ОТЧЕТ
о водном туристском походе
четвертой категории сложности
по Горному Алтаю,
совершенном группой туристов г. Нижнего Новгорода
в период с 4 августа по 20 августа 2006 года
Маршрутная книжка 29/06
Руководитель группы Максимов Александр Анатольевич
Город Нижний Новгород
2006 г.
Содержание
1. Справочные сведения о походе.
1.1 Проводящая организация.
1.2 Место проведения.
1.3 Общие справочные сведения о маршруте.
1.4 Подробная нитка маршрута.
1.5 Определяющие препятствия маршрута.
1.6 Список группы.
1.7 Адрес хранения отчета.
2. Общегеографическая и туристская характеристика района.
2.1 Географическое положение и туристские особенности района.
2.2 Варианты подъезда и отъезда.
2.3 Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
2.4 Расположение пограничных зон, заповедников, порядок получения пропусков.
3. Организация и проведение похода.
3.1 Цели и задачи маршрута. Подготовка, выбор маршрута. Тактические идеи, новизна.
3.2 Изменение маршрута и их причины.
3.3 Развернутый график движения.
3.4 Обеспечение безопасности на маршруте
4. Техническое описание маршрута.
5. Стоимость питания, транспортные расходы.
6. Итоги похода, выводы, рекомендации и впечатления по совершенному путешествию.
7. Приложения.
1.Справочные сведения о маршруте
1.1 Проводящая организация – общественная организация Нижегородский областной туристский клуб
1.2 Место проведения – республика Горный Алтай
1.3 Общие справочные сведения о маршруте
1.3.1 Вид туризма - водный.
1.3.2 Категория сложности - четвертая с элементами шестой
1.3.3 Количество участников - четырнадцать человек
1.3.4 Суда:
а) катамаран-четверка - 1 шт.
б) катамаран-двойка - 4 шт.
1.3.5 Продолжительность:
подъезды и отъезды 8,5 дней
строительство 1 день
пешка 1,5 дня
сплав по реке Башкаус 6 дней
общая 17дней
1.3.6 Сроки проведения:
с 4.08.2006 по 20.08.2006
1.4 Нитка маршрута:
г. Н. Новгород – г. Арзамас – г. Новосибирск – г. Бийск (поезд) – поселок Кош-Агач – озеро на реке Малая Кокоря (автомобиль) – река Башкаус (пешка) – река Башкаус (сплав) – поселок Усть-Улаган – г. Бийск (автомобиль) – г. Арзамас (поезд) – г. Н. Новгород (автомобиль)
1.5 Определяющие препятствия маршрута:
Каньоны: Прямой, Ильдугемский, Змейка, Открытый, Саратанский (1-5);
Пороги: Панорамный, Предбанный.
1.6 Список группы:
1 |
Максимов Александр Анатольевич К. 4.1 |
руководитель |
2 |
Максимов Артём Александрович К. 4.1 |
1996 г.р. |
3 |
Максимов Александр Александрович К. 4.1 |
1998 г.р. |
4 |
Максимова Любовь Анатольевна К. 4.1 |
|
5 |
Хазанова Ольга Александровна К. 4.1 |
финансист |
6 |
Настин Александр Васильевич К. 4.1 |
доктор |
7 |
Сергеева Ольга Борисовна К. 2.1 |
видеооператор |
8 |
Ершов Михаил Александрович К. 2.1 |
транспортный агент |
9 |
Ушакова Екатерина Валерьевна К. 2.2 |
|
10 |
Мельников Сергей Александрович К. 2.2 |
|
11 |
Трухин Александр Аркадьевич К. 2.3 |
ремонтник |
12 |
Язынин Сергей Федорович К. 2.3 |
фотограф |
13 |
Спирин Константин Борисович К. 2.4 |
завхоз |
14 |
Спирина Юлия Михайловна К. 2.4 |
|
1.7 Поход рассмотрен в маршрутно-квалификационной комиссии Нижегородского областного туристского клуба
2. Общегеографическая и туристская характеристика маршрута
2.1 Географическое положение и туристские особенности района
Башкаус – левый приток реки Чулышман – берет начало из озера в восточной части Курайского хребта на высоте 2500 м. Средние уклоны: в верховьях – 6-9 м/км; в среднем течении – 2,5-3 м/км; в нижнем течении – 15-24 м/км. Среднегодовой расход в устье – 80 м3/с, площадь бассейна – 7700 км2. Продольный профиль Башкауса отличается от аналогичных характеристик других рек Алтая. Он имеет небольшие уклоны в верховьях и в среднем течении, затем они резко возрастают в низовьях реки. Соответственно и сложность возрастает от начала похода к концу, что относится как к прохождению реки целиком, так и к прохождению только верхней или только нижней части.
