Отчет
о водном туристическом походе
первой категории сложности
по маршруту:
пос. Кестеньга – озеро Топозеро – озеро Левицкого – озеро Поньгома – река Поньгома
(озеро Кокорино – озеро Номоозеро – озеро Вокшозеро – озеро Волина Ламбина) –
мост на трассе М-18.
совершенной группой учащихся и педагогов
МБОУ «СШ № 1 имени А.В. Ворожейкина» г. Городец, Нижегородской области
В период с 04 по 18 июля 2015 г.
Маршрутная книжка № 12/15
Руководители похода:
1) Ларионов Олег Станиславович,
larionovos.66@mail.ru
2) Горбунова Ольга Валериановна
Olga_cdt@mail.ru
г. Городец, 2015 г.
Содержание:
2. Основная идея путешествия, цели и задачи
3. Таблица общих сведений о походе
8. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
9. Изменения маршрута и их причины
10. Техническое описание водной части маршрута
11. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте
12. Перечень наиболее интересных объектов на маршруте
13. Дополнительные сведения о походе
14. Стоимость участия в походе
15. Итоги, выводы, рекомендации
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1 имени дважды Героя Советского Союза Арсения Васильевича Ворожейкина», Городецкого района Нижегородской области.
2. Основная идея путешествия, цели и задачи
Основная идея проекта «А зори здесь тихие… (Неизвестная война)» – спортивный категорированный водный поход по рекам и озёрам Карелии с посещением мест сражений и боевых операций Финской и Великой Отечественной войн.
Цели и задачи:
Образовательные: Совершенствование спортивно-туристической подготовки: закрепление учащимися навыков водного туризма в условиях длительного автономного похода; подготовка к походу - правильный выбор снаряжения и раскладки питания; ориентирование в незнакомой местности по карте, компасу; самостоятельное приготовление пищи в походных условиях.
Воспитательные: Воспитание товарищества, взаимопомощи и дисциплины: получение навыков правильного построения взаимоотношений в автономно существующей группе; распределение обязанностей, дисциплина и самодисциплина, личная гигиена в походе.
Патриотические: Ознакомление с историей войны в Карелии, реализация документального проекта «Кестеньгская операция» (об одной из операций Карельского фронта весны 1942 года), проведение поисковой работы с целью установления, нет ли среди погибших во время войны в Карелии наших земляков.
Экологические: Выполнение в походе природоохранных правил и требований.
Историко-краеведческие: Ознакомление с историей Северной Карелии, её флорой и фауной.
Спортивные: закрепление навыков водного туризма, ознакомление с техникой преодоления порогов и перекатов; тренировка физической силы и выносливости.
3. Таблица общих сведений о походе:
Вид туризма |
Категория сложности похода |
Продолжительность |
Сроки проведения |
|
общая |
ходовых дней |
|||
Водный |
1 к.с. |
14 дней |
9 дней |
04.07.15 – 18.07.15 |
Республика Карелия расположена в Северной Европе, в северо-западной части России, на северо-востоке омывается Белым морем .
Республика Карелия - субъект Российской Федерации, входящий в состав Северо-Западного федерального округа.
Западная граница Карелии совпадает с государственной границей Российской Федерации и Финляндии, имеет протяжённость 798,3 км, одновременно являясь границей с Европейским Союзом. На востоке Карелия граничит с Архангельской областью, на юге - с Вологодской и Ленинградской областями, на севере — с Мурманской областью.
Столица - город Петрозаводск.
Основной рельеф республики — холмистая равнина, переходящая на западе в Западно-Карельскую возвышенность. Ледник, отступая на север, сильно изменил рельеф Карелии — появились во множестве моренные гряды, озы, камы, озёрные котловины.
Геология. Основные полезные ископаемые: железная руда, титан, ванадий, молибден, благородные металлы, алмазы, слюда, строительные материалы (граниты, диабазы, мраморы), керамическое сырьё (пегматиты, шпат), апатит-карбонатные руды.
Активно добываются железная руда, слюда, полевой шпат, кварц, облицовочный камень, а также разнообразные строительные материалы - граниты, диабазы, мраморы. Встречаются золото, серебро, алмазы, редкоземельные металлы. Разведаны месторождения урановых руд, титана, ванадия, молибдена, высокоуглеродистых шунгитовых пород.
Гидрология
В Карелии насчитывается около 27 000 рек, из которых самые крупные: Водла (протяженность -149 км), Кемь (191 км), Онда (197 км), Унга, Чирка-Кемь (221 км), Ковда, Шуя, Суна с водопадами Кивач и Выг.
В республике около 60 000 озёр. В совокупности с болотами они насчитывают около 2000 км³ качественной свежей воды. Ладожское и Онежское являются самыми большими озёрами в Европе. Другие крупные озёра Карелии: Нюк, Пяозеро, Сегозеро, Сямозеро, Топозеро, Выгозеро, Юшкозеро. Так как территория Карелии располагается на Балтийском кристаллическом щите, то многие реки порожисты и нередко одеты в каменные берега.
Флора и фауна
Фауна Карелии относительно молодая, она сформировалась после Ледникового периода. Всего на территории республики обитают 63 вида млекопитающих, многие из которых, например, ладожская кольчатая нерпа, белка-летяга и бурый ушан занесены в Красную книгу. На реках Карелии можно увидеть хатки европейских и канадских бобров. Канадский бобр, а также ондатра, американская норка - акклиматизированные представители фауны Северной Америки. Енотовидная собака тоже не коренной обитатель Карелии, она родом с Дальнего Востока. С конца 1960-х стали появляться кабаны, в южные районы заходит косуля. Встречается медведь, лось, рысь, барсук и волк.
В Карелии обитает 285 видов птиц, из которых 36 видов внесены в Красную книгу Карелии. Самые распространённые птицы - это врановые. Встречается боровая дичь - рябчики, тетерева, белые куропатки, глухари. Каждую весну в Карелию из тёплых стран прилетают гуси. Распространены хищные птицы: совы, ястреба, орлы-беркуты, болотные луни. Также обитает 40 пар редких орланов-белохвостов. Из водоплавающих: утки, гагары, кулики, множество чаек и самая крупная из нырковых уток Карелии — обыкновенная гага, ценная своим тёплым пухом.
