Пролог
Вдохновлённые отчётами Андрея Подкорытова и ряда других, немногочисленных энтузиастов, очень захотелось посетить Плато Путорана. А именно, увидеть два труднодоступных водопада из категории "самый". Это Оранский водопад - самый широкий в России, и водопад на р. Канде - по некоторым оценкам самый высокий в России (высота свободного падения 108 м). Правда, говорят есть ещё водопад на Курилах, с красивым названием "Илья Муромец" и высотой 141 метра, но не будем сеять зерно сомнений :)
Как всегда существовали некоторые ограничения по нитке маршрута:
1. Время активной части не должно было превышать 25 дней. Вместе с дорогой очень хотелось уложиться в календарный месяц.
2. Сплавная часть не должна была выходить за пределы 3 к.с. Или хотя бы существовала возможность обноса отдельных препятствий, если они заметно превышают эту категорию.
И вот, по совокупности таких условий, после длительных споров и размышлений, нитка маршрута определилась в следующем виде:
г.Норильск - (катер) - оз. Лама (турбаза Бунисяк) - вверх по долине р. Хойси - каньон р. Хикиккаль (вдп. 55 м) - р. Гулэми (сплав до каньона) - оз. Аян - р. Амнундакта (вдп. 103 м) - р. Дэлогучи - р. Оран (вдп. Оранский) - р. Хибарба (вдп. 108 м радиально) - р. Хибарба (сплав от устья р. Канда с обносом второго порога) - р. Аякли - р. Хета (до руч. Букатный) - (моторка) - пос. Волочанка - (рейсовый вертолёт) - г. Дудинка - (автомобиль) - г. Норильск. Протяжённость активной части маршрута около 500 км.
Обращаю внимание, что GPS-трек - это не запись с маршрута, но он прорисован либо по тропам (в долине р. Хойси), либо в непосредственной близости от реальной нитки маршрута. А точнее там и не надо, всё оценивается по месту. Точки мест стоянок не везде указаны точно, они проставлялись уже дома, на память.
Автор почти всех фотографий в заметках - Александр Ануфриев.
Снаряжение
Обычно я не пишу, какую снарягу используем на маршрутах. Причина вполне очевидна - у каждого свой уникальный опыт, финансовые возможности, да и не в снаряжении, как правило, дело. Однако в этот раз пришлось её кардинально менять и дорабатывать (в основном сплавную - для прохождения водной части выбрали пакрафт). А основной причиной тому был стартовый вес рюкзака, который у всех предшественников заметно превышал 30 кг, доходя иногда до каких-то сумасшедших величин. Нам это категорически не подходило, по задумке поход не должен был стать ишачным. И вот, исходя из этой концепции, начались поиски "необходимого и достаточного", приведшие к теоретическому стартовому весу в 25 кг. Фактический вес, правда, оказался чуть выше, примерно 26 кг, но причина тому человеческий фактор. Ничего не мешало остаться на расчётном уровне.
Согласитесь, с таким рюкзаком идти весьма комфортно. Всё оказалось неплохо, поэтому привожу список группового и личного снаряжения с развесовкой, вдруг он окажется кому-то полезным. Замечу, что личное снаряжение я озвучиваю только своё, как наиболее оптимизированное (уж так получилось). У напарника список похож, но всё же немного отличается по весу в чуть большую сторону. Сплавную снарягу выделяем особо, так удобнее для восприятия.
Кстати, штатное сплавное снаряжение подвеглось некоторым доработкам. Возможно, они также кого-то заинтересуют:
Продукты
Обозначив себе предельный вес рюкзака и определившись с необходимым снаряжением, методом вычитания получили максимально возможный вес продуктовой раскладки. Оставалось только в него уложиться и не помереть с голоду на маршруте. Надо признать, что как ни странно, удалось и то и другое. Голод, конечно, эпизодически ощущался, но не был большой проблемой. Постоянное движение вперёд хорошо отвлекало от гастрономических тем. Лишь ночью, когда контролировать непослушный мозг становилось сложно, он подбрасывал продуктовые сюжеты. Хорошим дополнением к рациону, начиная с Хибарбы, оказался хариус. Как и везде на севере, здесь его ловля весьма результативная и экономически оправдана. Нужен лишь маленький спининг с небольшим набором блёсен-вертушков. Остальное - дело нескольких минут.
Я затрудняюсь сказать, на сколько наши организмы похудели, взвеситься получилось только дома. До него мы вполне плотно кушали в Волочанке, Дудинке, Норильске, Москве, и по возвращению вес был уже близок к допоходному уровню. Хотя, конечно, некоторая поджарость присутствовала.
Вот наша раскладка. В дополнение к ней каждый формировал для себя перекусы, и по желанию какую-нибудь приятную неучтёнку, скрасить суровые походные будни.
Организационные моменты
1. Оформление разрешения на посещение охранной зоны заповедника.
