Рассказ-отчет о парусном походе 1 категории сложности.
рук. С.В. Дмитриев aka Doctor Morton
Парусный поход по озерам Кумского водохранилища
(Северная Карелия).
Организация похода.
После прошлогоднего парусного вояжа мои мужики всерьез «подсели на иглу»..., в смысле на парус.
Вот ведь какая заразная это штука. С осени начали готовиться. Куда пойдем – неважно, главное – с кем. Ну, «старики» - автор этих строк, Андрей Лопатин, Аркадий Сесоров и Дмитрий Табункин – понятное дело. Присоединились – Михаил Гаврилов, из нашего же «12-го В», и наш бессменный водитель Александр Вдовин. Итого 6 человек. Как раз, два экипажа, на «двойку» и «четверку».
Не без воздействия моего давнего знакомого туриста-парусника Михаила Хоменко выбрали маршрут по Пяозеру, что в Северной Карелии.
В течение зимы и весны было модернизировано парусное вооружение от «Бена Ганна» на «Белрафте»: на почти свободно стоящую мачту была сделана «пирамидка» из труб, и установлены топовые ванты и фор-штаг, сделан новый руль. На большой катамаран куплены в «Бен Ганне» грот и стаксель от вооружения «Морж». Изготовлена из дюралевых труб новая рама, весь рангоут, такелаж и рулевое управление.
Экипажи:
-катамаран Белрафт 2ТТ, парусное вооружение «Оптимист 2м»(сейчас называется "Канопус-2") – бермудский кэт с вспомогательным стакселем, 7,1 м2 от «Бена Ганна»:
Станислав Дмитриев, капитан, он же адмирал,
Дмитрий Табункин. матрос, рулевой
-катамаран-четверка, самодельные гондолы, парусное вооружение – бермудский кэт с вспомогательным стакселем, 10,1 м2, паруса от «Бена Ганна», рангоут и все остальное – самодельная копия вооружения «Морж» от того же «Бена Ганна»:
Аркадий Сесоров, капитан, рулевой,
Андрей Лопатин – рулевой, штурман,
Михаил Гаврилов – матрос,
Александр Вдовин – матрос.
Немного из истории и географии (для ленивых).
Давным-давно, еще до эпохи исторического материализма, все реки в Северной Карелии текли десятки тысяч лет так, как было назначено природой. Выше всех лежало озеро Топозеро(109 м), из него вытекало аж две реки: Поньгома – на юго-восток и Софьянга на северо-запад. Сравнительно полноводная в то время Поньгома через цепь озер, не меняя своего названия, несла свои воды в Белое море. А короткая Софьянга, преодолев 8-метровый Софпорог, впадала в Пяозеро, которое в те далекие времена было меньше по площади, чем сейчас. Из северо-восточного конца Пяозера, около большого тогда поселка Зашеек, вытекала река Кума, которая практически сразу же впадала в Кундозеро. Из него река под тем же названием, прорвавшись через бурные пороги, падала в Соколозеро. Далее, после каждого озера меняя свое название, все-таки впадала в Белое море под названием Ковда у одноименного старинного поморского села.
В 1936 г. пришел Покоритель (потом он приходил еще не раз в 50-60 гг. прошлого столетия), посмотрел на речку Куму-Ковду и решил: а чего это она просто так течет, бездельничает. Пусть дает ток в недоразвитые районы ©
Взял и поставил одну, вторую, третью плотину-ГЭС. А речку Поньгому, чтобы через задний проход у Топозера и всей системы воду не воровала, взял и отгородил от озера дамбой. Наглухо!
Результат: 1. Речка Поньгома катастрофически обмелела. То, что туристы видят сейчас – бледное подобие былого.
2. Кундозеро, Пяозеро, а заодно и соседнюю Ципрингу, подняли на 9-10 м. Правда лес по берегам вырубить забыли, и стоят скелеты деревьев по берегам и в воде до сих пор немым укором человеку. Вода со временем, конечно, очистилась, но поголовье кумжи и палии в озерах до исходного, говорят, так и не восстановилось. Устья и нижние участки впадающих в озера рек, где жировала ручьевая форель, также оказались затоплены.
Про реки и озера, лежащие ниже Кумской ГЭС, здесь умолчу, ибо лежат они в стороне от нашего маршрута. Желающие могут найти материал в Интернете.
