К сокровищам Кольского полуострова
Юго-восточная часть Кольского полуострова давно привлекала своей необжитостью и в то же время не такой отдаленностью, как, например, Прибайкалье. Походы на озеро Байкал занимали не меньше месяца, а время, проведенное в поезде, составляло треть отпуска. К тому же хочется банального разнообразия. Мир посмотреть, себя еще раз проверить на прочность в новых условиях.
Поставив на карте жирную точку, я всеми способами стал воодушевлять добровольные жертвы будущих скитаний. Свои интересы в этом проекте усмотрели целых пятеро желающих. Дальше подготовка шла по известному сценарию. Великий и всезнающий Интернет выдал множество маршрутов и туристических отчетов, из которых, на мой взгляд, был выбран самый интересный. Связка рек Индель–Пана–Варзуга протекает по совершенно ненаселенной местности.
Район, в котором нам предстояло побывать, именуется Терский берег Белого моря.
Терский берег – одно из красивейших и своеобразных мест Кольского полуострова. Он располагает удивительным по красоте ландшафтом. Все побережье в целом является прекрасным местом отдыха, притягивающим посетителей не только из Мурманской области, но и живущих далеко за ее пределами. По сравнению с Баренцевым Белое море теплое. Вода в летние месяцы прогревается до температуры 18-20 градусов. Терскому берегу присущ климат с большим количеством солнечных дней. Забегая вперед, скажу, что в нашем походе дождь случился всего лишь два раза.
В пределах Терского берега сохранилось немало памятников и свидетельств истории от древнейших времен. Большинство поморских деревень и тоней (рыбацких промысловых изб) несут следы многовекового уклада и культуры и сохранили оригинальную самобытность деревянного зодчества. Народные предания и легенды донесли до нас множество памятных и святых мест. Сюда часто приезжают собиратели народного фольклора.
И вот по единственной, далеко не самой совершенной дороге, из города Кандалакши видавший виды УАЗик мчит пятерых озадаченных единомышленников к намеченной цели. Вооруженные глубокими знаниями здешних достопримечательностей, они находятся в предвкушении всего предстоящего. Наконец-то начались чудеса. С обочины дороги, чуть ли не из-под колес, выпорхнул глухарь, невдалеке драпанул заяц, а вскоре впереди машины дорогу перебежал здоровенный медведь. Все-таки здесь он еще не хозяин тайги.
До места назначения ехали больше шести часов. Последние километры пути назвать дорогой можно с большой натяжкой. И вот позади триста километров. Глухомань. Вокруг тишина. В руках нет ни одного пульта, сотового телефона, компьютера, холодного пива и прочих благ. Прощай, цивилизация. Зато, как в песне, много тумана и запаха тайги. Здравствуй, романтика! Теперь как улитка – все свое ношу с собой. Начали с постройки рамы для катамарана, затем накачали гондолы, привязали многочисленный скарб – и в путь.
Наша команда состояла из разных по опыту туристов. Для новичков сплав по таежным рекам стал настоящим откровением. Основные реки Кольского полуострова аналогичны рекам Приполярного Урала. Быстрые перекаты сменяются плесами с медленным течением, красивые, иногда скалистые берега, покрыты густой тайгой. Сосновые боры с серебристым мхом ягелем сменяются дремучим ельником или болотистым березняком. Верхушки елей упираются прямо в облака. Стремительно движущиеся, они висят так низко, что кажется, проплывают прямо над нашими головами. Чудесная солнечная погода позволяла вдоволь загорать и купаться.
Вскоре у нас состоялись две встречи с коллегами. Одна из групп приехала из Великого Новгорода – почти земляки. Как водится, состоялся обмен приветствиями. Приятно было услышать тост за наш великий Нижний Новгород.
