По жаркой Норвегии
960 км на велосипедах
в аномально тёплое лето 2014 года
Участники похода:
Денис Смородин – толмач, проводник, поставщик (продуктов) двора, «мотор» группы Василий Прасолов – фото и блокното летописец, «тормоз» группы
|
В начале Большого Пути
19.07.14
Перелёт и «ночной дебют»
«Ну, вот я и в Хопре!» Как говаривал когда-то офицер СА с телеэкрана. А точнее, на борту Эйрбаса «Российских авиалиний». Через мгновения оторвёмся от родной земли и возьмём курс на Осло.
Волею судьбы от нашей дружной четвёрки осталась ровно половина. Причём окончательный состав определился только в ночь перед отъездом. Перекладка груза в коробки с великами, замена палатки, корректировка мелочей задержала выезд из Нижнего на 2 часа. И, если бы не мастерство водителя (Геннадий Валерьевич рулит!!!), преодолевшего по обочинам все предмосковские и московские пробки на пути в Шереметьево, вряд ли мы были сегодня в столице Норвегии.
А так, съев дежурную аэрофлотовскую курицу (это вспоминая перелёты 70-х…, а на самом деле обед был довольно вкусным, хотя мог бы быть и поболее…), продолжаем любоваться видами за окошком (иллюминатором).
Над Скандинавией
В настоящее время летим над холодными водами Балтики. А вот и земля, наверное, шведская. Будем пролетать над Стокгольмом, дам с борта приветственную телеграмму королю Густаву VI (или VII,VIII?) :)
Предъявив симпатичному таможеннику обратные билеты, мы доказали, что всё-таки собираемся вернуться в Россию. Получили за это штампы в паспорта и перешли границу. Наши велы уже красовались в помещении крупногабаритного багажа. Да, коробки после выемки содержимого Денис припрятал под пешеходным переходом через пути. Сказался опыт двухгодичной давности. Сборы велосипедов немного нас задержали. И лишь около 11 вечера мы тронулись в сторону Осло. Меня сразу поразили широченные (2,5-3м) велодорожки и очень удобные съезды-заезды на автодороги.
По плану в этот вечер мы должны были проехать километров 40 (из 60). И мы их проехали! Но отбились в эту ночь в 03.30, то есть где-то даже в утро…
Стоянку нашли почти по «вновь утверждённому маршруту». Правда озеро, которое наметил Денис для ночлега, было обнесено колючей проволокой, и табличка о чём-то грозно предупреждала. Но мы не растерялись и нашли на спуске рядом с гравийкой болотистое озерцо, из которого и взяли воду для ночного ужина. А палатку поставили на ответвлении от этой гравийки
40км
20.07.14
Осло. ЖД. Начало маршрута.
По пригородам Осло так и катили по велодорожкам. Трек, начертанный ГУГЛом, вёл нас как Дерсу Узала Арсеньева по уссурийской тайге: едем по велодорожке, и вдруг Денис говорит, что тут трек велит свернуть на вот эту тропку. Сворачиваем, тропинка приводит на старый теннисный корт, и дальнейшее её продолжение уж больно заросло травой…. Но тут за кортом высмотрели более наезженную тропу и скоро опять выехали на широкую дорогу. Велодорожки не раз разветвлялись, ныряли под дороги, но трек всегда возвращал нас на путь истинный. В результате катились по самому Осло уже не торопясь, снимая попадавшиеся на пути архитектурные изыски,
«Велостоянка» в Бизнес-центре
и прибыли на вокзал за 2 часа до отправления поезда на Sira. Да, по дороге случилось не то чтобы приключение, но событие достойное упоминания. Катясь по очередной велодорожке вниз с довольно большой скоростью, неожиданно услышал треньканье звонка и инстинктивно подал в сторону. И мимо меня, как спорткар мимо вазовской классики, промчался норвежец с могучими икрами, вскоре «сделавший» и Дениса, катящегося метрах в 20 впереди. Видимо, куда-то торопился в 6 утра….
Район ословского ЖД-вокзала очень живописен: напротив широкая бухта с кораблями, паромами, яхтами и какой-то забубённой инсталляцией. На берегу величественное здание Осло-Опера, рядом с вокзалом современный Бизнес-центр, где велосипедики стоят. И ещё чего-то полезного и красивого строят перед входом. Подъехали к пирсу, где скопище старинных кораблей, мастерская по изготовлению «викинговских» лодок, где сам мастер, устав от плотницких работ, отдыхал в гамаке.
Мастер сделал своё дело – мастер может отдохнуть
Поглазели, поснимали и поехали выполнять очередной пункт утреннего плана. А по нему была закупка продуктов и упаковка великов в чехлы. Дежурный на вокзале помог нам найти нужную платформу №3, и пока Денис изучал ассортимент местных гастрономов, я занялся разборкой велов. Пришёл Денис и продолжил разборку, беседуя одновременно с пассажиром нашего поезда, сидящим рядом на лавочке. Я же побежал на полчаса поснимать Оперу и её окрестности, что вам и предъявляю.
Бухта у ЖД вокзала
Хорошо прогуляться по «Опере»
Вернулся, как и обещал, за 15 минут до отправления поезда. Но Денис уже всё сам загрузил в вагон. Причём собеседник Дениса не только угостил его бананом и подарил карту норвежских достопримечательностей и кемпингов, но и договорился с проводником нашего вагона, чтобы разместить велики на кухне «забесплатно» (там у них предусмотрено место специальное, но, конечно, за кроны).
Раздувая пары
Места в вагоне очень удобные – 6 часов и никаких последствий! На откидных столиках поели мюсли с молоком, а потом досыпали за бдения предыдущей ночи. На станции Kristiansand проводник вдруг начал вращать кресла на 180 градусов. Оказалось, что далее поезд пойдёт в обратном направлении, а норвежцам в лом ездить задом наперёд. Не ведают они, что в наших «Ласточках» задом едет всегда ровно половина вагона….
Вышли на небольшой станции Sira, уже быстрее собрали велики и покатили. Асфальт скоро сменился грейдером, но опять без единой выбоинки. Кстати, хоть какой-то ямки, ни одной, мы так и не нашли на норвежских дорогах, как ни старались…:) . Убедившись в качестве дорожного полотна, на прямых спусках позволили себе разогнаться: Денис до 65км/час, более осторожный я – до 53км/час.
Времени уже было около 18.00, так что уже через час пути стали приглядывать место для ночлега. В восемь вечера, как по заказу, слева примкнула круто уходящая вверх дорога. Поднялись по ней довольно высоко, но идеальным местечком для нашей палатки оказалось место совсем недалеко от тракта.
Вторая стоянка (но на маршруте первая)
Большим плюсом этой стоянки стал омут небольшой речки-ручья, которого нам хватило для быстрого (водичка айс!) омовения.
Здесь у Дениса, нашего главного кашевара, возникли проблемы с бензиновой горелкой: никак не хотела устойчиво гореть. Но потом Денис нашёл к ней «ласковый» подход и далее живительный огонь возгорался как по расписанию….
Да, для группы побольше рекомендую подняться повыше, там у речки встречаются места для стоянки на несколько палаток.
Купель для быстрого купания
Пройдено - 33км
21.07.14
Дороги, жара, озеро
Погода, как и в первый день, отличная: солнечно и тепло, где-то даже жарко. Подъёмы, спуски, красота ландшафтов чередовались короткими остановками на фотосессии и поедание ягод. Возле одного из ручьёв полакомились сладкой малинкой. Перед красивым посёлком снова появился асфальт, а с ним прибавилось и машин. Удивительно отношение автомобилистов к их почти коллегам. Обгоняют, стараясь обеспечить максимальный зазор, если дорога двухполосная, то выезжают на встречную полностью, если одна полоса, то зачастую тащатся за великом и даже не посигналят. Иногда услышишь за спиной фырканье дизеля, оглянешься – за тобой фура плетётся…. Ну прижмёшься к обочине, или совсем остановишься…. Кстати, общее впечатление от автодвижения по норвежским дорогам – абсолютное соблюдение ПДД! И потрясающая взаимная вежливость. За 12 дней ни одной аварии! Ни одной пробки! Ни одного постового с полосатой палкой! Полицейских машин видели всего 3 штуки…
Денис уехал за посёлок, а я остановился поснимать красивый домик (сколько ещё, не менее красивых, их будет на нашем пути!). Тут подошёл хозяин этого дома и завёл со мной разговор. Мои «а им раша» и «ноу спик инглиш» не убедили собеседника, и он продолжал живо чего-то рассказывать. На что я согласно кивал головой и тупо улыбался. Ребята, учите языки!!!
Продолжаю рассказ после чайку с прекрасным (и весьма дешевым) брусничным джемом. Время 21-35. Светло почти как днём: север…., хоть и юг Норвегии. Это плюс. В минус микроскопические мошки, прилетевшие попитаться российскими туристами.
Чем же примечателен прошедший день? Во-первых, проехали почти 70 км, поднявшись на 660м. Подъёмы даются нелегко. Жарко. Рюкзак назад тянет, хоть и легче денисовского на 6кг.
Молодому же всё нипочём: прёт в любую гору – не остановить! Я же, как скорость падает до 6км/час, спешиваюсь и топаю пешком с чуть меньшей скоростью, но мне так легче….
С хозяином этого домика я имел одностороннюю, но продолжительную беседу :)
Обедали в красивом месте у плотинки.
Чудесное место для обеда и купания. Рекомендую.
