И вновь Киргизия. Прошло 4 года c предыдущей поездки, пора обновить впечатления!
В спортивный велопоход 5 к.с. собралась та же команда, что и в Грузию, за некоторым обидным исключением. Т.е., Макс, Миха, Света и я.
За 19 дней проехали 1200 км, общий набор высоты 19300 м.
Первый день в Киргизии выдался на редкость длинным и утомительным. Начался он еще в Нижнем, затем продолжился в Ласточке, на велосипеде по Москве, в электричке до аэропорта. В 21:40 мы вылетели из Москвы и пробыв в воздухе 4 часа приземлились в Бишкеке в районе 5 утра (разница во времени с Москвой – 3 часа).
Тут надо сказать пару слов об авиаперевозчике. Летели мы Киргизским Авиатрафиком. Замечательная компания. Очень лояльна к спортивному инвентарю, а потому велосипеды мы провезли бесплатно, плюсом к ручной клади и одному месту багажа. Суммарный бесплатный вес – 40 кг, что с лихвой перекрывает наши потребности. На борту постоянно предлагали накормить-напоить, поэтому поспать не удалось)
В результате, собрав велы, в 7:30 утра мы выехали на маршрут и продолжили наш день).
Первым делом едем в Бишкек – там надо закупить недостающие продукты и воду. Симпатичные грунтовые дорожки то и дело погружают нас в прохладу конопляных зарослей.
Намеченный перекус у водохранилища прихдится отложить, т.к. вид изрядно осушенного водоема не способствует благостному приему пищи.
Так и доехали по плоскачу до Бишкекского рынка и пополнив продуктовые запасы сразу выдвинулись в горы. Правда, удалось немного освежиться в струях городского фонтана и полакомиться рыночной клубничкой.
Выезжаем из города вдоль канала и начинаем набирать высоту под все еще палящим солнцем.
Наконец, находим удобное место для перекуса рядом с арыком. Первым делом, конечно, лезем в воду, пытаясь удержаться за скользкие бетонные стенки канала. Вода несется мощным потоком и сбивает с ног, грозя смыть по «бобслейной трассе». Вдоволь наборовшись со стихийкой с наслаждением отдыхаем в тени, едим и незаметно засыпаем… часа на 2 :). Неплохой перекус получился!
Дальше все обычно. В штатном режиме добираемся до стоянки, останавливаясь у яблочных, сливовых и абрикосовых россыпей. Встаем на высоте 1250 м. у какого-то гидротехнического сооружения на поляне колючек. Но счастливы вполне – первая ночь под звездами Тянь-Шаня.
Наконец-то вымоталась так, как давно мечтала, но не получалось на родине))
Проехали: 97 км
Подъём: 959 м
Спуск: 367 м
Средняя скорость: 14.48 km/h
25 июля
Никаких авралов у нас нет – спим пока не выспимся, собираемся спокойно, просто едем потом без тупежки и всего лишь с одной кормежкой))
В общем, выехали в 11:10 по солнышку. Набрали абрикосов у стоянки и поехали в горы. И вот они – реликтовые Тянь-Шаньские ели – стоят себе все такие же величественные, неподражаемо прекрасные, овеянные легендами и с диким нравом.
Эти красотки будучи единожды утрачены (вдруг) уже не восстановятся в прежнем виде, ведь рукотворный лес не сможет заменить веками создаваемой красоты. Поэтому и берегут здесь леса особо. На пути встречаем множество знаков, запрещающих вырубку и предостерегающих от пожаров. Вот, и на одном из поворотов серпантина поджидает нас потрепанный жигуленок – егерь. Собирает экологический взнос – якобы, за уборку придорожной территории. Ставка – 50 сом с человека (1 сом – примерно 0,9 руб.). Макс торгуется и оставляем в общей сложности 100 сом за всех четверых.
Погода портится. Время от времени принимается дождь. Холодает. Ели закончились – значит порог в 2500 м. преодолен и скоро начнутся сурки). Встреча с первым «солдатиком» настраивает нас на тональность их посвистов – так под дружный пересвист и будем ехать 3 недели по горам).