Пресмыкающихся на территории республики всего 5 видов: гадюка обыкновенная, уж, веретенница, ящерица живородящая и ящерица прыткая.
Летом вокруг множество гнуса: комаров, мокрецов, мошек и слепней множества видов: слепень настоящий, златоглазики, дождёвки, слепень олений, слепень серый. На юге республики распространены клещи. В Карелии можно встретить редкую бабочку махаона.
Так же как и фауна, растительный мир Карелии сформировался относительно недавно — 10-15 тысяч лет назад. Преобладают хвойные леса, к северу - сосновые, южнее - и сосновые, и еловые. Основные хвойные породы: сосна обыкновенная и ель обыкновенная. Реже встречаются ель финская (север республики), ель сибирская (восток), крайне редко - лиственница сибирская (в Заонежье, в приграничных с Архангельской областью районах). Мелколиственные породы широко распространены в лесах Карелии, это: берёза пушистая, берёза бородавчатая, осина, ольха серая, некоторые виды ивы. Преимущественно в южных районах Карелии, реже - в центральных, обычно небольшими группами в долинах речек и ручьёв, на берегах озёр и во влажных, заболоченных местах встречается ольха чёрная (её отдельные местонахождения есть и в северных районах республики), а липа мелколистная, вяз шершавый, вяз гладкий, клён остролистный произрастают в основном в подлеске, отдельными деревьями или куртинами на участках с наиболее плодородными почвами в южной Карелии.
Карелия - край ягод, здесь произрастают во множестве брусника, черника, морошка, голубика, клюква, растёт в лесах малина - как дикая, так и одичавшая, иногда перебираясь из деревенских садов. На юге республики обильно растут земляника и смородина. В лесах обычен можжевельник, нередки черёмуха и крушина. Изредка встречается калина красная. На крайнем юго-западе республики (в северо-западном Приладожье) очень редко встречается и лещина обыкновенная.
Ло́ухи (карел. Louhi) - посёлок городского типа, административный центр Лоухского района Карелии. Расположен на севере Карелии. Железнодорожная станция на линии Санкт-Петербург - Мурманск; от посёлка отходит железнодорожная ветка длиной 110 км до станции Пяозеро, параллельно которой идет трасса 86К-127Лоухи - Пяозерский - Суоперя - Кусамо.
История. Официальное начало берет с 1913 года, в связи со строительством Мурманской железной дороги (основан как железнодорожная станция). В 1926 году в селе Лоухи была организована первая в республике опытная сельскохозяйственная станция. В 1944 году село Лоухи получило статус посёлка городского типа.Во время войны Лоухский район стал театром ожесточенных сражений за ж/д станцию Лоухи и за всю Кировскую железную дорогу, по которой доставлялись грузы из Мурманска.
Посёлок имеет отношение к памятнику мировой культуры – эпосу Калевала - по преданию, в этих местах жила Старуха Лоухи, хозяйка Похъёлы – страны холода и тумана. В последние годы в начале августа празднуется день посёлка и праздник Старуха Лоухи - Хозяйка Севера (или вернём доброе имя Лоухи).
Площадь района составляет 22,5 тыс. кв. км, из которой лесом занято 12,6 тыс. кв. км. Площадь водоемов составляет 20% от площади р-она, хотя сюда входит прибрежная полоса Белого моря. 1276 га морской полосы занимает заповедник.
Район имеет выход в сопредельные государства - на западе граничит с Финляндией, недалеко расположена Норвегия. Белое море омывает его восточные берега. На севере граничит с соседней Мурманской областью, на юге - с Кемским и Калевальским районами. Через район проходят стратегически важные транспортные пути. Протяженность границы с Финляндией порядка 120 км, спрямленная протяженность морской границы 100 км.
Недостаток в сильной удаленности от столицы Республики Карелия – от г. Петрозаводска до пос. Лоухи 550 км.
Степень освоения территории чрезвычайно низкая. Общая протяженность транспортных путей составляет (ж/д и автодороги с твердым покрытием) около 1100 км. Густота дорожной сети на 1 км2 низкая - 0,05 км, в том числе, автомобильных дорог с твердым покрытием -0,04км, ж/д-0,01 км.
Численность населения на 1998 г. составила 23,0 тыс. человек, в т.ч. 13,8 тыс. человек проживает в городской местности, 9,2 тыс. человек - в сельской. Средняя численность населения чрезвычайно мала - менее 1 чел./ 1 кв.км. Естественный прирост (убыль) населения на одну тысячу человек составляет -7,1.
Культура. Карельские поселения района относятся к числу так называемых "рунопевческих деревень", где зародился эпос "Калевала" - памятник мировой культуры.
В горной части обнаружены сейды, а на Беломорском побережье - лабиринты (памятники культуры древних саамов). В 20 км. от села Кереть на полуострове Красная Луда располагается каменный лабиринт - кладка из камней в виде концентрических полукружий I тысячелетия до нашей эры.
5. Подробная нитка водной части маршрута
Посёлок Кестеньга – восточная оконечность п-ова Нячякка – западная оконечность п-ова Онши - западная оконечность п-ова Чуолманиеми – о. Нергас - западная оконечность п-ова Ваннегвара – мыс Парпачуниеми – Нильмагуба – о. Шушари – мыс Калдонниеми - восточная оконечность о. Окунев – мыс Ахвенниеми – о. Каккатая – о. Вехка – о. Раяшари – восточная оконечность о. Нумушари – западная оконечность о. Конценшари – восточная оконечность о. Пятешари – волок в оз. Левицкого – вдоль южного берега озера Левицкого – порог Хямех – оз. Поньгома (вдоль восточного берега) – р. Поньгома - озеро Номоозеро – озеро Кокорино – озеро Вокшозеро – озеро Волина Ламбина – мост на федеральной трассе М-18.