В озере с приятной водой чудесно искупнулись, и снова в путь. Часто встречаем на дорогах байкеров: на харлеях (редко), на БМВ и «японцах» (чаще). Причём народ почтенного возраста, за 50 уж точно…. Попадаются ретромашинки годов 60-70х, но в очень хорошем состоянии. И несть числа «кэмперов» самой разной конструкции и размеров. Один раз Денис попросил сфоткать длиннющий прицеп на 4 сдвоенных колёсах и четырьмя окнами: «Это же больше моей квартиры едет!» Увы, аппарат далеко был….
Проехали и осмотрели замечательный мост 1919 года над глубоким, метров 50, ущельицем. Не получилось на снимках передать его глубину, но что есть, то есть…
В небольшом и ухоженном (а других мы не встречали) городке совершили плановую закупку продуктов. По магазину ходил, раскрыв рот на тамошние цены. Но, тем не менее, набрали еды всего на 250 крон.
В полный восторг привели пришкольные футбольные поля: большое и тренировочное. Газонам и Лужники позавидуют. На тренировочном два молодца пинали мяч. Хотел было к ним присоединиться, но незнание языка меня остановило….
Когда у нас в каждой школе будут такие поля - мы станем чемпионами мира!
На берегу очередного озерца попили чаю и, прилично отдохнув, снова налегли на педали. Через 10 км подъехали к большому озеру, к которому вела грунтовая дорога. Поехали на разведку и увидели чудесное место для стоянки и даже костровище. Поставили палатку и пошли к озеру. Вода – прозрачнейшая, довольно тёплая, градусов 17-18.
Смыли пот с уставших тел, поужинали. При свете небольшого костерка записал в дневник события дня минувшего.
500м не докрутили до 70км (наш минимальный плановый ежедневный пробег)
22.07.14
Рассвет на озере. Люсе-фьорд. Катастрофа с Никоном. «Сухая стоянка»
Как это часто бывает в моих последних походах – не спалось. Поэтому уже по привычке в 04-40 утра выполз из палатки с фотоаппаратом снимать восход на озере. Красиво менялось освещение и озёрные краски. Но на снимках не удалось вполне передать эту красоту….
Всё: и небо, и камни, и вода были нереально красивы…
Как всегда описываю события прошедшего дня уже после его завершения, то есть глубоким вечером. Итак, подъём был ранним. Пошли на каменистый пляжик и искупались. Поснимал на видео заплыв Дениса в костюме Адама. Но это только для домашнего пользования. Или всё-таки на Ю-туб выложить? :) .
Позавтракали доваренным горохом, свернули лагерь и на реактивной тяге, мгновенно, добрали недостающие до 70 километровой нормы 500м. И начали отсчитывать новую семидесятку. Дорога на Люсе-фьорд трудная, но очень красивая и интересная.
В начале подъёма ещё присутствуют карликовые берёзки
Эти милые барашки бродят по горам абсолютно самостоятельно
Пейзаж менялся стремительно: сначала простые берёзки сменились карликовыми, а потом и они исчезли.
Байкеров на дорогах на порядок больше, чем велосипедистов…
Снова набор высоты в 300м. Тоже пришлось в этот набор немножко потопать…. Стали попадаться многочисленные озёра, с отдыхающими на берегах авто, мотопутешественниками.
Кратковременный отдых с видом на озеро
На перевальной точке стоял столб с отметкой 932м. и огромное число турчиков по обе стороны дороги. А что? Моторным путешественникам силы девать некуда – вот и увековечиваются. Мы же с Денисом решили свои силы поберечь и употребить их на благое дело – дальнейшую дорогу к какому-то «висячему камню».
Они (турчики) всюду!
Голубое сердечко на пути к «висячему камню»
Проехав ещё по верхам n-км, начали спуск. Здесь на прямых мы обновили скоростные рекорды, которые так и остались высшими достижениями маршрута. Денис разогнался до 79км/час. Я же, любя себя родного, позволил только 67км/час, хотя казалось, летел все 300!
Прибыли в кемпинг, откуда начинается пешка к «висячему камню», около 12. Велики притянули к столбу посреди стоянки, запаслись водой, и, слегка подкрепившись, пошли за народом, поднимавшимся по скальной тропке. Несколько раз спускались в долинки с ручьями и снова поднимались на скалы.
Первая из трёх долинок тропы (движение к камню по стрелке)
В трудных местах установлены цепочные перила, так что идти не трудно и вполне безопасно. В описании на стенде сказано, что ходу туда 2,5 часа. Мы с Денисом чуть улучшили результат: туда 2ч, там 30мин, и обратно 1,5ч. За это время успели насладиться видами Люсе-фьорда: удивительным зрелищем километровых скал и зелёной воды, постоять на висячем камне, записать видеоприветы родным и друзьям и здорово обгореть под палящим норвежским солнцем….
Встретили здесь соотечественников и удивительную семью: довольно молодых родителей с шестью детьми, самый младшенький из которых, похоже, ещё и не ползает…. И вот эта семейка мужественно, в столь жаркую погоду, передвигается через три перевальчика к знаменитой на всю Норвегию достопримечательности.
Мал мала меньше
Навосторгавшись, наснимавшись …(продолжение следует через три страницы)
А пока предлагаю вниманию серию снимков, рассказывающих о Люсе-фьорде и повисшем над ним камне
Такое вот прямоугольное окончание (или начало?) Люсе-фьорда
Километр вверх, 1000 метров вглубь, 42км вдаль
Пройти сюда лучше слева, спустившись по снежной расщелине
Под этим камушком километровая пропасть. Не хотите ли встать в очередь? :)
Популярнейший способ взглянуть на водную гладь фьорда… |
Эх, молодость, молодость!!! Но уважаю… :) |
Эйфория от сознания того, что: «Мы здесь, и мы видим всё это!» не покидала нас всё время пребывания на «висячем» камне…
…подзагоревши, вернулись к своим великам. Пожевав норвежской «Марии» (почему так любят этим простым русско-еврейским именем называть печенье?!) с джемом, ринулись в круговерть серпантина, ведущего к парому.
И так до самых вод Люсе-фьорда…
Повороты исключительно 180 градусные, так что тормоза работали на полные колодки. Возникали где-то подспудно опасения за их сохранность, но доехали-таки безаварийно. А в какой восторг привёл прокат по 1100 метровому тоннелю с таким же разворотом на 180 градусов! Средняя скорость спуска равнялась автомобильной: сужу по БМВшке, что пристроилась за мной в начале серпантина и обогнала уже только в самом низу на ровном участке….
Так мы прибыли к первой нашей паромной переправе. На будущее тем, кто будет путешествовать в здешних краях: на всех паромных переправах, да и самих паромах всегда есть туалеты, а в них краны с чистейшей питьевой водой. А на паромах всегда можно подзарядить ваши гаджеты.
Вот показался и наш паром.
Отправляется он по Люсе-фьорду в 14 и в 18 часов. Может и раньше есть рейс, но нас интересовала только вторая половина дня. Информация по паромам начертана на стендах, посвящённых туристическим достопримечательностям.
Причаливание, выгрузка и загрузка проходят очень слаженно и быстро. Раз! И мы уже отходим! Вскоре минуем наш дорогой «висячий» камень, где мы находились всего 6 часов назад. Снизу тоже выглядит всё грандиозно! Снимки только вот слабо передают всё это величие…
Зоркий глаз без труда найдет на снимке застрявшую норвежскую достопримечательность
По какой-то причине :), довольно безлюдное кафе
За 2,5 часа, преодолев 42 км, мы прибыли к очередному дорожному продолжению нашего велопутешествия.
Беру тайм-аут, ибо зовут чай пить. Эх, и вкуснотень – чай с апельсиновым джемом и бюджетной «Марией» (15кр за 1кг)!!!
Продолжаю. В спешке выгрузки с парома стоеросовая башка (ваш покорный слуга) забыла закрепить фотик жгутом. И при трогании фот освободился от ненадёжных пут клапана и упал на дорогу. Результат этого кульбита – сломанный байонет и туманные перспективы дальнейшего фотографирования….
Ну что ж, велодень, так хорошо начавшийся, продолжился…. Проехав по красивому мосту через Люсе-фьорд, покрутили педали в сторону океана.
Пришло время вставать на ночлег, но не тут-то было! Места попадались или совсем неудобные, или безводные, или сплошь за заборчиками по обе стороны дороги. Так и «пылили» мы вдоль океанского побережья до весьма позднего вечера. Уже в сумерках я вдруг решился поприветствовать встречного велотуриста (рюкзачок мне его понравился: такой же объёмный как у меня :) ) – вместо привычного «хай», я произнёс уже полузабытое «привет!». И услышал в ответ такое же родное слово: это белорусские ребята проложили свой маршрут от аэропорта Ставангера в тот район, где мы тусили днём ранее. Нас попросили передать отставшему товарищу, что он едет в нужном направлении. Встретили (чуть ли не через час!), передали…
А воды всё не наблюдалось, за исключением океанской, плещущейся рядом с дорогой…. Около 23ч пытливый Денис заглянул за придорожные елочки и на 15 метровом промежутке между дорогой и океаном нашёл неплохое место для палатки. Всё бы было прекрасно, если бы не одно, но существенное «но»! У нас не было ни грамма воды! Я категорически отказывался есть, пить?, ложиться спать без глотка живительной влаги.
