Отчёт
о горном походе II категории
в Фанских горах в августе 2007 года
ОБЩИЕ СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ
Район похода: Памиро-Алай (Фанские горы)
Вид туризма: горный
Категория сложности: вторая
Маршрут заявленный
Дни | Ходовые дни | Число | Маршрут | Км | Cредство передвижения |
1 | 05 авг | Москва - Душанбе | самолет | ||
2 | 06 авг | Душанбе | - | ||
3 | 07 авг | Душанбе | - | ||
4 | 08 авг | Душанбе - Алаудинские оз.(2700) | автотранспорт | ||
5 | 1 | 09 авг | Алаудинские оз. (2700 м) - пер. Джонат (1А, 3700 м) - оз. Лесное (2500 м) | 8,8 | пешком |
6 | 2 | 10 авг | Куликалонские оз. (2800 м) - подход под пер. Адамташ - оз. Дюшаха (2950 м) | 6 | пешком |
7 | 3 | 11 авг | Пер. Адамташ (1Б, 4000 м) - Алаудинские оз. (2700 м) | 7 | пешком |
8 | 4 | 12 авг | Алаудинские оз. (2700 м) - Мутные оз. (3490 м) | 6 | пешком |
9 | 5 | 13 авг | Мутные оз. (3490 м)- пер ВАА (1Б, 3970 м) - д.р. Казнок (3220 м) | 5 | пешком |
10 | 6 | 14 авг | д.р.Казнок (3220 м) - пер. Казнок Вост. (1Б) - Мутные оз. (3490 м) полуднёвка | 4 | пешком |
11 | 7 | 15 авг | полуднёвка Мутные оз. (3490 м) - под пер. Чимтарга | 3 | пешком |
12 | 8 | 16 авг | пер. Чимтарга (1Б, 4600 м) - верш. Энергия (5105 м) - пер. Чимтарга - д.р. Пр Зиндон | 8 | пешком |
13 | 9 | 17 авг | д.р. Пр.Зиндон - оз. Б.Алло (3140 м) - под пер. Юбилейный | 7 | пешком |
14 | 10 | 18 авг | пер. Юбилейный (2А, 4260 м) - д.р. Казнок (3220 м) | 10 | пешком |
15 | 11 | 19 авг | д.р.Казнок (3220 м) - пер. Кишинёв (1А, 3900 м) - под пер. Москва (3250 м) | 11 | пешком |
16 | 12 | 20 авг | пер Москва (1Б, 4050 м) - д.р. Москва - слияние рек Пушноват и АрчаМайдан (2750 м) | 7,5 | пешком |
17 | 13 | 21 авг | пер.Дукдон (1А, 3770 м) - д.р.Сарытаг | 10 | пешком |
18 | 14 | 22 авг | Д.р. Сарытаг - оз Искандер-куль (2204 м) | 16 | пешком |
19 | 15 | 23 авг | запасной день | - | |
20 | 24 авг | Душанбе, Самарканд | автотранспорт | ||
21 | 25 авг | Самарканд | пешком | ||
22 | 26 авг | Самарканд | пешком | ||
23 | 27 авг | Самарканд - Москва | самолет |
Протяжённость маршрута: 132 км
Продолжительность активной части маршрута: 17 дней
Сроки похода: 7-23 августа 2007 года
Маршрутная книжка: 5 1/3 – 310
СОСТАВ ГРУППЫ
Фамилия Имя Отчество | Год рождения | Обязанности в группе |
Тихомирова Анна Андреевна | 1984 | Руководитель |
Юхимчук Виталий Анатольевич | 1981 | Снаряженец |
Курицын Сергей Сергеевич | 1984 | Реммастер, летописец-хронометрист |
Суткевич Дмитрий Вадимович | 1975 | Завпит |
Колесова Евгения Николаевна | 1979 | Финансист |
Основная часть маршрута была пройдена совместно с группой т/к «Плющиха», совершающей поход 3 к.с. под руководством С. Корниенко.
