Потехин Алексей Антипович (1829 - 1908) — русский драматург и романист.
В 1856 году вместе с другими писателями — Писемским, Островским, Максимовым, Михайловым, Афанасьевым-Чужбинским он принял участие в известной литературно-этнографической экспедиции в Поволжье, снаряжённой по инициативе великого князя Константина Николаевича, сына императора Николая I. В эту экспедицию Потехин был приглашен по личному указанию Великого Князя, имевшего случай слышать его мастерское чтение своих произведений. При распределении местностей, описание которых было задачей экспедиции, Потехин взял на себя изучение средней Волги от устья Оки до Саратова.
Великий князь Константин Николаевич
Свои исследования А.А. Потехин начал с левобережья Волги. Маршруты его поездок изложены в очерке «Река Керженец», увидевшем свет в 1859 году.
В середине декабря 1856 года «… из большого, бойкого села Воскресенского на Ветлуге я вздумал проехать в Хохалы, деревню, где помещается лесничество Лыковской дачи, прилежащей Керженцу и его притокам». А.А. Потехин характеризует местность, по которой проходил маршрут путешествия, как гнездо раскольников-старообрядцев, в мрачных хвойных лесах «Проехавши одну станцию по большой торговой дороге от Воскресенского в Семёнов, для сокращения пути мы свернули на просёлок и ехали вёрст двадцать пять непрерывным лесом, не встречая ни одного селения». Конечной точкой маршрута стало село Хахалы, стоявшее на крутом берегу извилистой, прихотливой в своём течении реки Керженец. «Эта река принадлежит почти исключительно Нижегородской губернии, Семёновскому уезду. Леса, покрывающие берега Керженца и его притоков, кормят большую часть населения целого уезда».
Потехин Алексей Антипович
Потехин приехал в Хахалы 10 декабря 1856 года и узнал, что только дня за два крестьяне имели возможность перебраться в леса, и то только самые заботливые и отважные, потому что болота ещё не промёрзли «Мне хотелось на месте видеть рубку и жизнь этих лесных дикарей» писал Потехин.
Хахалы зимой
В поездке он отмечал, что по берегам Керженца и поблизости к нему все крупные, большемерные деревья уже повырублены, и в настоящее время рубка идёт по притокам, речкам Чёрной и Вишне, от селений вёрст на двадцать и на тридцать. Все крестьяне Лыковской волости занимаются исключительно рубкою леса, который потом вяжут в плоты и сплавляют их до устья Керженца, впадающего в Волгу.
Плоты весной у деревни Мериново. Фото М. Дмитриева
Лесничий нашёл ему извозчика, который брался довести к зимницам на Чёрной, но признавался, что был там всего один раз и дорогу плохо помнит. «Отъехав вёрст пять от Хохал, мы нашли деревню, от которой следовало поворотить в лес и ехать им до места. Крестьяне этой деревни большею частью уже отправились на свой зимний промысел». Деревню он описывает так: «У каждого сколько-нибудь зажиточного крестьянина две избы: одна летняя, другая зимняя, и сверх того ещё третья — чёрная, для кормления скотины; двор обнесён здоровым бревенчатым забором, и сверх того наделаны просторные хлева для коров и овец. С первого взгляда виден избыток леса».
Характеризуя дорогу, Потехин отмечает: «Дорога шла лесной просекой, до такой степени узкой, что сани наши, в которых с трудом можно было поместиться двоим, едва проходили между деревьями, а в иных местах и вовсе завязали так, что мы должны были выходить из них и ставить их боком, чтобы протащить каким-нибудь образом. В других местах они задевали за пни, торчащие среди дороги. Лошади, запряжённые гусем, то есть одна за другою, беспрестанно спотыкались за валежник и сухие деревья, лежавшие поперёк дороги. В одном месте мы попали в болото, ещё не промёрзшее, и лошади вязли по брюхо. Мужик здесь ездит на своих маленьких узеньких дровешках: ему как бы нибудь только пробраться к месту работы, а об исправлении дороги думать некогда.»
