ОТЧЕТ
о прохождении Парусного туристского спортивного маршрута
__4____ категории сложности по Белому морю
группой т/к «Азимут» г.Богородск
в период с 15.07 по 31.07.2010 года
Маршрутная книжка № 29/10
Руководитель группы: Хоменко Михаил Георгиевич
Нижегородская обл., г.Богородск
К древностям Белого моря
Справочные сведения о маршруте
Проводящая организация: Турклуб «Азимут», Нижегородская область, г.Богородск
Место проведения: Белое море
Общие справочные сведения о маршруте:
Дисциплина маршрута (вид туризма) |
Категория сложности похода |
Протяженность активной части похода, км |
Продолжительность |
Сроки проведения |
|
общая |
ходовых дней |
||||
Парусный |
4 (четвертая) |
392 |
17 |
10 |
15.07-31.07 2010 г.
|
Нитка маршрута: 2 км. к С-В за м.Разнаволок – о.Сумостров - о.Русский Кузов – о.Соловецкий – о.С.Студенец – о.Сыроватка – о.Олений – о.Соностров – о.Луда Черемшиха – о.Красный – о.Олений – пос.Пулонга.
Руководитель группы: Хоменко Михаил Георгиевич, Homenko-MG@mail.ru
Состав группы:
ФИО |
Год рождения |
Опыт |
Обязанность в группе |
Хоменко Михаил Георгиевич |
1955 |
Белое море, Горьковское вдхр., Онега, Ладога |
Руководитель, капитан |
Сотников Андрей Дмитриевич |
1964 |
Белое море, Онега, Ладога |
Метеоролог, штурман |
Приписнов Андрей Егорович |
1963 |
Онега, Горьковское вдхр., Куйбышевское вдхр. |
Рулевой |
Сухарникова Ирина Васильевна |
1963 |
Белое море, Горьковское вдхр., Онега, Ладога. |
Финансист |
Розоренова Ирина Валерьевна |
1969 |
Белое море. |
Завхоз |
Розоренов Александр Алипиевич |
1971 |
Белое море |
Шкотовый матрос |
Розоренов Иван Александрович |
1997 |
Без опыта |
Юнга |
Содержание отчета
Общая идея похода
На самом деле их три:
1. Прохождение категорийного парусного маршрута с обязательной последующей защитой, что должно способствовать развитию этого вида спортивного туризма в Нижегородской области.
2. Район Белого моря известен как место сосредоточения памятников древней и средневековой культур. Включение их посещения в нитку маршрута привносит культурно-исторический элемент, что без сомнения украсит спортивную часть.
3. Проведение полевых испытаний экспериментального паруса (Генуя 3,6 кв.м.), сшитого по нашим чертежам мастерами ОАО «ШГК» с дальнейшей подготовкой рекомендаций для организации на Швейно-галантерейном Комбинате парусной мастерской.
Выбор маршрута
Онега – Кижи, Ладога – Валаам, Белое море – Соловки. Известный стандарт организации речных круизов. И Соловки того стоят. У каждого члена команды были свои причины побывать на Соловках: у тех. кто там не был – увидеть своими глазами, у тех, кто был – восполнить пробелы предыдущих посещений. Поэтому включение Соловков в нитку маршрута не обсуждалось. Однако, Белое море это не только Соловки. Кто-то из нас что-то слышал о лабиринтах, кто-то – о рисунках на скалах. Если есть возможность увидеть воочию, то грех эту возможность не использовать. Посмотрели книжки, залезли в интернет. Вот что удалось выяснить.
Краткая историко-археологическая справка
К настоящему времени на Беломорье обнаружены следующие памятники древней культуры:
Петроглифы – наскальные рисунки, памятник первобытного монументального искусства. Их относят ко временам неолита и датируют VI-III тысячелетием до н.э. Открыты карельским ученым А.М.Линевским в 1926 году недалеко от г.Беломорска. Их около 300 и расположены они группами. Самая большая группа рисунков (Новая Залавруга) открыта в 1963 году экспедицией Ю.А.Саватеева. Исследования продолжаются и в 2006 году экспедицией КГКМ под руководством А.М.Жульникова открыта последняя на сегодняшний день 12 группа рисунков в районе п.Золотец.
Лабиринты – выложенные камнями рисунки в виде спирали с одним входом-выходом. Как правило, в центре лабиринта установленный вертикально камень. Датируются II-III тыс. до н.э.(по другим данным XIII-XVII век н.э.). Назначение их неизвестно, высказываются предположения от чисто утилитарных (места рыбной ловли) до религиозно-мистических. Их древнее название – «вавилоны». Они находятся у г.Кандалакша, с.Умба, в устьях рек Варзуга, Поной, Кемь (есть описание, но место не известно), Поньгома (был разобран местными жителями) и на островах Белого моря. Этих островов несколько: Соловецкий (более 30 лабиринтов), Б.Заяцкий, Олешин, Анзер и Красный.
Сейды – «священные камни» (с саамского). Возраст их ученые определяют в VII-V тыс. лет до н.э. Чаще всего, это большие камни с небольшими камнями-опорами под ними («летящие камни») или небольшими камнями на них, или каменные пирамидки (гурии). Ученые выделяют 2 главных особенности сейдов – их неустойчивое положение и близость к воде (как тут не вспомнить огромный камень-шар на берегу о.Медвежий). В Карелии 4 крупных комплекса сейдов, два из них были открыты в конце 60-х годов экспедицией Карельского краеведческого музея (руководитель – И.М.Мулло) на островах Русский и Немецкий Кузов. На Русском Кузове 360, а на Немецком 339 сейдов. За прошедшие годы многие из них разрушены (к сожалению, не без участия туристов). Сейды есть и на других островах, например, о.Олешин, о.Б.Робьяк, о.Б.Жужмуй, о.Сев.Коловар.