№ |
Ф.И.О. |
Возраст (лет) |
Место работы, учебы |
Обязанность в группе |
Участие в походах – год, вид, район, Р - руководитель, У - участник |
1 |
Ларионов Олег Станиславович |
49 |
Директор МБОУ «СШ № 1 имени А.В. Ворожейкина» г. Городец |
Руководитель |
2008 г. – Р - 6-дн. водный, р. Керженец 2009 г. – Р -3-дневный пеший, р. Узола 2009 – Р – 7-дневный пеший, Адыгея, 1 к.с. 2010 – Р – 5-дн. водный, р.Чусовая Пермский край, 1 к.с. 2012 – Р – 4-дневный водный, р. Узола, 2 ст. 2013 – Р – 3-дневный водный, р. Пьяна, 2 ст. 2014 – Р – 7-дневный пеший, Адыгея, 1 к.с. |
2 |
Горбунова Ольга Валериановна |
29 |
Педагог МБОУ «СШ № 8» г. Заволжье |
Зам. руководителя, отв. за питание |
2004 г. – Р – 10-дн. водный, р.Днестр, ПМР 2004 г. – У – 3 к.с. пеший, Хибины, Кольский п-ов 2005 г. – Р - 5-дневный пеший, р. Узола, 2005,2006,2007 гг – У – 2 к.с. пеший, Карпаты 2009 г. – У – 2 к.с. пеший , Карпаты 2010 г. – Р – 5-дн. водный, р.Чусовая Перм-ский кр, 1 к.с. 2014 – Р – 7-дневный пеший, Адыгея, 1 к.с. |
3 |
Кротиков Александр Александрович |
48 |
Учитель технологии МБОУ «СШ № 1 имени А.В. Ворожейкина» г. Городец |
Фото-видеосъемка
|
2004 – У – 6-дневный пеший, Адыгея 2008 г. – У - 6-дн. водный, р. Керженец 2010 – У – 5-дн. водный, р.Чусовая Пермский кр, 1 к.с.. 2012 – У – 4-дневный водный, р. Узола, 2 ст. 2013 – У – 3-дневный водный, р. Пьяна, 2 ст. 2014 – У – 7-дневный пеший, Адыгея, 1 к.с. |
4 |
Фрайтер Андрей Иванович |
47 |
ОАО «Горьковский автомобильный завод» |
Зам. по хоз.части
|
ПВД 2014 – У – 7-дневный пеший, Адыгея, 1 к.с.
|
5 |
Агапитов Иван Николаевич |
24 |
ОАО «Горьковский автомобильный завод» |
Навигация водного этапа, безопасность периметра. |
2009 – У – 7-дневный пеший, Адыгея, 1 к.с. 2010 – У – 5-дн. водный, р.Чусовая Пермский край, 1 к.с.
|
6 |
Самарин Александр Владимирович. |
30 |
Городецкий ФОК, тренер. |
Обустройство лагеря. |
2012 – У – 4-дневный водный, р. Узола, 2 ст. 2013 – У – 3-дневный водный, р. Пьяна, 2 ст.
|
7 |
Горшков Кирилл Сергеевич |
17 |
МБОУ «СОШ № 1» г. Городца, ученик 11 класса |
Костровой, уборка лагеря |
2013 – У – 3-дневный водный, р. Пьяна, 2 ст. 2014 – У – 7-дневный пеший, Адыгея, 1 к.с. |
8 |
Васильева Елена Сергеевна, |
17 |
МБОУ «СОШ № 1» г. Городца, ученица 11 класса |
Повар, фотосъемка |
2012 – У – 4-дневный водный, р. Узола, 2 ст. 2013 – У – 3-дневный водный, р. Пьяна, 2 ст.
|
9 |
Коробов Илья Алексеевич |
16 |
МБОУ «СОШ № 1» г. Городца, ученик 10 класса |
Костровой, обустройство лагеря |
2012 – У – 4-дневный водный, р. Узола, 2 ст. 2013 – У – 3-дневный водный, р. Пьяна, 2 ст. 2014 – У – 7-дневный пеший, Адыгея, 1 к.с. |
10 |
Сметанина Ксения Владимировна |
16 |
МБОУ «СОШ № 1» г. Городца, ученица 10 класса |
Повар, отв. за дежурство |
2012 – У – 4-дневный водный, р. Узола, 2 ст. 2013 – У – 3-дневный водный, р. Пьяна, 2 ст. 2014 – У – 7-дневный пеший, Адыгея, 1 к.с. |
11 |
Куранова Анна Сергеевна |
16 |
МБОУ «СОШ № 1» г. Городца, ученица 10 класса |
Помощник повара, уборка лагеря |
2012 – У – 4-дневный водный, р. Узола, 2 ст. 2013 – У – 3-дневный водный, р. Пьяна, 2 ст.
|
Подъезд:
Из Городца в Н.Новгорода выехали на заказной «Газели» 4-го июля в 16.00. На поезде № 131У «Н.Новгород-Санкт-Петербург» выехали в 19.20. Время в пути – 14 часов. Прибытие в Санкт-Петербург - в 09.45 5-го июля.
В Питере – экскурсия по городу, одновременно – трансфер с Московского вокзала на Ладожский и обед. Всё это – на заранее заказанном микроавтобусе. В 19.48 на поезде № 022Ч «Санкт-Петербург-Мурманск» отправились дальше. Через 18 часов, 6-го июля, в 13.50 прибыли на ст. Лоухи, там пересели на две заранее заказанные машины (УАЗ-ики-«буханки»), зарегистрировались в ГИМС-е и поехали в пос. Кестеньга. Дорога – около 80 км, почти вся – асфальт. По дороге докупали продукты в магазине, осматривали памятники времен войны, братские могилы, поэтому ехали довольно долго. На место (очень хорошая поляна на 2-3 км западнее Кестеньги) прибыли около 18.00 часов. Поставили лагерь, собрали байдарки, переночевали, утром 7-го июля встали на воду.
Отъезд:
16-го июля от моста через р. Поньгому на трассе М-18 на заранее заказанной машине (Урал с большим кунгом) в 08.00 выехали в г. Кемь. Ехали около 2 часов. В Кеми весь день сидели на вокзале, ждали поезд. В 20.50 погрузились в поезд № 21Ч «Мурманск-Санкт-Петербург», ночь в пути, 17-го июля в 12.10 прибыли на Ладожский вокзал, и уже в 13.50 с этого же вокзала отправились дальше на поезде № 145А «Санкт-Петербург – Челябинск». 18-го июля в 5.10 прибыли в Н.Новгород, далее – на заказанной заранее «Газели» поехали через Заволжье в Городец. В 08.00 были дома.
8. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
Основная сложность всего маршрута с точки зрения безопасности – его значительная удалённость от путей сообщения, поэтому необходимо учитывать элемент длительной автономии.
