Рыбалка в Эвенкии
Ни для кого не секрет, что в России уже давно сформировался особый биологический отряд или вид рыбаков «Hucho Fisherman», что означает «Рыбак – Таймешатник». Численность его невелика, может быть несколько сот человек на страну, но фанатизм их и преданность любимому делу не имеет границ. Какой бы интересной и увлекательной ни была бы рыбалка окуня, щуки, жереха, сома и прочих рыб, таймешатника тянет в далекую Сибирь, туда, где ждет его очередная рыбацкая легенда.
Как часто на рыболовных выставках мне приходилось видеть их горящие глаза и вздрагивающие руки, когда они рассказывали о том, как на такой-то реке сошел (порвал шнур, разогнул тройник…и т.п.) таймень ну точно два метра длиной и весом килограмм как минимум на 70, и какого тайменя они вытащили в таком-то году, обещают выслать фото, но что-то никак, видать почта плохо работает… Представители отряда, как подрастающие таймени, сбиваются в группки, о чем-то таинственно шушукаются, обсуждают пройденные реки и пойманные экземпляры, намечают маршруты на следующий сезон. Потом долго переписываются по интернету, ревностно следят за успехами представителей друзей-конкурентов из соседнего клана (группы).
Факт налицо – есть такое явление, и бороться с ним ни к чему, надо просто направить их фанатизм в нужное русло и дать им возможность попасть туда, где сбудутся их мечты…
Одним из самых благодатных районов для таймешатников бесспорно является Эвенкия, занимающая огромную территорию на севере Красноярского края. Один взгляд на карту показывает множество «тайменесодержащих» рек и практически полное отсутствие населенных пунктов. Здесь много притоков Нижней Тунгуски, богатых тайменем, и притоки Котуя, где по преданиям в 1943 году был пойман таймень весом 104 кг.
В Эвенкии мы уже были в 1998 году на реке Ерачимо, притоке Нижней Тунгуски, и хорошо помним ямы, полные тайменем. Тогда с погодой нам не повезло, все две недели сплава стояла необычная для Эвенкии жара, и вода прогрелась до курортной температуры 21°. Таймень, спасаясь от такого "кипятка", собрался в устьях холодных ручьев и стоял там плечо к плечу по 10-15 штук на небольшую ямку.
В 2001 году с группой любителей адреналина и рыбалки из Минска было пройдено верхнее течение реки Мойеро – главного притока Котуя. И того, и другого хватило на всех. Как водится, попали в большую воду и проходили пятерочные пороги и каньоны верхнего Мойеро при экстремально большом расходе воды порядка 600 кубов в секунду. Водопадный каньон с тремя ревущими сливами пришлось обнести по звериным тропам. Обнос шестой категории сложности – назвали его участники. Однако рыбалка удалась – на далекой и труднодоступной Мойеро таймень резвился вовсю, зачастую опровергая имеющиеся у нас стереотипы и задавая рыбакам головоломки. То его нет в казалось бы уловистом месте на выходе порога с глубокой ямой и великолепным плесом, то с десяток особей в 10-15 кг собираются в устье небольшого и ничем не примечательного притока с такой же температурой воды, как и в основной реке. То вдруг красавец на 24,5 кг неожиданно выныривает из 2-х метрового ручейка, устье которого только что тщательно прокидали в 4 спиннинга…
Долгие раздумья над картой привели к интересному варианту: использовать реку Мойеро, как уже проверенный и надежный вариант сплава и рыбалки, и добавить к нему приток Мойерокан, в устье которого в 2001 году мы с огромным удовольствием отдыхали и рыбачили. По карте Мойерокан смотрится вполне достойной речкой с расходом кубов на 50-60, достаточным для сплава на рафтах. Есть там пороги или нет, узнать не удалось, так как материалов и лоций по Мойерокану нигде не нет. Нашли только в интернете статью туриста-одиночки Сергея Карпухина, как он поднимался по Мойерокану на байдарке, но полезной информации о том, есть там пороги и какой там таймень, не получили.
