«А зори здесь тихие..?»
По маршруту: г. Н.Новгород – г. Санкт - Петербург - п.г.т. Лоухи – пос. Кестеньга – Топозеро – р. Поньгома - г. Кемь – г. Санкт – Петербург – г. Н.Новгород.
04.07.15 – 18.07.15
(водный этап - 170 км)
(составитель – Васильева Елена, ученица 11-го класса школы № 1 г. Городца
редактирование – Ларионов О.С.)
Предисловие
Поход в Карелию – давняя мечта многих из нас. Покорить северные просторы, посмотреть на незабываемые северные пейзажи, насладиться свежим, прохладным воздухом, рассекать водные глади бездонных озер – так мы себе это представляли целый год, и вот наша мечта сбылась.
Почему именно Лоухский район Карелии?
По уже сложившейся традиции, каждый наш «большой» поход направлен не только на достижение спортивных результатов, но и несет познавательную нагрузку. В этом году водный поход в Карелию мы постарались связать и с 70-летием Победы, и с историей русского Приполярья. В итоге обычный спортивно-туристический поход превратился в военно-исторический проект «А зори здесь тихие… (Неизвестная война)».
А началось все со знакомства с Шмагриным Михаилом Юрьевичем – потомком нашего земляка, героя-пограничника лейтенанта Шмагрина Михаила Трифоновича, небольшой отряд которого в декабре 1939 года ценой своих жизней остановил группу финских диверсантов (чем не прообраз романа и фильма «А зори здесь тихие…»?). Михаил Юрьевич поделился с нами интересной информацией о своей династии, все представители которой служили пограничниками в Карелии. Эта информация и стала основой для наших туристических планов. Мы решили посетить места, связанные с подвигом нашего земляка. А во время изучения истории этого края мы узнали, что там шли кровопролитные сражения Великой Отечественной войны, и решили рассказать об одной из операций Карельского фронта. Так родился этот проект. Изучая карту Карелии, другие отчеты о походах, пришли к выводу, что можно пройти по Топозеру, выйти в реку Поньгому и сплавиться до автомобильного моста. Главным критерием было удобство доставки группы от железной дороги до воды и обратно.
Основной состав нашей группы был из «Средней школы № 1 имени А.В. Ворожейкина», г. Городца Нижегородской области. Зная, что маршрут будет пролегать по очень отдаленным местам, без связи, практически без дорог, в группу набирали только опытных туристов, прошедших не один поход. У всех, даже у школьников, были взрослые разряды по спортивному туризму. А время похода – июль – выбрали из учета опыта других групп и сведений из интернета о том, это самый теплый месяц в году. (О, как же мы ошибались!)
Вот состав нашей группы:
Ларионов Олег Станиславович – директор нашей школы, руководитель группы и главный организатор всех наших походов. |
Горбунова Ольга Валериановна – главный специалист областного Центра детского и юношеского туризма, - зам. руководителя - самый лучший в мире завхоз. |
||
Кротиков Александр Александрович (Сан Саныч) – учитель технологии нашей школы – главный оператор и фотограф. Имеет про запас байки и анекдоты на все случаи жизни. |
Агапитов Иван – наш главный штурман и навигатор – именно он прокладывал маршрут по бескрайним просторам Топозера. А еще – благодаря ему мы поели настоящей ухи из карельской рыбки. |
||
Фрайтер Андрей Иванович – присоединился к нам в Нижнем Новгороде. Аквалангист и байдарочник, а ещё – хозяйственный мастер.
|
Самарин Александр Владимирович – учитель физкультуры нашей школы. Был капитаном байдарки под названием «Беда». Самый общительный из взрослых участников.
|
||
Горшков Кирилл – перешел в 11-й класс нашей школы. Это – его далеко не первый поход. Официально – костровой, но может и песню спеть, и стихи почитать. |
Васильева Лена – тоже 11-классница. Летописец. Единственная, кто несколько раз бывала в Карелии с родителями, так что делилась опытом по многим вопросам |
||
Сметанина Ксения – окончила 9 классов нашей школы, самый активный турист из детской части группы – 3-й раз идет на байдарках. Повар, а еще – артистка и несомненный лидер по всем вопросам. |
Коробов Илья – тоже после 9-го класса, очень весёлый и общительный, но на камеру всегда был очень серьёзным. Официальная должность – обустройство лагеря, но готов помочь всем. |
||
Куранова Аня – самая младшая туристка в нашей группе. Это её третий водный поход. Спокойная, уравновешенная и покладистая. Помощник повара. |
|
|
День 1. 04 июля 2015 г.
Начало. Сбор возле нашей школы. |
В это утро в каждый пребывал в восторженном состоянии, собирая свои вещи, проверяя по списку, ничего ли он не забыл.
В 15:00 мы всемером собрались у школы, чтобы отсюда начать свое путешествие. Загрузили в заказанную заранее «Газель» рюкзаки, мешки с едой, спас. жилетами и касками на удивление быстро. В 16:00 сделали фотографию на фоне школы (кстати, именно в ней снимали заключительную серию кровавого сериала «Метод»!), что стало традицией каждого похода, попрощались с родственниками, расселись по своим местам в машине, и оправились в Нижний Новгород. Остальные присоединились к нам на Московском вокзале Нижнего Новгорода.
Ехали весело, в машину заглядывало и припекало солнце, так что окна были открыты. За 1,5 часа мы добрались до Нижнего. Пробок не было, на дорогах было свободно, в чем нам очень повезло.
Выгрузив вещи, руководитель с мальчиками отправились за байдарками, которые уже находились в Нижнем и ждали, пока их заберут. До поезда оставалось ещё много времени, поэтому кто-то остался сторожить вещи у вокзала, кто-то пошел в книжный магазин, запастись книгами, чтобы было не скучно в поезде.
В 19:00 началась посадка в поезд «Нижний Новгород - Санкт- Петербург», в 19:20 поезд начал свой путь на север. В поезде все удобно расположись, начали есть, пить, читать, в общем – отдыхать. На остановках выходили подышать свежим воздухом, после Владимира всем нам объявили отбой.
Вагон, в котором мы ехали, был очень хороший, современный, со всеми удобствами – биотуалетом, кондиционером, проводником была очень милая женщина, разговорчивая и внимательная.
Через 14 часов мы должны были оказаться в культурной столице России.
День 2. 5 июля 2015 г.
В 9:45 поезд «Нижний - Новгород – Санкт-Петербург» прибывал тоже на Московский вокзал, но уже Санкт-Петербурга.