Заброска.
До Ленинградского вокзала из Нижнего Новгорода на минивэне «Хонда» с прицепом. Из Москвы поездом до ст. Лоухи. Далее на заказанном УАЗике «до воды». Обратный путь аналогично в обратной последовательности.
На будущее решили отказаться от взаимоотношений с РЖД и ездить в Карелию только своим транспортом. Баста!
Итак…
Дневник с элементами технического описания
14 июля 2014 г. 2.25. Время московское. Куча барахла из вагона плавно перемещается на перрон. Ну, или на то, что здесь называется перроном.
Подходит водитель, тоже Александр, который нас уже ждет на своем УАЗе. Грузимся и едем. Все, как обычно. Мне дорога знакомая, еду по ней уже в третий раз, а ребятам в новизну всё. После перекрестка с мурманской трассой асфальт отсутствует как класс. Рытвины, ухабы… скорость километров 30 в час. Остановка на 43-м километре дороги Лоухи – Пяозерский у «Пушки» - памятнику советским воинам. Фото на память.
Едем дальше. Ого, вот уже и Кестеньга. Если вы думали, что хуже дороги уже быть не может, то глубоко ошиблись. Поворот на Зашеек и… о, ужас! Вот теперь осталось… направление. Мне не привыкать к таким «трассам», а ребята, чувствуется, «припухли». Старая лесовозная дорога, даже кое-где построены новые мостики через речки и ручьи. На дороге камни размером со стол, ямы в которых может убраться машина, размером с «жигуль»… За 2 часа проехали 30 км. Осталось 40 до пос. Зашеек, что на севере Пяозера. Остановка…
Смотрим карту. Александр предлагает вариант:
- 8 км до моста через затопленную речку Койгера, туда недавно наши туристов возили, они на Кукас собирались идти. Там стапелитесь и идете водой в Кундозеро, а там и Пя недалеко. Или еще 40 км костотряса. - Смеется…
Выбираем 8. Надоело по машине летать, уж очень на воду хочется…
Проезжаем упомянутый мостик, сходу взбираемся на сопку, слева промелькнул какой-то прогал между деревьями, едем дальше… И тут я не поленился включить старого доброго Дона Фернандо (навигатор Магеллан Тритон 1500). Дон Фернандо тут же показал: не туда-а-а!!!. Остановка, пш-ш-ш!
Наверное тот «прогал» и был нужным поворотом. Возвращаемся назад. Въезжаем в упомянутый/тую ж… Камни размером чуть меньше УАЗика. Александр каким-то образом умудряется уворачиваться от них. Наконец въезжаем на полянку прямо на высоком берегу разлива.
На карте нарисована река Бол. Койгера, вытекающая из одноименного озера. На деле из озера под мостиком вытекает жиденький ручеек 300 м длиной и впадает в разлив Кумского водохранилища.
Здесь на правом берегу мы и устроили стапель.
Удивительное дело, но часам к 5-м пополудни закончили крутить гайки, натягивать снасти… Короче, лодки были собраны, спущены на воду, вещи упакованы, люди… накормлены.
Отчалили от берега, поймали слабый ветер. И пошли!
Ветер следует причудливым изгибам русла, так, что практически всегда дует в корму. Прошли слияние Большой и Малой Койгер, по пути поймали пару щук.
Увидев на правом берегу рыбацкую стоянку со столом, кострищем и навесом, не раздумывая, встали. Итого, в первый день 2 ходовых часа. Для начала неплохо, тем более что сегодня идти, вообще не планировали. Жареная рыба очень хорошо пошла на ужин.
15 июля.
Погода солнечная. Продолжаем движение по разливу Койгеры. Через 4 км выходим в водохранилище, точнее в Кундозеро. Выход забит стоящим мертвым лесом. На северо-западе в облаках проглядывает вершина Пяйнура.
С некоторыми трудностями находим фарватер, поворачиваем по Кундозеру на юго-запад. Доходим до пролива в Пяозеро. Перед выходом в Пяозеро разлив пересекает линия электропередачи. Осторожно проводим лодки вдоль левого по ходу берега, не задев провода.
