Это я, весь такой важный, пузатый. О побеге на Север помышляю... |
Сказ о том, как мы на Рыбачий катались
На Рыбачий мне хотелось давно. Но вот как сколотить банду единомышленников? В последнее время с этим напряженка. Это раньше мы были кочевниками. Седло и колчан со стрелами – вот весь уют! А сейчас обросли стиральными машинами, жёнами, детьми и котами, работами высокооплачиваемыми. Да еще и самоизоляция подкачала. Вот я и сидел на работе всю весну, мозговал, кого заманить на этот маршрут можно. |
Вот Гриша сидит. Весь такой задумчивый. |
Гришу заманил первым, учитывая его склонность к авантюрам сомнительного содержания. Он сразу согласился, и принялся скупать содержимое автомагазинов и магазинов снаряжения. Мне кажется, даже без какой-то особой последовательности в своих действиях. Следом присоединился Никитос. Этого сибарита, пройдоху, бретера, дуэлянта и эпикурейца мы заманили обманом, сказав, что обязательно прошвырнемся по мурманским ночным клубам. В период гона Никитос не властен над своим либидо, вот он и согласился. |
Особую пикантность сборам придавало то, что все четверо – махровые водники – и о «цивилизованном» автотуризме мы имели лишь поверхностное представление. Наверное, именно поэтому на сборы ушло как-то очень немного времени. Загнали машины в сервисы. «Ребята, еду на край Земли. Чините всё, что может сломаться». Ну, ребята и починили (респект «Нижегородцу» - делают с душой и качественно). Тем временем мы поизучали лоции. Отставить «лоции». Лоции оставим для водных маршрутов! Поизучали форумы и описание маршрута. Затарились канистрами для топлива. Покидали в багажники ремнаборы и всякую мелочь вроде горелок и баллонов с газом. Украсили машины наклейками с ключевыми точками маршрута (клеили под дождем, своими руками, а потому «дорога» получилась извилистая, и у каждого своя). Закупили немного продуктов («Остальное по дороге докупим!»), и 20 июля рванули из города.
Сбор в 4:50 у дома Андрея. Еще раньше заехал к Даниле Васину, оставил ключи от дома, чтобы Пиночета кормил («Корм для кошака на тумбочке, пиво и закуска в холодильнике»). О батарейке «Крона», для пущего веселья брошенной в унитаз, говорить не стал. Успел заехать на мойку самообслуживания, сполоснул пепелац. Приехал – а там уже Гриша дожидается. Еще через какое-то время подъезд изверг из себя Андрюшу, обвешанного рюкзаками, спальниками, пакетищами, пакетами и пакетиками с перекусом. Главный рюкзак получился размером с Андрюшу, а сам Андрюша со своим скарбом стал похож на зажиточного оптового «челнока» из Чебоксар. Даже ноутбук взял рассудительный Андрей: «Работать буду!». «Ага» - ответствовали мы. Последним таксомотор привез Никитоса. Тот где-то кутил всю ночь, и мог внятно сказать лишь что-то вроде «Донне муа энкор ун пти вер» («Дайте-ка еще стаканчик!»). В лямки! |
- Борис, чуешь, до Архангельска ближе, чем до конечной точки нашего маршрута! – забеспокоился Андрей.
- Не ссы, у нас Отечество многоанусное, всюду энтузиастам место есть! - ответствовал я.
Про дорогу писать особо нечего. Ивановские дороги были ожидаемо никудышными. По мере продвижения на Север дорожное движение становилось всё менее и менее интенсивным. На обед заехали в Пречистое, это в аккурат на пол-пути между Ярославлем и Вологдой. Пообедали в симпатичной караван-сарайке. В Вытегре заехали в сельпо за водичкой.
- И пива надо взять. Там витамин «В» в большом количестве. Не алкоголизма для, а здоровья ради, - подал голос проснувшийся Никитос.
Это стало переломным моментом маршрута. Штурманский состав стремительно погрузился в атмосферу отпуска, и ближайшие дни дороги стали напоминать известный фильм семидесятых годов «На каждом километре».
