ОТЧЕТ
о прохождении горного спортивного туристского похода третьей категории сложности по Центральному Тавру, хребет Аладаглар, Турция совершенном группой из Нижнего Новгорода и Москвы
в период с 30 апреля по 12 мая 2012 года
Маршрутная книжка № 09/12
Руководитель группы: Суткевич Дмитрий Вадимович
СОДЕРЖАНИЕ
1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ
1.1 Общие сведения.
1.2 Место проведения.
1.3 Общие справочные сведения о маршруте.
1.4 Подробная нитка маршрута.
1.5 Определяющие препятствия маршрута.
1.6 Адрес хранения отчета.
1.7 Список участников, их опыт и обязанности в группе.
2. ОБЩЕГЕОГРАФИЧЕСКАЯ И ТУРИСТСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА
2.1 Географическое положение и туристские особенности района.
2.2 Заброска и выброска.
2.3 Запасные и аварийные варианты маршрута.
2.4 Документы, необходимые для посещения района.
2.5 Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов на маршруте.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПОХОДА
3.1 Цели и задачи маршрута. Подготовка, выбор маршрута. Тактические идеи, новизна.
3.2 Изменения маршрута и их причины.
3.3 График движения.
3.4 Техническое описание.
3.5 Потенциально опасные участки на маршруте.
3.6 Меры безопасности на маршруте.
4.1 Общественное и личное снаряжение.
4.2 Стоимость проживания, питания, снаряжения, транспортные расходы.
5. ИТОГИ ПОХОДА, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
6. ПРИЛОЖЕНИЕ (на бумажном носителе)
6.1 GPS треки маршрута снятые на местности навигаторами Garmin.
6.3 6.4 Копии записок снятых с перевалов и вершин.
6.5 Схема маршрута.
1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ
1.1 Общие сведения.
Самодеятельная группа туристов из Нижнего Новгорода и Москвы в составе 4 человек совершила в период с 30 апреля по 12 мая 2012 года горный туристский поход 3 категории сложности по Центральному Тавру, в районе хребта Аладаглар, Турция.
1.2. Место проведения.
Турция (Türkiye), провинция Нигде (Niğde), горы Центральный Тавр ( Toros dağlari), Национальный парк Аладаглар (Aladağlar milli parki).
1.3. Общие справочные сведения о маршруте:
Вид туризма |
Категория сложности |
Протяжённость активной части |
Продолжительность |
Сроки проведения |
|
общая |
ходовых дней |
||||
горный |
третья |
138,4 км |
12 дней |
11 дней |
30.04-12.05 2012 |
1.4. Подробная нитка маршрута:
Заявленная:
Город Адана - поселок Аладаг - водопады Капузбаши - долина Хаджер - плато Едигель - перевал №6 (Аксу-Едигель, 1Б*) - долина Аксу - перевал №27 (Кючук Демирказык, 1А), долина Маден - перевал №32 (Маден, 2А), долина Джимбар - перевал №3 (Ходжи Насреддина, 2А) - долина Нарпуз (каньон) - река Ялик Южный - перевал №11 (Карасай, 1Б) - долина Эмли - перевал №22 (Лидут Западный, 1Б) - поселок Елатан.
Фактически пройденная:
Город Адана - поселок Аладаг - водопады Капузбаши - долина Хаджер - плато Едигель - перевал №6 (Аксу-Едигель, 1Б*) - долина Аксу - перевал №27 (Кючук Демирказык, 1А), долина Маден - перевал №32 (Маден, 2А), долина Джимбар - перевал №3 (Ходжи Насреддина, 2А) - долина Нарпуз (каньон) - река Ялик Южный - перевал №11 (Карасай, 1Б) - долина Эмли - поселок Чукурбаг.
1.5 Определяющие препятствия маршрута:
Вид препятствия, наименование
|
Категория трудности |
Характеристика препятствия |
Путь прохождения |
Перевал №6 Аксу-Едигель |
1Б* |
3390 м, осыпной |
Со стороны плато Едигель в сторону долины Аксу. |
Перевал №27 Кючук Демирказык |
1А |
3150 м, осыпной |
Со стороны долины Аксу в сторону долины Маден. |
Перевал №32 Маден |
2А |
3350 м, скально-осыпной |
Со стороны долины Маден в сторону долины Джимбар. |
Перевал №3 Ходжи Насреддина |
2А |
3206 м, скальный |
По гребню со стороны цирка Северного Демирказыка в сторону правого притока р. Ялик Южный. |
Перевал №11 Карасай |
1Б |
3480 м, снежно-ледовый |
Со стороны долины Ялик Южный в сторону долины Эмли. |
1.6. Адрес хранения отчета:
Нижегородский областной туристский клуб (НОТК): 603005, Н.Новгород, ул.Алексеевская, 24 В, тел./факс (831)-434-38-49, тел. (831)-278-42-72
1.7 Список участников, их опыт и обязанности в группе:
№ |
Фамилия, имя, отчество |
Год рождения |
Походный опыт |
Обязанности в группе |
Фото |
1 |
Суткевич Дмитрий Вадимович |
1975 |
3ГУ Безенги 3ГР Приэльбрусье |
Руководитель, финансист |
|
2 |
Березкин Алексей Иванович |
1977
|
3ЛУ (Приполярный Урал) 3ГУ Приэльбрусье |
Штурман |
|
3 |
Борисюк Алексей Анатольевич |
1985 |
3ГУ Безенги , 4 ГУ Киргизский хребет |
Заведующий снаряжением, реммастер |
|
4 |
Сазонова Софья Александровна |
1986 |
4ГУ (Матча), 4 ГУ (Киргизский), 3ЛУ (Ловозеры) |
Завхоз, медик |
2. ОБЩЕГЕОГРАФИЧЕСКАЯ И ТУРИСТСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА
2.1 Географическое положение и туристские особенности района.
Турция (тур. Türkiye), официальное название Турецкая Республика (тур. Türkiye Cumhuriyeti) — государство, расположенное частично в юго-западной части Азии, частично в южной Европе.
Основная часть территории страны приходится на Анатолийский полуостров (полуостров Малая Азия) между Чёрным и Средиземным морем и лежит в Азии.
Турция граничит на востоке с Грузией, Арменией, Азербайджаном и Ираном на юге — с Ираком и Сирией и на западе — с Грецией, Болгарией. Омывается четырьмя морями: Чёрное, Средиземное, Эгейское и Мраморное. Максимальная протяжённость турецкой территории с запада на восток — 1600 км, с севера на юг — 600 км. Большая часть территории страны покрыта невысокими горными хребтами. Самая высокая точка страны - г. Большой Арарат (Агри, 5165 м.) в Восточной Анатолии.