Подъем был устроен в 7 утра, чтобы все смогли спокойно собраться, привести себя в порядок, позавтракать.
Вообще, в первоначальных планах у нас не было ни экскурсии по Питеру, ни переезда с одного вокзала на другой. Но вмешался случай – во время покупки ж/д билетов (за 45 суток, как и положено) прямо перед кассой оказалось, что билетов на запланированный поезд «Челябинск – Санкт-Петербург», который прибывал на Ладожский вокзал, не было! Мы не учли, что состав формируется на востоке, и в 8.00, к открытию наших касс, все билеты уже были распроданы. Пришлось брать на более дорогой и более неудобный в плане пересадке Нижегородский поезд.
Самое узнаваемое место в Санкт-Петербурге |
Обзорную экскурсию в Питере нам устроила Епархия Оптиной пустыни, и микроавтобус, в котором мы должны были ехать, уже ждал нас у вокзала. Путь от поезда до машины оказался довольно долгим и тяжелым. Минут 20 с тяжелыми рюкзаками, провизией, байдарками. Пару ходок, и мы, уставшие, сидели и отдыхали в автобусе.
Первое, что мы увидели в Питере – авиашоу c выступлением наших знаменитых авиагрупп «Русские витязи», «Стрижи», «Русь». Все это шоу продолжалось около 1,5 часа, многие (особенно девочки) под конец уже начали жаловаться на голод. Поэтому, после того, как шоу завершилось, нас сразу отвезли в трапезную на подворье монастыря Оптина Пустынь, где нас накормили такой вкусной солянкой, гречкой, компотом, что многие просили добавки. Сытые и довольные мы поехали дальше по улицам Санкт-Петербурга.
В ходе экскурсии мы посетили Казанский собор, Александро-Невскую лавру, кладбище, где похоронена Ксения Петербургская, памятник Медному всаднику, Исаакиевский собор, Стрелку, пушки крейсера «Киров», Смольный институт, Храм Спаса на Крови. Проехали мимо Петропавловской крепости, летнего сада, памятника Ахматовой, сфинксов. Увидели разводные мосты, пейзажи реки Невы, множество красивых домов, памятников, скульптур. На Ладожский вокзал мы приехали около 6 вечера, где мы еще посидели около часа, докупили еду в дорогу, сувениры. Погода в Петербурге радовала нас, было тепло. Иногда сгущались тучи, но дождь так и не пролил на нас свои капли. Дул ветер, но не холодный, не северный.
Посадка на поезд «Санкт-Петербург – Мурманск» начиналась в 19:20. В 19:48 поезд оправился на север, и мы вместе с ним.
В вагоне был отличный проводник, которого даже на обратной дороге, уже в Кеми, мы встречали как давнего знакомого.
День 3. 6 июля 2015 г.
Через 18 часов, в 13:53 поезд прибыл на станцию Лоухи. Выгружаться пришлось быстро, так как стоянка была короткая, но мы все успели, и даже осталось время, чтобы попрощаться с проводником.
В Лоухи нас уже ждали. Мы заранее созвонились с местными жителями, которые занимаются доставкой групп от ж/д до воды и обратно. Нас встретили на двух УАЗ-иках, типа «буханках» но с бортовым фургончиком с тентом в задней части. В кабину уселось по 6 человек, а все снаряжение загрузили в фургоны. Пока грузились, подошел молодой человек, представился сотрудником ФСБ, и уточнил наш маршрут. Когда узнал, что мы идем от Кестеньги, сказал, что это не погранзона, поэтому никаких проблем не будет.
В Лоухи мы докупили хлеб и батоны, причем пришлось зайти в несколько магазинов, так как покупали много. Посетили улицу имени нашего земляка М.Т. Шмагрина, пограничника, погибшего в 1939 году на льду Топозера. Заехали в ГИМС, чтобы зарегистрировать наш поход. В ГИМС-е нас принял весьма доброжелательная женщина, записала в журнал, сказала, чтоб были осторожнее, так как недавно был случай, когда на мине подорвалась группа «черных копателей». И еще попросила обязательно отзвониться, как только мы закончим свой водный маршрут.
До Топозера мы добирались около 4 часов. Часто останавливались, чтобы снять кадры для нашего документального фильма про Кестеньгскую операцию, которая проходила в этих районах Карелии, посетить памятники и обелиски погибшим солдатам, которых там много. Наибольшее впечатление произвел мемориал в самих Лоухах и братские захоронения в с. Сосновом на полдороге до Кестеньги.
Дорога до Кестеньги вполне нормальная, асфальт, правда, не везде, но твердое покрытие есть – это уже большой плюс в таких отдалённых местах. Правда, саму Кестеньгу так и не увидели – объехали её по объездной дороге и заехали на небольшой округлый «почти островок» - отличное место и для стапеля и для стоянки – его нам подсказали наши перевозчики, за что мы им были очень благодарны.
На берег Топозера мы прибыли около 18:00, где была оборудована стоянка, на которой мы и расположись. Поставили палатки, насобирали дрова. Дежурные приготовили суп-харчо, гречневую кашу и чай.
Пока дежурные готовили, все остальные собирали байдарки. После того, как все было собрано, все с удовольствием ели ужин.
А ещё у нас было небольшое представление – Андрей Иванович Фрайтер решил испытать свой подводный костюм – переоделся и занырнул в воды Топоозера. Но очень скоро (минут через 7) он оттуда выскочил, и сказал, что больше он туда не полезет – очень холодно.
Между деревьев натянули гамак, в котором ночью отдыхали дежурные. Правда, до утра гамак не дожил – не все дежурные подошли по весовой категории. На этой стоянке мы нашли небольшой складной мангал, который очень пригодился и прошел с нами весь путь по Карелии.
В 22:00 объявили отбой.
Эта была первая ночевка в палатках, первые дежурства. Ночью температура опустилась до + 5, дежурным, сторожившим лагерь было холодно, как и многим в палатках.
День 4. 07 июля 2015 г.
Подъем в это утро был рано – в 5:30, вместо обещанных 6:00. Все сонные, недовольные, выползли из своих палаток и пошли завтракать (макароны с тушенкой, чай, кофе, печенье).
Первое утро |
После завтрака настроение улучшилось и все, в радостном и немного тревожном предвкушении, начали собираться. В 7:20 началась погрузка в байдарки, а в 7:50 мы отчалили от берега Топозера. Погода отличная, но холодная – лёгкий северо-западный бриз, облачность почти никакая, так что идти было легко и приятно.