По планам хотели встать на ночь на берегу Онежского озера, свернув налево около Октябрьского. И описание маршрута, и карта говорили нам: «Езжайте туда, вглубь, и будет вам счастье!». Мы и поехали. По мере продвижения дорога становилась все более и более разбитой («Если карандаш по карте идет, то почему бы и бурубухайке не проехать!» - эту истину я запомнил еще со времен обладания боевой «Нивой»). Однако, через какое-то время мы уперлись в глубокие лужи, откуда вылезал УАЗ-Патриот с саратовскими номерами. «Ну на фиг, не поеду туда!» - ругался водитель машины, на переднем сиденье которой сидела жена, а на заднем дрых ребенок.
- Мужики, а вы не знаете, где здесь еще заночевать можно?..
- Сами здесь впервой…
- Ну, бывайте. Увидимся!..
И ведь не ошибся. Будем встречать этот «Патриот» с саратовцами (по меркам Севера — почти земляки!) всю дорогу.
Помесив немного грязь, мы поняли, что дальше ехать совсем не хочется. И предприняли отходной маневр, развернув машины обратно. По-быстрому рванули до Вытегры – раз уж пошла такая пьянка, то можно и канистры там наполнить, дальше заправок все меньше и меньше. Наполнили, каждый 2 раза по 25 литров, и баки под завязку. И доехали до альтернативного места ночевки, повернув после Илексы к Озерному Устью. Там много мест для стоянки, прямо на берегу Онеги, правда, до дороги рукой подать. Много компаний, много костров. Но всё очень мирно. Чем-то напоминает нашу Тарасиху, кстати.
Сварили шурпу, и принялись вечерять с видом на закат. С такой оперативностью накрытия стола мы могли бы достойно выступить на чемпионате мира среди... не важно кого! Ввиду того, что завтра за руль, водители – мы с Гришей - безобразить не стали. Чего не скажешь о штурманском составе. Те вырвались на свободу, а потому пол-ночи пили спотыковочный сок и разговаривали разговоры.
- Вот взять, к примеру, круглосуточные секс-шопы. Что за дискриминация: водку после десяти - хрен купишь, а хрен купишь когда вздумается! – задавался философскими вопросами Никитос.
После въезда в Карелию начинается череда участков ремонта дороги. Начиная с Медвежьегорска периодически стоим в пробках – включают реверс. Но, в целом, темп движения остается довольно высоким.
После Медвежьегорска вывернули на Р-21 – так называемую трассу «Кола». Теперь – только вперед. Вдоль дороги много торговцев морошкой. Дозаправку проводим в Пушном. Дальше, как пишут на форумах, заправок мало, а на тех, которые есть, лучше не заправляться.
За окном на указателях мелькают родные названия – Кемь, Энгозеро, Чупа… Проезжая по мосту через Кереть громко гудел, приветствуя стапелящуюся группу водников на катамаранах. Эх, сразу на воду захотелось!..
У Лоухов сворачиваем налево, где, по плану, встаем на Плотичном озере. Есть там дорожка, насыщенная камнями и поваленными деревьями, но вполне проезжабельная. Штурманы резвыми мартовскими зайчиками скачут впереди машины, обозначая проблемные моменты (коварные поросшие мхом валуны не всегда видны, и веселым «дзынь» стучат по подвеске).
Доехали. Встали на берегу озера, совсем недалеко от того места, где Кереть снова, шумя перекатами и порогами, вырывается на волю. Были здесь на байдарках в 2013-м!
Купаемся в стиле «Ню», я бы даже сказал в стиле «Ню на фиг». Орем песни под гитару. Наслаждаемся белыми ночами. Карелия, ты прекрасна!
Снова подъем в 8. Купаемся, завтракаем, да и поспешаем вперед. Сегодня рвем до Рыбачьего, должны выехать на финишную прямую. Ремонтных работ на дорогах все больше, пробки из-за этого, при в общем-то свободной трассе, все ощутимее. Апатит твою Хибины!
Дозаправка – в Мончегорске. На заправке, пока употреблял купленный Андреем кофе, выложил несколько фотографий в инстаграм, отписался коллегам (уходили в отпуск в числе последних, «оптом», обещали отслеживать мой маршрут). Имел успех. «Куда гоните, остановитесь рыбу половить!» - голосил в комментариях Саня Гарусов.
Въезжаем в Мурманск, там докупаем продукты в местной «Ленте» (влекомый чреслобесием Никитос дефилировал в закатанных штанах, и пытался произвести впечатление на местных чаровниц своими татуировками), и едем к Рыбачьему. Дорога – идеальная, все чаще встречаются военная техника и машины военной полиции.