Турция - конституционная республика с президентской формой правления.
Основное население страны — турки. В стране ещё проживает более 25 национальных меньшинств. По вероисповеданию турки — мусульмане-сунниты. Государственный язык — турецкий.
Местное время отстает от московского на один час.
Аладаглар (Аладаг) - самый высокий хребет Центрального Тавра, четыре его вершины превосходят 3700 м. и множество вершин - 3500 м. К числу высочайших вершин относятся Димерказык (3806), Кызылкия (3742), Эмлер (3724), Кызыл-яр (3702) и Калды (3652).
Климатические условия. Весною Аладаглар прогревается рано. Поэтому горные походы по Аладаглару в период майских праздников не следует относить к межсезонным. Погода в мае здесь намного стабильнее, чем на Большом Кавказе, а сход основных лавин к майским праздникам уже заканчивается. Тем не менее, сохраняется опасность мокрых точечных лавин в послеполуденное время. Часто мощные атлантические циклоны приносят влажные массы воздуха, тогда погода резко портится, метет снег, и дует сильный ветер. В мае температура в долинах может достигать 28ºС. В снежных цирках после полудня снег сильно раскисает, без снегоступов идти крайне затруднительно. Ночью температура может падать до -10ºС. Лёдников в Аладагларе нет, лишь изредка встречается натёчный лёд. В основном здесь треуется скальная и снежная техника. Оптимальным для горных походов периодом является май-июнь, так как к августу весь снег тает, и температура может достигать 40 градусов.
Строение гор и особенности их отдельных участков. Хребет Аладаглар простирается на 30 км в направлении с севера на юг и за долиной Эмли поворачивает подковой на запад, окаймляя эту долину с юга. Этот широтно-ориентированный отрезок хребта имеет в длину всего около 14 км.
Аладаглар можно разделить на три почти равных по длине 14-15 километровых участка. Северным Аладагларом именуется участок хребта севернее вершины Сарсал (3466), центральным Аладагларом - участок от горы Сарсал до вершины Гузеллер (3461, Guzeller) в истоках долины Эмли, и южным Аладагларом - всё, что западнее горы Гузеллер, от пика Гузеллер до вершины Хышир (3242).
Западные отроги хребта короткие и круто ниспадают к плоскому дну широкой долины Эджемис. В одном из таких отрогов находится наивысшая точка Центрального Тавра - вершина Демирказык, в переводе - железный гвоздь. В верховьях ущелий находятся довольно широкие цирки, но при впадении в долины ущелья, как правило, превращаются в узкие каньоны. Растительность на западных склонах скудная, полупустынная.
Вообще надо отметить особенность местных гор. На Аладагларе практически нет воды и рек.Снега в горах хватает, но когда он тает, вода сразу уходит в землю, и выходит только далеко внизу. Все значимые ручьи забираются в трубы для водоснабжения расположенный внизу селений. Воду можно найти только в специально обустроенных поилках, в которые такие трубы выводятся, или топить снег.
С востока к центральной части хребта примыкает платообразное нагорье. Здесь на высоте 3000-3200 находится плато Едигёль (Yedi Goller - плато семи озёр). В мае плато Едигёль, как и соседствующие с ним другие высокогорные плато, полностью заснежены. Восточные склоны Аладаглара покрыты зеленью - всюду кедровый лес.
Для горных туристов наиболее интересны в техническом плане центральный Аладаглар и северные склоны южного Аладаглара. Здесь сосредоточены остроконечные пики, такие как Калды (3652, Kaldi), Демирказык, 400-600 метровые отвесные скальные стены, иглообразная и весьма известная скала-палец Пармак-кая (Parmak-kaya) и многочисленные перевалы от 1Б до 2Б к.с. Маршруты выше 3 к.с. полноценной протяженности в Аладагларе построить трудно из-за компактности района.
2.2 Заброска и выброска.
В Турцию мы летели рейсом Турецких авиалиний из Москвы, сначала в Анкару, а затем из Анкары в Адану. В Адане со старого автовокзала сели в маршрутку до Аладага, потом с этим же водителем договорились, что он довезет нас до водопадов Капузбаши. Из-за завалов на дороге не доехали 20 км до начала старта.
Обратно рейсовой маршруткой уехали из поселка Чукурбаг в Адану, и утром вылетели рейсом Турецких авиалиний в Анкару, а оттуда в Москву.
Алексей Березкин планово сошел с маршрута 7 мая в Чукурбаг, и на попутках добрался до Аданы.
2.3 Запасные и аварийные варианты маршрута.
В случае отставания от графика планировались следующие запасные варианты выхода в поселок Чукурбаг:
Алексей Березкин для планового выхода воспользовался 3 вариантом, основная часть группы из-за отставания в 1 день воспользовалась вариантом 4, отказавшись от прохождения перевала №22.
2.4 Документы, необходимые для посещения района.
С недавнего времени виза для посещения Турции не требуется, достаточно загранпаспорта. В районе похода нет заповедников. Однако долина Эмли входит в состав Национального парка Аладаглар. Вход в национальный парк не ограничен, но платный, точную стоимость посещения, к счастью, узнать не удалось, работники нацпарка нам не встретились. На выходе из долины Эмли была замечена табличка с тарифами на вход, написанными мелом, с человека полагался сбор 10 лир (170 руб.), но не указывалось, то ли это стоимость на вход, то ли за один день пребывания.
2.5 Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов на маршруте.
1. Водопады Капузбаши
2. Долина Хаджер
3. Плато Едигель
4. Каньон Нарпуз
5. Долина Эмли
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПОХОДА
3.1. Цели и задачи маршрута. Подготовка, выбор маршрута. Тактические идеи, новизна.
Идея сходить категорийный поход в мае вместо классического ПВД, вынашиваемая в течение двух лет, наконец-то воплотилась в реальность. Целью похода являлось посещение нового для всех участников района в другой стране, проведение полноценного, технически насыщенного похода 3 категории в сжатые сроки майских праздников. Маршрут планировался с учетом запасных вариантов выброски в случае отставания из-за возможной непогоды, также была учтена необходимость планового схода с маршрута одного из участников.
3.2. Изменения маршрута и их причины.
