"Не за огонь люблю костёр..."
В составе сборной группы г.Горького автозаводцы совершили водное путешествие шестой категории сложности по Горному Алтаю. В подготовке к походу нет мелочей. Важно всё: куда, как, зачем? Но важнее всего - с кем. Никакие невзгоды и каверзы маршрута не способны омрачить хорошее настроение команды, объединённой одними целями и общностью интересов. Цель на этот раз, кстати, впервые для горьковских туристов-водников - сплавиться по трём каньонам Карагема, Аргута и составить подробное описание рек.
И вот, выгрузившись в приграничном посёлке Кош-Агач, мы, девятнадцать человек, на алтайской земле. Среди гор по благоухающему разнотравью - к Карагему. Впереди всех Саша Махов. Экономя на личных вещах, несёт больше общественного снаряжения. У него самый тяжёлый рюкзак, но от предложения разгрузить его категорически отказывается. Открылось второе дыхание, затем - третье. Несмотря на высокую походную должность (он зам. руководителя), Саша - душа всей группы. Особенно хорош на нём кокетливый головной убор - старый берет, имевший когда-то цвет то ли морской волны, то ли кофе с молоком. Место постройки судов - перед первым ущельем Карагема, правого притока Аргута. Были собраны 3 каяка, связаны 4 катамарана и организованы впоследствии 3 базовых лагеря.
Разведчики, вернувшись с осмотра порога, доложили: "Река падает прямо с неба!" Один из каякеров так разволновался, что съел за завтраком чей-то кусок сыра. Каньоны Карагема - это узкие коридоры в неровных скалах, высотой 10-15 метров, забитые камнями и крупными обломками скал. Высокая скорость потока, водопадные сливы, косые валы делают манёвр очень сложным. Река без плёсов - так назвали мы Карагем.
Прохождение порогов и страховка подчиняются главному закону похода: всё должно быть организовано так, чтобы из похода вернулись все участники при максимуме снаряжения.
Большой интерес представляли склоны каньонов Карагема. Удивительно покатые, сыпучие и крутые, в колючих кустарниках. По пути в лагерь дежурные по кухне не раз исследовали содержание сахара и аминокислот в смородине и крыжовнике. Сергей Ваньшев, например, во время своего дежурства на кухне поражал народ чем-то совершенно необыкновенным и вкусным. Единственный недостаток такого блюда - его всегда мало. Вообще Сергей по призванию - менестрель, а по походной должности - рыбак. Каждый день он собирался найти достойное применение своим многочисленным рыбацким снастям и разом покончить с шуточками на свой счёт, но ему это редко удавалось. Зато, когда вечером у костра устраивались соревнования акынов, Сергей всегда выходил победителем.
Прощальный костёр на стрелке Аргута и Катуни затянулся почти до утра. Делились впечатлениями о походе, обсуждали события прошедших дней. Малознакомые в начале пути, мы становились дружной, сплочённой группой. Может быть, в возникновении вот таких связей лежит не менее глубокий смысл, чем в преодолении трудностей на туристском маршруте. И звучат слова туристской песни: "Не за огонь люблю костёр, за тесный круг друзей…"
Е. Прямкова, инженер-конструктор УКЭР