У Титовки – КПП с вежливыми погранцами. Проверка документов и содержимого багажника. Честно говоря, я немного волновался (не каждый день в погранзону въезжаешь!), а потому вбил в телефон вымышленные номера Владимира Путина и Сергея Шойгу, но, видя, что проверка документов проходит в штатном режиме, с трудом переборол желание созорничать и вложить в паспорт записку «Татуированный – это разведчик-нелегал!»). Но конфуз случился все равно – когда изучали багажник Гриши, вниманию пограничника открылась выставка исподнего, сушащегося на задней полке опосля утреннего купания. Служивый, словно опытный криминалист, рассмотрел исподнее, и дал команду «Проезжайте!».
После поворота «на Рыбачий» асфальт исчезает практически сразу. Проезжаем стоянку танков (на обратном пути бронетехнику уже не узрели), и продвигаемся вдоль реки Титовка. Там много стоянок, но все заняты рыбаками. С рыбой в этих краях все в порядке, среднестатистический российский рыбак от такого обилия рыбы может легко повредиться рассудком. На водопаде на реке Юринга (в некоторых отчетах почему-то водопад «БТР») встаем для фотографирования. К этому времени вылетевший на нас с горы, скачущий по камням и ревущий УАЗик, с полным салоном рыбаков и ресурсом, выработанным процентов на 95, дал нам общее представление о характере предстоящей дороги.
- Так и в рыбацкую Вальгаллу можно угодить, туда, где много сёмги, водки и женщин! – пробормотал Андрюша
- Зачем там женщины? – не понял я
- Чтобы сёмгу чистить.
Стоянка на перевале
На ночь встаем прямо на перевале, который в скором времени накрывает облаками. Кто ночевал «в облаке», тот знает, каково это.
- Я всегда хотел побывать в облаке! – восхищался задубевший и сырой насквозь Андрюша.
Команда предпринимает мини-восхождение на близлежащие сопки и возвращается весьма одухотворенной (снизу это смотрелось как отработка упражнения «горнострелковое отделение в наступлении»). Я, честно говоря, лезть наверх поленился – вымотался за день. А вот Никитос, чудом не сверзившись со скалы, сидел потом за походным столом весьма довольный, с видом Александра Македонского, покорившего Эверест и поправшего маркизу де Помпадур, Клеопатру, Марка Антония, и Октавиана Августа. Освежаем серебряные стопки, которые Андрей увёл из дома.
Ночью моросил дождь, а утром выглянуло солнце. И я рванул на сопки с фотоаппаратом наперевес. Красотища! Откуда-то надуло связь, и я даже умудрился загрузить несколько фотографий на Фейсбук.
Заливаем часть топлива в баки, и карабкаемся на перевал. Машин достаточно, со всех регионов. Отдельно стоит выделить машины с мурманскими номерами с логотипом «Прокатофф». Многие оставляют свои машины в Мурманске, и берут прокатные внедорожники. Неплохой, и не очень дорогой вариант, кстати.
Со встречными машинами здороваемся, машем руками, мигаем фарами. Здесь вообще принято со всеми здороваться. Встречаем БТР с морпехами. «О, я на срочке на таком же рассекал!» - Гриша радуется, как ребенок. Морпехи тоже улыбаются, и приветствуют встречный транспорт. Через какое-то время бронетехника уже перестанет удивлять.
Первые «страшные» лужи оказываются вполне «проезжабельными», если ехать не по центру, а по правому краю (если смотреть «на Средний»). Глубину мы измеряли посредством загона в лужу Никитоса, по татуировкам которого удобно измерять уровень воды в водоеме.
Там же Никитос собрал вокруг себя паству в виде двух местных собак. Они делали вид, что внимательно слушают пошлую прозу жизни Никитоса. На самом же деле они лелеяли мысль чего-нибудь сожрать, и, пользуясь рассеянным вниманием проповедника, воровато тянули закуску из гастроёмкости. Но Никитос их не осуждал, а, напротив, агитировал за праведную жизнь. При этом приводил яркие примеры из собственного опыта.
Доезжаем до самоорганизованного Музея обороны полуостровов Рыбачий и Средний. Вообще, полуострова Средний и Рыбачий – они в принципе, как музей. Горы здесь до сих пор изрыты фортификационными сооружениями, опутаны колючей проволокой. Бои шли ежедневно, но линия фронта не сдвинулась ни на метр. Количество погибших на подступах к стратегическому мурманскому порту исчисляется сотнями тысяч... Всюду братские захоронения и памятники. Бойцов продолжают поднимать поисковики. Подходишь к табличкам - от надписей мурашки по коже. "100 неизвестных бойцов", "50 неизвестных бойцов"... Красноармейцы, краснофлотцы, рыбаки, оленеводы, партизаны... Подвиг защитников Заполярья - эталон мужества, любви к своей земле. Память о той войне - она очень жива и образна в том краю.