Менгиры - (с нижнебретонского «длинный камень»), обработанный или дикий камень, установленный человеком, у которого вертикальные размеры больше горизонтальных. Видимо, это самые древние памятники неолита. Предназначение их также неизвестно (культовые? указатель? межевой камень?). В последние годы исследователи обнаруживают новые и новые менгиры как на островах, так и на побережье: о.Б.Жужмуй, о.Чёрная Луда, берег у о.Сыроватка, о.Б.Робьяк и др. Признаюсь, о менгирах Беломорья я сам впервые узнал уже на маршруте, за что весьма благодарен В.Терехину.
Дольмены – мегалитические (т.е. сложенные из больших камней или плит) древние памятники, каменные гробницы (сейчас их предназначение трактуется более широко). Чаще их возраст указывается как I-II тыс. до н.э. Они есть на островах Б.Заяцкий , Анзерский, Соловецкий, Русский Кузов.
Кроме того, ещё выделяют каменные кучи и ямы. Самый большой 12 метровый каменный холм находится на о.Анзерском. Каменные кучи и ямы есть на о.Соностров, о.Б.Робъяк, о.Б.Заяцкий и на др. островах.
Поход спортивный и побывать везде невозможно. Поэтому, оценив полученную информацию, решили включить в нитку маршрута следующие пункты: Беломорск (петроглифы) – о.Олешин (лабиринты, сейды) – о.Соловецкий (кремль, каналы) – о.Б.Заяцкий (лабиринты, ритуальный комплекс) – о.Анзерский (холм, дольмены) – о.Б.Робъяк (сейды,мегалиты) – о.Красный (лабиринт).
Заброска и выход с маршрута
Для доставки группы на Белое море и обратно нами впервые использована пассажирская «ГАЗель» (в прежние годы добирались на личном транспорте). Это увеличило затраты на ГСМ и, соответственно, стоимость похода, но в нашем случае выбирать не приходилось, т.к. готов к длительной поездке к моменту выхода оказался всего 1 автомобиль, а ждать мы уже не могли. Кроме того, использование чужого транспорта сделало невозможным намеченное ранее посещение объектов по пути на маршрут и обратно (а в этом году это были Палех и Мстера), что тоже жаль. Расстояние: Богородск – Беломорск – 1800км.(бензин 5430 р.), Чупа-Богородск - 2150 км.(бензин 7350р.). И при заброске, и при выходе с маршрута на дорогу ушло по 2 дня с ночевками в пути – в обоих случаях ночевали на берегу реки у моста через р.Шимка (район Вытегры).
Заповедники и заказники
1. В Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник входят: о. Соловецкий, о.Анзерский, о-ва Большой и Малый Заяцкие, о-ва Большая и Малая Муксалма. В правилах посещения заповедника записано, что запрещается разбивка лагеря с установкой палаток, разведение костров. Самый строгий режим введен на о.Анзерский – посещение только в составе группы и только в определенные дни. В отличие от о.Валаам, на Соловках не предусмотрено место для размещения спортивных парусных туристских групп. Площадка у «Переговорного Камня» существует на птичьих правах по принципу «мы вас пока не видим».
2. Кандалакшский государственный природный заповедник. Открыт по гаге. В его состав входит несколько территорий, находящихся на значительном расстоянии друг от друга. Наш маршрут подходит вплотную к южной группе островов (о-ва. Кемь Луды, о-ва. Плоские Луды), входящих в заповедник, но границу заповедника не пересекает. На о.Красный расположен государственный заказник и посещение его возможно без согласований.
3. Государственный заказник «Полярный круг». Охраняется как эталонный участок природы приполярного Беломорья и буферная зона Кандалакшского заповедника. Занимает значительную территорию берега и множества островов. Южной границей заказника являются мыс и остров Красный. Запрещена разбивка туристских стоянок и разведение костров. Охрана возложена на Лоухский лесхоз и районное подразделение Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных.
4. Государственный ландшафтный заказник «Кузова». Учрежден в 1991г. В него входят острова: Русский и Немецкий Кузов, Олешин, Верхний, Средний, Жилой, Сенной, Лодейный, Куричья Нилакса, Чернецкий, Сев. Тупичиха. Посещение островов запрещено с 01.06 по 15.07. на период гнездования. Охрана возложена на Кемский лесхоз и районное Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных.
Аварийные выходы с маршрута
Из района Кузовов берет «Мегафон», что позволяет при невозможности добраться до Рабочеостровска самостоятельно, вызвать спасательную службу. Кроме того, есть возможность обратиться за помощью к местным рыбакам, постоянно курсирующим на моторных лодках между островами. На Соловках кроме сотовой есть и стационарная связь, возможность выхода с маршрута в Беломорск, Рабочеостровск, Архангельск на судах регулярных рейсов. В районе от о.Студенцы до о.Олений возможен выход в д.Поньгома или на станцию Кузема. А севернее о.Олений – в п.Кереть или поселки Чупской губы, ближайшим из которых является п.Рудника им.Чкалова. Участок от о.Студенцы до островов Чупской губы рыбаками посещается реже и рассчитывать на их помощь приходится меньше.
Изменения маршрута и их причины
Изменений маршрута было два: 1.Мы отказались от части маршрута вокруг Соловков т.к. не получили разрешения администрации Соловецкого заповедника на посещение островов Б.Заяцкий и Анзерский, в результате чего эта часть маршрута утратила смысл, 2.Заявленная нами кольцевая нитка маршрута была вызвана необходимостью возвращения в начальную точку при заброске личным транспортом, который планировалось оставить на стоянке в Беломорске. Так как в последний момент решился вопрос по заброске ГАЗелью, необходимость возвращения в Беломорск отпала. Кроме того, в районе Чупы мы получили информацию о чрезвычайной ситуации в Нижегородской области и необходимости выхода на работу руководителя группы М.Хоменко.