Видим впереди табун лошадей. Эка невидаль – да, такая же привычная картина, как сурки. Но эти «сметливые» животные решили удирать от нас по дороге вверх, при этом красавец-вожак на каждом изгибе дороги разворачивается к нам и громко фырчит, раздувая ноздри. Понятно, что он обеспокоен - зеленка скоро закончится, высоко в горы им не надо. Наконец, поняв, что мы не отстанем, он делает решительный выбор – уводит табун в небольшую складку рельефа, откуда они c любопытством вытягивают шеи, а сам загораживает дорогу, оставив немного места для прохода и решительно ждет нашего приближения.
Видно, что он непреклонен и контролирует ситуацию. Ох, и красив же, коняка! А в глаза смотреть боязно – не лучшее время сейчас для гляделок.
Молча, напряженно, с достоинством он пропускает каждого из нас не шелохнувшись, готовый дать отпор в случае чего. Быстренько пробираюсь мимо, восхищаясь великолепно исполненной ролью Вожака. Красавец! С таким табун не пропадет)
Ну, а нам все выше в горы и все чаще ведем велы рядом – градиент растет.
Все еще идет адаптация мышц к горному режиму. Тяжело едется… Опять выложилась по полной за день.
Встаем у знакомого с прошлого похода озерца на высоте 3150 м. Сегодня преодолели 34 км.
Подъём: 1990 м
Спуск: 48 м
Средняя скорость: 6.72 km/h
26 июля
У меня спущено колесо – колючка. Замена и в 10:30 выезжаем на перевал Кегеты (3780 м). Впереди крутой серпантин. Утреннее солнышко
ближе к вершине затягивается дождевыми тучами.
К 13 часам выходим на перевал.
Перевал тот же,тур стоит там же (оставляем записку), а, вот, дорога с другой стороны изменилась. В прошлый раз тут был оползень, а сейчас видно, что дорогу восстанавливали, хотя она слегка и поплыла снова.
Но спуск оказался гораздо приятнее ожидаемого и практически полностью проезжаем. Машем ребятам из Минской вело-группы, тоже подтягивающейся на перевал, и начинаем спуск под их приглядом.
Катиться вниз весело и задорно, учитывая мелко- и крупно-каменистый рельеф дороги.
Можно отпустить тормоза и нестись, лавируя меж тем, что успеваешь увидеть. Но… не долго)) Чорд. Все ж таки, «змеиный укус» на заднем – то ли руки-крюки, то ли глаз – не алмаз. Вторая замена камеры за день. Друзья рекомендует мне лучше следить за камнями и снова пускаемся в путь.
Впереди мой любимый перевал Каракол и 2 его ущелья.
В прошлый раз стартовав от того же озера, мы ночевали на Восточном Караколе (река и ущелье), в этот же раз мы берем перевал Каракол (3470 м) и ночуем на Западном Караколе на высоте 3060 м.
Пытаемся раздобыть кымыз в ближайшей юрте, но пастух разводит руками – хозяин не велел делать кымыз и угостить нечем. Вот так… Киргизы и без кымыза. Грусть-печаль.
Да и в целом за 4 года отношение местных жителей к вело-путешественникам поменялось. Велосипед перестал быть диковинкой, а бесконечный поток двухколесных с баулами, видимо, приелся. Киргизы смотрят на нас как бы снисходительно, скептически улыбаются, оставляя нас в нашем заблуждении. А часть из них проявляя коммерческую жилку делает из гостеприимства свой маленький бизнес.
Проехали 47 км
Подъём: 1 372 м
Спуск: 1511 м
Средняя скорость: 14.02 km/h
27 июля
Отгадайте у кого прокол сегодня утром?))
Я тоже этому не очень удивилась – походная карма, ничего не поделаешь)
Старт в уже обычное время – в 10:30. То самое чувство восторга от неописуемой красоты долины Западного Каракола накрывает снова на ближайшие полдня. Длиннющий спуск вдоль лазурной живописно извивающейся в цветочно-изумрудной долине реки. Деловитые сурки, пастушья пастораль, и в самом низу – желто-красные плантации из султанчиков красного щавеля и какого-то желтого цветка с невообразимыми ароматами. Да, что я вам рассказываю – поезжайте и прочувствуйте все это сами! Описать невозможно же!))