2.2 Варианты подъезда и отъезда
Координаты фирм и водителей:
* Бийскалтайтур (г. Бийск) Тел: (3854)30-74-14 (сот), 23-31-11, 71-96-00
ivan@mail.biysk.ru, http://www.bialtur.biysk.ru, ICQ# 28152418
* Юрий Демьянов (Газ-66, Новосибирск, академгородок) 8-(3832)-330896. Предлагал за 14000 руб. довезти от вокзала в Новосибирске до перевала к Башкаусу (насколько получится).
* Фирма в Барнауле. transport-altai@mail.ru 8-(3852)-356124
Варианты подъезда и отъезда хорошо описаны в туристической литературе. В нынешних условиях лучше и проще все заказать заранее.
До Бийска мы добирались на железнодорожном транспорте. Дальше до Кош-Агача по Чуйскому тракту на заранее заказанной автомашине – ГАЗ-66, чтобы заехать на перевал. Из Бийска выехали 7.08.06 в 4:15 (здесь и далее время – Московское), в 16:30 встали на ночевку между Акташем и Кош-Агачем. 8.08.06 после завтрака тронулись дальше в 6:15, в 12:15 машина уперлась в болото за перевалом, чуть ниже озера на реке Малая Кокоря. Отсюда началась пешая часть нашего похода.
Выброска осуществлялась также на заранее заказанной машине, на этот раз на микроавтобусе с прицепом. Выехали в 3:30 из леса ниже поселка Чибиля, в 11:55 были на вокзале в Бийске.
2.3 Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
В качестве аварийных выходов с маршрута мы рассматривали спуск до поселка Саратан и поселка Усть-Улаган.
Запасные варианты маршрута мы не рассматривали.
2.4 Расположение пограничных зон, заповедников, порядок получения пропусков.
По слухам, погранзона начинается в Кош-Агаче, но мы заезжали туда заправляться и не встретили никаких пограничников. Заповедников на Башкаусе нет.
3. Организация и проведение похода
3.1 Цели и задачи маршрута
Выбирали реку на Алтае, весьма сложную, но с возможностью обноса опасных мест, так как с нами шли дети, отпуска – короткие. Верхний Башкаус нам подошел: короткий (18 км – пешка, 95 км – сплав), сложные и интересные пороги (77 порогов), несложные обносы (предполагалось обносить 1-й каньон из-за бревна и обычно низкой воды в это время и Саратанский каньон, если уровень его сложности покажется группе высоким), основные препятствия хорошо выделяются из фонового сплава. (Лично мои цели – помочь людям пройти технически более сложную реку, чем они ходили ранее, и самому сходить в поход, не отрываясь от семьи).
Был вариант заброски через Саратан, но это снижало протяженность сплава (и так не длинного) на ~ 25 километров и терялась «цельность» похода. Поэтому мы его отбросили.
Вариант через Кош-Агач предполагал большую (для нашей группы) пешку, поэтому была заказана машина ГАЗ-66, чтобы заехать как минимум на перевал, хоть это и стоило раза в три дороже.
Перед походом было проведено несколько организационных собраний, часть группы совершила поход на р. Кутсайоки.
Групповое снаряжение, а также часть личного собирали по друзьям. Дорогу и питание в походе, а также прочие расходы каждый участник оплачивал сам. Спонсорской помощи, к сожалению, не оказывалось.
3.2 Изменение маршрута и их причины
Изменения графика движения – незначительные, обусловленные реалиями похода.
