Lotsman 14.09.2010 11:14:27
Мне кажется, именно между перевалами н/к и 1А граница очень расплывчатая.
Я знаю, что для каждой полукатегории есть описание - характер пути, необходимость применения тех или иных способов страховки, число точек крепления веревки, время на прохождение...
Мне интересно, у вас не было трудностей или выявленных несоответствий при категорировании простейших перевалов? Как бы вы сформулировали отличие н/к от 1А? |
|
| Lotsman 16.09.2010 02:43:29
Самая простая трактовка отличия, что мне доводилось слышать, - 1А лошадь уже не пройдет. Однако такая упрощенная версия совершенно не работает. Классический пример - Шумак 1А в Восточном Саяне. Лошадь его идет.
Еще вариация "от народа" - на 1А в отличие от н/к надо взбираться (спускаться) с опорой на руки или применять простейшие навыки лазания по легким скалам. Может потребоваться 1 веревка. А н/k идется ногами, без рук и снаряги. Вот такое описание отличия имеет право на существование? |
|
| alvabul 16.09.2010 08:24:01
Тот же шумакский перевал весь пешком проходится. Но там, поскольку он высокий, снег выпадает часто. Возможно сочетание именно этих фактов (снег+большой набор высоты) дают ему сложность 1А |
|
|
| Анна Рыбакова 16.09.2010 09:07:05
Кара-Тюрек 1А лощадь идет прекрасно |
|
|
| Diman.S 16.09.2010 10:49:13
Это больше похоже на отличие 1А от 1Б. Некоторые н.к такие ломовые, что будут потяжелее некоторых 1Б |
|
|
| Mike 16.09.2010 11:27:40
Всегда думал, что на н/к идет тропа или дорога, или даже если ее нет, то идется перевал не хуже чем по тропе. Т.е. нет никаких техническх участков: осыпей, курумников, снежников и т.п. И можно взять его без использования снаряжения, даже без альпенштока/ледоруба или горной обуви ) |
|
| Lotsman 16.09.2010 11:38:34
Миша, есть регионы, где ни дороги, ни тропы на перевалах н/к нет и в помине. Это редкопосещаемые районы Саян, Забайкалье. Там состояние звериной тропки (если она есть - уже удача!) такое, что, условно говоря, один раз в год медведь пройдет. И идутся они из-за березки или стланника порою много тяжелее, чем единички без этих прелестей растительности. Да, снаряжение там не нужно, но снежники, курумники, осыпи на н/к перевалах я встречал неоднократно. И без горной обуви там совсем не гуд. Альпеншток также очень желателен! |
|
|
| Lyncean 16.09.2010 20:11:38
http://www.turizmvnn.ru/cont/show/3526/
или вот на этом фото и соседнее. Перевал Боковой. Из долины в долину, на карте не отмечен, но мы нашли и перевалили. Это сторона спуска, стороны подъёма, к сожалению, фото нет. Как оцените по внешнему виду? |
|
| alvabul 17.09.2010 00:16:29
С этой стороны сложностей не видно. Я бы как н/к оценил. |
|
| Lotsman 17.09.2010 11:13:30
Там на подъеме метров 70 самых легких скал. Тоже склоняюсь, что этот перевал ближе к н/к. |
|
|
| Mike 17.09.2010 11:14:29
Ну, по фотографии наверное, точно категорировать не получится ) Если вы прошли, значит примерно известно, какие там по продолжительности и характеру участки осыпей, снежников, какой набор высот. Исходя из этого наверное и стоит категорировать.
Кстати, существует ли какая-то система оценки категории перевала? Аналогичная системе оценки всего похода? |
|
| Lotsman 17.09.2010 11:24:03
Конечно, методика категорирования существует!