График движения
День |
Дата |
Участок пути |
Расстояние по генеральным курсам (км) |
Ходовое время (ч.) |
Примечания Ветер (напр., баллы)/ Волнение ( баллы)/ Температура (град.)/ Атм.давление (мм) |
|
Под парусом |
На веслах |
|||||
1-2 |
13.07-14.07 |
г.Богородск – г.Беломорск |
- |
- |
- |
Заброска м/а ГАЗель |
3-4 |
15.07-16.07 |
2 км за м.Раз-наволок |
- |
- |
- |
стапель |
5 |
17.07 |
м.Раз-наволок – о.Сумостров |
26 |
- |
3,5 |
С-В,3/3/16С/765 |
6 |
18.07 |
о.Сумостров – о.Русский Кузов |
66 |
|
9 |
В,2-3/3/14С/767 |
7 |
19.07 |
о.Русский Кузов – о.Соловецкий |
41 |
3 |
8 |
Ю-В,Ю-З,3/3/ 16С/757 |
8-9 |
20.07-21.07 |
о.Соловецкий |
- |
- |
- |
Дневка |
10 |
22.07 |
о.Соловецкий – о.С.Студенец |
45 |
- |
8 |
Ю-В,4-5/3/20С/756 |
11 |
23.07 |
о.С.Студенец |
- |
- |
- |
Штормовая дневка |
12 |
24.07 |
о.С.Студенец – о.Сыроватка |
52 |
- |
10,5 |
В,2-3/2/21С/766 |
13 |
25.07 |
о.Сыроватка |
- |
- |
- |
Дневка |
14 |
26.07 |
о.Сыроватка – о.Олений |
28 |
- |
9 |
Ю-В,0-2/2/16С/762 |
15 |
27.07 |
о.Олений – о.Соностров |
69 |
- |
11,5 |
С-В,Ю-В,5/4-5/ 19С/761 |
16 |
28.07 |
о.Соностров – Луда Черемшиха |
24 |
- |
3 |
Ю-В,3/3/20С/758 |
17 |
29.07 |
Луда Черемшиха – о.Олений |
35 |
- |
10 |
В,С-В,0-3/3/ 21С/759,5 |
18 |
30.07 |
о.Олений |
- |
- |
- |
Дневка |
19 |
31.07 |
о.Олений – пос.Пулонга |
6 |
- |
3 |
З,0-2/2/20С/758 |
20-21 |
01.08-02.08 |
пос.Пулонга – г.Богородск |
- |
- |
- |
Выход с маршрута на м/а ГАЗель |
Итого: активным способом передвижений пройдено 392 км, из них на веслах – 3. Средняя скорость – 5,2 км/ч. Среднее расстояние в день – 39,2 км.
Обзорная карта маршрута
Дневник похода
Примечание:
1. Скорость ветра приведена в баллах шкалы Бофорта, кроме случаев замеров по анемометру (2 м. над уровнем земли), что указано в сноске – (анем.).
2. Оценка волнения моря проводилась по 9-бальной шкале, разработанной Всемирной Метеорологической организацией.
15.07.10 г. 2 км северо-восточнее м.Разнаволок (стапель)
Вчера (14.07.) на подъезде к Беломорску сделали остановку для осмотра петроглифов (группа «Старая Залавруга»). Для того, чтобы попасть на петроглифы надо остановиться перед плотиной. Влево по ходу движения идет тропа, по которой 10-15 мин. хода до экспозиции. Вход свободный, возможна экскурсия (100 р. с человека), палатка с экскурсоводом находится там же. Впечатления даже трудно передать словами…приезжайте, смотрите.
Группа рисунков «Бесовы следки» в настоящее время закрыта для посещения, но в следующем году, видимо, будет доступна. Встали на стоянку ночью, проехав около 2 км. по дороге за дачный пос.Разнаволок. Ориентир – большой деревянный крест на берегу. Место для стапеля идеальное – гладкие плоские плиты на берегу, небольшая осушка. Есть вода в болоте рядом за дорогой, цвета крепко заваренного чая, но без запаха. Вода есть и в поселке из приямков (желтоватая), но туда надо идти. Дров достаточно. С каменных плит на берегу неуверенно берет «Билайн», «Мегафон» работает. Весь день строимся. Погода пасмурная, давление 767, ветер С-В, 4,6 м/с (анем.), нежарко (15ºС). Творческий ужин в честь начала маршрута затянулся далеко за полночь.
16.07.10 г. 2 км северо-восточнее м.Разнаволок (стапель)
Подъем в 10-00. За ночь ощутимо похолодало (13ºС), давление 763, по-прежнему пасмурно, но без дождя, ветер усилился до 5 баллов, оставаясь С-В. Продолжаем строиться, настраиваем паруса. Для новой генуи установили бушприт. Отправили сообщение в МЧС о выходе на маршрут. К вечеру подъехали местные, расположились с палатками на ночь на мысе. Ведут себя вполне дружелюбно, интересуются судном, просят сфотографироваться на фоне парусов.
17.07.10 г. 2 км северо-восточнее м.Разнаволок – о.Сумостров
Проснулись в 9-30. Пасмурно, 16ºС, давление 765, ветер по-прежнему С-В. Ночью и утром подъезжали местные на машинах, к лагерю не подходили. Утром ещё одна компания расположилась в лесу неподалеку. Сегодня суббота, а место, видимо, популярное. Снова уточняем прогноз погоды – на завтра подтверждается изменение направления ветра. Решено сделать небольшую радиалку на юг, попробовать на воде катамаран и новый парус. Вышли в 12-30 по полной воде, ветер и волнение 3 балла. Бакштаг. На траверсе порта Беломорск пробуем новую геную – и величина и форма пуза соответствуют расчетным. Есть замечания к качеству швов, но это уже детали. Около 15 часов прошли о.Осинка, оставив его по левому борту. Идти дальше на юг смысла нет, доворачиваем западнее и встаем на плитах о.Сумостров. Вода и дрова есть. Неподалеку изба, людей не видно. Ужин, обсуждение первого дня, отбой пораньше, чтобы утром раньше выйти.
