9.07
Наконец-то. Приехали на Урал. Ну, то есть не совсем приехали, потому, что на маршрут выходим только завтра, а сегодня целый день околачивались в Воркуте (в основном, вокруг вокзала, потому что, сначала, когда все ушли в город, мы с Ольгой остались сторожить рюкзаки, а потом, когда все вернулись, как-то идти уже расхотелось). Очень интересный момент: большинство домов в городе стоят на сваях, т.е. пол первого этажа находится на высоте 1 м. над землей. Местные жители объясняют это тем, что город стоит на болоте. Вот, пожалуй, и все, что запомнилось.
В Воркуте нам пришлось докупать палатку и топор ввиду того, что они были забыты в Нижнем. Еще пришлось познакомиться с вокзальными милиционерами, которые на первый взгляд показались совсем не дружелюбными, а на второй донесли до нас ценную информацию о том, что в тундре без репеллентов ну совсем никак, потому, что комары беспощадны, и о том, что в окрестностях полно оленей (ни одного встретить не удалось) и воинственных хантов (та же ситуация, что и с оленями), которые деньги с туристов дерут бессовестно. В 16.00 отправились в окрестности города, чтобы переночевать и завтра утром отправиться на поезде в Елецкий, где и начнется наш маршрут. Встали на реке Юньяга, в 3-х километрах от города, практически в самой тундре. Комаров очень-очень много, вечером находиться вне палатки практически невозможно. Ужинали гречкой с консервами, чай. Завтра первый день маршрута, и я полагаю, будет тяжело, потому, что тундра не такая ровная и беспрепятственная, какой кажется из окна поезда.
10.07
Встали в 5.30. Позавтракали и вышли со стоянки в Воркуту. Поезд на Лабытнанги отправляется в 8.30. Поезд состоит из трех вагонов. Места, написанные на билете значения не имеют, поскольку пассажиры располагаются по принципу «кто первый сел…». Ехали достаточно медленно. Около 15.00 вышли в п. Елецкий. Отсюда начинается наш маршрут. Сразу пришлось форсировать р. Елец. Река шириной не более 50 м. Брод, по-моему, везде, глубина максимум по пояс, но очень быстрое течение, особенно в середине, дно каменистое, поэтому реку переходить приходится в обуви, в противном случае существует вариант поскользнуться и вымочить вещи. После форсирования реки пошли по тракторной дороге в сторону г. Пай-Ер. Пай-Ер выглядит величественно с того расстояния, на котором мы от него находимся (приблизительно 30 км.). К слову сказать, он был виден и из Воркуты, но здесь в голубой дымке и лучах практически не заходящего северного Солнца гора, да и весь видимый на многие километры хребет впечатляют. Пройдя не более 8 км вдоль ручья Воргошор, левого притока Ельца, встали недалеко от него на стоянку (времени 18.40). С сегодняшнего дня наш неутомимый командир задумал переход на новый режим движения. Будем идти ночью, потому, что ночью холодно и мало гнуса. Днем его действительно много. Без шапки с москитной сеткой вне палатки находиться практически невозможно. Завтра подъем в 5.30. Планируется переход длиной около 20 км. Ночевать собираемся на безымянном ручье, правом притоке ручья Кеч-пель. Ходовой день предполагается 7-9 часов. Солнце на горизонте в облаках.
11.07
Наконец-то нормальный ходовой день. Проснулись в 5.30. На завтрак и сбор вещей ушло 2,5 часа. Вышли в 8.00. До сегодняшнего дня непосредственно по тундре мы не ходили. Сегодня пошли. Тундра, сказать честно, тяжела для пеших прогулок. Очень часто попадаются участки кустарника высотой по пояс (появляются они чаще всего там, где приходится пересекать ручьи или небольшие заболоченности), идти по ним особенно трудно. В такой ситуации здорово помогает трекинговая палка (мнение исключительно субъективное, потому, что не все шли с палками). Ближе к обеду нам пришлось совершит прогулки по воде. Подойдя к ручью Бабья Вож (название всех порадовало J), мы определили, что он глубиной максимум по колено, а за ним очень густые кусты. И тут в голову пришло решение некоторое расстояние проследовать по ручью. Через пару сотен метров выбрали отличное место для обеда на галечном пляже. На обед ушло чуть более 2-х часов. Двинулись дальше в 14.30. Выйдя из русла ручья мы стали потихоньку набирать высоту, приближаясь к горам. Стоит отметить, что погода нас сегодня баловала, с самого утра поднялся сильный ветер (что, на мой взгляд, на такой равнине вполне естественное явление), поэтому гнус совершенно не мешал идти. Пройдя в общей сложности около 16 км., то поднимаясь, то спускаясь с сопок, мы встали на стоянку в тундре, не привязываясь к водоему (воду решили набрать из близлежащей лужи). Усилившийся северо-восточный ветер заставил сделать заслон для палаток из рюкзаков. Завтра планируем переход длиной в 14 км. До предгорья г. Пай-Ер. Из-за ветра стало заметно холодней, но солнце по-прежнему не садится за горизонт и не прячется за облаками.
