Вместо вступления
С 2006 года, с моей первой поездки в Крым, этот полуостров стал моим любимым местом путешествий. И уже не счесть маршрутов, проложенных в Горном Крыму. Это цикл пеших путешествий 2008-2010 годов, оригинальные маршруты 2011 и 2012 года. Уже сказано очень многое... И вряд ли я буду повторяться - поэтому, кому интересно, рекомендую взглянуть на те отчёты, например,
Крым без крыши (т.е. без палатки) |
Крым от Бахчисарая до Ялты |
Весь Восточный Крым - туристский и экскурсионный |
и другие материалы.
Но настало время взглянуть на Крым по-новому. В 2015 году ко мне обратился Демидов Алексей Александрович с предложением стать руководителем спортивной группы Туриады, посвящённой 70-летию РФЯЦ-ВНИИЭФ, проведение которой планировалось в Крыму. Эта новая смысловая нагрузка стала основой планирования маршрута.
Надо сказать, что РФЯЦ-ВНИИЭФ и Крым (как и вообще Россия и Крым) связаны многими тесными узами, в т.ч. на раннем этапе существования ВНИИЭФ (КБ-11). Я специально не буду описывать все околоатомные "объекты" Крыма, кто знает, тот поймёт. Но по моим представлениям, в нитку маршрута обязательно должны были войти Багерово и Севастополь. Вот и получилось автоматически, что маршрут должен быть велосипедный. И непременно от Керчи до Севастополя.
Желающим повторить данный маршрут нужно быть в хорошей форме (100-километровые переезды с рюкзаком - это довольно серьёзно). И ещё желательно обратить внимание на раздел "О подготовке к путешествию", где я описываю два интересных "тренировочных" веломаршрута - в Мордовский заповедник и по есенинским местам Рязанской области.
Велотуризм - это реальная возможность для пешеходника, каким я был до этого, увидеть другой Крым (как тот, который не увидишь пешком, так и знакомые места в другом ракурсе)! Так что советую велосипедистам хоть раз в жизни стать пешеходниками и наоборот. А ещё у нас продолжает зреть идея о походе вокруг Крыма под парусом - и, что только не бывает, возможно, когда-нибудь такое путешествие тоже случится.
На маршруте
Как добраться до Крыма с велосипедами? Сам собой напрашивается вариант - на машине. Правда, это больше суток в пути... У нас получилось так: в СБ утром (7:30) выехали из Сарова, на Керченской переправе были в ВС утром (5:00). Переправились (7:00).
После поиска места для начала маршрута, выгрузки велосипедов и рюкзаков (9:30) машина с водителем ушла в Севастополь (13:30), откуда, оставив машину, водитель на рейсовом автобусе вернулся в Юркино (21:30). Итак, в понедельник утром можно было начинать маршрут.
Место начала маршрута (пляж посёлка Юркино) представляет собой один из вариантов сильно бюджетного отдыха в Крыму. Приехали мы сюда только потому, что сюда есть дорога, можно встать с палаткой, отсюда нам удобно начать маршрут и можно не кривя душой сказать, что маршрут начат с Керчи (это действительно так - на следующий день мы проехали через Аджимушкай, "пригород" Керчи).
Стоять с палаткой близко от посёлка не сильно удобно (нет удобных площадок), а далеко идти не хотелось. Но ещё не сезон, и мы не стали привередничать. Всё вокруг цветёт - деревья, кусты и травы. От запахов идёт кругом голова. Лёгкий шум прибоя убаюкивает. И даже грозы обошли нас стороной, хотя на фотографиях хорошо видно "качество" погоды.
Про карты, описание маршрута и благодарности
Дальнейший текст претендует в том числе и на техническое описание, но многочисленными подробностями ориентирования, как в моих предыдущих отчётах (и вообще в "классических" отчётах), дополнен не будет. На это есть важная причина. Известно, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А, если так, то прошу открыть наши треки (прилагаются к отчёту) в любой подходящей программе, например, Google Earth. И вы сразу увидите, где, с какое время и с какой скоростью мы двигались, где и куда поворачивали и даже где немного ошибались в ориентировании.
Таким образом, акцент я буду делать на том, что нельзя увидеть в Google Earth. На интересных и не очень встречах, погодных катаклизмах, ботанических открытиях, наших впечатлениях от увиденного и многом другом.
Сейчас, рассматривая маршрут в Google Earth, я вижу некоторые варианты движения, которые были непонятны из карт. Но, кажется, осмотри я маршрут заранее, было бы не так интересно, пост-анализ же добавляет дополнительные интересные детали. Например, я увидел, что от Новоульяновского водохранилища в сторону Мангупа есть довольно пологая, серпантином поднимающая в гору дорога, которой логично было воспользоваться вместо крутой дороги-просеки, по которой мы вынуждены были велосипеды вести.
Позвольте также сразу поблагодарить моего постоянного наставника в велотуризме Игоря Ожиганова. Внимательно изучив мой план, он выдал очень ёмкую рецензию на него, сказав, что-то вроде что некоторые участки этого маршрута "осилил бы в лучшие годы". Наверное, перевести это можно словами из известной песни "кто хочет - тот добьётся", и действительно, пришлось поработать серьёзно и до, и во время путешествия, но результат того стоит.
30 мая. Юркино - Бондаренково - Багерово - Опук
Начинаем входить в походный ритм. Но постепенно, т.к. ещё не совсем отошли (особенно водитель) от полутора суток дороги. Подъём в 8 часов утра, и выход в 9:30.
Совершаем несложную и недолгую прогулку с велосипедами в горку у Бондаренково по грунтовой дороге (она одна), и через полчаса оказываемся на северной окраине посёлка Аджимушкай. Дальше, за посёлком, видна Керчь и снова море. На запад угадывается село Бондаренково, туда идёт дорога. По краю села - гороховое поле, но горох ещё только цветёт или только завязался.