Выходим в Пяозеро, оставляя слева на траверзе пос. Зашеек, где мы планировали быть вчера. Теперь нам туда не надо. Наш генеральный курс на протоку в озеро Ципринга. Надо осуществить давнюю мечту – совершить залаз (восхождение, хе-хе!) на гору Пяйнур (486,5 м) – шестую по высоте вершину Карелии, но самую впечатляющую. Доходим до острова Ниска, где на северном берегу обнаруживаем маленькую бухточку и стоянку.
Мы же никуда не торопимся? А раз так, то встаем. Тем более что ветер усиливается, заходит с севера… Короче, все признаки перемены погоды. К худшей.
Погода нас обманула. Ветер к вечеру стих до полного штиля, и мы стали свидетелями потрясающего заката над Пяйнуром.
Вообще, надо сказать, Пяйнур господствует над всей северной половиной Пяозера и виден практически из любой точки. Мы были свидетелями заката над Пяйнуром на острове Майя – около 30 км по прямой на юг от вершины.
Андрей, Миша и Аркадий отправились на вечернюю рыбалку, итогом которой стала щука на 4 кг и пара крупных окуней.
Ах, как вкусна была жареная рыбка под…. под…
Ну, в общем за удачное начало похода!
16 июля.
Утром погода одумалась, надо приметы оправдывать, и закатила нам сильный ветер с дождем, плавно перешедшим в мелкую противную изморось. Ветер северный, а мы стоим на открытом пупыре. Проспали до полудня. Решили, что делать тут нечего, надо уходить на Ципрингу. Благо, ветер позволяет.
Идем правым галсом в бакштаг. Направление – пролив между материком и островом Варисниеми.
По карте там затопленный лес, идти надо осторожно. Огибать остров с юга долго, там открытое пространство, волна, наверное, высокая, да и ветер усиливается. В проливе ветер потише, да и задул почти навстречу из-за правого мыса. Скорость хода упала. Впрочем, топляков сравнительно немного, спокойно уворачиваемся от них. Мы с Димой идем первыми, экипаж Аркадия за нами метрах в 200-х. Без труда находим вход в протоку Ципрингайоки, навигатор вне конкуренции. В протоке ветра нет, идем на веслах. Навстречу попались финны с рыболовной базы Боровская на большом катере под 130-сильной «Ямахой». Перед выходом в Ципрингу над протокой висят провода – довольно высоко, 6-метровая мачта «четверки» спокойно проходит по высоте, однако, забоялись и проползли вдоль берега (можно у любого) с большим запасом.
Озеро Ципринга отделено от протоки Ципрингайоки 10-метровой длины проливом в дамбе, над которым переброшен железный мостик.
В проливе слабое течение, направление зависит от режима работы Кумской ГЭС. Пройти на катах нельзя – узко, низко и железо в воде. Обнос 15 метров слева через дамбу.
На перешейке между Ципрингайоки и озером Ципринга (слева по ходу) стоит рыболовная база Боровская (на месте бывшей одноименной деревни), принадлежащая частному охотхозяйству ООО «Вика». Организуют рыболовные и охотничьи туры преимущественно для финнов. Услуги – Евро, цены в евро. Не заходили.
По озеру Ципринга идем на запад к подножию Пяйнура.
Ветер попутный, восточный/северо-восточный. Курс фордевинд, идем вдоль южного берега.
Доходим до подножия Пяйнура, где на карте обозначен ручей, текущий с горы.
Он без труда определяется на местности. К востоку от него есть микроскопическая бухточка, где на деревьях висят красные тряпочки – указатели начала тропы на Пяйнур. Мест для стоянок поблизости нет. Встали на противоположном берегу, точнее на южном берегу мыса строго на север от устья ручья. Всю ночь шторм, рыба не ловится.
17 июля.
Пересекаем озеро, чалимся в упомянутую микробухточку, вытаскиваем каты на берег. Проводим разведку тропы. Начало тропы заболочено, поэтому решаем идти в гидроботах до сухого места, взяв с собой обувь. В итоге обувь проносили в рюкзаке туда-сюда, т.к. болотистые участки идут почти до самой вершины. Тропа промаркирована красными ленточками, сбиться при должном внимании, невозможно.
Местами тропа пропадает, направление движения определяем по маркерам. Густой хвойный лес идет до предвершинного взлета, кончается внезапно. Перед вершинным скальным выходом справа от тропы – заболоченное озерцо. Тропа выходит в зону горной тундры почти на западе от вершины, слева по спирали обходит скальник и поднимается на вершину аж с восточной стороны.