В это утро было холодно, а на воде стало еще прохладнее, но все быстро согрелись – вот что значит физическая работа. Свой путь мы начали от нашего «почти островка», сразу обошли большой «почти остров» напротив Кестеньги и пошли вдоль северного берега полуострова Нячякка. По левую сторону мы наконец-то увидели поселок Кестеньга, который выглядел как-то не очень оживленно, несколько зданий были вообще без окон, скорее всего, заброшенные.
Первые километры |
Обогнув п-ов Нячякка, дошли до юго-западной оконечности п-ова Онши, и, пользуясь хорошей погодой, не стали заходить в залив Лохгуба, а срезали наш путь сразу до северо-западной оконечности п-ова Чуолманиеми. Прошли 2 км по открытой воде – красота необычайная! Далее обогнули этот п-ов, сделали небольшой привал на берегу, чтоб размять ноги и вдоль южного берега пошли на о. Нергас. От берега держались на расстоянии 100-200 м, так как на карте вдоль берега обозначены камни, да их и так было видно.
В 13:30 мы пришли к северо-восточному берегу о. Нергас, на котором сделали обеденный привал. По основному плану на этом острове мы должны были встать на ночевку, но так как погода и силы еще позволяли, мы решили опередить график.
Стоянка на острове Нергас |
Стоянка на этом острове очень хорошо оборудована: баня, стол, скамейки, место для костра. Удобный пляж, много дров, в общем, жалко было оставлять это место, но решили идти дальше. После обеда хорошо отдохнули, итого потратили на все почти 2,5 часа! Кстати, пока обедали и отдыхали, к нам из кустов выбежали птенцы какой-то пичуги, наверное, чайки. Мы их, стараясь не трогать, отнесли обратно.
После обеда мы прошли еще около 8-10 км до западной окраины п-ова Ваннегвара. Сначала по широкой дуге обогнули один залив, потом другой. Долго плыли вдоль берега, искали подходящее место, наконец, нашли удобную бухту с пляжем, камнями и соснами – именно о таком Карельском пейзаже мы и мечтали.
К вечеру погода стала просто прекрасной и, расположившись на берегу, многие из нас пошли купаться, мыться, загорать. Отсюда еще можно было позвонить домой (МегаФон), а на далёком противоположном берегу Топозера виднелась вышка, похожая на сотовую.
Здесь мы решили, что погода в Карелии прекрасная, что мы всю дорогу будем загорать и купаться, и вообще – все будет прекрасно.
Место ночёвки на п-ове Ваннегвара |
Единственным минусом в этот вечер было большое количество мошек. Как только солнце подошло к горизонту, их стало так много, что некоторые не хотели вылезать из своих палаток. Как только вылезешь из палатки, мошки сразу накинуться твое лицо, руки, и все части тела, не защищенные одеждой.
В лесу мы нашли каску военного времени, и, довольные, притащили её в лагерь. Но наш руководитель Олег Станиславович стал ругаться, чтоб ничего в лесу не трогали, а то мало ли что можно там найти. Решили оставить ее на своем месте, хотя и использовали как реквизит в своем фильме.
В этот день мы прошли п-ов. Нячякка, п-ов Онши, Чуолманиеми, срезали залив Лохгуба, о. Нергас, п-ов Ваннегвара.
Прошли по навигатору 26 км.
День 5. 08 июля 2015 г.
Ночью произошло небольшое ЧП - одна из байдарок пыталась уплыть. Произошло это так: один из дежурных пошел прогулять в лес «по своим делам», подойдя к найденной каске, решил примерить ее, и у него сразу возникло нехорошее предчувствие. Он быстро снял и положил каску на место, пошел обратно в лагерь, а там – байдарка уже отплывает от берега, и второй дежурный ее пытается достать. Вот ведь говорили нам – не надо ничего трогать!
Красивое место на юго-западной оконечности Нильмагубы |
Подъем объявили в 5:40, как только гречневая каша с тушенкой была готова. В 7:40 вышли на воду, погода была хорошей, и благодаря этому решили срезать путь и отправились сразу на мыс Парпачуниеми (около 6 км по прямой), обогнув его, прошли по широкой дуге губу Большую, и встали на обед на юго-западной оконечности п-ова Нильмагуба в 13:40. Место очень хорошее – красивая бухта с пляжем, вокруг – камни, сосны, красота. К тому же светило и пригревало солнце. Долго обедали, снимали фрагменты фильма, отдыхали, кое-кто даже умудрился вздремнуть.
Штормит |
В 15:05 пошли дальше. И тут погода начала быстро портиться, подул сильный северо-северо-западный ветер, поднялась волна до 0,5 м, некоторые особенно наглые волны так и норовили запрыгнуть в байдарки. А когда мы обогнули южную оконечность нашего мыса, ветер еще усилился. Мы были вынуждены остановиться на стоянку на этом же полуострове, но с его восточной стороны (на карте там стоит географический значок "изба"). Изба там действительно была, но абсолютно не пригодная не только для жилья, но и для нахождения в ней – крыша и потолок провалены, пол наполовину разобран, окон нет, дверь перекошена. В общем – развалюха. Самое неприятное – очень мало нормального места для палаток, и рядом – болото. Один плюс – ветер сдул всех комаров и мошек.
До самого вечера мы сидели у избы и ждали, пока стихнет ветер, но он не стихал, волны не успокаивались, а становились только сильнее и выше, поэтому здесь же мы и поужинали и остались на ночевку. Настроение пошло на убыль, к тому же пронизывающи холодный ветер не давал ни минуты расслабиться.
Все легли спать в надежде, что завтрашний день принесет солнце и тепло.
Прошли 22 км.
День 6. 09 июля 2015 г.
Вынужденная дневка.
Знаменитые карельские болота |
Утро было безрадостным – ветер так и не стих, даже ещё усилился, волны били в берег, ветер завывал в соснах, в общем, ничего хорошего. В этот день дневка не планировалась, но пришлось её организовать. И ладно бы место было хорошим и удобным, а то ведь пришлось ютиться на маленьком пятачке возле полуразваленной избы. Весь день мы провели в ожидании хорошей погоды, но она не торопилась нас радовать. Но зато в этот день все смогли отдохнуть, набраться сил, выспаться. Весь день играли во всякие словесные игры, соорудили печь из кирпичей от печки и сломанной чугунной плиты и назвали её «тандыром» (наверное, не в тему, но уж очень понравилось название). В лесу нашли старый сломанный телевизор, точнее, его детали, поставили на стол, стали «смотреть кино про море». В общем, развлекали себя, как могли.