Ближе к вечеру спускаемся к селу Кожомкулу (8 марта бывш.) и заходим в тот же магазин, что и в прошлый раз. Дальше наш путь лежит по могучей реке Кекемерен. Широка и сильна, нервно пульсирующая в скальных отрогах, рука об руку с нашей дорогой. Вниз! Завораживающе!
Наконец-то, находим спуск к реке и место для стоянки. Очень похоже, в прошлый раз мы стояли здесь же.
И финальным аккордом походного дня звучит пронзительная нота последней рвущейся жилки из тросика моего переклюка. Финита!))
Ву-а-ля, как говорится, и шерше-ля-фам)) Техника не выдерживает моих нагрузок (у остальных-то жива живехонька).
Похоже, отчет я назову «Хроника одного рассыпающегося велосипеда»:-)
Благо, у моих спутников есть запас на все случаи жизни - Миха меняет мне трос и я снова готова к подвигам!
Стоим на 1700, проехали 110 км.
Подъём: 508 м
Спуск: 1836 м
Средняя скорость: 19.67 km/h
28 июля
Сегодня едем вниз до села Чаёк вдоль реки Джумгал.
Здесь очередное пополнение продовольственных запасов. Мороженое, местный рулет и арбуз приятно дополняют и разнообразят наш рацион. Перекус у небольшой речушки и едем к ущелью Каракичи. Начинается подъем. В долине перед ущельем, как и в прошлый раз, наблюдаем грандиозные природные шоу – игра света и тени, крутой замес из солнца, дождевых завес, хороводов туч и облаков.
Наконец-то пробуем Кымыз – дарит местный житель. А ближе к ночи нам показывают место для ночевки – русло горной реки Каракичи, в это время года большей частью сухое и предстающее нам в виде красивейшего ландшафтного парка, образованного на каменистом дне и пронизанного ручейками.
Пытаюсь остановить ребят, устанавливающих палатки - вижу, что ставят они их на эдельвейсы. Но, оглядевшись, понимаю, что свободного от них места тут просто не найти – они везде. Так и пришлось ночевать на эдельвейсах)
Встали на высоте 2650 м, проехали 79 км, дневной набор высоты – 1475 м.
Спуск: 522 м.
Средняя скорость: 14.67 km/h
29 июля
Поднимаемся на Каракичи (3370 м.)
Проезжаем угольный карьер Кара-Кече и едем на озеро Сонг-Кель.
В прошлый раз оно меня не впечатлило. Теперь же мы подъезжаем к нему с другой стороны. Едем по необъятным просторам под синим небом.
Куда хватает глаз – раздольные пастбища с плантациями эдельвейсов – здесь их Мекка, видимо, - в таком количестве еще нигде не встречала.
Стада коров и табуны вольных лошадей, временами попадаются юрты, а ближе к озеру - все чаще и чаще.
И, наконец, синяя полоска по горизонту вдали – озеро. Еще пару часов и оно залило большую часть обозримого пространства. Красивущее – одно слово. Весь день – сплошной восторг от красот, свободы и вольной вольницы вокруг!
Посещаем живописную каменистую бухту, проезжаем по нерукотворной дамбе, убегаем от начинающегося было дождя и встаем на берегу пресного высокогорного озера на высоте 3016 метров. Вода в озере на удивление теплая. Непременно купаемся и закатываем солнце с видом на водную гладь.
А вы знаете, что тот, кто забывает дома кружку и миску, тот весь поход питается из котелка? Вдвойне выгодно – и лишний вес не несешь, и питаешься с размахом)
Вот, без кружки ваще тяжко. Одноразовый наперсток из самолета быстро истрепался. Пришлось купить в Нарыне пластиковый стакан (аж, за 20 сом) и остальную часть пути кайфовать.
Проехали 61 км.
Подъём: 1141 m
Спуск: -797 m
Средняя скорость: 14.16 km/h
30 июля
С утра продолжаем ехать вдоль озера, наблюдаем целый городок из гостевых юрт. В юртах стоят обычные кровати – сплошной антураж, никакой экзотики.