Начиная с верховьев р. Хойси и до р. Хонна-Макит это уже охранная зона. Здесь можно заниматься туризмом, но по согласованию с администрацией. Далее нитка маршрута вплоть до р. Хибарба пролегает по заповедным территориям. Разрешения не дают, но контролировать такие пространства у заповедника нет возможности, чем пока и пользуются редкие группы, вроде нас. Надо ли оформлять разрешение в охранную зону? Я считаю надо. Это несложно, а вероятность встречи с инспектором на этом участке всё же существует.
Разрешение на посещение заполняется на сайте заповедника по ссылке. Далее сканы разрешений присылаются на почту - их следует подписать, отсканировать и отправить обратно. Для посещения достаточно распечатанной копии разрешения. Инспекторов на маршруте не встречали, перевозчики на катерах разрешениями не интересовались. Карта с границами заповедника
2. Оформление медицинской страховки.
Один из тех маршрутов, где всё же надо оформить страховой полис. Оговорюсь, если хотим не самовыпилиться, а попытаться вернуться в случае каких-то чрезвычайных обстоятельств. Естественно, сраховка должна покрывать возможность эвакуации вертолётом. Вот ссылка по которой такую страховку оформляли мы. Выбирали "Совкомбанк - программа D", с эвакуацией вертолётом (50000 евро). И не подумайте, что мы такие наивные. Если бы она нам понадобилась, пришлось бы зубами вгрызаться в страховую, а делать это с Плато ой как не просто! Для такого случая нужен связной на большой земле, который и будет решать эти вопросы.
3. Регистрация в МЧС.
В обязательном порядке регистрируемся в МЧС. В принципе, им без разницы есть у вас разрешение от заповедника или нет, у этой организации свои задачи. Три обязательных условия для регистрации - спутниковая связь, страховка с вертолётной эвакуацией и всё тот же связной на большой земле.
Заполняли бланк туристской группы. Отправляли на адрес arm10@24.mchs.gov.ru. В ответ пришло письмо с присвоенным номером и всеми инструкциями.
4. Договорённость на заброску катером в р-н базы Бунисяк.
Нашли по объявлению на Авито по вполне вменяемой цене (+79135301789 Владислав)
5. Запись на вертолётный рейс "Волочанка-Дудинка".
Записывались "в тетрадку" по телефону, в мае. Телефон администрации в пос. Волочанка +73919129398 (звонить надо до 13:00 по местному времени)
6. Договорённость на выброску моторкой с реки Хета.
Единственным надёжным вариантом оказался Олег Бетту, не раз упоминающийся в отчётах туристов. Очень порядочный во всех отношениях человек. (+79131695322 - мобильный, +73919151085 - городской в Дудинке, +73919129372 - городской в Волочанке)
7. Авиабилеты "Москва-Норильск-Москва".
Брали в а/к "Нордвинд" заранее, ещё зимой. Как ни странно, цена перед вылетом почти не изменилась.
8. Аренда спутникового телефона.
Кто бы что ни писал, единственная гарантированная спутниковая связь в этих широтах - Iridium, ну или треккеры на её базе. К сожалению, это самая дорогая спутниковая связь. Телефон брали в аренду здесь.
По стоимости получилось так: залог - 80000 р, аренда 29 дней * 1050 р = 30450 р. Исходящая связь 180 р/мин, смс 60 р/мин.
9. Газ.
Предварительно заказывали в Норильске, найдя предложение на Авито (Виталий +73919129398)
10.Материалы, используемые при подготовке.
Смотрели и читали много чего. Как минимум, рекомендуем ознакомиться:
https://photopoxod.ru/putorana2018
Афанасьев Михаил "Путешествия по Плато Путорана", печатное издание
День 0 (27.07) "Заброска на маршрут"
В Норильск прилетели рано утром, согласно полётного графика авиакомпании Nordwind. Внезапно оказалось, что времени свободного у нас полным-полно - катер до базы Бунисяк перенесли с обеда на восемь вечера. Посему решили добираться до города редким рейсовым автобусом, а пока заполнить паузу проверкой на работоспособность спутникового телефона. Проверка сильно затянулась, изрядно при этом нас понервировав. Оказалось, что после набора номера женский голос что-то там вещает по английски, надо дождаться конца этой тирады, и только после начинается дозвон. Мы же не дослушав жали на отбой, думая, что информируют о неполадках в обслуживании. Кое-как, призвав на помощь всемогущий интернет, всё же разобрались и облегчённо выдохнули.
Днём прогулялись по Норильску, ровно настолько, насколько это было удобно с рюкзаками, а к вечеру переместились на пристань Валек, забрав по пути газ, что предварительно заказали через Авито.
Заброска оказалась совместной, с группой из Саратова, на двух небольших катерах. По договорённости нас высадили не на самой базе, а немного ближе к устью р. Хойси, немного сократив тем самым наш длинный путь.
Где-то в час ночи удалось, наконец-то, заползти в палатку. После суток, проведённых в дороге, ужасно хотелось спать.