На вершине тур, торчит железный штырь с тряпкой, должной изображать флаг. Записок не обнаружили.
С вершины открывается красивейший вид вокруг.
На севере – озеро Ципринга, за перешейком дальше – Соколозеро, относящееся к системе Кумского водохранилища, на северо-западе почти на горизонте в тумане угадывается вершина Лунас (495,4 м),
на северо-востоке на противоположном берегу Ципринги – сопка Луккулайсвара (372,4 м). Далее к востоку – перешеек между Ципрингой и Пяозером, острова северной части Пяозера, где-то на горизонте – Зашеек, его не видно.
Южнее – самый крупный остров Пяозера – Лупчинга, туда нам идти. На юге – цепь озер и речка Леппийоки, за ней чуть западнее угадывается крупная река Оланга, сразу за ней на юго-западе вершина Кивакка(499,5 м), которая видна отсюда в виде пологого холма, еще правее, западнее самая высокая сопка Карелии – Нуорунен (576,7 м). Эта вообще на горизонте, еле видна.
Западный горизонт закрывают «сестры» Пяйнура - сопки Перявара (443,8 м) и Виччавара(376 м). На юге прямо под вершиной, словно вставленное «Фотошопом», озеро Мушталампи.
Как будто стоишь над огромной картой Карелии. Красота!
На вершине холодно ветер пронизывающий. Да-а, здесь не засидишься! Спускаемся вниз за 40 минут, а поднимались около 1 ч 40мин.
Перекус, и снова в лодки. Ветер встречный, идем в лавировку, галсами. Впереди адмирал «на лихом коне», тьфу, на кате, конечно. Лавируем почти до точки выхода из озера, оставшиеся несколько сот метров проще дойти на веслах.
Из разговора на четверке.
Саша: - Аркадий, давай догребем до мужиков, метров 400 осталось.
Аркадий: - Фигня, дойдем галсами!
Саша: - Это как?
Аркадий: - Щас узнаешь!
После лавировки в течение часа кат относит ветром назад в озеро километра на три.
Аркадий: - Спускаем паруса, идем на веслах!
Так Саша узнал, что такое галсы. J
За время всего этого действа мы с Димой успели разгрузить свой кат, перетащить его через дамбу в Ципрингайоки, загрузить, да еще и вздремнуть.
Наконец, все собрались у дамбы. Совместными усилиями перетащили второй кат в Ципрингайоки. Опять на веслах пошли в Пяозеро.
На Пяозере слабенький восточный ветер. Еле-еле ползем, пытаясь поймать дуновение. Доходим до острова Варисниеми, встаем на юго-западном его берегу.
18 июля.
Солнца нет третий день. Штиль! Нет, не так: ШТИЛЬ!!! «Штиль! Ветер молчит, упал белой чайкой на дно!» (с) Самый страшный враг туриста-парусника. Мотора у нас нет. Так, что изображаем рабов на галерах. Периодически что-то задувает, мы лихорадочно ставим грот, пока ставим, порыв стихает, либо силы ветра не хватает, чтобы хоть чуть-чуть надуть парус. До стакселя дело уже не доходит. И так 18 км до Лупчинги. Не выдерживаем, встаем на обед на берегу Лупчинги, заваленном мертвым лесом. Берег скелетов!
На мелководье вода немного прогревается, можно даже искупаться. А тут и солнышко показалось. Ура!
Побрызгали карельскому Бурхану, как там его… А-а, старуха Лоухи!
Вроде бы и ветер чуть задул! Хоть с севера, пусть. Так под слабеньким ветром потащились дальше на юг. Подходят встречные моторки, вежливо просят разрешения сфотографировать нас. Видно, в диковинку живой парусник. Не знаю, почему… По Пяозеру туристы вроде бы ходят парусом.
Моторок на Пяозере просто прорва. Рыбаки приезжают за кумжей и палией. Базируются в Зашейке (север) и Софпороге (юг). Обе «зоны влияния» пересекаются. На островах много избушек: чисто рыбацкие на восточном берегу и ближайших островах, крупные базы отдыха и гостевые домики – вдоль западного берега, тяготеют к национальному парку «Паанаярви». Несмотря на огромные просторы, безлюдья нет и в помине.