Уходим в горы на следующий перевал - Терскей-Торпок (3147м). По дороге покупаем курут (сыр), и каймак (очень густые сливки - на следущий день взбиваются до консистенции масла и из бутылки можно извлечь, только разрезав ее). Гостеприимные хозяюшки, крутящие курут возле юрты, угощают нас чаем с домашней лепешкой и различными наполнителями – топленое масло разной консистенции, каймак, чёбёгё – продукт коричневого цвета, остающийся после вытапливания масла, смешанный с медом или сахаром – очень вкусно и сытно. И очень кстати – у нас как раз по плану перекус.
С перевала Терскей –Торпок открывается завораживающий вид на серпантин, плотными кольцами обвивший весь крутой склон. Спускаться по нему то еще удовольствие – разгоняться нельзя, руки устают держать тормоза, приходится постоянно останавливаться, чтоб вписаться в поворот и остудить роторы.
С перевала попадаем в долину реки Сонг-Кель, любуемся окружающими горными отрогами и, затем, преодолеваем еще один перевал – Оттук (3014м).
Ближе к вечеру поднимается ветер. Ехать становится сложно, т.к., лично меня просто разворачивает на дороге. Хорошо, машин почти нет и можно ехать галсами.
С трудом добираемся до асфальтовой трассы на Нарын. Меня серьезно волнует ветер. На трассе его порывы довольно опасны. Но, меня убеждают, что ветер будет в спину и хлопот не доставит.
Еду. Делать то нечего. И правда, все обходится. Попутный ветер быстро доносит нас до места ночевки недалеко от Нарына (20 км по асфальту). Встаем возле брода на речушке.
Проехали 91 км.
Подъём: 1097 м
Спуск: 1937 м
Средняя скорость: 19.56 km/h
31 июля
Все еще идем по 4-хлетней давности маршруту. Спускаемся знакомой дорогой в районный центр Нарын, пересекаем цвета раствора цемента реку Нарын, находим супермаркет «Эл-маркет». Кроме всего прочего, первый раз здесь покупаем «бабы» - чипсы из бобов. В свежем виде – очень вкусный и необычный продукт. Нигде еще таких не пробовала.
Тщетно пытаюсь все же увидеть самый высокогорный троллейбус, но, увы, и ни в этот раз. Заезжаем на местный рынок и едем к еще одному моему любимому ущелью – ущелью реки Малый Нарын. Как и большинство дорог Киргизии, эта не отличается ровной поверхностью. Рельеф типа стиральная доска изрядно выматывает.
Зато впереди нас ждет тенистое ущелье с несчитанными мостами, снова елями и отвесными скалами. А пока… пока мы отдыхаем ожидая, когда Миха залатает начавшую рваться покрышку.
Встаем в начале ущелья Малый Нарын на полянке, окруженной смородиной и ягодами, похожими на жимолость, но горькими на вкус. Здесь возможен даже костер. Но жечь его мы почему-то будем только утром.) А водичка в ручье мутновата. Ну, не беда, будем считать, с полезными минералами)
Проехали 90 км. Общий набор высоты – 2100 м. Стоим на высоте 2200 м.
Спуск: -1920 м
Средняя скорость: 18.31 km/h
1 августа
Сегодня выехали ни свет, ни заря – в 9:30. А все почему? А потому, что наши рисовальщики маршрута просчитались и заложили на сегодня приличный километраж, который нам теперь предстоит осилить.
Выдвигаемся на осмотр красот ущелья. Подниматься – одна приятность. Только и успеваем крутить головой – глубокие отвесные скальные выходы, стесняющие ревущую внизу реку, на уровне глаз покрыты пасторальными картинками – луга на фоне игольчатых еловых опушек, изящно разбросанных по склонам.
Дамская часть команды упорно едет вперед, пока есть силы, а мужская половина фотает все подряд, потерявшись из виду где-то внизу ущелья. Зато теперь есть на что посмотреть – фотографий – море. Ближе к перевалу нас обгоняет караван машин. Как выяснилось, израильские туристы. Угощают Свету сухофруктами с орешками и весело уносятся дальше.