Прилетели в Норильск. Вид свежий, бодрый
Центр Норильска В ожидании транспорта. Рядом попутчики из Саратова
Ночное солнце над Путоранскими горами. Озеро Лама
Тихая ночь
Озеро Лама
День 1 (28.07) "Начало. Вверх по реке Хойси"
Наконец-то первый ходовой день. Погода отличная, настроение боевое. Задача минимум - дойти до первых стоянок, показанных на OSM-карте, это что-то около 10 км. Коммерческие группы натоптали уверенную тропу, практически не теряющуюся на болотах. Есть броды через притоки Хойси, не вызывающие каких-либо сложностей. Тропа иногда выходит на галечные отмели, но логически отслеживается даже на камнях. Комаров немного, не помню - пользовался мазью или нет. Жарко.
Около 15 часов подошли к намеченному месту и немного отдохнув решили двигаться дальше, в идеале до второй стоянки, что указана на OSM-карте. Это ещё километров пять. Однако качество тропы резко ухудшилось, появилось больше болотистых участков. Идти стало заметно тяжелее. В итоге прошли ещё немного (см. трек) и решили, что для первого дня достаточно.
День умеренно-тяжёлый, с поправкой на начало маршрута и акклиматизацию. При большом уровне воды броды хоть и усложнятся, но останутся вполне ходимыми.
Наледь на реке Хойси
Подъём по реке Хойси
День 2 (29.07) "Переход до подъёма на Плато"
Погода отличная. Тропа всё так же идёт вдоль правого (орографически) берега р. Хойси, практически не меняя своего характера. Лишь за пару километров до места брода она начинает хронически теряться. Тратить время на поиски не сильно хочется, временами идём по направлению, местность позволяет такие вольности. Брод расположен на небольшом разливе реки, с островом посерёдке. Приметное место. Напоминаю - трек примерный, ориентируйтесь по месту.
После брода начинается ощутимый, довольно резкий набор высоты. Тропа вначале ещё видна, но ближе к водопаду (на притоке р. Хойси) напрочь теряется. Правда, вариантов передвижения там немного, надобность в тропе невелика. Незадолго до места подъёма на Плато встали на ночёвку. Вылазить наверх в этот день было совершенно нелогично, а с учётом накопившейся к вечеру усталости, ещё и травмоопасно.
Тяжёлый день. Ориентировка местами затруднена. Тропа до обеда. Брод через р. Хойси может быть весьма сложным, сильная зависимость от уровня воды.
Брод на реке Хойси. Бревно уже лежало
Верховья р. Хойси Стоянка перед подъёмом на Плато
Вид на долину р. Хойси в районе стоянки
День 3 (30.07) "К каньону реки Хикикаль"
Погода и настроение прекрасны. Есть робкая надежда, что сбудутся долгосрочные прогнозы метеорологов о сухом лете... Удивительно легко вылезли на плато. Подъём прослеживается, других вариантов там просто нет.
Начиная с сегодняшнего дня троп нет, только камни всех размеров и мастей. Тут особо описывать нечего, идём придерживаясь условного трека, иногда отклоняясь от него по невнимательности. Подойдя к каньону р. Хикикаль с удовольствием смакуем первый серьёзный водопад высотой 55 м.
На стоянку встаём строго в намеченное место. Вечером звоню домой, нужен прогноз погоды на три дня, да и сообщить о своих передвижениях связному надо. Погода, кстати, обещает быть хорошей. На завтра намечена днёвка с радиалкой на г. Элдэн, но что-то тяжело даются нам переходы - решаем сэкономить этот день и двигаться дальше.
Тяжелый день. После подъёма на плато, нужно привыкать к камням и довольно нехилым перепадам. Это из космоса оно выглядит ровным, на деле же горки там весьма заметные.
Отдых при подъёме на Плато Водопад в истоках р. Хойси
Первые озёра на Плато
Водопад 55 метров на реке Хикикаль
Обычные для этой части Плато препятствия Получаем прогноз погоды
Каньон реки Хикикаль у стоянки
День 4 (31.07) "В долину реки Гулэми-Икэн"
Погода хорошая. Успешно двигаемся по намеченному маршруту. Сегодня большую часть ходового дня занимают однообразные каменистые спуски и подъёмы. Лишь ближе к вечеру открылась широкая долина Гулэми-Икэн с симпатичными видами. На притоках видны каскады водопадиков, лежат снежники, цветёт тундра, по голубому небу бегут облака... красота!
Но до намеченной точки, увы, не дотянули, умотались за день. Встали на стрелке, на возвышенности. День тяжёлый.
Типичный каменный пейзаж этого дня
Разливы ручья, впадающий в Гулэми-Икэн
Река Гулэми-Икэн. На горизонте видно долину реки Хонна-Макит
День 5 (1.08) "В верховья реки Гулэми"
Погода отличная, даже слишком - жара. По графику, сегодня должны дойти до места возможного сплава по р. Гулэми. Но что-то подсказывает, что воды для этого мероприятия не будет.