Команда | И еще команда | Капитан и рулевой |
18.07.10 г. о.Сумостров – о.Русский Кузов
Встали в 7-00. Давление 767, температура 14ºС, ветер изменился на В с строгом соответствии с полученным прогнозом, 2 балла. Вышли около 8-30. Бейдевинд, галфинд. Каменные гряды Парусницы обошли с востока. На траверзе м.Выг-наволок около 12-30. Решено попробовать дойти до Кузовов без остановок. В 14-00 ветер посвежел и отошел к Ю-В. Курс бакштаг. Волнение 3 балла. Прошли между островами Сеннуха и Б.Нохка-Луда. Оставили слева о.Белогузиха, стараясь держаться по карте и компасу на о.Русский Кузов. Встали на стоянку в 18-00 на южном берегу Русского Кузова со второй попытки, сначала попав в более мелководный восточный залив, а потом пройдя через небольшой сулой между Кузовом и о.Куричья Нилакса. На этом же месте мы делали дневку в 1999 году с подростками «Школы выживания» - продуваемый мыс на 3-4 палатки, рядом песчаный пляж, за мысом ручей с вполне приличной водой. Правда, такого обилия грибов, как в прошлый раз, когда чтобы поставить палатки надо было собрать лисички, не было. Грибов вообще за все время похода по карельским меркам было мало. Вечером на баркасе с мотором приплыл местный рыбак, рассказал, что палатка, которую мы видели на берегу восточной бухты – это туристы из Москвы, которых он же туда и привез и теперь организует их досуг (рыбалка, катание на острова). Он объяснил, что возможные попытки взимания денег за стоянку на Кузовах незаконны и всех «можно посылать», что он сам занимается извозом туристов и просил обращаться (может, кому-то пригодится: Калинин Евгений, 9215203664, от Кеми до Соловков – 6000 р. в один конец). Вечер, как обычно, затянулся допоздна.
19.07.10 г. о.Русский Кузов – о.Соловецкий
Встали в 11-00. Около часа ночи начался дождь, сопровождавшийся сильными порывами ветра, который закончился только к полудню. Атмосферное давление упало на 10 мм., на термометре 16ºС. Ветер Ю-В 3 балла. Вышли по отливу в 15-30. Долго маневрировали в проливе между о.Куричья Нилакса и Русским Кузовом против встречного ветра и, пройдя западнее о.Верхний, направились к о.Олешин для осмотра лабиринтов. Подошли к острову около 17 часов и причалили к каменным плитам за Западным мысом. Там уже стояли 2 «Ветра» Владимира Терехина (Подмосковье).
О.Олешин имеет 2 вершины, достаточно велик, а точное месторасположение лабиринтов нам было неизвестно. Поэтому потратили много времени на их поиск. Лабиринты (их два) находятся на юго-восточной вершине острова в окружении множества сейдов и лабиринтов-новоделов, выложенных туристами.
Лучше встать для осмотра лабиринтов на С-В стороне в седловине между вершинами. Решено приготовить ужин и поискать место для стоянки. Оказалось, что мест для разбивки лагеря почти нет (одно на южной и одно на северной стороне острова), седловина, казавшаяся сверху идеальным местом для постановки палаток, сильно подболочена. Много морошки, черники и голубики, есть грибы. Пока готовили ужин ветер стих, а потом и совсем пропал. «Ветры» решили вернуться на ночь на Немецкий Кузов. Возвращаться назад не хотелось, барометр спокоен, да и прогноз по ветру был благоприятный. Принято решение начать пересечение на веслах, не дожидаясь ветра. Около 23 часов вышли на веслах в штиль, неторопливо гребя в сторону Соловков, ориентируясь на белую точку церкви-маяка на Секирной горе. Приливное течение сносило нас к югу. В точке приблизительно 2 км. к югу и 1,5 км. к востоку от о.Олешин стали свидетелями интересного природного явления. На фоне зеркально гладкой поверхности моря справа и немного впереди катамарана появилось пятно ряби размерами около 50х150 метров, что было расценено нами как признак начинающегося ветра. Но и воздух, и море оставались неподвижны. В центре этого пятна из воды стали подниматься ряды стоячих валов (7-8), которые увеличивались в размерах и достигли 70 см. Мы вошли в зону ряби, легко пробили валы и продолжали двигаться в заданном направлении. Но пятно ряби постоянно увеличивалось и граница его оставалась недостижима. Справа и слева стали появляться водовороты от 10 до 20 метров в диаметре без центральной воронки. Мы старались идти между ними. Наконец, достигнув края ряби, вышли на спокойную воду и через 5 минут оказались «на берегу реки». Перед нами в направлении с севера на юг «текла река» с ясно различимым движением воды и четко видимым «берегом». Скорость течения была около 3 км/ч. Ширина течения была оценена нами в 250-300 метров. Мы вполне прочувствовали мощь движущейся воды, выполняя приемы входа и выхода из струи, хорошо знакомые нам по прежнему водному опыту. Противоположная граница течения также была четко очерчена. И тут «включили ветер». Ставим паруса и под 2-3 бальный Ю-З ветерок в бакштаг идем в сторону Соловков. С собой 20 литров хорошей питьевой воды, а как будет с водой на Соловках неизвестно. Поэтому решили пополнить запасы воды на Топах (как сказал местный рыбак: «говорят, что радиоактивная, но мы пьём – и ничего…»). Действительно, на о.Б.Топ рядом с маяком есть в скалах большой резервуар с пресной водой. Но на поверку вода оказалась тухлой и её пришлось вылить.