ПОДЪЕЗД
Заезжали в район Фанских гор мы из города Душанбе, т.к. на территории Таджикистана для россиян не требуется наличие загранпаспорта (информация на 2007 год). Для регистрации на территории Таджикистана нужно выделить два дня времени или попытаться «заплатить», чтоб ускорить этот процесс. Адрес ОВИРа в г.Душанбе ул. Нигмат-Карабаева д.36/3 работает с 900 до 1500, желательно приезжать пораньше, большие очереди. Паспорт работники ОВИРа сами ксерокопируют, но лучше прихватить на всякий случай ксероксы паспортов. Также нужно оплатить сборы за регистрацию, заполнить на каждого участника по две квитанции на 5$ и на 20 сомони (цены на 2007 год) сберкасса рядом с ОВИРом. Паспорта и квитанции забирают и отдают на следующий день с регистрацией.
Маршрут начинали из а/л «Вертикаль-Алаудин», транспорт до него нашли через знакомых в Душанбе, два китайских микроавтобуса без названия, их несметное количество колесит по улицам города. Дорога до строящегося тоннеля еще ничего, но на перевал Анзоб (3500), с него и далее совсем плохая, так что мы водителям заплатили не торгуясь, они действительно поработали. Если заезжать в а/л «Вертикаль-Алаудин», то нанимать нужно машину проходимую (джип, «буханку», грузовик и т.п. мы от кишлака Маргузор до лагеря доехали на рейсовом «пазике»), т.к. от р. Зеравшан до альплагеря есть участки совсем плохой дороги.
В а/л «Вертикаль-Алаудин» нужно оплатить проживание (1 доллар США в сутки), заброску оставили бесплатно, но не особо охраняемо. КСС для горных туристов в лагере нет, только для альпинистов. Спасотряд состоит из тех же альпинистов. Мы на всякий случай оставили начальнику лагеря Арефьевой Руфине Григорьевне список нашей группы и маршрут, договорились, что из турбазы «Искандер-кул» позвоним ей и подтвердим завершение маршрута.
В Душанбе | Китайские вездеходы | Мы приехали в альплагерь «Вертикаль-Алаудин» | Альплагерь "Вертикаль-Алаудин" и перевал Адамташ |
МАРШРУТ
День 1
8 августа 2007 года.
а/л «Вертикаль-Алаудин» - пер. Джонат (1А, 3700 м) – Куликалонская котловина
7:15 Подъём группы одновременно с дежурными.
9:05 Выход из а/л «Вертикаль-Алаудин».
От альплагеря движемся вниз по долине реки Чапдара, сначала совсем недолго по дороге, а затем налево уходим по тропинке. Она ведёт к кошу. Оставляя кош слева походу, подходим к небольшому, заросшему травой валу. За ним находится небольшое ущелье, по которому протекает ручей, берущий своё начало под перевалом Джонат . Чтобы не терять высоту поднимаемся на вал траверсом по диагонали направо по козьим тропам и далее продолжая движение подходим к ручью с перевала Джонат. Дальнейший подъём вдоль ручья. Когда ручей поворачивает налево, становится виден перевал. Подъём затяжной, склон – старая осыпь заросшая травой, крутизна сначала 15о затем до 25о. Последний участок 50-70 метров мелко-каменистый склон 25-30о. К 16:00 все поднялись на перевал.
Седловина перевала широкая осыпная. С перевала открывается замечательный вид на Куликалонскую котловину. Нашли разрушенный тур в центре и небольшой тур под небольшими разрушенными скалами южнее. Сняли записку туристов из Вильнюса (Т.Валионик 2003). Центральный тур восстановили и оставили в нём записку. Поднялись на безымянную вершинку севернее перевала (записка – С.Завьялов, 2007). С неё хорошо просматриваются пути на перевал Лаудан 1А и Джонат 1А. Погода солнечная, небольшая облачность. Спуск с перевала начали в 17:30.