Больших перепадов высот сегодня нет, из неприятного только болота. Для утоления жажды в воду, как и в предыдущие дни, добавляем изотоник, без него вообще не напиваешься. Похоже, не хватит нам изотоника до конца пешки, если не похолодает. К вечеру весьма уверенно добрались до намеченной точки. Как и предполагали, ни о каком сплаве речь идти не может в принципе. Воды нет, придётся продолжать пешую часть дальше. Перед сном сеанс связи с прогнозом погоды. Обещают небольшие дожди в ближайшие дни, но в целом ситуацию с водой они вряд ли изменят.
День лёгкий.
Широкая и ровная долина реки Гулэми-Икэн
День 6 (2.08) "Вдоль реки Гулэми"
Идём вдоль р. Гулэми, погода слегка портится. Основная задача сегодня - любой ценой не выбиться из намеченного графика. Движение сильно облегчают обширные галечные отмели и небольшие участки оленьих тропок. Идти напрямую по тундре - занятие не сильно приятное (энергозатраты не адекватны достигнутым результам) поэтому петляем вместе с рекой, стараясь максимально использовать галечники.
Доходим до уреза 754 м, где-то впереди уже виднеется зона леса, но Гулэми всё так же непригодна к сплаву. Прошли ещё немного и встали на идеально ровном мысу. По разбросанным камням угадывается основание, стоящего когда-то очень давно чума.
День средний по тяжести из-за участков подболоченной тундры. Днём периодически небольшой дождик. К вечеру со стороны оз. Аян грозовые облака и сильный ветер.
Мак полярный Приготовление ужина на щепочнице
Лагерь в верховьях реки Гулэми
День 7 (3.08) "Сплав по реке Гулэми"
Утром пасмурно, но дождя пока нет. Тактика та же, что и накануне - идём вдоль берега, наблюдая за возможностью начать сплав. Через пару ходок появились первые деревья, идти стало тяжелее, и Гулэми сразу оказалась чуть более привлекательной... Пройдя в лесной зоне метров 500, решаемся закончить пешку и наконец-то встать на весло. Надули пакрафт, упаковали снарягу, поплыли. Очень мелко, на перекатах выходим и аккуратно проводим лодку. Ожидаем, что после впадения Снежной воды станет побольше... Не стало - Снежную вообще не заметили. Но появились продолжительные плёсовые участки, где можно потихоньку плыть. Перед впадением Негу-Икэн, Гулэми очень сильно разливается, на реке большая наледь. Около двух километров тащим пакрафт по камням в ледяной воде. Так же очень трудоёмкий участок непосредственно в месте слияния. В большую воду будет опасно, нужно смотреть. Далее воды становится больше, препятствия сложнее. Вполне себе полноценная 3-ка. Где-то поставили небольшую дыру на баллоне, но клеиться не охота, осталось совсем немного до намеченной точки. Периодически отливаемся и подкачиваем ртом... До точки не дошли, слишком много камней с крутым падением русла, жалко пакрафт. Завтра пешком пройдём.
День сложный, трудоёмкий но результативный. Идём в графике. Погода к вечеру наладилась. Отзвонились в МЧС, так как неделя прошла (была договорённость звонить раз в неделю). Получили прогноз погоды из дома, ожидается без особых ухудшений.
Начинаем сплав по реке Гулэми
Река Гулэми между порогами (где-то недалеко от впадения р. Негу-Икэн)
День 8 (4.08) "Переход на озеро Аян"
Сегодня задача дойти до оз. Аян. Остаток сплавного участка по р. Гулэми будем идти по берегу - воды крайне мало, можно встрять с ремонтом. Упаковались. Идём, спрямляя путь по лесу там, где это возможно. Потихоньку подошли к началу каньона и вылезли наверх. Полюбовались на ревущую в скальных тисках Гулэми, на открывшуюся панораму озера, пообедали на галечном пляже и к вечеру успешно добрались до намеченной точки. Озеро решили пересекать ночью, тем более что прогноз погоды обещал быть благоприятным, что правда не совсем соответствовало наблюдениям. Но сын (наш связной) уверенно говорил о лёгком южном ветре почти без осадков.
Для стоянки нашли вполне уютное место недалеко от устья и завалились спать, с опаской поглядывая, как теряется под завесой дождя северная часть Аяна.
Сложность дня средняя. Погода переменная, иногда кратковременный дождь. При большом уровне воды, на пакрафте участок до каньона интересный и сложный, препятствия выше 3-ки. Прохождение самого каньона сопряжено с большим риском, требует полной разведки, нескольких обносов и на наш взгляд не целесообразно.