1 ходовой день: до п-ова Ваннегвара – можно вернуться обратно в пос. Кестеньгу.
2 ходовой день: до Нильмагубы – недалеко от берега проходит лесная дорога – мы видели рыбаков на берегу. Кстати, до мыса Парпачуниеми на озере еще есть связь Мегафон.
3 ходовой день: вынужденная дневка на Нильмагубе.
4 ходовой день: до о. Окунев и далее – до заброшенного поселка Корелакша – от него, судя по карте, идет лесная дорога, но до асфальтного шоссе километров 40-50.
5 ходовой день: мимо о. Раяшари до волока в оз. Левицкого – от начала волока идет грунтовая дорога, по которой часто ездят рыбаки, но до асфальта тоже очень далеко.
6 ходовой день: дневка на оз. Левицкого.
7 ходовой день: оз. Левицкого – порог Хямех (через него проходит мост и довольно накатанная дорога, по которой, судя по карте, 4-5 км до турбазы Левицкого, но есть ли она – нам не известно) – оз Поньгома, его северный, затем – восточный берег и далее – в реку Поньгома до развалин моста. Дорога также есть, довольно накатанная, но мост абсолютно непроходим.
8 ходовой день – река Поньгома – до Вокшозера. Прошли озёра Номоозеро, оз. Кокорино (на его южном берегу указаны развалины пос. Кокорино, к которому идет дорога, оз. Вокшозеро,
9 ходовой день: от оз Вокшозеро до моста трассы М-18, через оз. Волина Ламбина. От него вдоль южного берега идет дорога, по которой, со слов местного рыбака напрямую до трассы не более 2-х км.
9. Изменения водной части маршрута и их причины
График пришлось менять на ходу. Во-первых - в связи с погодой. И во-вторых – в связи с тем, что хозяин машины, на которой мы планировали выезжать от реки, в последний момент изменил время загрузки группы с вечера 16-го на раннее утро, чем фактически сократил наше ходовое время на один день.
Дни пути |
Дата |
Запланированный маршрут |
Изменения |
Причины изменений |
1. |
07.07 |
Пос. Кестеньга – о. Нергас |
Прошли дальше на 7 км, до северо-западной оконечности мыса Ваннегвара |
Хорошая погода, попутный ветер. |
2. |
08.07 |
О. Нергас - мыс Ваннегвара |
мыс Ваннегвара – ур. Нильмагуба. |
Хорошая погода, попутный ветер. |
3. |
09.07. |
мыс Ваннегвара - ур. Нильмагуба. |
Вынужденная дневка, ночной переход до о. Окунев |
Шторм, который не утихал весь день и стих только в 21.00. |
4. |
10.07. |
урочище Нильмагуба (днёвка) |
О. Окунев – небольшой залив напротив о. Шелькашари |
Хорошо отдохнули, решили иметь запас во времени. |
5. |
11.07 |
урочище Нильмагуба - остров Окунёв |
Заливчик напротив о. Шелькашари – волок в оз. Левицкого |
Пользуемся погодой. |
6. |
12.07. |
остров Окунёв - остров Нумушари |
Дневка на оз. Левицкого |
Есть запас во времени. Отдых после волока. |
7. |
13.07. |
О. Нумушари – волок в оз. Левицкого – оз. Поньгома – о. Иван-Шаншари |
оз. Левицкого – оз. Поньгома – р. Поньгома до разрушенного моста (ок. 6 км от озера). |
Попутный северный ветер. |
8 |
14.07. |
остров Иван-Шаншари (днёвка) |
Оз. Номоозеро – оз. Кокорино – оз. Вокшозеро. |
Создаем резерв времени. |
9 |
15.07. |
О. Иван-Шаншари – р. Поньгома – оз. Номоозеро – озеро Вокшозеро |
оз. Вокшозеро – оз Волина Ламбина – мост на трассе М-18. |
Привязаны ко времени забора группы. |
10 |
16.07. |
Озеро Вокшозеро – озеро Волина Ломбина – мост через р. Поньгому на трассе «М-18» |
Рано утром уже грузились в машину. |
Привязаны ко времени загрузки группы. |
10. Техническое описание водной части похода
Дни пути |
Дата |
Участок дневного перехода |
расстояние, в км |
ходовое время, ч |
Метеоусловия |
1. |
07.07 |
Пос. Кестеньга – о. Нергас – мыс Ваннегвара. |
26 км |
7:30 |
Утром небольшая облачность, t+10, днем небольшая облачность, t+15, ветер слабый, северный. Вечером ясно, тихо, t+ 12. |
|
|||||
|
|||||
2. |
08.07 |
мыс Ваннегвара – мыс Парпачуниеми – залив Нильмагуба. |
22 км |
6:10 |
Утром t + 10, ясно, слабый северо-северо-западный бриз. Днем +15, легкая облачность, после обеда – усиление ветра, шторм до вечера. |
Утром встали в 05.30., в 7:30 вышли, погода прекрасная – солнце, легкий попутный северо-западный бриз. Шли хорошо, срезали залив «губа Большая», в 9.30 дошли до мыса Парпачуниеми, сделали небольшой привал, пошли дальше. Обогнули мыс, и по широкой дуге дошли до южной оконечности п-ва Нильмагубы и в 12.20 там встали на обед. Долго обедали, отдыхали, снимали наш документальный фильм про войну. В 15.00 отправились дальше. Как только обогнули «наш» п-ов, как попали в сильный северо-западный ветер, чем сильнее огибали мыс, тем больше он усиливался. Менее чем за 30 минут волны поднялись почти до полуметра. Хорошо, что мы шли вдоль берега, причалили к какой-то заброшенной избе (она даже на карте обозначена), возле которой и просидели до самого вечера. Там и заночевали под шум ветра и плеск волн. Место очень неудобное – избушка развалившаяся, поляна возле неё очень маленькая, кое-как втиснули наши палатки. Кругом труднопроходимый лес и болото. Легли спать в надежде, что утро будет спокойным. |
|||||
|
|||||
3. |
09.07. |
Вынужденная дневка. Далее – ночной переход: западный п-ов залива Нильмагуба - безымянный мыс на юге Нильмагубы – о. Шушари – мыс Калдонниеми – проливы межде островами Муртошари, Окунев. |
19 км |
4,5 ч. |
Утром (да и весь день) t+12-15, переменная облачность, сильный северо-северо-восточный ветер, волненение. С 21 часа – полный штиль, облачность. |