3.3 График движения
Дата |
Нитка маршрута |
Способ передвижения |
Расстояние |
Погода |
1-3 4.08.06-6.08.06 |
Н. Новгород – Арзамас – Новосибирск |
электричка поезд |
122 2783 |
|
4 7.08.06 |
Новосибирск – Бийск Бийск – Акташ |
поезд автомашина |
388 460 |
пасмурно |
5 8.08.06 |
Акташ – озеро на реке М.Кокоря – тропа переходит на пр.берег р. М.Кокоря |
автомашина пешком |
110 6 |
пасмурно |
6 9.08.06 |
Ночевка – р. Башкаус |
пешком |
12 км |
пасмурно |
7 10.08.06 |
р. Башкаус |
стапель |
0 |
дождь |
8 11.08.06 |
Устье р. М.Кокоря – п.30 Панорамный |
сплав |
12 |
пасмурно, дождь |
9 12.08.06 |
П. 30 – п. 54 Ильдугемский |
сплав |
23 |
ясно |
10 13.08.06 |
П. 54 – п. 62 Змейка |
сплав |
15 |
ясно |
11 14.08.06 |
П. 62 – п. 72 Предбанный |
сплав |
21 |
ясно дождь |
12 15.08.06 |
П. 72 – выход из Саратанского каньона |
сплав |
10 |
ясно |
13 16.08.06 |
Выход из Саратанского каньона – п. Чибиля |
сплав |
14 |
ясно |
14 17.08.06 |
П. Чибиля – Бийск – г. Арзамас |
автомашина поезд |
540 |
ясно |
15-16 18-19.08.06 |
Бийск – Арзамас |
поезд |
3152 |
|
17 20.08.06 |
Арзамас – Н.Новгород |
автомашина
|
122 |
|
3.4 Обеспечение безопасности на маршруте
Основы безопасности прохождения маршрута были заложены в тщательной подготовке похода, испытанной конструкции судов и личном снаряжении. Так как в составе группы были дети, сложные пороги проходили так: один человек с двойки пересаживался на четверку на место Максимова Артема. Максимова Л.А. с детьми обходили такие препятствия по берегу.
Личная безопасность обеспечивалась наличием у каждого спасжилета, каски и гидрокостюма. При сплаве применялись:
4. Техническое описание маршрута
4.1 Пешая часть
Пешая часть началась 8.08.06 в 12:15 от озера на реке Малая Кокоря. Тропа несложная, но заболоченная. Местные жители говорили, что непогода стояла до нас в течение недели. Опасно было переходить курумники. В 15:35 встали на ночевку на левом берегу реки М. Кокоря, там где тропа переходит на правый берег. 9.08.06 в 6:30 мы продолжили путь. Тропа вдоль правого берега менее заболоченная, курумников тоже почти нет. Тем не менее, Ушакова Е.В. подвернула ногу, доктору пришлось приступить к свом обязанностям. В 11:50 вышли на поляну постройки. Вода в Башкаусе на удивление низкая.
Курумник. Группа на пешке.
4.2 Водная часть
Сокращения:
ПБ, ЛБ - правый, левый берега.
ПП, ЛП - правый, левый повороты.