Пороги Гулэми перед каньоном
Препятствия в каньоне
Вдоль реки Гулэми
Озеро Аян
День 9 (5.08) "Переход через озеро Аян"
Начался ходовой день в 0:15. Дует весьма свежий ветер, причём с севера, то есть навстречу. А обещали южный... Что ж, будем пытаться пройти. Упаковались, надули пакрафт и вышли. Прохладно. Волна от полуметра и выше, ветер в морду, часто захлёстывает, идём со скоростью 2 км/ч. За 4 часа догребли до устья Амнундакты. Совершенно закоченели, особенно задний гребец (Саня). Почему-то ему больше достаётся от волн. Решили немного отогреться и в затишке организовали костерок с горячим чаем. Ветер усилился до крепкого, появилось больше барашков, волна ближе к метру, иногда больше. От устья Амнундакты гребли около часа и решили заканчивать - скорость почти нулевая, а силы уже на исходе. Опасаясь инспекторов заповедника, выбросились на берег за небольшой бугор для завтрака и перепаковки в пеший вариант, так чтобы нас не было видно с воды. Рассвело, выглянуло солнце, Аян заиграл бликами и стал выглядеть чуть более дружелюбно.
Ветер добавил нам 6 км пешки, но казалось, что идти вдоль берега вполне сносно. Есть участки курума, упавшие деревья, однако в основном это удобный, ровный берег. За два часа дошли до намеченной точки (куда изначально собирались приплыть). Теперь надо опять подняться выше лесной зоны, то есть вылезти на плато Плато, но это завтра. А сегодня решили заночевать на озере, откуда берёт начало руч. Холокит-Икэн. По тайге идти всегда непросто, а учитывая давно начавшийся день, то и подавно. Ноги утопают во мху, задыхаясь и обливаясь потом потихоньку набираем высоту. Добрели... В звенящей тишине наступавшего вечера я первый раз остро почувствовал, насколько далеко мы уже забрались.
День тяжёлый. Его успех сильно зависил от погодных условий, но мы справились.
Вынужденная подкачка пакрафта. В "тизип" попал песок и баллон стал травить, пришлось срочно выбрасываться на берег
По берегу озера Аян можно вполне сносно передвигаться
Озеро из которого вытекает Холокит-Икэн
День 10 (6.08) "Подъём на Плато"
Сегодня вновь вылазим на Плато. Внимательно рассмотрев склон, взяли курс на ближайший ручей, что пропилил себе глубокое ущелье. По крайней мере там есть шанс залезть, в остальных местах, что видно глазом - сплошные скальные сбросы... Так и вышло. Потихоньку забрались повыше, потом ещё повыше, затем ещё немного, пока не оказались среди уже привычных каменных пейзажей. На обед решили немного сэкономить газ и наломали сухостоя для щепочницы, благо погода позволяет с комфортом посидеть. Сегодня день с неплохими видами и не сильно напряжённый. Единственное, что его омрачило - уже в самом конце дня "поехал" на камне и сильно приложился правой рукой. Мог что-нибудь нужное себе сломать, но обошлось.
Встали на маленьком безымянном озерце. Здесь удобная ровная площадка на одну-две палатки. Вечером смотрим, как стремительно портится погода - тучи, как волны на море, накатывают друг за другом, морося дождём. Звонок по спутниковому подтвердил, что в ближайшие два дня будет проходить сильный атмосферный фронт с похолоданием.
Дождь шёл всю ночь, почти без перерыва.
Сложность дня умеренная, ориентировка простая.
Подъем на Плато шёл вдоль этого ручья
Перекус
И вновь бескрайнее Плато...
День 11 (7.08) "К водопаду на реке Амнундакте"
Как и было обещано, утро встретило непогодой. Правда, ко времени планового подъёма, дождь уменьшился до приемлимых величин. Сегодня идём к водопаду на р. Амнундакте. Это один из шести стометровых водопадов на Плато.
Вскоре после выхода случилась большая неприятность - потерял смартфон. Видать сунул его впопыхах мимо кармана. И обнаружил-то пропажу минут через 5-7, а найти так и не смогли, только полтора часа потеряли... Весьма спокойно добрались до водопада. Впечатляет.
День несложный, погода дождливая.
"Два весёлых гуся"
Водопад 102 метра на реке Амнундакте
День 12 (8.08) "На реку Делогучи"
Холодно. В небе видны просветы, и есть шанс на улучшения. Поснимали водопад и пошли переваливать на р. Делогучи. Вскоре после выхода неприятный брод. В большую воду может оказаться сложным. Далее совершенно унылый пейзаж из серии "глазу не за что зацепиться", вот уж действительно плато, так плато. Походные километры скрашивает только радуга, периодически появляясь по ходу нашего движения. Спуск к р. Делогучи в самом конце весьма трудоёмок, из-за небольших, но крутых каменистых сбросов. До намеченной стоянки не дошли 2,5 км, но не сильно и старались. Это в итоге ни на что не влияет, завтра всё равно короткий день (решили заночевать у Оранского водопада).
День средний по тяжести. Ориентировка без навигатора в непогоду может быть затруднена. Весь день пасмурно, кратковременный дождь, к вечеру прояснилось.
Каньон реки Амнундакты
Незабудка альпийская Путь к реке Делогучи
День 13 (9.08) "К Оранскому водопаду"
С утра распогодилось. Легко идём вдоль правого берега р. Делогучи. Сегодня только вниз, набора высоты нет. Местность удобная, идём с большой скоростью. На подходе к водопаду слышен низкий гул, сразу чувствуется его мощь. Вскоре из-за бугра выглядывает и сам виновник... Оранский водопад считается самым широким в России. Встаём на стоянку с шикарным видом, и после внеплановой чашки чая идём по очереди фотографироваться к нему на макушку... Полуднёвку потратили на неторопливое созерцание и фотоэтюды - впервые с начала маршрута у нас несколько часов дневного отдыха.