Уговорил Дениса прокатиться налегке в поисках воды. В городке почему-то в 12 ночи полностью отсутствовал народ на улицах. И во дворах домов тоже никого не наблюдалось. На мои призывы проникнуть в пожарную часть Денис не откликнулся. Однако же бодрствующее население мы нашли! На игровой площадке тусовалась группа девчонок и паренёк. Они присоветовали нам добраться до парома и попытать счастья в любимом туалете. Поехали, но представив путь в 4км туда, 4 обратно, развернулись и, погрустневшие, покрутили педали обратно…. Но! Есть в жизни счастье! На обочине узрели бивуачную суету у кемпера. Видать тоже припозднились с ночлегом. Денис от волнения поначалу задавал вопрос: «Вам нужна вода?». Но после уточняющего диалога разобрались, кому же она всё-таки важнее. Наполнили нам 0,7литровую фляжку, и мы, счастливые, вернулись в лагерь…
Проехали 51км
23.07.14
Ремонт фотика, бесплатный паром, форелевая уха.
Утречко задалось! Солнышко красиво осветило городок, а Денис приклеил обломки байонета, да так крепко, что до сих пор не развалился. На радостях наснимал и городок, и Дениса, и большой паром заодно.
Слава великому мастеру по ремонту байонетов!
Городок Tau, где бесполезно по ночам искать питьевую воду…
Собрались - и в путь! С утра педали крутятся легче даже с рюкзаком, чем вечером и без оного. Закупили пропитание. На обед у нас как обычно кефир с мюсли или хлопушками, а на ужин брали рыбу или сосиски. Причём если цена за 1л кефира была приемлемая (около 20кр), то брали жирный, с ярким синим велосипедистом на коробке. А если более, то довольствовались бледненьким, за 17кр….
Подъехали на паромную переправу, напились вдоволь воды и набрали полные фляжки. Здесь же за столиком позавтракали «тёмно-синеньким велосипедистом» и покатили дальше. У длинного тоннеля с запрещающим знаком велосипедного движения свернули на обычно существующую в этом случае объездную дорогу.
Чтоб у нас все объездные дороги были такими. Только по ним и будем ездить.
Особенностью этой было её идеальное состояние. То есть, чтобы норвежские граждане не тратили своё драгоценное время и 90-рублёвый бензин, был прорублен 3х километровый тоннель и совсем недавно, а россияне на великах пусть прутся в объезд. А что? Мы с Денисом были совсем не против, ибо красот окружающих на объездных дорогах значительно более чем в тоннелях…
На очередном пароме переправились через фьорд. Всё ждали, когда нас обилетят, но не дождались. Так «зайчишками» и проехали…. Экономия правда небольшая – с велосипедистов берут по- божески, где-то руб. по 150. На подъёме, сразу после переправы, Денис высмотрел черешню на обочине дороги, да ещё без ограждения. Это был знак! Поэтому не могли не остановиться и не полакомиться всласть. Подкрепившись витаминной глюкозой, покатили дальше и докатили до замечательного магазина. Замечательного тем, что здесь продавали мороженую форель размером как раз на двоих голодных велотуристов (попадалась она и потом, но очень большая…). И после того как отыскали великолепную стоянку у ручья под уходящей на крутой подъём дорогой, мы из этой форели приготовили серию вкуснейших блюд! А именно уху и солёненькое филе. И кто скажет, что вкуснее? Перед принятием ухи «сходили в баню». Ну и как после баньки не принять по стопочке C2H5OH!? Его 0,5л бутылочка чудом преодолела все таможенные кордоны, прикинувшись велосипедным аксессуаром…. Так чудесно завершился этот неплохой велоденёк…
Ужин аристократов
Преодолели за день 63км
24.07.14
Утренний пленэр. Заводы в Норвегии есть! «Красный домик»
Ранним утром, пока молодёжь почивала богатырским сном, побежал к фьорду на пленэр. Красиво восходящее солнышко раскрашивало пейзажи. Кажется, что что-то путное снять удалось…. И даже роса на великах смотрелась неплохо.
Все отдыхают, только фотограф ловит утренний свет…
Утреннее спокойствие Йосен-фьорда
Мечта модели :)
«Пойманный» утренний свет
Позавтракали свежесолёной форелью, и в путь! Утренние подъёмы ознаменовались такой приятностью – практически до парома ехали в спасительной тени. Далее новёхонькая шоссейка выправилась, покатили практически ровно.
Ехать по такой дороге одна отрада: и красиво, и педали как-то полегче крутятся…
Пелена усталости глаза не застит, поэтому ни одна из красот проезжаемых Erfjorden, Lovrafjorden не ускользнула от пытливого фотографа.
Каждый, путешествующий здесь и уважающий себя фотограф, не минует съёмки этого островка
Паромный городок столь же удивительно живописен, как и удивительно малолюден.
Норвежцы! Ау!!!
Впрочем, это свойство всех норвежских городков. Кажется, что обитают в них одни туристы….
Паромный городок
Встречным курсом
После переправы колесим вдоль одного из рукавов Lovrafjorden. Параллельным курсом ехала велосипедная троица (парень и две девушки), как потом выяснилось, из Чехии. На живописном водопаде мы пересеклись, познакомились и больше не виделись….
Проезжая по старой объездной дороге, славно полакомились малиной и ежевикой. Докатили до большого городка Сауда. Здесь увидели редкое на нашем маршруте явление: работающий металлургический завод. Раскалённый металл ярко светился, но дыма из труб не наблюдалось, не было и ржавой пыли в округе…. За городом путь продолжился вдоль реки, но подходы к ней не просматривались. Попытались встать на частной территории у заброшенного домика, но отсутствие воды вернуло нас на большую дорогу. Впереди было озеро, где решили поискать стояночного счастья, но и там не удалось: кругом заборчики….
Так добрались до небольшого городка. Денис отважился на опрос местного населения относительно места для ночлега. Первый же знаток английского языка указал нам дорогу к маленькому «красному домику», бывшему туалету, где, по его словам, можно было поставить палатку. Под заморосившим дождиком отправились на его поиски. Увы, сделав круг по указанному месту, вожделенного «домика» не нашли. Вернулись к дому с ласкающим объявлением «сдаётся комната». Но цена в 500 крон, да ещё со своей постелью, нас не устроила. Сердобольная хозяйка спросила, есть ли у нас палатка. А…, есть! Тогда езжайте к «маленькому красному домику»!!! И показала другую дорогу. Но поехав по ней, уперлись в закрытые воротца и вернулись на первый вариант. В конце концов, я оставил велосипед и, перейдя речку по бетонным камушкам, обнаружил в кустах за деревьями знаменитое строение.
Все дороги ведут к «красному домику» :)
В удивительном, конечно, месте стоит это заведение, которым, похоже, не пользовались, со дня его установки. Тем временем дождик утих, и мы занялись привычными делами: лагерь, ужин, купание с помывкой в речке.
Позвонили домой, поздравили Ванёчка с ДР (2 годика). ТЕЛЕ-2 предлагает норвежский роуминг всего за 5руб/минута.
Празднично поужинали с тостами за Ванино здоровье, как могли, пошугали навязчивых муравьёв и легли спать…. И снился нам в эту ночь маленький красный толчок для инвалидов…:)
Накрутили сегодня 76 км
25.07.14
Чудо-плотина. Кто быстрее? Водопадная красота.
Тепло распрощавшись с «красным домиком», закрутили педали на подъём, начавшийся после посёлка и продолжившийся долгих 20 км.
Достопримечательности последнего как-то не отложились. Зато наверху и на спуске такая красота! Во-первых, почему-то значительно легче крутить педали (хотя Денису, по-моему, всё равно, что вверх, что вниз). Во-вторых, головой проще крутить во все стороны. Вот так, вращая головой, сумел запечатлеть симпатичные норвежские дачки, одиноко красующиеся по берегам горных озёр, зеленущую крышу большого дома.
Пока я увлеченно искал лучший ракурс, Денис, обеспокоенный отсутствием на дороге сопоходника, вернулся на его поиски…
Не могли не остановиться у велосипеда-клумбы на мостике. Кто силён в английском, может перевести….
Денис, видимо, разобрался с надписью. Или догадался…? :)
Восхитились творением норвежских архитекторов и строителей, соорудивших удивительно красивую и оригинальную плотину. Здесь мы с Денисом задержались, стараясь не упустить ни одного удачного вида.
Норвежский «ДнепроГЭС» :)
Послеплотинная красота
После сшивки нескольких снимков удалось показать это грандиозное сооружение почти целиком
Дальше дорога шла вдоль красивого озера с чистейшей водой. Останавливался на съёмку чуть ли не через каждые 50 метров. Но самую удачную точку для фотосессии подсказал Денис уже в самом конце озера.
«Байкальская» прозрачность…
Есть, есть у Дениса фотографическое чутьё…
После озера проехали два подъёма и соответственно два спуска. Дорога наверху очень живописна: по обочинам снежок красуется, двухколёсные коллеги, правда с моторчиком, часто встречаются. Но как же приятно ехать вниз!!! Одно немножко расстраивает – ведь тут же придётся расплачиваться за наслаждение очередным подъёмом…. Сразу после слияния 520 и 13 дорог подъехали к 4,6км тоннелю. Авто смело исчезали в темноте, велосипедистам же предлагалось преодолеть эту горку по объездной, круто уходящей вверх. Солнце уже палило вовсю, и мне показалось, что пешком оно как-то легче получается. Так что до 1070 метров я больше сам велик вёз, чем он меня….
Местные дачи. Одиночество на природе.
На высшей точке вскипятили чайку из снеговой воды, подкрепились джемом и печеньицем. Да, по совету Дениса, совершил поясное омовение, и 600 метров подъёма как не бывало!
Где-то недалеко от чаепития
Пока готовились с Денисом к старту, мимо нас пробежала спортивного вида девушка.