Музей Аджимушкая - обязательный пункт программы для тех, кто там не был. Но поскольку мы уже этот пункт выполнили в 2010 году, то просто осматриваем каменные выработки у окраины посёлка (на фото). Затем направляемся в сторону Бондаренково.
Несколько десятков гектар к северу от Бондаренково - это район действия грязевых "вулканов", называемых так за схожесть по форме с настоящими вулканами. Вместо магмы к поверхности со значительной (до 30 км) глубины к поверхности здесь прорываются газы, сопутствующие нефтяным месторождениям.
Около миниатюрных конусов первым делом вспоминаются заповеди из "Маленького принца" о необходимости ухаживать за своим вулканом...
Как известно, классические вулканы бывают по форме не только конусообразными но и трещинными, т.н. "гавайского" типа. Тем более интересно, что в районе Бондаренково можно наблюдать грязевые "вулканы" обоих названных типов!
Напоследок, покидая район Бондаренко, оглянемся... Да, местность очень отличается от окружающих степей. И здесь уместно провести параллель с Камчаткой - и там, и здесь ландшафты не походят ни на что вокруг.
Ближайшие три дня наш путь пройдёт по Керченскому полуострову. Это очень хорошо, т.к. позволяет акклиматизироваться в относительно простых, почти равнинных условиях. "Растянуть" Керченский полуостров на три дня спортивного похода можно только, двигаясь зигзагами, что мы и делаем... Сегодня, выехав с Азовского моря, мы вечером должны быть у Чёрного моря в районе Опукского заповедника (во что пока что не верится!). Завтра - снова на Азовском море на Арабатской стрелке. А послезавтра - снова на Чёрном море у Феодосии и Орджоникидзе, и затем в тот же день планируем "забраться" в горы - к Старому Крыму за хребтом Узун-Сырт. Итак, в Старом Крыму нам предстоит подвести итог равнинной части нашего путешествия, длина которой - почти 300 километров.
А пока мы направляемся к северной окраине посёлка Багерово. Едем грунтовками, по пути проезжаем пасеку, какой-то довольно большой карьер. Изредка на дороге встречаются змеи разных мастей. Пчеловоды жалуются нам, что пчёлы не летают совсем - стоит непогода. Это правда, даже сегодня большой дождь только чудом обошёл нас стороной.
При упоминании Багерово многие мои коллеги, даже интересующиеся историей ВНИИЭФ, обычно "зависают". Что снять завесу забвения, обратимся к первому изданию книги "Советский атомный проект" (изд-во Нижний Новгород, 1995, с.96), посвящённой, кстати, 50-летию РФЯЦ-ВНИИЭФ:
"Небезыинтересным историческим фактом является то, что летом 1947 года вполне серьёзно был поставлен вопрос об организации полигона для летных испытаний на охраняемой территории КБ-11 [80], в районе так называемого Филипповского поля. Соответствующее обоснование, подписанное В.А.Турбинером [81] (в то время - начальником научно конструкторского сектора, НКС - примечание ОТА), было направлено в Первое Главное Управление. Основной аргумент заключался в том, что для ускорения процесса отработки конструкции бомбы в летным условиях близость полигона к самим разработчикам была бы очень удобной - от начального цикла до завершающего все было бы "под рукой". По мысли сторонников этой идеи, сократились бы сроки выполнения намеченных работ, с одной стороны, а с другой - обеспечивался максимум секретности. Оценку реальности столь, на первый взгляд, заманчивой перспективы проводили в КБ-11 летом 1947 года генерал-лейтенант М.В.Гуревич и генерал-майор Г.О.Комаров (впоследствии - начальник полигона №71, созданного по приказу министра ВС СССР летом этого же года) [82]."
[82] - это ОФНТД ВНИИЭФ, ф.1, оп.1, ед.хр.201, с.5-12.
А полигон №71 - это и есть Багерово...
Сейчас здесь полное запустение. Прекрасные взлётно-посадочные полосы раздроблены и проданы как щебень на излёте существования украинской власти в Крыму, домики разрушены. В деревне Багерово, расположенной в 5 км от полигона, хорошо угадывается строгая планировка бывшего военного городка.
Чуть в стороне от нашего маршрута остаётся город Щёлкино. Он известен сейчас как центр дешевого пляжного отдыха и (значительно меньше) как город-спутник строившейся Крымской АЭС, центр всесоюзной ударной стройки, которая была заморожена в 1987 году. Город назван в честь Трижды Героя социалистического труда Кирилла Ивановича Щёлкина, заместителя научного руководителя ВНИИЭФ, и научного руководителя ВНИИТФ в дальнейшем.
Уже 14 часов, а пройдено не более трети пути (по километражу). Меняем временно полевые дороги на более оживлённые. Я, планируя маршрут, переживал, что, возможно, здесь будет многовато машин, т.е. не слишком комфортно путешествовать на велосипеде. Однако, такие предположения не оправдались. На дороге от Багерово до трассы Керчь-Симферополь (асфальт, местами переходящий в хороший грейдер) машин совсем немного. По самой трассе Керчь-Симферополь тоже вполне комфортно проехать 10-20 километров, даже не так страшно, как на многих дорогах Нижегородской области. А вот дорогу на Пташкино, на которую мы свернули с трассы, смело можно назвать мечтой велопутешественника. Не более 1-2 машин в час, и только гадюки иногда выползают погреться (да, в Крыму в этом году ещё совсем не жарко).
Забегая вперёд, скажу, что по итогам наших сегодняшних наблюдений большинство грунтовых дорог в маршруте по Керченскому полуострову были смело заменены на асфальтовые или с улучшенным покрытием. Таким образом мы вносили небольшие коррективы в маршрут на всём его протяжении, однако нисколько не в ущерб первоначальному плану, а только для того, чтобы он стал более логичным и интересным.