порог № |
категория |
длина, м |
км от предыдущего |
ориентир |
просмотр |
день сплава |
1 |
4 |
100 |
|
поляна постройки |
|
1
15 км |
2-17 |
несложные шиверы |
|
|
|
|
|
18 |
4 |
|
1,5 ч от п.1 |
2,2 км (0,5 ч) ниже р.Кумурлу |
|
|
19-23 Прямой |
1 каньон - завал? 5С |
400 |
5-8 мин |
|
|
|
24-29 |
несложные пороги 3 кс |
|
|
|
|
|
30 "Панорамный" |
4 |
|
35 мин. от п.23 |
посредине реки - скала-остров |
|
|
31-48 |
пороги и шиверы 3-4 кс |
|
|
|
|
2
20 км |
49 "Ступенька" |
4 |
|
40 мин от моста |
прямой участок, галечный остров |
|
|
50-53 |
несложные пороги 3-4 кс |
|
|
|
|
|
54 "Ильдугемский" |
каньон 2 5В |
100 (300) |
40 мин от п.49 |
виден издалека; высокий травянистый склон (дамба) левого берега |
пб, лб |
3
15 км |
55 "Ловушка" |
|
|
0,2 (0,5) |
галечная отмель пр.б. |
пб |
|
56-59 |
однотипные пороги 4 кс |
|
12 |
1км после р.Каратеш |
|
|
60 "Обманка" |
4 |
|
2.38 от п.55 |
|
лб |
|
61 "Змейка" |
(каньон 3) 5А |
700 |
4 мин от п.60 |
скалы |
лб пб |
|
62 "Открытый" |
(каньон 4) - непроход? 5В |
800 |
0,1 |
|
пб дорога |
4
21 км |
63-71 |
однотипные пороги 4 кс |
|
|
|
|
|
72 "Предбанный" |
4В |
|
2.06 от п.62 |
скальное сужение |
пб |
|
Саратанский каньон |
|
6500 |
0,2 |
|
пб |
5
8 км |
73 Камень преткновения |
6А |
|
|
|
|
|
74 "Интеграл" |
|
|
0,8 |
|
пб |
|
75 "Трек" |
|
|
0,5 |
|
пб |
|
76 "Скальный коридор" |
|
|
|
|
|
|
77 "Проводка" |
|
|
|
|
|
|
Сплав до Чибиля |
|
|
|
|
6/16 км |
|
Итого |
|
|
|
|
|
95 км |
10.08.06
Стапель. Дождь целый день, вода поднялась и была высокой в течение всего похода.
11.08.06
Стартовали после обеда, в 10:20.
П. 1, порожек за устьем Мал. Кокоря, 3КС. Струя с камнями, затем пологий слив у скалы ПБ. Прошли походным порядком. Далее шиверки попроще (3-КС), с большим количеством камней. Идем сходу. Через 20 минут после впадения реки Кумурлу справа –
П. 18, 3КС. Сложности не представляет, но в лоциях рекомендуется смотреть. Река подходит к безлесному ПБ, резко поворачивает налево. На повороте порог. Несколько надводных камней в центре, затем упомянутый левый поворот. Струя довольно мощная. Осмотрели заход с ПБ, прошли походным порядком.
П. 19-23, каньон Прямой, 5-6 КС. Река впервые после №18 подходит к коренному ПБ. Чалка - в улова на ПБ. Самого каньона еще не видно. Возможна аварийная чалка в огромное улово ЛБ, но передвижение по нему требует значительных усилий. Осмотр по ПБ, есть хорошая тропа обноса. Тропа идет к ферме за каньоном, перед фермой нужно уйти вниз к реке. Место для стоянки за каньоном есть, но очень близко к населенке. Обычно каньон обносят из-за малой воды и бревна, перегораживающего всю реку. При нашей воде бревно было под водой.
Длина каньона около 400 м, высота скал 5-10 м, спусков к воде практически нет. Самое сложное место - в начале. Три слива подряд через обломки скал, много узких проходов. Затем улово под ЛБ, под скалой карман с бревнами. Далее - еще несколько пологих мощных сливов с достаточно очевидными и широкими проходами. За каньоном слева впадает река Бол.Солжок. Первым проходил К. 4.1 в составе Максимов, Настин, Язынин, Мельников. Планировали идти под ПБ, но струя сильно сбивает под ЛБ, где мощный слив через большой обливной камень. Сориентировались быстро, прошли спокойно. Следом шли катамараны-двойки. Все прошли нормально, только К. 2.2 в одном месте не угреблись влево. Их навалило на камень посреди реки и притопило, но все закончилось благополучно.
К. 2.2 в первом каньоне
П. 30, порог Панорамный, 4 КС. 30-35 мин от п.23. Посередине скала-остров, затем навал на скалу ПБ. К 2.3 прошли сходу, остальные под дождем просмотрели с ПБ. Встали на ночевку метров 300 ниже п. 30 в 15:45. Пока проходили порог дождь прекратился.
12.08.06
Вышли в 9:30. Перекаты 2КС, протоки, возможны завалы. Затем река подходит под скалистый хребет ЛБ, препятствия усложняются, шиверы и пороги 3КС. Идем сходу.
В Башкаус впадают притоки: Мукур, Верхний Ильдугем.
10:35 - мост, проходится легко.