Машина на заброске не смогла проехать до места назначения из-за каменных обвалов на дороге, и начинать поход пришлось за 20 км от предполагаемого места старта. В связи с этим группа потеряла один день, и как мы ни старались, отставание нагнать не удалось. В связи с этим, не хватило времени для прохождения последнего запланированного перевала Лидут Западный. Поэтому было принято решение выходить из района запасным вариантом по долине Эмли.
3.3. График движения:
Дни пути |
Дата |
Участок (от – до) |
Протяжённость |
Чистое/полное ходовое время, часы |
Перепад высот |
Метеоусловия |
1 |
30.04 |
перевал Чавуш - водопады Капузбаши |
12 км |
3-20/4-25 |
445м↓ |
Ясно |
2 |
1.05 |
водопады Капузбаши - долина Хаджер |
21 км |
5-40/9-45 |
631м↑ |
Ясно, солнечно |
3 |
2.05 |
долина Хаджер - плато Едигель |
17,5 км |
5-20/10 |
1212м↑ |
Днем ясно, вечером дождь, переходящий в снег. Гроза. |
4 |
3.05 |
плато Едигель |
6 км. |
5/9-30 |
624м↑ |
Утром туман, днем град, снег, вечером облачно. |
5 |
4.05 |
плато Едигель - перевал №6-долина Аксу |
8,1 км |
8/9-40 |
450м↑ 570 м↓ |
Утром ясно, днем снег, вечером снег с дождем. |
6 |
5.05 |
долина Аксу - перевал №27 - долина Маден |
7 км |
3-10/6-10 |
460 м↓ 430 м↑
|
Утром туман, днем облачно, вечером град. |
7 |
6.05 |
долина Маден - перевал Маден – хребет к перевалу №3 |
8км |
6-50/11-30 |
600 м↑ 500 м↓
|
Утром облачно, днем туман, вечером облачно. |
8 |
7.05 |
перевал №3 Хаджи Насреддина - долина Нарпуз |
7 км |
5-45/8 |
495 м↑ 1540 м↓ |
Утром и днем туман, вечером дождь. |
9 |
8.05 |
долина Нарпуз - долина Ялик Южный |
6,3 км |
4/4-40 |
740 м↑ |
Ясно |
10 |
9.05 |
Долина Ялик Южный - перевал Карасай - долина Эмли |
6,5 км |
5-20/7 |
546 м↑ 1488 м↓ |
Утром ясно, днем переменная облачность |
11 |
10.05 |
Дневка |
|
- |
|
Проливной дождь |
12 |
10.05 |
Долина Эмли - поселок Чукурбаг - Адана |
15,9 км |
3-30/3-30 |
557 м↓ |
Ясно |
Итого с учетом коэффициента 115,3км *1,2=138,4 км
Суммарный перепад высот: набор ↑5,73 км, сброс ↓5,56 км.
3.4 Техническое описание.
29 апреля. Москва - Анкара - Адана
Встреча команды была назначена в районе Киевского вокзала, у касс Аэроэкспресса.
По приезду в аэропорт естественным решением было двигаться в сторону международного терминала, хотя позже выяснилось , что вылет нашего рейса в Турцию осуществлялся почему-то с местного (о чем, кстати, было черным по белому написано в билетах). Турецкие авиалинии позволяют вес багажа в 30 кг, поэтому все продукты мы везли с собой. В Турции планировали купить только бензин для горелок. Все три рюкзака уложились в лимит, часть вещей взяли в салон.
Приземлились в Анкаре благополучно, немного побегали по аэропорту в поисках рейса на Адану, надписи на указателях гласили одно, специально обученные сотрудники вещали другое, махая руками, и загоняя нашу толпу в нужное направление. Пройдя паспортный контроль и побегав еще по лестницам, в конце концов мы нашли нужное место. Перелет Анкара-Адана прошел быстро, еле успели дожевать бутерброды, как объявили посадку.
Адана встретила нас теплой южной ночью, насыщенной запахами местных растений. Перспектива дожидаться утра на скамейке не радовала, поэтому, предположив, что в аэропорту должен быть зал ожидания, отправились его искать. Зал нашелся быстро, на входе сидел охранник полицейского вида. Путем русско-турецких переговоров с подключением англоговорящей сотрудницы удалось объяснить, что нам требуется. В общем, нам разрешили переночевать, и мы даже отлично выспались на удобных сиденьях.
1 день, 30 апреля. Адана - Аладаг - дорога к водопадам Капузбаши.
Утром у охранника удалось узнать, что в Аладаг надо ехать со старого автовокзала. От аэропорта взяли такси до автовокзала, водитель немного говорил по-английски. Попытка обменять по дороге наличные доллары на лиры не удалась, со слов водителя банки начинали работать гораздо позже, да и по дороге мы их не заметили. Хорошо, что неподалеку от автовокзала нашлись банкоматы, где мы и сняли c карты турецких лир на период пребывания.
На вокзале нашли нужную маршуртку до Аладага. Название Карсанты, имеющееся на советских картах, местным ни о чем не говорит, да и на маршрутке было написано Aladag. Договорились с водителем, что по дороге зальем бензина для горелок, и отправились в путь.
Дорога до Алдадага вполе приличная, поэтому доехали быстро. По пути заехали на какую-то высокогорную заправку, где водитель залил бензина в канистру.
В Аладаге пообедали в местном заведении, рекомендованном водителем, весьма прилично, но не очень дешево. Удалось договориться с тем же водителем на доставку нас от Аладага до водопадов Капузбаши. Он согласился, но сказал , что там плохая дорога. Во время поездки начал проявлять признаки беспокойства, вернулся обратно, якобы чтобы взять джип, ходил узнавать состояние дороги. В итоге джип не взял, и повез нас на том же самом микроавтобусе.
Дорога действительно оказалась полузаброшенной, похоже, что в нормальном состоянии ее поддерживают только в начале, так как в горах есть какой-то рудник (по дороге были замечены карьерные самосвалы). После поворота на этот рудник, дорога стала просто плохой. Машине приходилось протискиваться между камнями и поваленными стволами деревьев, несколько раз мы оттаскивали с дороги камни.
Наконец, недалеко от перевала Чавуш, мы уперлись в непроход: С горы обвалился кусок породы, образовав завал из немаленьких глыб. По дороге нам встретилась еще одна машина в которой ехали четверо турок. Совместными русско-турецкими усилиями мы начали разбирать завал, откатывая камни. В течение нескольких часов с под возгласы турок «Аллах, Аллах!» мы пытались сдвинуть большие камни.