На скорую руку есть вот здесь, внизу страницы:
http://www.mountain.ru/mkk/tss_russia/evsktm.shtml |
|
| redaktor 17.09.2010 11:28:01
Надо будет найти актуальную версию оценки трудности перевалов (по ссылке датирована 2001 г.) и выложить на сайт в библиотеку. Сделаю на следующей неделе! А потом занести туда же все методики оценки категории маршрута в целом для разных видов туризма. Далеко не все их знают! |
|
| redaktor 02.10.2010 13:07:03
Таблица оценки трудности перевалов размещена в разделе "Библиотека" (вертикальное меню сайта), подраздел "Официальные документы":
http://www.turizmvnn.ru/doks/ |
|
|
| Mike 17.09.2010 11:24:51
http://ktmz.boom.ru/library/oficial/metodper.html
Вот такую табличку нашел. Правда про н/к здесь ничего не сказано, но н/к можно считать все, что легче чем 1А |
|
| Lotsman 17.09.2010 11:41:57
Лично у меня бывали затруднения в определении категории именно между н/к и 1А (пореже между 1А и 1Б). Или возникали сомнения, что категория ранее была присвоена верно. И тему завел, собственно, чтобы понять, как же трактовать пограничные ситуации, когда сам понимаешь, что категория где-то между. Для таких случаев звездочка как раз и предусмотрена? И реальная категория перевала определяется по условиям конкретного прохождения. Так, наверное, надо понимать правила? |
|
| Lotsman 22.09.2010 09:09:16
Так как же все же понять границу меджду перевалами н/к и 1А? Ясности в этом вопросе у меня пока не наступило. Предложите формулировку, исходя из вашего опыта! |
|
| Lotsman 21.10.2010 11:36:55
Вот, к примеру, у этого перевала какая категория - н/к или уже 1А? Это вид со стороны подъема. На спуске есть участок 30-50 метров по высоте с выходами скал и камнеопасными мини-кулуарами с крутизной около 450 Перевал известен давно, но там редко ходят, потому и категория в немногочисленной литературе не проставлена. |
|
| Александр Сладков 21.10.2010 14:19:44
а можно я так робко спрошу - а какая фиг разница, н.к. он или 1А? Это информация зачем нужна? Ну я еще понимаю, если надо определить 1А он или 3Б. А то люди соберутся на 1А, а придут на 3Б.. Ну а н.к. или 1А - какая разница? |
|
| Lotsman 21.10.2010 19:11:17
По этому конкретному перевалу практически никакой разницы. Веревка и прочая снаряга не нужна! А обычно на 1А метров 30 веревки надо бы иметь, плюс обвязки, а иногда и каски. На н/к это точно не потребуется. Вот такая, по моему, разница. Правильно ли толкую? И еще - бывает, пытаются определить категорию пешего похода в целом, и тогда по страшной методике полагается, в частности, просчитать баллы за локальные препятствия, и эти самые баллы зависят от сложности отдельных перевалов. |
|
| Александр Сладков 22.10.2010 13:02:29
По конкретному этому перевалу мы согласны - снаряга не нужна. А раз так - какая разница 1А он или н.к.? )))) |
|
| Lotsman 22.10.2010 13:20:47
Для определения категории похода в целом (не этого, любого другого). Тогда важны категории отдельных препятствий, прежде всего перевалов. |
|
| Александр Сладков 22.10.2010 14:14:14
А!! вот оно что! ))
На самом деле я ни разу в жизни не был в официальном зарегистрированном походе, с маршрутной книжкой и всеми делами. Все как-то по-дикому, по-своему. И по поводу категорий я придерживаюсь своей градации. Которая делит все на 3 категории:
- н.к. Это соответствует общепринятым 0ой и 1ой кат.
- проходимо, опасно, все нужно смотреть и решать на месте. Снаряга нужна по любому. Общепринятые 2-5 к.с.
- очень опасно, нужен мега опыт, немного безбашенности и лучше отсутствие детей, жен и долгов. Общепринятые 5-6.
Я хожу по тем маршрутам, где "проходимо, опасно" и не парюсь какая именно общепринятая категория там. И на то есть у меня причины, и чтобы ходить, и чтобы не париться ))
ну правда, ну что эти категории? Вот подошел ты к перевалу, а уже темнеет, и снег с дождем вдруг пошел.. По книжке перевал н.к. Или речка, дождик, паводок. По книжке 2 к.с., а на деле? |
|
| Lotsman 23.10.2010 13:07:12
Категории придуманы, чтобы знать, с какой снарягой и с каким опытом разумно на маршрут идти. Достаточно адекватная реальности система, которая, конечно, дает сбои в особых природно-погодных условиях, когда высокая вода или нетипичная снежно-ледовая обстановка.
Да, у некторых есть свои системы категорий. Кстати, ныне действующие методики оценки сложности перевалов или водных препятствий предложены конкретными многоопытными туристами и стали общепиринятыми.
Саш, ты и не парься категориями, если тебе так удобнее. Но много, сам знаешь, тех, кто ходит прежде всего ради спортивной стороны походов, и информация о категориях маршрутов и локальных препятствий им нужна. |
|