Вдоль тундровых озёр...
На Оранском водопаде
Панорама Оранского водопада
Столбчатая отдельность на Оране
Стоянка у Оранского водопада
День 14 (10.08) "Вдоль реки Оран"
Обыкновенный ходовой день, я такие называю промежуточными (когда просто двигаешься вперёд, без интересного финала в конце дня). Идём над каньоном Орана, чуть в стороне, стараясь обходить локальные возвышенности. В принципе, идётся легко, привыкли уже, хотя тундра местами изрядно заболочена. Ближе к вечеру бродим ручей, оставляя водопад 69 м ниже по течению. Воды мало, не пошли его смотреть, хотя может быть и стоило... После брода забираемся наверх и сдуру (я виноват) огибаем возвышенность и сильно сбрасываем высоту. В итоге от трека отклонились более чем на три километра. Приходится долго и нудно исправлять ситуацию. Так или иначе, за день проходим больше намеченного, это задел на завтрашний тяжёлый день.
Глубокая узкая щель на фотографии - река Оран
Кипрей широколистный Украшение тундры
Кусочек бытовухи :)
День 15 (11.08) "Спуск к реке Хибарбе"
Сегодня надо спуститься к р. Хибарбе. И задача эта, прямо скажем, не самая простая. Вчера, как могли, облегчили себе жизнь, пройдя дополнительные 5 км... До самого каньона Хибарбы путь ничем не примечателен, если не считать маленькой белой полоски, выделяющейся среди пока ещё отдалённых скал. Это Кандинский водопад - одна из главных целей путешествия. Ориентируясь на трек товарища из Белорусии, подошли к месту, где он спускался. Охренев от предстоящей перспективы спуска, определили для себя невозможность такового и пошли в р-н устья р. Канки, надеясь на более удобный, а главное безопасный вариант... Небольшая разведка ничего определённого не дала, кроме уверенной надежды на авось. Вполне удовлетворившись этим, незамедлительно начали спуск, ибо день клонился к закату и надо было поторапливаться. Вскоре упёрлись в скальные сбросы и остановились в задумчивости. Одним из очевидных вариантов казался осыпной кулуар, путь по которому вроде бы проглядывался до конца. Решили двигаться по нему. На начальном участке, после оживлённой полемики, навесили верёвку 7 метров (так она там и осталась), спустили рюкзаки и слезли сами. Больше верёвки нет, теперь только по очереди с самостраховкой. Из спецснаряжения только каски. Камни сыпятся со всех сторон, стрёмно, но других вариантов уже нет... Где-то за 2,5 часа сильнейшего напряжения достигли воды обетованной. Быстро накачали пакрафт и кое-как загрузив рюкзаки проплыли метров 100, зайдя за устье р. Канды. Здесь, на правом берегу, оказалась изумительная стоянка в лиственницах... Ну что, мы молодцы, ещё даже солнце не скрылось за скалами.
День тяжёлый. На спуске в каньон Хибарбы однозначного решения нет, всё индивидуально.
За 6 км до спуска открылась долина реки Хибарбы с маленькой белой чёрточкой...
...Это не что иное, как самый высокий водопад России - Кандинский
Нижний водопад на реке Канде
Осыпной кулуар, по которому спускались к Хибарбе
Уютная стоянка на реке Хибарбе
Река Хибарба в месте начала сплава
День 16 (12.08) "Радиальный выход на Кандинский водопад"
Сегодня первая и единственная днёвка за весь маршрут. Правда, она не сильно отличается от остальных дней, но хоть без рюкзаков... Идём на Кандинский водопад. Для начала решили прогуляться по каньону Канды, подойти к среднему водопаду и полюбоваться на него снизу. Особых усилий такая прогулка не требует, и описывать там нечего, чего нельзя сказать о пути к самому верхнему из этих трёх красавцев. К самому высокому водопаду России - 108 м, больше известному, как Кандинский водопад, подобраться непросто. В книге Афанасьева ясно указывается о необходимости альпинистского снаряжения, но можно и обойтись. Для этого надо перебродить р. Канду выше водопада 30 м (нижний), затем траверсировать крутой осыпной склон вправо (самый опасный участок) под скальной стенкой, и начать подъём по курумнику за перегибом, ориентируясь по месту. Исключая траверс осыпи, где велика вероятность уехать вниз, в остальном подъём вполне терпимый (особенно учитывая вчерашний спуск к Хибарбе).
К вечеру решили устроить праздник живота, выловив за несколько забросов трёх крупных хариусов, больше нам не надо. Закоптили, посолили, запили рюмкой спирта, ибо поводов для этого хватало... Стало хорошо.