Надежды на улучшение погоды не оправдались – всю ночь дул сильный ветер, к утру даже усилился. Так что пришлось делать незапланированную дневку. Зато все отоспались, отдохнули. Заодно сделали ревизию продуктов. Весь день ждали у моря погоды. К вечеру дождались – в 21 час (примерно) ветер стих так же неожиданно, как и начался. Мы решили, чтобы догнать график движения, пойти в ночь. Быстро собрались, в 21.55 уже отчалили. На воде полный, абсолютный штиль, вода как зеркало, красный закат, впереди – радуга, в общем, красота неописуемая. Правда, было холодновато, +12, но мы уже стали привыкать. Темноты не было вообще, так что с навигацией проблем не было. Пересекли залив Нильмагуба, обошли её южный мыс и в 23.45 причалили к о. Шушари – маленькому заболоченному островку, где на узком пляжике с северной стороны сделали небольшую стоянку – отдохнули, развели костерок, согрелись, подсушились, встретили здесь же новый день, через 40 мин. пошли дальше. Между о. Шушари и соседним (восточным) островком, пройти нельзя – много торчащих из воды камней и заросли какой-то водной растительности. Поэтому обогнули наш островок с запада, срезали губу Калдон (ок. 2 км) до мыса Калдонниеми, срезали губу Кауге, и взяли курс на г. Каугеваари (кстати, «гора» - это совсем не гора, а небольшой холмик). Прошли пролив восточнее о. Муртошари и примерно в 01.45 дошли до о. Окунев. Планировали встать на нем на ночь, но с северной и восточной стороны не нашли подходящего места. Пляж, про который читали в других отчетах, оказался затопленным, поэтому мы пошли к основному берегу озера примерно в 2-х км к востоку от о. Окунев. Долго шли вдоль берега, также не могли найти подходящего места. В 02.30 нашли более-менее подходящую песчаную бухточку и над ней – поляну. Место не очень удобное – каменистое и неровное. Зато с бесподобным видом на озеро и острова. Легли спать в 03.30. Прошли (по навигатору) 19 км. |
|||||
|
|||||
4. |
10.07. |
О. Окунев – мыс Ахвенниеми – о. Какаттая – о. Кукат – о. Вехка – бухта северо-восточнее о. Шелькашари |
18 км |
5,5 |
Утром t+9, сильная облачность, мелкий дождь. Северный ветер весь день. Весь день облачность, дождь. Вечером – прояснения, +14. |
Утро началось в 10.00 – отдохнули после ночного перехода. Погода мерзкая – моросящий дождь, ветер, как оказалось, практически на весь день. В 12.00 пошли дальше. До обеда (до 16.00) прошли мыс Ахвенниеми, восточными проливами мимо о. Какаттая, Кукат, северным проливом мимо о. Вехка. Напротив о. Вехка остановились на обед. Весь день – довольно сильный северный ветер, поэтому идем вдоль берега, не отходя дальше, чем на 100-150 м. После обеда прошли залив Корелакша с заброшенным поселком Корелакша. Как только вышли из-за защиты берега, сразу попали в северный ветер, пошла волна, поэтому быстрее опять спрятались за острый мыс напротив Корелакши. Опять долго не могли найти место для стоянки – отвесные берега, заросшие до самой воды. В 18.00 нашли узкую полоску пляжа, с одной стороны ограниченную водой, с другой – редкой растительностью и болотом. Сначала собрались вставать там, но решили все-таки выслать разведку вперед на 2-3 км. Разведка оказалась удачной – нашли хорошее место, да еще и в защищенной от ветра бухте, в которую мы и переплыли и в 19.00. Мы её так и назвали «Бухта Спасения». Тем более, что к вечеру погода вообще наладилась – ветер стих, выглянуло солнце, самые отважные даже искупались. Правда, проснулись комары и мошки, но они уже никого не пугают. Прошли 18 км за 5,5 ходовых часов. |
|||||
|
|||||
5. |
11.07. |
о. Раяшари - о. Нумушари - о. Пятешари – волок в оз. Левицкого. |
18 км + 0,5 км волок |
8:30 |
Утром t+16, ясно. Весь день небольшая облачность. Вечером – ясно, +16. |
Подъем в 06:30, вышли в 08:50. Прошли острова Раяшари, Нумушари, Пятешари. Опять весь день дождь, то сильнее, то слабее, северный ветер. Мы прячемся за островами и высоким северным берегом. Как только прошли о. Раяшари и повернули на юг, ветер наконец-то стал нам в помощь - подгонял в спину. Поэтому шли довольно быстро. В 13.40 уже дошли до волока. Кстати, найти его помог GPS-навигатор – южный угол Топозера довольно запутанный – много островов и заросших проток. Напротив о. Пятешари был своего рода юбилей – ровно 100 км по воде. Перед волоком (чуть южнее) есть стоянка, довольно неплохая, но выход на берег неудобный – камни. Сама стоянка метрах в 80 от берега, в круглом каменном цирке (скорее всего - бывшем карьере), защищена от ветра, с готовыми конструкциями для костра, кухни и т.д. Сюда доходит проезжая дорога - мы встретили рыбаков на УАЗ-ике. Здесь мы пообедали и вдвоем пошли на разведку волока, пока остальные сушились и отдыхали. Переход из Топозера в оз. Левицкого начинается широкой протокой между зарослями камыша. Протока упирается в невысокую (около 2-х метром) насыпную дамбу, с обратной стороны которой – тропа сначала по неглубокому теплому (по сравнению с водой в озере) болотцу (метров около 200). Далее – ещё около 400 м нормальная набитая лесная тропа до самого озера Левицкого. Начали перенос в 15.10, закончили примерно в 17.00. Каждый сделал по две-три ходки – сначала с личными вещами, потом – с общим снаряжением и байдарками. Малость устали. Сразу после волока стали готовить бивак – ставить палатки, готовить ужин. Место – правее тропы, на высоком берегу. Не очень удобное - продуваемое с севера. Как оказалось впоследствии, буквально в 3-4 км дальше, перед порогом Хямех – прекрасная стоянка с баней, кухней, костровым. Но… мы не знали. Решили на следующий день сделать дневку. Прошли 18 км + волок около полукилометра. |
|||||
6. |
12.07. |
Дневка |
0 |
0 |
Утром t+6, пасмурно, весь день сильный северный ветер. Вечером –пасмурно, +11. Ночью дождь. |
Дневка. Отоспались, отдохнули, помылись в бане. Наконец-то наловили рыбу и сделали уху. Весь день холодный северный ветер с озера. Натянули тенты – один вертикально, сделали экран от ветра, другой – двускатной крышей возле костра. Соорудили баню, хотя место не очень удобное – озеро на нашем берегу мелкое, нырнуть нельзя. Пожалуй, один из самых холодных дней. |
|||||
7. |
13.07 |
оз. Левицкого – пор. Хямех – оз Поньгома – р. Поньгома до разрушенного моста. |
32 км |
9 ч |
Утром t+4, пасмурно, холодный северный ветер, днем +11, дождь, вечером + 12, всю ночь дождь. |