П. 49 Ступенька, 4КС, 11:15. Слив около 1.5 м с бочкой. Ориентиры: прямой участок реки, слева - галечный остров с кучей плавника, за порогом - высокие скалы ПБ, читается высокий слив. В некоторых лоциях классифицируется 5КС, поэтому ждали и смотрели порог (с ПБ). Прохождение не вызвало проблем ни у одного из экипажей.
К. 4.1 в пороге «Ступенька»
Далее несложные пороги 3-4 КС прошли сходу. С ЛБ к реке подходит травянистый хребтик-дамба, обходя который, река делает зигзаг направо. Это - начало Ильдугемского каньона. В 14:50 встали на стоянку на ЛБ перед каньоном.
13.08.06
Ночью была минусовая температура, в котлах вода замерзла. Вышли в 8:35.
П. 54 Ильдугемский каньон, 4 КС. Осмотр возможен с обоих берегов, обносить лучше по правому. Каньон длиной 400 м со стенками около 20 м высотой. В каньоне очень мощные поганки и отбойные валы от стен. В малую и среднюю воду на заходе сильный навал на ЛБ, при нашем уровне – практически не ощущался. Прошли без приключений. На К. 4.1 вместо Максимова Артема проходил Ершов М.А.
К. 2.2 в Ильдугемском каньоне
П. 55 «Ловушка», 4+ КС. Через 500 м после выхода из Ильдугемского каньона. Перед порогом остров, который следует проходить по правой протоке. Чалка на ПБ у конца острова. Порог очень легко просматривается, страхуется и обносится по ПБ. В пороге три слива в скальных сужениях. Самый сложный - первый, около полутора метров высотой, сложной формы с мощными бочками. За ним - участок быстротока, на котором возможна страховка с берега и промежуточная чалка. Прошли без приключений. На К. 4.1 вместо Максимова Артема шла Сергеева О.Б. Страховка осуществлялась морковкой с берега за первым сливом и за порогом с воды. За Ловушкой справа впадает река Иолдо. Далее шиверы и пороги 3-4 КС, идем сходу.
К 2.4 в пороге Ловушка
П. 60 порог «Обманка», 4 КС. Не сильно выделяется на фоне предыдущих шивер.
П. 61 каньон «Змейка», 4 КС. Ориентир - скалы. Чалка возможна на ЛБ в устье небольшого притока. Осмотр возможен по обоим берегам, обнос лучше по правому. Каньон Змейка - скальный коридор длиной 700 м, высота стен 10-20 м, спусков к воде нет. Самое сложное место - на заходе в каньон - мощная шивера с валами и бочками. Далее препятствий не было. За каньоном - метров 30 «озеро» с уловом на ПБ, затем еще 50 м быстротока с валами с уловом на ПБ. Дальше - заход в каньон Открытый.
Прошли без приключений. Максимова Л.А. с детьми обошли каньон по тропе ЛБ. Первым шел К. 2.3, чалился к ЛБ на выходе из каньона, страховал К. 4.1, который шел втроем. Потом перечаливались на ПБ, где хорошая стоянка между порогами. Остальные сразу чалились к ПБ. Сплав закончили в 15:45.
14.08.06
С утра по просьбе оператора К 2.3 занесли в начало каньона «Змейка» и прошли еще раз для съемки каньона с воды. В 9:05 пошли вниз.
К. 2.3 в каньоне «Змейка» с оператором
П.62 каньон «Открытый», 4+ КС. Начинается через 100 м после выхода из каньона Змейка. Длина - 800 м. Берега - крутые, поросшие лесом (ЛБ) и кустарником (ПБ). Спуск к воде возможен практически везде, но трудоемок. Осмотр более прост по ПБ. Обнос - по дороге ПБ. Ширина первого слива около 10 м (в низкую воду бывает негабарит). Далее еще несколько (5-6) сливов. Наиболее мощное место - при подходе реки к дороге: высокие валы, обливной камень под ПБ. При просмотре нужно запомнить, в каком месте следует проходить каждый из сливов, после этого сплав не особенно сложен. К. 4.1 прошли первый слив и встали на страховку. Двойки прошли без проблем, далее шли походным порядком.
До поселка Саратан и 6 км ниже препятствий нет.