Доходим до острова Майя. Собственно, сюда и стремились, начитавшись записок Николая Исаева, www.vodyanoy.net. Хоть и белые ночи, но уже сумрак, пора вставать. Остров на карте напоминает бабочку. Вот на юго-западном «крыле» и встаем. Здесь прекрасная оборудованная стоянка с каркасом под тент. По дороге Андрей троллингом поймал кумжу на 3,5 кг. Чисто случайно.
Завтра дневка. Погода ясная. Вечером сделано много расчудесных фотоснимков.
И в 0.10 уже завтрашнего дня – 12-кратный зум + штатив рулят! - грандиозный заход солнца за Пяйнур в 30 км к северу отсюда.
19 июля.
Дневка. Баня. Моральное разложение. Этим все сказано.
20 июля.
Солнечно, хороший такой ветер. Отдыхать хорошо, но надо идти дальше. Идем на юг – юго-восток в сторону устья Пундомы. Там по карте зона затопления, значит должна быть рыба. На «большой воде», без эхолота и снастей типа «торпеды» и «даунриггеров» (слова-то все какие…) ловить бесполезно. Глубины тут до 50 метров. Многочисленные рыбаки на моторках «упакованы» по самое «не хочу».
Огибаем лежащий к югу от Майи остров с востока, идем на восточный край острова Ламмакай. Экипаж Аркадия идет сзади и почему-то так и норовит приблизиться к первому острову.
Связь по рации, Дима слушает наш диалог.
-Аркадий, вы куда идете?
- К острову.
-А вы посмотрели, как остров называется?
Молчание в эфире. Видимо, карту смотрят. Вдруг кат Аркадия резко поворачивает влево почти на 90° и спешно удаляется от острова. Дикий хохот Димы. Остров назывался Педаяшари.
Шари/сари – по фински – остров. По поводу перевода первой части названия – фантазии беспредельны.
Оба экипажа встречаются на восточном мысу Ламмакая. Здесь песчаный пляжик, захламленный топляками – одно из немногих мест на озере, где есть песок.
Отойдя от лодки с десяток метров, увидел в кустах зайца. Как он попал на остров, неизвестно. В последующих рассказах заяц становился все больше и больше. Были даже мысли устроить на него облаву.
Перекус. Идем дальше вдоль восточного берега в сторону Пундомы. Ровный слабый ветер, паруса «бабочкой».
Доходим до северного мыса у залива Пойкиярви, встаем на обед. И без того слабенький ветер стихает, а затем поворачивает более чем на 90° и резко начинает дуть с юго-востока. Все! В Пундому нам не войти. Да и фиг с ней, не больно надо было.
Пересекаем озеро на юго-запад, ищем стоянку в заливе к югу от острова Талвишари, там еще речка впадает. Залив забит мертвым лесом, стоянок нет. Находим стоянку чуть к югу на обрывистом берегу. Вытоптали места для палаток, костер на берегу на галечнике. В заливе ловится окунь.
Вечером собрался совет старейшин. Пяозеро фактически пройдено, растягивать удовольствие нет смысла. А осталось еще 4 дня. Предлагаю идти в Топозеро, и там, в зависимости от направления ветра, либо дневать на островах недалеко от Софпорога, либо идти в Кестеньгу. Все соглашаются.
21 июля.
Идем в устье Софьянги.
Нас догоняет грозовой фронт, из-под которого дует постепенно усиливающийся ветер. Убираем стаксель, готовимся рифить грот.
Бравые казаки на четверке наоборот, поставили стаксель и лихо скачут по волне. Ужо, получат от адмирала за лихачество! Это ведь не всепогодная крейсерская яхта! К всеобщему счастью, ничего не случилось, и мы благополучно входим в разлив Софьянги. До берегов стоит мертвый лес.
С некоторым трудом находим фарватер, по которому идем в старое русло Софьянги перед самым Софпорогом. Находим вполне приличную стоянку на правом по ходу берегу в заливе. В сторону Пяозера проходит одинокая байдарка, в которой мужчина с женщиной и собака. Начинается и постепенно усиливается дождь. Куда они в шторм?..
Грозовой фронт проходит, едва задев нас краем. После дождя хорошо берет щука и окунь. Последняя жареная рыба, посиделки у костра.
22 июля.
Ветер не меняется, западный. Идем в Софпорог и встаем перед автомобильным мостом.