Итак, в середине августа 2002 года МИ-8 стартовал из столицы Эвенкии города Тура и взял курс на север. На борту шесть рыбаков из Беларуси и Украины, два гида (в том числе автор этих строк) из Нижегородской фирмы приключенческого туризма «Команда Горький», сплавное и лагерное снаряжение, еда, снасти. В сторонке тихонько позвякивает ящик с ГСМ внутреннего употребления. Лететь далеко и дорого, основная часть сметы экспедиции уходит на вертолет - от Туры до предполагаемого места начала сплава 420 км, до планируемого места окончания 500 км – почти предел дальности вертолета без дозаправки. Общего летного времени на нашу доставку требуется около 10 часов, а стоимость летного часа в туринском авиаотряде давно превысила тысячу долларов. Но это не останавливает настоящих фанатов – таймешатников, готовых вынести любые тяготы и лишения ради встречи с тайменем.
Пересекаем Северный полярный круг, и через полчаса лету оказываемся в устье Мойерокана на Мойеро. Здесь для нас начинается «Терра Инкогнита» - неизведанная территория. Перехожу в кабину пилотов, прошу их лететь вдоль долины Мойерокана и внимательно отслеживаю речное русло и все препятствия. Недалеко от устья вижу небольшой порог примерно 3 категории сложности, есть проходы, достаточные для рафтов, 5 км выше еще несколько несложных порогов. Река течет в красивых скальных стенках, похожих на старинные замки с причудливыми башенками, на одном из поворотов из реки с брызгами выскакивает огромный лось и высоко вскидывая задние ноги удаляется в тайгу. В 40 км от устья в Мойерокан впадает полноводный приток Хунгтукун, выше него воды в Мойерокане уже мало. Решаем начать наш сплав отсюда, от отметки 341 м над уровнем моря. Приземляемся прямо в устье, на мелкую галечную отмель. Экипаж вертолета сразу устремляется к реке со спиннингами, но безуспешно – видимо шум тяжелой машины разогнал всю рыбу. Летчики улетают, а мы оказываемся один на один с рекой и глухой тайгой. На косе следы лосей и медведя. Поставили палаточный лагерь, отметили как полагается прибытие на место и вышли к реке, оснащенные современными снастями. В арсенале рыбаков высокомодульные карбоновые удилища длиной 9 и 10 футов Сейдж, Лумис, Дайва. Катушки а основном Шимано, шнуры – Файерлайн 0,25-0,35. Блесны – колебалки Тоби 20-40 грамм, вращалки Меппс № 3-5, в большом количестве Блю Фоксы разных расцветок.
Через 15 минут есть поклевка на классическом тайменном месте в слиянии двух рек. Тайменя тащат медленно и аккуратно, первым рывком от смотал метров 50 шнура и встал на сильной струе внизу по течению. 20 минут работы удилищем и катушкой преодолевают энергичное сопротивление рыбы и течения, и вот первый красавец на 7,5 кг подведен к берегу. Бережно приподнимаем его из воды, фотографируем и отпускаем. Таймень должен жить, по отношению к нему мы строго соблюдаем правило спортивной рыбалки: поймал – сфотографировал – отпустил. Для еды в Сибири нет проблем поймать хариуса, ленка или щуку, а сибирский таймень наряду с семгой Кольского являются нашим российским достоянием, и мы обязаны сохранить их для подрастающих поколений.
Александр, самый упорный из рыбаков, как залез по грудь в воду, так и на вылезал из нее часа полтора, делая заброс за забросом. Его терпение увенчалось успехом - второй таймень на 5 кг взял уже в сумерках, когда группа сидела у костра, наслаждаясь ухой из только что пойманного хариуса. Итак счет открыт: два таймешка - неплохой результат для первого вечера на незнакомой реке.
Два дня мы сплавляемся на рафтах по Мойерокану. Никуда не спешим, течение 4-5 км в час само несет нас мимо удивительных по красоте стенок, с причудливыми башенками, столбами и фигурами странных животных. Эта безудержная фантазия природы – продукт эрозии мягкой известняковой породы, из которой сложены стенки речного каньона. Стенки частенько прорезаются горными ручьями с чистой, как хрусталь, водой. Каждое устье – предмет рыбалки, здесь обычно стоят несколько тайменей – ждут, что принесет сверху ручей. Тактика ловли в устье следующая – первый экипаж тихонечко причаливает метров за 50 выше устья по течению, рыбаки, стараясь не шуметь, подходят к устью и аккуратно выполняют забросы. Первые забросы выполняются выше устья по течению – если таймень берет блесну, его уводят выше от устья, чтобы не пугать остальных. Далее пробуется само устье. Сначала короткими забросами, дальше по нарастающей. В это время второй экипаж по большой дуге обходит устье, пробрасывает нижнюю часть струи и уходит к следующему притоку. Здесь уже он будет первым номером. Опыт показывает, что самый шустрый и голодный таймень стоит близко к устью, а самый крупный в конце струи от ручья. Здесь же в районе устьев наблюдалась и повышенная концентрация великолепного килограммового сига, что также привлекает тайменя. Каждый ручей дарил нам по 2-3-4 тайменя от 3-х до 12 кг.
