История туризма Нижегородской области. Первые туристы в Заволжье: Павел Степанович Усов, вторая половина XIX века

Информация об авторе
Коршак Сергей Николаевич
Нижний Новгород
Дата регистрации: 18.03.2014 14:50:56
Предыдущий визит: 06.10.2021 11:25:29

Автор: 
Регион:Нижегородская область
Жанр:статья
Статья посвящена начальному периоду истории туризма в Нижегородской губернии. В конце XIX века биограф Мельникова - Печерского Павел Степанович Усов совершил несколько поездок по заволжским уездам в тех местах, где бывал его визави. Он описал пройденные маршруты и исторические объекты на них в виде путевых очерков.

Павел Степанович Усов (1828 - 1888 гг.) видный  публицист, издатель, биограф Мельникова - Печерского. Он был другом, биографом и одновременно душеприказчиком писателя Мельникова – Печерского, который с 1860 года был одним из главных сотрудников издаваемой  П.С. Усовым  «Северной пчелы».

Видный публицист, издатель газеты и ответственный редактор «Санкт-Петербургских ведомостей», занимая видное положение в либеральной публицистике того времени, Усов не мог остаться в стороне от вопроса установления исторической правды о роли П.И. Мельникова в борьбе с расколом в Нижегородской губернии. В народе писателя считали гонителем старообрядчества, разорителем заволжских скитов.

Для сбора информации по этому вопросу в сентябре 1884 года Усов совершил большое путешествие по старообрядческим местам, которое он описал в своём путевом репортаже «Среди скитниц», опубликованном в 27 томе «Исторического вестника»  за 1887 год.

Маршрут экспедиции начинался в Семёнове и через село Медведево проходил к деревне Чернухе (Чернухинский скит).

Технический фотоальбом для размещения фото в статьях и фотоотчётах.. Фото 93

Чернухинский скит. Фото М. Дмитриева

Далее Усов посетил Покровский единоверческий женский монастырь, в котором в то время было около ста монахинь, и свернул на юго-восток от Семёнова в Оленёвские кельи (до 1853 года составлявшие Оленёвский скит), который Мельников описал под видом скита Комаровского.

Технический фотоальбом для размещения фото в статьях и фотоотчётах.. Фото 92

Молельня Оленёвского скита.Фото М. Дмитриева

Он отмечает, что обилие и богатство икон (их более ста) в молельне, их види­мое древнее происхождение, простота, чинность, скромность всей остальной обстановки этого места молитвы производят глубокое впечатление на посетителя.

После этого маршрут Усова лежал на юго-восток в Керженский Благовещенский единоверческий мужской монастырь к «керженским старцам».

Павел Степанович Усов так описывает свой путь: «Оленевские кельи со всех сторон окружены лесом, из которого мы выезжали только по приближены к деревням, нахо­дившимся на нашем пути к Керженцу. Это были деревни Малое Оленёво, Сутырь, Козловка. За Козловкою дорога пошла низменною долиною, болотистою топью, по которой тарантас двигался по гати, настланной из еловых жердей. По бокам этой проселочной дороги виднелись топи, местами покрытые водою. Тарантас колотился о деревянную постилку. Жерди подпрыгивали под колесами экипажа - ехать рысью по ним не было никакой возможности. Подобная топь, местами без жердевой настилки, тя­нулась несколько верст. Наконец, мы вздохнули полною грудью, когда, оставив болотистую низину, вступили в керженские леса. Местами песок, местами суглинок, местами холмы, местами болотистые топи, характеризовали лесную дорогу».

Ещё не один раз приходилось путешественникам по  этой дороге переезжать через лесные речки с болотистым берегами. Усов пишет: «Проезжая Керженским лесом по направлению к единовер­ческому монастырю, мы на каждом перекрестке, где появлялась новая дорога, встречали восьмиконечные кресты. Но на одном перекрестке увидели мы две сосны, рядом стоящие, одна из которых была несколько наклонена к другой. На прямой сосне прикреплены были две иконы, а на наклоненной—одна икона».

Технический фотоальбом для размещения фото в статьях и фотоотчётах.. Фото 78

Иконы в Керженском лесу. Рис. Мельникова

Павел Степанович Усов отмечает, что «… безмолвие господ­ствовало в лесу. Ни человека, ни зверя, ни птицы мы не видели. Только, когда мы подъезжали уже к Керженскому мона­стырю, лай собак приветствовал нас у мельницы на запружен­ной реке, да из избы лесника выглянула чья-то голова, заслышав колокольчик нашей тройки».

Технический фотоальбом для размещения фото в статьях и фотоотчётах.. Фото 82

Керженецкий монастырь. Фото М. Дмитриева

По свидетельству современника, местоположение монастыря и живописное, и уединенное. По обоим берегам Керженца находится лес без всяких признаков жилья. Только для монастырских строений, с узким пространством вокруг ограды, место очищено из-под леса.

Технический фотоальбом для размещения фото в статьях и фотоотчётах.. Фото 201

План Керженецкого Благовещенского монастыря. Рис. П.С. Усова

Керженец, протекая вдоль ограды монастыря, расположенного на его правом берегу, за монастырем круто поворачивает и скрывается в лесной гуще. Подобными извилинами эта река во­обще богата и ими обусловливаются её омуты, от которых Керженец издавна получил прозвище «омутистого». С крутого ко­лена, где начинается поворот реки в левую сторону, откры­вается живописный, наилучший вид на монастырь, на Керженец, на леса, обнимающие собою горизонт со всех сторон. 