Четыре колеса? Два колеса?... Ноги!!!
Потом весь спуск мы негласно с ней соревновались: кто быстрее – мы на великах с остановками на съёмку, или она пешком-бегом.
Пока фотографический энтузиазм здорово задерживает
И только перед самым соединением нашей и тоннельной дороги мы её обогнали!
Не посрамили велосообщество! А снимать было чего: дорога, извивающаяся 180 градусными поворотами, выезд из тоннеля вдоль скал со снегами и водопадами, озерца у кусочка дороги меж тоннелями…
Зримые преимущества велосипедного передвижения…
Далее пошли могучие придорожные водопадища.
Первый водопад
Особенно впечатлили два водопада близнеца, сверкающие пенными радугами и красиво выбегающими в речку под старинным арочным мостиком….
Второй водопад
Да их два! Вторых!
А всего в километре ещё один красавец над зелёным лугом, с приостановившимся камушком на нём.
Третий
Так, любуясь и снимая падающую воду, добрались до городка Одда. Закупили продуктов, тут же на набережной перекусили любимым кефирчиком и, обсудив продолжение маршрута, выбрали попутный нам левый берег.
Вот так паркуются в городке Одда
Проехали ещё один грандиозный водопад и уже стали посматривать на места для ночлега.
Это только верхняя половина, ниже ещё такая же…
Но ничего путного что-то не попадалось. Въехали в 1,8км тоннель. Машин в это позднее время почти не было, поэтому ехали рядышком и болтали…
Наконец, около 22 часов нам повезло: за небольшой скалой обнаружилась очень приемлемая площадка, а в метрах ста – мощный ручей, бегущий по яблоневому саду. Захватив котелки, я не сразу, но нашёл-таки приемлемый подход к воде.
Да, перед самой стоянкой удалось снять «остросюжетные» кадры работающего заводика и отдыхающего на своей даче норвежца на противоположном берегу…
Вечер трудного дня
Утро после вечера трудного дня :)
Пока я описываю события дня сегодняшнего, Денис варит шурпу со свининкой. Да что-то барахлит горелка. Денис говорит, что её форсунке вредят присадки в бензине. Но вот горение наладилось, а времени уже 23.10, я сворачиваю писанину и переключаюсь на ожидание шурпы.
Накатали сегодня 77 км.
26.07.14
На расслабоне. Купание с пивом. Черешня за 40. «Трасса 60».
Подъём после ночного пиршества шурпой в 8.00. Солнце уже жарит вовсю! Кстати, ужин вчерашний удался на славу. Хотя мясо так и не доварилось. Зато всё остальное: картошка, юшка – просто объедение! Денис сварил сразу весь килограмм, так что у нас на обед «резиновая» свининка.
Приют «двух убогих чухонцев»
Да, Денис вчера снял бегущего клеща, а я такого же поймал сегодня. Но эти насекомые не так досаждали, как злые, больно кусающие муравьи. Против них верное средство нестиранные носки с упакованными туда штанами. Как-то в лом мурашам заползать по ним….
Но один смельчак добрался-таки уже в палатке до Денисовских интимных мест. Что ознаменовалось диким вскриком и последующей ненормативной лексикой. Удивительно было слышать такие слова от всегда выдержанного Дениса :)
Ну всё, пора собираться. Возьмусь за перо уже только вечером….
Вот и заканчивается этот прекрасный день полного расслабона и кутежа. Дорога наша шла вдоль фьорда ровно и лишь однажды поднялась всего-то метров на 300. Поэтому лихо крутили педали и позволяли себе маленькие слабости.
Сюда мы катим
Отсюда прикатили
По обе стороны дороги ласкали взоры яблонево-черешнево-грушево-сливово-малиновые сады. Яблоки попадались, к нашему великому сожалению, пока ещё несъедобные…
Только зимние сорта :)
А так здесь выращивают черешню. Справа чуть выглядывают малиновые ряды
Через пару часов ходу от стоянки увидели чудесный пляж со столиками, раскидистым одиноким деревом и даже маской для плавания, лежащей на скамейке.
И такие пляжики пустуют в самое жаркое время дня?!
Предложение прервать велодвижение было поддержано без каких-то колебаний. Вода во фьорде хоть и не средиземноморская, но вполне комфортная для недолгого купания.
Всё для купания двух велотуристов издалека (лодка не в счёт)
Проголодавшись от водных процедур, решили доесть вчерашнюю шурпу. А к ней я уговорил нашего прижимистого финансиста добавить парочку банок пива. Денис ушёл в магазин и вернулся только через полчаса. Оказывается, его паспортные данные проверяли и куда-то вносили. Интересно, мне бы поверили, что я совершеннолетний? :)
Ещё раз искупавшись и поныряв со сложенной из камней площадки двухметровой высоты, покатили дальше.
Не вакантно ли сейчас место в сборной по прыжкам в воду? :)
Тут же нам встретился крестьянин, торгующий черешней. Сорок крон за приблизительно 300г нам показалось дороговато, и мы решили искать подешевле. Но далее пошла полуавтоматическая (см. на фото) торговля, и те же 300г уже шли за 50 крон. У очередного «скворешника-автомата» мы с Денисом «поторговались», сбросив цену до, как нам уже казалось, справедливых 40 крон.
И чудесно полакомились вкуснейшей (и недорогой :) ) черешенкой. А вот отведать местной, не магазинной, земляники (Денис говорил, что по отчётам эта земляника очень вкусная) не удалось. Она уже отошла.
Ну и как не сбить цену!? :)
50 крон (ну или 40 - для экономных)
Зато поели всласть бесплатной, вполне уже спелой ежевики, растущей по берегу фьорда.
Тоже вкусная ягода. Предоставляется безвозмездно, т.е. даром
Очередная переправа запомнилась красивыми облаками над местом прибытия. Да ещё картинку украсил встречный паром….
Прибытие парома. Нам туда – к облакам…
Паромов всегда достаточно. По 2-3 дня люди не стоят в очереди на переправу…
Вскоре 13 дорога, по которой мы так успешно катили,
13 дорога, ещё до разветвления
разделилась на две тринадцатых. По первой, тоннельной, едет подавляющее большинство авто, по нашей же - велосипедисты и редкие автолюбители экзотических ландшафтов. Езда по этому, абсолютно хорошему, шоссе вызывала весьма странные чувства какой-то нереальности, фантасмагории. Проезжаем павильончики автобусных остановок, дорожные знаки, указатели. И ни одного автомобиля. Только почти на самом верху, у водопада, увидели первое авто.
«Трасса 60»
Мы даже единодушно переименовали этот участок в «Трассу 60».
Спустились вниз в населёнку. В одном из городков Денис зашёл в магазинчик за продуктами, а я устроился за столиком на скамейке. Рядом общалась на норвежском мама с тремя детьми. Вышел Денис, и я ему говорю, мол, спроси женщину, нет ли дальше магазинов? А она на чистейшем русском: «Нет, дальше продукты только на заправке, но там дорого…». Поулыбались все такой ситуации, и мы покатили дальше. В следующем городке купили кефира, хлеба. И пообедали, укрывшись от начавшегося дождика в автобусном павильончике.
Доехали уже до большого городка. Денис купил филе форели и разовый мангал. Кажется, ужину быть не без деликатесов…. Однако на пути к вечернему пиршеству встало препятствие в виде начавшейся грозы. Переждав пик непогоды в поликарбонатном «гараже» магазинных тележек, под уже ослабевшим дождем покатили вдоль озера.
Укрытие для тележек и велопутешественников из России
Преодолев 87км, решили, что достаточно на сегодня. Вернее, решили-то давно, а вот стояночное счастье (а больше Денисовская интуиция) пришло как раз на 87-м км. Переехав по мостику красивую речку, свернули в еловый лес. А здесь лепота! Есть местечки под ёлками, где сухо. Вот в таком месте поставили палатку.
Денис на мангальчике зажарил два чудных форелевых стейка, а я сварил суп из скумбрии (по тамошнему макрели) в томате (других видов рыбных консервов мы не встречали).
Под ёлками почти не каплет….
Денису мое варево очень понравилось, ну а мне его испеченная нежнейшая форель.
Закончили ужинать в 22.30, и я забрался в палатку с блокнотом и фонариком, дабы описать события дня минувшего. Нацепил фонарь на лоб, взял в руки ручку, да так и ушёл в царство Морфея. Денис сказал, что сигнал о том, что я сплю, раздался почти мгновенно после моего ухода в палатку.
А что, 87км по горам – это 87км…
27.07.14
Чудесный 500м серпантин. Второе велосипедное дыхание. Повторение стояночного пройденного.
Подъём замечательный! Солнце и красивая речка.
Сразу за «стояночным» мостом большой и красивый водопад, а чуть далее фотогеничный кусок скалы с одинокой сосной.
Двигались с небольшим набором высоты и постепенно набрали 300м из предстоящей 1000.
Далее был небольшой сброс перед деревенькой, и снова дорога пошла вверх. Удивительно, но сегодня мне катилось гораздо веселее, чем в предыдущие дни. Может ещё и потому, что солнышко показывалось из облачков редко. Тем не менее, Денис, как всегда, укатил вперёд и ждал меня на скамейке у мемориала местному музыканту.
Памятник музыканту SjurHelgeland
Ещё рывок почти по прямой, и Денис показал вдаль – это наша задача на сегодня. Сняли композицию по идее сотоварища – «велосипедист устал»
Картина на горизонте энтузиазма не прибавляла…
и ринулись на покорение очень живописного 500 метрового серпантина.
