ОТЧЕТ
о водном туристическом путешествии 4 категории сложности по маршруту: г. Барнаул (поезд) – Тюнгур - р.Катунь (сплав) - пос. Ороктой - г. Барнаул (машина)
Маршрутно – квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие соответствует заявленной 4 категории сложности и может быть зачтено всем участникам и руководителю
Председатель МКК (Ф.И.О.)
(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Справочные сведения о маршруте
1.1 Паспорт маршрута
Вид туризма: водный
Категория сложности: четвѐртая для катамаранов Район путешествия: Горный Алтай.
Маршрутная книжка: № 10-4/17, выдана МКК Нижегородской области Руководитель: Мазуров Алексей Николаевич
Средства сплава: Катамараны-4,2
Нитка маршрута: г. Барнаул (поезд) - пер. Семинский - пер. Чике-Таман – Тюнгур - р.Катунь (сплав) - пос. Ороктой - г. Барнаул (машина)
Протяженность маршрута: активная часть – 170 км. Сроки проведения: 5 августа 2017 – 12 августа 2017
Дней на заброску/выброску/переезды: 1 + 1
Ходовых дней: 5
Дневок: 1
Количество участников: 17
№ п.п. |
Фамилия, имя, отчество |
Год рождения |
Домашний адрес, телефон |
Туристская подготовка. Перечислить походы по данному виду туризма (У – участником, Р – руководителем), с указанием районов и категорий сложности) |
распределение по средствам сплава и другим транспортным средствам (для автомобилей и мотоциклов указать номерной знак) |
1 |
Мазуров Алексей Николаевич |
1980 |
г. Бор, Нижегородская обл. |
Укучикта - 6У, Томпуда - 5У, Коксу - 5У, Плато Путорана - 4У, Уда - 6У, Красненькая-Кутсайоки-Тумча-4Р, Б. Лаба н/к(5)Р |
Руководитель, Капитан К-4,1 |
2 |
Ковалев Александр Владимирович |
|
Санкт-Петербург |
Колвица - Тумча 3У |
Матрос К-4,3 |
3 |
Ковалева Ирина Олеговна |
|
Санкт-Петербург |
Колвица - Тумча 3У |
Матрос К-4,3 |
4 |
Ковалева Кира Александровна |
|
Санкт-Петербург |
Колвица - Тумча 3У |
Пассажир К-4,3 |
5 |
Герасименко Сергей Николаевич |
1986 |
Москва |
Чуя- В. Башкаус-Н.Чулышман - 5У, Красненькая-Кутсайоки- Тумча-4У, Жом-Балок- Ока Саянская -5Р |
Зам. руководителя, Капитан К-4,2 |
6 |
Турта Руслан Викторович |
|
Санкт-Петербург |
Колвица - Тумча 3У |
Матрос К-4,2 |
7 |
Турта Елена Алексеевна |
|
Санкт-Петербург |
Колвица - Тумча 3У |
Матрос К-4,2 |
8 |
Зеленко Игорь Константинович |
|
Москва |
Колвица - Тумча 3У |
Матрос К-2,2 |
9 |
Рыбкин Алексей Вячеславович |
|
Москва |
Тумча 3У, Уксунйоки 3У |
Матрос К-4,1 |
10 |
Иноков Виктор Станиславович |
|
Москва |
Тумча 3У, Уксунйоки 3У |
Матрос К-4,2 |
11 |
Ковалев Николай Андреевич |
|
Москва |
Тумча 3У, Уксунйоки 3У |
Матрос К-4,3 |
12 |
Дорофеев Павел Владимирович |
|
Москва |
Тумча 3У, Уксунйоки 3У |
Матрос К-4,1 |
13 |
Мирхайдаров Артем Маратович |
|
Москва |
Тумча 3У, Уксунйоки 3У |
Матрос К-4,1 |
14 |
Северюхин Алексей Юрьевич |
|
Москва |
Охта 2У |
Капитан К-2,2 |
15 |
Евстигнеев Александр Алексеевич |
|
Екатеренбург |
Красненькая - Кутсайоки -Тумча 4У |
Капитан К-2,1 |
16 |
Зубарев Александр Владимирович |
|
Екатеренбург |
Красненькая - Кутсайоки -Тумча 4У |
Матрос К-2,1 |
17 |
Трифоненков Виктор Андреевич |
1987 |
Москва |
Красненькая - Кутсайоки -Тумча 4У, Чуя - В.Башкаус - Н.Чулышман, Шоа - Ула - Йори - Ульва - Валдолла 5У, Жомболок - Ока 5У |
Реммастер, Капитан К-4,3 |
1.3 Цели экспедиции и ее организация
Спортивный поход, осуществлѐнный туристами-водниками сборной городов России ставил следующие цели и задачи, связанные с посещением горного Алтая:
- освоение нового района путешествий большинства спортсменами-туристами нашей группы и прохождение одного из классических водных маршрутов на Алтае.