Ночь была холодной. Утром +4. Вышли в 08:50. Меньше, чем через час дошли до порога Хямех, отделяющего оз. Левицкого от оз. Поньгома. Прямо перед порогом – прекрасная стоянка – с баней, навесом, туалетом. Порог представляет собой длинную узкую протоку метров 200 длиной, 5-7 м шириной, весь усыпан крупными валунами. Над ним проложен мост, довольно крепкий, к которому подходит накатанная грунтовая автодорога. Так как это первый наш порог, детей и часть снаряжения (личные рюкзаки) обнесли по левому берегу (по дороге), байдарки провели взрослые капитаны. Прохождение несложное, только в одном месте уж совсем мелко, пришлось поскрести днищем. На разведку и прохождение потратили около 1,5 часа, пошли дальше уже по оз. Поньгома. Сначала шли по узкому заливу, потом вышли на открытую воду. Сразу начал задувать северный ветер, пришлось прятаться за северным берегом. В 13.00 сделали привал на обед в небольшой уютной бухте. Далее шли вдоль восточного берега, ветер усилился, поднялась волна, но нам это было только в помощь – шли просто с крейсерской скоростью. Самый неприятный переход был к последнему мысу озера, но как только спрятались за ним от ветра, стало тихо и спокойно. Здесь встретили две группы туристов, впервые с начала похода. Примерно в 17.15 подошли к устью озера и истоку р. Поньгома. Озеро постепенно сужается, появляется сначала слабое течение, потом все более сильное. На входе в реку – разрушенный мост (или дамба?), сразу за ним – порог, на наш взгляд – непроходимый. И, видимо, не только на наш взгляд, потому что по левому берегу начинается набитая тропа для обноса длиной метров 250-300. Она заканчивается после некоего подобия следующей дамбы с разрушенным строением (избой назвать нельзя, может, была мельница?). На обнос потратили около часа. Далее начинались пороги. На нашей карте между значком «разв.» и мостом чуть больше 1 км, было два порога, которые мы проходили после разведки (что и всем советуем, если нет достаточного опыта и подробной лоции!) Все экипажи прошли нормально, кроме замыкающего, который умудрился так плотно сесть на камень, что пришлось выходить в воду и снимать лодку. Кстати, тут нам пригодились свистки – для подачи сигнала об удачном прохождении порога. До следующего моста (есть на карте) дошли часов в 20.30, уставшие и промокшие. Под мостом пройти нельзя, так как он очень разрушен. Начали переносить байдарки, но решили встать на ночь прямо на заброшенной дороге. Другой подходящей стоянки мы не нашли. Группа, которая шла за нами, провела лодки под мостом, проталкивая их руками. Стоянка очень не удобная – каменистая колея, сухих дров мало, да еще начали донимать мошки. Очень тяжелый день. Много впечатлений. Не поверили своим глазам, но по навигатору (да и по карте) прошли 32 км! Вечером погода совсем испортилась – дождь зарядил на всю ночь, холод, сырость, все устали. |
|||||
|
|||||
8. |
14.07 |
р. Поньгома от разрушенного моста – оз. Номоозеро – оз. Кокорино – оз. Вокшозеро. |
24 км |
9,5 ч |
Утром t+4, пасмурно, холодный северный ветер, днем +11, дождь, вечером + 12, всю ночь дождь. |
Сегодня была самая холодная и мокрая ночь за весь поход. Дождь шел, не переставая, дежурные замаялись с дровами. Утро мокрое, холодное и безрадостное. Встали в 07.00, вышли только в 9.00, хотя день предстоит сложный. Спустили байдарки на воду, и сразу пошла череда порогов – длинных, до 300-500 м. Проходили с разведкой. Первый порог решили провести руками вдоль правого берега – там есть узкий рукав реки, отделенный островками и камнями. Потратили минут 40. На следующем пороге одна из байдарок черпанула воды, её прижало течением к камню, повернуло боком, хорошо, что не перевернуло, но все намокли. Несколько раз высаживали детей, они обносили свои рюкзаки пешком по берегу, по воде мы шли сами. Все это длилось долго и нудно – за 4 часа дошли только до Номоозера – около 5-6 км. Вход в озеро заросший камышом и рогозом, заболоченный, довольно мелкий – каменистое дно совсем рядом, иногда цепляли его веслами. Сразу на входе в озере на выступающем в нашу сторону мысу – хорошая стоянка, только дров маловато. К тому же мы там пересеклись с другой группой, так что за дровами пришлось сплавать на правый берег небольшой бухточки. Там и обедали, и клеили шкуры (потратили более 2 часов). У второй группы (из Москвы) были подробные лоции всех порогов, но они сказали, что в этом году из-за высокой воды эти лоции не вполне соответствуют действительности, и что прохождение значительно проще. В принципе, как оказалось впоследствии, участок между оз. Поньгома и оз. Номоозеро был, пожалуй, самый трудный. Между озёрами Номоозеро и Кокорино только первый порог обнесли по берегу, остальные прошли сами, полными экипажами без проблем и без потерь. От оз. Кокорино идти стало значительно проще. Пару раз попадались мелководные каменистые участки, но не пороги, даже не перекаты. Мы очень переживали за те пороги, которые обозначены даже на нашей 2-хкм карте перед входом в Вокшозеро, но их прошли, даже не заметив – лишь течение чуть ускорялось, да изредка попадались камни, торчащие из воды. Поньгома на этом участке живописная и красивая – очень извилистая, со спокойным течением, густым лесом по берегам – типичная равнинная река. Портило впечатление холодная дождливая погода и необходимость не отставать от графика. Спустя 5,5 часов после обеда, почти в 21.30, мы наконец-то вошли в Вокшозеро. Здесь нас немного порадовало выглянувшее из-за туч заходящее солнце. Стоянку нашли сразу на входе о озеро, на высоком мысу справа. Обширная ровная поляна, со всех сторон закрыта от ветров скалами, но как всегда – проблема с дровами. Пока насобирали валежник, пока высушились-согрелись-поели, было уже 00.30. Упали без задних ног (да и без передних тоже). Прошли 24 км. |