Двигаемся вниз по старой осыпи, заросшей травой, вдоль неглубокого распадка. Через 50 минут спуска появляется ручей и хорошие полянки, не пологие, но при нужде можно использовать под палатки.
Пообедали. Далее путь идёт по пологой осыпи 200 м, а затем спуск со скально-осыпной ступени слева от ручья. Склон - осыпь и поросший травой кангломерат, крутизной до 30о. Можно спускаться сразу вниз, а можно траверсом левого склона по тропинке, а затем плавно спуститься к ручью. Далее спускаемся по тропинке вдоль ручья. Там где осыпь выполаживается на разливе ручья встаём на ночёвку. Спуск с перевала до мест ночёвки с обедом занял 2,5 часа.
Мы оценили перевал Джонат, как классический 1А.
Перед стартом | Идем на Джонат | Первый перевал маршрута - Джонат (1A) | Вид с пер. Джонат на Куликалонскую котловину |
Группа на перевале Джонат | Перевал Джонат с запада |
День 2
9 августа
Куликалонские озёра
От стоянок на берегу ручья выходим в направлении озера Кулисбех. Стараемся идти левее вдоль северного склона, есть тропа. Первую половину дня посветили осмотру Куликалонских озёр. Часть группы отправилась купаться, часть обошла Большое Куликалонское озеро.
13:30 обед на озере Биби-Джонат.
15:00 начали подъём по левому (ор.) берегу ручья, вытекающего из озера Дюшаха, через 150-200 м по камням перешли на правый берег и по хорошей тропе вышли к озеру Дюшаха. Встали на южном берегу озера около ручья на каменистой площадке. Мест много. Так же есть несколько мест на северо-восточном берегу.
День 3
10 августа
Оз. Дюшаха 2950 – пер. Адамташ (1Б, 4000 м) – оз. Пиала
4:00 общий подъём.
6:00 выход на перевал Адамташ.
Под перевалом Адамташ находится большой скальный «бараний лоб», который поддерживает ледник Адамташ. Наш путь слева от этого скальника, затем мы должны были подняться на ледник и по нему подойти под перевальный взлёт.
От нашей стоянки по курумнику старой морены двигаемся по направлению к распадку (карману) между мореной и отрогом, отходящим от пика Северный. Поднимаемся по морене в карман, выходим на пологую часть и траверсом левого по ходу склона подходим к снежникам у подножия вершины Шогун-Ага, поэтому же склону наверх уходит тропа на перевал Шогун-Ага 1А. Набор высоты от стоянки 350 м. Время подъёма 2 часа 20 минут. Во время пути просматривается тропа, хотя она несильно набита. Поворачиваем направо и двигаемся к леднику Адамташ вдоль гребня. Осторожно слева со склона Шогун-Ага могут падать камни. Поднимаемся по простым снежникам и морене и доходим до ледника. Подъём на ледник крутой до 40о с небольшими трещинами. Движение в кошках. Постепенно выходим на пологую часть ледника. В наш малоснежный год ледник почти весь открыт, вся поверхность его покрыта «каменным мусором» разной величины, только под перевальным взлётом и в тени стены Мирали-Мария есть остатки снега. Много открытых небольших трещин слева по ходу на краю ледника и справа над «бараньим лбом». Под перевальным взлётом часть трещин закрыта, поэтому связались. Высота под перевальным взлётом 3580 м. С перевала спускаются три небольших скальных отрожка. Поднимаемся сначала направо по снегу ко второму отрожку, затем налево по скально-осыпному отрожку. Немного проглядывается тропка. Скальные выступы обходим снизу. Осторожно участок мелкой осыпи на плотном конгломерате. Далее наверх вдоль скал. Так как на седловине с нашей стороны снежный карниз, мы забираем вправо и выходим на перевал.
Время 13:20. Высота 3720 м (возможно, было пониженное давление, т.к. на карте высота перевала 4000 м). Седловина скально-осыпная, широкая.