- эстетической целью маршрута является посещение петроглифоф.
- познавательными целями маршрута являются сравнение природы Алтая, еѐ рельефа, а также еѐ флоры и фауны с природой Карелии и Кольского п-ва.
- создание видео- и фотоотчета;
- повышение спортивно-туристской квалификации участников группы.
Алтай (от монгольского «алтан» - золотой) - большая горная страна, расположенная в центре Евразии, отдельные части которой находятся на территории России, Казахстана,
Китая и Монголии. Алтай расположен на юго-востоке Западной Сибири. В
административном отношении Российский Алтай поделен между Алтайским краем и Республикой Алтай (с 1991 г.). Эти два региона имеют общие границы с Казахстаном (в южной части), Монголией и Китаем (юго-восток), Новосибирской и Кемеровской областями (север и северо-восток), Республикой Тува (на востоке).
Состоит из хребтов, образующих водораздел Оби, Иртыша, Енисея и рек бессточной области Центральной Азии. Длина свыше 2000км. Разделяется на собственно Алтай, Гобийский Алтай и Монгольский Алтай. Наиболее высокие хребты на территории России
- Катунский, Северный и Южный Чуйские достигают высоты 3000-4000м, самая высокая точка - г. Белуха (4506м). Для Горного Алтая типичны также хребты и массивы высотой 1500-2000 со слаборасчлененными гребнями, разделенные межгорными котловинами, носящими названия степей - Чуйская степь, Курайская и др.
Климат Алтайского края резко континентальный с продолжительной холодной зимой и коротким, но жарким летом, с небольшим количеством осадков. В равнинной части территории средняя температура января -19°, июля +18,9°, годовое количество осадков составляет 250-300мм. В Горном Алтае средняя температура января колеблется от -12° до
-31,8°, июля от +9° до +18°. Если горы получают до 1500-3000мм осадков в год, то в межгорных котловинах и долинах годовое количество осадков составляет всего 150- 200мм. Характерной особенностью климата Алтая являются горно-долинные ветры (фены). Летом край находится под влиянием воздушных масс арктического происхождения, прогревающихся над Западной Сибирью. С ними связана прохладная и дождливая погода. Нередко в середине лета на окружающих горы равнинах устанавливается жаркая погода, и тогда горы с их более прохладным климатом способствуют активизации образования осадков. Из-за веерообразного расположения хребтов приходящие потоки влажного воздуха проникают вглубь гор, образуя мощную облачность. В высокогорье в летнее время часты дожди и грозы, много дней с ненастной погодой, нередки снегопады.
Наиболее значительные реки Алтая - Катунь, Бухтарма, Чуя, Бия. Все реки обского
бассейна отличаются быстрым течением. К основным сплавным рекам относятся: Катунь, Чуя, Аргут, Чулышман, Башкаус, Бухтарма, Уба. Более просты Ануй, Чарыш, Песчаная, Кокса, Бия. Оптимальное время для сплава с июля по сентябрь. Основным источником питания алтайских рек являются осадки, ледниковое питание составляет до 10% всего водосбора.
Самая крупная река Горного Алтая - Катунь. Начинается она у южного склона горы Белуха из ледника Геблера. В верхнем, а местами и в среднем течении, река носит горный характер, в нижнем течении она выходит на равнину. При слиянии Катуни с рекой Бией,
в 22 км юго-западнее Бийска, образуется река Обь – третья по водоносности (после Енисея и Лены) река России. В пределах Алтайского края расположен верхний участок Оби длиной 493 км.