Хорошо (или плохо?) хоть весь подъём отсюда не виден…
Ну и не без водопадика
Денис опять оторвался от моего «преследования», а я же не спеша, на последней передаче, с остановками на съёмку, добрался до магазинчика сувениров от коренного населения на высоте 800м. Здесь есть почти всё: магнитики, изделия из оленьих шкур, колбаса из оленины. Но всё страшно дорого, не для рашен велосипедистов: простенький магнитик стоит 48 крон(288руб).
Отдохнув в сувенирной лавке, поехали добирать оставшиеся 200м. Вот тут меня и попёрло! Подъёмы, где раньше тащился бы со скоростью 6-7кмч, «мчался» с V-10-15кмч. Уже и Денис далеко не отрывался! Да и то из-за моих фотосессий…. На искомой 1000м высоте у озерца и снега остановились на перекус. Пока Денис кипятил чай, я развлекался с фотоаппаратом. Как раз на снежник выбежала троица весёлых девчонок. Уж что на этом снегу они не вытворяли! Бегали, играли в снежки, катались на попе!
«Южные» дети
Снимал их на полном зуме, но всё равно далековато было….
За чаем доели остатки хлеба, масла, солёной форели. Но ничего, впереди была насёлёнка, были магазины…. После чаепития проехали 15 км с небольшими спусками-подъёмами, завершившимися коротким тоннелем.
Приятно было каждый раз выезжать на свет божий…
На выезде из него смотровая площадка с чудными видами на долину, выходящую к самому протяжённому в Норвегии Согне-фьорду (длина -204км, глубина – 1308м).
К парому еще по дороге вправо вдоль фьорда
А потом был головокружительный спуск с почти 1000м высоты. Денис опять «обскакал» меня в максимальной скорости – 70км/ч, я же делал свои скромненькие – 60…. Очкую что-то я… :)
По прибытии в довольно большой городок попытались пополнить запасы провианта, но не тут-то было – воскресенье! А по воскресеньям норвежцы, даже продавцы продуктовых магазинов, предпочитают отдыхать. Продукты можно купить только на заправке, а там всё втридорога.
Осталось 10км до парома. И мы приналегли на педали. Благо машины в нашу сторону только с парома. Просвистит стайка, и снова тишина и спокойствие на дороге. Подъехали точно к погрузке. Денис уточнил «порт» назначения парома, и мы припарковались в привычном месте.
Я сразу побежал в каюту, поставил аккумулятор фотика на зарядку, а то тот уже на последнем дыхании трудится. Уже когда подходили к месту выгрузки, паромщик (молодой парень) спросил Дениса, платили ли мы за проезд. И после честного «ноу» махнул рукой – мол, ну и ладно. Так мы второй раз прокатились на халяву, сэкономив очередные 50 крон (пара пива или лоток черешни). Завтра прокутим эту неучтёнку.
Наше «законное» место у борта
На припаромных столиках доели рыбу (всё-таки осталось немного после «верхнего» чаепития). Только запечатлел красивую радугу,
Радуга над Согне-фьордом
как набежали китайцы-японцы с прибывшего на переправу автобуса. Как кинулись они снимать эту радугу: фотоаппаратами, телефонами, планшетами, айфонами, а то и всеми гаджетами по очереди!
Заценим радугу, Йоко-сан?
Потом фоткались на фоне моего велика, даже жалко было забирать его, но дорога звала….
Из выезжающего с парома форда нам пожелали «гуд лака», и всё сбылось! Дождика не случилось.
Борьба стихий. Солнышко таки взяло верх!
Доехали до объездной дороги быстро и встали на том же месте, где два года назад стояли Денис и Ко.
Сохранились даже досочки для комфортного сидения у «костра»
Только тогда перед тоннелем сбегала полноводная речушка, а нынче сухое русло не подарило нам ни капли пресной водицы. Но у нас были предусмотрительно наполненные ещё на паромной переправе фляги, а для макарон чудесно подошла солоноватая вода фьорда. После разбития бивака сбегали к «каменной» речке (там к воде подход хороший), смыли с тел дневные пыль и пот и приступили к подготовке ужина. Обязанности распределили так: Денис варит, я фотографирую окрестности :) . А виды вечерние были изумительные…!
Еле успевал снимать меняющуюся облачность…
Жаль, что не могу все вечерние снимки вставить в отчёт. Все так нравятся…:)
Как, впрочем, и ужин…. Всё! Терпеть этих микроскопических мошек нету сил. Писанину сворачиваю. К тому же темнеет. Проехали сегодня 90км. Неплохо.
28.07.14
«Малиновая» яишенка. Река в тумане. Кемпинг у ледника.
Ранним утром продолжил фотолетопись стоянки №5. К моему удовольствию, а может и к вашему, над фьордом красиво курились облака, кои я и пытался запечатлеть….
Дорога зовёт…
Собрались быстро, поскольку без завтрака. Пресная вода только вовнутрь. Даже зубы чистили морской. Покатили. Через 17км городок с магазинами. Набрали продуктов на 1,5 тысячи (не крон :) ). Даже яиц по дешёвке упаковочку. Но самая приятная для нашего «финдиректора» покупка – 750 граммовая коробка кукурузных хлопьев всего за 8 крон!!!
Трудный выбор и …грамотное решение!
Устроились на скамеечке у воды и позавтракали хлопушками с кефиром. А тут и «долгожданный» дождичек. Денис по привычке укрылся в ангарчике для колясок, я же заехал под магазинный козырёк. Скоро и Денис ко мне присоединился. Подождали минут 20, пока дождик не ослаб, запаковали рюкзаки – и в путь. Дождик то усиливался, то ослабевал, сопровождая нас почти до вечера.
На трассе кратковременные осадки в виде дождя…
На очередном объезде поели малины. Проехав 48км, свернули с 55 дороги на 604, ведущую к леднику. Радиальный выезд к нему планировался только как бонус при удачном выполнении ежедневного 70км пробега. А поскольку героическими усилиями (с моей стороны точно :) ) план почти каждый день перевыполнялся, такая возможность появилась.
Вскоре после начала пробега по 604 дороге, остановились на обед. Зажарили яишенку (на снимке), съели, заедая листочками «айсберга», переглянулись, и… на сковородке зашкварчала ещё одна такая порция.
Яишенка №2
Хорошо так стало! Да, пока Денис кашеварил, я дошёл до видневшегося через дрогу сарая на предмет ночлега. Сарайчик так себе, зато рядом с ним обнаружился вот такой малинник! Причём малины было столько, что как мы её не поедали, это ни как не сказывалось на её видимом количестве!
Так, подкрепившись яичницей с малиной, покатили вдоль укутанной туманом речки в сторону ледника. Цвет воды как у алтайских Аккема, Кучерлы, разве что помутнее.
Прошу запомнить этот сюжет. К нему мы ещё вернёмся…
Мелькала мысль, а не ходят ли по этой речке водники? Судя по воде – это твёрдая байдарочная «четвёрка». По пути пытались найти место для стоянки, но за все 36 км ничего путного так и не присмотрели. В менее засушливый год, возможно, всё и не так сложно. Но в этом с источниками явный напряг…. Указанный на указателе, да простят меня дорогие соотечественники за плеоназм (давненько я хотел эту фразу ввернуть :) ), кемпинг нашли не сразу, но язык (Дениса) и до Киева (но нам туда не надо) доведёт, а тем более до кемпинга.
Такса за двоих велосипедистов 140 крон, но поскольку российские велотуристы «могут быть приравнены к детям», то с нас взяли всего 100 крон. Поставили палатку на газоне за адм. зданием. Рядом удобные столики и стулья.
Наша синенькая платка самая дальняя. На переднем плане серьёзные ребята, с кошками, верёвками, ледорубами: готовятся прогуляться по леднику….
Прямо по центру видно тело ледника. Отсюда до него км 5…
Побежали в душ. Цена этого цивильного удовольствия 10 крон, а технология такая (опытный Денис просветил новичка кемпингового жития): намыливаешься холодной водой, потом бросаешь монетку в 10кр и имеешь 5 минут «щастья». Удивительно, что если немного поспешить, то пяти минут вполне хватает на помывку с головой. Я даже минуты две просто стоял и ждал, когда гор.вода закончится. Кроме душа есть и другие маленькие радости цивилизации: туалет, кухня с электроплитой, постирочная, сушилка, розетки на 220. Всё это бесплатно, хотя Денис сказал, что горячая вода в постирочной тоже за кроны…. Я же свои вещички выстирал бесплатно. Возможно, за счёт соседки по раковинам. Святая простота… :)
Перед традиционным сосисочным ужином побаловались ароматнейшим чаем с душицей. Да, в честь прибытия к незапланированному тур-объекту Денис налил по 100гр. Но мы так плотно наелись, что сидели трезвые как дураки :)
Из блокнота: «… сибаритствуем сейчас с Денисом за столиком, точим лясы. Велокомпьютер показывает +13, и продолжает холодать. «Придётся надеть теплое бельё» (почти цитата из любимого в юности «Лимонадного Джо»). Кстати, первый раз за пока пройденную часть маршрута. Да даже в спальники-то залезаем редко…. Ну вот и заканчиваю вечернюю графоманию. Время 22.45. Температура +11. Иду надевать термобельё и спать.
Проехали сегодня 84км. До завтра».
29.07.14
Ледник!!! Дорожные приключения. Привыкаем к цивилизации.
Описываю события дня прошедшего уже вечером после ужина.