12.07
Сегодня был тяжелый день. Подъем в 5.30. Позавтракали, собрали вещи и вышли в 9.10. Вчерашний ветер совершенно стих, поэтому гнус свирепствовал весь день. Проблемы начались с самого начала пути. График нашего движения таков: 40 минут идем, 15 минут отдыхаем. С учетом того, что воды у нас ограниченное количество, а температура воздуха около 300 С, к тому же постоянно приходится идти по зарослям ивы, к 2-м часам дня все совершенно выбились из сил, поэтому обед пришлось делать раньше запланированного времени на безымянном ручье, правом притоке ручья Кеч-пель, а не на самом ручье. В команде потихоньку возникла напряженная обстановка, у некоторых девушек начались проблемы со здоровьем, но после «круглого стола» решили идти дальше. Однако, до ужина отлеживались там же. После разведки, проведенной Саней и Коляном решили дойти до ручья Кеч-пель, у самого подножья Пай-Ера. Вышли в 21.00. Восстановив силы, все пошли быстрее и к 23.00, пройдя около 3,5 км. И, дойдя до предполагаемой точки, встали. Завтра запланирован переход через горы в ущелье слева от Пай-Ера, вероятно, поднимемся на вершину, чтобы отметить день взятия Бастилии (по-моему, он завтра, хотя я могу ошибаться). Из того, что было увидено и не увидено за прошедшие 3 дня: к сожалению, не удалось увидеть оленей. Мужик, ехавший с нами в поезде из Воркуты сказал, что их всех угнали к морю. Поражают воображение горы в голубой дымке и ручьи, с них стекающие с кристально чистой водой, бегущие по камням среди зарослей ивняка.
13.07
Сегодня начали подниматься в горы. Подъем в 8.00, хотя стихия разбудила нас в 4.30. Поднялся очень сильный ветер с дождем, так, что палатку пришлось держать с четырех углов. Ураган продолжался около получаса. Вообще, погода в горах и предгорье непредсказуема. Сегодняшнего урагана ничто не предвещало за несколько минут до его начала. Вышли в 11.00. Последние кусты ивняка почти сразу закончились и начался приятный «альпийский лужок», затем потихоньку стали появляться камни и в итоге камней стало совсем много. Приблизительно в 14.30 встали на обед недалеко от ручья Кечь-Пель (мы всю дорогу шли вдоль этого ручья). До обеда, кстати, набрели на первый в этом походе снежник. Увидеть снег в июле удается не часто (мне так вообще впервые), поэтому мы не стали упускать возможность поиграть в снежки. После обеда подъем стал еще круче. Участки травы стали попадаться все реже. Под ногами одни камни. На одном из небольших травяных участков нашли дикий лук, нарвали с собой пучок. Завтра съедим за завтраком. Ужин отменили по причине того, что в горах нет дров, т.е. ужин мы приготовили вместе с обедом и взяли его с собой, н6о решили съесть его завтра сутра, так, что ужинали конфетами и арахисом. Вместо чая – вода с лимоном. На ночевку встали не доходя 1 км. до перевала Западно-Пай-Ерский. Завтра будем штурмовать его. Есть 2 варианта: по седловине горы подняться на ее вершину, а затем спуститься на перевал, либо из ущелья, где мы встали идти прямо на перевал, бросить там рюкзаки, подняться налегке на вершину, потом спуститься с нее и продолжить путь. По камням идти намного легче, чем по заросшей кустарником тундре. Здорово помогают берцы, подошвы которых практически не гнутся и трекинговая палка, без которой в горах, откровенно говоря, делать нечего.
14.07
Сегодня был очень трудный день. Брали перевал (категория 1Б, высота 1000 м.). Довольно утомительное занятие. Проснулись в 10.00, вышли в 11.00. Приблизительно через 3 часа взобрались на перевал – границу между Европой и Азией. Климатические условия в разных частях Света очень сильно различаются, т.к., судя по всему, разделом климатических зон служит именно Уральский хребет. Почувствовать эти изменения удалось, спустившись 50 м. с перевала. Если до него была жаркая и сухая погода, то Азия встретила нас влажным и холодным воздухом. Температура 110 С. Со вчерашнего дня не можем найти дров, поэтому горячей пищи по-прежнему нет. Завтракали вчерашней кашей, по дороге несколько перекусов арахисом и шоколадом, обед – банка консервов на двоих с сухарями. Пару километров после перевала шли траверсом по склону горы, т.к. внизу ущелья большой огромный ледник, идти по которому небезопасно. Прыгать с камня на камень достаточно утомительно (хотя все равно никакого сравнения с тундрой), здесь опять помогает трекинговая палка. Через пару километров подошли к шикарному водопаду с почти отвесной стенкой, высотой около 200 м. Спускались очень долго из-за крутизны склона. Спустившись в ущелье прошли еще около километра и встали на стоянку прямо посреди камней (более подходящего места найти не удалось, а силы были уже на исходе). На одной из пенок, послужившей в этот вечер дровами, удалось сварить какао. Легли спать. Все сил отняли горы. Из всех дней в походе этот, пожалуй, был самым замечательным.
Комаров в азиатской части в несколько раз больше, чем в европейской. Картина такая: идешь по снежнику, стучишь зубами от холода и только успеваешь отмахиваться от комаров.
P.S. На вершине перевала нашли тур с запиской студенческой группы из Петрозаводска в составе 4-х человек. Записку сняли и оставили свою.
P.P.S. На камнях очень быстро стираются берцы, особенно страдает прошивка ботинка. Не знаю, хватит ли их до сплава, где можно будет одеть кроссовки.
