В истории России произошло не так уж много событий, кардинально повлиявших на ее историю, и сказавшихся на ее дальнейшем развитии на многие века. Не затрагивая новейшую историю, можно вспомнить:
становление династии Рюриковичей; крещение князем Владимиром Руси; монголо-татарское нашествие, избавление от него; объединение (присоединение) Иваном III Великим – дедом Ивана Грозного - к Московскому княжеству ряда других княжеств (именно с этого события и надо считать рождение Российского государства именно как государства, а не множества мелких княжеств, в основном враждовавших между собой); падение династии Рюриковичей, Смутное время и вступление на трон династии Романовых.
Конечно, можно было бы перечислить и десятки других, но не таких значимых событий истории России. Но отнести именно к эпохальным можно, пожалуй, всего лишь еще одно - это раскол церкви, который произошел в 17 веке.
Значение и влияние этого события на дальнейшую судьбу России, на ее духовность было и есть огромно. Последствия раскола вылились в кровавую войну между сторонниками старой и новой веры. Гонение старообрядцев с вырываниями языков, осада Соловецкого монастыря, уход раскольников в леса и т.д. И до сих пор это противостояние сохранилось..
На Нижегородской земле эти события тоже оставили свой отпечаток - все, наверно, слышали о Кержачах - огромном количестве старообрядческих скитов, существовавших в Заволжских лесах. Для тех, кого интересует история Раскола и старообрядчества на Нижегородской земле, я бы советовал прочитать замечательную статью энтузиаста, исследователя старообрядческих скитов Афанасьева Антона.
В ней автор указывает не только на причины раскола, но и дает, на мой взгляд, очень красочное и подробное описание бывших на наших землях старообрядческих скитов, истории их появления, того, что, к большому сожалению, так мало от них осталось.
Не хочу подробно рассказывать об истории и причинах самого раскола, тот, кому это интересно, легко может найти информацию об этом в различных источниках, необходимый минимум можно найти в Википедии Русская православная и старообрядческая церковь.
Хочу сказать своими словами лишь самое главное.
С момента первого перевода на старославянский язык все церковные книги многократно переписывались и, конечно, за много веков накопилось немало изменений и ошибок от правой Византийской веры.
-Это касалось в первую очередь правил богослужений, проведения церковных обрядов и прочего.
Так вот кое-кто из «боголюбцев», а именно идейный вдохновитель церковной реформы Патриарх Никон, заручившись поддержкой царя Алексея Михайловича, призвал греческих церковников, чтоб те якобы привели русскую веру, давно ушедшую от канонов византийской, к канонам своей прародительницы. Книги были заново переведены и реформа состоялась.
Другие же, ставшие затем старообрядцами (раскольниками), идейным вдохновителем которых стал протопоп Аввакум, посчитали, что греки сами давно отошли от византийской веры, и остались приверженками старой веры. Кстати, староверы, как утверждают многие ученые - были правы - в русской вере было намного больше старины и ортодоксальности, нежели в новогреческой..
И Никон, и Аввакум начинали вместе, и идеи у них были одинаковые, но после проведения реформы их взгляды разошлись и они стали непримиримыми врагами.
Так вот, по случайной иронии судьбы и Никон и Аввакум были нашими земляками Нижегородцами.
Аввакум родился в с. Григорово (ныне Б. Мурашкинского района), а Никон - в с. Вельдеманово (ныне Перевозского района). Аввакум писал: «Я Никона знаю: недалеко от моей родины родился, отец у него черемисин Минка, а мати русачка Манька».
И здесь я опять не хочу утруждать вас подробной историей описания их жизни, к тому же некоторые факты их происхождения, национальности и некоторые события в их жизни имеют разночтения и пусть с этим разбираются (если конечно смогут) профессиональные историки.
О биографии протопопа Аввакума можно узнать из Википедии Аввакум Петров, а патриарха Никона из Википедии Никон Патриарх (Московский).
Немного скажу лишь о том, как закончилась их жизнь.
Никон, из-за своего характера, желания преобладания Церкви над светской жизнью в стране, лишился сана и был сослан в монастырь, сначала в Ферапонтов Белозерский, а затем в Кирилло-Белозерский.
Ферапонтов монастырь Киррило-Белозерский монастырь
Вернуться в Москву разрешено было бывшему Патриарху лишь при новом царе Федоре Алексеевиче, также велись разговоры и о восстановлении сана.
Скончавшийся по пути в Москву в Ярославле Никон был погребен в Новом Иерусалиме по патриаршему чину.
