В связи с интенсификацией, автоматизацией и механизацией производства, увеличением доли умственного труда повседневная жизнь требует от современного человека все меньше физических нагрузок, а нарастающий режим и ритм жизни способствует накоплению в организме последствий нервных стрессов и напряжений. Кроме того, высококалорийная пища с большим содержанием жиров наряду с малоподвижным образом жизни может привести к болезням, требующим подчас длительного стационарного лечения. В современных условиях лечение обходится очень дорого. Нельзя забывать о том, что крепкое здоровье не купить ни за какие деньги, о своем здоровье надо заботиться, и поддерживать свою спортивную форму надо весь год и в любую погоду.
Туризм – один из самых доступных видов активного отдыха и, наверное, самый простой способ укрепления и поддержания здоровья.
Туризм – не плановый по путевкам, не в заграничных поездках по разным странам, а тот, который устраняет напряжение после трудовой недели, дает максимально необходимую физическую нагрузку и заряд бодрости для последующей учебной, трудовой недели.
Наша страна с богатством климатических и географических зон обладает неисчерпаемыми ресурсами и возможностями для развития круглогодичного и массового туризма.
Прежде всего все походы разделяются по видам туризма – способу передвижения на местности. Основными видами туризма являются: пешеходный, лыжный, водный, велосипедный и горный. Основная часть походов приходится на весенние и летние месяцы. Это обусловлено тем, что ходить в походы весной и летом проще и безопаснее: большой световой день, плюсовая температура, не требуется много теплых вещей и т.д. Некоторые коллективы, как правило с большим опытом, планируют более сложные по исполнению и интересные по содержанию походы – горные и спелеологические походы.
Пешеходные маршруты организуются во всех географических районах страны, поскольку это универсальный вид туризма. Пешие маршруты можно проложить по полям и лесам, равнинам и горам, летом и зимой и даже в межсезонье, причем, этот вид туризма не требует никакой техники. Единственный транспорт здесь – ноги и хорошее здоровье. Поэтому подавляющее большинство воскресных походов, в которые отправляются горожане, пешие.
По продолжительности самыми распространенными походами являются однодневные выходного дня. Обычно это 6-8 часов ходового дня. Прогулки могут длиться всего 2-3 часа. После введенной пятидневной рабочей недели заядлые туристы стали предпочитать двухдневные походы и часто стали планировать свои маршруты с пятницы до воскресенья. География походов значительно расширилась, стало возможным уезжать за 120-150 км и более от своего города. Праздники позволяют совершать более длительные походы. В первую декаду мая туристы стремятся прибавить к праздникам отгулы или дни в счет отпуска и отправиться в многодневный поход.
Протяженность двухдневных пеших походов, как правило, составляет до 40 км в тренировочных и более 40 км в спортивных походах. Настоящие туристы в двухдневных походах ночуют в полевых условиях. Как промежуточный вариант для тех, кто не сумеет сразу отважиться на жизнь в палатках, могут быть организованы и двухдневные походы с ночлегом на даче, у знакомых, в гостинице, на турбазе, в доме рыбака, охотника или в других местах. В этом случае пристанище можно использовать как базу, совершая от нее налегке радиальные выходы, охватывая красивые места природного ландшафта, а также планировать специальные маршруты с охватом новых интересных мест.
Традиционная форма походов, при которой туристы идут группами с руководителем во главе, и сейчас остается преобладающей во многих районах страны. Это одна из самых лучших форм организации и проведения походов выходного дня. Она является самой безопасной и организованной для начинающих туристов. Пешеходные походы являются начальным этапом к другим видам туризма: ясно, что ни один человек не пойдет в сложный поход с нуля, без подготовки. Все необходимые навыки начинающий турист может получить в простом походе.
Лыжный поход целесообразно организовывать только после установления устойчивого снежного покрова.
Лыжные походы по своей классификации в основном не отличаются от пешеходных. И хотя на гладкой, накатанной лыжне в походах участники похода могут идти со скоростью 8-9 км в час, в тренировочном походе с неподготовленной группой, по целине или глубокому снегу в лесу скорость движения резко падает, и утомление участников наступает быстрее. Поэтому реально участники проходят всего 3-4 км в час. В зависимости от подготовленности участников похода, состояния снаряжения и спортивной формы можно увеличивать или уменьшать протяженность самого маршрута.