15.07
Подъем поздно, в 10.30. После вчерашних физических нагрузок командир дал команде отдохнуть. Еще со вчерашнего дня было решено посвятить день нашему полосатому другу – матрасу. Дров по-прежнему нет, поэтому кашу готовили на пенке (еда после такого костра отдает горелой пластмассой и на вкус совершенно противна, но есть надо). Решили идти до того момента, как найдем дрова. Снялись в 13.00. Погода здорово изменилась. Если вчера было холодно и мокро, то сегодня погода была сухой и теплой. Увидели водопад, с которого вчера спускались, причем увидели его, что называется, в полный рост. Зрелище невозможно описать словами. Перейдя на другой берег озера, решили купаться. Вода с камней кажется небесно-голубой. Такой я раньше никогда не видел. Вода холодная, очень холодная. Температура на Саниных часах – 100 С, но я им не верю, потому, что когда заныриваешь, сводит мозги и все остальные части тела. По ощущениям – 3-40 С. По ходу нашего движения стал меняться рельеф. Если ночевали мы на голых камнях, то вскоре стали появляться островки с неизвестными цветочками сиреневого цвета. Клочки земли стали появляться все чаще и в долине показались кусты. Кусты – это дрова, дрова – это еда, еда – это калории и т.д. Вот такая пищевая цепочка получается. Решили идти до кустов и там вставать на совместный обед-ужин. Пришлось переходить реку вдоль которой мы, кстати, постоянно идем. Она называется Левая Пайера, вытекает из того самого ледника, вдоль которого мы шли и образует проточных озер, в одном из которых мы купались. Форсируя реку, зачерпнул себе в ботинки. До завтра должны высохнуть. Встали на близлежащей поляне. Пейзаж потрясающий: долина стала шире раза в два, справа в Левую Пайеру впадает еще один крупный ручей, слева – несколько более мелких. Островки земли и горы… В 19.00 окончили сегодняшний ходовой день. Завтра по плану 14 км. до Пятиречья, где мы пересаживаемся на катамаран, а то надоело его на себе тащить. Комаров по-прежнему много и, я полагаю, будет еще больше в тайге.
16.07
Сегодня начался последний день пешеходки. Подъем в 10.00. Позавтракали, вышли в 11.00. Долина, в которой мы идем (изначально была ущельем) становилась все шире и шире, появился кустарник, под ногами вместо камней – мелкая щебенка. Это прибавило скорости. По плану сегодня предполагалось 14 км. до Пятиречья. Задерживаться еще на пешеходке, с учетом того, что мы уже потеряли 2 дня, не хотелось, поэтому шли все достаточно быстро, скорости прибавила вездеходная колея, которая обнаружилась через пару километров после нашей стоянки. Вскоре попалось озеро-блюдечко, в котором по причине жуткой жары посчитали нужным искупаться почти все. На горизонте показался лиственничный лес и несколько вагончиков. При ближайшем рассмотрении вагончики оказались нежилыми. Кто и когда в них обитает – не ясно. После 4-й ходки решили встать на обед. Теперь нас окружает почти полноценный лиственничный лес, поэтому проблем с дровами нет. Встали примерно через километр после вагончиков (мы по-прежнему движемся вдоль Левой Пайеры, она постоянно вбирает в себя ручьи с гор, поэтому становится все шире и шире). Во время обеда увидели на другом берегу человека с рюкзаком. Он подошел к нам. Человек оказался туристом из Москвы. Возраст, судя по всему, уже пенсионный, поэтому еще более странно, что он шел один. Двигался от той же станции, что и мы в сторону станции Полярный Круг, шел на один день меньше нас. После обеда снова пошли в сторону Пятиречья. Оставалось пройти около 6 км. Лиственничное редколесье превратилось в лес, следы цивилизации стали попадаться все чаще. Дорога стала достаточно широкой и постоянно пересекалась другими колеями. Предполагаю, здесь ездили вездеходы, забрасывающие туристов или геологов. Через несколько километров дорога стала отходить от Пайеры на р. Бурхойла, решили следовать по ней. Вскоре пришли на берег Бурхойлы. Проведя разведку местности, убедились, что пошли правильно, потому, что на месте слияния рек совершенное таежное мясо. Завтра собираем кат и начинаем водные процедуры еще на две недели. Впечатления от пешеходки: тундра – тяжело и однообразно, но необходимо, чтобы привести мышцы в тонус и попасть в горы. Горы – тяжело, но потрясающе. Красота, которую невозможно описать словами. Послегорье (ну или предгорье, как угодно) – легче, и виды не менее потрясающие, чем в горах. Камни, снег и лед переходят в чудесную долину, а затем в лиственничный лес. Рыбачить пытался 2 раза – оба неудачные, надеюсь оторваться на водном маршруте. От оленей нашли только 3 красивых ветвистых рога, которые тащим с собой. Коренного населения не встретили.