Андрей с Димой идут в магазин, оставшиеся снимают мачты для прохода под мостами и перегоняют каты за железнодорожный мост. Там все встречаемся, ставим мачты и выходим в Топозеро.
Слева на песчаном пляже делаем перекус, купаемся. Ветер подходящий, надо идти в сторону Кестеньги. Где-нибудь по дороге найдем стоянку, завтра сделаем дневку и 24-го закончим маршрут. Выходим на большую воду и идем вдоль северного берега Топозера.
Мы с Димой идем под одним гротом, вполне хватает. Четверка идет с полной парусностью, вроде тоже ничего, не экстрим. Ветер северный/северо-западный, ровный. Идем в бакштаг левым галсом. Огибаем морем острова в районе Коккосалми и поворачиваем на северо-восток в сторону Кестеньги. На каждом из мысов виднеется пляж, возможные стоянки. Видели большой туристский лагерь на острове Толоватшуари. Далеко на востоке мелькнул белый треугольный парус. Эх, жаль, бинокля нет! Дошли до полуострова Лехта, где и встали на южном, прикрытом от северного ветра, берегу. Лукоморье, песчаный пляж.
Одним словом, Таити.
Но к вечеру опять подошел грозовой фронт. И хотя, лагерь был прикрыт от северного ветра полосой леса, волна все равно добегала до берега. Белой ночью сетку с банками охлаждающегося пива вода «украла», утром собирали банки по всему заливу вдоль берега.
23 июля.
Ясный солнечный день. На юге небо сливается с горизонтом. Кое-где видны, словно висящие в воздухе, острова. Дневка, опять баня, блины, моральное разложение
24июля
Последний переход до Кестеньги.
Ветер свежий, боковой. Четверка идет с полной парусностью с креном на левый борт. Аркадий, как заправский яхтсмен, вывешивается за борт для откренивания. Идут прямо, как на гоночной яхте. Огибаем полуостров Ничакка и держим курс на залив к западу от поселка Кестеньга. Там мы в 2005 г. стапелились перед прохождением Топозера. Место я не забыл, туда и зачалились. От дороги метров 200, есть лесной проселок.
Звоним водителю. Вечером машина приехала, и мы благополучно были доставлены на станцию Лоухи. Ночевка под открытым небом.
Утром погрузка в поезд. Всё! До следующего сезона.
Заключение.
Все, что было задумано, выполнено. Поход прошел по максимальной программе, с максимальным эмоциональным насыщением. Лодки и парусное вооружение показали себя на 5 баллов. Кто не умел обращаться с парусом – освоил азы, кто уже умел – продвинул технику.
Впечатления от озер. Кундозеро, Пяозеро, Ципринга – смотрятся именно тем, чем и являются: большим северокарельским водохранилищем. Берега – либо скальник, либо зона затопления с мертвым лесом. Стоянки в основном рыбацкие. Про заселенность я уже говорил.
Топозеро же напоминает море, с его дальним горизонтом и отсутствием островов, загораживающих обзор. Рыбаков и моторок на порядок меньше, впрочем, как и рыбы. Много песчаных пляжей, бухточек на материке и островах с оборудованными стоянками.
Для более подробной информации http://www.vodyanoy.net/poh/pya_top_2008.html
Сотовой связи на севере Кумского водохранилища нет. На Пяйнуре поймали финских операторов Sonera и Finnet. Попытались отправить sms-ку, вроде бы отправилась, но адресат получил ее через 4 дня, когда появилась связь Мегафон. По мере продвижения к югу, связь появляется впервые на Ламмакае. Здесь видна вышка в Софпороге и в Пяозерском. Зоны их перекрываются, так что связь достаточно устойчивая. На Топозере вдоль северного берега связь есть везде: перекрываются зоны вышек в Софпороге и Кестеньге.
Магазины в Софпороге и Кестеньге. По слухам, в Зашейке есть магазин, но поскольку не заходили в поселок, информация не подтверждена.
Снаряжение.
Про катамараны я уже сказал.
Бензопила ECHO с шиной 25 см – сучкорез. Вес 2,5 кг. Прошли те времена, когда весь вечер пилили ножовкой, или упаси бог, двуручкой. Время можно потратить иначе…
Тент Хоббит – 4х6 м. Великоват на шестерых, но уж, какой был.