На территории Алтая более 3500 озер, наиболее примечательны Телецкое и Маркаколь.
На равнинной части Алтая преобладают черноземные почвы, в западной части широко распространены засоленные почвы солонцово-солончакового ряда, в горах горно- подзолистые.
Почти треть территории Алтая покрыта лесами. Особенно большие лесные массивы расположены в долинах горных рек вокруг Телецкого озера, в бассейне рек Бия и Катунь, на западных склонах Салаирского кряжа. Леса составляют сибирская лиственница,
кедровая сосна, пихта, сосна. В горных лесах множество ягодных кустарников:
жимолость, смородина, крыжовник, малина. Растет также брусника, голубика и костяника, по берегам рек в равнинной части – облепиха. Для равнинной части характерно сочетание степных просторов, в основном распаханных, с массивами ленточных сосновых боров и полезащитными полосами.
В горах растительность расположена в вертикальной поясности. Наибольшую площадь занимает зона тайги – хвойных лесов. Это темнохвойная (кедр, пихта, ель) и
светлохвойная тайга (лиственница, сосна). Субальпийские луга начинаются ниже верхней границы леса, в разреженных кедровниках, и поднимаются по склонам лишь немного выше леса, поэтому сплошного пояса альпийских лугов нет. Выше располагается высокогорная тундра.
Животный мир состоит из обитателей сибирской тайги и степей. В тайге водятся олени, лоси, горные козлы, медведи, рыси, соболя. В степях многочисленны грызуны, из хищников - волк, лисица, степной хорек. Много хищных птиц. В реках много рыбы, хотя разнообразие видов невелико, в основном это хариус. Насекомых мало.
Район является опасным для заражения клещевым энцефалитом. Период активности клеща: конец апреля – июнь. Тем не менее, клещ может укусить и в августе.
Коренное население Алтайского края и республики Горный Алтай – алтайцы.
Список основных препятствий р. Катунь
После пос. Тюнгур река Катунь входит в горы и до пос. Инегень имеются только летники и полевые станы. Однако по берегам идут грунтовые дороги, либо тропы. В случае аварийной ситуации на этом участке надо пытаться по этим дорогам и тропам двигаться вниз по течению реки, т.к. этот район гуще населен и имеет лучшие транспортные связи.
Далее от пос. Инегень до устья р. Б. Ильгумень Катунь протекает в достаточно населенном районе. В месте впадения Чуи к реке подходит очень оживленный Чуйский тракт. На этом участке расположены поселки Инегень, Иня, Яломан, в устье реки Б. Ильгумень расположена большая турбаза. Здесь же Чуйский тракт уходит от реки. В этом районе аварийный сход с маршрута не представляет особого труда.
От устья реки Б. Ильгумень до устья реки Урсул Катунь протекает по горному, незаселенному участку. По обоим берегам идут тропы. В случае аварии надо по этим тропам либо возвращаться к базе у пор. Ильгуменьский, либо выходить к турбазе за устьем р. Урсул.
Аналогичная ситуация сохраняется почти до пос. Куюс. Вдоль берега идут грунтовые
дороги и тропы. В районе правого притока Бельтерук к Катуни подходит дорога, ведущая в пос. Куюс и далее вниз по течению реки. При сходе с маршрута на этом участке необходимо выходить к турбазе у р. Урсул, либо добираться до Куюса.
Далее вдоль Катуни постоянно идет дорога и с каждым километром движение на ней оживленнее. Аварийный сход здесь возможен в любом месте.
На Аргуте, Кадрине, Урсуле необходимо по тропам выходить к стрелке с Катунью. Вдоль Чуи идет тракт, поэтому аварийный выход здесь несложен.