А тем временем мелкая, иногда заросшая белыми лилиями среди болот речка Индель выносит нас в более широкую Пану. Вот тут-то и началось главное. Ведь основное искушение на реках, впадающих в Белое море, это необыкновенная рыбалка. Для того, чтобы успешно ловить рыбу в здешних водоемах, не обязательно быть крутым рыбаком, или иметь дорогие снасти. На спиннинг без особого труда можно поймать хариуса, щуку, окуня. Но истинные любители рыбной ловли приезжают сюда со всей страны за семгой. Издревле беломорская семга считалась царской рыбой. Вес каждого пойманного нами экземпляра этой ценной рыбы весил от двух до четырех килограммов. Съесть весь добытый честным трудом улов мы были не в состоянии, поэтому рыбу периодически приходилось отпускать в родную стихию. Главное наслаждение доставлял сам процесс выживания, а сломанные удилища и разболтанные катушки уже не в счет. Со времен Ивана Грозного семгу регулярно доставляли к царскому столу исключительно с рек, впадающих в Белое море: Умбы и Варзуги, называя ее не иначе как - Красавица севера.
Красавица Севера хороша по-всякому: в ухе, на шампурах, жареная, соленая, маринованная, копченая. Одно слово – царская рыба. В шестидесятые годы XX века с Дальнего Востока в реки Беломорья завезли еще одного представителя отряда лососевых – горбушу, которую ценят исключительно за икру, так как семужья икра мельче и не такая вкусная. По ходу дела пришлось осваивать искусство выделывания икры. Грех, конечно, но ничего с собой поделать не могли – любим мы ее, и все тут! Горбуша в отличие от семги поднимается с моря для того, чтобы дать потомство и умереть, при этом мясо ее белеет, теряя вкусовые качества. Промышленный же отлов горбуши ведется, исключительно в море. К счастью, для нас сроки нашего похода совпали со временем массового захода поголовья горбуши на нерест. Интересно, что у самцов этого вида в нерестовые период на спине вырастает горб. Любопытная картина открывается, когда горбуший косяк поднимется по мелководью – горбы самцов, как перископы подводных лодок, и тут и там возвышаясь над водой, бесстрашно таранят встречный речной поток, неутомимо продвигаясь все дальше и дальше. Настоящие аттракционы горбуша устраивает, преодолевая глубокие перекаты – огромные рыбины, как дельфины, поочередно выпрыгивают из воды, некоторые особи умудряются совершать вертикальные прыжки до метра высотой. Фантастическое зрелище!
Забавно проходит икрометание. Семга, например, в галечно-каменистом русле реки вырывает ямку глубиной 50-70 см. После отмета туда икры и молок самка движением головы и хвоста закапывает ее. Каждая такая кладка называется гнездом. Гнезд делается несколько, а сверху все они дополнительно покрываются общим бугром из гальки. Задача самца в это время отгонять нахалов, жаждущих поживиться за чужой счет, коими являются хариусы, сиги и кумжа.
За увлекательной рыбалкой незаметно проходят походные дни. Мы плывем уже по реке Варзуге, дальше – только Белое море. Многочисленные ручьи и речки, впадающие в Варзугу, расширяют ее русло до двухсот метров. По описанию, на одном из таких притоков – речке Аренге – находится красивый водопад с одноименным названием. Естественно, к его подножию был организован радиальный выход, который занял всего два часа времени, и там, действительно, есть на что посмотреть. Если художник захочет придумать красивый пейзаж для картины, он обязательно напишет именно то, что мы увидели, только нам не нужно было ворошить воображение – все было наяву. Река, вырываясь из-под сопки, с шумом падает с двенадцатиметровой высоты, образуя внизу окруженное лесом сказочное озеро, которое блестящей лентой по каменистому руслу соединяется с Варзугой.
После Аренги флегматичная Варзуга резко меняет характер, ощетинившись бурунами, она пробивается через сопку, входя в каньон. Течение с огромной скоростью проносит наш катамаран среди выразительных скальных берегов различной конфигурации.
На всем протяжении водной части похода это единственный сложный участок сплава. В целом для катамарана данный маршрут можно считать некатегорийным и рекомендовать всем любителям активного отдыха.
