Тест новой речки: НЮЖМА, 22-23 сентября 2012 г.
Общий километраж: 49,5 км
Старт: 22.09.2012 г. 10.00 дер. Жуковка
Финиш: 23.09.2012 г. 19.00 с. Татинец
Предварительный сбор информации ничего не дал – о проходимости реки никому ничего достоверно не известно, а большинство опрошенных туристов высказали предположение, что река скорее неходима, чем наоборот. Но, несмотря на это, практически сразу набралось четыре отважных экипажа, готовых к чему-угодно, даже к полному отсутствию воды в зоне предполагаемого сплава и продолжительному болото-пеше-обносингу. Походу - быть!
День первый: Прибытие - Стапель - Рясинг - оз. Нетеслово - Болотинг - Тянитолкаинг - Мостинг - Земснаряд - Грязинг - Перекус - Заря - Железный мост - ур. Макарычево - Лагерь
День второй: Плесы - Дикие лебеди - ур. Мурзина - Бревнинг - Пеньки - Озерный марафонинг - Щука - Плотина - Байдарочная экскурсия - Последнее озеро - Обед - Завалинг - Самокатинг - Водопад - Травяные джунгли - Цапли - Развилка - Волга - Финиш - Выводы и рекомендации
Поход, день первый
И вот, ранним утром 22 сентября мы стоим на мосту через Нюжму, что расположен перед деревней Жуковка, и нашему взору предстает обнадеживающая картина – в реке есть вода!
Более того, русло на удивление широкое для истока (около 8-10 метров), хоть и покрыто сплошным зеленым ковром тины. Но нас это ничуть не смущает, а даже забавляет – по тине мы еще не сплавлялись! Проехав чуть дальше, высаживаемся в деревне Жуковка рядом с указателем пожарного водохранилища, и бодро тащим вещи к этому самому водохранилищу, т.е. на берег реки, где нас ожидает просторная поляна стапеля с мягкой травкой, и парочка колоритных долбленок.
Незамедлительно приступаем к сборке лодок.
Через какое-то время появляются местные жители, и с интересом наблюдают за данным процессом. Разумеется, байдарок они здесь никогда не видали, а, узнав о наших планах дойти до Волги, лишь усмехаются и скептически качают головами.
Но нас их пессимистический настрой абсолютно не смущает, и мы полны решимости довести задуманное до конца!
Наконец, в 10 утра спускаем на воду (хотя на самом деле, на ряску) наши свирьки и таймешки и, ударив веслами в зеленый ковер, отправляемся навстречу неизвестности!
Практически сразу знакомимся с новым для нас видом байдмазохизма (как мы шутя называем нескучный сплав): РЯСИНГ
Надо ли упоминать, что вода стоячая совершенно – ведь проточную воду ряской не затягивает. Ряска не только сплошная, но и довольно плотная, лодка по ней скользит с характерным шуршанием. Грести приходится аккуратно, чтобы зеленые комья не летели с весел на лодку и на гребца. После прохождения лодки остается небольшой свободный от ряски след, но буквально за несколько минут он снова затягивается свежей ряской, так что стараемся сильно не растягиваться.
Буквально через 300 метров после старта проходим под тем самым мостом, с которого впервые увидели Нюжму.
Затем русло немного сужается, и еще через 500 метров переходит в широкое красивое озеро Нетеслово.
Впрочем, длина его намного превышает ширину, и радостно навалившись на весла, проносимся по зеркалу открытой воды навстречу солнцу аж три с лишним километра.
Преодолев озеро, снова упираемся в ряску, за которой просматриваются сплошные заросли рогоза – через них нам предстоит пробиваться с боями, чтобы продолжить сплав по реке. Но зеленый ковер внезапно становится намного толще, грязнее и зловоннее, к ряске добавляются гниющие массы водорослей и плавучие болотные кочки, что здорово сказывается на скорости байды (падающей до 2 км/ч, при усиленной гребле).
Так мы узнаем, что такое БОЛОТИНГ
Аттракцион сей имеет один характерный подвох: с одной стороны, приходится грести в полную силу, чтобы хоть как-то продвигаться вперед, стараясь побыстрее преодолеть участок невыносимой вони. С другой стороны, чем мощнее гребки, тем больше гниющих масс (практически тождественных фекальным) летит с весел на одежду и лодку, поэтому грести нужно не только мощно, но и осторожно!
Тем временем, первая байда наконец преодолевает участок болотинга и достигает спасительных зарослей рогоза. После чего надолго в них застревает, пытаясь найти продолжение русла, и пробиться в него.
Остальные суда постепенно подтягиваются и терпеливо ждут своей очереди.
Продвижение по болоту, бывшее и без того медленным, практически полностью тормозится зарослями травы, и гребля теряет всякий смысл.
Начинается следующее развлечение – ТЯНИТОЛКАИНГ.Чем-то это напоминает столь знакомый байдмазохистам кустинг, но отличается от него примерно так же как болотинг от рясинга. Смысл тянитолкаинга заключается в том, что первый гребец должен хвататься за что-нибудь более-менее прочное (будь то ивовые ветви, стебли рогоза, травы и т.д.) и пытаться подтягивать байдарку вперед, сквозь заросли, в то время как задний гребец должен найти для весла более-менее стабильную опору, и постараться от нее максимально далеко оттолкнуться. Телодвижения эти обычно совершаются экипажем синхронно, на “и-и-рраз!”. Если толкаться совсем не от чего, тогда капитану приходится тоже подтягиваться, хватаясь за траву, оставшуюся после предыдущего рывка матроса, но остается ее, как правило, совсем немного – большая часть вырывается с корнем и обильно устилает путь для следующей байды.
Надо признать, тянитолкаинг на Нюжме неотрывно сопряжен еще с одним видом байдмазохизма, и имя ему МОСТИНГ.
Встречается он обычно вблизи какой-либо населенки и заключается в преодолении разного рода рукотворных преград – всевозможных мостков (с перилами и без), переправ, гатей и т.п., коих на Нюжме великое множество (полагаю, дело рук охотников). Преграды сии разной степени целостности, но большая часть их, как правило, разрушена и полуразрушена и представляет собой вбитые поперек русла деревянные сваи, с остатками насыпей, досок, бревен и т.д.
Иногда эти мостки являются эдакими мини-плотинками, и уровень русла после них заметно ниже. Нельзя не отметить и тот немаловажный факт, что все эти сваи, доски и бревна обильно утыканы гвоздями и строительными скобами, торчащими остриями наружу. Таким образом, перетаскивание через них судов несет определенный риск для последних.
Как уже было сказано, практически после каждого участка тянитолкаинга сразу же следовал мостинг, после чего метров сто-двести можно было снова наслаждаться рясингом в узком русле реки, и далее все повторялось.
Таким образом, за последующие после выхода из оз. Нетеслово два часа преодолеваем лишь 2,5 километра русла (попутно минуя деревню Восход). Но благодаря теплому солнышку, полоса препятствий совсем не напрягает, а воспринимается лишь как захватывающий аттракцион. Ярко-зеленая ряска с опавшими разноцветными листьями, золото берез по берегам, и синева неба - вот она, осенняя Нюжма!
А еще утки! Их там столько, что уму не постижимо. Они беспрестанно вспархивают то с одной стороны, то с другой, и шумно уносятся куда-то вперед. Обычно группами по пять-шесть птичек, но иногда в воздух поднимаются и стаи в несколько десятков голов, затмевая пол-неба. Впрочем, мы, по-всей видимости, застали их в процессе подготовки к отлету. Из зверюшек удалось повстречаться лишь с бобром, бегавшем по одному из мостиков, и нырнувшем при приближении байды.
Наконец, часа через три после старта (за которые были пройдены первые семь километров этой увлекательной речки), когда тянитолкаинг с мостингом уже кончились, и мы беспрепятственно грябаем по ряске, шугая уток и дожидаясь отстающих экипажей, наше внимание вдруг привлекает странный звук, напоминающий то ли работающую бензопилу, то ли моторную лодку, то ли кукурузник. Звук непрекращающийся и постепенно нарастающий. Строим догадки, что бы это могло быть. Наконец, после очередного поворота река вливается в небольшое озерцо, и источник звука предстает перед нами во всей красе. Земснаряд!
Как выяснилось, на данном участке проводится прокладка трубопровода (в этом же месте реку пересекает обозначенная на карте ЛЭП). Работающий люд удивленно пялится на неизвестно откуда взявшиеся разноцветные лодочки и тычет пальцем. Мы же тем временем думаем, как бы все это хозяйство нам оплыть. Наконец, аккуратно оплываем трубопровод и платформу с рабочими, нагибаясь под натянутыми тросами, попутно с интересом разглядывая рабочего в красном скафандре, который как-будто бы гуляет прямо по ряске, периодически куда-то заныривая и появляясь вновь.
Оказавшись по другую сторону трубопровода, сталкиваемся с очередным нюжминским сюрпризом – ГРЯЗИНГ
Затянутая ряской вода сменяется довольно плотной грязюкой, по которой байда скользить не хочет совсем. Никаких точек опоры и веток, за которые можно было бы подтянуться. Приходится втыкать весло, и пытаться прогребать прямо по грязи (стараясь не разбрасываться ею сильно по сторонам, где ждут своей очереди товарищи),
параллельно раскачивая лодку вперед-назад, помогая ей продавливать плотную субстанцию, а под конец грязевого участка еще и переезжать через достаточно высокое боновое заграждение (хотя после первой байды остается небольшая траншея, и остальным уже легче проделывать вышеописанные маневры).
Все эти телодвижения совершаются нами на протяжении примерно четверти часа, прямо на виду у рабочих. Часть из них, впрочем, возвращается к работе и не обращает уже на нас особого внимания (включая и гуляющего по воде персонажа), другая же часть продолжает весело глазеть и хохмить в адрес незадачливых туристов.
Наконец, все байдарки успешно вырвались из грязевого плена, и снова радостно заскользили по старой доброй ряске.
Минут через двадцать решено встать на перекус. На правом берегу обнаружена на редкость шикарная для этих мест стоянка, со столом в просторной яме, и охотничьим шалашом, в котором удобно разместились кресло и табуретка.
Около трех часов дня продолжаем сплав. Через двадцать минут проплываем село Заря,
в котором приходится обнести небольшую плотину, и перекинуть байды через дощатый пешеходный мост,
а еще через полчаса перетаскиваемся через широкий автомобильный мост и очередное боновое заграждение, сразу за ним.
Последующие километров семь сплава (пересечение урочища Макарычево) представляют собой рясинг в нешироком и довольно извилистом русле, с периодическим мостингом через насыпи, частоколы и мостки,
а также преодоление бобровых плотинок.
Все так же встреается разная живность.
Течения по-прежнему нет, равно как и подходящих для ночевки стоянок по берегам.
Под конец дня (уже в сумерках) в ходе преодоления очередной переправы наша таймешка получает приличную пробоину в днище, причиной которой оказалась незамеченная строительная скоба – все-таки мостинг, будучи чистой воды техногенщиной, является весьма экстремальным развлечением, о чем не следует забывать! Пока мы клеимся, остальные находят подходящую стоянку в березняке на высоком левом берегу, в пятистах метрах ниже по течению, и ставят лагерь. Забегая вперед, скажу, что ни до этого, ни после, нормальных стоянок на Нюжме обнаружено нами не было.
Неподалеку от стоянки находим некоторое количество грибов, что приятно дополняет ужин.
За девять с половиной часов общего ходового времени пройдено чуть меньше 20 км. Первый сплавной день закончен.
После довольно раннего подъема, завтрака и быстрых сборов, в 9.20 выходим на воду – пройти предстоит много, а река богата на сюрпризы.
Сразу после старта продолжается рясинг в довольно извилистом русле шириной 6-8 м, по берегам березы, на зеленой ряске лежат их облетевшие желтые листья, светит солнце, погода снова радует. Местами ряска становится более плотной, иногда приходится перепрыгивать через плавающие в воде ветвистые коряги и бревна, но в целом, сплав беспрепятственный. Километра через полтора русло реки расширяется до 15-20 м, и перед нами открываются протяженные затянутые ряской плесы.
По левому берегу урочище Мурзина, река огибает его 7-километровой петлей.
На одном из таких плесов замечаем лежащее на ряске длинное и белое (явно не утиное) перо. Неужели гуси? Откуда тут им взяться… И вдруг в конце плеса нашему взору предстает мирно плавающая семья белых лебедей! Надо же, живые лебеди! Да еще и с лебедятами (не перелетные, свои!). Начинаем потихоньку к ним приближаться, а я тем временем расчехляю камеру. Лебеди, при виде нас, пытаются уплыть,
но поняв, что мы не отстаем, а наоборот приближаемся, всполошились, захлопали крыльями,
и вдруг один из взрослых лебедей (сразу же возникает предполжение, что это мать семейства) полетел в нашу сторону. Как назло, аккумулятор камеры никак не хочет оживать после холодной ночевки, и после пары снимков отказывается снимать вовсе. А тем временем крупный лебедь шумно пролетает мимо нашей байдарки и практически врезается в следующую за нами, уклонившись в последний момент (кадр был уникальный, как жаль, что подвела техника).
Затем он еще какое-то время носится вокруг и всячески отвлекает наше внимание на себя,
но мы пытаемся догнать улепетывающую семейку, пока путь нам не преграждает очередной завал из веток. Лебеди, воспользовавшись этим, скрываются за очередным поворотом, и больше мы их не видели.
Вскоре лес отступает от берегов, и река входит в обширную луговину, при этом русло становится довольно узким, извилистым и мелким, дно илистое и очень топкое, с обилием заиленных палок, коряг и веток, над которыми свирьки проходят спокойно, а таймешкам приходится переезжать с разгона.
По берегам – множество поваленных березовых карандашей, они покрывают собой всю полу-затопленную луговину урочища. Примерно через километр река разливается по луговине, и начинается участок БРЕВНИНГА. Это еще одно чисто нюжминское развлечение – сплав по сплошному слою бревен, плавающим на воде.
Наконец, бревна кончились, а вместе с ним и урочище Мурзина, и лодки снова скользят по чистым водам Нюжмы. Как ни странно, ряски здесь тоже нет, хотя вода и стоячая. А берега снова кардинально поменялись! К ним стал подбираться лес, переходя по кромке берега в густую высокую траву с ярко-красными соцветиями, а прибрежная часть русла покрывается торчащими гнилыми пеньками (подозрительно одинаковой высоты - возможно, вырубка), коих вскоре становится немыслимо много, и они практически заполоняют собой все русло – приходится между ними лавировать. Воистину, такого разнообразия береговых ландшафтов, кардинально сменяющихся порой через каждый километр, не встретишь больше нигде.
Река тем временем окончательно расширяется, и, сделав заключительных парочку зигзагов, вливается в большое (но увы, безымянное) озеро, длиной около трех километров, где мы с радостью предаемся озерному МАРАФОНИНГУ,
и на одном из мысков около полудня высаживаемся на перекус.
На просторах озера можно видеть довольно много рыбацких лодок, по берегам стоят машины, в общем, чувствуется дыхание цивилизации. Пока перекусываем и дожидаемся немного отстающий экипаж, умудряемся голыми руками выловить раненного щуренка (видать, сошел с кукана), бросаем его в котелок с водой, и грябаем дальше.
Озеро заканчивается плотиной с бетонным берегом и автомобильной дорогой по верху. Перед плотиной стоит (и примыкает к ней) интересное гидротехническое сооружение.
Перебрасываем байдарки на другую сторону плотины и грябаем на экскурсию, под мост.
Поплутав немного в полумраке бетонных коридоров, выплываем на свет божий, и ровно в 13.00 продолжаем сплав.
Буквально через 10 минут рясинга в узком петлявом русле вплываем в последнее озеро. Примерно 2 километра водных просторов бодренько преодолеваются за 20 минут,
и в 13.30 встаем на обед на широкой обустроенной полянке рядом с очередной плотиной, в ходе которого варим суп, щуку и оперативно найденные грибы.
После чего перетаскиваем байды через насыпь, и в 15.00 снова на воде. Солнышко, радовавшее нас на протяжении всего сплава, куда-то прячется, и набегают тучки, но дождя нет. Последующие полтора-два километра сплава запомнились довольно недурственным ЗАВАЛИНГОМ.
Русло в среднем 5-6 метров шириной (иногда сужаясь аж до метра), сильно мелеет, но зато наконец-то появляется течение – признак того, что вплоть до Волги уже никаких плотин не будет. Завалы примерно через каждые 20-30 метров, прыгабельных почти нет, в основном приходится перетаскиваться через бревна. Полная аналогия с верхней Линдой (до Хвощевки) – вот такие у Нюжмы низовья :)
На тех участках, где глубина реки не позволяла полноценно грябать, для перемещения между завалами был опробован новый способ передвижения – САМОКАТИНГ (держась руками за борта, и одной ногой стоя в байде, другой толкаясь ото дна).
Вскоре обнаруживаем маловодный порожек водопадного типа, с общим перепадом метра полтора, сильно заросший ивняком и забитый валежником,
поэтому “прыгнуть” его удается лишь последней байдарке, после того, как предыдущие как следует “проутюжили” дорогу.
Ниже порожка русло реки предельно сужается, мелеет и извивается в травяных джунглях берегов
Ближе к Волге начинают попадаться серые цапли, а через какое-то время над нами и вовсе пролетела целая их стая. Одна цапля даже попадает мельком на видео.
По окончании завалов русло реки разделяется. Почти незаметное западное ответвление, уходящее на Луговой Борок, представляет собой заросший и затянутый ряской мелкий завалистый ручей со стоячей водой, а вот непроточный (согласно карте) рукав в сторону Волги, наоборот, выглядит полноводным и чистым, также присутствует течение. По всей видимости, в данный момент это русло является основным, поэтом им и решено идти (а старое русло до Лугового Борка разведать в другой раз). По берегам обилие шиповника, поэтому останавливаемся на пол-часа и набираем себе этого полезного продукта, после чего снова налегаем на весла.
Метров через 500 русло Нюжмы окончательно поворачивает на восток, становится широким и прямым, и течет 2,5 километра параллельно руслу Волги, в ста метрах от последнего. Бодренько проходим данный участок минут за 20, и в 17.40 достигаем волжских просторов.
Остаток пути – продолжение марафонинга: 6,5 км вверх по Волге, погода тем временем окончательно портится. Траверсируем уже под проливным дождем и крепким вмордувиндом. В 19.00 финишируем в Татинце, ну а дальше антистапель, перекус, и в 21.00 заказная газелька отвозит нас домой. Поход закончен.
За два дня пройдено чуть меньше 50 км, из них 43 км по Нюжме. Речку можно смело рекомендовать для нескучного сплава – она красивая и предельно разнообразная, как по набору препятствий и способов их прохождения, так и по обилию представителей фауны и береговых ландшафтов, многие из которых не встречаются нигде более (в этом плане особо выделяется участок в районе урочища Мурзина). Таким образом, река имеет собственное узнаваемое лицо, что позволяет ей не теряться на фоне десятков других мелкокалиберных речек Нижегородской области. А если еще, как нам, повезет с солнечной погодой, то сплав непременно доставит истинное удовольствие. Спасибо всем участникам за компанию, и отдельное спасибо Андрею, вытащившему всех нас на замечательную речку Нюжму, с которой, я уверен, мы еще увидимся!
Авторы фото, использованных в фотоотчете (см. Параметры съемки): finn (Nikon D70), Надя (Nikon D3100), Маша (Canon A610), Леша (PENTAX Optio W20)
Shokoladka 17.10.2012 15:20:42 |
0
+0
-0
|
||
Классная речка оказалась. Молодец Богдан, отчет очень красочный и информативный получился. |
redaktor 17.10.2012 15:32:09 |
0
+0
-0
|
||
Богдану, авторам фото и всем участникам и В этом фотоотчете опробовали вставку видео в текстовой материал. Если нужно сделать подобное в ранее размещенных материалах, напишите мне. Доработка быстрого добавления видео в отчет, рассказ и фотоотчет заказана программисту. |
Борис Котельников 17.10.2012 17:37:14 |
0
+0
-0
|
||
Классно! |
Анна Рыбакова 17.10.2012 21:03:39 |
0
+0
-0
|
||
Браво |
Savva 18.10.2012 10:56:56 |
0
+0
-0
|
||
Очень любопытная речка и просто шикарный отчет!!! |
finn 18.10.2012 11:40:01 |
0
+0
-0
|
||
Всем спасибо за лестные отзывы! Рад, что понравилось, и время потрачено не зря зыж добавил "краткое содержание", для удобства навигации по фотоотчету. |
redaktor 18.10.2012 12:08:22 |
0
+0
-0
|
||
Первый случай, когда автор сам поставил якоря (содержание с активными ссылками на соответствующую часть материала). |
capscrew 24.02.2013 21:34:57 |
0
+0
-0
|
||
У меня работают только якоря из нитки первого дня, из второго - нет. |
redaktor 24.02.2013 22:58:53 |
0
+0
-0
|
||
После замены html-редактора на новую версию в якорях не проходят названия с кириллицей. Их надо будет заменить на латиницу. |
finn 26.02.2013 11:15:57 |
0
+0
-0
|
||
Как уже было сказано, в связи с заменой чего-то там, на сайте произошел небольшой сбой. Случайно обнаружил сей факт буквально несколько дней назад, пришлось заново создавать якоря в латинице. Теперь все должно работать |
Владимир Иваныч 01.03.2013 22:23:35 |
0
+0
-0
|
||
Ребята,МОЛОДЦЫ! |
finn 09.09.2013 08:49:07 |
0
+0
-0
|
||
В минувшие выхи произвели разведку участка старого русла и связанных с ним озер. Окончание изучения Нюжмы планируется на сентябрь 2014 года. |
antikrot 09.09.2013 10:49:36 |
0
+0
-0
|
||
Богдан, а что запланировано в рамках "окончания изучения"? )))) |
finn 09.09.2013 11:25:29 |
0
+0
-0
|
||
Пока в планах видится следующее: 1. Разведать еще одну протоку между Волгой и Нюжмой выше Лугового Борка (туда)2. Дописать трек на участке между Луговым Борком и Волгой (обратно) 3. Разведать нижнюю цепочку озер, от старого устья Нюжмы до конца (с традиционным сбором шиповника). |