П. 63-71 каскад шивер, 3-4 КС. Идем походным порядком.
П. 72 Порог «Предбанный» 4+ КС. Скальное сужение с четырьмя мощными сливами. В третьем - навал на скалу ЛБ. За порогом - гряда обливных камней. На ПБ дорога, дома. Удобный осмотр и обнос по ПБ. За порогом поворот налево, затем направо. На правом повороте - чалка средней сложности на ПБ для просмотра порога (отсюда начинается разгонная шивера Саратанского каньона). После порога встали под дождем на ночевку на ПБ в 15:15. Пока готовили еду, дождь кончился, распогодилось. Народ сходил посмотреть на «Камень преткновения».
К 2.3 в пороге Предбанный
15.08.06
С утра все еще раз просмотрели порог. Было принято решение: Максимова Л.А. с детьми обходят весь каньон по дороге, К. 4.1 идет «Камень преткновения» с Сергеевой О.Б., оставшуюся часть Саратанского каньона – втроем; К. 2.2 и К. 2.4 обносят порог по ПБ, К. 2.3 и К. 2.1 идут разгруженными (возможно гружеными идти было бы безопаснее), далее - гружеными. Стартовали в 9:00.
П. 73 «Камень Преткновения», 6 КС. Ориентир - скальное сужение, впереди резкий поворот налево. Осмотр, обнос по ПБ. Каньон длиной 500 м, высота стенок 10-20 м, спусков к воде нет. На заходе мощная, но не очень сложная шивера, ближе к концу - ключевое место: скальные глыбы в центре реки. Кульминация левой протоки (в нормальную воду она единственная) - очень мощная струя, бьющая в выступ ЛБ. Затем струя отражается и наваливает на глыбу. Страховка с места чалки на ПБ морковкой. Очень мощная вода. К. 4.1 прошел как планировали – между камнем и ЛБ и сменил страховщиков. К. 2.3 после навала на ЛБ обошел камень справа. К. 2.1 навалило на выступ ЛБ, и он перевернулся. Страховка сработала хорошо. При перевороте потеряли одно весло.
К. 2.3. Прохождение порога «Камень Преткновения»
К. 2.1. Прохождение порога «Камень Преткновения»
Далее плотная череда препятствий в лесистом ущелье длиной 6-7 км. Мест для чалок довольно много, но пройти вдоль берега невозможно из-за скальных выходов. В каньоне есть хорошее место для стоянки на ЛБ, примерно 500 м ниже «Камня Преткновения» (большая вода смазала картину). Согласно лоциям, все препятствия Саратанского каньона проще "Камня Преткновения" и обрабатываются по отдельности. За "Камнем Преткновения" мощная шивера 4 КС. Через 800 м – П. 74 «Интеграл», 4 КС. Два мощных слива, в первом проход слева, во втором по центру. Через 500 м –
П. 75 «Трек» 4 КС. Мощный слив на левом повороте со скалами в центре. Чистый проход под ЛБ. Ниже - быстроток с большим обливным камнем.
П. 76 «Скальный Коридор» 4+ КС. Мощная струя в невысоких скальных берегах. Есть узкие (4-5 м) места. Есть несколько мест для чалок.
П.75 «Проводка». Очень мощная шивера. Ниже начинается "каскад водопадных сливов". Это короткие, очень мощные, но просторные пороги. Валы, бочки, прижимы. Осмотр практически невозможен, наверх не вылезешь. Делать нечего, идем сходу. Весь участок от порога Проводка 5 КС
Дальше плес, кажется, что каньон закончен. Однако впереди еще один мощный слив.
Последний слив Саратанского каньона, 4+ КС. Расположен в конце прямого участка, перед крутым правым поворотом. В левой части мощный прижим к скалам ЛБ, справа чистый проход. Просмотр возможен с ПБ. Сразу за порогом слева впадает река Юлючар. Еще примерно через километр Башкаус выходит на равнину.
Весь участок от «Камня Преткновения» до выхода из Саратанского каньона шли без разведки, страхуя друг друга с воды, несколько раз чалились для передышки. В начале последней трети каньона К. 2.3 прорезал бок катамарана. Клеиться не стали, обмотали веревками и прошли до конца каньона.