17.07
На сегодняшний день была запланирована полудневка по поводу сборки катамарана, потому, что сегодня должна была начаться наша водная часть. Кат собирали долго, попутно купались, пили чай, просто бакланили, в общем, пели хвалебные песни матрасу. Сегодня опять встретили людей. Двое: судя по всему, муж с женой. Идут на один день раньше нашего тем же маршрутом, что и мы. Куда планируют прийти – я так и не понял. Мужик рассказал как, где и на что ловится хариус. Лучше бы не рассказывал, а то у меня слюни текут. Потом они ушли, а мы продолжили собирать кат. В итоге собрали. Получившийся бомбовоз заслуживает самых лестных слов. 2 камеры от «Беларуся», заранее разрезанные и заклеенные по радиусу, раскачиваются до 5 метров в длину и 0,5-0,7 метров в диаметре и соединяются деревянным каркасом, срубленным, собственно, на месте сборки. Грузоподъемность его не меньше 1,5 тонн. Короче, не катамаран, а авианосец «Авраам Линкольн». Плавсредство получило рабочее название «Каток», т.к. подразумевается, что все пороги он просто раскатает, и торжественно было спущено на воду. Проблемы начались вскоре после этого и состояли они в камнях, которыми устлано дно Бурхойлы, по которой мы плывем до Пятиречья. Осуществив несколько волоков с рюкзаками и без них, мы, откровенно говоря, устали. Проплыть, а точнее проползти, за 1,5 часа удалось не более 4 км. Лес сменился на полноценную, трудно проходимую тайгу. На воде очень много мошки, сидеть, не двигаясь, практически невозможно. В лесу – комаров. Поскольку у того места, где мы встали обнаружилась чудесная яма, решил покидать блесну, которая, к сожалению, на местного хариуса не произвела никакого впечатления. После ужина сходили с Саней на разведку местности. Дошли почти до впадения Пайеры. На этом участке предполагается один крупный волок. На тайгу спустился густой туман, горы опять в голубой дымке, как и в начале нашего пути
18.07
Хороший ходовой день. Всего за день прошли около 30 км. Проснулись в 7.00 и вчетвером с парнями перегнали пустой кат через трудный порог. Все это заняло не больше 5 минут. Потом вернулись в лагерь, позавтракали и понесли вещи к кату.. Река очень быстрая, поэтому до впадения Пайеры дошли, буквально, за 30 минут. Там нам встретилось несколько трудных порогов, где приходилось слазить и тащить кат. После этого особо тяжелых мест нам не попадалось, однако, река достаточно быстрая, иногда встречаются отвесные каменные стены, и это – потрясающее зрелище. Чтобы двигаться быстро, достаточно попасть на струю, и тогда кат просто мчится. На берегу возле впадения Пайеры видели трех или четырех человек. Судя по всему, рыбаки. Где-то в этом районе, если я не ошибаюсь, есть база отдыха. Реки Пятиречья после слияния образуют реку Тань-Ю, по которой мы и поплыли дальше. По характеру течения река достаточно быстрая, дно каменистое и просматривается очень хорошо, настолько чистая вода. Часто по берегам попадаются галечные и каменистые пляжи, но в основном идут типичные таежные леса. Горы практически пропадают из виду. На одном из пляжей мы встали на обед, который занял 3 часа, затем снова поплыли. На одном из мелководий увидели лося, стоящего посередине реки, он достаточно близко подпусти нас, а затем убежал. Почти сразу за этим увидели огромную птицу высотой в половину человеческого роста. Названия ее, к сожалению, не знаю. Тем временем река приобрела совершенно обычный для нас таежный вид, поскольку скорость течения и уклон стали намного меньше. Пришлось начать как следует работать веслами. Около 18.00 увидели на правом берегу одиноко стоящий дом, решили проверить, что это за строение (оно, в итоге, оказалось пустым), но мое внимание привлекла большая стая окуней, стоящих возле берега. Причалили, и когда все ушли смотреть дом, я достал спиннинг. Итог: 8 мерных (граммов по 300-400) окуней за 10 минут. Такой рыбалки я еще не видел. Каждая проводка заканчивается поклевкой. Больше ловить не стал, потому, что это ни к чему. Еще через час встали на стоянку, поставили на песке платки, начали готовить ужин, но внезапно налетел сильный ветер и принес с собой дождевые облака. Пришлось срочно переносить палатки в лес, но ужин и окуней на углях сготовить все же успели. Что удивительно, у рыбы нет типичного болотного привкуса.
19.07
Сегодня погода совершенно испортилась. Вчерашний дождь перешел в довольно сильное похолодание. Температура упала до 130 С. Однако, на количестве комаров это никак не отразилось, вернее отразилось. Их стало еще больше за счет сырости. Быстро собрались, позавтракали. Отплыли около 12.00. На реке сильный ветер, поэтому комаров нет. Течение по-прежнему и приходится постоянно грести веслами. От такой ритмичной и однообразной работы тянет в сон. Ветер до обеда попутный, поэтому на некоторое время решили поставить парус из тента от палатки. Лодка с таким парусом идет не на много быстрее, но есть некоторое время, чтобы передохнуть. Через 3 часа встали на обед. Оба берега заросли травой, поэтому выбор места стоянки небольшой. Удивляет огромное количество уток, которые встречаются по пути буквально каждые 50 метров стаями по несколько штук. Мне вообще кажется, что на этой реке утки – самая распространенная птица. Если подняться на берег, начинается болото. Во время обеда на одном из этих болот наткнулись на морошку. Она еще не спелая, но отказать себе в удовольствии попробовать эту ягоду я не смог. В принципе – не так уж и плохо. После обеда (до него проплыли 12 км.) еще 3 часа пути. Во время плавания удалось увидеть еще двух таких же больших птиц, как и вчера. Мне кажется – это орлы. На последнем часе пути нас накрыло дождем. Совершенно мокрые мы пристали к одному из таких же болотистых берегов, на котором обедали. Сильный ветер помог еще и замерзнуть, но костер, в свою очередь, помог согреться и высохнуть. Завтра до обеда планируем доплыть до озера Варчаты, где нам предстоит найти некоего Андрея (Саня прочитал о нем в одном из отчетов в Интернете). Прошла информация о том, что у него есть баня и большая коллекция блесен, которую было бы любопытно посмотреть. Вообще, было бы очень интересно пообщаться с ним. За день прошли около 25 км.