День удался на славу! На прекрасные и удивительные ландшафты, на дорожные приключения….
Начну с первого. Расслабившись комфортом кемпинга, поднялись только в 09.00. Сварили гречку (российскую, в Норвегии её не видели в магазинах) с поднадоевшими уже сосисками, хорошо позавтракали, собрали палатку и поехали по 5км дороге к леднику. Виден он уже от кемпинга. Останавливались пару раз на съёмку, но небо было серым, невыразительным.
Когда же подошли по скальной тропе к самому леднику, тут и солнышко выглянуло, окончательно раскрасив изумительную картину, написанную аквамарином и лазурью….
До ледника (точнее до тропы к нему) два раза педали крутануть…
Бродили здесь с Денисом два часа, любуясь синими прожилками ледяных трещин, главной пещерой с вытекающей речкой, величием и красотой этого природного сооружения…
На тропе (мин 40…)
Нижний язык ледника Нигардсбреен
Кроме совсем «диких» туристов как мы, полно и более организованных. Их на катере подвозят к самому леднику. Экипируют кошками, ледорубами, обвязками и связывают верёвочкой. В таком виде и гуляют они по синему льду, ведомые многочисленными гидами. Их группки видны были то там, то сям. Причём гуляние это не совсем безопасно: читал в отчётах, что бывали и срывы в трещины, не смертельные, конечно, но приятного мало.
Поскольку снято на леднике довольно большое количество кадров, и многие достойны внимания, то решил сверстать их в особые блоки. Итак, приглашаю к небольшой фотопрогулке в окрестностях ледника….
Среди покорителей ледника попадались и такие экстрималы.
Ну что, малыш? Как тебе Нигардсбреен?
Наснимавшись ледника и себя любимых на его фоне, тронулись в обратный путь. Забрали бельишко из кемпинговой сушилки и покатили вдоль речки, уже не туманной, но всё равно очень красивой. Сия красота чуть меня не «погубила».
Это как раз второе. Поскольку я часто останавливался на съёмку красавицы речки,
А вот и тот мосток, о котором я предупреждал ранее…
Дорога полная приключений
то отпустил Дениса в свободное «плавание». Договорились, что ждать меня будет на нашей «яично-малиновой» стоянке. Проехав с десятка два километров и пару тоннелей, я вдруг запаниковал. Решил, что проскочил Дениса в малиннике :). Отправил ему смс, да не одну,
Останавливался чуть ли не на каждом повороте…
не подозревая, что Денис перед походом купил симку ТЕЛЕ-2. Подождал минут 15 и поехал обратно, по пути лихорадочно вспоминая, где же мы так чудесно питались яишенкой.
И тут - эврика! Фотоаппарат! Сравнил фото нашего пиршества с соседними и определил, что это было в самом начале 604го шоссе. Да, денег после нескольких смс уже не осталось. Но я уже твёрдо знал верное направление. Расслабившись, свернул на лесную дорогу поесть земляники и свершить прочие дела. Тут у меня выпал на травку телефон, который решил подобрать попозже: больно вкусная земляничка попадалась. Накушавшись ягод, прыгнул в седло и заспешил на встречу с потерявшимся сопоходником. Еду и негодую, чего это Денис мне не звонит?! И тут молнией: « А куда он будет звонить!?» Кинул рюкзак в кусты и рванул обратно, к земляничной поляне. Сворачиваю на лесную дорогу и слышу из травы знакомую мелодию. Лихорадочно бросаюсь к телефону, и, о радость! – у Дениса хватило терпения!
Денис потом рассказал про своё видение нашей потерики. Сначала он не мог дозвониться, по причине отсутствия денег на моём телефоне. Уже собирался писать мне записки и передавать с попутными машинами и останавливал авто от ледника, но меня почему-то не видели (я в это время земляникой лакомился). Жаль, что Денис догадался позвонить Лёхе, чтобы тот положил мне деньжат, а то бы я получил кучу приятных записок от встревоженного зятька… :)
Уточнились с местоположением, и я снова покатил вниз. Минут через 40 состоялось наше радостное воссоединение! Попили чаю с малиной, и снова в путь.…
Речка к устью успокаивается, но виды от этого менее прекрасными не становятся.
До фьорда отсюда где-то с час велосипедного пути
К леднику. Не развернуть ли велосипеды? :)
В устье реки приятный городок Гаупне. И пока Денис пополнял запас продуктов, я отдохнул на скамеечке в запоминающемся своей архитектурой и модернисткой скульптурой дворике.
Большая и малая архитектура Гаупне
Снова дорога пошла вдоль фьорда. Снимал вечерние виды, водопад на противоположном берегу. Денис уже далеко от меня не отъезжал, мало ли чего…:) .
Ну не красота!!!?
На старой объездной дороге…
Водопад напротив кемпинга
Так мы вместе и катили, попутно подыскивая стоянку с водой. Однако нашлась только вода, в виде падающих со скал тоненьких струек. Подвернувшийся кстати кемпинг решил все стояночные вопросы. Опять нам сделали скидку до 100 крон, и мы разбили палатку меж двух немецких кемперов.
А нам с Денисом «тандем» пришёлся по душе. В следующий поход – только на нём!
Хозяева колёсных домиков нормальные мужики, общительные. Подошли, поговорили (с Денисом). Одному денисовский «Скотт» понравился. Знаток видать. Второй присел к нашему керогазу, на котором я варил очередной супец из макрели. Отведать «уху» он почему-то отказался, но зато принёс всем по баночке пива. И мы хорошо посидели. «Геноссе» работает в «Сименсе», собирается строить скоростную ЖД Москва - Питер.
Денис спит в палатке, я же пишу, шугая назойливых мошек. Осталось три дня велодорог. Какие ещё приключения и красоты нас поджидают? Одно я точно знаю: впереди 1500 метровый набор высоты. Меня весь поход Денис к нему морально готовил…
С мыслями о завтрашнем подъёме я засыпаю….53км
30.07.14
«Облико-морале». Бегство от осадков. Красавец «AZURA». 1500м!!!
Очередная побудка в комфортных условиях: теплый туалет, кипяток на кухонной плите. Однако привыкать начинаем….
Пейзаж с чайкой
Интересное решение. Но очень ли удобное?
Запечатлев утренний водопад, живописный наш кемпинг, поауфидерзенкались с немчурой и приналегли на педали.
В одном из городков остановились поснимать крохотную лесенку, приставленную к деревцу исключительно для красоты.
Просто, но со вкусом
А из дома напротив вышли папа и малыш в трусишках. Температура на улице не больше 180! Потом папа исчез за дверью и вернулся с лоточком черники. Для нас!
Но скромный Денис сказал: «Руссо туристо – облико морале!» Мол, мы уже наелись этой черники в лесу. А ведь так и было пару часов назад, но зачем про это было знать гостеприимному норвежцу…? До сих пор жалею, что не сделал фотоснимок папы с малышом на руках. Уж больно мило у мальца было вымазано лицо такой вкусной (наверняка!) черникой.
Этой симпатичной семейке мы и явили наш «моральный облик»
А этот типичный :) норвежский двор снял в этом же городке, чуть отъехав от домика полного черники и хлебосольных хозяев.
Не замутить ли что-то подобное в своём саду-огороде? :)
Подъезжая к окончанию фьорда, засекли океанский многопалубный паром.
Паром почти не виден :)
А над нашим кемпингом сгустились тучи, и, хорошо его смочив, бросились догонять нас. Как мы не крутили педали, но дождик оказался проворнее, и на подходе к городку стал нас слегка поливать.
Схоронились в излюбленном месте – в автобусной остановке рядом с красивым большим зданием, в котором не закрывались дверки от снующих туда-сюда посетителей. Кстати, городок наполнен туристами с лайнера. Их не спутаешь с местными жителями, которых по обыкновению и не видно. Денис купил кефира, хлеба и, подкрепившись, пошёл на разведку. Вернулся через 15 минут с полной информацией. Здание оказалось туристическим центром: с кинозалом, бассейном, скалодромом, залом со слайдами норвежских красот.
Подивился и я сим туристическим набором и пошёл снимать паром и окружающую действительность. И то и другое просто сказка!
Снимков этого корабля сделал много, уж больно был фотогеничен
Так и не смог сосчитать количество палуб… :)
Пейзаж с фонарём
Пейзаж (городской) с автомобилем
Однако пришла пора прощаться с этой сказкой. Сразу за городом красивое озеро с отражениями водопадов. А над фьордом опять сгустилась облачность, и снова бросилась в погоню за двумя одинокими велосипедистами. Несмотря на начавшийся подъём, нам поначалу удался небольшой отрыв, и дождик присутствовал только на флешке фотика.
Озеро прямо на выезде из городка
На подъёме
Встретили двух коллег по колёсам испаночек. Они собрались в этот день подняться на перевал и доехать до Лома. Но на высоте 1300м решили затормозить, ибо погода начала портиться. Мы здесь тоже остановились, поели морошки. Денис утеплился, надев куда можно неопрен: перчатки, носки; штаны из виндстопера. Мне же вдруг показалось, что и так хорошо, и не стал экипироваться. На что получил, по словам Дениса, от испанок уважительное (я надеюсь :) ) «крейзи!» Как же этот «крейзи» задрог, когда на 1500м пошёл неслабый дождь при +5 градусах.
Дорога в облака. Мы же приехали из ущелья, что справа…
С тревогой оглядывались на настигающую нас облачность, и не зря…
Тут-то и понадевал всё что можно для утепления: штаны виндстоперные (ещё старого образца от 2008г, приобретённые для карельского похода), толстовку под куртку. Чуть потеплело. А совсем согрелись, когда поставили палатку на крохотном пятачке за скалой (дождик на это время поутих) и попили горячего чая.