Лыжный маршрут требует особой подготовки, как физической, так и технической. В качестве предварительной подготовки можно пройти в парке по готовой лыжне несколько кругов, скатиться с небольшой горки, получив максимальное удовольствие. Также можно пройти хороший однодневный маршрут за городом в сосновом бору: пройти первым по нетронутой целине, утопая чуть ли не по колено в свежем снегу и от этого получить большое удовольствие и впечатлений от красоты зимней природы.
Чтобы все это было в радость, а в не тягость, надо тщательно подготовиться и экипироваться подобающим образом. В лыжных походах достигается максимальная нагрузка на все тело, с большой скоростью при спуске с горы или медленном подъеме в гору. Если группа идет по целине, то тропление лыжни является коллективной работой всей группы с поочередной сменой лидера или направляющего. Здесь на лыжне чувствуется отношение каждого участника к работе для всей группы. В лыжном походе в сложной обстановке, в холоде и значительной физической нагрузке при несхоженной группе возможно возникновение конфликтных ситуаций.
В последнее время популярность лыжных походов резко упала. И причина здесь не только в том, что многие городские клубы закрылись, просто этот вид туризма требует большого желания и силы воли и слаженных верных соратников. Зимние походы являются прекрасным средством поддержания физической формы для сложных летних походов.
Безопасность в лыжных походах зависит от грамотного поведения каждого участника и всей группы в целом. Поэтому планировать сложные зимние походы надо только с хорошо схоженной группой, начиная с простых походов выходного дня. Только после того, как определится подходящая группа с подготовленными участниками, группа с опытным руководителем может выйти на сложный маршрут, имея хорошее зимнее снаряжение: т.е. теплые вещи, личное и групповое снаряжение. Подогнанные лыжные крепления, специальное снаряжение только для зимних походов необходимо для безопасного прохождения маршрута. Разработка маршрута от начала до конца ведётся всей группой в клубе или секции с тщательным изучением всех интересных и сложных участков, с местами стоянок лагерей или дневных переходов. Зимой световой день очень короток, и необходимо успеть устроить бивак за 1,5 - 2 часа до темноты, чтобы собрать хворост и поставить палатки. Все приходит только с опытом и надо набирать его с каждым походом.
Техника движения на лыжах; 1-спуск с горы на поворотах –«полуплугом», 2-спуск со склона скольжением горизонтально, боком, 3-спуск с гор разной крутизны в полу присядь, 4-подъем елочкой (левый), подъем лесенкой (правый).
В нашей области немного пещер, в которые можно водить туристические группы, но эти пещеры дают много полезной информации. Происхождение пещер в основном связано с карстовыми процессами. Сами районы расположения карстовых провалов очень красивы и интересны. Карстовые явления – это вымывания пород поверхностными и подземными водами и образование пустот на разной глубине под поверхностью почвы. В карстовой зоне нередки случаи образования воронок различного размера с образованием озер. Для наших пещер не требуется сложного специального спелеологического снаряжения, веревочных лестниц, тросового оборудования, гидрокостюмов и другого.
Спелеомаршруты объединяют два вида передвижения: пешеходная часть и спелеомаршрут в подземную полость. Пещеры можно посещать в любое время года и в любом количестве участников экспедиции.
Для повышения эффективности похода участники должны ознакомиться по специальной литературе с механизмами образования пещерных полостей, их физико-химическим и биологическим режимом.
Как правило, спелеомаршруты являются базовыми с установкой стационарного палаточного лагеря около провалов или пещер. Участники спелеомаршрутов методично изучают полости, провалы, гроты, карсты и другие образования. Все находки и описания оформляются в отчет.
Карсты в нашей области встречаются в южной части области и Дзержинско-Балахнинском междуречье. В южных районах области на дневную поверхность выходят растворимые сульфатные и карбонатные породы перми и карбона. Карстовые процессы проявляются главным образом в эрозионно-тектонической зоне Горьковско-Алатырских поднятий: на Окско-Клязминском, Окско-Сережинском, Тешинско-Сережинском, Пьяно-Тешинском, Тешинско-Сатисском, Сатисско-Алатырском и Алатырско-Мокшинском междуречьях. Глубокие эрозионные врезы современных и древних долин вскрывают здесь толщи пермских и каменноугольных отложений, а фильтрующиеся через них поверхностные и подземные воды растворяют карбонатные и сульфатные породы, образуя различной формы и размеров полости. На поверхности возникают озера, котловины, провалы, поноры, воронки, лога, овраги, рвы. В толщах карстующихся пород образуются пещеры, трещины, каверны.
