В самом наименовании «Гусь-Железный» уже чувствуется что-то суровое, хотя оно произошло от естественной причины: местные почвы богаты железной рудой, и здесь в XVIII веке возникло чугунно-литейное производство. Инициатором явился «возникший из ничтожества» тульский делец, позднее дворянин Андрей Баташов, у которого работало до тысячи крепостных. Это он, Андрей Баташов, своими жестокостями и придал Гусь-Железному не только зловещий оттенок, но и широкую известность, что отразилось в романе П.И. Мельникова-Печерского «На горах».
Цитата из книги И.Грачевой "Гусь Железный. Погост. Были и предания" (Шацк, 2006):
"Жил Андрей Родионович в Гусе на широкую ногу. На берегу рукотворного озера живописно располагались заводской и усадебный комплексы, по словам П.И. Мельникова-Печерского, "общим видом напоминающие не то крепость, не то какой-то средневековый замок". Усадьбу окружала высокая каменная стена, у въезда на плотину стояла сторожевая башня с большим железным гусем на шпиле. К усадебному дому примыкал обширный сад с цветниками, беседками, оранжереями, где выращивали лимоны, апельсины, персики и другие экзотические редкости. Специальное здание предназначалось для выступлений доморощенного крепостного театра. Дом Баташова - длинный, внушительный, но без особых затей особняк был выстроен, по рассказам, таким образом, что одно его крыло находилось на земле Рязанской губернии, а другое выходило во Владимирскую. И когда приезжало следствие по поводу очередных баташовских беззаконий, хозяин уходил в другую половину, а непрошенным визитерам докладывали, что "сам" отбыл в соседнюю губернию, а значит местным властям неподсуден".
Что касается церкви, то она была построена не главным "злодеем" А.Р. Баташовым, а его сыном Андреем Андреевичем.
Троицкий собор — грандиозное, удивительное сооружение. Пожалуй, это крупнейшая из всех сельских церквей в России. Храм вмещает примерно 1200 человек. Собор — один из редких образцов псевдоготического стиля, нехарактерного для зодчества России. Вся церковная постройка обращается к совершенно другой традиции: ближайшие аналоги этого храма — старинные английские аббатства. Троицкий собор удивительно правдоподобно и эффектно повторяет их очертания своими высокими темно-серыми стенами с несколькими рядами стрельчатых окон, остроконечной колокольней над входом, округлой алтарной частью.
Авторство проекта храма до сих пор точно не установлено. Упоминается и касимовский архитектор И.С. Гагин, и, разумеется, Василий Иванович Баженов, которому приписывают любые сооружения, которые носят черты "русской готики". К тому же и Андрей Баташов, и Василий Баженов якобы были масонами, и этим может объясняться использование готических мотивов. Возможно, архитектором является Д.А. Гущин или ученик Баженова Иван Таманский.
Строительство белокаменной церкви, начатое на средства А. Баташева в 1802 г., было приостановлено в 1825 г., продолжено только в 1847 г. и завершено в 1868 г. Внизу расположены Христорождественский (1823), Никольский (1816) и Петропавловский (1818) престолы, вверху - Троицкий. Храм был закрыт не позже 1930-х. Возвращен верующим в начале 1990-х, ремонтируется.