Спуск начали в 14:00. Склон плотный конгломерат и мелкая осыпь. Крутизна 25-30о, местами до 35о. Далее появляется средняя осыпь. Спускаемся правее до зелёных полянок. С этого места становится видно озеро Пиала, справа внизу. Дальше прямо спускаться нельзя, потому что начинаются скальные сбросы. Если уходить налево, то постепенно спускаясь траверсом, можно выйти к Алаудинским озёрам. Мы решили идти направо к озеру Пиала. Спускаемся траверсом травянистого склона к тропинке, которая хорошо видна сверху. И по ней, вдоль размытого ручьём каньона, выходим к озеру Пиала. Время 17:00. Встаём на ночёвку.
И на подъёме на перевал Адамташ и на спуске до самого озера стоянок нет. Воды нет на всём протяжении спуска.
Перевал Адамташ оценили как 1Б*.
Куликалонские озера | Перевал Адамташ (1Б) | Перевальный взлёт Адамташ | На перевале Адамташ | Спуск с пер. Адамташ |
День 4
11 августа
Оз. Пиала – Мутные озёра
На озере устроили полуднёвку. Сходили в а/л «Вертикаль - Алаудин» за заброской.
В 13:00 вышли наверх к Мутным озёрам. От оз. Пиала к Мутным оз. ведёт хорошая тропа.
По пути нужно подняться на три ступени, воды на которых не было. В 16:00 дошли до Мутных озёр. Это два озера разделённые галечной перемычкой, при нас перемычки не было, так как уровень воды в озёрах повысился. Стоянки есть на северном берегу, также хорошие стоянки южнее озера за небольшим моренным валом. Можно стоять на галечном поле на южном берегу озера. Мы ночевали на северном берегу.
День 5
12 августа
Мутные оз. – пер. ВАА (1Б, 3970 м) – р. Яшмовая
4:00 общий подъём
6:15 вышли на перевал ВАА (1Б)
По описаниям перевал имеет четыре седловины, в нашем отчёте счёт ведётся от Мутных озёр.
От стоянок на северном берегу Мутных озёр, по тропе через крупнокаменистый завал подходим под склоны горы Фагитар. Поднимаемся по диагонали направо по тропе на осыпи. Переходим на морену и по гребню небольшого вала доходим до перевального взлёта. Прямо под седловиной есть скальные выходы, обходим их слева по тропе. Склон средняя и мелкая осыпь с участками разрушенных скал. Перед самой седловиной участок снега 50 м 20-25о.
10:15 вышли на I седловину перевала ВАА. Высота 3970 м. Седловина широкая осыпная. Тур в центре.
Спуск вниз и налево по осыпи. Крутизна до 35о. Траверсом пересекаем снежник по направлению к нижней части скального выхода. Для подстраховки повесили короткие перила (была вероятность поскользнуться на снежнике). От скал уходим по диагонали вниз и налево по среднекаменистой осыпи. Выходим на ледник на дне долинки и доходим до участка камней на его поверхности. Если спускаться вниз по этой висячей долинке будет долина реки Казнок, но придётся преодолеть сложные скалы.
Перевальный взлёт II седловины 200 м, подъём по снегу на льду, крутизна 25–45о. Поднимаемся в кошках по левой по ходу части снежника, наверху забираем немного направо по направлению к снежному карнизу. Выходим на пологий участок средней и мелкой осыпи, поднимаемся 20 м 20о по осыпному склону и в 14:30 выходим на II седловину перевала ВАА.
Седловины широкая осыпная, тур в центре. Высота 4200 м. Сняли записку туристов из Москвы (Карасёва В., Вязьмин К. 2007) Немного спустившись с перевала, сделали обеденный привал. Еще немного ниже склон выполаживается, можно ставить палатки, вода на снежнике.
Со II седловины несложным траверсом левого по ходу склона по тропе выходим на III седловину.
Переход на IV седловину, также траверс левого склона по мелкокаменистой осыпи.
Седловина находится на небольшом отрожке, который заканчивается острой треугольной скалой. Со второй от этой скалы седловины удобно спускаться на ледник Малой Ганзы.