В 2005 году в честь 400 – летия со дня рождения патриарха Никона нижегородская епархия в селе Вельдеманово , на месте где когда-то стоял дом, в котором он провёл детство, поставила памятник – часовню. Под горою облагородили родник и сделали купальню. Рядом с памятником патриарху Никону стоит поклонный крест от благодарного мордовского народа.
Аввакум же был наказан кнутом и сослан в Пустозёрск на Печоре. При этом ему не вырезали языка, как некоторым из его соратников.
14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозёрске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания. Наконец, его резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу, в котором он критиковал царя Алексея Михайловича и ругал патриарха Иоакима (бывшего на тот период Патриархом (Московским) и продолжавшим непримеримую войну со старообрядчеством), решило участь и его, и его товарищей: все они были сожжены в срубе в Пустозёрске.
Место сожжения Протопопа Аввакума Часовня Пустозерских мученников
Аввакум почитается в большинстве старообрядческих церквей и общин как священномученик и исповедник. В 1916 году старообрядческая церковь причислила Аввакума к лику святых.
5 июня 1991 года в селе Григорово Нижегородской области состоялось открытие памятника Аввакуму.
Сёла Григорово и Вельдеманово находятся друг от друга совсем близко, буквально в 13-15 километрах по прямой, через границу Б.Мурашкинского и Перевозского районов.
= = = = = =
Тем-же, кто захочет посетить родины Никона и Аввакума, сделать это очень просто.
Как добраться: Выехать из Нижнего Новгорода по Казанской трассе. После Работок свернуть на Б. Мурашкино. Не доезжая Б. Мурашкино, по окружной уйти в сторону Перевоза. Очень скоро будет левый поворот на Григорово.
Сначала можно посетить церковь Казанской иконы Божией Матери с поразительно узорчатой и искусной кладкой ее колокольни.
В церкви сейчас (хоть и очень медленно) ведутся восстановительные работы.
За церковью, на берегу пруда находится одноименный святой источник. Летом в 2013-2014 годах были проведены работы по его восстановлению и благоустройству.
В местном клубе есть картина Е. Мальцева "Аввакум в Сибири"
Затем надо проехать немного далее по улице к памятнику протопопу Аввакуму. Любой человек подскажет Вам дорогу к нему.
Вы обязательно почувствуете огромную духовную силу, исходящую от этого памятника - памятника человеку, отдавшего жизнь за свою веру.
Ну, а что бы попасть на родину Никона нужно: Вернуться на трассу Б.Мурашкино-Перевоз, продолжить движение в сторону Перевоза и недоезжая моста через р. Пьяну, свернуть налево в сторону с. Вельдеманово (ехать после поворота около 8 км). На въезде в село Вам попадется узорчатый крест с надписью Вельдеманово - родина Патриарха Никона.
Вскоре после него свернуть налево в село. Недоезжая церкви, тоже носящей имя Казанской иконы Божией матери
принять на V образном перекрестке левее и спускаться по улице вниз до стоянки у Святого источника Патриарха Никона.
В конце спуск довольно крутой, но посыпан щебенкой. Спуститься можно практически в любое время. От источника идет дальше лестница на противоположный берег оврага, где находится памятник-часовня Патриарху Никону.
Рядом с ним поклонный крест.
От памятника открывается замечательный вид на с. Вельдеманово и Казанскую церковь.
После посещения родины протопопа Аввакума и родины патриарха Никона можно еще немного продолжить свое путешествие и тем, кому захочется вернуться назад в Нижний Новгород другой дорогой, я бы посоветовал проехать назад через районный центр Вад.
- Расстояние будет практически одинаковое, к тому же по дороге, подъезжая к Ваду, можно, немного свернув в сторону села Зеленые Горы, посетить удивительные Святые ключи 12 апостолов с источниками и купелью. Там-же за столиком который есть у автомобильной стоянки можно и пообедать.
А, вернувшись в село Вад можно посмотреть ещё и на знаменитое Вадское (Мордовское) озеро,
которое практически полностью состоит из воды, впадающей в него подземной реки - Вадской воклины.
Ну и наконец, самым активным, возвращаясь в Нижний Новгород, можно еще, немного недоезжая до села Богоявление, заехать на Минеральный источник Владимирской иконы Божией Матери за деревней Борцово.
Выехав утром, прикоснувшись к истории, посмотрев на все достопримечательности, набрав святой воды из всех источников, искупавшись во всех купелях, еще до вечера Вы вернетесь домой с массой незабываемых впечатлений..