От Пташкино по асфальтовой дороге доезжаем до Марьево. Уже сказывается усталость первого ходового дня, да и ветер от Багерово был постоянно встречный. В магазине Марьевки есть всё, но хлеб - по счёту, поэтому полбуханки берём, только уговорив продавщицу. Надо запастись водой, но колонок в селе нет. Спрашиваем в ближайшем доме, и набираем воду из крана во дворе, попутно уточнив дорогу. В Марьевке недавно сделан новый водопровод, вода хорошая. Отношение местных жителей к нам - неизменно доброжелательное.
До знаменитого розового солёного озера Каяшик, что на западной окраине Опукского заповедника, добираемся быстро. По пути спугиваем степного зайца, он убегает от нас по дороге, мы не отстаём, т.к. едем на спуск!
У озера (18:45) почва глинистая, и вся как ватная, сплошь в дырках. Много чаек. Гора Опук вся в облаке.
Велосипеды на ночь сейчас и далее укладываем друг на друга поближе к палатке и соединяем замком (а в особо опасных местах ещё и незаметной "сигнальной" верёвочкой к палатке).
31 мая. Опук - Пляж ВДВ - Арабатская стрелка
Из распросов местных жителей мы уже знаем, что западнее озера расположен полигон ВДВ. Но всё-таки визит лейтенанта с полигона в 6:20 был для нас слегка неожиданным. Он предложил нам поскорее покинуть нашу стоянку, т.к. ожидались стрельбы по полигону с моря... Мы предложением воспользовались, но поехали через полигон. А здесь всё, как под Рязанью во время тренировочного похода: таблички "Стой! Стреляют!" и "Острожно! Танки!". Наряд, который мы миновали беспрепятственно. Ещё заяц! Вдоль берега Чёрного моря ракушечный абсолютно дикий пляж, т.к. это всё территория полигона. Миновав часовых на западном въезде на полигон (спали как сурки!), мы спустились к пляжу, логично рассудив, что по казармам точно палить не будут.
Здесь продолжили планирование маршрута в комфортных условиях. А затем отправились дальше. На выезде с территории есть КПП, удалось его миновать без проблем (однако учтите, что раз на раз не всегда приходится).
Дорога грейдерная, прямая, как стрела. Качество вполне приличное для велосипеда. Наш план включал радиальный выезд до Вулкановки (ещё один район "вулканизма" на Керченском полуострове). Мы запланировали спрятать рюкзаки на развилке дорог, и съездить на экскурсию налегке. Так и сделали.
В районе развилки дорог, по направлению на запад, находится полигон Чауда. В этот день на полигоне проходили тренировочные полёты авиагрупп к выступлениям на Чауде (4 июня) и в Севастополе (5 июня). И мы наблюдали захватывающий пилотаж четвёрки боевых самолётов дольше, чем на любом авиашоу. Это было прекрасно!
Вулкановка немного разочаровала нас: "вулкан" Джау-Тепе оказался хотя и большой, но "потухший". Что ж, оказывается есть в Крыму и такое. Поля вокруг все засеяны, но горох, к нашему сожалению, ещё не налился.
После поворота на полигон "Чауда" мы встретились с коллегой-велосипедистом. Он интересовался велосипедами и нашими планами, и сообщил, что приближаются дождливые дни. Мы конечно не поверили, потому что, как нам казалось, всё дожди в Крыму должны были вылиться за последние две недели (а зря!). Тем временем, погода впервые наладилась, и даже пришлось одеть рубашку с длинным рукавом и намазаться кремом от солнца.
По местным дорогам ехать одно удовольствие! В Батальном мы угощались мороженым и клубникой. Началась настоящая жара (как оказалось, в первый и последний раз за весь поход). Мы так разогнались, что проскочили Северо-Крымский канал, и Семисотку, и Каменское. И только недалеко от Арабатской крепости решили запастись водой на вечер и утро. Воду нам предложили только солёную, но выбирать было не из чего.
На ночёвку встали на восточном берегу Арабатской Стрелки, недалеко от её основания. В нескольких километрах от нас, за посёлком Соляное, на Арабатке начинается погранзона. И даже древняя Арабатская крепость сейчас используется по прямому назначению - как командный пункт.
Встали на ночёвку рано. Привели в порядок велосипеды - всё-таки уже 200 км пути позади. Пляжи здесь доступные, но почти безлюдные. Я впервые видел ракушечный пляж, состоящий из целых ракушек. Это незабываемо, обязательно нужно увидеть!
На косе всегда лёгкий (и даже бывает свежий) бриз. В качестве опор для оттяжек палатки использовали велосипеды. Солёный чай, как и предполагалось, оказался не слишком вкусным.
1 июня. Арабатская стрелка - Феодосия - Орджоникидзе - Старый Крым
Сегодня, 1 июня, заканчивается акклиматизационная часть нашего похода, и начинается горная. Действительно, настроение и темп движения очень бодрые.
До Владиславовки дорога остаётся пустынной. Однако, "нештатных" ситуаций всё же избежать не удаётся. Резкое торможение - и вот уже группа облепила придорожные деревья со спелой шелковицей. С трудом минут через 20 продолжаем путь.
В Крыму бережно относятся к памяти воинов, братские могилы находятся в хорошем состоянии, знаковые места отмечены памятными табличками. На фотографиях ниже братская могила воинов 320-й стрелковой дивизии между Львово и Владиславовкой, а также мемориал в Орджоникидзе.
Дорога между Владиславовкой и Феодосией довольно оживлённая. Прокатившись по набережной Феодосии, мы забираемся на хребет, отделяющий Феодосию от Орджоникидзе. Но едем не основной (асфальтовой) дорогой, а грунтовой, которая приводит нас сначала к озеру и роднику, на котором берут воду многие местные жители. На ближнем в роднику холме расположена братская могила и мемориальный комплекс времени отступления советских войск из Крыма (январь 1942). Далее дорога идёт через садоводческие общества и выходит к "белым куполам", как на Ай-Петри, военного назначения.