От седловины спускаемся налево и серпантином. Спуск крутой 40о по конгломератному и мелкоосыпному склону. Нужно быть осторожными из-под ног летят камни. Ниже склон становится положе, забираем вправо под скалы и выходим на ледник. Спуск по леднику пологий, много каменного мусора. Идем по центру ледника, на изгибе в окончании ледника идём по правому краю, так как слева трещины. Окончание ледника 20-25о. За ледником начинаются бараньи лбы.
По описаниям спускаться с них легче по снежнику, который находится по ходу нашего движения левее бараньих лбов. Но спуск по снежнику нам показался не очень надёжным и сложным. Так как снега в этом году было мало, была вероятность провалиться в текущую под снежником речку. Мы спускались дюльфером по бараньим лбам рядом с речкой, повесили 2 верёвки по 50 метров. Нужны крючья.
Далее около 700 метров довольно крутой 20о спуск по средней осыпи до следующих скальных сбросов. До темноты не успели спуститься до второго сброса. В 20:30 встали на ночёвку на осыпи местами до 30о. Расчистили места под палатки, тем, кому было лень площадки под спальники.
Тропа на Мутные озера | На первой седловине перевала ВАА | Вид на вторую седловину перевала ВАА | На второй седловине перевала ВАА |
На третьей седловине перевала ВАА | Четвертая седловина перевала ВАА | Спуск с бараньих лбов |
День 6
13 августа
Ущелье р. Яшмовая – д.р. Казнок
Вышли в 10:30. Спуск до второго сброса осыпь 30о, ниже участки простых гладких скал. Ушли направо по ходу на зелёную седловинку. Со сброса можно спускаться слева по ходу по конгломератному склону, но он сильно размыт. Мы спускались справа. С седловинки спуск по гладким скалам, мы повесили верёвку, но возможно аккуратно спуститься без неё. Далее спуск по осыпному ущёлью 30-40о. Не спускаясь совсем вниз к слиянию р. Яшмовая и Казнок при первой возможности уходим направо траверсом по еле заметной тропе. Далее двигаемся вдоль р. Казнок вверх по теченью, пересекаем ручей. Выходим на набитую тропу. Доходим до ущелья, ведущего на пер.Казнок. Будьте внимательны вход в него незаметен, от слияния р.Яшмовой и Казнок это второе ущелье направо, из первого ущелья вытекает ручей. Так же на тропе у поворота на Казнок на большом камне есть надпись-указатель, только старая и плохо видна. В этом месте слева от тропы на берегу реки много отличных площадок. Здесь в 14:00 встали на ночёвку.
Перевал ВАА оценили как 1Б*.
День 7
14 августа
д.р.Казнок – пер. Казнок Восточный 1Б – Мутные оз.
4:30 общий подъём
6:30 выход
Подъём от площадок у реки Казнок. Вход в ущелье – узкий кулуар, в этом году без снега. Идём по высохшему руслу ручья по камням, крутизна 30о. Дальше появляется ручей, камни более подвижные. Идем в направлении острых скал, перед ними поворачиваем налево. Набор высоты 450 метров. Дальше идти сложнее, так как осыпь лежит на скалах, крутизна 40о. Поднимаемся по руслу, ручей опять пропал. В 10:00 выходим на перевал Казнок Западный. Седловина высота 4000 метров. Восточнее и выше видна седловина перевала Казнок Восточный. По мелкой осыпи выходим на перевал в 10:15.
Седловина широкая осыпная. Погода - ясно, солнечно.
С перевала спуск по мелкой и средней осыпи до 25о. Далее к моренным валам правее по ходу. Спуск к Мутным озёрам, доходим почти до начала тропы на пер. Чимторга. Выходим на место высохшего озера где есть отличные площадки. Группа Тихомировой пришла на стоянку в 13:00, группа Корниенко в 14:30.
Перевал Казнок Восточный оценен как 1Б.