Наш бессменный завхоз Ольга Валериановна решила сделать подробную ревизию продуктов, и «о, ужас!» оказалось, что мы в поезде (скорее всего) забыли мешок с продуктами. Видимо, когда быстро выскакивали из вагона. Не досчитались 9 банок сгущенки, 2 кг сахара, 1 кг варенья и приправ для супов – моркови, лука. Это был удар – как же мы теперь без сладкого! Но что делать, еще раз переформатировали меню, оказалось, ничего страшного, основной пищи хватает, а без сладкого зубы целее будут, как сказали наши руководители.
Несколько раз видели проплывающие вдалеке моторные лодки, которые причаливали к берегу в 2-3 км от нас. И мы уже начали строить планы на самый негативный поворот событий, если шторм не успокоится еще 2-3 дня, идти к людям, как-то выбираться.
Ревизия продуктов |
Но, к нашему счастью, к вечеру погода улучшилась, ветер стих как по команде, и после ужина (кашей "дружбой"), мы решили отправиться дальше в путь. В 21:55 вышли со своей порядком надоевшей нам стоянки и...
Это были самые удивительные моменты нашего похода – озеро стихло, вода была как зеркало, выглянуло солнце, появилась радуга и такая стояла тишина, что мы несколько раз останавливались, поднимали вёсла и слушали её - тишину. Было немного холодновато, немного мокровато, но пейзажи были фантастические.
"Ночной" переход
|
Стоянка напротив о. Окунев |
Всё-таки отдых пошел на пользу – все гребли почти без устали. Нильмагубу срезали по прямой, прошли 4 км по открытой воде и от южного мыса (безымянный, выступает в озеро, как рог) пошли на о. Шушари. В 23:45 дошли до него. Он маленький, и тоже заболоченный, но нам хватило 3-4 метра песчаного пляжа, чтобы развести костер, посушиться, отдохнуть и погреться. Здесь же встретили новый день и в 00.15 отправились дальше. Обошли о. Шушари с западной оконечности (восточная протока забита камнями), через 30 минут обошли мыс Калдонниеми и взяли курс на гору Коуговаари, обогнули еще один мыс и вошли в протоку между о. Муртошари и безымянным мысом. Так как решили придерживаться основного плана, пошли на о.Окунев. Дошли до него примерно в 01.45. Планировали встать на ночевку на этом острове, но песчаный пляж, про который мы читали в других отчетах, оказался под нами, т.е. под полуметровым слоем воды. Видимо, уровень воды в озере поднялся. В результате прошли вдоль северного берега этого острова на восток и дошли до основного берега озера. Начала сказываться усталость, стали искать место для стоянки, но никак не могли найти подходящее.
В итоге на ночевку мы встали на берегу почти напротив острова Окунев в 02:30, так как не было другого выхода, а время было позднее. Место оказалось неудачным – маленькая бухточка с пляжем, довольно крутые каменистые склоны, но зато наверх к полянке шла лестница, было оборудовано место для костра, лавочки. И очень много следов неопрятных туристов и рыбаков – банки, бутылки и прочий мусор. Спать пришлось почти на камнях, покрытых мхом, к тому же ночью многие скатывались к выходу. На пляже обнаружили следы парнокопытных, скорее всего лосей, поэтому опять организовали дежурство. Отбой был в 03:30, но зато на завтра решили поспать подольше. Вот такой насыщенный событиями выдался день.
Прошли 19 км.
День 7. 10 июля 2015 г.
Подъем в 10:00 – отсыпались после ночного перехода. Ночь была холодной, дождливой, и спать на неровных скалах было совсем не комфортно. Утро встретило нас низкими облаками, мелким противным дождем и сладкой рисовой кашей, которую уже сварили дежурные. Не спеша собрались и в 12:00 выдвинулись от места ночевки. Не спеша – потому что мы, не смотря на вынужденную дневку, тем не менее, опередили наш график движения почти на сутки. На воду вставали тоже под моросящим дождем. Как только отошли от берега, в спину начал поддувать северо-северо-западный ветер. Хорошо, хоть он был не боковой, а когда мы зашли за мыс Ахвенниеми, так вообще спрятались от него и идти стало намного легче.
Завал из коряг на берегу |
До обеда прошли о. Каккатая и в 16:00 остановились напротив южной оконечности о. Кукат. Правда, берег был не очень – весь завален сухими корягами, так что даже подойти к нему было проблемой. Отдохнули, погрелись, высушились. Здесь первый раз испробовали новое «блюдо» - кашу из банок. 5 банок каши (гречка с говядиной) опустили в котелок с водой, поставили на огонь, прокипятили, достали – все было готово за 15 мин. Открывай и ешь!
После обеда прошли о. Вехка, далее – широкую протоку в залив, где находится ур. Корелакша. Там, кстати, издали увидели несколько палаток, видимо, это были туристы или рыбаки. Когда проходили протоку – вышли из-за берега на открытое пространство – опять попали в северный ветер, поэтому скорее заторопились опять спрятаться за высоким берегом. Потом прошли маленький островок без названия, но обозначенный на карте напротив острова Шелькашари.
"Бухта Спасения" |
Около 19 часов начали присматривать место для ночевки, которое долго не попадалось. Сначала остановились на длинном песчаном пляже, на котором было очень много разных парнокопытных следов. К тому же было мало деревьев, поэтому место было незащищенное, зато близко было болото. Послали одну из байдарок на разведку, разыскать место для ночевки, остальные стали «активно отдыхать», иногда даже раздавался чей-то храп. Разведчики вернулись через минут 30 с радостным известием, что нашли хорошую бухту, в которой мы и остановились. Мы назвали её круто и довольно пафосно: «Бухта Спасения».
Светило солнце, погода нас опять радовала, даже было тепло. Как оказалось впоследствии, это было последним («крайним» - говорят наши руководители) местом, где мы смогли позагорать, и вообще – раздеться хотя бы до шортов и футболок. Здесь прямо от берега начинались очень красивые скалы, которые уходили в лес, постепенно поднимаясь. С дровами проблем не было – весь берег завален сухими обточенными водой деревяшками. Причем некоторые из них при бросании в костер, начинали нещадно коптить черным дымом.
После ужина над нами начали сгущаться тучи, стало прохладно, вдалеке на озере показали волны, но в бухте ветра не было. Дождь так и не начался.
Перед самым отбоем над нами прошла довольно страшноватая туча. Мы стали напрягаться и готовиться к чему-нибудь нехорошему, никаких последствий не произошло.
На этой стоянке также было очень много мошек.
Отбой в 22:00.
Страшноватая туча |
Прошли 19 км.