Надалеко отсюда находится т.н. "чаша Зиммельмана" - сохранившаяся экспериментальная установка 19 века для конденсации воды из воздуха. Расположение "установки" см. на нашем треке.
Спускались с хребта по асфальтовой дороге. Скорость - до 53 км/ч. На развилке перед въездом в Орджоникидзе (направо дорога уходит в сторону Коктебеля) прячем рюкзаки, и въезжаем на курорт налегке.
На набережной пустынно. После обеда в кафе (почему бы нет, когда это не мешает маршрутным планам) отправляемся на прогулку по окрестным горам. Всего за 1 час можно подняться на основные окрестные вершины, посмотреть сверху на Карадаг в лёгкой дымке, бухту Двуякорную, завод "Гидроприбор". А также искупаться на одном из диких пляжей (вода в соседней бухте, где дикий пляж, оказалась заметно холоднее, чем на городском пляже).
Ещё раз напоминаю, что маршрут радиального выхода и место расположения дикого пляжа вы можете "подсмотреть" на треке.
Казалось, большая часть маршрута на сегодня выполнена, и остаётся не так много. Но это была ошибка. Сюрприз нам приготовила погода.
Благополучно забрав спрятанные ранее рюкзаки, мы преодолели небольшой перевал по пути на Коктебель, а затем, не доезжая Подгорного, начали подъём на хребет Узун-Сырт, известный центром пара- и дельтапланерного спорта. Налетела гроза, и мы едва успели укрыться в домике-сторожке за воротами центра (хорошо, что домик оказался открытым). Молнии били очень часто и очень близко. Дождь лил стеной. Это продолжалось не менее часа.
Но вот наконец дождь стих. И грунтовая дорога, по которой нам предстояло добираться до Старого Крыма и по которой так приятно прокатиться на велосипеде в сухую погоду, превратилось в грязное липкое месиво. Ехать по колее не удавалось совсем, но если стараться в основном двигаться по траве, то под горку дело ещё кое-как шло. Подвох оказался в том, что в траве на обочине попадаются местные чудесные колючки, которые оставляют в камере точечные микропроколы. От этого колесо спускает, но не сразу, а постепенно, а тебе остаётся гадать, сколько дырок в твоём колесе.
Тем временем грязь становилась гуще и суровее, особенно в балках, а колючки - становились более колючими :)
Остановились на ночлег мы выше источника Пантелеймона, хотя, наверное, лучшим местом будет соседняя Поляна Десантников (вот те раз, только уехали с полигона ВДВ, и снова...). Поляна Десантников есть на треке, т.к. туда вечером на разведку ходил А.Стасевич.
Итог лёгкой вечерней прогулки с велосипедами - три спущенных колеса, суммарно 5 или 6 дырок (уже не помню).
2 июня. Радиальный выход в Краснокаменку
Сегодня у нас запланирован радиальный пеший выход до Краснокаменки с возвращением на рейсовом транспорте. Первоначальный план включал посещение армянского монастыря Сурб-Хач и его предшественника (см.мои предыдущие отчёты), однако у нас в группе все бывали в тех местах, и потому в Сурб-Хач не идём, чтобы сэкономить время.
Места на всём пути от Старого Крыма до Краснокаменки (она же Кизилташ) - глухие, лесные и безлюдные. Чего не скажешь об окрестностях Старого Крыма. Вот и вокруг нашей палатки местные собирают первые "белые грибы" - это так здесь называют шампиньоны. А значит нужно снимать лагерь и тщательно прятать рюкзаки и велосипеды, дежурных у нас нет.
Дорога везде идёт лесом. Как обычно в таких случаях, дорог несчётное множество, и основным ориентиром в этой лесной глуши для нас было направление - на юг. Шли поочерёдно как по основным дорогам, так и по полузаросшим. Мест, откуда открываются хорошие виды, всего 2-3 на всём пути. Один из таких видов - на фотографии.
Уже на подходе к Краснокаменке, когда даже через лес хорошо видна вершина Сандык-Кая, рекомендуем идти по хорошо видной на спутниковом снимке дороге, идущей по восточному склону выраженного гребня, что к западу от Сандык-Каи. Мы же спустились в долину к западу от этого гребня, а ещё и не захотели подниматься на гребень снова по дороге, руководствуясь принципом "падающей воды". Да, мы посмотрели эффектные водопады, тем более что к этому моменту снова начался ливень (давно не было!), но в итоге пришли к КСП воинской части. Не повторяйте наш путь, ориентируйтесь сразу на Кизилташский монастырь и церковь Серафима Саровского (!), ведь именно туда выводит дорога, описанная выше.
От Кизилташского монастыря довольно длинная пешая тропа спускается в посёлок мимо воинских частей на остановку автобуса. Поскольку мы насквозь промокли, то ждать автобуса было зябко.
Автобусу Краснокаменка-Феодосия по пути в долину пришлось пересекать речку, вышедшую из берегов, что по местным меркам является чудом, и даже в сезон дождей бывает не каждый год. К такой погоде мы не готовились.
От автостанции Старого Крыма до места нашей стоянки - менее получаса хода. Цепи велосипедов поржавели. Смазываем на-сырую, лишь бы немного помочь им. Устали от дождей, но, как оказалось, это лишь начало испытаний.
3 июня. Старый Крым - Поворотное - Пчелиное
Несколько десятков километров по трассе пролетели быстро. По пути на стоянке уминали черешню, купленную на рынке в Старом Крыму, а также хлеб с пылу с жару из старокрымской придорожной пекарни.