Наконец, перебираемся в долину реки Болгарт, а по ней подъезжаем к предгорью хребта Терскей-Алатау в районе термальных источников Джилу-Суу на реке Джил-Суу. В этот раз на источник не заезжаем, а сворачиваем на мост через реку и едем по широкой долине к плато Арабель.
Хребет открывается нам во всей красе, играет всеми красками заходящего солнца.
Стоим в долине. План выполнили – 81 км по грунтам преимущественно вверх, набрали 1438 м.
Спуск: 914 м
Средняя скорость: 17.57 km/h
2 августа
Сегодня у нас длинный подъем по долине Бурхана. Речка весьма живописна - с широким, но не глубоким руслом, петляющая между горными исполинами и постепенно поднимающая нас к снежным вершинам. Здесь раздолье для сурков, коих мы видим целыми семействами.
Местные дороги по-прежнему зубодробительны – щебень, дерн, камни. У Михи продолжает надрываться покрыха.
Наконец, переходим Бурхан вброд. Поток его мощен, переходим с трудом, по очереди перенося велы и рюкзаки, а также переводя мелких членов команды:).
Отсюда начинаем подъем в сторону перевала Арабель (3840 м). За 45 минут преодолеваем серпантин из 9 изгибов. На высоте 3300 – 3600 м отбиваемся от внезапно налетевших слепней. Кого они там едят – не понятно. Зеленки там уже нет, одни камни, соответственно, и скота тоже нет.
Наверху нас встретил приличный ветер и начинающийся закат. Надо определяться с местом ночевки. По плану оно у нас на озере, что неподалеку. Находим небольшую ровную площадку у воды, зажатую в камнях. При попытке искупаться смельчаки были атакованы какими-то местными водными кровососами. Это на 3800-то. Чудеса.
В копилке 58 км, стоим на высоте 3830
Подъём: 1233 м
Спуск: -359 м
Средняя скорость: 12.18 km/h
3 августа
Ночью шел дождь. Утром – туман. Сыро, промозгло. Думаем собраться и сразу ехать, но дождь закончился и все же решаем позавтракать. Туман обожаю. Он так причудлив и загадочен. Озеро преобразилось и меняется на глазах каждую секунду.
Прохладно. +6. Все делаем быстро и пускаемся в путь.
Едем по плато Арабель, усеянном озерцами. В разрывах облаков иногда появляется солнце и преображает ландшафт. Радуют взор ромашки – на такой то высоте!
Выезжаем на трассу пос. Барскоон (Иссык-Куль) – Кумтор (золотой рудник). Мы в самом дорогом месте в Киргизии. Здесь находится третье по запасам золота месторождение в мире. Кроме того, это самый высокогорный рудник в мире – сам карьер и комбинат находятся на высотах 3900 и более метров. Необычно видеть трассу в горах с ограничением скорости в 90 км.
Вскоре встречаем и караван спец-автомобилей с мигалками. Выглядит пугающе – серьезная техника.
Меж тем погода ухудшается. Моросит дождь. Пока одеваемся в дождевики, к нам подъезжают 2 американца, также закутанных в полиэтилен. Едут нам навстречу. Говорим о погоде и разъезжаемся.
Наконец, уходим с трассы и едем бродить реку Арабель-Суу. Река оказывается глубокой по здешним меркам – мне по пояс, но со спокойным течением. Поэтому переходим ее без проблем, правда, затратив некоторое время на поиски бродильной части. Примечательно, что на время нашей болтанки в воде выглянуло солнышко и скрасило и без тогл серое настроение, усугубленное необходимостью лезть в ледяную воду. Подарок от Арабеля, надо полагать)
Дальше наш путь лежит по азимуту на перевал Джуку. Обходим еще одно озеро и мы у цели!)
Внизу открывается глубокое ущелье с ниткой изумрудных озер и крутым, очень крутым каменистым спуском. Сочувствуем ребятам, только что затащившим сюда велы, и начинаем спуск.
А ребятки-то хорошо потрудились. Собираем за ними пакеты из-под быстро-еды. Ай-ай! Не хорошо засорять природу!