К. 2.3 на ремонте в Саратанском каньоне
К. 2.2 в Саратанском каньоне
На выходе из каньона впереди на дороге увидели своих «пешеходников». За следующим поворотом – хорошее место для стоянки, где мы и решили на сегодня закончить в 11:30. «Пешеходники» спустились к нам по крутому склону. Дорога в этом месте идет еще высоко над рекой. Получившуюся полудневку использовали для отдыха и ремонта.
16.08.06
С утра долго решали: сплавляться сегодня или отлавливать заказанную машину в Усть-Улагане и пригнать сюда. (Окончание прохождения Саратанского каньона нас несколько расслабило). Выбрали первый вариант. Выплыли в 8:55, в 11:30 закончили сплав ниже пос. Чибиля, там где Башкаус по карте разбивается на две протокИ, образуя большой остров. Протока действительно есть, но небольшая. Лес и протока закрывает стоянку от дороги и поселка. Началась подготовка к выброске. Солнце дало возможность просушиться. Часть группы сходила в Усть-Улаган и встретила там машину.
17.08.06
3:30 – 11:55 Переезд Чибиля – Бийск.
Н.Новгород - Арзамас |
134 руб |
Арзамас – Новосибирск |
1956 руб. |
Новосибирск – Бийск |
327 руб. |
Бийск – р. М.Кокоря |
1833 руб. |
Усть-Улаган – Бийск |
813 руб. |
Бийск – Арзамас |
1799 руб. |
Арзамас – Н.Новгород |
225 руб. |
Питание |
582 руб. |
Итого (на одного взрослого) |
7669 руб. |
6.Выводы, рекомендации и впечатления
Считаю, что группа прошла заявленный маршрут полностью, выполнила все поставленные перед ней задачи. Все участники показали хорошую подготовку и готовы к более сложным походам. Данный, технически весьма сложный маршрут можно рекомендовать схоженным, опытным группам, в условиях дефицита времени и неравного состава участников. Все сложные препятствия хорошо выделяются на реке, имеют четкие ориентиры, в случае нежелания идти – нормальные обносы, почти везде после порогов – есть место для страховки. В составе группы могут быть более слабые экипажи. Несмотря на непродолжительность, поход получился весьма цельным: пешка, много интересных порогов, красивая природа. В случае экстренных ситуаций есть возможность ускориться, сократив водную часть до 3-4 дней. Думаю, все было бы несколько сложнее при более низком уровне воды.
Дети в походе (по крайней мере мне, да и отрицательных отзывов от других я не слышал) были не в тягость. Большую часть своих вещей они несли сами. Опытным путем определено, что детей в такие походы можно брать с 8 лет, в 10 – давать весло. Так что опытным туристам с детьми этот маршрут тоже можно рекомендовать.
6.1 Выводы, рекомендации и впечатления Сергеевой О.Б.
По пешке: Оцените свои физические возможности, особенно если вы несёте кат двойку с металлической рамой. Кстати, если очень не хочется идти пешком, то, отказавшись от прохождения верхнего каньона, можно заброситься на машине по правому берегу Башкауса выше Ильдугемского каньона.
По реке: классная, интересная, очень красивая река, на которую можно ходить неоднократно.
По съёмкам: очень рекомендую снять с воды каньон «Змейка», это возможно, по крайней мере, в большую воду. Очень жалею, что не сняли прохождение Саратана после «Камня преткновения».
6.2 Выводы, рекомендации и впечатления Настина А.В.
Пешка: оказывается на девчонок можно грузить, как на хорошую лошадь, и ведь прут.
Сплав: Осмотр порогов с высоких берегов не всегда дает точную картину. В частности, струи кажутся не такими мощными, а то, что кажется негабаритом, оказывается нормальным проходом, поэтому остается место для импровизации.
Особенно яркие впечатления оставили каньон «Прямой» и «Камень Преткновения». В каньоне «Прямой» К. 4.1, который шел первым, собирался идти ключевой участок перед бревном в ворота ближе к правому берегу, а попал в ворота у самого левого берега, и это оказалось оптимальным.
А «Камень Преткновения» (сам камень) собирались проходить слева, но мощный отбой после опасного прижима и затишье перед Камнем показали, что справа пройти удобнее.
В Саратанском каньоне достаточно уловов, чтобы подстраховать и даже организовать съемку, не слезая с катамаранов. Хотя наше прохождение больше напоминало кавалеристскую атаку.
6.3 Выводы, рекомендации и впечатления Спирина К.Б.
Для того, чтобы мои впечатления могли быть оценены объективно, немного о себе:
Мне 33 года, на воде с 1994 г. Начинал с байдарок (КНБ). Ходил исключительно в Карелию и на Кольский. С 2003 г. пересел на кат-2. Хожу смешанным семейным экипажем: Юлия Спирина – моя жена и боевой товарищ. Опыт невелик: Тумча, Кутсайоки - 2 раза, Умба-Колвица, Мзымта осенью.
Предложение пойти на Башкаус было заманчивым, и в то же время брали большие сомнения – сможем ли мы адекватно пройти столь серьезную реку, а сплавляться в режиме бревна, надеясь на авось и опытных товарищей, не хотелось. К тому же пугала пешка, которую мы никогда не ходили.
Поэтому готовились серьезно, даже нашли невероятную по нынешним временам возможность сходить в «раскаточный» поход все на ту же Кутсу.
Теперь к впечатлениям и комментариям.
Первое впечатление: некоторое несоответствие реальной сложности препятствий ожидаемому. Оно сохранилось вплоть до 1 каньона.
Каньон, конечно, «вставил» по полной программе. Тут сложилось под одно: группа подошла к нему во второй половине дня; не было ясности, проходим ли каньон, по большинству отчетов его обносили из-за завала в середине; было очень холодно, шел мелкий противный дождик. Тем не менее, обнаружив, что вода настолько высока, что затопила пресловутый завал, было принято решение о прохождении. Ощущение, что наш экипаж справляется с ситуацией, пришло тогда, когда мы легко и уверенно обогнули первую «затычку» и прошли над завалом. Однако во второй части мы не смогли справиться с водой и ключевое место прошли лагом. А последняя, но кусачая бочка добавила эмоций. Из своего прохождения мы сделали 2 основных вывода: вода в этой реке при просмотре сверху показывает далеко не все, и на протяжении всего препятствия нужно быть готовым к неожиданностям и немедленным действиям; и второе – физухи и здоровья на Башкаусе нужно много, а нам этого в первом каньоне не хватило.
Богатым на препятствия выдался 3 день. Начался он Ильдугемским каньоном, а закончился каньоном «Змейка» и вместил в себя целый ряд шивер 4 кс и, конечно, порог «Ловушка». Масса положительных впечатлений от прохождения шивер, которые группа прошла б/р со взаимостраховкой, просто супервпечатления от «Ловушки». Ильдугемский - вещь в себе - при просмотре с 20 м высоты нам сначала показалось, что значимых препятствий нет вообще, и все идется по струе. Однако при ближайшем рассмотрении (собственной задницей) оказалось, что он представляет собой сложное смешение струй, вертикальных и горизонтальных, поганок, неожиданных выбросов, и все это кидало нашу двойку как перышко, не обращая внимания на наши попытки выправить курс. «Змейка» - сложный заход с сильной струей, и неожиданно тихий каньон – очень красиво…
Ключевой момент маршрута – Саратанский каньон. Порог «Камень Преткновения» наш экипаж обнес. Мы не увидели для себя возможного прохождения по основной струе, а лезть «канализациями» не захотели. Тем не менее, оставшиеся 7-8 км каньона сполна дали адреналина. Разделение на пороги внутри каньона очень условно. Возможно, в более низкую воду и можно отследить где заканчивается один и начинается второй, но нам это не удалось. Наверное, в этих местах мы находили уловца, чтобы прибиться к скальной стене каньона и перевести дух перед очередной порцией. Кстати, не могу не похвастаться, что все суда прошли каньон вполне успешно, в т.ч. и мы.
7. Приложения
Nat_ashka 29.02.2012 01:19:17 |
0
+0
-0
|
||
С большим интересом прочитала!!! Когда нибудь и я дорасту до Башкауса )) ведь мечты ж сбываются!? ) |