20.07
Утро началось так же сыро и холодно, как закончился вчерашний вечер. Ночью ветер и дождь хлестали в мою сторону палатки, поэтому проснулся в луже воды. Немного удалось просушиться на костре, но настроения это не прибавило. Отплыли в 11.30. До обеда от монотонной гребли засыпала вся лодка. Еще никто не догадывался, что после обеда все будет гораздо веселее. На обед встали в 15.00. Комаров до ужаса много, но все потихоньку начинают к ним привыкать. До озера Варчаты оставалось около 5-6 км. После обеда, поскольку ветер был попутным, решили поставить на лодку мачту и парус (все было спроектировано и изготовлено Коляном). Не все верили, что парусный дебют удастся, однако, как только мы вышли на воду, сразу стало понятно, что парус здорово прибавляет нам ходу. 5 км до Варчаты мы прошли за 30 минут. Когда мы вышли в акваторию озера, ветер стал дуть еще сильнее. Это не удивительно на таком большом открытом пространстве (размеры озера – 5х12 км). Час с небольшим мы плыли до того момента, когда увидели остров, обозначенный на карте. На нем стояла часовенка. Любопытство взяло верх, мы причалили к острову и обнаружили там еще и людей. Это были строители из Кирова, которые, собственно, и строили эту часовню и базу отдыха на берегу (она видна с острова). Ребята оказались вполне адекватными. Разместили нас в этой самой недостроенной часовне, что было очень кстати, поскольку ветер перешел в шторм, еще они накормили нас кашей и рассказали, где живет Андрей, которого мы так жаждали найти. Что же, мир не без добрых людей. Завтра нам предстоит выйти из озера в быструю и порожистую реку Варчатывис, и, если будет время, познакомиться с Андреем. Сейчас за окнами дует ветер, и ветки деревьев бьют по стеклу. К счастью, в нашем сегодняшнем приюте достаточно тепло и сухо.
21.07
Сегодня погода существенно не изменилась. В то время, когда мы проснулись, около 9.00, дул ветер, на озере были волны, однако, по сравнению со вчерашним вечером, ветер немного стих. Всю ночь шел дождь. В часовне, где мы ночевали, почти везде капало с потолка, сырые вещи высушить не удалось. Собрались и отплыли около 13.00. Мужикам, которые нас приютили, подарили рисунок их часовни, нарисованный Жанной. Хотелось как-то их отблагодарить. Остаток озера прошли под парусом. Потрясающее ощущение. Чувствуешь себя яхтсменом, кроме этого, не тратишь энергию на греблю, и кат идет быстрее. На весла перешли на реке Варчатывис, которая вытекает из озера и впадает в реку Войкар, переходящую в озеро Войкарский Сор. Здесь увидели лебедя. Удивляет, насколько дикие здесь места. Чаще стали попадаться дикие гуси, утки же наоборот потихоньку исчезают, но их по-прежнему очень много. Течение в реке Варчатывис относительно спокойное, хотя мы ожидали обратного, иногда попадаются перекаты, пару раз даже пришлось влезать и тащить кат по камням. Немного не доходя до впадения в Войкар встали на обед, а после него почти сразу попали на более полноводный Войкар. Река быстрая, часто встречаются перекаты, но воды высокая, поэтому идем без проблем. Чтобы как-то отвлечься от однообразной и утомительной гребли, рассказывали недавно прочитанные книги. Королем вечера стал Толян, рассказывавший Фаулза. С интересом слушали все. Очень здорово помогает грести. Под конец дня проплыли мимо одиноко стоящего на берегу домика-сарая. Останавливаться в нем не стали, о чем пожалели ровно через 5 минут, когда начался ливень и вымочил нас до нитки. Сушились у костра дружно и долго. Если река сохранит такую же скорость течения, то, возможно, завтра вечером дойдем до Войкарского Сора, но это маловероятно.