Поворот на пер. Казнок | Подъем на перевал Казнок | На перевале Казнок Восточный | Седловина перевала Казнок Западный | Панорама с перевала Казнок Восточный |
День 8
15 августа
Мутныe оз. - седловина пер. Чимтарга (1Б, 4600 м)
8:00 общий подъём
10:30 выход
От стоянки по гребням моренных валов идёт набитая достаточно пологая тропа. Примерно через 30 мин. выходим на ледник. Наш путь далее лежит по нему по правому краю. Далее переходим на правобережную (по ходу) осыпь по ней выходим на осыпное моренное плато, есть места для стоянок, нужно топить снег. Над ними справа по ходу выступает скальный отрог. Далее тропа уходит сильно вправо от стоянок. Видимо оставляя скальный отрог слева.
Наша группа проскочила этот поворот. Мы поднимались вверх по ходу ледника, и упёрлись в скалы обрывающиеся с цирка под перевалом Чимтарга. Решили подняться по одному из скальных кулуаров, прорезающих скалы, из-за опасности камнепада, решили обойти по более широкому и пологому кулуару, забитому снегом. Крутизна 40о протяжённость около 200 метров. Вышли в цирк под самым перевалом. Дальше подъём по правому по ходу борту по хорошо набитой тропе. Склон мелкая подвижная осыпь, крутизна 40о, набор высоты 200 метров. Не доходя 20 метров до седловины на осыпной полке около 5 мест для палаток. Время 20:00. Высота 4600 м. Седловина широкая осыпная, тур в центре. Погода целый день солнце.
Подходы к перевалу Чимтарга | Перевал Чимтарга (4600 м) | Панорама с Чимтарги на долину реки Правый Зиндон | Вершина Энергия |
День 9
16 августа
Пер. Чимтарга – верш. Энергия 2А (под рук. Корниенко С.) – пер. Чимтарга – д.р. Прав. Зиндон
4:30 общий подъём
6:00 выход на вершину Энергия.
Подойдя к леднику, одеваем кошки. Так как снега почти не было, шли по льду. Подъем осуществляем, придерживаясь левой стороны. Провесили пять веревок по 50 м и в конце перила для обхода скального участка с левой стороны. Для страховки и закрепления веревки использовали ледобуры. Последнюю закрепляли на петле кем-то оставленной.
11:50 на вершине.
Спускались дюльфером. Веревки закрепляли в петлях оставленных кем-то, на всем протяжении. Плохо, что мы их не видели когда поднимались.
В 16:20 мы на перевале Чимтарга.
В 16:20 начали спуск с перевала Чимтарга в сторону реки Правый Зиндон. С седловины начинать спуск по тропе по ходу справа, по осыпи. Проходим несколько оборудованых площадок для ночёвки. Тропа ведёт над скальными выходами до «скального носа», далее по живой мелкой сыпухе вниз. Выходим к ручью. Затем по правому (ор.) берегу идём вниз по долине. Есть достаточно натоптаная, промаркированная турами тропа. Встречаются оборудованые стоянки. В 19:00 встали на ночёвку.
Пер. Чимтарга по традиционному пути подъёма оценили, как 1Б из-за высоты. Прохождение по нашему пути оценили как 1Б.
Подъем на вершину Энергия. Фото 1 | Подъем на вершину Энергия. Фото 2. Ледобурная страховка | Подъем на вершину Энергия. Фото 3 | На вершине Энергия (5109 м) | На перевале Чимтарга |
День 10
17 августа
д.р. Прав. Зиндон – оз. Б.Алло – оз. Верхнее Алло
10:45 выход.
