Карагемский прорыв - участок реки Аргут до выхода в Нижнюю степь в 1,5 км выше устья реки Карагем. Здесь Аргут, имеющий огромный для горной реки расход воды, прорезает себе путь через Катунский хребет, образуя пятикилометровый каньон.
Длина участка 5 км
Длина самой сложной части 2-2,5 км.
Среднегодовой расход: 80-100 куб.м/сек.
Средний уклон: > 40 м/км.
Схема входной части:
Описание:
Примерно около 800 м от поляны река течет спокойно в лесистых берегах. Правый берег уже крутой, левый берег более пологий, пройти легче вдоль кромки воды. Затем начинается входная часть прорыва. Постепенно скорость увеличивается и за левым поворотом начинается мощный порог с достаточно большим уклоном, с большими камнями в русле, но с достаточно чистой струей и в довольно широком русле. После него небольшой плесовый участок (удобное место для чалки на любой берег). Далее русло сужается, начинаются огромные камни. Отсюда идет самое опасное место прорыва, длиной около двух километров. На этом участке уклон более 70 м/км. На правом повороте первая лестница водопадов, общей высотой более 15 м (водопады от 3 до 5,5 м). Хаос воды и камней. Находясь рядом с таким водопадом, разговаривать практически невозможно. Далее 500 м бушующего потока с огромными камнями в русле и водопадными сливами от 3 до 5 метров. Ширина русла в этом месте около 30 метров. Затем идет правый поворот, перед которым рассыпным водопадом впадает ручей Карасу. После него правый берег превращается в отвесную скальную стенку, двигаться по которой невозможно. После ручья русло перегораживает огромный камень «пирамида», разбивая его на два потока. С левой стороны лестница 2 - 4-х метровых сливов. Справа мощнейший 8-метровый водопад с огромным пенным котлом. Далее еще около 500 м. мощнейшей воды с двумя 7-метровыми водопадами. Здесь река с обеих сторон зажата в отвесных скалах, и к воде спуститься невозможно. На этом самая опасная часть прорыва заканчивается. Далее река выполаживается. Но поток все равно достаточно мощный. Отвесные стены снижаются, река успокаивается - это выход из Карагемского прорыва. Над многими водопадами и сливами стоят облака водяной мороси. Ширина основных сливов от 2 до 5 метров. В основной части прорыва уловов практически нет. Разведку прорыва можно осуществлять как с левого, так и с правого берега. С обоих берегов лазание достаточно неприятное. С левого берега можно просмотреть весь прорыв полностью, а с правого - только входную и среднюю часть
История освоения Карагемского прорыва:
Первопрохождение р. Аргут было совершено более 30 лет назад, но 5-километровый участок, так называемый Карагемский прорыв, оставался до сих пор не пройденным. Прохождение Карагемского прорыва стало возможным лишь с появлением плота "Бубль". Его изобрел новокузнецкий водник Константин Эриксон в 1989 году. Испытание этого нового судна было доверено сибирским водникам во главе с Александром Проваторовым. В 1989 году на нем было совершено первопрохождение сложнейших алтайских рек - Чебдар и Чульча. Окрыленные этим успехом и возможностями судна сибирские водники приняли решение о прохождении Карагемского прорыва.
9 мая 1990 года Александр Проваторов и Анатолий Шульжик в условиях высокой воды стартовали выше прорыва с намерением зачалиться перед первым водопадом. Однако сделать это они не смогли и пошли в водопад. Через 100 м после водопада "Бубль" расклинило в камнях под левым берегом. С берега к ним была натянута переправа, по которой они вылезали с помощью обвязок. Отдохнув, а затем обнеся около 500 м самой сложной части по левому берегу, они продолжили сплав и дошли до конца прорыва. Падая через огромные водопады, "Бубль" вращался вокруг своей оси. Александр с Анатолием не контролировали ситуацию, так как находились практически без сознания. В это прохождение никто не поверил, так как отснято было только то, как они выходили на берег.
Позже в августе 1990 года команда под руководством Сергея Лагоды на четырехместном катамаране прошла нижнюю часть Карагемского прорыва.
В 1995 году московская группа под руководством чемпиона России Дмитрия Марчука пыталась пройти нижнюю часть прорыва, но стартовала несколько выше, чем команда Лагоды. Шли два судна - четырехместный катамаран и плот. Ближе к концу прорыва был смыт с плота и погиб Андрей Волков.
В 1998 году московская группа под руководством Сергея Черника на четырехместном катамаране также ограничилась прохождением нижней части Карагемского прорыва.
В 1999 году была осуществлена попытка прохождения всего прорыва на двух "Бублях": Воронко-Галяпин (Новосибирск), Проваторов-Скородумов (Барнаул-Новосибирск). Оба судна успешно зачалились перед первым водопадом. Однако на "Бубле" Проваторова порвалась оболочка, и они вынуждены были его ремонтировать. Дальше планировалось идти двумя судами сразу, но Воронко и Галяпин стартовали, не дождавшись ремонта второго "Бубля". Перед первым водопадом они пробили баллон на своем судне и ушли в водопад, где их очень сильно "месило", но люди оставались на баллонах. Далее "Бубль" попал в водопад под правым берегом, где с судна смыло Воронко. Он какое-то время еще держался за судно, но потом "Бубль" разломало, и его оторвало. Славу Воронко выловили в воротах прорыва, и откачать его уже не удалось. Сашу Галяпина вытащили без сознания, но успели спасти. Саша Галяпин после этого прохождения сильно болел и в походы уже не ходил, а 04 сентября 2003 года он скончался в Новосибирске. Второй "Бубль" так и не стартовал. Подробно об этом прохождении написал Николай Капранов и Дмитрий Сандлер
В 2002 году была совершена очередная попытка прохождения Карагемского прорыва группой Сергея Лагоды и Александра Проваторова. В плане подготовки экспедиции на реку Брахмапутра входили постройка и испытание плота "Тибет" (описание ниже). Местом испытания был выбран Карагемский прорыв. 2 сентября в условиях очень низкой воды экипаж в составе 4 человек (Сергей Лагода, Александр Проваторов, Сергей Крюков, Александр Зорин) стартовал выше прорыва. Однако в самом начале, не доходя еще до первого водопада, судно крепко село на камни. Все попытки как-либо его столкнуть оказались неудачными. В итоге команда выбралась на берег и продолжила попытку сдернуть плот уже с берега. Плот был выдернут при помощи автомобиля УАЗ на правый берег. Об этом писал Сергей Крюков
24 августа 2003 года Карагемский прорыв полностью пройден на "Бубле" барнаульскими спортсменами в составе 3-х человек: Александр Проваторов, Сергей Блошкин, Влад Зырянов.
Источники информации: