В сердце Азии
Десятки увлекательных путешествий провели в минувшем спортивном сезоне автозаводские туристы. Рассказ об одном из них предлагаем вниманию наших читателей.
Есть в нашей стране такая географическая точка - центр Азии. Она находится в столице Тувинской АССР - городе Кызыле. На набережной Енисея стоит обелиск, где на тувинском, русском и английском языках высечено: центр Азии.
Сфотографироваться здесь, в точке азиатского континента, равноудалёной от всех океанов, мы решили ещё дома, в Горьком, когда готовились к туристическому походу по таёжной реке Каа-хем. И вот мы стоим рядом с обелиском на стрелке двух рек, Бий-хема и Каа-хема, образующих Енисей. Глядя на Великую реку (Улуг-хем) Сибири (а именно так в переводе с тувинского звучит Енисей), каждый из нас невольно вспомнил и сравнил с ней родную Волгу.
…Через 10 часов полёта закончится путешествие, и мы увидим нашу Нижегородскую землю. Позади увлекательный, полный интересных событий сплав по реке Каа-хем. Малый Енисей (по-тувински Каа-хем) - один из истоков Енисея. Добраться до него нелегко. Он рождается в горах, на высоте 3 тысячи метров, пробивая себе дорогу через горные хребты и скалы.
К месту сплава нам помогли добраться два "Урала". В этих суровых горных условиях в рейс отправляются не по одной, а по две-три машины. Всякое может случиться в горах. (Скоро нам пришлось в этом убедиться.) А помощи ждать неоткуда. Через труднодоступные перевалы нечасто идут автомобильные караваны, да и до ближайшего населённого пункта - сотни километров.
Наконец мы на Каа-хеме. Долгое время этот маршрут был закрыт для туристических групп. В этом году Министерство лесного хозяйства Тувы дало разрешение группе горьковских туристов на посещение этого района. Кроме чисто спортивных планов, у нас было задание Горьковского университета по сбору материалов о некоторых видах земноводных (в частности, монгольской жабы), яд которой предполагается использовать в медицине.
Каа-хем встретил нас проливным дождём, который шёл, не переставая, целые сутки. К обеду пришлось переставить палатки на более высокое место - вода подступала к лагерю. А в конце дня ребята, которые строили катамараны, оказались на острове. Река вышла из русла и образовала новые протоки. Пришлось наводить переправу. За считанные часы уровень воды поднялся на 1,5 метра, совершенно изменив ландшафт. Скрылась под водой галечная отмель, унесло течением коряги. Вода в реке стала мутной, скорость потока возросла.
Начинаем сплав по большой воде. Все предельно собраны: верхний 90-километровый участок не проходила ещё ни одна горьковская группа. Пользуемся лоцией, составленной москвичами. Большой уклон и скорость течения не дают передышки, река всё время держит в напряжении.
Через несколько часов замечаем не берегу юрты. Любопытство заставляет нас причалить. Знакомимся с обитателями. Это скотоводы. Пасут овец и сарлыков (разновидность яков) на горных пастбищах. С интересом осматриваем их летнее жилище, заглядываем внутрь. Когда ещё придуётся посидеть в юрте! В центре топится железная печка, по периметру - кровати, радиоприёмник. Над головой - круглое отверстие для выхода дыма. Хозяева угощают нас минеральной водой - рядом с юртой целебный источник. Провожая, мальчишки ещё долго скачут за нами по берегу, удивляя своим умением хорошо держаться в седле.
Впереди у нас - 300 километров сплава по порогам и шиверам, перекатам и плёсам. Каждый порог имеет своё название и какую-то характерную черту. В одном месте вся река собирается в узком гранитном горле (Мельзейский порог), в другом - прорывается по длинному извилистому ущелью ("Щёки"), в третьем - прыгает по ступенчатым лбам ("Лестница").
Семнадцать дней сплава обрушились на нас массой впечатлений. Кажется, не будет конца царству скал, диких утёсов, рассвирепевших волн.
Но вот и долгожданная днёвка. Устраиваем баню, собираем шишки, ягоды, рыбачим. А вечером необычный праздник - день рождения одного из участников. Выпущена походная поздравительная стенгазета. На столе - таёжные лакомства: жареный хариус, пирог с брусникой, кедровые орехи.
До позднего вечера сидим у костра. Скоро поход завершится, а так не хочется уезжать…
Е. Прямкова, участница похода, инженер-конструктор научно-технического центра,
член корреспонденского пункта "Автозаводца"