20.07.10 г. о.Соловецкий (дневка)
Около 5 утра подошли ко входу в монастырскую гавань, довернули к югу. Ветер стих, медленно ползём вдоль берега, любуясь видом монастыря в утренней дымке. В 6-00 причалили к одному из мысов: ровная площадка, лабиринт, деревянная эстрада в лесу. Усталость запредельная, решили хоть немного поспать прямо здесь, на берегу. Через 15 минут к нам подошла женщина, представившаяся сотрудником поселковой администрации, и в корректной (чрезвычайно корректной!) форме объяснила: 1. Мы находимся на территории поселения и это место – туристический объект («мыс лабиринтов» как потом оказалось), в 8 часов сюда приведут группу туристов, 2. Через 2 мыса южнее есть отличное место для стоянки («именно перед, а не за мысом») и « где вас никто не потревожит». Мы собрались и переехали по указанному адресу. Действительно, это удобная стоянка с песчаным пляжем, малой осушкой, пресной водой в озере и плавником. За мысом – «Переговорный Камень». Единственное неудобство – далековато от монастыря (25-30 мин. по дороге). Жаль, что я не знаю имени этой женщины из администрации поселка Соловецкий, чтобы на страницах отчета выразить ей нашу благодарность, ибо общение с ней оказалось редким светлым пятном за время пребывания на Соловках. К 8-30 после легкого завтрака консервами лагерь уже спал, а мы с Андреем Приписновым отправились в администрацию Соловецкого заповедника. Дело в том, что за 2 недели до похода на имя директора заповедника было направлено письмо от издательского дома «Биржа+» с просьбой разрешить посещение памятников Соловецкого архипелага их корреспонденту, по поводу чего выдано редакционное задание на подготовку серии репортажей. И это – чистая правда. И журналист (А.Приписнов), и соответствующие документы были у нас в наличии. Предварительная договоренность по телефону также была достигнута. Андрей отправился в администрацию заповедника, а я пошел побродить по монастырю. За прошедшие 4 года Соловки изменились: больше стало организованных тур. групп и просто людей, приезжающих пожить на Соловках, ряд мест в монастыре теперь закрыты для свободного входа или открыты платные экспозиции. В поселке появились магазины и магазинчики, открылся музей ГУЛАГа, морской музей (бесплатный и весьма интересный). В общем, турбизнес набирает обороты, что в наше время закономерно. И уже чувствуется привкус кича, что печально. Через полтора часа вышел Андрей – подписан договор о сотрудничестве, но разрешение на посещение Анзера и Заяцкого острова дает только директор – надо ждать. Мы вернулись в лагерь и отправили остальную часть экипажа на осмотр достопримечательностей. Около 13 часов подошли «Ветры» В.Терехина и встали лагерем рядом с нами, а к вечеру в лагуне причалил тримаран из Подмосковья (Геннадий). Общаемся, обсуждаем особенности лодок. Вернулись из поселка ребята: обмен впечатлениями, ужин, сон.
21.07.10 г. о.Соловецкий (дневка)
День, посвященный знакомству с Соловками. Берем лодки (200 р/час) и гребем по каналам. Потом ботанический сад (60 р. с человека), монастырь, музеи. Мы с Андреем дважды заходим в администрацию заповедника, потом созваниваемся (нормально работает МТС и Мегафон) – решение вопроса переносится на завтра. Вечером место ушедшего тримарана занимают 2 «Альбатроса» из Одинцово(Александр Елин) – еще общение. Вечерняя помывка в озере за дорогой, ужин, сон.
22.07.10 г. о.Соловецкий – о.Северный Студенец
Подъем в 8-00. В 9-00, 9-30, 10-00 переговоры с администрацией заповедника по телефону. Пришел Владимир Терехин и сообщил полученный прогноз на завтра – ветер с запада до 10м/с и выше. Они уходят. Завтракаем, ещё звонки в заповедник. В 12-00 получен отказ в допуске на острова. Маршрут вокруг Соловков становится бессмысленным и, более того, психотравмирующим. Идти на Заяцкий и Анзер «внаглую», после того как «нарисовались» в заповеднике, тоже не стоит. Настроение подавленное, отдельные высказывания отдельных членов экипажа, содержащие призывы экстремистского плана, опускаю. Решено двигаться на север. Вышли в 15-10, давл.756, ветер Ю-В 4 балла (временами до 5), волнение 3 балла. Курс галфинд, скорость до 9 км/ч (GPS). Примерно на середине расстояния до Топов впервые увидели белуху, её белоснежная спина всегда легко различима даже на фоне белых гребней волн. Потом белухи нам встречались практически ежедневно. В 17-30 на траверзе Топов довернули на запад, затем не доходя Кузовов – в направлении о.Ю.Ромбак. Пришли на Ю.Ромбак в 21-00.
Из разговора со служителем маяка узнали, что только что объявлено штормовое предупреждение в ночь на завтра и, что маяк начнет работать с 28.07. Двинулись в направлении о.С.Студенец и в 24-00 встали на стоянку в удобной бухте на северной оконечности острова. Здесь несколько защищенных от ветра небольших бухт, в одной из которых в 2000 году мы штормовали в течение 3 дней. Тут обилие плавника, наверху под скалой большая ванна с пресной водой, а в глубине острова пресноводное озеро. Связи здесь нет (и не будет до района Чупы). Ветер стих. Затащили катамаран повыше на плоскую скалу, сняли паруса и приспустили воздух из гондол, закрепили чалку, разбили лагерь и легли спать.