Любуемся озерами, объезжая их по краю, и выезжаем в долину реки Джуку. Здесь последнее серьезное препятствие на сегодня – река Дунгуроме. Но и его благополучно минуем и встаем в «ландшафтном парке» на одном из ручейков-рукавов русла Джуки.
Здесь нереально красиво! Причесанные полянки с живописными зарослями кустарника перемежаются с огромными валунами.
Кое-где пробивается кекемерен (чабрец). Вода в ручье просто ледяная, моемся, поджимая лапки. И в завершении дня опять начался дождь.
Очень насыщенный день. Проехали 41 км, стоим на высоте 2950 м.
Подъём: 302 м
Спуск: 1230 м
Средняя скорость: 11.51 km/h
4 августа
Утро встречает нас ярким солнцем. Еще раз любуемся красотами вокруг стоянки и начинаем спуск по долине реки Джуки. Очень, очень живописное ущелье! Прямо рай для эстетиков. Здесь нам первый и единственный раз встречается арча – киргизское название горных можжевельников. Говорят, она может жить до 2000 лет.
Но счастье длилось не долго. Издалека видим, что внизу идет дождь и нам его не миновать.
Приходится заранее натянуть дождевики и устремиться ему навстречу. Температура опускается до 17 градусов. Дороги начинают расквашиваться.
На выезде из ущелья замечаем указатель – Андрей продает мед. Едем за медом и у домика пасечника нас накрывает тропический ливень. Пережидаем его в кузове грузовика с подачи Андрея, а после выясняем, что это 2-ой подобный ливень за все лето! Обычно здесь сушь стоит, вся трава выгорела. Нам везет)
Берем мед разнотравья (600 сом 1,5 литра), медовуху и виски (местная настойка, нам ее так презентуют хозяева) и выдвигаемся в сторону Иссык-Куля. Путь к нему долог и однообразен.
Наконец, спускаемся на уровень озера. Резко теплеет до 25 градусов. Появляется солнце и жизнь налаживается. Вот и наша стоянка рядом с диким песчаным пляжем. Озеро штормит. Вокруг ни души. Умудряемся намыться в соленых волнах, готовим еду и, наконец, медитируем на прибой в лучах заходящего солнца, потягивая «виски» и наслаждаясь теплым вечером.
А мне озеро вернуло крышечку от пузырька, предварительно вымытую из рук и тщательно обкатанную в волнах в течение пары часов – отличный знак! И Иссык-Куль к нам расположен!)
65 км за день. Стоим на 1650 м.
Подъём: 230 м
Спуск: 1523 м
Средняя скорость: 17.07 km/h
5 августа
Предстоит бестолковый день.
Утром море, стирка, купание, долгие сборы на жаре. Выехали на час позже плана в сторону Джети-Агуз, но не укладываемся по времени для заезда в это ущелье и меняем курс на город Каракол.
Выезжаем на асфальтированную трассу. Кромка разбита и обочина очень условная. Машины носятся, обтирая локти. Очень нервная обстановка – не советую передвигаться по авто-трассам в Киргизии. Хорошо, на подъезде к Караколу ведутся дорожные работы и движение перекрыто. Для машин, но не для нас – наконец, мы спокойно едем по пустой дороге, вплоть до самого города. В Караколе заправляемся бензином и едой и по разбитым улицам выбираемся из города. Наша цель – альплагерь под озером Алакель, что в ущелье Каракол. Для начала преодолеваем шлагбаум на въезде в заповедную зону – 50 сом с человека,
далее – полуразрушенный мост и бодро едем в горы.
Но до альплагеря доехать не удается – дорога смыта, а обход по горам с велами крайне затруднителен, да и солнце уже село.
Встаем на ночевку на ближайшей не очень сухой полянке.
75 км. Стоим на 2200 м.
Подъём: 956 м
Спуск: - 297 м
Средняя скорость: 13.78 km/h
6 августа
А на сегодня у нас пешка! Велы приходится спрятать вместе с рюкзаками в ближайших зарослях и налегке прогуляться на озеро Алакель.
Выходим в 9:10. Яркое солнце заливает окружающий ландшафт.