День 8. 11 июля 2015 г .
Утро в "Бухте Спасения" |
Ночь выдалась спокойная и тихая. Правда, дежурных донимала мошка, но в палатках-то её не было! Вышли в 9:00, после завтрака. Погода была пасмурная, начинал моросить мелкий неприятный дождь, дул северный ветер, от чего все байдарки качало по волнам. Из-за ветра плыли строго вдоль берега, так как при удалении от него начинали донимать ветер и волны. В 10.20 прошли северной протокой мимо о. Раяшари, и, держась вдоль северо-восточного берега, обогнули о. Нумушари. Прохождение мимо этого острова доставило несколько неприятных моментов, так вышли из-под защиты берега. Когда прошли сужение озера, немного изменили маршрут – пошли не в обход о. Конценшари, а строго на юг до небольшого безымянного острова, вытянутого с запада на восток. Пока плыли вдоль его южного берега (всё также прячась от ветра), увидели на нем вполне благоустроенное место – домик, баню, туалет, стол, скамейки. Подход к этому месту был неудобный, с обрывистым берегом. Мы, когда поднялись на эту поляну, осмотрелись - скорее всего это был рыбацкий домик. Был очень большой соблазн остановиться там, попариться в нормальной бане, поспать под нормальной крышей, но время нас подгоняло, ведь нам сегодня предстояло очень важное дело – волок в оз. Левицкого. Ведь было только около 12 часов.
Рыбацкий домик на безымянном островке |
Ещё один рывок, на юг вдоль северного берега о. Пятешари, и мы окончательно вышли из под ветра. Спрятались от ветра за очередным острым мысом, и тут нас ждало радостное известие – наш штурман Иван объявил, мы пошли ровно 100 км от начала нашего пути. Стали искать устье Топозера и место начала волока. Оказалось, это не так просто – берега стали все более заросшие рогозом и камышом, стало много всяких заводей и мысов. Если бы не навигатор, пришлось бы нам поплутать вдоль этих берегов. Протоку к началу волока мы заметили сразу, но все-таки прошли мимо неё, остановились на довольно неудобном для выхода с воды скалистом выступе, так как увидели там остов для бани и колею дороги. Там мы впервые встретили живых людей – рыбаков, которые приехали на рыбалку из Питера. Метрах в 50 вверх от берега был какой-то круглый заброшенный карьер, похожий на кратер от метеорита. В нем – оборудованная стоянка с удобным костром-мангалом, каркасом из жердей для кухни, на берегу – каркас для бани.
Там мы встали на обед. Обедали мы не на берегу озера, где стояла баня, а чуть дальше. Место было защищено от ветра, стоял стол, печка, комфорка, даже умывальник. Пока обед готовился (опять варёные банки с кашей) одна из байдарок ушла в разведку к волоку. Вернулись разведчики через минут 40, и…
Протока к месту начала волока. Вид с дамбы Дамба - место начала волока в оз. Левицкого
Долго служил вам корабль - послужите и вы кораблю |
Набравшись сил, мы примерно в 15.10 отправились покорять волок. Но сначала мы прошли по красивой живописной протоке между зарослей рогоза и камыша. Эта протока упирается в искусственную дамбу (не забываем, что Топозеро – это ещё и Кумское водохранилище, из которой на северо-запад вытекает река и даже вроде как есть ГЭС местного значения). Дамба высотой около 2 м со стороны воды и 4-5 м с противоположной. По дамбе проходит дорога, но запущенная и заросшая. От дамбы и начинается волок – это около 150 метров болота и 400 метров лесной тропинки. Болото мелкое, теплое, но с тропы лучше не сходить. Идти нужно осторожно, так как один неверный шаг - и ты в болоте по колено или выше. Одна девочка сошла, провалилась по самое… «это самое», короче, «вам по пояс будет». В итоге потеряла… нет, не кирзовый сапог, всего лишь гламурный сланец. По болоту нужно было идти только в сланцах на застежках или специальной обуви. В начале пути были уложены тонкие бревна типа настила, но они были скользкие, так что мы заново натоптали тропинку. Ну а лесная тропинка вполне себе нормальная, хорошо набитая, твердая, по ней идти было одно удовольствие. Всем пришлось сделать по две-три ходки, чтобы перенести всё снаряжение и байдарки.
Тропа выходит к берегу озера Левицкого, на котором тоже есть стоянка, прямо после волока. Стоянка на южном берегу озера, поэтому плохо защищена от ветра. Мы натянули два тента – один вертикально, как экран, чтобы ветер нас не сдул. Второй тент натянули сверху, потому что погода сильно испортилась, ветер дул сильный, нагоняя дождливые тучи. Дождь все-таки пошел, но уже ночью.
Температура понизилась до +9. Весь вечер простояли у костра, сушили свои вещи.
Вот такой опять был богатый событиями день. Всё бы ничего, но солнца мы не видели вообще. Завтра решили сделать дневку, надеясь на улучшение погоды.
Отбой в 22:00.
Прошли 18 км.
День 9. 12 июля 2015. Дневка.
Ночь была холодной и ветреной. Утром + 6. Хотя в этот день подъем официально был объявлен на 8:00, но кто-то проспал до 11 и пропустил завтрак. Надежды на улучшение погоды не оправдались – весь день было всё также пасмурно, дождливо и ветрено. До обеда занимались кто чем – кто спал, кто ловил рыбу, наша «съемочная группа» снимала кино, для чего вернулись к вчерашнему болоту, загнали туда Илью и заставили его несколько дублей ходить по этой грязи с рюкзаком на плечах. Некоторые сходили на разведку вглубь леса, в южном направлении. Там обнаружили канал шириной метра 3-4, который идет от дамбы к озеру. Его, кстати, хорошо видно на спутниковом снимке, который был у нас вместе с картой.
Картина Репина "После бани" |
После обеда начались приготовления для бани, которую все с нетерпением ждали с самого начала похода. Все желающие помыться (то есть ВСЕ!) таскали камни, дрова, пилили бревна. А на обед у нас наконец-то была уха из рыбы, которую выловили из озера. Уха получилась очень вкусная, хотя и без особых приправ.
К вечеру каркас бани был готов, камни поджарились, тент на каркас был натянут. Наконец-то сбылась мечта всех, особенно девчонок. Внутри было довольно тепло, почти жарко, некоторые из бани ныряли в озеро, хотя оно в этом месте довольно мелкое. Все остались очень довольные и чистые после бани. Счастливые все легли спать в 22:00.
День 10. 13 июля 2015.