23.07.10 г. о.Северный Студенец (штормовая дневка)
В 8-00 пошел дождь. Атм.давление 759 мм (весь день оставалось без изменений). Западный ветер, начавшийся ночью, к 9-00 посвежел до 12м/с (анем.), к 11-00 усилился до 13,6м/с (анем.). Две палатки, стоявших на краю берега, пришлось переставить за скалы. Сидим, ждем погоды, пытаемся рыбачить (в 2000 году со скалы на подветренной стороне на обычную блесну я поймал самую крупную в своей практике треску). К 20-00 ветер несколько стих, похолодало (температура 13ºС). День без пользы не прошел – поймать ничего не удалось, зато наварили варенья из морошки и черники.
24.07.10 г. о.Северный Студенец – о.Сыроватка
Встали в 8-00. Ветер С-З слабый, ясно. Осмотр катамарана, набивка прослабленных вантов. Вышли около 12-00. Ветер В, тихий 1-2 балла, давление 766, тепло (21ºС). В 14-30 прошли о.Чернецкий, ветер немного усилился, скорость временами до 6км/ч (GPS), бакштаг. Встали на перекус в 17-30 на м.Поньгоманаволок. Через полчаса сюда же подошла группа ребят из Москвы на катамаране с мотором. Они ходили по р.Поньгома и теперь направляются на Соловки. Напоили чаем, пообщались. В 19-00 пошли дальше. Бейдевинд, потом бакштаг. Ветер слабый. Ближе к полуночи стали искать место для стоянки. Нашли удобную площадку рядом с рыбацкой избой на о.Сыроватка – небольшая осушка, пологие плиты уходящие в воду, рядом есть болотце с пресной водой (к нему ведет тропа от избы), много плавника. В избе никого нет, хотя рядом поставлены сети. Разбили лагерь в 24-00.
25.07.10 г. о.Сыроватка (дневка)
Подъем в 10-30. Пасмурно, давление 767,5, температура 15ºС. Ветер с С-В едва ощутим, «встречный штиль». Дневка, баня. В 14-00 ветер усилился сначала до 4,6, а потом до 6,1м/с (анем.), оставаясь С-В. В 20-00 с З-Ю-З появился грозовой фронт, смещавшийся на С-В навстречу ветру. В 21-00 началась гроза, сопровождавшаяся частыми разрядами молний. Всю ночь дождь зарядами на фоне резкого усиления ветра с С-В, вся поверхность моря в «барашках». Ночью катамаран занесли на скалы, надежно раскрепив швартовыми к береговым камням.
26.07.10 г. о.Сыроватка – о.Олений
К 6 утра дождь закончился, ветер поменялся на Ю-Ю-В, слабый. Давление 762, ясно, температура 16ºС. Вышли в 12-00, ветер Ю-В слабый. Курс галфинд, бейдевинд, максимальная скорость 7,1км/ч(GPS). Около 13-00 ветер стих, штиль. Загораем, ловим треску на джиголовку (3 штуки таки поймали). Через полтора часа «дали ветер» и в 18-00 мы подошли к островам Робъяки. Здесь расположены менгиры – каменные обтесанные плиты. Осмотрев о.М.Робъяк, и ничего похожего на нем не обнаружив, перебрались на большой остров. Оставив часть экипажа готовить перекус, отправились на поиски. На этом острове много камней правильной геометрической формы, кажется, несущих на себе следы обработки человеком: кубы, «древняя кладка» из плит, «фундамент» огромного зала, торчащие из земли наклонные плиты. Менгиров всего 2 – прямоугольники высотой около метра, установленные на южной стороне седловины между вершинами.
Осмотр, фото, перекус и дальше. Вышли в 20-00, ветер слабый, бейдевинд. С трудом обошли острова Супротивные и с третьей попытки встали на более-менее приемлемый мыс на восточном берегу о.Олений в 23-00. Стоянка заболочена, большая осушка ( 2 предыдущих места, которые мы посмотрели, были ещё хуже). Но надо было куда-то вставать, т.к. с запада медленно надвигался грозовой фронт, на глазах потемнело. Мы успели поставить палатки и разразилась сильная гроза. Из-за большой осушки не смогли вытащить катамаран на берег, нарастили швартовы до скал на берегу и по приливу подтягивали лодку к берегу.
27.07.10 г. о.Олений – о.Соностров
Подъем в 6-30. Дождь кончился под утро. Пасмурно, давление 761, ветер С-В, 2 балла. Вышли по начавшемуся отливу в 8-30. Острым бейдевиндом обогнули Бережные Лахлуды и повернули на север. За о.Олений на скалах судно похожее на сейнер, по внешнему виду, оказавшееся здесь недавно. Ветер отошел к В, затем к Ю-В, постепенно усиливаясь. Волнение, в момент выхода 3 балла, также постоянно нарастало. В 16-15 прошли траверз м.Кирбей-наволок, ветер ещё отошел на Ю, посвежел до 5 баллов и стал попутным, разогнав волну до 2 метров. За Кирбей-наволоком характер берегов изменился, унылое однообразие зеленой полосы болотистой суши осталось за кормой. Появились скальные выходы, берег высокий, в распадках между мысами избы рыбаков, множество хороших мест для стоянок. Ветер не стихал, высота волн выросла до 2,5 метров (когда я делал эту запись в дневнике, команда дружно возмутилась: «до трёх – не меньше!»), однако истинных обрушений гребней не было. На траверзе мыса Кивиканда, идя в фордевинд на попутной волне, нами была достигнута скорость 12,5км/ч (GPS), что для нашего «походника» (а никак не «гонщика»), да ещё и перегруженного, совсем неплохо. Может быть, мы смогли бы улучшить это достижение, но быстро надвигавшийся грозовой фронт заставил нас встать в лагуне за мысом Девичий. Грозу встретили на берегу под тентом, наблюдая, как молнии прошивают море в том месте, где мы сейчас должны были находиться. Через 1,5 часа снова вышли на волну. В 21-30 встали на стоянку в бухте со стороны материка за южным мысом о.Соностров. Живописная стоянка в соснах на живописном острове с собственным песчаным пляжем, малой осушкой, достаточным количеством воды в скалах, стала достойным вознаграждением за труды нелегкого дня. Единственный недостаток – напряг с дровами. Вечером и в ночь ещё 2 грозовых фронта с запада, дождь.