22.07
Ночью дождя, на удивление, не было, поэтому утром сушиться не пришлось. Из-за того, что вчера поздно легли спать, сегодня встали так же поздно, в 11.00. Сутра наш кат чуть было не унесло разлившейся рекой. Оказывается, что разлив реки на 10-15 метров в ширину здесь вполне нормальное явление. Хорошо, что вовремя заметили и оттащили наше плавсредство дальше на берег. В 13.30 вышли. До обеда нас ожидало окончание «Девушки французского лейтенанта», начатое вчера Толиком, затем был «Коллекционер» все того же Фаулза, все в том же исполнении. Чтение или просто пересказ на лодке здорово помогают грести. Хорошо убивается время. Река, по которой мы плыли, становилась все шире и шире, местами достигая 200-250 метров. Затем река просто превратилась во множество проток и островов, течение заметно ослабло, поэтому пришлось лечь на весла. Через 3 часа хода встали на обед. Эта процедура длилась 2 часа. Сейчас есть хочется все больше и больше, здорово не хватает сладкого. Во время обеда пытался рыбачить: безрезультатно. Вода, вероятно, слишком мутная, поэтому рыбалка откладывается до чистой воды. До обеда удалось совсем близко увидеть большую птицу (спорили, орел это или беркут). После обеда начали читать на лодке книжку, которую Жанна взяла с собой. Книжечка довольно мутная, но чтобы убить время… Почти сразу после обеда все протоки стали сходиться в одно русло, и река стлала очень широкой. На горизонте показалась деревня Вершина-Войкар. Останавливаться в ней не стали. Видели несколько людей. Домов в деревне относительно много. Через несколько километров показалось озеро Войкарский Сор, до которого мы и планировали сегодня доплыть. Вдаль озеро уходит за горизонт, вероятно переходя в разлив Малой Оби, куда нам завтра предстоит дойти, очень бы хотелось под парусом. Встали у входа в озеро на небольшой полянке, где обнаружили заросли морошки (попадается уже спелая, хотя немного недоспевшая с кислинкой мне, откровенно говоря, нравится больше) и молодые кедры, один из которых завтра, возможно, станет нашей мачтой. За день проплыли чуть больше 30 км.
P.S. Весь день было сухо и ощутимо теплее, чем вчера. Вечером удалось просушить кроссовки, так что теперь у меня две рабочие пары обуви.
23.07
За ночь погода изменилась. Поднялся ветер и хлестал дождь. От вчерашнего теплого и тихого вечера не осталось и следа, но к подобным ситуациям мы уже привыкли, развели костер и просушили вымокшие за ночь вещи. Сутра успели наесться морошки около лагеря и сделать мачту из кедра для нашего ката, который получил второе и, скорее всего, конечное название «Урал» (по-моему, подходит больше, чем первое). Отплыли в 14.00. К этому времени ветер почти стих, но все же удалось идти под парусом, вообще я понял, что парус=матрас, потому, что в течение трех часов, пересекая озеро, мы лежали, читали вслух книгу и не знали, чем себя занять, кроме этого все замерзли. Через 3 часа мы пересекли озеро и увидели на входе в Малую Обь поселок Усть-Войкар. Поселок показался достаточно большим, поэтому мы решил зайти и поискать магазин. Магазин нашелся, но для этого пришлось зайти к продавщице домой. В магазине было куплено 8 шоколадок, 3 кг пряников, много печенья, 2 кг сахара, рулон туалетной бумаг (зачем последнее, сие мне не ведомо). В животе приятно забурлило. Поразили цены: ровно в два раза больше, чем в Н.Н. (бутылка BagBier 2 л стоит 85 р.). В поселке все жители – коренное население (то ли ханты, то ли кто-то еще). Прошлявшись по поселку час, отплыли, чтобы найти место для стоянки. Проплыв не больше двух километров, нашли неплохое место на берегу. Причалили в 19.00. Устроили праздник живота, совместив обед, ужин и пряники. Короче, день сегодня получился отдыхной. Всего проплыли около 15-18 км, но уже вошли, как и планировали, в Малую Обь. До Салехарда осталось 150 км, до Шурышкар, откуда ходит метеор, 60. Если не будем успевать по графику, сможем на него сесть, но хотелось бы дойти, как и планировали, до Салехарда.
24.07
Проснулись сегодня в ставшей уже обычной обстановке: мокро и сыро. Ночью опять шел дождь, но все уже настолько привыкли, что дождю особого значения никто не предавал. Не спеша собрались, сходили в лес, точнее перелесок у воды и нашли там грибы (подберезовики, шесть штук), собрали и решили вечером добавить их в кашу. После того, как мы вышли из заболоченности на открытую воду, поняли, что вышли зря, лучше бы сидели на месте. Очень сильный северо-восточный ветер дул почти в лицо. Под парусом идти было практически невозможно. Кат постоянно сносило к пролеску на другом берегу. Здесь обнаружилась одна отрицательная черта нашего катамарана: при его грузоподъемности 1500-1600 кг, загружен он у нас не более, чем наполовину, из-за этого баллоны высоко выдаются из воды. При сильном боковом ветре кат здорово несет в сторону. Двигаться невозможно ни под парусом, ни на веслах. Таким образом нас и снесло на затопленный остров примерно в километре от места нашей предыдущей стоянки. Там, закрепив кат между деревьями, мы пытались переждать ветер. Ни тут-то было, он и не собирался ослабевать. В течение четырех часов мы пытались заняться хоть чем-нибудь. Я, в основном, пытался спать. Все здорово замерзли, т.к. ветер дул пронизывающий буквально до костей. Через четыре часа мы решили попробовать отойти от острова на веслах, а затем поставить парус. Маневр не удался, при этом обломилась примерно на 1 метр мачта. Мачту починили, т.е. укоротили и решили пересечь остров, благо тот был затоплен. Выйдя на другой берег обнаружили, что там волн почти нет и можно идти на веслах. Так и сделали. Затем поставили парус. Решили плыть до первой более или менее сухой земли. Пришлось идти галсами. После некоторого времени, когда мы никак не могли поймать ветер, и нас несло практически только в бок на очередной затопленный остров, мы все таки нашли нужный курс, при этом скорость наша возросла настолько, что никто и не ожидал. Примерно через километр или два мы причалили к земле, пройдя за день всего не более 4-х километров. Что же, в такую погоду, действительно лучше никуда не соваться и ждать улучшения. Налицо переход из одного атмосферного фронта в другой. Теперь окончательно решено плыть до Шурышкар, т.к. много времени потеряно и не известно, сколько будет потеряно во время нашей отсидки на острове (то место, куда мы приплыли, судя по всему, остров). Высадившись, обнаружили неплохую ямку, в которой, предварительно закрыв ее тентом от палатки, приготовили обедо-ужин и высушили вещи. На острове много морошки, уже много попадается спелой (удалось набрать целую кружку). Да, как это ни странно, вода в Оби по цвету напоминает ирландское красное пиво (исключительно субъективное мнение, порожденное больным мозгом J). Чем это обусловлено, не знаю. Ветер по-прежнему не стихает. Видно, как с северо-запада идет новая стена облаков. Вероятно, она принесет новые дожди. До Шурышкар около 55 км, т.е. два дня хода при благоприятных условиях.