|||||
|
|||||
9. |
15.07 |
Оз. Вокшозеро – оз. Волина Ламбина - мост. |
11 км |
5,5 ч |
Утром t+10, пасмурно, дождь, северный ветер, днем +14, переменная облачность, вечером + 12, ясно. |
Ночью было довольно тепло, скорее всего, из-за того, что не было ветра. Утро тихое, но к подъему (к 8 часам) пошел дождь. Решили переждать его. Занялись ремонтом байдарок, фотосессией – здесь очень красивый пейзаж. Выдвинулись только в 12.50, зная, что осталось немного. Сразу попали в довольно сильный боковой северный ветер, но ушли за острова и так и шли, прячась под северными берегами. На лоции, которую видели у московской группы, переход из Вокшозера в Волину Ламбину обозначен как опасный, с порогом. На самом деле ничего мы не увидели, опять было просто каменистое неглубокое (50-70 см) дно и торчащие местами валуны. Сам проход – заросший камышом, с широким «каналом» посередине. Волину Ломбину прошли на одном дыхании, за 25-30 мин. А вот дальше начались сплошные пороги, иногда длиной до 500 м. На разведку и прохождение потратили много времени. Перед предпоследним (левым) поворотом реки просто высадили своих «пионеров», они налегке шли по правому берегу – там уже есть нормальная тропа, переходящая в накатанную грунтовую дорогу. Лодки провели сами, без проблем и без происшествий. Перед мостом заключительный порог с островком посередине впадает в обширную заводь. Так мы там уже просто катались на байдарках в свое удовольствие. Дошли до места около 17 часов. Перед мостом масса полян, по обоим берегам, все утоптанные и довольно загаженные невоспитанными туристами. Многие заняты – отсюда начинают стартовать сплавщики по Поньгоме до моря. Мы встали метрах в 300 не доходя до моста, на левом берегу, возле небольшого ручья коричневатого цвета. На этом наш водный этап закончился. |
11. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте
Зависит от подготовленности группы и погодных условий.
Потенциально опасно может быть все:
На открытой воде:
- сильный туман или низкая облачность (мы не попадали, но теоретически вполне возможно потерять направление движения). Поэтому компас, карта – обязательны. Если есть GPS-навигатор – отлично, поможет не плутать среди островов.
- сильный ветер. Мы это вполне прочувствовали, хотя и не в полной мере – поднимается быстро, начинает гнать волну, поэтому на байдарках лучше держаться ближе к берегу;
- ну и обязательные для любого водного похода спасательные жилеты, герметичные упаковки для вещей и т.д.
- кстати, расстояния на открытой и большой воде весьма обманчивы. Мы только на третий день научились более-менее точно определять расстояние на глаз.
На берегу:
- наличие крупных диких животных - практически на всех пляжах следы крупных копытных скорее всего – лосей. Рыбаки говорили, что видели медведя. Мы это предвидели, и планировали делать ночевки на островах, но – не получилось. Так что пришлось выставлять ночные дежурства с костром.
- судя по информации из интернета, в тех районах встречается энцефалитный клещ. Мы не видели, но на всякий случай носили плотную одежду.
- многочисленные следы войны. Буквально перед нашим приездом погибла группа «черных копателей» - взорвались на мине. Об этом и по новостям сообщали, и местные жители нас тоже предупреждали, чтоб ничего не трогали. Но на одной из стоянок девчонки нашли в лесу каску времен войны.
На реке:
– пороги, перекаты, шиверы. Необходимы обязательно спас. жилеты и каски. Желательно иметь подробную лоцию для прохождения порогов. И делать предварительную разведку, при необходимости выставлять «регулировщиков». Ну и иметь хотя бы минимальный опыт управления байдаркой. При прохождении порогов мы пользовались свистками - сигналили о прохождении условными свистами («три зелёных свистка – всё нормально» :) )
Ну и вообще:
- Север есть Север, климат непредсказуемый и изменчивый. Возможны похолодания, уже во второй половине июля, как говорят, бывают заморозки, так что надо быть готовым ко всему – тёплая одежда, спальники, надёжные палатки. Мы брали с собой две газовые горелки, уж на совсем крайний случай, но – к счастью, они не понадобились, обходились дровами.
12. Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов на маршруте
Трудно выделить что-то наиболее интересное. Для нас, впервые побывавших в Карелии, интересно было всё – и природа, и погода, и история.
Но для нас, жителей Городца, Топоозеро представляет отдельный исторический интерес. Наш спортивно-туристический проект первоначально был задуман как туристический маршрут к месту подвига нашего земляка, героя-пограничника – городчанина Шмагрина М.Т., погибшего в 1939 году в Карелии. Подвиг его отряда стал в какой-то степени прообразом книги Б. Васильева «А зори здесь тихие…». Шмагрин Михаил Трифонович был начальником одной из Карельских погранзастав. В декабре 1939 г., во время очередного рейда, его небольшой отряд из 4-х человек наткнулся на большой отряд финских диверсантов, которые стремились прорваться в тыл нашей территории. Пограничники приняли неравный бой, и погибли все, кроме одного солдата, которого Шмагрин отправил за подкреплением. Бой проходил на берегу и на льду большого Топозера. Впоследствии одной из погранзастав было присвоено имя Шмагрина. С тех пор на именной заставе служили все потомки Михаила Трифоновича – сын, внук, которые также избрали своей профессией службу на границе. В райцентре Лоухи есть улица Шмагрина. В Городце регулярно проводятся мероприятия, посвященные памяти Шмагрина М.Т. Так, совсем недавно, в декабре 2014 года, одной из новых улиц Городца было присвоено имя Шмагрина и установлена мемориальная доска. На этом мероприятии присутствовали и ученики нашей школы. Мы поддерживаем связь с внуком героя-пограничника. – Шмагриным Михаилом Юрьевичем, также офицером-пограничником.