Для днёвки день весьма напряжённый, но очень красивый.
Идёт приготовление завтрака
Каньон р. Канды Средний водопад на Канде
Река Хибарба
Кандинский водопад (108 м)
Водопад на реке Канки. Второй справа от него осыпной кулуар - место нашего спуска
День 17 (13.08) "Сплав по верховьям реки Хибарбы"
Поход входит в финальную стадию - начинаем сплав по р. Хибарбе. По официальным данным, до устья Орана река классифицируется 3 категорией. По факту, в наш уровень воды очень похоже на то. При большей воде будет заметно сложнее... К обеду, отливаясь несколько раз, успешно добрались до впадения Орана. Красивое место. Не удержались от соблазна в очередной раз половить хариуса, уж больно вкусен, зараза. Изначально планировалось встать на ночёвку в устье р. Лангама, но всё же решили идти вперёд, сколько получится, создавая тем самым задел на всякий случай. В итоге догребли до района, где Хибарба начинает делиться на протоки.
Погода хорошая. Препятствия весьма ощутимые, но за пределы 3-ки не выходят, после Орана попроще. В самом устье Орана при большем уровне воды надо быть осмотрительным. Места для стоянок на берегах нужно поискать.
Добавка к обеденной раскладке На стрелке с Ораном
День 18 (14.08) "Продолжение сплава по реке Хибарбе"
Продолжаем сплав по Хибарбе. Река сохраняет уже привычный характер, препятствия на том же уровне. Иногда, если немного не угадали с траекторией или слишком большой разлив, выпрыгивем и проводим пакрафт. После некоторых шивер отливаемся. Сложно представить, как часто пришлось бы отливаться при среднем, а особенно при высоком уровне воды. Но у нас он низкий, погода хорошая и сплав пока не сильно напрягает.
Сегодня видели, как горит тайга. Человеческий фактор исключаем, людей кроме нас нет, да и место пожара не стояночное. Пытались потушить, но огонь уходит под мох и живёт там, пока не высушит очередной кусочек тайги, который вспыхивает как порох... Результат наших попыток нулевой, только дымом пропахли. Пришлось плюнуть на это занятие и грести дальше. Прости нас тайга, мы не смогли тебе помочь.
К вечеру встали на галечно-песчаном мысу, рядом с волчьей тропой. Удивительно, что часто наблюдаем волчьи следы и практически отсутствуют медвежьи... Ночью кто-то шарахался у палатки, но судя по звуку это был представитель копытных.
Отдых в пути
Обмелевшие перекаты Хибарбы Типичная стоянка на сплаве
Вечерний вид на долину реки Дагадяк
День 19 (15.08) "Пороги Хибарбы. Выход на реку Аякли"
Пора заканчивать с Хибарбой. Сегодня надо пройти её основные препятствия и начать сплав по р. Аякли. Погода для задуманных водных процедур благоприятствует - на небе ни облачка, тепло. Перед порогами ведём себя осторожно, чалимся заранее, осматриваем максимально наперёд, не хочется влететь в них. Подошли к основному порогу (показан на топокарте). После долгих размышлений всё же решили обноситься, ибо нефиг рисковать понапрасну. Остальные два прошли без особых сложностей, они не сильно выделяются среди других препятствий. У последнего из этой троицы встали на обед и заготовили пару солёных хариусов на вечер.
Впали в р. Аякли. Тихо, солнечно, наконец-то можно снять каски. Теперь стало совсем очевидно, что поход заканчивется, появилась обычная в таких случаях лёгкая грустинка. Позвонили в администрацию Волочанки, напомнить о себе. Узнали, что 20 августа будет дополнительный вертолёт. Будем нацеливаться на него, так надёжней. Созвонились с Олегом Бетту, он не против забрать нас на день раньше... Прошли ещё 12 км и решили, что хватит на сегодня, по расчётам всё должны успеть.
Основной порог Хибарбы
Минутка рекламы:) Неплохой кофе, кстати... И название идеально подходит к нашей лодке!
Тёплый, тихий вечер на реке Аякли
День 20 (16.08) "По реке Хете"
А горы всё дальше, а реки всё шире... Сегодня прощаемся с р. Аякли и выходим на р. Хету. Особо в этот день отметить нечего, идёт рутинный выход. За разговорами незаметно догребли до слияния с Аяном, теперь река стала называться Хетой и заметно увеличилась. Однако перекаты всё так же скрашивают монотонный сплав. В обед безрезультатно попытались половить хариуса. Неужели всё?.. Встали где-то на реке, уже и не вспомню где точно.
Река Хета
День 21 (17.08) "Продолжение сплава по реке Хете"
Сегодня надо пройти мыс Через. Встречного ветра нет, поэтому задача простая. Не спеша гребём, беседуя на разные темы, вспоминаем походные моменты, строим планы на будущее. Небо хмурится, периодически идёт небольшой дождик, совершенно не мешающий нашему занятию.