Вырвавшись из заточения, река вновь успокаивается. На горизонте показался поселок Варзуга. Здесь мы решили закончить сплав на катамаранах, а на Белое море добираться сухопутным путем. Поселок Варзуга один и старейших на Терском берегу. Гордость его гостеприимных жителей является деревянная церковь семнадцатого века, построенная с помощью топора и долота. Как исторический памятник она входит в список Международной организации ЮНЕСКО.
Недалеко от поселка мы посетили еще одну местную достопримечательность – Святой родник Владимирской иконы божьей матери. Издавна он считался чудодейственным. За пределами Терского берега он не афишируется. Оно и понятно – к нему принято ходить малыми группами, а еще лучше один на один со своими мыслями и грехами. На подходе к нему нельзя вести праздных разговоров и смеяться. Со дна родника бьют ключи, вода бурлит. Вокруг озерца стоят благодарственные кресты, поставленные в честь исцеления. Для исцеления и снятия грехов необходимо трижды облиться водой из родника деревянными ковшами ручной работы, висящими здесь же на перекладине.
Следующим этапом нашего путешествия по плану должно быть знакомство с Белым морем и находящимся на его берегу уникальным памятником природы – мысом Корабль. А знаменит он своими аметистами. Его скалистый берег является одним из самых посещаемых на Кольском полуострове. Название мысу, вероятно, дала схожесть формы уступов скал с причалившим кораблем. Очень маленькая кромка берега и красные скалы до километра длиной, в которых было одно из крупнейших месторождений аметиста. Добыча его началась еще при Петре I, а промышленная разработка велась аж до середины прошлого века. Но и сейчас это место завораживает феерией необычных для природы сочетаний красок. Волны моря неутомимо полируют камни флюорита, аметиста, кварца. Здесь все блестит и переливается. Под нашими ногами сверкающие аметистовые жилы в камнях разных расцветок.
Аметист – один из самых почитаемых камней древности. За ним во все времена устойчиво закрепляли магические свойства и способности защищать от злого рока и магии, лечить от тяжелых болезней и пьянства, приносить удачу и успех в делах. За четверо суток, прожитых нами в палатках на берегу Белого моря, каждый из нас с помощью зубила и топора неоднократно выдалбливал себе на память драгоценные сувениры. Яркое впечатление оставило само Белое море – великолепное, огромное, потрясающее своим величием. Каждый день оно меняет свой облик. Небо, облака, прибой создают неповторимою гамму разнообразных цветов и оттенков. А вся эта фантастическая палитра природы сопровождается либо шепотом морского штиля, либо музыкой набегающих волн, либо клокочущим ревом штормовой погоды. Морской воздух просто животворяющий. Ветер с моря сдувает мошкару. Кругом сосновые боры, в которых много ягод: черники, голубики, брусники, смородины, малины, жимолости.
Методично накатывается на берег приливная волна. Шесть часов прилив, затем шесть часов отлив и так бесконечно. Невозмутимое торжество природы, неподвластное человеку. Глядя на закат, под шум прибоя и крики чаек, невольно задумываешься о том, как короток человеческий век. Человеку необходимо общение наедине с природой, чтобы стать добрее или просто разобраться в себе, вдали от кабалы повседневных забот. Хочется хоть иногда ощутить первозданность природы, прикоснувшись к ее величию. Многие туристы совершают дальние походы, чтобы на время окунуться в другую реальность, переместившись во времени и пространстве. Это помогает со свежим зарядом сил вернуться к будничной жизни, а еще по-новому оценить карму своего существования.
Бурная река, ночной костер, сумасшедшая рыбалка, прибой. Невский проспект, вокзал, радостная встреча все смешалось в один нескончаемый состав несущегося навстречу поезда.
Вот такие пронзительные впечатления после дальнего похода. Попробуйте и вы! Так как это сделали Олег Бабкин, Андрей Безденежных, Валентина Рычкова, Александр Несмелов и автор вышесказанных строк.
Александр Серебровский, руководитель похода
газета Борская правда №143, 146, 147 октябрь 2007 г.