28.07.10 г. о.Соностров – о.Луда Черемшиха
Подъем в 11-00. Ясно, давление 758, ветер Ю-В, слабый. Осмотр красот о.Соностров, фотосессия. Рядом с лагерем небольшой каменный холм («куча») и остатки сложенного из камней вала, да и ведущая к ним каменная «дорога», видимо, имеет искусственное происхождение. Напротив на материке мидийная ферма, но и здесь, на острове, по отливу на водорослях много мидий выдающихся размеров. Значит, на обед плов из мидий. Безуспешно ищем связь – «Мегафона» нет. Купание и помывка в море на пляже. Вышли с Сонострова в 18-15, ветер 3 балла, попутный, волнение 3 балла. Неторопливо движемся в фордевинд, любуясь проплывающими пейзажами. Множество хороших стоянок, на многих – палатки. «Населенность» этих мест весьма высока. Через 3 часа пришли на Луду Черемшиха и встали на стоянку на С-З стороне острова. Здесь много стоянок, рядом на камнях 2 «Норда» группы из Москвы. Вообще, за время маршрута нам встречались только паруса из Москвы или Подмосковья. Общаясь узнали, что только 23 июля отсюда снялся большой лагерь дайверов. Ставим лагерь, готовим ужин (и плавника, и воды в скалах более чем достаточно). Москвичи любезно приглашают посетить баню, поставленную на мысе чуть дальше. Нет слов, чтобы выразить нашу благодарность Александру Фитисову, Андрею Малахову, всей группе и за баню, и за интереснейшее общение до утра. Спасибо, друзья!
29.07.10 г. о.Луда Черемшиха – о.Олений
Проснулись около 11 утра. Ясно, солнечно, 21ºС, давление 759,5. Ищем связь. «Мегафон» - только SOS, говорят, что с какой-то точки берет «МТС», но такой симки у нас нет. Прямо со скал на блесну берет треска, пока собирались успели поймать пару штук. Вышли в 15-00. Попутный штиль. Тихо дрейфуем в пролив у о.Кишкин, загораем, снимаем пейзажи. Места красивейшие – отвесные, изрезанные ветрами скалы, сосны. На стоянках много групп на байдарках и надувных лодках с моторами. Весьма удачно рыбачим в два спиннинга, треска активно хватает наши виброхвосты, мешок уже кажется подходящей тарой для такой добычи. В 17-00 задул слабый С-В ветер. Бейдевинд. На небольшом острове в створе входа в Чупскую губу находим устойчивый «Мегафон» - в Нижегородской области горят леса, объявлено Чрезвычайное положение, повсеместно ограничение по подаче воды, руководителям рекомендовано прервать отпуска. Короткий консилиум с командой – вызываем машину в Чупу. Снова идём бейдевиндом на север. В 20-00 встали на западном мысе о.Красный (островок к востоку от м.Красная Луда). Остров небольшой, без леса, но с низкими кустами вполне зрелой красной смородины, в отлив соединяется осушкой с мысом. При подходе на острове заметили красную табличку – «Государственный заказник «Полярный Круг». Территория Кандалакшского государственного заповедника начинается дальше через пролив с о.Кемлудский. Лабиринт находится на восточной оконечности острова, полной сохранности.
Осмотр, фото и в 20-30 выходим в сторону Чупы. Ветер посвежел, С-В, до 3 баллов, волнение 2-3 балла. Курс бакштаг на мыс Картеш, затем довернули в Чупскую губу. На о.Олений стоянки на мысах заняты другими группами, поэтому встали на небольшом острове за о.Олений около 24-00. Кроме нас на островке стоят ещё 2 группы. Воды нет, дров тоже. Приготовили ужин на воде из канистр, но завтра воду надо будет искать.
30.07.10 г. о.Олений (дневка)
Подъем в 10-30. Дневка в ожидании машины. Пока готовится завтрак, на парусах вышли за водой в пос. Рудника им. Чкалова, находящийся в 1,5 км от острова. Питьевая вода в поселке привозная, но есть ручей с вполне приличной водой ( в центре поселка поворот на дорогу к лесу, 150-200 метров, второй по ходу ручей из трубы под дорогой) – не вполне трезвый завхоз ресторана предлагал доставить нас сюда за 500 р. Наполнили емкости, на обратном пути скупили оптом весь хлеб в магазине (0,5 буханки ржаного, 2 батона и 2 булки к чаю), выпросив из-под полы 5 пачек сигарет, которые здесь продают на сданную ягоду. Поселок произвел удручающее впечатление заброшенностью и обилием нетрезвых жителей. Обратно галсами по слабому встречному ветру. На островке берёт «Мегафон» и неуверенно «Билайн», общение с родными и близкими. Несмотря на большую посещаемость, на острове много черники – заготовили и вживую и в виде варения. Сушим одежду и спальники. По традиции в последний вечер посиделки у костра под жареную треску, обсуждение удач и неудач похода.