Дата |
Дни пути |
Участки маршрута |
Км |
Способы передвижения |
5.08.2017 |
1 |
Барнауле. Переезд к месту начала сплава по Катуни п. Тюнгур |
700 |
ам |
6.08.2017 |
2 |
Стапель Сплав по Катуни. |
|
Сплав |
7.08.2017 |
3 |
Р. Катунь. |
|
Сплав |
8.08.2017 |
4 |
Р. Катунь |
|
Сплав |
9.08.2017 |
5 |
Р. Катунь |
|
Сплав |
10.08.2017 |
6 |
Р. Катунь |
|
Сплав |
11.08.2017 |
7 |
Р. Катунь |
|
Сплав. |
12.08.2017 |
8 |
Сбор лагеря - Отъезд в Барнаул |
340 |
а/м |
График движения (фактический)
Дата |
Дни пути |
Участки маршрута |
Км |
Способы передвижения |
5.08.2017 |
1 |
Барнауле. Переезд к месту начала сплава по Катуни п. Тюнгур |
700 |
ам |
6.08.2017 |
2 |
Стапель Сплав по Катуни. |
|
Сплав |
7.08.2017 |
3 |
Р. Катунь. |
|
Сплав |
8.08.2017 |
4 |
Р. Катунь |
|
Сплав |
9.08.2017 |
5 |
Р. Катунь |
|
Сплав |
10.08.2017 |
6 |
Р. Катунь |
|
Днѐвка |
11.08.2017 |
7 |
Р. Катунь |
|
Сплав. |
12.08.2017 |
8 |
Сбор лагеря - Отъезд в Барнаул |
400 |
а/м |
1.8 Организация страховки и безопасность на маршруте
Сбор группы происходил в г. Барнауле, до которого участники сплава добирались кто на самолете, кто на поезде. Погрузившись в автобус и уложив все вещи в прицеп, поняли, что едем с перегрузом и до Тюнгура в целостности и сохранности можем не дотянуть. Было принято решение заказать дополнительно грузовую газель, в результате чего потеряли около двух часов, и тронулись в путь около обеда. Дорога то Тюнгура сложная и долгая, на пути встречается несколько перевалов (Семинский, Ябоганский, Кырлыкский), а также участки грунтовых дорог и старого разбитого асфальта.
В пути развлекались просмотром фильмов, сном, и как бы мы не скрашивали нашу дорожную жизнь, далась она с трудом, все с нетерпением ждали прибытия на место стапеля. По дороге купили грибочков, очень уж заманчиво выглядели лисички у придорожных продавцов, а также в Усть-коксе затарились сметаной - утром нас ждал чудесный завтрак. Перед с. Усть-кокса подобрали одинокую голосующую туристку-автостопщицу, которая намеревалась ночью идти до с.Мульта, но в итоге доехала с нами до лагеря и утром отправилась в путь.
Прибыли в Тюнгур далеко за полночь, и нам повезло, что водитель газели ранее уже забрасывал группу туристов, и знал, где есть хорошая поляна для ночевки и сборки катамаранов.
|
Утро выдалось солнечное с небольшими тучками на горизонте. Встав с утра, принялись готовить завтрак, который, как и было задумано, мы начали с грибов в сметане. Параллельно собирали катамараны, всего три четверки и две двойки. Сбор катамаранов и лагеря закончили, когда солнце уже было в зените, и еще раз перекусив, начали таскать вещи и катамараны к воде. К моменту выхода на воду, погода начала портится и небо затянули серые тучи. Получив от руководителей похода инструктаж и увязав вещи, мы отчалили в ожидании одного из самых сложных порогов верхней Катуни — порога «Аккемский прорыв».
|
Так неспешно к вечеру мы добрались до определяющего препятствия этого дня «Аккемского прорыва». Ущелье с крутыми склонами. ПБ – крупноглыбистый, левый в основном отвесная скальная стенка. Подождав все экипажи и оговорив линию движения ( держаться курса флагманского судна), мы пошли в порог кильватерной колонной. Вперед ушли две четверки во главе адмиральского катамарана, следом шли две двойки, и замыкал нашу колонну смешанный экипаж третьей четверки.
Все катамараны прошли порог успешно, учитывая ниже среднего уровень воды и объемы наших катамаранов, сделать это было не сложно. «Аккемский прорыв» — очень длинный порог, состоящий из нескольких ступеней, основными препятствиями которых являются высокие косые валы, и чудесным образом возникающие ниоткуда пульсары. Конечно, несколько раз катамараны ставило лагом, но экипажам удавалось развернуть каты перед следующими валами и пройти их без происшествий. Хорошо нас покачало на валах, получено множество эмоций и заряд энергии на следующие дни. После прохождения порога, проплыли еще несколько километров в поисках стоянки и уже в сумерках наконец-то причалили к правому берегу, где нашли довольно сносную стоянку для нашей группы. До впадения р. Аргут оставалось 4-5 км.
|
Сегодня нам предстояло сплавиться без сложных препятствий, подобравшись поближе к порогу «Ильгуменский».