Палатки: Alexika Rondo-2, две Red Fox Challenger 3 Plus
Навигатор Magellan Triton 1500, мой бессменный в течение 3 последних лет Дон Фернандо – можно грузить кучу растровых карт.
Рации «Беркут 602» - хорошие, хоть и старые, СиБи-шки, антенны бы подлинее. Впрочем на озерах их вполне хватало.
Видеокамера Panasonic HDC TM-900.
Фотоаппарат(мыльница) Panasonic DMC-TZ8.
Газовая горелка – для эстетов при жарке блинов, в принципе не очень-то и нужна.
Фонари в это время года не нужны, только если в качестве сигнальных на воде – ибо светлая белая ночь, почти полярный день.
Парусный ликбез.
Некоторые термины, встречающиеся в отчете.
Паруса:
-грот – основной(задний) парус на одномачтовой яхте
-стаксель – маленький передний парус, у нас вспомогательный
Рангоут – мачта (вертикальная труба), гик(горизонтальная труба) – все, к чему крепится парус.
Такелаж – все тросы, концы (веревки, гы!) - короче все, что держит мачту (стоячий такелаж), и чем управляются паруса(бегучий такелаж).
Ванты – боковые тросовые растяжки мачты, фор-штаг – передняя растяжка. Топовые – значит крепятся к вершине(топу) мачты. Все относятся к стоячему такелажу.
Бермудское парусное вооружение – вид парусного вооружения, когда основной треугольный парус-грот крепится передним краем-шкаториной к мачте, а нижний край растягивается на горизонтальной трубе-гике. Разновидностью бермудского вооружения является кэт (не путать с cat! J) – одномачтовая яхта с одним основным парусом-гротом. Может нести небольшой вспомогательный передний парус-стаксель.
Брать рифы, рифить парус – уменьшать его площадь путем подвязки к гику, с помощью специальных концов.
Фарва́тер (голл. vaarwater, от varen — плыть и water — вода) — судовой ход, безопасный в навигационном отношении.
Траверз – направление, перпендикулярное курсу судна.
Галс – движение судна относительно ветра. Соответственно с какого борта дует ветер, то правый галс, или левый галс.
Курс парусного судна в зависимости от направления ветра:
- фордевинд – ветер строго в корму
-бакштаг – ветер с кормы с боку, соответственно левый бакштаг, бакштаг
- галфвинд – ветер в борт сбоку,
- бейдевинд – ветер сбоку спереди
- левентик, он же вмордувинд – ветер дует строго в нос. Яхта может идти в лавировку, то есть со сменой галсов, зигзагом.
antikrot 05.10.2014 01:29:31 |
0
+0
-0
|
||
здорово! и отдельное спасибо за термины. |
МихаилХ 16.10.2014 12:29:04 |
0
+0
-0
|
||
Отличный отчет, Стас! Поздравляю! Видел ссылку на него на сайте, но почему-то открыть не смог. Всё четко и ясно, исчерпывающе. Пошел бы ещё раз туда? |
Doctor Morton 16.10.2014 17:44:04 |
0
+0
-0
|
||
Наверное пошел бы. Через несколько лет. Если не лазить на Пяйнур, то останется время на бОльший кусок Топозера. Если бы пошел, то теперь вдоль западного берега, с заходом в устья форелевых речек вне парка. Моторок, действительно много, как ты и говорил, но не напрягают. На следующий год, если девочки наши не пойдут (а вдруг!), то планирую маршрут по Средней Карелии: оз. Селецкое(покататься 1-2-3 дня) - р. Лужма(есть несколько катательных порожков) - Сегозеро - обнос плотины - р. Сегежа - для ката самое ТО - Выгозеро. Если грамотно спланировать, то можно уложиться в 2 недели. Машинами до Сегежи и обратно. И никаких РЖД. А с девочками под парусом сложно. Особенно без мотора. Моторчик махонький все ж нужен. Хотя бы 1 на группу. С буксировкой остальных. Веслами махать по стоячке... ну да ты сам знаешь |
МихаилХ 17.10.2014 17:33:32 |
0
+0
-0
|
||
Понял. Маршрут задуман интересный (как и предыдущие) - семь футов под килем! |
Doctor Morton 18.10.2014 09:11:02 |
0
+0
-0
|
||
Спасибо! |