Частично удалось расширить проход. В конце концов, турки начали пытаться разбивать крупные камни, кидая в них камни помельче размером.
Время уходило, а мы еще не доехали 20 километров до предполагаемого начала старта. В итоге уговариваем нашего водителя вернуться, правда пришлось еще заплатить ему больше оговоренного, дескать,он на обратном пути планировал взять из Капузбаши пассажиров, а теперь ему придется ехать порожняком. Мы не стали спорить, учитывая то, по какой дороге ему придется возвращаться. Наши водители за такие деньги сюда бы точно не поехали.
Перед отъездом переливаем обещанный бензин, и с ужасом видим, на канистре , в которую он был налит, следы какого-то масла с соответствующим запахом. Слово «Mazut» в переводе не нуждалось, правда, водитель заверил нас, что мыл канистру перед тем как налить туда бензина. Выбирать не приходится, поэтому заливаем то что есть. Следует отметить, что бензин был неплохой, мазут на работу горелок не повлиял.
Пока мы возились с бензином, наши турецкие товарищи смогли на своей машине протиснуться в полуразобранный завал. Впрочем, далеко им уехать не удалось. Мы их догнали у следующего завала, который также помогли разобрать. Идем дальше по дороге, и встречаем большое бревно и еще несколько завалов, один из которых можно разобрать только динамитом. Тут они точно не смогут проехать.
За несколько переходов, к вечеру, немного не дойдя до водопадов, достигаем небольшого ручья, возле которого удалось найти места под палатки. Здесь и встаем на ночлег.
Пройдено 12 км. Сброс высоты 445 м.
3 день, 1 мая. Водопады Капузбаши - долина Хаджер.
С утра быстро добрались до водопадов Капузбаши, правда нашли их не сразу. Сначала спустились в какой-то кишлак, где местные жители указали нам дорогу к водопаду. Как выяснилось позже, это был путь к другому водопаду Гюней (Guney), а к водопадам Капузбаши надо подняться по серпантину на основную дорогу. Проходим КПП нацпарка. Мы опасались, что на КПП придется оплатить проход, но там никого не было и мы прошли свободно. Кстати, за все время похода мы так и не встретили ни одного сотрудника национального. парка.
Водопады Капузбаши представляют собой потрясающее зрелище. Потоки воды низвергаются прямо из горы в нескольких местах.
Немного портит впечатление цивилизованность места, вокруг много построек, смотровых площадок и кафе. Объект широко известен, поэтому здесь много организованных туристов. С севера к водопадам подходит хорошая дорога, рекомендуем для заброски пользоваться именно ею, так как состояние дороги из Аладага намного хуже и просто непредсказуемо.
Осмотрев водопады, по хорошей дороге идем дальше. Дорога пересекает одноименный кишлак Капузбаши, являясь его центральной улицей. По дороге нагоняем еще одну группу туристов. Сборная московских турклубов и Симферополя, поход 2 категории сложности. На маршруте не пересекаемся.
В месте, где дорога резко поворачивает в направлении кишлака Уллупинар, обедаем. Здесь имеется организованная поилка. Отличная асфальтовая дорога заканчивается перед отворотом в долину Хаджер, не доходя кишлака Уллупинар.
На повороте встретили двух местных жителей, от которых узнали, что выше по долине воды не предвидится. Один немного говорил по-русски, работал раньше в Киеве.
После поворота дорога начинает подниматься в гору серпантином, проходя через красивый лес. На пути встретились два указателя, надписи на которых гласили «Охота запрещена» и «Проход без разрешения запрещен». Надо сказать, что грунтовая автомобильная дорога проходит по всей долине Хаджер и практически упирается в подъем на плато Едигель.
В долине работали местные жители, занятые вспахиванием земли и попутным выкорчевыванием с помощью трактора больших камней. Рядом стоял кош и цистерна с водой. Пообщавшись с турками, запасаемся водой, и, пройдя еще пару километров, встаем на ночлег на широкой травянистой площадке, которая попалась нам на пути.
Пройдено 21 км. Набор высоты 631 м.
4 день, 2 мая. Долина Хаджер - плато Едигель.
Утром следующего дня продолжаем подъем по все той же дороге.
Начинают попадаться участки снега, чем выше, тем протяженнее. Дорога сильно петляет по склонам гор, поросших лесом.
В конце концов, выходим в широкую долину, выход из которой ведет к началу подъема на плато Едигёль. Здесь устраиваем обед на костре. Начинается противный дождь, резко холодает.
Пройдя через небольшой лесок, начинаем подниматься по осыпям на плато. Находим обозначенный на карте родник. Поднимаемся выше, пересекаем несколько небольших снежников.
Перед основным подъемом уже приходится надевать кошки, так как крутизна подъема возрастает. Впереди нас прошла еще одна группа, идем по их следам, что немного облегчает подъем.
Дойдя до скалистого выступа, находим горизонтальный участок с площадками под палатки. Так как погода продолжает ухудшаться, и неизвестно что там впереди, принимаем решение, встать на ночевку именно здесь. Решение оказалось правильным, так как непогода разбушевалась еще сильнее, дождь перешел в грозу с мокрым снегом и сильным ветром.
Пройдено 17,5 км. Набор высоты 1212 м.
5 день, 3 мая. Плато Едигель.
За ночь выпал снег. Погода не самая лучшая, стоит густой туман. Дальнейший путь совершенно не виден, сплошное молоко. Выходим по приборам, пытаемся найти следы прошедшей здесь вчера группы. Немного поплутав по склону, наконец находим следы, и выходим по ним вправо через какие-то скалы. Путь, поначалу казавшийся не совсем логичным , оказался единственно возможным. Вскоре мы вышли к их лагерю.
Судя по картам, должна была существовать возможность выхода с плато Едигёль на плато Хостаходжанин, к нужному нам перевалу. На деле плато представляют собой довольно пересеченную местность, с постоянными перепадами высоты, да еще оба плато разделены небольшим хребтом. В тумане мы зашли в какой-то каменный тупик, из которого виднелся только один выход через узкий лавиноопасный кулуар. Возвращаться не стали, а решили вылезти из тупика, через гребень, провесив одну веревку на подъем, первый лез без рюкзака.
Пока возились с перилами, погода немного наладилась, и сверху уже можно было разглядеть единственный правильный путь на плато, который мы проскочили в тумане.
Обогнув еще несколько скальных островов, мы выходим в узкий проход между скалами.
Снега очень много, местами проваливаемся выше колена. Погода снова портится, начинается сильная пурга. Быстро ставим палатку, чтобы пересидеть непогоду , заодно готовим обед.
Пока обедали, мимо нас прошла группа туристов, протоптав тропу в нужном нам направлении. Быстро собираемся и продолжаем движение по их следам. Огибаем вершину 3284м, перевалив через отрог, поднимаемся на хребет, разделяющий оба плато. На пологой части хребта в безопасном месте ставим лагерь.
Пройдено 6 км. Набор высоты 624 м.
6 день, 4 мая. Первал №6 Аксу-Едигель.
Утром погода наладилась. Открылись окружающие нас хребты, отсюда уже хорошо просматривался подъем на интересующий нас перевал №6 Аксу-Едигель.
Начинаем спуск к озеру , которое виднеется внизу.
Очевидного спуска не видно, идем, руководствуясь рельефом, стараясь не подрезать перегруженные снегом склоны. В какой-то момент понимаем, что лучше идти в снегоступах, так как снег начал размокать.
От озера поднимаемся в цирк перевала №6.
Для подъема выбираем путь через небольшой скалистый участок, он выглядит попроще, так как справа по ходу на перевале виднеются карнизы. Подъем постепенно становится все круче, и в снегоступах идти уже неудобно. Подъем осложняется глубоким снегом, особенно сильно проваливаешься вблизи скал. Скальный участок прошли на личной технике с элементами свободного лазания, была даже мысль провесить веревку, но обошлись.
Выше скал опять участок глубокого снега, переходящий в скалы ближе к перевальной седловине. Скалы сильно разрушены, приходится аккуратно выбирать точки опоры. Попеременно меняя ведущего, наконец, вылезаем на перевал в его восточной части. В верхней части преодолеваем небольшой ледовый бугор, удалось даже загнать в него пара раз клюв ледоруба.
Перевал №6 Аксу-Едигель, 1Б* 3390 м. Расположен западнее вершины 3545 м, ориентирован с севера на юг, соединяет цирк истока Аксу и плато Едигёль.
Седловина перевала протяженная, мы вылезли не в самой низкой его части. В сторону плато Едигель виднеются карнизы, и в целом наш путь в плане лавинной безопасности был оптимальным. Пока поднимались, погода испортилась, опять повалил снег. На самой седловине снега было по пояс, тура видно не было, поэтому решили не тратить время и силы на поиски записки, а быстро спускаться вниз.
Спуск выглядит лавиноопасным, поэтому распускаем лавинные ленты и по одному начинаем спускаться вниз. Эта сторона перевала более простая, поэтому спуск в целом оказался несложным.
Спускаемся вправо в направлении долины Аксу. Решаем не спускаться к руслу реки, а перевалить небольшой отрог, что в целом позволило, не сбрасывая высоты подойти к верховьям русла, сэкономив силы. Долина Аксу довольно сырая, с какими-то болотистыми участками, загаженными следами жизнедеятельности животных. Несмотря на наличие русла, воды в реке нет.
В 17-45 достигаем озера, обозначенного на картах, которое расположено перед перевалом Кючюк Демирказык. К своему удивлению обнаруживаем, что подъема на перевал вообще нет, хотя по данным он расположен в 50 метрах за озером. Погода портится окончательно, мокрый снег с дождем и порывистым ветром. Поднимаемся на один из осыпных островков, свободных от снега, и здесь, расчистив места под палатки, разбиваем лагерь. По-прежнему имеем отставание в один день от графика.
Пройдено 8,1 км. Набор высоты 450 м, сброс 570 м.
7 день, 5 мая. Перевал №27 Кючук - Демирказык - долина Маден.
Утром проснулись в густом тумане. Надели снегоступы и вышли в полном молоке, ориентируясь по приборам. Перевальную точку нашли по показаниям навигатора. Седловина - широченное плоское снежное поле, вот тебе и 1А. Тура не обнаружили.
Перевал Кючук Демирказык, 1А 3150 м. Расположен в верховьях долины Аксу юго-западнее вершины 3251 м , соединяет долину р. Эджемиш, с верховьями р.Аксу
Спуск оказался круче подъема, по бокам смутно угадывались окружающие снежные склоны. Поэтому на всякий случай выкидываем лавинные ленты.
Спускаемся наощупь, границы снега не видно, сплошное молоко. Пару раз, упираясь в очередной подъем, не могли понять, то ли это борт долины, то ли локальное возвышение. В конце концов, спустились до развилки, вправо уходил крутой кулуар, влево относительно пологий склон. Разведка показала, что пологий снежный склон с противоположенной стороны довольно крут в самом начале. Решаем спускаться по кулуару. Внезапно распогодилось. Спускаемся в узкое ущелье, поначалу не понимаем где здесь вход в долину Маден. Опять надеваем снегоступы, так как снег здесь раскисший.
Выше виднеется подобие тропы, траверсирующей склон, мы же поднимаемся ниже тропы по снегу.
Долина Маден представляет собой красивейший цирк, окруженный полукольцом гор, в середине которого расположено большое озеро.
Набираем в озере воды и начинаем готовить обед. В это время на противоположном склоне показались люди. Решаем вскипятить для них дополнительный кан чаю.
Оказалось, что это местные турецкие туристы.
Гидом у них оказался англоговорящий товарищ по имени Мухарет, мы долго общались на смеси турецкого и английского. Выяснилось, что в их команде присутствуют спасатели из знаменитой группы «AKUT», это добровольная спасательная служба, действующая в Турции, бесплатно оказывающая услуги по спасению в случае несчастных случаев. У них был радиальный выход из стационарного лагеря, который располагался неподалеку, и теперь они возвращаются домой. По этому поводу нам презентовали мешок с турецкими деликатесами, в виде свежего хлеба, брынзы и халвы. Мы же подарили им плитку российского шоколада.
После расставания обогнули озеро и преодолели протяженный подъем, который вывел нас в цирк перевала.
На перевал решаем идти завтра по холодку, с этой стороны он выглядит внушительно, да и висящие карнизы и лавинные выносы на его склонах тоже наводят на определенные мысли.
В цирке много ровных осыпных площадок. Выбираем одну из них и ставим лагерь. Пока ставили лагерь, нас догнала многочисленная украинская группа, они шли ‘’четверку’’. Переговорив с руководителем Сергеем, договорились об очередности прохождения перевала, мы идем перевал первыми, а они за нами через 40 минут.
Общение прервал разразившийся град. Забираемся в палатки, готовим ужин. Вечером устраиваем концерт для флейты и гитары.
Пройдено 7 км. Сброс высоты 460 м, набор 430 м.
8 день, 6 мая. Перевал №32 Маден
Подъем был назначен на ранее утро, в 3:30 местного времени. Нужно было успеть подняться на перевал, пока склон не прогрелся, и оттуда ничего не свалилось. Кроме того, нужно было дать возможность украинцам успеть подняться до восхода. Выходим в 5:30. Огибаем большую яму, расположенную под перевалом траверсируя левый борт по снегу. Пересекаем плотный лавинный вынос, лавина сошла с бокового кулуара справа, выкидываем лавинные шнуры, и далее начинаем подниматься по замерзшему снегу, вытаптывая ступени на всем протяжении склона.
Достигаем нависающих скал и немного отдыхаем под их прикрытием. Дальнейший путь подъема выбрали по снежному языку левее, была еще возможность пройти справа, но это показалось опаснее из-за нависающего с этой стороны карниза. Траверсируем склон влево по одному. Топчем ступени на три такта, попеременно сменяя лидера.
На перевал поднялись около 8 -00, и пробыли там до 8:30. Снимаем перевальную записку, в этом году именно мы ”распечатали” перевал Маден. Сняли записку турклуба «Глобус» г. Киев, Украина , руководитель Дмитрий Стариков, 7 человек, от 5 мая 2011 года.
Перевал №32 Маден ( Минеральный), 2А, 3350 м. Расположен юго-восточнее вершины 3420 м, Соединяет цирк долины Маден и долину Джимбар.
Дождались украинцев и передали им свою записку из рук в руки руки.
Спуск с перевала представляет собой простой снежный склон, крутизной 20-25 градусов. Сложность представлял глубокий снег, местами проваливались выше колена. Погода снова начала портиться, пошел снег и опустился густой туман, видимость не превышала 10 метров. Спускались интуитивно, ориентируясь по приборам.
Сбросив высоту, уперлись в какой-то холм. Решили обойти его справа, решение оказалось верным. В тумане вышли к довольно крутому обрыву в каньон Джимбар, а так как мы дальше просто не представляли куда идти, было решено поставить палатку, перекусить и дожидаться хорошей погоды, а не бродить в тумане в поисках спуска в каньон.
Пока обедали, погода начала немного улучшаться.
Оказалось, что рядом под тентом сидят наши знакомые украинцы, тоже ждут погоды. Переговорили с их руководителем, в этом районе уже бывали члены ихтурклуба, и единственный логичный путь спуска в каньон нам был четко показан левее. Также примерно определились с направлением на наш следующий перевал Ходжи Насреддина. Спуск в каньон оказался крутоват, и снегоступы ехали как лыжи. Весело спускаемся на дно каньона, поворачиваем налево, в долину, ведущую в направлении нашего следующего перевала.
За несколько ходок выходим в цирк, к небольшому озеру. Место окружено красивым кольцом гор, в котором и находится наш перевал. Здесь мы поняли, что зашли немного дальше, чем нужно, а подъем на перевал осуществляется по гребню справа, мимо которого мы прошли. Возвращаемся по своим следам, и поднимаемся на гребень по его склону.
Отсюда хорошо просматривается весь наш путь с перевала Маден.
Также виден путь нашего дальнейшего подъема по хребту.
На гребне имеется пара жандармов, которые обходятся справа. В 17-00 решаем поставить лагерь на пологой части гребня, а перевал брать завтра с утра со свежими силами.
Устраиваем капитальный лагерь со стенками из снежных кирпичей и даже соорудили маленькую кухню.
Пройдено 8 км. Набор высоты 600 м, сброс 500 м.
9 день, 7 мая. Перевал Ходжи Насреддина
Подъем был назначен на 04:00. Утро снова ознаменовалось густым туманом, и хотя мы просмотрели наш путь вчера, хотелось все же видеть, куда мы идем. В добавок, Алексею сегодня надо планово сойти с маршрута и успеть добраться до Аданы, чтобы успеть завтра на утренний самолет. Несмотря на ранний подъем, вышли ближе к 7-00, долго ждали улучшения видимости, правда так и не дождались. Идем по гребню в тумане, обходя возвышающиеся жандармы справа по глубокому снегу.
В одном месте вышли к сужению гребня, и даже решили вешать там веревку, но когда туман немного раздуло, выяснилось, что здесь и так нормально идется. Идем, поочередно меняясь и топча ступени на подъемах.
Гребень выводит в небольшой плоский цирк, откуда осуществляется подъем по снежному кулуару слева на перевал Ходжи Насреддина. Склон поначалу не был виден из-за тумана, но когда видимость улучшилась, подъем стал вполне очевиден.
В верхней части подъема склон довольно крутой, до 40 градусов.
Здесь пришлось долго и упорно тропить, моделируя ступени из снега.
На перевал поднялись в 8:20.
Сняли записку Петроградского клуба туристов г. Санкт-Петергург, руководитель Хохлов Н.С. 5 человек, от 6 мая 2011 года. В этом году мы на перевале первые.
Перевал №32, Хаджи Насреддина, 2А, 3260 м. Соединяет цирк Северного Демирказыка с цирком правого истока Северного Ялика, ориентирован с севера на юг.
Спуск с перевала представляет кулуар, крутизной 35-40 градусов.
Нормальных камней, на которые можно было бы навесить петлю, мы не нашли, поэтому решили провесить веревку, закрепив ее на ледорубах по системе «Ледорубный крест» со сдергиванием.
По первой веревке спустились до так называемого грота – небольшого углубления в скалах с нависанием.
Сдергиваем ледорубный крест. Организовываем еще одну станцию на ледорубах, по той же системе. Спускаемся еще на одну веревку. В нижней части очень много снега, местами проваливаемся по пояс.
Последние спускающиеся, учитывая этот факт, спускаются почти лежа.
Второй ледорубный крест хоть и сдернулся, но один из ледорубов зарубился клювом. Приходится подниматься вверх, чтобы снять станцию. Благо, что вторая веревка была не столь крутая как первая.
Учитывая количество снега, решаем выкинуть лавинные шнуры и далее спускаться поодиночке с большим интервалом.
Выход из долины осуществляется через красивый, но мрачноватый каньон Нарпуз.
Спуск в каньон в его верхней части не представляет сложности. Продолжаем движение по дну каньона, местами попадаются крутые снежники.