Утро этого дня было солнечным, и мы устроили фотосессию с прыжками в Катунь, благо речка в этом месте была еще бирюзовой, и песчаный высокий берег позволял оттачивать наше мастерство по прыжкам в воду. Также в этот день у нас получился отличный обед в замечательном месте, удалось даже покупаться в горном ручье с холодной, кристально чистой водой и насобирать плодов барбариса, ведь по плану однажды вечером был запланирован походный плов. Еще одно интересное наблюдение этого дня, это то, что с места впадения р. Аргут, река Катунь поменяла свой бирюзовый цвет на цвет разбавленного раствора цемента и купаться в ней уже не хотелось.
Сегодня по плану мы должны пройти порог «Ильгуменский» с его знаменитым киляющим пульсаром, а также порог «Кадринская труба», полный коварных водоворотов.
Несмотря на ночной шторм, утро этого дня выдалось погожим, светило яркое солнце и мы успели просушить все свои промокшие вещи. Сплавной день начался с длинных перегонов, попадались шиверы, небольшие одинокие бочки. До п. Ильгуменский около 1,5 часа хода Ориентиры: справа большое улово и большой песчаный пляж, ниже пляжа видны скальные выходы по обоим берегам – начало порога. В настоящее время самым надежным ориентиром являются домики турбазы на ЛБ. Их около 20 штук и они хорошо видны с воды при подходе.Перед порогом «Ильгуменский» по нашей воде, ближе к правому берегу, образовалась локальное препятствие - довольно большая и коварная бочка, которую все обошли по краю, не желая в ней очутиться. Зачалились за ней на правом берегу и всей командой пошли на осмотр порога. Порог располагается на правом повороте реки. В начале порога справа довольна большая и опасная бочка, далее ближе к левому берегу пульсирующие валы разной высоты. Осмотрев порог и определившись с траекторией движения, мы спустили катамараны на воду и отчалили в следующем порядке: катамаран четверка с руководителем, далее две двойки и две четверки. Порог проходили кильватерной колонной, страхуя друг друга с воды. Все экипажи шли левее заходной бочки через валы. Первый экипаж, проходя первый пульсирующий вал, съехал с него ближе к правому берегу и безопасно прошел вдоль него весь порог. Остальные катамараны шли прямо по валам, борясь с разворачивающими катамаран пульсарами. Происшествий и опасных ситуаций при прохождении порога «Ильгуменский» не возникло, все экипажи прошли порог уверенно и по заданной траектории.
К сожалению, по некоторым техническим причинам фотографий порога и его прохождения не сохранилось.
После «Ильгуменского» нас ждал небольшой прогонный участок ( около 30-40 мин) до впадения р. Кадрин и порога «Кадринская труба». До начала сплава, еще на заброске мы обсуждали возможность пройти выходной порог на р. Кадрин, но уровень воды не позволил выполнить задуманное, и все ограничилось только парой хороших фотографий на фоне порога. Вода в р. Кадрин разительно отличалась от воды в р. Катунь своей чистотой и прозрачностью.
Сегодняшнее утро, как всегда, порадовало нас отличной погодой и дало возможность немного позагорать и просушить вещи. За поворотом нас ждал мощнейший порог «Шабаш». Размявшись и собравшись с силами, мы отчалили в приподнятом настроении, обмениваясь шутками и своими идеями о прохождении порога. Это одно из самых серьезных препятствий Катуни. Ориентиры: большая галечная отмель на ЛБ и огромный камень в русле реки ближе к ПБ. Мимо проехать сложно. Разведка с ПБ.