После села Богатово вскоре поворачиваем на Черемисовку, рядом у дороги колоритная стелла и указатель, которых теперь особенно много в Крыму (что хорошо!).
После дежурного утреннего дождя попытки солнца выглянуть из-за туч воспринимаются как чудо. Дорога от поворота с трассы до Поворотного приятная для езды на велосипеде. Сразу при въезде в Поворотное сворачивайте направо, затем вброд через речку. Вскоре развилка - направо и вверх уходит дорога на перевал в сторону Алексеевки, а налево вдоль реки - на "водопады" (на самом деле, пороги в каньонах Кучук-Карасу и Бурлюк, см. мои предыдущие отчёты).
По дороге на водопады после шлагбаума и домика смотрителя есть большая поляна, беседки и столики у реки. Здесь останавливаемся на обед, т.к. вышло солнце, и пытаемся использовать эту возможность для отдыха и просушки вещей. Первый обед, к каким мы привыкли в походах по горному Крыму - у реки или родника, в тени деревьев, защищающей от солнца.
Доедаем черешню и суп. А тучи уже не заставляют себя ждать. Возвращаемся на развилку и начинаем штурмовать перевал. В основном, велосипеды ведём, т.к. уклоны большие. Где-то камешки, но больше грунтовая сырая дорога.
На перевал дорога идёт практически по-прямой, а спускается - с одним большим зигзагом и пересечением большого распадка. Зарядил дождь. Вниз по размокшей хляби в колеях сползаем, удерживая равновесие ногами, почти что "на пятой точке". Но, как ни странно, грязь ехать не мешает, не набивается и не блокирует колёса. А вот когда уже мы выехали на поле у Алексеевки, то немедленно "встали". То же было и под Старым Крымом. Отсюда делаем вывод: полевая крымская грязь в разы более сурова, чем лесная. Помня про колючки, продолжаем месить грязь на дороге, чего бы это ни стоило. Под холодным сильным дождём клеить камеры совсем неохота.
Но вот мы на грейдерной дороге, ведущей в Головановку. Радуемся, что приключения закончились. В местном магазине запасаемся продуктами, т.к. уходим в 2-3 дневную автономку. Пытаясь напугать погоду, съели по мороженому, хотя, честно, и так уже подзамёрзли. Как Вы заметили, с пройденного перевала фотографий нет. Совсем. Как и с последующей дороги, но обо всём по порядку.
А осталось нам, по нашему представлению, 11 километров дороги "с улучшенным покрытием". На деле таковым могут похвастаться только первые пара километров. А дальше - мы не поверили своим глазам - та же знакомая нам "полевая" грязь. Жирная, густая, с колеями, заполненными этой жижей по колено. Успешно перемещаются по этой "дороге" только шишиги. Ну и мы, если это можно назвать передвижением. Сложнее всего пришлось В.Королёву, у которого стоит широкая резина, так что между ней и рамой расстояние оказалось меньше, чем у других. Его велосипед можно было толкать только вдвоём!!!
Закончилось всё благополучно. Уже в сумерках наши велосипеды, слегка помытые в местном пруде-болоте, сушились на кордоне "Пчелиное". Рядом местные построили что-то типа базы отдыха. Как я понял, бешенной популярностью она пока не пользуется... Однако люди хорошие, с охотой и подробно описали нам путь подъёма на Караби, запланированный на следующий день.
Слегка переживая, проходима ли вообще дорога на завтра, улеглись спать. Но не забыли отметить достижения дня, благо, находимся в Крыму.
4 июня. Пчелиное - Караби - Тырке - Северная Демерджи
Переживали мы зря. На подъёме "полевая" грязь быстро перешла в "лесную", а затем и вовсе почти закончилась, уступив место каменистым дорогам плато Караби. В пути есть две большие развилки, на второй не уйдите направо!
Мы на плато, периодически нас греет солнце. В хорошую погоду на плато заблудиться невозможно. Отовсюду видна метеостанция. Вот и сейчас наш путь лежит мимо неё.
Однако, участок движения по плато - относительно небольшой. Снова наш путь идёт по лесным дорогам, на этот раз хребта Таш-Хабах.
Набираем воду и отдыхаем на роднике (Восточный) Суат. Здесь, как и на большинстве перевальных седловин Горного Крыма, есть памятник партизанам, и не один. Дорога по перемычке Таш-Хабах почти нигде не проезжаемая, идём пешком.
Снова начинает дождь (похоже на сказку про белого бычка)... Подъём на Тирке-яйлу с перемычки очень крутой. Как мы туда карабкались с велосипедами - не знаю. Почти у вершины, поймав небольшой просвет в облаке, остановились пообедать. Но уже минут через 15 погода испортилась окончательно, до конца дня.
На яйлах не просто идёт дождь. Ты сам находишься в облаке, сыром и промозглом. А ещё на яйлах всегда ветер. Таким образом, все наши силы теперь были направлены на то, чтобы поскорее с яйлы спуститься вниз. Дорога по яйле в основном проезжаемая, но не обошлось без очередного прокола и ремонта колеса.
Сразу после большого распадка, разделяющего Тирке и Северную Демерджи есть развилка. Нам нужно было бы по ней двигаться направо. Но мы проехали прямо. Поняли ошибку, только когда начали спускаться на Джурлу. Пришлось возвращаться на маршрут по известной пешеходной тропе, перенося сначала рюкзаки, а затем и велосипеды. Т.е. тропу от Джурлы в сторону Ангарского перевала (до дороги), очень живописную в хорошую погоду, мы прошли три раза. Но видели только туман, клочьями висящий на скалах.
Заночевали на седловине у Пахкал-Каи. Здесь два родника - один в распадке к северу, другой в пяти минутах по дороге на Ангарский перевал. Много хороших мест для стоянки и дров.
5 июня. Пахкал-Кая - Алушта - Талма - Бабуган
Пожалуй, грязи с нас достаточно. Решаем добраться до Ангарского перевала и оттуда спускаться по шоссе в Алушту. Сказано - сделано.
Дорога до Ангарского перевала приятна для опытного велосипедиста, есть где показать мастерство "пилотирования", и в то же время везде можно передвигаться "верхом".
Одной из наших задумок в пути было попробовать ялтинского красного лука. Не знаю, что подействовало, но одна из женщин, торгующих на Ангарском перевале луком (за хорошие деньги) отдала нам три луковицы бесплатно, за что большое отдельное спасибо Крыму и его щедрым жителям.
Спускаемся с ветерком, но не забываем остановиться у мемориала в честь М.И.Кутузова.
В Алуште не забываем остановиться у фирменного магазина винзавода :)
Далее наш путь лежит в сторону Ялты, до скалы Парагильмен, хорошо приметной с дороги. Под этой скалой, популярной в том числе среди альпинистов, проходит асфальтовая дорога, и упирается в какое-то не сильно гостеприимное заведение типа лесхоза. Здесь на подъём уходит широкая тропа-дорога, которая вскоре ещё раздваивается: налево на Парагильмен, направо на родник Талма и плато Бабуган. Следуюшая развилка не так критична, но удобнее левая дорога, приводящая прямо к роднику. Местами пытаемся поднимать одновременно велосипед и рюкзак (за плечами), иногда делаем по две ходки. Погода снова испортилась.
Обедаем на роднике. Подходит ещё пара из Киева, и тоже с надеждой попасть на заповедное плато. Насколько нам известно, режим работы лесников здесь подчиняется погоде, так что плохая погода нам на руку. Однако, решаем сделать первую ходку наверх с рюкзаками. Чуть издали наблюдаем лесников, которые едут вниз и плюют на общение с нами по причине мерзкой погоды. Мы не возражаем. Вторую ходку сделали с велосипедами. Ночуем уже на плато, в одной из ям (прячемся от ветра), с хорошим видом в сторону Алушты и далее до Судака.
6 июня. Бабуган - Гурзуфское Седло - Беседка Ветров - Ай-Петри
Рассвет на яйле - это всегда необычное зрелище. Иногда бывает море облаков, сегодня ясно.
Встали мы рано, в 4 часа утра, т.к. предстоит как можно скорее миновать Гурзуфское Седло и Беседку Ветров, пока лесники ещё спят. Напоминаю, что мы уже находимся в заповеднике. Но до Гурзуфского Седла ещё далеко... Более 2 часов нужно ехать, а на подъёмах почти всегда вести велосипед, чтобы добраться до этого известного места. С Гурзуфского Седла по дороге выезжаем на Романовское шоссе. Шоссе, конечно, узкое, но и предназначено оно было во все времена только для высших лиц государства, а их не бывает много. Столбики у дороги напомнили мне остатки Брусиловской дороги в Карпатах - такие же по форме, да и по времени, кажется, тоже - начало 20-го века...
Издалека с Романовского шоссе Беседка Ветров выглядит волшебно. Впрочем, из Ялты она тоже заметна очень хорошо.
Ещё нет и 8 часов... Налюбовавшись видами побережья, отправляемся дальше по яйле в сторону Ай-Петри, для чего покидаем шоссе, а вскоре и заповедник, и вздыхаем в облегчением. Не сказать, что мы злостные нарушители. И провели большую подготовительную работу, заваливая официальными письмами все заповедники, коих здесь не один, а целых два. Но ничего не помогло, пришлось действовать проверенным способом...
Дорога всё время идёт недалеко от края яйлы (она здесь совсем узкая), что позволяет постоянно любоваться видами. Вот что значит хорошая погода! А ещё мы периодически встречаем хороших людей, с которыми интересно пообщаться. Например, мужчина из Севастополя рассказал нам, что раньше всегда была примета, что до середины июня в горах идут дожди, и сезон планового туризма начинался со второй половины июня. Может это и так, а вот в мае, как мне кажется, погода более солнечная.
Сейчас на яйле и вообще туристских маршрутах Крыма встречаются указатели с расстояниями и GPS-координатами для любителей путешествовать.
Уже к обеду мы добираемся до Ай-Петри. Мы запланировали отсюда два радиальных выхода, т.е. три ночёвки на одном месте. Значит, нужно найти удобное и достаточно укромное место, чтобы можно было безбоязненно оставлять палатку, вещи и велосипеды. И такое место нашлось. А поскольку время ещё оставалось, то мы решили вне плана сходить искупаться на море, до которого отсюда всего 1200 метров (по вертикали).
Спуститься решили по Кореизской тропе, а подняться обратно на канатке. Кореизская тропа начинается непосредственно от верхней станции канатной дороги, там где смотровая площадка. Там же начинается даунхильная велосипедная трасса, которую не надо путать с тропой. После дождей тропа очень скользкая, и иногда не хватает альпенштока - хорошо, что идём налегке. Спустившись вниз, тропа начинает постоянно раздваиваться, "растраиваться" и т.п. Но если идти всё время прямо, то можно выйти к въезду в Гаспру над Курпатами. Собственно, до моря тут тоже неблизко, но уже не 1200 метров, а значительно меньше.
Искупавшись, мы кое-как добрались до нижней станции канатки в Кореизе, но, оказалось, она уже давно закрылась. Кроме того, дорога на Соколиное и Бахчисарай формально закрыта в связи с оползнем, поэтому в ту сторону не ходят рейсовые автобусы. А экскурсионные автобусы на Ай-Петри едут в большинстве своём утром. Пришлось добираться с пересадками - сначала до санатория "Узбекистан", а затем, безуспешно прождав попутный транспорт, на такси.