Ночью было ужасно холодно, температура к утру опустилась до +4, а северный ветер добавлял неприятных ощущений. Утром погода нас тоже не радовала. Все наконец-то додумались, что спас-жилеты тоже добавляют тепла, и стали носить их постоянно, почти не снимая.
Это не фотомонтаж. Это, блин, карельское лето! |
Собрались довольно быстро – в 7.30 мы уже свернули лагерь и начали готовиться к новому этапу нашего похода. В это утро мы открыли мешок с касками и дружно натянули их на свои головы. Впереди нас ждали пороги.
Вход по протоку и начало порога Хямех |
В 8:50 мы вышли в озеро Левицкого. Озеро мы прошли достаточно быстро - в 9.40 уже были возле порога Хямех. После предварительной разведки решили всё снаряжение обносить по левому берегу, а лодки провести только взрослыми капитанами. Порог представляет собой длинную узкую протоку метров 200 длиной, 5-7 м шириной, весь усыпан крупными валунами. Над ним проложен мост, довольно крепкий, к которому подходит накатанная грунтовая автодорога. Прохождение порога не сложное, главное – быстро работать вёслами и уворачиваться от крупных камней. По крайней мере, нам со стороны (с моста) это так показалось. Пока взрослые проходили порог, мы на их фоне делали «сэлфи». На левом берегу перед порогом была самая лучшая стоянка, которую мы видели за все время похода. Это была огромная поляна между деревьев, на которой располагался стол, стулья, скамьи, баня, туалет и еще много разных сооружений. Но останавливаться на обед было еще слишком рано, поэтому стоянку мы прошли мимо, только посидев на стульях. На все про всё потратили почти 1,5 часа и в 11.30 пошли дальше, уже по озеру Поньгома.
Порог Хямех ниже моста |
Озеро Поньгома тоже довольно большое, хотя, конечно, не сравнить с Топоозером. Сначала шли по узкому заливу, потом вышли на открытую воду. В некоторых местах до горизонта была вода. Сразу начал задувать северо-западный ветер, пришлось прятаться за северным берегом. В 13.00 сделали привал на обед в небольшой уютной бухте. Далее шли вдоль восточного берега, ветер усилился, поднялась волна, но нам это было только в помощь – шли просто с крейсерской скоростью. Самый неприятный переход был к последнему мысу озера, но как только спрятались за ним от ветра, стало тихо и спокойно. Пока шли вдоль северного берега узкого залива, вдали у берега увидели какие-то вспыхивающие огоньки. Долго не могли понять, что это такое, пока не подошли поближе. Оказалось, так выглядят взмахивающие вёсла байдарок. Вот так мы встретили две группы туристов, впервые с начала похода. Вообще, озеро Поньгома мы прошли довольно быстро, 16 км по открытой воде за 4 часа ходового времени – для нас это вполне нормально.
Самое начало реки Поньгомы |
Примерно в 17.15 подошли к устью озера и истоку р. Поньгома. Озеро постепенно сужается, появляется сначала слабое течение, потом все более сильное. На входе в реку – разрушенный мост, сразу за ним – порог, на наш взгляд – непроходимый. И, видимо, не только на наш взгляд, потому что по левому берегу начинается набитая тропа для обноса длиной метров 250-300 (видимо, это она обозначена на нашей карте). Тропа заканчивается ниже некоего подобия дамбы с разрушенным строением (избой назвать нельзя, может, была мельница?). На обнос потратили около часа. Далее начинались пороги. На нашей карте между значком «разв.» и мостом чуть больше 1 км, было два порога, которые мы проходили после разведки (что и всем советуем, если нет достаточного опыта и подробной лоции!). Да еще выставляли «регулировщиков», которые махали руками, к какому берегу лучше плыть. Все экипажи прошли нормально, кроме замыкающего, который умудрился так плотно сесть на камень, что пришлось выходить в воду и снимать лодку.
Практически от входа в реку стали искать место для стоянки, так как уже порядком устали. Но все берега заросли кустарником, ни пляжей, ни полян не попадалось. Так мы шли почти час. До второго моста дошли около 19.00, уставшие и промокшие. Под мостом пройти нельзя, так как он очень разрушен. Начали переносить байдарки, и снаряжение, но решили встать на ночь прямо на заброшенной дороге. Другой подходящей стоянки не нашли. Группа, которая шла за нами, провела лодки под мостом, проталкивая их руками. Кстати, они были из Москвы, держали путь к Белому морю. У них была хорошая подробная лоция, и они показали на карте, где на реке могут быть пороги.
Стоянка очень неудобная – каменистая колея, дров мало, да еще начали донимать мошки. К тому же далековато от воды. Ну и окончательно испортил впечатление зарядивший с новой силой дождь. Чуть дальше по дороге (в южном направлении) она становится довольно наезженной, и возле неё навалена огромная гора спиленных деревьев – наверное, работали лесорубы или древесные браконьеры.
Вечер был безрадостный, все устали, промокли, замерзли, некоторые из детей начали ругаться между собой. А когда мы посмотрели на навигатор, не поверили своим глазам:
Прошли 32 км, наверное, благодаря попутному ветру.
День 11. 14 июля 2015 г.
Такой гадкой погоды, как этой ночью, ещё не было – холод, дождь, сырые вещи, сырые дрова, в общем – унылое безобразие. Наши руководители сделали нам маленький, но приятный подарок – дежурили сами, а мы отсыпались. Этой ночью мы поняли, что много теплых вещей не бывает. Утром с трудом сварили завтрак, хотели даже достать газовые горелки, но всё-таки обошлись дровами. В 9:00 вышли. Погода по-прежнему была плохой, моросил дождь, сидеть в байдарках было сыро и холодно.
На разведку |
Из-за большого количества порогов за 4 часа мы прошли всего 4-5 км. Сразу от моста пошла череда порогов, точнее – длинных, до 300-500 м перекатов, которые мы проходили после разведки. Самый первый перекат сначала хотели обносить, но так как все берега представляют собой заросшие кочки, решили провести байдарки руками вдоль правого берега – там была узкая протока, по которой можно было почти плыть. На одном из порогов почти перевернулась одна из байдарок – наш оператор Сан Саныч решил поснимать прохождение порога своей обычной ручной камерой, выпустил весло из рук. Девушки сами не справились с управлением, байдарку повернуло поперёк течения, прижало к камню, она накренилась, черпанула воды, хорошо, что не перевернулась, но все намокли. Причем кто-то намок ниже пояса, а кто-то выше, что до сих пор остается для нас загадкой. Но видеокамера, к сожалению, погибла. Хорошо, что была вторая.