Перед порогом зачалились на правом каменном берегу и пошли на разведку. Порог состоит из двух степеней. Первая ступень начинается на правом повороте реки, ориентиром служит большой камень-дом в русле реки, находящийся ближе к правому берегу. Слева перед камнем находится заходная тормозящая бочка, так что заходить лучше слева от нее, дальше идет довольно крупный бочко-вал, практически на половину ширины реки, обходить который нужно резким маневром к правому берегу. При неверном заходе в начальной части порога, течение реки тянет катамаран прямо через бочко-вал, который представляет довольно серьезное препятствие и возможен переворот катамарана. Вторая ступень. На входе у ЛБ огромная бочка, справа к центру через полреки тянется косой вал. По центру длинный язык, переходящий в серию впечатляющих валов, причем самые большие из них (около 3 м) расположены не сразу, а метров через 60-70 после языка и имеют не совсем понятную направленность, т.е. не стоят перпендикулярно потоку, но и не являются косыми.Между первой и второй ступень небольшой прогон, на котором можно подстраховать катамараны с воды.
Проходили порог тем же порядком, что и порог «Ильгуменский». Первый катамаран зашел в порог, слишком прижавшись к левому берегу, за что поплатился попаданием в центральный бочко-вал, но прошли его удачно, за исключением потерянного весла, которое было выловлено между ступенями. Пройдя первую ступень, головной катамаран сходу прошел и вторую, зачалившись на страховке на правом берегу возле останков понтона. Катамараны двойки также частично прошли через бочко-вал, один из катамаранов развернуло на пульсаре, и часть валов он прошел боком, но все обошлось без переворотов. Двойки зачалились на страховке между ступенями. Экипаж первой двойки ушел к началу первой ступени для съемки прохождения порога оставшимися четверками. Экипаж первой из четверок справился с маневром и идеально прошел порог по задуманной траектории. Следующий смешанный экипаж прошел ступень по наименее сложной траектории, называемой еврейский ход, справа от большого камня-дома и вышел уже ниже центрального бочко-вала. Вторую ступень все экипажи прошли без проблем по центральным валам и зачалились рядом с понтоном. Обсудив прохождение, и немного передохнув, мы двинулись дальше до впадения речку Урсул, где нас ждал обед и телефонная связь с родными.
День выдался солнечный, и решено было подняться на соседнюю гору, а также сходить на осмотр древних наскальных рисунков и немного погулять по берегу. На вечер запланировали баню для тех кто не успел и тех, кому не хватило вчерашнего пара. Итак, группа разделилась, часть ушла смотреть писаницы, часть полезла в горы, а по возвращению в лагерь была баня, ныряние в горный ручей и чудесный теплый летний вечер.
И опять над нашим лагерем отличная погода. Сегодня последний день сплава, необходимо дойти до «Ороктойского» моста и разобрать, просушить катамараны. Сплав проходил по участку нижней Катуни, по пути прошли несколько не сложных порогов и шивер, которые по нашей ниже средней воде были мало различимы, а также встречались небольшие воронки и отдельно стоящие бочки. Каждый развлекался как мог, кто-то любовался окружающими красотами, неспешно подгребая веслом, кто-то искал приключений и залазил во все попадающиеся бочки, кому-то даже удалось выпасть из стремян и проплыть немного отдельно от катамарана. Много было споров насчет места последней стоянки, в итоге, по скольку надо было успеть ещѐ просущить снаряжение, решено было идти до «Ороктойского» моста, а не до Еланды и перед ним вставать на стоянку. Прибыв на место созвонились с забросчиком и объяснили, где мы находимся, договорились что б машина приехала за нами к 8:00. Далее антистапель, инициативная группа направилась в поселок Ороктой за пивом, медом, едой и приколюшками. Закупив все необходимое, группа вернулась в лагерь на уазике и порадовала всех остальных привезенными дарами местного магазина. Ну а дальше упаковка снаряжения, ужин, пиво, костер, разговоры, рассказы, планы на будущий сезон... Разбрелись по палаткам уже за полночь.
8:00 Приехала машина. Погрузка заняла около 40 минут. Катунь провожала нас пасмурным небом, как будто и не было шести солнечных дней. Собрав вещи и погрузив их в машину, мы тронулись в путь. По дороге закупились сувенирами в поселке Чемал, пообедали в замечательном кафе перед г.Барнаулом, и как-то не заметно и без усталости добрались к 15:00 до конечной точки нашего путешествия г. Барнаул.