Кроме этого - мы снимали документальный фильм об одной из военных операций Карельского фронта – о Кестеньгской операции апреля 1942 года.
Посуда: чашка, ложка, кружка, нож
Туалетные принадлежности:
Одежда:
Еда:
Разное:
Групповое снаряжение:
Состав аптечки:
К счастью, практически ничего не пригодилось. До сих пор не перестаем удивляться, как это наши ребятишки все вынесли – холод, постоянную сырость, хроническую усталость, мерзких летающих кровопийц. Вот что значит мобилизация организма!
Список продуктов (с учетом 4-х суток дороги):
Печальное примечание: К нашему стыду должен признаться, что по дороге мы потеряли одну упаковку с продуктами – вероятнее всего, забыли в поезде, когда быстро из него высаживались. В ней находились: 9 банок сгущенки, 3 банки тушенки, 2 кг сахара, 1 кг моркови, 1 кг лука, 0,5 л. раст. масла. Поэтому уже на воде пришлось на ходу корректировать меню и жестко ограничивать сладкое. Абидна, да?
Ниже приводится список, который был закуплен изначально:
Крупы: рис – 5,5 кг
гречка – 6,5 кг
овсяная «Геркулес» - 3 кг
ячневая – 3 кг
чечевица – 2 кг (1 кг остался)
Макароны – 7,5 кг
В поезд БП-шки: 66 шт + 33 каши б/п
Сгущенка – 34 банки
Консервы рыбные (скумбрия) – 8 банок
Тушенка – 45 банок
Каша в консервах – 18 банок
Сахар – 5 кг
Соль – 2 кг (осталось почти 0,5 кг)
Конфеты карамель – 3 кг + 1 докупали
Шоколад – 12 плиток на перекусы
Печенье, пряники – 10 кг (8 с собой, 2 докупали в Кеми)
Козинаки: 12 плиток
Хлеб – 13 булок черного (в Н.Нов – 2, докупили в СПб – 9, докупили в Кеми - 2)
13 батонов (в Н.Нов – 2, докупили в СПб – 9, докупили в Кеми - 2)
Галеты – 22 пачки (на водный этап с 4-го дня)
Чай – 0,5 кг (в пакетиках)
Кофе раств. – 3 банки по 200 г.
Суп в пачках – 23 пачки
Сухофрукты – 1 кг
Курага – 1, 5 кг
Картошка: 50-60 шт (по 5-6 с каждого)
Морковь – 1 кг
Лук – 1 кг
Масло растительное – 0,5 л
Весовые нагрузки:
Личное снаряжение – 5,0 кг х 11 = 55 кг
Групповое снаряжение – 143 кг
Продукты на 10 дней – 55 кг
ИТОГО - 253 кг, на мальчиков – от 14 до 18 кг,
на девочек – от 12 до 16 кг,
на взрослых – 25-35 кг
Контакты: Всё нашли в Интернете, обо всём договорились по телефону, всё было чётко по времени и по деньгам, никаких накладок.
Заказ транспорта в Лоухи для заброски группы в пос. Кестеньга (два 6-местных УАЗ-ика «буханки»):
Александр Тел: 8-9215252341
Заказ транспорта для доставки группы от воды до г. Кемь (большой «Урал» с будкой-кунгом):
Игорь: 8-9108896679
Сергей: 8-9217281010
МЧС (там же и ГИМС) по Лоухскому району: пос. Лоухи, пер. Дачный-12 (вполне доброжелательная и внимательная организация)
Тел: 8(81439)5-14-98
Начальник: Владимир Михайлович: 8-9214680525
Специалист (или дежурный?) Елена: 8-9214504656
14. Стоимость участия в походе
Стоимость перемещений (на 1 человека):
Маршрут переезда (средство передвижения) |
в рублях |
Городец – Н.Новгород (Газель) |
100 |
Н.Новгород – Санкт-Петербург (поезд № 059Г, плацкартный) |
3150 |
Трансфер по Санкт-Петербургу (автобус), включая обед |
1200 |
Санкт-Петербург – Лоухи (поезд № 022Ч, плацкартный) |
1870 |
Лоухи – Кестеньга (заказной транспорт) |
630 |
Мост через р. Поньгома – Кемь (заказной транспорт) |
550 |
Кемь - Санкт-Петербург (поезд № 021Ч, плацкартный) |
1740 |
Санкт-Петербург - Н.Новгород (поезд № 145А, плацкартный) |
2140 |
Н.Новгород – Заволжье – Городец (Газель) |
100 |
|
|
И Т О Г О с каждого: |
11480 |
На питание, аптечку, снаряжение: - 3000 р.
Дополнительная статья расходов – с нами ходил воспитанник Городецкого детского дома, оплата его проезда – из общего бюджета (спонсоров, к сожалению, не нашлось).
15. Итоги, выводы, рекомендации
Итоги:
Запланированный маршрут пройден полностью. Поставленная цель в плане прохождения маршрута выполнена полностью.
Образовательные и воспитательные цели и задачи, поставленные перед походом, полностью выполнены.
Рекомендации:
Отчет подготовил:
Руководитель похода, __________________________ Ларионов О.С.
«30» сентября 2015 г.
Wasino 05.01.2016 13:32:19 |
+1
+1
-0
|
||
Крутой отчётище! Ежели кто соберётся на эту речку - и не надо другой информации. |
Борис Котельников 05.01.2016 14:42:43 |
0
+0
-0
|
||
Отличный отчет! Образовательная составляющая маршрута - на высоте. Дети - просто счастливцы. Им повезло с педагогами! Молодцы! |
Юрий Жарков 05.01.2016 16:11:33 |
+3
+3
-0
|
||
Добротный и подробный отчет! Спасибо, Олег, за труды!!! Утеря провизии, мне, как несколько_раз_завхозу - просто ножом по сердцу Хвала Вам и Борису Котельникову, что вы не просто на месте популяризируете туризм среди молодёжи, но и несёте его в широкие массы! Горжусь такими нашими УЧИТЕЛЯМИ! |