Обедаем рядом с лагерем рыбаков. На берегу – в большом количестве катера и джипы. На одном из катеров начертано «Паллада». Во мне проснулся историк, и я тут же сообщил команде, что Паллада - это древнее прозвище богини Афины, которое означает «вечная девственница». «Вот наказание-то!» - пробормотал себе под нос Никитос.
Далее едем по побережью. Посещаем мемориал 221-й береговой батареи капитана Поночевного и кладбище моряков. У бывшего военного городка осматриваем пункт наблюдения и наведения артиллерии и артиллерийские позиции.
Ну а далее… А далее, к Земляному мысу мы на наших машинах соваться не рискнули. Поэтому немного возвращаемся назад, и встаем на ночь на побережье, с роскошным видом на море. Помыв посуду (в мужском походе посуда моется не после приема пищи, а перед ним), готовим ужин.
А вот несколько кадров из серии «Мы с друзьями на море»:
Вечером мимо нас проезжают знакомые саратовцы на пикапе-Патриоте. «А вы куда? А как дорога? Ну, увидимся…».
Расположившись лагерем, мы много говорили и пели во все свои луженые глотки. Душевно так и громко. Всю вековую печаль, страсть, удаль русского народа вложили мы в свои песни.
Ветром периодически навевает норвежский роуминг, и «Мегафон» исправно шлет смски «Добро пожаловать в страну фьордов и троллей». Проснувшись, я обнаружил, что за ночь, словно заправский нелегал-лунатик, пересек границу с государством-членом НАТО не менее 20 раз.
Отправившись осмотреть окрестности, Никитос припер рог северного оленя, который, не долго думая, примотал хомутом к машине Гриши. Потом он предпринял было повторную попытку похода за рогами, но отрубился, столь же неожиданно, сколь и вовремя.
Выдвигаемся к Рыбачьему. По дороге балагурим. Возвращаемся к исходной точке – практически к перевалу, и поворачиваем на Рыбачий. Оттуда нужно километров 30 неспешно ехать по пыльному грейдеру – наверное, самый выматывающий участок дороги. Я старательно не пропускал ни одного ухаба, рядом клацал зубами и подлетал до потолка Андрюша.
Зато потом – снова побережье, запах моря. Вдоль побережья – много лагерей. Палатки, машины… Там, где «буханки» - палаток нет. Буханочники живут в родной машинке. Она для них и дом, и гараж, и клуб, и бордель, если повезет.
Внимания заслуживает «пляж» на левом побережье полуострова, напротив острова Большой Кий. На нем мы встали на обед, попав в отлив. В прилив же этот пляж полностью заливается водой, и не хотелось бы там застрять (а возможности для этого есть!).
Дороги на Рыбачьем, кстати, ощутимо лучше, чем на Среднем.
Далее доезжаем до Немецкого мыса. Это крайняя северная точка европейской части России. Вокруг Вайдагубского маяка (к нему проезд запрещен) ведут какую-то деятельность военные. Что они там делают? Только Мальчиш-Кибальчиш и знал наверное. Но его буржуины замучили. Спросить не у кого.
Мощь океана завораживает! Экипаж соседней машины немедля попытался слиться с морем на глазах у изумленных зрителей, но я заголосил: «Осторожнее, русалки за струю уволокут!», и бойцы изменили траекторию движения.
По полуостровам Рыбачий и Средний можно кататься долго. Мы проехали, наверное, самый простой маршрут, в пределах запланированного времени и возможностей машин. И, хотя кому-то маршрут может показаться посконно примитивным, как половой акт большевика-подпольщика, нам его определенно хватило, чтобы вдохнуть воздух свободы полной грудью, и, что называется, на время «выключить голову», что тоже иногда бывает очень необходимо. Ну и для себя я решил: я еще вернусь в эти места.