Но не только рыбой богаты здешние места. В ольховом кустарнике вдоль ручьев тихонько посвистывают куропатки, а в прибрежных кустах вдоль Мойерокана частенько прячутся гуси. Дважды мы поднимали стаи по 15-20 великолепных серых, с белым брюшком, красавцев. Сюда они прилетают с далеких югов, чтобы дать начало новой жизни. Охотничий сезон на пернатую дичь в Эвенкии начинается с 15 августа, что совпало со сроками нашего путешествия, и пара из них с яблоками стала украшением нашего стола.
Километров за 5 до устья Мойерокана проходим несколько порожков, после них русло расширяется, встречаются заросшие травой заливы – царство щуки. Оснащаем наши снасти металлическими поводками, делаем контрольные забросы. Так и есть - из-под крупных валунов ниже порога выскакивают желтоспинные красавицы по 3-4 кг. Блесна атакуется мгновенно, бороться со щукой на струе – истинное наслаждение. Щуки горных рек обладают высокими бойцовскими качествами и очень вкусным мясом, которое совершенно не пахнет болотом, в отличие от щук европейской части, живущих в стоячей воде.
Проходим последний поворот Мойерокана, и перед нами разворачивается панорама широкой долины Мойеро, окаймленной туманными сопками. Устье большой реки – всегда очень интересное для рыбалки место, а Мойерокана особенно. Его русло перед впадением в Мойеро делится на две протоки большим островом так, что получается две характерных сбойки разных струй. В обоих местах должен быть таймень. Также хороша яма глубиной метров 6 в 500 м выше по Мойерокану. Ниже устья на 2-3 км по Мойеро великолепные плесы, где обычно гуляет крупный таймень, контролируя все, что приносит в Мойеро быстрое течение Мойерокана. Ставим лагерь на самой стрелке так, чтобы было удобно ходить на рыбалку во все это места. Первые забросы в Мойеро несколько обескураживают – ловится всего 3 небольших таймешка, для большой реки это не очень хороший результат. Рыбалка же в яме Мойерокана приносит двух красавцев по 9 и 11 кг. В чем же причина такого положения дел? Истину прояснил термометр, опущенный в воду обоих рек. Вода в Мойерокане оказалась с температурой +12°С, в Мойеро +15,5°С. Видимо таймень поднялся в более прохладную воду Мойерокана, и искать его надо там. Так и делаем, на следующий день устраиваем дневку, и пока гиды готовят баню, рыбаки уходят на целый день вверх по Мойерокану рыбачить.
Походная баня – отдельная тема для разговора. Пилим 7 двухметровых бревен из сухой лиственницы, укладываем их в два ряда – 4 снизу, 3 сверху, – получается костер типа «нодья». Сверху и с боков бревен укладываются камни. Камни должны греться на костре часа 3. К вечеру все готово – камни нагреты докрасна, рядом смонтирована банная палатка. Рыбаки - усталые, но довольные, - пришли с рыбалки. В активе 5 тайменей от 5 до 9 кг – неплохой результат. Первая четверка раздевается буквально на ходу и залезает в банную палатку. Раскаленные камни вносятся в палатку, поливаются водой, и через секунду из бани вырываются клубы горячего пара и раздаются восторженные крики блаженствующих людей. После парной и купания в реке народ принимает горячий душ. Процесс завершают традиционные после бани 100 грамм и праздничный ужин, приготовленный из даров природы – уха, жаренная рыба, грибы. В общем, пока жизнь удалась, Мойерокан оставил о себе очень хорошее впечатление - и своей красотой, и рыбалкой. Впереди нас ждет Мойеро.
Мойеро встретила нас широкими плесами и еще более красивыми скальными стенками. В прошлом году на плесах Мойеро редко, но уверенно брал хороший таймень, сейчас же часто и уверенно берет крупный, до 1,5 кг, сиг. Таймень, как обычно, проявился в устьях боковых ручьев. Практически в каждом крупном притоке стоят 2-3 тайменя, каждый от 5 до 10 кг. Два дня сплавляемся по спокойному течению Мойеро и подходим к каскаду из семи Ирбуклинских порогов. Два из них вливают в нашу кровь изрядную порцию адреналина и большую порцию брызг в лицо. В ямах ниже порогов таймень есть, но видимо из-за высокой температуры воды он не очень активен. Удается поймать всего двух по 8-9 кг.