31.07.10 г. о.Олений – п.Пулонга
Встали в 9-00. Ясно, штиль, температура 20ºС. Неторопливо собираемся. Вышли на связь с водителем – машина будет в Пулонге около 20-00. Вышли в 13-00 по слабому встречному ветру, периодически уворачиваясь от сейнеров, моторок и плотов с группами организованных туристов. Любопытная нерпа как бы прощаясь выныривает у катамарана. Около 16 часов встали на площадке у пирса. Группа приступает к разборке судна, а я отправился ставить печать в маршрутке. В местном магазине печати нет, а на турбазе («коттедж») нет на месте начальника. Зато рядом есть родник с ледяной чистой водой – наливаем емкости в дорогу. Рядом с нами разбирает байдарки группа из Воронежа, тоже ищут печать. Периодически по очереди ходим на турбазу, но до отъезда начальство так и не появилось. Около 20-30 приехала «Газель», грузимся. Поехали. По ходу делаем снимки дорожных указателей «Пулонга» и «Чупа». Печать в маршрутку удалось поставить только на ближайшей АЗС, но там уже - «Лоухи».
PS. Я стоял на берегу и смотрел на пляшущий на волнах бакен…
Эту стоянку на озере Плотичное заметил с трассы водитель приехавшей за нами ГАЗели. На таком ветру как в горне горело всё: и куски досок, и срубленная кем-то зеленая сосна, и сырая коряга с берега. Нам никак не удавалось выложить очаг, чтобы направить языки пламени на котлы…
Подошел Андрей:
- Ветер, пожалуй, все 5 баллов.
– Пожалуй.
– Отлив ещё не начался?
Я смотрел на озеро и бакен…Следующий отлив начнется только через год.
Морские карты
Обзорная карта маршрута | Онежский залив | Юг Кандалакшского залива | Поньгома |
Материальное обеспечение похода
Разборный туристский парусный катамаран 07-98 ГП
Длина – 6 м
Ширина по габаритам – 3 м
Высота мачты – 7 м
Грот – 10 кв.м
Стаксель – 2,3 кв.м
Генуя – 3,6 кв.м
Диаметр поплавков (по миделю) – 0.61 м
Осадка – 0,25 м
Осадка со швертом – 1,1 м
Навигационное, картографическое и специальное оборудование
Набор морских карт 1:200 000
Лоция Белого моря
Компас (2)
GPS навигатор Garmin ETREX (2)
График приливов и отливов (по точке «Кемь»)
Барометр анероид (лабораторный)
Анемометр чашечный У5
Термометр
Подзорная труба Scout 20х50
Аварийно-спасательное снаряжение
Спасательные жилеты на каждого члена экипажа (они же коврики в палатку)
Страховочный конец (3 м) с карабином на каждого члена экипажа
Бросательный спасательный конец (30 м) в чехле – 1
Фальшфееры красного света – 2
Аккумуляторный фонарь-фара – 1
Групповое снаряжение
Палатки – 3
Ремонтный набор – 1
Медицинская аптечка – 1
Помпы – 2
Весла – 4
Таган – 1
Набор котлов – 1
Газовая горелка с баллоном – 1
Топор – 2
Пила - 1
Тент – 1
Ёмкости для пресной воды на 45 л
Прогноз погоды
В зоне покрытия оператором сотовой связи «Мегафон» 2-3 раза в день получали трехдневный прогноз с wap.pogoda.mail.ru/ и wap.gismeteo.ru/. В течение всего маршрута отслеживали тенденции колебаний атмосферного давления по барометру (цена деления 0,5 мм. рт.ст.).
Комплект личного снаряжения стандартный, как и содержимое мед. аптечки и ремнабора. Меню-раскладка также не имела каких-либо особенностей. Публикация в отчете этих разделов не добавляет ничего нового, чтобы не было известно любому походнику.
Выводы
1. За время похода не произошло ни одной существенной поломки, что свидетельствует о надежности катамарана. Однако, выявился список необходимых доработок: а) надо увеличить парусность. б) необходимо изменить систему крепления вантов к раме для облегчения набивки стоячего такелажа, установить фиксаторы руля в рабочем и поднятом положении, укрепить палубу дополнительными кевларовыми лентами и продлить палубу на зону переднего треугольника, установить удобное посадочное место для рулевого, поменять временный бушприт на постоянный и, наконец, с гальюном надо что-то решать.
2. Введение в спортивный маршрут элементов историко-археологической экспедиции несомненно украсило поход, добавило новых смыслов. Древняя цивилизация Беломорья оставила после себя множество памятников, широко разбросанных по островам и побережью Белого моря, что позволяет включать их посещение в план практически любого маршрута. Выбранный нами маршрут, конечно, не идеален, да и осуществить намеченное полностью нам не удалось, но и то, что удалось увидеть, оставило неизгладимые впечатления. Кроме того, маршрут проходил по красивейшим местам Кузовов и островов Чупской губы, посетить которые рекомендуем всем, кто планирует поход по Белому морю.
3. Отдельно о Соловках. 19.11.2009 г. директором заповедника назначен наместник монастыря архимандрит Порфирий (В.В.Шутов). Назначение директором Соловецкого заповедника представителя церкви приведет к ужесточению режима посещения Соловков, с чем мы уже столкнулись. Не представляю, что надо сделать, чтобы получить официальное разрешение на посещение островов (особенно Анзера) на катамаране. Остается два варианта: на катере с группой паломников (ходит на Анзер через день, но религиозная составляющая нас в этом году не интересовала) или на свой страх и риск без всяких согласований. Не удивлюсь, если через пару-тройку лет придти под парусом и разбить лагерь на Соловках уже не получится.
В присоединенном файле текст отчета в формате .docx
redaktor 19.03.2011 20:42:03 |
0
+0
-0
|
||
Михаил Георгиевич, будет время, расскажите, пожалуйста, если знаете, об истории парусного туризма в нашей области! Мне ничего не известно... |