Борнуковская пещера расположена около с. Борнукова Бутурлинского района и известна с ХVIII века. Дорога к ней от села проходит по террасам долины реки Пьяны. Пойма, как и низкая надпойменная терраса, неровная, с множеством провалов, воронок, колдобин, заросших травой и кустарником. При подходе к коренному берегу реки все чаще встречаются крупные и мелкие глыбы и куски сахаровидного гипса. И вот впереди открывается отвесная ослепительно-белая скала. Зрелище великолепное: обрамленная яркой зеленью белоснежная стена то сверкает на солнце, то переливается шелковистым мягким блеском, то кажется хрустальным полупрозрачным дворцом. Слои гипса залегают горизонтально и разделяются нередко тонкими прослойками глин, поэтому создается иллюзия, что перед нами грандиозная постройка.
В основании скалы находится вход в пещеру. Первые описания подземных залов ее можно найти в трудах П.С. Палласа (1771-1809гг.). Вид, строения и размеры пещеры со времен Палласа менялись много раз. Вода, а затем и человек, основательно потрудились, разрушая, заваливая обломками старые и создавая новые проходы, гроты, ниши, окна-дыры. В настоящее время длина пещеры около 200метров. Она состоит из 6 залов-гротов, соединенных узкими проходами. Вход в пещеру превратился в широкую щель, перед которой навалены огромные глыбы гипса. Здесь сыро, прохладно, но летом нет льда, поэтому грот можно отнести к группе теплых пещер. В пониженной части есть небольшое озерцо глубиной 30-40см и площадью 150м2. Вода в нем чистая и холодная. Летом температура не выше 4-5˚С. В некоторых залах имеются 4-5 гротов и много ходов, через которые вливаются воды реки Пьяны во время паводков, на дне пещеры есть озерцо площадью 45м2. В стенах и своде зала обнажаются плиты молочно-белого, розового, серого гипса с прослоями желтоватого, плотного ангидрита и известняка.
Но, к сожалению, пещера сильно разрушена взрывами, завалена большими глыбами породы, гипсовая толщина разбита трещинами на много блоков, они подвижны, неустойчивы, поэтому могут обрушиться в любой момент. Входить в пещеру опасно для жизни, а укрепить блоки уже невозможно. Так люди разрушили неповторимый великолепный природный памятник.
Ичалковский бор очень привлекателен и по сей день своей природой, наличием карстовых пещер и своей неповторимой растительностью, которая сохранилась в первозданном виде.
Село Ичалки Перевозского района раскинулось на берегах реки Пьяна, недалеко от места, где она резко поворачивает на север, а затем и на восток. Протекая по карстовому району, река выбирает все новые и новые пути для своего русла, соединяет карстовые провалы и озера, образует многочисленные крутые извилины.
В полутора километрах от села к востоку находится живописный и своеобразный уголок почти нетронутой природы. Он издавна привлекает внимание геологов, географов, ботаников и любителей спелеологии. Состав пород, слагающих массив этого созданного рекой полуострова, и особая гидродинамическая обстановка обусловливают образование многочисленных и разнообразных карстовых форм рельефа. Ровной поверхности здесь почти нет, глубокие воронки диаметром до 50-60 метров и глубиной до 15-25 метров, пропасти с отвесными стенками, в которых скально обнажаются известняки и доломиты, рвы и лога так близко подходят друг к другу, что их разделяют лишь узкие перемычки. Кажется, будто находишься в горной местности. Одна из таких перемычек – Чертов мост, разделяющий два крупных провала, имеет ширину всего 3 метра при длине 15,5 метров и высоте над днищами смежных пропастей 20–25 метров. Этот участок бора весьма экзотичен. Многие туристы хотят попасть в эти красивые пещеры-провалы. Даже летом в самое жаркое время на дне некоторых провалов можно найти очень холодную и прозрачную воду. На самом дне можно обнаружить лед, который не тает все лето.
Карта-схема и профили пещер расположенных в районе Ичалковского бора
Интересен Ичалковский бор не только своими карстовыми формами. Ботаники здесь открыли около 180 видов высших растений. Восемь из них вошли в книгу «Редкие и исчезающие виды флоры России».