Стоянка на Номоозере |
К обеду мы все-таки вышли на Номоозеро. Вход в озеро зарос камышом и рогозом, заболоченный, довольно мелкий – каменистое дно совсем рядом, иногда цепляли его веслами. Сразу на входе в озере на выступающем в нашу сторону мысу – хорошая стоянка, только дров маловато. И ещё один недостаток – вдоль берега нет никакой защиты от ветра – ни кустов, ни камней. Здесь мы встретили уже знакомую нам группу туристов - москвичей, которые встали там на дневку. После прохождения порогов их байдарки, так же как и наши, нуждались в починке. На этой стоянке, чтобы организовать свой костер, нам пришлось организовать небольшую экспедицию за дровами - пришлось сплавать на правый берег небольшой бухточки.
Итак, дети, тема сегодняшнего урока - заплаточный ремонт байдарок |
Здесь мы и обедали, и клеили шкуры. Так как большинству из нас еще не приходилось этим заниматься, наш руководитель провел мастер-класс по заплаткам, потратил почти 2 часа, зато теперь мы умеем это делать не хуже взрослых. У второй группы (из Москвы) были подробные лоции всех порогов, но они сказали, что в этом году из-за высокой воды эти лоции не вполне соответствуют действительности, и что прохождение значительно проще. Как оказалось впоследствии, участок между оз. Поньгома и оз. Номоозеро был, пожалуй, для нас самым трудным. После обеда мы снова вошли в Поньгому. Наши новые знакомые подарили нам целый пакет сухарей из бородинского хлеба. Правда, потом оказалось, что они твёрдые как кирпичи, и грызть их смогли только самые молодые и сильные! (или самые голодные)
Между озёрами Номоозеро и Кокорино только первый порог обнесли по берегу, хотя, в принципе, и его можно было пройти, но мы решили перестраховаться, поэтому и экипажи, и вещи и байдарки путешествовали по берегу. Остальные пороги и перекаты прошли сами, в полном составе, можно сказать без проблем и без потерь.
Вход в оз. Кокорино тоже заросший камышом – плывешь как по лабиринту по водным протокам. На входе в озеро видели каких-то крупных птиц, которые при нашем приближении нырнули под воду.
Река Поньгома |
От оз. Кокорино до Вокшозера идти стало значительно проще. Пару раз попадались мелководные каменистые участки. Мы очень переживали за те пороги, которые даже обозначены на нашей 2-хкм карте перед входом в Вокшозеро, но их прошли, даже не заметив – лишь течение чуть ускорялось, да изредка попадались камни, торчащие из воды. Поньгома на этом участке очень живописная и красивая – очень извилистая, со спокойным течением, густым лесом по берегам – типичная равнинная река. Несколько раз проплывали среди самых настоящих березовых рощ, как будто по нашим родным краям. Видели бобровые хатки и места, где на водопой приходят какие-то крупные животные. Портило впечатление холодная дождливая погода и необходимость не отставать от графика.
Спустя 5,5 часов после обеда, почти в 21.30, мы наконец-то вошли в Вокшозеро. Здесь нас немного порадовало выглянувшее из-за туч заходящее солнце. Впервые за 3 дня мы видели солнечный свет и настроение у нас поднялось. Причалив друг к другу мы стали дрейфовать и грызть Бородинские сухарики, которые подарили нам москвичи и любовались на озеро в солнечном свете.
Вход в Вокшозеро. Впереди и правее - место стоянки |
Стоянку нашли сразу на входе о озеро, на высоком мысу справа. Обширная ровная поляна, со всех сторон закрыта от ветров скалами, есть место для приготовления пищи, скамейка, но как всегда – проблема с дровами. Пока насобирали валежник, пока высушились-согрелись-поели… В итоге ужинали мы около 23 часов, а спать отправились только в 00:30. Упали без задних ног (да и без передних тоже). Сегодня мы поставили рекорд по длительности активного движения – почти 10 часов, но при этом… прошли 24 км.
День 12. 15 июля 2015 г.
Этой ночью, по сравнению с предыдущими, было достаточно тепло, никто не замерз, как это было в предыдущие дни.
Фотосессия на Вокшозере |
В 8:20 все выползли из своих палаток. Во всём явно чувствуется накопившаяся усталость, но сознание, что сегодня мы в любом случае финишируем, придаёт всем силы. После завтрака состоялась фотосессия, на камнях, которые в этом месте были очень большие, красивые, покрытые мхом.
Ночью дождя не было, но с самого утра он начал капать и поднялся ветер. Пришлось пережидать непогоду, и только в 12:50 мы выдвинулись к конечной остановке.
На лоции, которую видели у московской группы, переход из Вокшозера в Волину Ламбину обозначен как опасный, с порогом. На самом деле ничего мы не увидели, опять было просто каменистое неглубокое (50-70 см) дно и торчащие местами валуны. Сам проход – заросший камышом, с широким «каналом» посередине. То и дело цепляясь веслами за камни мы прошли эту аллею и спокойно вошли в Волину Ламбину. До реки мы дошли за 25-30 мин, а дальше…
А дальше начались сплошные пороги и перекаты, иногда длиной до 500 м. После того, как мы снова вошли в реку, экипажи почти не садились в байдарки. Командиры весь путь проводили свои байдарки по порогам одни, а «матросы» шли по правому берегу, на котором была хорошо вытоптанная тропинка, переходящая в накатанную грунтовую дорогу. По дороге мы встретили семью, которая пешком направлялась на рыбалку. Они сказали, что до трассы совсем немного.
Крайний порог |
Перед мостом заключительный порог с островком посередине впадает в обширную заводь. Так мы там уже просто катались в свое удовольствие и фотографировались. Дошли до места около 17 часов. Перед мостом масса полян, по обоим берегам, все утоптанные и довольно загаженные невоспитанными туристами. Многие заняты – отсюда начинают стартовать сплавщики по Поньгоме до моря. Мы встали метрах в 300 не доходя до моста, на левом берегу, возле небольшого ручья коричневатого цвета и с запахом железа. Поляна была небольшая, некоторые поставили палатки поближе к костру, некоторые подальше, на дороге, которая вела к трассе М-18. Весь вечер все разбирали, чистили и сушили байдарки, а дежурные приготовили на ужин уху – вторую с начала похода.
Ура! Связь! Самое бесподобное сэлфи
После ужина мы сходили на экскурсию к автомобильному мосту – там есть сотовая связь МТС и «Мегафон». Все наконец-то позвонили домой, успокоили своих родных. Ну и как же без фото возле моста! Кстати, трасса М-18 очень хорошая, ровная, с разметкой, удобными съездами, но кое-где еще идёт ремонт.