Утром мы засобирались в обратный путь. Большинство умывается пресной водой из канистр (да, не сказал, канистры для пресной воды нужны на этом маршруте обязательно), а Гриша отправился совершать омовение в полный рост в пресном ручье. С другого берега за ним наблюдали вчерашние похмельные алкаши-вуаеристы. По дороге привычно встретили саратовцев («Ну теперь-то точно до свидания! Удачи!»). Немного побоялись форсирования ручьев в прилив, но все равно их форсировали. В заливе узрели всплывшую подводную лодку. После пыльной гравийки мое санитарное состояние достигло такой точки, что ни один, даже самый лояльный и беспечный санитарный врач не пустил бы меня домой, чтобы избежать санитарной катастрофы. Да я в таком санитарном состоянии и сам не поехал бы на нижегородчину! Я на дух себя не переносил. Морщился. Но от себя не убежишь. Наконец, затормозив на перевале, на месте нашей ночевки по дороге «туда», я решил ополоснуться в озере. И лишь после омовения я узрел на дне озера дохлую росомаху.
В Мурманске заехали всё в ту же «Ленту» (масленые глаза Никитоса снова томно блестели и источали пошлые желания), в магазинчиках неподалёку затарились мурманским ершом и «Поморским» пивом. Заправили машины, канистры… И рванули по трассе «Кола». Кстати, большинство участков дороги, где шел ремонт, оказались уже отремонтированными. Чудеса! Ночевку было принято организовать на еще одном «родном» месте – на водопаде на реке Колвица. Там мы антистапелились в 2014-м после сплава по рекам Колвица и Умба.
Проезжая через пустынную Кандалакшу, я халатно и жестко превысил скорость, и… невесть откуда возник сотрудник ГИБДД.
- Нарушаем! – сказал он тоном завуча, заставшего озорного ученика курящим косяк в туалете, с бутылкой водки, бухого, без трусов.
- Виноват, товарищ старшина, места у вас тут красивые!..
Старшина расплылся в улыбке.
- Согласен, больше не нарушайте, счастливого пути!..
Это был единственный гаишник за все путешествие.
На Колвице было ощущение, словно вернулись домой. Пора на воду, срочно на воду!
От Колвицы «рванули» снова к Онеге. По дороге попали в карельский ливень с практически нулевой видимостью, какой-то участок ползли еле-еле. До Пушного (вы помните, там кошерная заправка?) не дотянули чуть-чуть, дозаправлялись из канистр.
Встали на ночь рядом с тем местом, которое облюбовали по дороге «туда».
От Онежского озера едем домой. В Вытегре снова заправили «до полного». Сумели собрать пробки в Вологде, Ярославле и Иванове. Обедали снова в Пушном. Управительница кафе споро в режиме «бла-бла-бла нонстоп» оттарабанивала меню. С такой же скоростью речи в рекламе протарабанивают "Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста". В Нижний въехали в глубокой ночи. Заехал за ключами к Даниле Васину («Вот связался! Всё в неурочный час делаешь!» - ворчал он ровно до того момента, как я ему вручил мурманского ёрша). Пиночет встретил меня недовольными криками и кошачьими ругательствами: где это видано оставлять кошку в одиночестве на такой долгий срок? Нет, конечно Васин кормил Пиночета, и всячески составлял ему компанию, о чем мне потом рассказали соседи с первого и пятого этажа (живу на третьем). Но претензионная работа на кошачьем языке была неслабая.
1. Путешествие на Средний и Рыбачий более, чем реально. Супер-специальной подготовки транспорта не требуется, хотя, конечно, совсем на «пузотерке» туда ездить не рекомендуется. Впрочем, видели практику, когда машины оставляют на перевале, а далее следуют пешком.
2. Пересечение КПП у Титовки, вопреки слухам на различных форумах, проходит абсолютно спокойно,в штатном режиме, достаточно российского гражданства.
3. Недели на такое путешествие объективно мало. Нужно закладывать больше. Чтобы еще покататься по Карелии или, например, заехать в ту же Териберку.
4. Несмотря на обилие людей и машин на полуостровах, ощущение «дикости» местности не проходит. Желающие могут свернуть с основных дорог, там народа в разы меньше.
5. Рыбаки в команде – нужны! ;)
6. Вариант автопутешествия весьма бюджетен. Общие затраты составили порядка 15 000 рублей с носа.
Всем отличных маршрутов и попутного ветра!
Юрий Жарков 19.09.2020 18:47:33 |
+1
+1
-0
|
||
Борис, как всегда, ваши рассказы читаются на ура! Спасибо за труды и за юмор :-) |