Продолжили спуск к озеру Б.Алло по хорошей тропе, проходим много мест для ночёвок, вода в ручье. Ближе к озеру тропа теряется в крупнокаменистом завале, ориентируемся по турам, ручей уходит под камни. Берём левее и выходим немного выше озера. Спускаемся к площадкам на берегу озера. Очень красиво. Идти в долину Лев. Зиндон значительно выше озера не надо. Были свидетелями, как группе, пытавшейся это сделать, пришлось вешать верёвку чтоб спуститься. Идти стоит от площадок по набитой тропе вдоль озера. Тропа проходит по скальной полочке. Осторожно, можно поскользнуться и во время непогоды возможно нужно будет провесить перила. Далее тропа плавно поднимается по правому (ор.) берегу реки Левый Зиндон. Тропа хорошо видна и через час – полтора выходим к озеру Верхнее Алло. На берегу есть хорошие стоянки, на которых мы остановились на ночь.
Озеро Большое Алло | Лагерь на озере Верхнее Алло |
День 11
18 августа
Оз. Верхнее Алло – Пер. Юбилейный (рад.) 2А (под рук. Корниенко С.) – пер. Двойной Северный (1А) – оз. Бирюзовое
6:30 выход на перевал Юбилейный.
От ночёвок на оз. В.Алло подъём по прав. (ор.) берегу по среднекаменистой осыпи, есть достаточно натоптанная тропа. Через 40 мин выходим на площадку, далее подъём 30о, справа вал светлых камней, слева тёмная осыпь. Слева по ходу характерная «скала – сфинкс» за ней влево траверсом слегка набирая высоту, выходим в небольшуй долинку. Ведущюю к перевалам Зиндон, Ц.Щель и Юбилейный. Подниматься легче по гребню правобережной морены. Справа внизу ледник мы его называли Зиндон. Есть площадки для стоянок, вода на леднике или на снежниках. В наш малоснежный год эти стоянки неудобны. Так же есть места в карманах морен на повороте к леднику Зиндон, но с водой там тоже проблема, снега мало. В 10:00 подходим под перевальный взлёт перевала Юбилейный.
Начинаем подъем по осыпи с большими валунами. Подходим под так называемый снежник-ледник. Одеваем кошки. Провешиваем одну веревку на весь снежник. Далее ближе к скалам провешиваем еще одну и крепим ее за вбитый крюк. Так как год был не снежным, то третью веревку, оказалось, провесить очень тяжело. Скалы были обледеневшие. Ни ледобур вкрутить, ни крюк забить. До седловины перевала мы все-таки поднялись. Солнце уже грело, и потихоньку начинался камнепад. Корниенко Сергей (руководитель прохождения данного перевала) принял решение о спуске группы вниз, так как не все члены группы совершающей маршрут 2 к.с. смогут пройти этот перевал.
Спуск обратно по гребню морены по пути подъёма, потом спустились на ледник Зиндон, перешли по нему к левому борту долинки. В конце ледник покрыт чехлом, здесь траверсом по осыпям обходим отрог вершины Скальная стена и начинаем подниматься к перевалу Двойной. По моренам подходим под перевал Двойной Северный, ледник Двойной остаётся справа по ходу. Перевальный взлёт тёмная мелкая осыпь, видна тропа. За час поднимаемся на седловину перевала Двойной Северный, с неё спуск в сторону реки Казнок. Седловина широкая осыпная, тур в центре. По гребню возможно перейти на седловину Двойной Юж., с неё спуск в долину реки Ахбасой. Мы спускаемся с Двойного Северного к озеру Бирюзовое. Спуск простая мелкая осыпь, далее берём правее, вышли на перевал Кишинёвский, далее обходим небольшой отрог и спускаемся к Бирюзовому озеру. Встали на ночёвку в 20:00.
Перевал Двойной Северный - простая 1А, Кишинёвский - н/к.
Сфинкс | Перевал Юбилейный | Подъем на перевал Юбилейный | Вторая веревка на Юбилейный |
Седловина пер. Юбилейный | Перевал Двойной Северный | На перевале Двойной Северный | Перевал Двойной Северный. Фото 2 |
День 12
19 августа
оз. Бирюзовое – пер. Кишинёвский (н/к) – стоянки под ледником Ахбасой.