Рисунок XIX века: вывоз леса зимой
Алексей Антипович отмечает маршрут и его особенности: «Наконец вот примета: кресты, о которых говорил мужик. Значит, попали всё-таки туда, куда нужно; и половину дороги проехали. Здесь мы не поворотили ни на право, ни налево, а поехали прямо, помня данный совет.
Кресты... Здесь только, в Семёновском уезде, узнал я об этом особенном, трогательном обычае русского человека, и не умею сказать: есть ли он где в других местах нашего отечества, в чём, конечно, нельзя сомневаться, как и в том, что этот обычай великой древности.
Иконы в Керженском лесу. Рисунок П. Мельникова
Там, где пересекаются две дороги, на каждом перекрёстке русский человек привык налагать на себя крестное знамение, и нередко на перекрёстках больших дорог вы видите иконы, часовенки или просто деревянные кресты, как напоминовение этого святого христианского и старинного русского обычая. А здесь, в лесной глуши, нет такого перекрёстка, на котором не стоял бы крест, и иногда не один».
Интересным в рассказе Потехина является описания момента, когда они заблудились в поисках зимниц лесорубов: « Ямщик сходил, осматривал их и возвращался с уверенностью, что едем всё так, к зимницам, если даже и сбились с кратчайшей дороги.
— Почему же ты это знаешь?
— А брёвна комлями туда лежат.
И я узнал, что срубленное бревно кладётся комлем, то есть толстым своим концом в ту сторону, куда его следует вывозить; вывозят же брёвна на речку, где вяжут в плоты и где поблизости должны быть зимницы».
Алексей Антипович Потехин отмечает, что в Семёновском уезде множество урочищ, пользующихся особенным, священным уважением старообрядцев.
Светлояр: «Светло озеро, или Святое озеро, в котором, по убеждению раскольников, не может потонуть никакая живая тварь, вода которого освящает тело и укрепляет здоровье. Рядом с ним гора Кутеж, внутри которой будто бы скрывается монастырь, и избранные могут даже слышать иногда благовест к богослужению».
Светлояр зимой
Потехин отмечает, что сохранилось место, где епископ Питирим, сам бывший сначала раскольником «…имел кафедру, с которой проповедовал своим оставленным братиям слово божие, вступал с ними в состязание, а непокорных будто бы предавал казни на виселицах, тут же поставленных».
Река Керженец по преимуществу раскольничья: по ней и поблизости её расположено множество раскольничьих скитов, мужских и женских, хотя по ней же живут и наши добрые знакомцы. «Скиты эти, настоящее время, благодаря заботливости правительства, уже утратили своё прежнее значение; один идя два из них обращены в единоверческие монастыри, иные вовсе оставлены, другие обезлюдились. В одном из них, женском, мне удалось побывать вместе с г. Л., который имел знакомую, какую-то мать Иринархию. Я достиг своей цели — мне позволили с большим удовольствием осмотреть всю обитель». Алексей Антипович Потехин составил план скита. К сожалению, в своём очерке он не указывает его название.
Cтарообрядческий скит
На обратном пути в Хахалах Потехин встретил «…одного из записных кладоискателей. С полным убеждением рассказывал он, что знает три места, где лежат клады, что все приметы, которые он узнал от старых людей и из списков, как раз указывают на эти места» и записал его рассказ о поисках клада.
Материалы экспедиции Алексея Антиповичя Потехина 1856 года дополнили и расширили объём информации о Заволжском регионе, добавив к описаниям старообрядческих скитов Мельникова характеристики дорог и занятий населения вдоль Керженца, Воскресенского, Хахал, Лыкова.
Список источников и литературы по теме:
Потехин А.А. Река Керженец.//Современник». – 1859 - № 1.
21.12.2014 Коршак С.Н.