25.07
Проснувшись утром, мы впервые за последние несколько дней увидели Солнце. Вчерашняя смена погоды оказалась сменой к лучшему. Облаков на небе почти не было, но по-прежнему дул Норд-Вест, который нам был совсем не по пути. Причем дул достаточно сильно. И все же решение было принято. Выходим. Сначала на веслах, а потом, как получится. До отхода успел набрать вторую кружку спелой морошки (первая была набрана вчера в честь Олиных именин). Вообще, морошки много. При желании и наличии тары можно набрать, но у нас, к сожалению, нет ни первого, ни второго. Вышли, как уже стало обычным в середине дня. Прежде всего, нам предстояло найти основное русло реки. Обь в разливе – это целое море. Понять, где и что находится трудно даже с картой и компасом. Основное русло искали до обеда, около 2,5 часов. Найти его помогла деревня, которую мы заметили на правом берегу. Сверившись по карте, вышли на большую реку. Стали искать место для обеда. Остановились на ма-а-а-леньком клочке земли. Практически все затоплено, но, тем не менее, пообедать все же удалось, на что было потрачено около 2-х часов. Перед обедом увидели баржу, которая при ближайшем рассмотрении оказалась рыбоприемным пунктом. Местное население подъезжает к ней на моторках и сдает рыбу. Какую именно, неизвестно. Вообще, моторная лодка здесь – основной вид транспорта. Так сказали мальчишки в Усть-Войкаре. Это не удивительно, учитывая то, что река здесь больше напоминает море, разливаясь в ширину на многие километры. После обеда продолжили наше движение. Все стало проще, потому, что ветер почти стих, и течение помогало нам, кроме этого, парус немного прибавлял хода. Комбинация весла+парус зарекомендовала себя с лучшей стороны. Кат таким образом набирает неплохую скорость. Периодически по ходу нашего движения нам попадались моторки, но разговоров с местными мы не завязывали. Через 2,5 часа теперь на левом берегу показалась деревня, которая на карте обозначена как нежилая. Это не совсем так. Осмотр с воды показал, что люди там все таки есть. После деревни попался проплывающий мимо катер «Зоолог» с пьяной командой и еще одна рыбоприемная баржа, рядом с которой к нам на моторке зачалились два в драбадан пьяных аборигена и начали нести всякую лабуду про то, что рыбы в реке совсем мало и т.п. От них быстро удалось отвязаться и почти сразу встать на стоянку. Чтобы убить скуку, сегодня опять весь день читали все ту же книжку, что и вчера. Дочитали. Такой бестолковой литературы мне очень давно не попадалось. Какая-то чушь оккультная. До Шурышкар, откуда каждый день ходит метеор, осталось 12-15 км. Возможно, завтра до обеда дойдем. Так что деятельная часть нашего похода может закончиться уже завтра.
26.07
Сегодня был последний день деятельной части нашего похода. Сутра не спешили, т.к. до Шурышкар планировали доплыть к обеду. Так и случилось. За три часа при относительно неплохом течении добрались. По пути видели много лодок, идущих вверх и вниз по течению (Обь похожа на проспект, по которому ездят машины) и большую баржу, везущую песок. Встали недалеко от села у крутого берега, сразу же пошли на разведку. Село оказалось больше тех, которые встречались раньше. Есть причал, несколько магазинов, дом культуры. Строится больница и интернат для детей. В ДК работает вполне адекватная девушка Оксана. С ней удалось поболтать, она сказала, что до Салехарда метеор идет 2,5 часа, билет стоит 244 руб. и что билеты продаются на самом метеоре. Еще она дала полистать книжку с фотографиями Шурышкарского района. Оказалось, мы в Ямало-Ненецком автономном округе, который является частью Тюменской области. В поселке мы купили сладкого к чаю и вернулись в лагерь. Разобрали катамаран, который честно работал последние две недели и вез нас на себе аж 250 км (стоит сказать, что мы его тащили 75 км). Затем поужинали до отвала (еды осталось много, и надо все съесть). Теперь можно сделать некоторые выводы из похода относительно снаряжения: в первую очередь стоит отметить прелесть трекинговой палки, без которой в горах (особенно на спуске), как я уже отмечал, делать нечего. Качество палки прямо пропорционально ее цене. У нас сломались почти все дешевые и остались невредимыми дорогие. Также в горах необходима хорошая обувь с жесткой подошвой, дабы не чувствовать каждый камушек под ногами. У меня были берцы, и они здорово помогли. От мозолей отлично спасают портянки. На сплаве на ноги необходимо надевать химзащиту, иначе на каждой стоянке придется сушить обувь. Рюкзаки от промокания спасли гермомешки, изготовленные из толстого полиэтилена и обмотанные для надежности скотчем. Себестоимость такого мешка всего 30 руб., но со своей задачей он справляется отлично. Что же, поход удался на славу. Впереди нас ждут еще несколько вокзально-плацкартных дней. Метеор на Салехард отходит завтра в 11.30.