8:30 общий подъём. Три человека идут за заброской к слиянию притоков р. Казнок для остальных полуднёвка. В 17:00 вышли. Через 20-30 мин. на перевале Кишинёвский. Спускаемся вниз по мелкой и средней осыпи. После скального отрога, уходим траверсом направо и достигаем площадки под ледником Ахбасой. Ледник висит на красивых бараньих лбах, под ними каменистое поле, по которому течёт р. Ахбасой с отличными местами для ночёвки. Здесь и останавливаемся.
День 13
20 августа
Стоянки под ледником Ахбасой – пер. Москва (1Б, рад.) – д.р. Арг
В 8:30 выходим налегке к перевалу Москва. По левобережной морене поднимаемся в обход «бараньих лбов». Выходим на ледник. Снега нет, много трещин, часть которых завалена камнями. Ледник заметно набирает высоту на повороте налево к перевалу Москва. Поворот справа походу завален моренным чехлом, по ниму поднимаемся в верхнюю часть ледника. Здесь меньше трещин. Осторожно, со склонов в. Москва падают камни. Перевальный взлёт мелкая подвижная осыпь. Решили, что удобней подниматься в кошках по леднику, который плавно переходит в снежник и выводит в левый юго-восточный край седловины перевала Москва. Крутизна 30-35о. Седловина осыпная широкая, но не глубокая. Тур около большого камня с табличной в северо-западной части седловины.
Спуск обратно с перевального взлёта по мелкой осыпи по диагонали, далее вышли на пологую часть ледника и далее спускались к лагерю по пути подъёма. Вернулись в 14:00.
Пообедали на месте нашей ночёвки и начали спуск по долине реки Ахбасой в 15:00. Спускаемся сначала по левому берегу реки, есть подобие тропы, затем удобней перейти на правый берег. Где долина выполаживается переходим обратно на левый берег. Проходим кош. Далее долина обрыватся ступенями, резко сбрасывам метров 100-200, выходим в зону арчёвого леса. Подходим к слиянию рек Ахбосой и Казнок, далее текущая река называется Арг. Нужно перейти на её левый берег. Мост чуть выше слияния по течению реки Казнок. Тропа после моста набирает высоту, т.к. р.Арг уходит в каньон. Тропа идёт по верху прижима под скалами. Склон крутой плотный кангломерат, очень неприятно идти, есть возможность съёхать в реку. Осторожно в непогоду.
Далее переходим ручей Биоб, впадающий в Арг и выходим на хорошо набитую скотопрогонную тропу. Через 30 минут ходьбы отличное место для ночёвки в лесу на берегу реки.
Перевал Москва в нашей стороны оценили как 1Б.
День 14
21 августа
д.р. Арг – оз. Искандеркуль
Весь день спускаемся по реке Арг, переходим все мосты, кроме моста к кишлаку Сарытаг. Путь около 12 км. В 18:30 в турбазе «Искандер-кул» на южном берегу оз.Искандеркуль.
Начальник базы Алик, будет очень рад русским, в отличии от а/л «Вертикаль» очень радушное отношение к горным туристам. Телефон Алика: Таджикистан, Согдийская обл., Айнинский р-он, турбаза «Искандер-кул» 935801880 Маджидов Алик.
ОТЪЕЗД
Уезжали из района мы на тех же китайских микроавтобусах, благо от оз. Искандер-куль идёт приличная дорога вниз по д.р. Искандердарья к р. Зеравшан.
Часть нашей группы не имеющая загранпаспортов на одной машине уехала в Душанбе на самолет в Москву. А другая половина на второй машине поехала к г. Педжикент и к границе с Узбекистаном, нашей целью был г. Самарканд. До границы около 170 км, выехали мы в 930 на границе были в 1800. После перехода на территорию Узбекистана, мы договорились с водителем другой группы, он вызвал на границу еще одну машину. Рекомендую пораньше переходить границу, т.к. вечером транспорт трудно найти. В Самарканде остановились в частном секторе. А далее были дыни, арбузы, виноград, экскурсии по Самарканду и Бухаре и прочие «послепоходные» излишества.