На повороте в долину Илан Алексей Березкин планово сходит с маршрута и уходит в поселок Чукурбаг, забрав часть снаряжения. В дальнейшем он на попутках добрался до Аданы и успел на самолет.
Ввиду начинающегося дождя было решено разбить лагерь недалеко от поилки на готовых площадках.
Пройдено 7 км. Набор высоты 495 м, сброс 1540 м.
10 день, 8 мая. Долина реки Ялик Южный
Утро выдалось солнечным и теплым. После дождей, снега и туманов хотелось просушить отсыревшее снаряжение, поэтому было решено устроить полудневку. В камнях обнаружили полуторалитровую бутылку бензина, судя по ее виду, лежала она тут не первый год. Ввиду избытка топлива и наличия воды устраиваем водные процедуры со стиркой.
После обеда сжигаем накопившийся за годы мусор на стоянке, и выходим в направлении дороги, огибающей отрог по направлению к долине Ялик Южный.
От дороги отходит хорошая тропа, идущая по долине.
Отсюда открывается потрясающий вид, начало подъема представляет собой ущелье, зажатое скалами.
Середину ущелья перекрывает большая скала, которую следует обойти справа по снежнику.
Поднимаемся по крутому снежнику, выбивая ступени. Снежник сменяется широкой осыпью, поднимаемся по ней, и перед нами открывается величественный вид на вершины, обрамляющие цирк.
Пройдя осыпной участок, выходим на снежник, лежащий на дне долины. По привычке идем по дну долины, но этот путь не является оптимальным. Следует сразу подниматься на правый борт долины, так как наверху находится огромное осыпное ,относительно пологое плато, и подняться на него здесь проще. Мы же, пройдя дальше, и поняв, что по долине к перевалу не подойти, поднимаемся наверх по более крутому и протяженному участку снежного склона.
Плато наверху покрыто мелкой осыпью. Отсюда хорошо просматривается наш перевал Карасай.
Находим готовые площадки и разбиваем лагерь.
Пройдено 6,3 км. Набор высоты 740 м.
11 день, 9 мая. Перевал Карасай - долина Эмли
В 13-00 выходим на перевал.
Подходим к началу снежника, снег размок, и кошки не требуются.
Слева хорошо видно начало подъема на соседний перевал №12 Челикбуйдуран.
Перевальный взлет в начале пологий, в верхней части крутизна возрастает до 20-30 градусов. Местами имеются выходы скал. В 16-00 поднялись на перевальную седловину.
Перевал Карасай, 1А* 3390. Соединяет цирк Южного Ялика и долину Эмли.
Сняли записку турклуба «Глобус» г.Киев, руководитель Максим Задорожный, от 2 мая 2012 года.
С перевала открываются потрясающие виды на окружающие горы. Погода тоже порадовала, синее небо и красивые кучевые облака дополняют картину.
Перекусив на перевале, в 17-20 начинаем спускаться в долину Эмли.
Спуск сначала происходит по снежному склону, приходится надеть снегоступы, так как снег раскис и не держит.
Впереди хорошо просматривается подъем на перевал Авджибель и знаменитая скала-палец Пармак-кая.
В нижней части снежник подмыт снизу ручьями, текущими с перевала, следует соблюдать осторожность при прохождении этого участка. Полости под снегом довольно глубокие и не видны сверху. Рекомендуем держаться левее по ходу движения.
Переходим на осыпной участок. Съезжаем вниз по мелкой осыпи. Склон довольно протяженный, метров 300-400 спуск занял около часа.
К 20-00 достигаем первых елок в долине Эмли.
Пройдя еще пару километров по долине доходим до большой поляны, и поднявшись от нее на левый борт разбиваем лагерь в уютном месте. Выбор места был обусловлен наличием снега на склоне, так как воды в долине нет.
Пройдено 6,5 км. Набор высоты 546 м, сброс 1488 м.
12 день, 10 мая. Дневка
Из-за сохранившегося отставания в один день план пройти еще один запланированный перевал становился невыполнимым. Сначала хотели закончить маршрут на день раньше, а оставшийся день провести где-нибудь на море. Но погода поменяла наши планы. С утра зарядил обложной дождь, и желание куда-либо идти пропало. Весь день провели в палатке, создавая кулинарные шедевры из имеющихся продуктов. Дождь прекратился только к вечеру.
13 день, 11 мая. Долина Эмли - пос Чукурбаг.
Встали в 8-00. Просушив палатку, собрали вещи и 10-30 вышли вниз по долине. По всей долине идет хорошая грунтовая дорога.
Внизу расположены летовки пастухов, построенные на скалах и охраняемые собаками. Через 2,5 часа достигаем выхода из долины. По дороге было замечено интересное сооружение. В камне выдолблена довольно большая пещера, назначения которой мы не поняли. То ли это жилье, то ли какое-то бывшее захоронение.
На выходе замечаем табличку, на которой мелом написаны тарифы на посещение нацпарка.
Грунтовая дорога выводит нас к поселку Чукурбаг.
По дороге встречается еще одна поилка.
В поселке у местного жителя выясняем, что транспорт ходит только по основной трассе, в сам поселок общественный транспорт не заезжает. Пытаемся найти какое-нибудь местное заведение с национальной кухней. Кемпинг, который нам посоветовали, был закрыт. Причина этого выяснилась скоро, из динамика с минарета раздался призыв к молитве, похоже, что все жители пошли в мечеть. По дороге, утопающей в цветущих садах, достигаем трассы.
Здесь расположены два мини-отеля. В одном из них знакомимся с хозяином, молодой парень по имени Башар, владеет английским и немецкими языками. За небольшую сумму нам организуют обед и помывку в душе отеля. Более того, созвонившись с водителем маршрутки, курсирующей по данному шоссе, он уточняет время прибытия. Машина прибыла раньше, и ждала нас минут 20, пока мы обедали, несмотря на наличие в салоне других пассажиров.
По дороге в машину набилось много народу. Дорога ремонтируется, поэтому сначала ехали не очень быстро. После выезда на шикарную платную трассу Анкара-Адана ситуация поменялась. Состояние трассы идеальное. Дорога идет в ущелье между горами, поросшими соснами, очень красиво.
В Адану прибыли на новый автовокзал, при помощи полицейских выясняем, где расположен ближайший отель. Нам порекомендовали отель «LeGrand» расположенный метрах в 500 от вокзала. 2 звезды, гуманные цены, завтрак включен.
Вечером на маршрутке доезжаем до ближайшего гипермаркета «Real», где закупаемся местными деликатесами.