27.07
Сегодня был первый день пути в сторону дома. В Шурышкарах, как и планировали, сели на метеор до Салехарда в 11.30. Два с половиной часа по воде – и мы на месте. Обь действительно широкая. После слияния всех русел ширина ее не меньше 3-4 км, не считая разливов. Еще подъезжая к Салехарду, позвонил домой. Наконец-то услышал голоса родителей. За три недели похода, откровенно говоря, я здорово по ним соскучился. По Салехарду удалось немного прогуляться пешком. Город строится. Повсюду пестреют разноцветные крыши зданий. В городе много строительной техники. По дороге увидели красивый храм. Зашли. Изнутри храм великолепен. Повсюду очень красивая резьба. В храме сказали, что резьба была заказана в Белорусской епархии. Хотел освятить три крестика, которые вырезал в тайге (себе и родителям, поскольку свой я потерял где-то на маршруте, отсюда и родилась идея сделать крестики самому). Не удалось. Что же, освящу в Нижнем. Пройдя несколько километров по городу, дошли до рынка, где купили хлеба и йогурта на обед. Рядом с рынком видели выставочный центр и памятник оленю. Заходить в выставочный центр не стали, поскольку спешили в Лабытнанги. Сели на «Газель» (проезд до паромной переправы – 40 руб.) и через 20 минут подъехали к той самой переправе. Там мы обнаружили… памятник мамонту. Не знаю, где такое еще можно встретить. Перебрались быстро (и дешево – 10 руб.). Затем еще одна «Газель» от пристани до Лабытнанги (30 руб.), которая подвезла нас до самого вокзала. Подойдя к кассам, обнаружили, что те закрылись 20 минут назад, но на вокзале есть автомат, который показывает время отправление, стоимость билетов и кол-во свободных мест в поездах, по-моему, по всей России. Вокзал круглосуточный, поэтому решили ночевать в нем, тем более, поезд на Москву, в котором мы поедем до станции Инта, отходит завтра в 7.00. В Инте мы перехватим поезд Воркута-Новороссийск, идущий через Нижний. Скинув вещи, пошли гулять по городу. Он, кстати сказать, производит удручающее впечатление. Единственной радостью был книжный магазин, где удалось купить два номера альманаха «Обская радуга» (цена за оба – 50 руб.!!!) с художественными произведениями местных авторов. Теперь жалею, что купил только два, хотя была возможность приобрести еще несколько номеров. Рассказы стихи и легенды в этих альманахах достойны внимания. В поезде будет, чего почитать.
28.07
Сегодня весь день трясемся в поездах. Встали около 7.00, чтобы купить билеты на поезд. Временные пояса совершенно перепутались в голове. Весь Лабытнанги живет по Салехардскому времени, т.е. +2 часа от Москвы. Весь, кроме вокзала, который меряет время по Москве (таким образом, наш поезд отправляется все же в 9.00, а не в 7.00, как я писал). Сели в поезд и знакомая «полиритмия вагонных колес» застряла в ушах почти на 12 часов, пока поезд вез нас до станции Инта, где мы должны были пересесть на поезд Воркута-Новороссийск. Ехали между горами, которые сегодня были в облаках, ехали мимо столба Европа-Азия, который, кстати сказать, оказался не таким уж и большим, как мы его себе представляли, ехали мимо Елецкого, где начинался наш маршрут, вспоминали «мясную тундру», но больше всего взгляды привлекал Владыка Гор Полярного Урала – Пай-Ер, на который мы смотрели чаще, чем куда-либо во время нашего маршрута. На станции Чум вышли подышать свежим воздухом. Девчонки плели венки из клевера. Тундра прощалась с нами розовыми островами цветущего иван-чая. И опять монотонный стук колес… Вышли в Инте в 16.35. Пошлялись немного по поселку, который, в общем-то, и поселком назвать сложно, такой он маленький. В 19.40 сели на поезд и вышли, что называется, на финишную прямую. Ехать осталось совсем немого (1 день и 1,5 ночи).
29.07-30.07
Сегодня опять весь день тряслись в поезде. Пили чай, бродили из вагона в вагон, читали книжки, купленные в Лабытнангах, в общем пытались развеять обычную железнодорожную скукотищу. В Кирове вышли прогуляться вокруг вокзала. Сложно сказать, что из себя представляет город Киров, поскольку далеко от поезда не уходили. Около вокзала стоит большущий телевизор, по которому показывает MTV. Лег спать около двенадцати ночи. Проснулся в Шахунье приблизительно в половине второго. Вот мы и в Нижегородской области. Поезд несся как межконтинентальная баллистическая ракета, успев проехать расстояние в двести с лишним километров за два часа, поэтому четко по расписанию в 3.12 высадил нас на станции Горький Московский. Наконец-то дом. Еда – сколько хочешь, настоящее, а не соевое мясо, конфеты. Но точно знаю, что через несколько дней снова захочется в поход.