За бортом (палатки) +5 и временами дождь с сильным ветром…
Денис утеплённый :)
Денис взялся за приготовление ужина, а я сибаритствовал на коврике, вспоминая, как героически брал перевал. Цитата из дневника: «… последний подъём был крут и продолжителен. Поднялся исключительно на морально-волевых, видя перед собой только колесо и кусочек асфальта. Очень хотелось спешиться, благо скорость всё равно была не выше 4км/час. Но…! Финишировал всё-таки в седле!»
Тут дождик совсем прекратился, и я выполз из палатки с фотиком. И обомлел! Такой красоты я ещё не видел!
Особенно поражало небо, с фантастическими оттенками облаков
Вид из окошечка тента. Удобно…
Снимал перевал без остановки, стараясь не упустить ни одного нового его облика из-за мгновенно меняющейся облачности и освещения. И только призыв Дениса на ужин оторвал меня от этого занятия. А на ужин «бог послал» почти полкило фарша с макаронами, приправленными обжаренным подосиновиком. Начали с согревающего с тостами за очередную годовщину свадьбы Дениса и Кати, за норвежские горы, за Родину, за меня….
В общем, совсем тепло стало, несмотря на прежние +5. Дождик периодически возобновлялся, но я приноровился снимать уходящую вдоль озера дорогу через форточку тента.
Итак, сегодняшний велодень, хорошо начавшийся, трудно продолжившийся и удачно завершившийся, подходит к концу. Заканчиваю. На горшок и спать. Верхняя одежда вся сырая: как завтра надевать…?
P.S Ещё один нюанс подъёма: из проезжающих мимо авто, кроме привычных приветствий рукой, сегодня раздавались и аплодисменты….
Проехали всего 47км, но каких!
31.07.14
Мои упражнения в английском. Грибная удача. Лом. Берег правый, берег левый. Авто под подозрением.
Утро неплохое! Дождик если и перепадает, то ненадолго и меленький. Продолжаю снимать уже утреннее озеро через форточку. По нему весело бегают солнечные лучи. Красиво!
Хмурое утро. Но лучики, пробивающиеся сквозь тучи, дарят надежду…
Денис только что доложил, что теплеет - +8,50. Попив чаю с паштетом, начинаем собираться. На руки, на ноги неопрен, на головы шапки. Сырые винстоперные штаны, на удивление, дискомфорта не вызвали. Поехали!
Суровые норвежские виды
Сразу стали попадаться смотровые площадки, откуда уже заранее определённые виды, но красивые. На одной из таких площадок Денис разговорился с девушкой голландкой.
Беседа на «голландском» :)
Мне тоже удалось «блеснуть» своим английским, подсказав её парню красивый сюжет: «блю айс мол, бьютифол!»
Тот самый «блю айс»
Пара ночевала в одном из домиков кемпинга. Не поехали на перевал, так как «дождя много». Денис же сказал, что ночевали в палатке на перевале, на что девушка спросила: «Без последствий?» Изнеженная Европа :) …
Вскоре дорога пошла на снижение, местами резкое. Но так как здорово тормозили куртки, рекорды не пали: Денис разогнался до 74км/час, я же как всегда был на «десяточку» скромнее. Часто останавливались на съёмки водопадов, ледников, горных долин.
Два вида, снятых со смотровой площадки с интервалом в полминуты. В этой долине мы не были.
Наша дорога в более правильном направлении. Погодка-то там получше...
А однажды нас задержала иная причина: Денис увидел на склоне подберёзовик. Вскоре к сбору грибов и я подсоединился. И вот такая грибная удача нас ожидала!
Неплохая «третья» охота
Спускались всё ниже. Как же хорошо крутить педали, спускаясь с вершин, а не наоборот! У разрушенного моста через весёлую речку увидел на берегу цветочки. Уж как я только их не запечатлел! Денис не чаял уж меня дождаться….
Один из семи «цветочных» кадров
А Денису мостик понравился. Это всё там же, у предыдущих цветочков, снято
Так не спеша, собирая грибы, снимая ландшафты, добрались до крупного городка Лом. Купили еды на 1000руб, водки не стали брать: 0,5л «Смирнофф» - 1800руб, 1л – 3000руб. Подешевле, конечно, чем две по 0,5, но нам того надо? Однако норвежцы не выходили из магазина без фирменных пакетов с «крепкой» продукцией. Кстати, это был первый специализированный магазин по продаже алкоголя, встреченный нами на долгом пути.
Церковь-музей в центре городка. Но цена за посещение ж больно крута (2000 наших)
Повороты на подъезде к Лому |
Водопадная конструкция. Одна из достопримечательностей Лома |
За Ломом решили искать стоянку: спешить уже стало совсем некуда. Завтра осталось преодолеть какие-то 50км. Сначала поехали правым берегом озера, но на этой дороге оказалось великое множество авто. Денис предложил вернуться и поехать левым берегом. Так и сделали.
Справа левый берег. Лом уже не виден
Действительно на левой дороге машин почти нет, как и мест для стоянки. Ехали, ехали вдоль озера, пока после длинного подъёма и последующего спуска ответвление дороги не пошло по мосту на правый берег. И здесь нас ждала уютная стояночка, даже с мусорным бачком.
Хороша стоянка была также тем, что защищала от сильного ветра, гуляющего над озером. Отмечу ещё, что ветер этот всю дорогу вдоль озера дул нам в зад (велосипеда). Крутящие педали оценят наше полнейшее удовлетворение этим обстоятельством.
Для быстрого утоления голода сварил традиционный супец с макрелью-скумбрией. А Денис взялся жарить подосиновики. Пока я пишу эти воспоминания, он уже их пожарил, и варит картошку (привозная здесь стоит 100р, местная – 300).
Жареные грибы, картошка, салат – кушать подано!
Ну вот, подходит время второго ужина. Интересно ещё, что все сырые вещи просохли прямо на нас, обдуваемых попутным ветерком. Можно убирать их под тент.
Завтра неспешный путь до Отта, где сядем в поезд до аэропорта. Да, у моста стоят два подозрительных авто. Уже и стемнело, а к ним так никто и не подошёл….
Вечерний вид на озеро. Где-то на этих берегах и хозяева таинственных машин.
Преодолели за день 68км.
01.08.14
Ясность с авто. Чудесная стоянка. Поездка в Отта за солью и не только. Прощальный ужин.
Вот и наступил день, когда, по сути, завершается наш такой замечательный во всех отношениях поход.
Встали как всегда около 8. Странные машины так и будоражили наше воображение. Сходил за водой к мосту и подошёл к автомобилям поближе. Под одной стояли детские кроссовки, в другой в салоне виднелся велосипед. Денис предположил, что хозяева уплыли на лодке. Видимо, так и было, потому что когда готовили завтрак, появились владельцы авто….
Поехали всё той же левой дорогой, асфальт которой скоро сменился грейдером. Обстановка: дорога, отсутствие машин, сосны, небольшие подъёмы стали очень напоминать Карелию.
Однажды высоту набрали очень приличную, а на крутом спуске с неё Денис разогнался до 55км/час. Вот где настоящий «крейзи»!
Здесь живут дети с очень хорошим аппетитом… :)
В маленьком городке купили традиционных кефира с хлебом и наконец доели восьмикроновые хлопушки. Всё ближе Отта. Стали присматриваться к стояночным местам. После нескольких неудачных попыток нам опять повезло. С бокового просёлка от реки поднялся микроавтобус с ребятами, и лодками на крыше. Денис съехал по довольно крутому спуску и чуть выше полянки, где автобус забирал туристят, нашёл чудесное местечко. Здесь когда-то стоял домик (даже ступеньки каменные остались), а для палатки нашлась ровнёхонько вымощенная площадка.
Поставили палатку, помылись, постирались, и я прилёг отдохнуть. А Денис поехал в Отта за солью: наша уже кончилась. Вернулся через 2 часа и доложил, что соли привёз.
Скоро сварился рис, наделали бутеров с маслом и форелью, засоленной как раз остатками соли.
Последняя ночёвка на маршруте…. Грустно…
И сели ужинать. Каково же было моё приятное удивление, когда Денис выудил из речки бутылочку сухого чилийского! Не всё доложил он о поездке в Отта!
Ну, за Норвегию! :)
И ужин превратился в праздничный: с тостами, с разговорами, с вкуснейшей едой….
На том берегу семейка: папа, дед, внук удили рыбу спиннингом. Да так же неудачно как двумя часами ранее с нашего берега двое рыбачков пытались ловить нахлыстом. В Сибирь вас ребята, в Сибирь! Ну, или на Приполярный Урал….
Здесь рыбы нет! :)
Попили чайку со смородиновыми листочками. Кстати, а красной смородины просто поели. И Денис пошёл спать. Я же пишу эти строчки и досушиваю свои походные штаны. Читавшие мои прежние отчёты, знают, какое это непростое занятие. Ну вот, и мой черёд идти в палатку. Сегодня пройдено 54км, а завтра последние 2км до Отта, поезд и самолёт.
02.08.14
Таможня не даёт и даёт добро. Домой! Ночлег за МКАД.
Поколесив немного по Отта, запечатлел несколько городских видов.
Любовь к работе с камнем (особенно рубка тоннелей :) ) сложилась исторически
Магазин туристического снаряжения. Оно там хорошее, но дорогое…
Добрались до вокзала, упаковали в чехлы велики.