7 июня. Радиальный выход Большой Каньон - Серебряный водопад - Беш-Текне - Ай-Петри
Сегодня мы отправляемся в радильный выход по маршруту Ай-Петри - Большой Каньон - водопад Серебрянные Струи - Чайный Домик - Беш-Текне - Ай-Петри. Маршрут для однодневного выхода грандиозный: протяжённость 40 км, перепад высот более 3,5 км.
Большинство из этих мест, кроме района Беш-Текне, нам знакомы. Погода продолжает радовать не сильно. Вот и утро, против обыкновения, выдалось свинцово-пасмурным. На спуске с яйлы по тропе в долину Большого Каньона очень пригодились альпенштоки, сделанные перед спуском.
Пройдя Большой Каньон по верху, как обычно, спускаемся к шоссе. Особенно хороший вид на Большой Каньон - либо со дна его "дикой" части, либо издалека, с площадки над Юсуповским озером. С шоссе (которое формально не действует) маркированная тропа ведёт на водопад Серебряные Струи (в котором я сначала обещал искупаться, но передумал - больше хотелось тёплого супчика, здесь мы и пообедали), затем на Юсуповское озеро, оттуда на Чайный Домик (когда-то принадлежавший Юсупову), где размещается сейчас что-то типа армейского охотхозяйства.
Чайный Домик стоит на краю Ай-Петринской яйлы, которая представляет собой бескрайнее море холмов, где-то беслесных, где-то покрытых сосняком, грабинником или буковым лесом. От Чайного Домика идём по указателю на Беш-Текне по дороге, которая направляется почти прямиком к месту нашего лагеря. Нам же нужно вовремя (на большой поляне, где сохраняются остатки домов и других сооружений) свернуть с этой дороги направо. В пути нас ждёт ещё немало развилок и один азимутальный участок (который можно заменить на чуть более длинный обход по дороге).
Мы оказываемся теперь уже на южном краю Ай-Петринской яйлы. Вид потрясающий, причём во все стороны. Погода поменялась на ясную, вместе с ней и наступлением вечера температура резко упала до очень бодрых значений. Приходится поневоле ускорять шаг.
Беш-Текне - место уникальное. Пожалуй, только здесь на самой макушке Крыма можно наблюдать родник. Кроме того, сюда сходятся две тропы: тропа Эски-Богаз ("Старый Перевал") из Оползневого и Еврейская тропа из Алупки. Таким образом, можно налегке (и даже без воды!) подняться из Оползневого, устроить пикник на вершине, а к вечеру спуститься в Алупку. А можно, например, подняться на канатке из Кореиза, пройти верхней тропой над обрывами яйлы, пообедать на Беш-Текне и спуститься в Алупку.
Тропа от Беш-Текне хороша в ясную погоду при умеренном ветре. Отсюда прекрасные виды, но не представляйте себе тропу, как например, в Большом каньоне. На этой тропе по краю яйлы много камней, она скачет вверх-вниз, в общем, хороша для туристов в ботинках, но не отдыхающих в тапочках.
8 июня. Экскурсия в Никитский ботанический сад
И всё-таки 8 июня утром нам удалось прокатиться на канатной дороге. С первым вагончиком (10:00) мы спустились в Кореиз, откуда на маршрутке доехали в Ялту, а затем в Никиту. Дорога заняла больше времени, чем мы ожидали. Из-за того, что канатка Ай-Петри начинает работать поздно, первые полдня "вылетают в трубу".
Но мы не пожалели, что пришли в НБС на экскурсию. Побывать здесь интересно в любое время года (но особенно хочется побывать ранней весной).
Обратно мы решили подниматься по Таракташской тропе, но к началу тропы у Поляны Сказок прибыли очень поздно - почти к 18 часам. Да ещё и немножко заблудились, хотя всё здесь хожено-перехожено нами неоднократно. Зато установили новый мировой рекорд времени подъёма по Боткинской-Таракташской тропам - 2 часа 30 минут. И ещё 50 минут занял переход по плато до лагеря.
9 июня. Ай-Петри - Ялта - Оползневое - Байдарские Ворота - Узунджа
Сегодня продолжаем велосипедную часть нашего маршрута. Ура! Уже успели соскучиться по железным коням. Для начала одеваемся потеплее, потому что предстоит скоростной спуск с Ай-Петринского перевала. Действительно, скорость большая, а возможности согреться нет. На спуске важно контролировать скорость и не срезать повороты, потому что с большой вероятностью навстречу может ехать такой же любитель. Машин много, поэтому расслабляться не проходится.
Но вот мы уже внизу. Сразу начинаем набирать высоту, направляясь в сторону Симеиза. Делаем остановку у горы Кошка, угощаемся местным инжировым вареньем. А вскоре сворачиваем с нижнего шоссе на верхнее, которое начинается в районе Оползневого и идёт до перевала Байдарские Ворота. Верхнее шоссе, как и ранее названную дорогу на Керченском полуострове, можно смело назвать раем велосипедиста. Несмотря на местами значительные перепады дорога отличается в основном очень приличным асфальтом и минимальным количеством машин. В пути нас ждал мелкий ремонт - замена спиц (естественно, на заднем колесе). На несколько минут останавливались у Форосской церки и на перевале Байдарские Ворота.
Перед этим, у начала тропы на перевал Чёртова Лестница, обратили внимание на традиционно большое количество памятных табличек. Есть такие таблички и на самом перевале.
Быстрый спуск привёл в широкую Байдарскую долину. В Орлином поворачиваем направо, а в Родниковском следуем по указателям на Узунджу и Скельскую пещеру. К нашему огромному сожалению пещера закрыта уже два года, имеено столько занял процесс получения лицензии. Уже в конце июня 2016 года пещера должна была принять первых после перерыва посетителей, поэтому рекомендуем включать пещеру и расположенный рядом участок Древнеримской дороги в свои маршруты. Так же как каньон Узунджа. Райское место с ромашковыми полями, как в песне.