Технический фотоальбом для размещения фото в статьях и фотоотчётах.. Фото 80

Керженский Благовещенский монастырь. Рис. Мельникова

Павел Степанович Усов отмечает: "Солнце уже садилось, когда мы выехали в обратный путь из Керженского Благовещенского монастыря. Проехав еще засветло плотину с бревенчатою гатью около мельницы, мы направились в Семенов по другой дороге, короче прежней, когда заезжали в  Чернухинский скит, в Оленевские кельи. Всю эту дорогу, около двадцати пяти верст, мы проехали почти сплошным лесом, не встретив на пути ни одного жилья до Семенова. Вообще около Керженца и дальше нет ни одного жилья; леса в этой местности еще мало тронуты. На протяжении десятков верст встречается только лес, сливающейся с  ветлужскими  лесами. С   Керженским лесом сливаются леса Лыковский и Поломский Семеновского уезда, Каменский и Дорогучинский - Макарьевского. В этих лесах  в  прежние годы укрывались пустынники, в вырытых ими  землянках или в небольших срубах. На обратном пути, в нескольких  верстах от монастыря, мы увидели двух лесных стражников, с дубинками, в теплых армяках, обходивших порученные их осмотру участки леса. Более мы не встретила до самого города Семенова никого, ни  пешего, ни конного. Мы ехали по какой-то лесной пустыне. Глушь  местами была поразительна. В лесу было до того темно, «что нам не видать было спины ямщика». Поэтому неудивительно, что на одном косогоре колеса тарантаса попали в промоину, и  он опрокинулся. Желая осмотреть, не выпали ли наши вещи из тарантаса, когда мы его поднимали, мы зажгли шведскую спичку. Она горела ровно, пламя нисколько не колыхалось: до того лес быль густ в этом месте на узком проселке…"

Павел Степанович Усов благополучно вернулся в Семёнов и оттуда через постоялый двор в деревне Слободское, построенный в 1851 году, по Семеновскому почтовому тракту направился в сторону Нижнего Новгорода.

Постоялый двор представлял собой трехсекционный дом, от фундамента до конька покрытый резным узором (в середине 80-х годов ХХ века он ещё стоял у дороги). Добродушно улыбающиеся львы стерегли убегающие по доске ставен, наличников и карниза розаны цветов, гроздья ягод, бесконечные плети виноградных лоз и завитки непривычных для средней полосы России растений. 

Двигаясь по этой дороге, Павел Степанович Усов отмечал, что «…некоторые места  до того возвышены, что с одного из них нам открылся, во всем блеске ясного утра, великолепный вид Нижнего Новгорода, хотя с этого места до села Бор, на берегу Волги, оставалось еще 17 верст почтовой дороги. Очевидно, что по прямому направленно Нижний Новгород был  уже гораздо ближе к нам.  Вообще, если на откосе в  Нижнем можно любоваться дивными видами на лесную даль Семеновского узда, то не менее живописные пейзажи открываются с его возвышенных мест на правый берег Волги, на Нижний Новгород  и на горы правого возвышенного берега Оки».

         Материалы экспедиции  Павла Степановича Усова позволили ему собрать материал и свидетельства старообрядцев о том, что  Мельникова, несмотря на его защиту Усовым, они не любят. Активная деятельность Мельникова-чиновника в народной памяти  отражалась как продолжение дела нижегородского епископа Питирима, сподвижника Петра Великого и гонителя раскола. Тем не менее, опираясь на позицию своего друга в конце жизни, он  делает  вывод, о том, что писателя П.И. Мельникова напрасно считали гонителем старообрядчества, разорителем заволжских скитов. Им впоследствии было установлено, что проект года закрытия заволжских обителей 1848 года принадлежал Действительному Статскому Советнику Алябьеву. Однако каждая из сторон -  и  Усов, и  старообрядцы,  осталась при своём мнении…

Путешествие П.С. Усова по старообрядческим местам в сентябре 1884 года, которое он долго готовил и подробно описал в очерке «Среди скитниц», является знаковым событием в истории нижегородского туризма, т.к. впервые описание поездки позволяет проследить конкретный маршрут и примерить его к современности.

 

23.11.15.

Коршак С.Н. историк.

 

Список источников и литературы по теме:

Сборник в память П.И. Мельникова (Андрея Печерского). - Нижний Новгород: 1910. Ч.1.

Усов П.С. Среди скитниц.//Исторический вестник. Том 27. - СПб.: 1887.

Усов П.С. П.И. Мельников, его жизнь  и литературная деятельность.// Мельников П.И. Полное собрание сочинений. СПб.- М.: 1897. Т.1.


Статистика
Суммарный рейтинг:20
Средний рейтинг:5
Проголосовало:4
Просмотры:2274
Комментариев:0
В избранном:1
Голосование
Зарегистрируйтесь, разместите свои материалы, и вы сможете принять участие в голосовании
Добавить комментарий
Зарегистрируйтесь или войдите , и вы сможете добавлять комментарии