Главное, угадать место остановки вагона. Стоянка короткая, а груз приличный…(Получилось!)
При посадке Денис уверил проводника, что мы не знали, как заплатить за багаж, и просто купили ещё пару билетов (эти места остались у нас от сватов). Прокатило! Велики разместили бесплатно….
Через окошки вагона наблюдали за норвежской действительностью. В двух словах: роют (тоннели), строят (дороги). А куда ещё девать нефтедоллары???
На конечной станции Gardermoen, то бишь аэропорт, Денис сходил к нашему тайнику и принёс чудно сохранившиеся коробки.
Наш тайничок. Уже второй раз верой и правдой служит велотуристам из Нижнего Новгорода.
В таможне аэропорта нас тормознули и изъяли ведёрко с брусничным джемом, заказанным Катей. Низзя! А меня подозрительный таможенник прощупал с ног до головы. Видать, моя седая борода и двухнедельный загар привели к сходству с приверженцами ислама. Поняв в итоге, что я безопасен как младенец, суровый страж допустил меня на борт авиалайнера.
Полёт нормальный. Над столицей.
В Шереметьево нас встретил Геннадий. Быстро погрузили велы в Дастер и поехали. Три часа ночи, а пробки до МКАД так нас и сопровождали.
И последнее полуприключенье случилось с нами на короткой ночёвке для отдыха водителю. За кольцевой подъехали к лесному просёлку, где Денис с Геной присмотрели место для ночлега. И кто-то уже успел положить на съезде с асфальта пару бетонных блоков, перегородив грунтовку. Но Дастеру это не преграда – объехали! Поставили палатки, поспали часа 4, попили чаю и даже подкрепились. Каково же было наше удивление, когда, подъехав к перекрёстку, блоки мы увидели уже на обочине. Похоже на какое-то соревнование «экологов» с автомобилистами….
А далее всё как обычно: М7, Стригино, дом.
Так завершилось мое первое заграничное путешествие. Как мог, рассказал и показал вам, своим друзьям, «Моё открытие Норвегии».
Навсегда останутся в памяти красота и величие норвежских фьордов, мощь водопадов, синий лёд Нигардсбреена, суровая прелесть перевальных пейзажей, жуткий рёв встречных машин в сумраке километровых тоннелей, прекрасные объездные (как, впрочем, и основные) дороги, сладость (и доступность :) ) северных ягод, форелевые кулинарные изыски от друга Дениса, ну и радушие простых норвежцев к двум путешественникам из далёкой России…
И подъёмы, подъёмы, подъёмы… :)
В заключение несколько ТТД (тактико-технических данных) нашего маршрута:
Пройденный путь – 960км на велосипедах + «паромные» километры
Набор высоты - 20км
Наивысшая высота подъёма – 1500 м над уровнем моря
Не сношено ни одной шины, не совершено ни одного прокола. Из технического обслуживания – периодическая смазка цепей, да редкая подкачка колёс.
А это ссылки на трек, по которому мы ехали, позволяя иногда небольшие отступления:
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=ltcuedrssiqdkdxy
https://www.google.com/maps/d/edit?mid=zXKfwCP2OcpY.k2dHvjceFUXg&usp=sharing
Где-то в Норвегии…
Lyncean 04.07.2015 22:59:00 |
0
+0
-0
|
||
Потрясающий отчет! Просто фантастические виды!.... СПАСИБО!! )) |
Wasino 06.07.2015 20:01:36 |
0
+0
-0
|
||
Настя, спасибо! Рад, что понравилось. |
Бешеная мышь 05.07.2015 12:28:36 |
0
+0
-0
|
||
Какой вкусный отчёт!!!! Во всех смыслах! |
Wasino 06.07.2015 20:05:22 |
0
+0
-0
|
||
Юля, приятно от вас всех слышать такие оценки. Тем более, что потрудился над ним изрядно... |
Стёпик 06.07.2015 08:54:37 |
0
+0
-0
|
||
Шикарный отчет! Респект семейному подряду |
Wasino 06.07.2015 20:15:00 |
0
+0
-0
|
||
Наташа, во-первых, спасибо! Во-вторых, с твоей энергией замутить что-нибудь подобное по Норвегии или ещё где - проще пареной репки. Треки есть, стоянки есть, есть даже варианты маршрутов. А бюджет в 14 году составил 30тыр (на всё!). Рублику бы ещё немного укрепиться... |
Александр Сладков 06.07.2015 13:00:01 |
0
+0
-0
|
||
Очень хороший отчет и фотографии! если сам вдруг соберусь - буду знать, где почитать еще раз. |
Wasino 06.07.2015 20:20:48 |
0
+0
-0
|
||
Саша, спасибо! А ведь звал.... В следующем году планирую на Алтай, на Аллы-Оскыр, Куйгук, Акчан, Кыргыз. Думай... |
maxovik 06.07.2015 16:18:38 |
0
+0
-0
|
||
Норвегия одна из немногих стран в которую хотелось бы еще раз вернуться... Приятно еще раз увидеть знакомые места-спасибо))))) |
Wasino 06.07.2015 20:38:21 |
0
+0
-0
|
||
Андрей, ещё раз с удовольствием посмотрел твой фотоальбом по Скандинавии. Почти в тех же местах были. Жаль только, что нам не удалось на "Кафедре" побывать: выкраивали время на ледник... |
maxovik 06.07.2015 20:52:38 |
0
+0
-0
|
||
Наши фото кафедры очень похожи на мультфильм "Ёжик в тумане".. Пришли с нее мокрые до нитки. Каюсь фото кафедры проповедника (Прекестулен) взял у нашего штурмана, который был в Норвегии за год до нашей поездки туда в 2005 г. и поехал с нами туда во второй раз. Именно благодаря ему мы там так много где побывали. Туманная погода была и на Херак-Болтене... В других местах вроде с погодой везло.. Наверно и у вас погода по пять раз в день менялась))) |
Wasino 06.07.2015 21:02:16 |
0
+0
-0
|
||
Конечно, не без дождиков было, но в основном жара... Изнывал на подъёмах. Воды питьевой с гор зачастую не дождёшься. Местные все говорили , что такой жары 100 (ну 50...) лет не было... |
L-Green 03.10.2015 00:08:22 |
0
+0
-0
|
||
"Да, коробки после выемки содержимого Денис припрятал под пешеходным переходом через пути. И лишь около 11 вечера мы тронулись в сторону Осло." - а где именно этот переход находится? Я прятал коробку недалеко от Статойла под ёлкой. Это пять минут ходьбы от аэропорта. Там, кстати, и переночевать в лесочке можно, а воду на Статойле в туалете налить или попросить у продавщицы - там девушка русскоязычная из Риги работает. |
Wasino 07.10.2015 19:02:47 |
+1
+1
-0
|
||
Леонид, на третьей фотке снизу как раз Денис тащит эти коробки. А на Фото пешеходный переход через ЖД пути аэропорта. Под ним мы и схоронили коробки. Этот "тайничок" ребята открыли ещё в 2012м... |
Wasino 07.10.2015 19:08:05 |
+1
+1
-0
|
||
И ещё. На этом же сайте есть страничка Дениса. Там несколько фотоальбомов о велопутешествиях, в том числе и по Норвегии в 2012 году. http://www.turizmvnn.ru/cont/show/38210/ |
L-Green 01.11.2015 17:36:57 |
0
+0
-0
|
||
Посмотрел фотки. Спасибо большое! Хотел бы поделиться информацией по дороге 604. "Мелькала мысль, а не ходят ли по этой речке водники? Судя по воде – это твёрдая байдарочная «четвёрка»" - ходят. Видел ребят с каяками на берегу. "По пути пытались найти место для стоянки, но за все 36 км ничего путного так и не присмотрели." - Я ночевал в палатке на берегу реки в точке N61 29 34.5 E7 16 13.9 Там две площадки с обеих сторон от дороги. Очень интересно было для меня подняться на гору Myrhorn (оттуда замечательный вид на ледник Nigardsbreen и долину) и на Mannen - это рядом с Myrhorn (оттуда шикарный вид на горные массивы Jotunheimen и Hurrungane). На велосипеде можно подняться до высоты 1 км по асфальту от 604 дороги, далее несложная пешка. Ночевал там на озере в конце асфальтированной дороги, но на Mannen есть бесплатный домик для туристов. Если проехать по 604 дороге до конца, можно попасть к озеру Stygevatnet. Озеро интересно тем, что по нему плавают огромные айсберги. Именно айсберги, а не льдины. Они откалываются от ледника, плавать по озеру можно лишь в сопровождении инструктора на арендованном каяке. На берегу озера есть два домика для туристов, один из них бесплатный. Оттуда пешком с велосипедом я перешёл через перевал и поехал в Geiranger. Но там не дорога, а тропинка и километров восемь велосипед пришлось катить или нести. |
Бархатов Александр 25.01.2016 20:17:52 |
0
+0
-0
|
||
С удовольствием почитал и посмотрел фотографии, понравилось! |
Wasino 27.01.2016 21:25:06 |
0
+0
-0
|
||
Спасибо, Александр. Жаль только, что фотки маленького разрешения удается в отчёте размещать. В оригинальном отчёте лежат фото с размером 900 пикселей по высоте. Можно смотреть на весь 19" монитор без снижения резкости... |
Александр Серебровский 25.01.2016 20:52:10 |
0
+0
-0
|
||
Wasino 27.01.2016 21:29:50 |
0
+0
-0
|
||
Александр, спасибо за отзыв. Буду стараться ещё чем-нибудь порадовать... :-))) |