вертолет - у военных...
dzen dzen 20.11.2010 21:30:34
Шанс спасти Сергея был только если найти и откопать его в течение первых 30-40 минут, до темноты. Возможно ли было спускаться рассредоточившись по всей ширине лавины? Откуда и в каком направлении сошли те 3 лавины, о которых упоминается? Какова была приблизительная длина выноса той самой роковой лавины, когда вы спускались вдоль нее и видели ее потом в просвете облаков?
fokus 20.11.2010 22:22:10

1.Думаю что да. Не держали только края лавины, сам вынос(по ощущениям тех кто там шел) - как бетон

2.Адресую этот вопрос тому, кто дал эту поправку. Сам этих лавин не заметил, возможно из-за того что шли в разное время.

3. По моим очень приблизительным оценкам длина выноса 250-300м, транзита - 600-700м.

Александр Сладков 20.11.2010 22:19:52
Спасибо, Сергей!  очень важная тема.   Выпью сегодня за погибшего С.Н..
Максимов 10.01.2011 18:16:24

В другой теме говорится о необходимости анализа несчастных случаев. Не для поиска виновных, а для избегания ошибок в будущем. Без анализа бессмысленно делать какие-то выводы. Плохо, что турклуб такие разборы сейчас не проводит и не доводит до туристов результаты. Значит надо это делать публично, в интернете, как бы тяжело  это не было. Прочитав, люди всё-же что-то узнают и задумаются.

НС произошел на выходе с маршрута, поэтому хотелось бы услышать мнение альпинистов, горников и пешеходников. Возможно, по подробному описанию Сергея Уткина им все ошибки кажутся очевидными и они просто не знают, что кому-то надо ещё и разжевать. К этим «кому-то» отношу и себя.

Своё мнение о причинах смог составить, только через 2 месяца после произошедшего и не знаю, насколько оно адекватно. Но всё- таки его выскажу. М.б. будет обсуждение и оно изменится, м.б. выявятся ещё причины, которые я не знаю, не заметил, м.б. кто-то поучится на чужих ошибках…

1. (основная) При подготовке к походу не было учтено, что в горах выше 3000м в октябре уже зима.Как следствие группа не была готова к походу  в условиях зимы в горах. Не было теплого снаряжения  в достатке, не было даже теоретических знаний о ТБ в зимних горах. Выступили при плохой погоде, очень плохой видимости, высокой лавинной опасности. В нескольких местах подрезали склон.

Мы не знали признаков лавиноопасности, наиболее вероятных мест нахождения пострадавшего в лавине, методов поиска пострадавшего в лавине.

2. В конце водной части, после Уччата, группа несколько расслабилась, в результате потеряли несколько дней, плохо продумали технологию прохождения каньона Джамансу. У нас не было времени на отсидку. Нехватка времени сказалась на принятии неверных, скоропалительных решений.



Анна Рыбакова Анна Рыбакова 11.01.2011 09:34:25
Наверно трудно признавать, что не были готовы, но лучше знать об этом, чтобы в дальнейшем народ подходил к подготовке к походу более тщательно и обдумывал все возможные варианты! На чужих ошибках учатся!!!!
Александр Сладков 11.01.2011 12:06:06

Обсуждать и особенно судить вас очень сложно - вы очень опытные, эксперты так сказать.  Ваш опыт раз эдак в 100 выше моего (и большинства турья).   Я просто не могу сказать, как бы я себя вел в подобной ситуации.  Ваши решения, на мой взгляд, выглядят очень взвешенными.

И ошибки вы сами видите тоже.  Подготовиться к зиме заранее, да.  Пуховки там, обувь надежная.  по остальному, особенно решениям и поведению на маршруте - мне очень сложно что-то сказать.  Сначала надо самому в подобные передряги слазить, а уж потом..