Необычно передвигаться с помощью ног – картинки меняются медленно). Обходим смытую селем дорогу по горе, добираемся до моста возле альплагеря, по петляющей в лесу тропинке выходим на кемпинг-бар и дальше – взлет вдоль реки до 3600 м. Места здесь людные – полно туристов, кто с рюкзаками, кто как мы налегке. Ближе к озеру резвимся по курумнику и наконец, в 13:30 поднимаемся на смотровую площадку, за которой открывается великолепный вид на изумрудное озеро Алакель.
Успеваем ухватить потрясающие панорамы, пока на зеркальную гладь не выплывает прокатная желтая лодка. Да-да, и здесь коммерция. Люди везде умудряются испортить первозданную красоту.
Дорога обратно почему-то заняла больше времени. В 18:30 возвращаемся к нашей полянке, а там уже стоят туристы. Ну, что ж, приходится забрать велы и искать другую стоянку. Надо было видеть удивление французов, когда мы сначала исчезли в соседних зарослях, а потом вышли оттуда при полном параде. Да, еще я сбегала, достала у них из-под носа заныканный пакет мусора. Конечно же, они не приминули узнать откуда мы)
Находим место под лагерь чуть пониже и отдаемся чревоугодию, Бахусу, а позже и Морфею.
Прошли 26 км. Высота 2150 м
Подъём: 1490 м
Спуск: - 1494 м
Средняя скорость: 3.99 km/h
7 августа
Спускаемся в Каракол. Тупим с ништяками возле рынка, а затем, берем микроавтобус Мерседес Sprinter и 2,5 часа едем вдоль Иссык-Куля до Сарый Ой. На дороге ведется ремонт – сняли покрытие и кругом песок и пылища. Порадовались, что не пришлось ехать самоходом – мало бы тут не показалось.
Перед остановкой на озере заходим в дом у дороги с вопросом, где можно взять пресную воду (в озере вода соленая, готовить на ней невозможно), на что нам тут же заполняют всю нашу тару из… нескольких бидонов, наполненных водой. Оказывается, вода у них привозная и мы изрядно проредили ее запасы. Хозяин дома спокойно заметил, что «поддерживать путешествующих, это их святой долг. Так завещали им (Киргизам) отцы» и тут же добавил каждому по горсти яблок.
Тепло прощаемся с приветливой семьей и едем на озеро. С этой стороны вся береговая линия обитаема, но нам удается найти более-менее уединенный клочок пляжа, где и располагаемся. Сегодня озеро спокойное и ласковое. Можно даже поплавать в его теплых водах.
Ближе к ночи отдыхающие разъехались. А нам досталось незабываемое зрелище: с одной стороны – закат в горах, с другой – огромная, величиной с солнце, полная луна, поднимающаяся над водной гладью.
В сгущающихся сумерках появляется лунная дорожка, по которой непременно надо проплыть, иначе весь поход насмарку). Конечно же, купаюсь в лунном серебре – незабываемые ощущения.
Аж, 15 км. И сколько то метров спуска.
8 августа
Покидаем гостеприимный Иссык-Куль. Уходим в сторону Бишкека через перевал Кок-Айрык (3889 м). Местные жители наперебой рассказывали нам, что перевал проезжаем и, мол, на джипах и мотоциклах через него ездят в Казахстан. Значит, мы-то точно проедем.
Удаляемся от Иссык-Куля и начинаем набирать высоту. Постоянно оглядываемся и наблюдаем, как синяя гладь сначала захватывает горизонт, потом удаляется и, наконец, совсем исчезает за одним из поворотов.
К нашему удивлению, нас настигает с иголочки одетый велосипедист на карбовеле. Оказывается – местный вельщик. Тренируется на подъемах. Делаем общее фото и он улетает вперед, но вскоре возвращается и уносистя вниз – впереди завал, до которого он и катается.
Доезжаем дозавала и удивляемся, как это машины тут могут проехать. Дальше это кажется еще менее вероятным, а еще дальше – и вообще невозможным. Уж, и не знаю, как верить байкам о проехавших перевал джипах.