Долго искали стоянку, как оказалось, задача эта не самая простая. Впервые вечером стала донимать мошка, больше похожая на москитов. На спрей реагирует вяло, грызёт вовсю. Только запалив в тамбурах спиральку, смогли выдохнуть с некоторым облегчением. А если бы весь поход так?.. Отсутствие хариуса компенсировали салатом из дикого лука, коего оказалось в избытке на берегах Хеты.
Ясколка Брусника
День 22 (18.08) "Конец активной части. Ручей Букатный"
Заканчиваем активную часть путешествия, к обеду не торопясь планируем быть у ручья Букатного. Дневные переходы рассчитывались с хорошим запасом на встречный ветер, поэтому с его отсутствием образовалось много свободного времени. По пути остановились на перекате, покидать спининг. Вытащили двух жирных хариусов, остальных, что поменьше, отправили восвояси.
Организовав на ручье стоянку, разбрелись по своим делам. Саня на этюды, я от скуки ловить и отпускать рыбу. В этот раз среди хариусов затесался крупный сиг, решил его оставить и закоптить. Внести, так сказать, разнообразие в рыбное меню. Честно говоря, хариус вкуснее...
К 9 вечера, уже готовясь засыпать, услышали на реке звук мотора. Вообще-то мы ждали Олега завтра, но так даже лучше. Быстро собрались, загрузились и вскоре были у него на заимке, километрах в 30 ниже по течению. В избе долго пили чай и интересовались местным бытом. Где-то за полночь наконец-то завалились спать.
Река Хета утром, в районе стоянки
Река Хета у ручья Букатного
День 23 (19.08) "Посёлок Волочанка"
Стоит пасмурная, прохладная погода. Где-то у горизонта видно, как местами идут дожди. Неспешно позавтракали, я сел делать запись о нашем посещении заимки, Олег поехал снимать сети, Саня напросился посмотреть этот процесс.
Наконец упаковались и выдвинулись к Волочанке. Река сильно обмелела, Олег временами с напряжённым лицом выискивает фарватер. Его пёс спит на моих ногах, греет их. Саня дремлет, укутавшись в куртку. Низкие безлюдные берега бесконечной зелёной лентой несутся мимо... Часа через три добрались до посёлка. Перегрузились на квадроцикл и подъехали к администрации. Там подтвердили наличие на завтра вертолёта в Дудинку и выделили по нашей просьбе жильё на эту ночь. Заселились мы, судя по табличке, в дом образцового коммунального хозяйства... Думы о насущном хлебе привели нас в неплохой магазин, с хорошим ассортиментом и не менее хорошими ценами. Не удержались от бутылочки конька (250 г = 900 руб). Дорого, конечно, но надо отметить окончание похода.
Олег Бетту Фото на память, с большой тёплой собакой
Река Хета у пос. Волочанка
Это посёлок Волочанка
День 24 (20.08) "Вертолёт в Дудинку"
Утро пасмурное, стоит густой туман. В голове роится мысль - а прилетит ли вертолёт? Провести ещё один день в Волочанке нет никакого желания. В администрации успокоили, погода по их словам вполне лётная. И в подтверждении своих слов незамедлительно продали нам нам два билета в эконом-класс.
Вертолёт заполнен на треть, по словам местных - почти пустой. Летим над тундрой, любуемся реками и озёрами. Очень редко можно встретить следы жизнедеятельности людей (то профиль мелькнёт, то вездеходка). Лишь к оз. Пясино начали появляться фактории.
В Дудинке сняли квартиру на ночь и сбегали в краеведческий музей. Прогулялись по симпатичной набережной, полакомились вкусным норильским пломбиром.
Вертолётная площадка в пос. Волочанка
Прощай тундра!
День 25 (21.08) "Дудинка-Норильск"
Оказывается, доехать из Дудинки до Норильска ещё та задача. Автобус ходит два раза в день и... всё. Долго искали в интернете варианты, пока не наткнулись на группу вконтакте, некий местный аналог "бла-бла-кара". К полднику уже были в Норильске.
Вечером поменяли билеты на самолёт на завтрашний день и упаковались.
День 26 (22.08) "Вот и закончилось всё..."
Норильск - Москва - Нижний Новгород.
Итоги
Неблагодарное это дело - итоги подводить, но попробуем... На мой взгляд, нам сильно повезло с погодой, уровнем воды, гнусом и вообще... По самой скромной оценке более 50% успеха это привходящие обстоятельства. Да, так бывает. Остальное - наша заслуга (скромность и ещё раз скромность))
Впечатление о маршруте? Ожидаемо он вышел красивым, логичным, с достойными ясными целями. А ещё он сложный и тяжёлый, причём в нашем случае его тяжесть оказалась весьма умеренная, но это везение. Учитывайте этот факт.
И в заключение... Спасибо всем, кто так или иначе участвовал в этом мероприятии и успехов тем, кто в будущем побывает в этих суровых, но по-своему очаровательных местах.
Сергей Соловьёв, август 2024 года
![]() |
Александр Князев 20.03.2025 19:11:54 |
0
+0
-0
|
|
Красивый и продуманный поход! Браво! |