В 22:00 объявили отбой, но это же последняя («крайняя»!) ночь! Спать никто не хотел, все были в радостном предвкушении, что скоро домой!
Прошли 10 км.
День 13. 16 июня 2015 г.
В это утро все встали в 6:00. Быстро позавтракав, начали собирать вещи. Заодно собрали целый огромный мешок со всяким мусором, который оставили еще до нас – почистили немного поляну. В 7 часов, намного раньше положенного времени, прибыла машина, которая должна была доставить нас в г. Кемь на вокзал. Машина – огромный «Урал» с большой теплой будкой.
Когда все вещи, байдарки, были загружены в машину, мы сфотографировались и отправились в город по трассе М-18. До города ехали около 2 часов, в машине всех клонило в сон, некоторые даже задремали. Два раза делали остановки, подышать свежим воздухом и размять ноги.
На вокзал мы прибыли около 10 часов утра, удобно расположились на первом этаже и отправились в магазин, который находился прямо через дорогу. Вот это было счастье – наконец-то у нас появились мороженое, пирожное, Пепси, Спрайт, и прочие вредные вкусняшки, на которые наши руководители только косо посмотрели, но ничего не сказали. Наш поезд "Мурманск-Санкт-Петербург" отправлялся только в 20:48 и целый день мы провели в ожидании поезда.
Город находится на берегу Белого моря, но, к сожалению, ничего интересного кроме сувенирной лавки, поблизости не было – ни музеев, ни интересных строений. Про Кемь мы знали только, что она упоминается в старинном фильме «Иван Васильевич меняет профессию» - там какой-то посол все время повторял «Кемска волость». Поэтому некоторые из нас решили съездить в Кемский порт, в надежде, что хоть там удастся увидеть хоть что-нибудь. Добираться туда было долго, минут 30 на рейсовом автобусе, в котором билеты дают пачками – «берите, сколько надо». Проезд на автобусе "Вокзал - порт" стоит 20 рублей. В порту ничего интересного мы не увидели, только довольно примитивный причал, море и вдалеке – Соловецкие острова (как нам сказали), которые выглядывали из-за горизонта. До них около 30 км, к ним ходит катер, нам очень хотелось их посетить, но мы не рискнули туда плыть, опасаясь неустойчивой погоды.
В то время пока одна часть группы ездила в порт, другая на вокзале кормила голубей, а кто-то просто спал, расстелив коврики-пенки на полу. В 14:00 все отправились в столовую железнодорожных рабочих, которая находится недалеко от вокзала, где мы пообедали за довольно небольшую сумму, при этом наелись до отвала. Обед состоял из супа, макарон с котлетой, чая.
Оставшееся время мы провели в томительном ожидании поезда, но все сразу оживились, как только объявили о скором прибыли нашего поезда. Он прибыл к вокзалу по расписанию, в 20:14. Грузились мы не спеша, так как у нас на это было целых 30 минут.
После ужина в поезде, когда все легли спать, девчонки устроили себе «банный вечер» - набрали в котелок горячей воды из титана, разбавили её холодной водой, оккупировали один из туалетов и через полчаса вышли оттуда довольные, как будто после настоящей бани.
День 14. 17 июля 2015 г.
День в дороге.
Поднимались все когда хотели - поезд прибывал на Ладожский вокзал Петербурга в 12:10. После завтрака собрали свои вещи, и еще осталось время для того, чтобы почитать, поиграть в карты, просто посмотреть в окно или поспать.
В 12:10 поезд "Мурманск - Санкт -Петербург" прибыл в свое место назначения – на Ладожский вокзал, на ту же самую платформу, с которой мы отправлялись 12 дней назад. Мы спокойно выгрузились, и даже не стали никуда перетаскивать свои вещи, в надежде, что отправимся дальше тоже с этой платформы. Наши надежды оправдались, правда, пришлось все-таки немного потаскать свой багаж до вагона. Но это уже было сущей ерундой. И самое главное – тут было ТЕПЛО! И не надо было надевать на себя все теплые вещи. Хотя, как нам потом сказали, за время нашего похода в Питере было очень сильное и необычное похолодание, даже, говорят, температура опускалась до 0 градусов.
В 13:50 мы загрузились на поезд "Санкт-Петербург - Челябинск", и стали медленно приближаться к дому. Причем как-то уж очень медленно – один раз поезд встал на каком-то безымянном перегоне и простоял почти час, пропуская все поезда.
Опять долго не спали.
День 15. 18 июля 2015 г.
В 4 утра всех разбудили проводники и мы начали собираться. Кто-то успел позавтракать, кто-то только попил кофе. Все были сонные, никто не выспался.
Поезд прибывал на Московский вокзал Нижнего Новгорода в 5:11 утра. Выгрузив вещи из поезда, мы загрузили их в Газель, которая нас уже ждала у вокзала. Здесь же мы попрощались с теми, кто оставался в Нижнем.
Отдохнул - ВО! |
Путь до дома был недолгий, тем более, что половину пути мы проспали. Двоих мы завезли в Заволжье, где они жили, а сами благополучно доехали до школы.
В школе мы разобрали байдарки, расстелили шкуры и оставили их сушиться в спортивном зале, а сами разошлись по домам.
За эти 2 недели мы стали одной большой дружной семьей, каждый готов был придти на помощь друг другу. У всех нас разные взгляды на жизнь, разный возраст, разные увлечения, но теперь есть один поход, который нас свел вместе и он никогда не забудется, навсегда поселится в наших сердцах. После этого похода все участники ещё раз убедились в том, что мы живём в самом лучшем климате и в самой красивой природе, что надо уметь ценить даже минимальный комфорт и, конечно, любить свою родную землю.
Благодарим за помощь и содействие: директора ЗАО «Молоко» Н.И. Квасникову, протоиерея Городецкой епархии отца Алексия (Червякова), директора Городецкого детского дома Т.И. Макунину, её заместителя Т.В. Ганичеву и водителя С.В. Хохлина.
А зори там действительно тихие…
Борис Котельников 08.01.2016 19:24:57 |
+3
+3
-0
|
||
Отличный дневник похода! Вызывает уважение продуманность, логичность и грамотность организации каждого этапа похода. Видна рука мудрого руководителя! Молодцы! P.S. Очень хочется увидеть фильм, про съемки которого говорится в отчете! |
Юрий Жарков 12.01.2016 18:59:17 |
0
+0
-0
|
||
Молодцы! |