Тем временем, мы добираемся до 3300 м. Подъем тяжелый, мы со Светой частенько идем пешком. Встаем в цирке за мостом «Смелых и находчивых» (построен за 12 дней) и наблюдаем игру лучей заходящего солнца на окружающих вершинах.
За день – 36 км, 1700 м набор.
Спуск: 19 м
Средняя скорость: 5.78 km/h
9 августа
Начинаем подъем к перевалу Кок Айрык - один из двух бывших авто-перевалов, соединявших Алма-Ату и Иссык-Куль. Дорогу строили с двух сторон, но так официально и не открыли. Какое-то время ей пользовались автомобилисты, но лишенная поддержки, она в конце концов местами засыпалась, а местами сползла, и связь между республиками прекратилась.
Теперь здесь можно перебраться верхом на лошади или на велосипедах.
Мы же наблюдаем довольно эклектичные переходы от вполне проезжей и даже накатанной дороги к полностью засыпанной курумом, огромными валунами и лишенной какой-либо вело-проходимости. Временами появляются участки, преодолеть которые можно лишь сняв с велосипеда рюкзак и перетаскивая их по очереди.
Но все эти тяготы с лихвой восполняются окружающим пейзажем. Ярко-синее небо и выбеленные в палящих лучах солнца скалы и ледники – ослепительная красота, ошеломляющие виды, захватывающие дух.
На контрасте восприятия пришельцами из других миров выглядит заброшенная дорожная техника, встречающаяся ближе к перевалу. Время притихло и огромные механизмы, удивленно наблюдают, как постепенно разрушаются их узлы, траки, обшивки… Длительное, безысходное, неотвратимое забвение… Жутковато.
Мы у цели – вершину перевала венчает арка, рапортующая, видимо, об окончании строительства дороги в 1999 году.
Перекус, делаем общее фото и спускаемся на северную сторону, в долину реки Чонг-Кемин
На северном склоне с дорогой вообще не очень хорошо. Совсем плохо, прямо скажем. Правда, Миха считает, что она прекрасна и это самый приятный спуск из всех с нами случившихся. Сразу же за аркой от дорожного полотна осталось ширины только в полмашины. Далее вся дорога засыпана курумом разной величины и временами прорезана ручьями до еле-проходимости.
С трудом преодолеваем бездорожье. Миха опять возится с покрыхой. Но все обходится и дальше спускаемся по боле-менее проезжаемой дороге. Еще парочка бродов, и мы у цели – сегодня ночуем на 2500 м на реке Чонг-Кемин.
Прошли 33 км, набор – 600 м.
Спуск: 1395 м
Средняя скорость: 11.08 km/h
10 августа.
Сегодня спускаемся по живописной долине. В придорожном аиле покупаем курут (слегка недосушенный. Далее сушим его везде, где можно и он вбирает пыль и запахи киргизских степей), находим стоянку с водопадом (правда, из трубы), запасаемся яблочками, растущими над обрывом.
Дистанция: 51.22 км
Подъём: 509 м
Спуск: 1315 м
Средняя скорость: 18.96 km/h
Горы – всё. Это наша последняя стоянка под гостеприимным Тянь-Шаньским небом!
Далее – спуск в Чуйскую долину, ужасный проезд по автостраде с сильнейшим встречным ветром и притирающимися авто, наконец, Кемин и возвращение в Бишкек в плацкарте поезда, перевозящего вахтовых жд-рабочих. Следующую ночь мы проведем в этом самом вагоне, переехав за ночь по Бишкеку от одной станции к другой. Славный завтрак в турецком кафе, не большая экскурсия по Бишкеку, обед с бараниной и ночевка рядом с аэропортом под гул взлетающих самолетов.
Дистанция: 59.64 km
Подъём: 900 m
Спуск: 950 m
Средняя скорость: 13.96 km/h
Поход окончен – да здравствует поход!))
До свидания, Киргизия!
Еще не все перевалы пройдены и не все ущелья исследованы.
До новых встреч!
Юрий Жарков 02.12.2017 10:48:46 |
0
+0
-0
|
||
Спасибо за увлекательный отчет! Замечательный! |
lenulka 04.12.2017 22:57:52 |
0
+0
-0
|
||
Спасибо за отзыв!) |