Далее продолжаем сплав по спокойным участкам Мойеро до крупного левого притока Делингне. Здесь, на широкой галечной косе – отличной посадочной полосе для вертолета, намечено окончание маршрута. Устье Делингне приносит нам последний подарок - тайменя на 18 кг. Тащим его бережно и осторожно, преодолевая сильное сопротивление и его, и мощного течения. Групповой снимок с тайменем ставит последнюю точку экспедиции, к вечеру из Туры прилетает вертолет, летчики ночуют с нами, чтобы рано утром вылететь обратно и успеть доставить нас к самолету на Красноярск.
Последнюю возможность порыбачить в Эвенкии подарил нам случай. Утром вертолет погрузил нас на борт, легко поднялся над окрестными сопками и взял курс на столицу Эвенкии – Туру. Лопасти с высоким свистом рассекали воздух, под нами проплывали голубые сопки, и мы уже прощались с местной природой. Однако, когда до Туры оставались около 200 км, штурман вышел из кабинки и сказал, что Тура не дает посадки – видимость в аэропорту 50 метров из-за дыма. В соседней Якутии горят леса, и дым от пожаров восточным ветром принесло к Туре. Придется сесть и ждать, когда дадут добро… Как же так, забеспокоились мы – у нас сегодня по графику рейс из Туры в Красноярск, и если мы к нему опоздаем – опоздаем и к рейсу Красноярск-Москва… "Не волнуйтесь," – сказали летчики, - "Аэропорт Туры закрыт для всех самолетов – значит и рейс из Красноярска не сядет до тех пор, пока не откроется Туринский аэропорт. Зато сейчас мы будем в таком рыбном месте, что вам и не снилось". "Ну это вряд ли", - засомневались наши рыбаки, имеющие в своем багаже опыт рыбалки во многих местах во всем мире. - "Удивить нас чем-то очень трудно".
Однако вертолет наш приземлился на берегу озера Воеволи в 190 км на северо-северо восток от Туры. Из озера вытекает одноименная река – приток Котуя. На озере стоит охотничья избушка, которую вертолетчики иногда используют для своих ночевок. Собрать спиннинги – минутное дело, оснастили их каждый по своему, кто-то поставил серебристый Тоби в 28 грамм, кто-то зеленый Меппс № 3, кто-то большой красный Блю Фокс. Я, чтобы не повторяться, оснастил спиннинг своей последней мышкой длиной 8 см. Вышли на берег озера, встали с интервалом в 20 метров, и после первого же заброса началось такое, что нам действительно и не снилось. Озеро буквально кишело щукой и окунем. Щуки по 3-6 кг молниеносно атаковали наши блесны, зачастую не давая им опуститься хотя бы на полметра в воду. Поклевки обычно следовали через 3-4 оборота катушки, редко кто проводил блесну вхолостую 15-20 метров. Даже если удавалось избежать поклевки и подвести блесну на 3-4 метра к берегу, не тут-то было. Откуда-то из-под береговой кромки молниеносно выстреливала серебристая тень и атаковала блесну. Через полчаса такой рыбалки стало ясно, что рыба берет все, что чуть-чуть блестит и шевелится. Не было никаких различий для блесен вращательных, колебательных, с удовольствие принимались блесны белые, красные, синие, зеленые, также воблеры всех форм и оттенков. Мою любимую мышь пятая или шестая щука своими острыми зубами располосовала так, что ее шкурку восстановить уже не удалось. Я сел на берег и стал наблюдать за рыбаками, вести статистику забросов. Получилось, что из 50 забросов 48 принесли результат – 37 щук и 11 окуней. Невероятно, но факт - в таких богатых рыбой местах нам еще не доводилось бывать, местные летчики оказались правы.
Через 3 часа авиадиспетчеры дали нашему борту добро на вылет. Через час лету мы были в аэропорту Туры, еще через 2 часа уже грузили наше снаряжение на борт красноярского самолета. Спасибо тебе, Эвенкия, за подаренное нам рыбацкое счастье! На следующий год мы обязательно вернемся!!!