На берегу реки выше котеджного посёлка много мест для стоянок, дров хватает. Здесь пожалуй впервые за весь поход мы жгли костёр, ведь прибыли на место стоянки рано, несмотря на приличный (с учётом рельефа) дневной километраж - более 75 км.
10 июня. Узунджа - пер.Бечку - Ульяновское водохранилище - Мангуп
Утром снова возвращаемся на просторы Байдарской долины. С села Передового поворачиваем на перевал Бечку, который хорош для велосипедистов - не прост и не слишком сложен. И вверх, и вниз можно ехать. На спуске - очередная замена спицы.
После Голубинки ищем поворот на Новоульяновку. А на Новоульяновском бирюзового цвета водохранилище не сделать обед с сиестой оказалось просто невозможно. Место очень привлекательное для отдыха. Есть и рыбаки, и любители отдыха на природе с авто и палатками, но немного. От водохранилища есть разные пути в сторону Мангупа, мы пошли самым прямым.
Оставив велосипеды и рюкзаки, мы отправились на пешеходную экскурсию на Мангуп, и честно прошли её. Сейчас на Мангупе достаточное количество аншлагов, чтобы отправиться туда на самостоятельную экскурсию. Это один из самых больших пещерных городов Крыма. Виды с плато впечатляют.
Место для ночёвки нашли в сосновой посадке напротив места начала дороги на Мангуп.
11 июня. Мангуп - Учкуевка (Севастополь)
Проехать расстояние, оставшееся от Мангупа до Учкуевки (северный пригород Севастополя), нам ничего не стоило. Меньше чем за 2 часа мы преодолели 32 км, отделяющие нас от ТОК им.А.В.Мокроусова, где нас уже ждали товарищи - спортсмены из других групп, участвовавших в Туриаде - детской и молодёжной. С ними вместе мы совершили ряд экскурсий, а также возложили цветы к мемориалу на Сапун-горе.
Выводы и рекомендации
Заявленный маршрут пройден группой слаженно. Выводы и рекомендации по походной части маршрута читайте в техническом отчёте.
Маршрут имеет сильную смысловую составляющую, кульминацией которой явилось, конечно, празднование Дня России в Севастополе.
Всем интересных путешествий!
О подготовке к путешествию
Подготовка к путешествию - важнейшее дело, от которого зависит исход всего мероприятия. Нами было совершено два основных тренировочных велопохода, краткое описание которых предлагаю далее Вашему вниманию. Первый - однодневный тренировочный велопоход с экскурсионно-познавательной программой в Мордовском заповеднике имени П.Г.Смидовича (около 80 км за день). Второй - двухдневный поход по есенинским местам Рязанской области (около 180 км за два дня).
Однодневный тренировочный выезд в Мордовский заповедник
Мы любим путешествовать со смыслом. Нужно тренироваться к походу в Крым, а тут и повод появился - Мордовский заповедник пригласил на день открытых дверей, с экскурсионной программой. Давно я не был там, и многое изменилось в лучшую сторону. Полностью обновился музей заповедника, появилась прекрасная экологическая тропа, сотрудники стали устраивать различные тематические мероприятия, преимущественно для школьников.
До центральной усадьбы МГЗ, посёлка Пушта, от Сарова не более 40 км. Можно ехать всё время по асфальту, а можно и на просёлок свернуть последние 10 км для разнообразия. По просёлку, конечно, медленнее получается, несмотря на то, что дорога короче. Однако нам нужно было попробовать свои силы. На фотографиях - весенний просёлок от деревни Пиёвка на Сосновку, вдоль южного края Мордовского заповедника. Проезжаем с трудом.
После 40-километрового перехода было достаточно времени для отдыха. И в музее побывали, и на экологической тропе. После этого плотно пообедали - спасибо гостеприимным сотрудникам заповедника.
Обратный путь не всем показался лёгким, но первая послезимняя совместная тренировка, несомненно, удалась. Через две недели отправляемся на просторы Рязанской области.
Двухдневный тренировочный поход по есенинским местам Рязанской области
Выбирая маршрут для двухдневного похода, мы обратили внимание на Рязанскую область. Эти места неоднократно посещали саровские туристы, добираясь из дома своим ходом. Но два дня - это только дорога в один конец.
И тогда появилась идея поехать в Рязанскую область на машине. Получалась настоящая тренировка похода по Крыму, только в миниатюре: загрузка велосипедов и рюкзаков в авто, разгрузка и сборка, прохождение маршрута и возвращение обратным порядком. В ночь перед выездом (23 апреля) нежданно-негаданно снова лёг снег. Но это нас не остановило. Как оказалось потом, в Рязанской области снега было намного меньше.
Маршрут мы начали со Спас-Клепиков, где Сергей Есенин учился во второклассной школе... Про есенинские места можно и нужно рассказывать долго, и потому со временем я напишу отдельный фотоотчёт по этой поездке, а пока предлагаю Вам несколько анонсных фото.
Из Спас-Клепиков мы направились прямиком в Константиново. Но оказалось, что паром через Оку ещё не пущен. Пришлось объезжать через Солотчу и Рязань.
Объезд полностью нам было не осилить за день, но мы проявили смекалку, и от Рязани до Дивово (село к западу от Константиново) доехали на электричке, подсмотрев расписание в интернет. Посетив Константиново, заехали ещё и в Пощупово, а от Рыбного снова на электричке добрались до Рязани. Немного времени смогли уделить осмотру областного центра, и к вечерним сумеркам вернулись в Спас-Клепики, а оттуда домой на машине.
Этот поход получился более напряжённым - 180 км за полтора дня. А ещё он показал, что мы готовы находить выход из реальных сложных ситуаций и работать на результат. Как Вы уже знаете, всё это нам здорово помогло в Крыму.