Район автовокзала лишен достопримечательностей, везде какие-то автосервисы и ремонтные мастерские. Зато напротив отеля оказалась весьма неплохая шашлычная, где мы неплохо провели время ( спасибо швейцару, который порекомендовал нам это заведение, и даже лично сопроводил нас до места).
Пройдено 15,9 км. Сброс высоты 557 м.
13 день, 12 мая. Отъезд
По навигатору определяем, что до аэропорта около 4 километров, поэтому решаем дойти пешком. Решение оказалось не слишком правильным, в это время было уже жарко, да и дорога, по которой пришлось идти, ремонтировалась на некоторых участках. В аэропорту перед контролем багажа вспоминаю, что в рюкзаке остался бензин. На улице сливаю остатки топлива первому попавшемуся таксисту, который долго не понимал, что же мне от него надо.
Под крылом самолета простираются заснеженные вершины Аладаглара... Мы летим домой...
3.5 Потенциально опасные участки на маршруте.
3.6 Меры безопасности на маршруте.
4.1 Общественное и личное снаряжение.
Список общественного снаряжения (на группу в 4 человека):
№ |
Снаряжение |
Количество |
Бивачное |
||
1 |
Палатки |
2 шт. |
2 |
Каны |
2 шт. (2,5л каждый) |
4 |
Горелки мультитопливные |
2 шт. |
5 |
Ветрозащитный экран |
1 шт. |
6 |
Бензин |
6 литров |
7 |
Скатерть полимерная |
1 шт. |
8 |
Половник |
1 шт. |
Специальное |
||
1 |
Веревка основная 50 м Ø 10 и 11 мм |
2 шт |
3 |
Расходные петли 3 м Ø 10 мм |
2 шт. |
4 |
Карабины |
8 шт. |
6 |
Оттяжки |
3 шт. |
7 |
Жумары |
2 шт. |
8 |
Запасные солнцезащитные очки |
1 шт. |
9 |
Лавинный лист |
1 шт. |
Прочее |
||
1 |
Аптечка |
комплект |
2 |
Походные документы, карты |
1 комплект |
3 |
GPS навигаторы |
2 шт. |
4 |
Ремонтный набор |
1 комплект |
8 |
Фотоаппараты |
4 шт. |
9 |
Запасные аккумуляторы и батарейки |
1 комплект |
10 |
Радиостанции |
2 шт. |
11 |
Спутниковый телефон |
1 шт. |
Список личного снаряжения:
№ |
Снаряжение |
Количество |
1 |
Рюкзак с самостраховкой и чехлом |
1 шт. |
2 |
Коврик пенополиэтиленовый |
1шт |
3 |
Спальный мешок |
1 шт. |
4 |
Система страховочная верх+низ+самостраховка |
1 комплект |
5 |
Карабин |
3 шт. |
6 |
Снегоступы |
Пара |
7 |
Страховочные (рабочие) перчатки |
2 пары |
8 |
Лавинная лента |
1 шт. |
9 |
Прусик Ø 6 мм, 1.5 м |
1 шт. |
10 |
Каска со страховкой |
1 шт. |
11 |
Ботинки |
1 пара |
12 |
Кроссовки |
1 пара |
13 |
Очки солнцезащитные |
1 шт. |
14 |
Кошки |
1 пара |
15 |
Ледоруб с самостраховкой |
4 шт. |
16 |
Восьмёрка |
1 шт. |
17 |
Треккинговые палки |
1 пара |
18 |
Бельё, термобелье, одежда, шапки, носки |
комплект |
19 |
КЛМН, предметы личной гигиены |
комплект |
20 |
Документы, деньги, билеты |
комплект |
21 |
Крем от солнца, индивидуальная аптечка |
комплект |
22 |
Сотовый телефон |
1 шт. |
23 |
Фонарик налобный |
1 шт. |
24 |
Штормовой костюм |
1 шт. |
25 |
Фонарики на ноги или гамаши |
1 пара |
26 |
Бандана от солнца или панама |
1 шт. |
27 |
Легкие штаны |
1 шт. |
28 |
Теплая куртка или пуховка |
1 шт. |
29 |
Куртка полар |
1 шт. |
30 |
Сидушка |
1 шт. |
31 |
Дождевик ( пончо) |
1 шт. |
32 |
Перчатки теплые |
1 пара |
4.2. Стоимость проживания, питания, транспортные расходы ( на одного человека):
№ |
Наименование |
Сумма |
1 |
Билеты на самолет Москва-Анкара-Адана туда и обратно |
12800 руб. |
2 |
Заброска (автотранспорт)+ такси до вокзала |
1100 руб. |
3 |
Бензин на весь поход в пересчете на 1 человека. |
200 руб. |
4 |
Выброска |
250 руб. |
5 |
Проживание в гостинице |
800 руб. |
6 |
Страховка (с покрытием рисков, связанных с экстремальными видами спорта) |
815 руб. |
|
Итого на 1 человека |
15695 руб. |
5. ИТОГИ ПОХОДА, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Аладаглар - отличное место для проведения майских походов. Район можно рекомендовать для групп, имеющих желание сходить в горный поход 2-3 и даже 4 к.с. в мае. При наличии времени можно совместить спортивную часть похода с осмотром исторических и природных достопримечательностей, которыми богата Турция, а также провести несколько дней на море.
Рекомендуется выучить несколько фраз по-турецки. Местное население зачастую не владеет другими языками. Нас это часто выручало, например, при общении с сотрудниками аэропорта, обмене валюты, переговорах с водителями, местными жителями и т.д.
Район имеет удобные подъезды, через несколько часов после прилета можно оказаться практически в самом сердце гор.
Путь через Аладаг, который мы выбрали для заброски, не является оптимальным, так как состояние дороги через Аладаг от года к году просто непредсказуемо. Рекомендуем забрасываться не с юга, как мы, а с севера, через Кайсери.
Для майского похода по Аладаглару обязательны снегоступы. Снега местами выше пояса, и перемещаться без снегоступов очень сложно. Также не следует пренебрегать опасностью схода локальных мокрых лавин. Мы неоднократно видели и пересекали небольшие лавинные выносы на склонах перевалов.
В файле отчет в формате .doc
Lotsman 09.04.2013 16:47:00 |
0
+0
-0
|
||
Предположу, что по Аладаглару на сегодняшний день это один из лучших материалов |
Diman.S 09.04.2013 16:52:38 |
0
+0
-0
|
||
И первый на сайте по странам дальнего зарубежья |