Балахонинская пещера находится у подножия восточной обрывистой стенки старого заброшенного гипсового карьера, на южном склоне водораздела Сережи и Теши, в районе бывшего пос. Гипсовый, в 5,5 км к югу от д. Балахонихи Арзамаского района. На уровне днища карьера имеется вход в виде узкой 75см высоты щели, длиной более 2,5м. Из входа щели попадаем в главный зал, пол которого опущен по сравнению с днищем карьера на 0,8–0,9 м. Зал вытянут с севера-запада на юго-восток более чем на 19 м, ширина его до 3,5-4 м. Свод пещеры в виде растрескавшейся на отдельные крупные блоки полусферы массивно нависает над главным залом, и отражается в хрустально чистой воде. Протяженность пещеры вместе с понорами составляет 48-50 м, наибольшая высота зала достигает 2,8 м. Температура воздуха в пещере даже в жаркий летний полдень не поднимается выше 2-3˚С. Пещера мало исследована и представляет большой интерес для любителей подземных путешествий.
Одно из самых интересных мест — молодые карстовые провалы, которые расположены в районе озер у д. Старая Пустынь недалеко от города Арзамаса. Они очень интересны сами по себе, как природный объект наблюдения за животным миром, насекомыми, растениями и другими объектами природы. Можно самим увидеть, как идет образование карстовых провалов, так как часть этих озер находятся в известняках, и охватывает очень большую территорию карстообразования. Пройти и изучить этот район может быть очень интересно любому возрасту. Здесь есть, где отдохнуть: встать лагерем можно на любом озере, расположенном около д. Старая Пустынь, только надо соблюдать все правила безопасности с разведением огня и утилизации мусора.
Одним из видов сложного туризма, завоевывающим все большую популярность, является горный туризм. Горный туризм развивается в нашей стране чуть больше полувека, но по массовости занимает третье место среди других видов туризма.
Тяга людей к горам понятна. Скалистые гребни, сверкающие под солнцем ледники, пестрые альпийские луга, хрустально чистые воды, глубокое голубое небо, с одной стороны, и желание проверить себя, свои силы, с другой стороны, - все это влечет человека далеко в горы.
Растет массовость горного туризма. И вместе с этим усложняются маршруты горных путешествий, пролегая через недоступные прежде районы, причем не только летом, но и зимой.
Горы красивы. Но горы и коварны. Они не прощают ни малейшей ошибки. И не только новичкам, но и людям опытным, если они пренебрегают требованиями безопасности на горном маршруте или при восхождении на вершину.
Отсюда вытекают задачи туристских организаций. Туристов надо учить. Учить и участников простейших походов, и инструкторов, и руководителей сложных высокогорных путешествий.
Опыт горных походов, как правило, складывается из нескольких пройденных маршрутов, начиная с самого простого похода первой категории, и растет с каждым сложным походом на более высокую категорию. Тем самым растет опыт походов и мастерство самих горников. Для начинающих горников чрезвычайно полезен опыт различных походов, так как в горном походе просто необходим и опыт лыжника, и опыт пешеходника, и опыт водника. Летом в горах на большой высоте всегда лежит снег, и температура за день может меняться от плюсовой днем до минусовой ночью. В горах возможны любые осадки от простого дождя до сильного бурана с ураганным ветром. Но и в высокогорье на леднике можно позагорать на ярком солнце, однако, это влечет за собой большую опасность обгореть и получить солнечный ожог 1 или 2 степени. Это когда кожа на лицевой части тела будет сползать клочьями и даже могут быть сложные медицинские последствия.
В сложном горном походе от каждого участника требуются специальные навыки в прохождении горного рельефа будь то ледник, снежные вершины или скальные стены. Преодолев страх высоты, крутые подъемы, кислородное голодание, пройдя по острию ножа, можно понять, что такое горы. При прохождении всех горных препятствий мы всегда ощущаем рядом с собой плечо товарища и руку друга, и всегда знаем, что он придет в трудную минуту на помощь. Надо запомнить, что горы никогда не прощают даже простой ошибки или пустой бравады. Подготовка к походу требует тщательной и серьезной подготовки, как руководителя, так и самих участников. Более сложные горные походы требуют уже серьезной подготовки в виде освоения навыков скалолазания, ледовой техники, прохождения больших снежных склонов, ледовых карнизов, отвесных стен с тяжелым рюкзаком, длительных подходов к сложным перевалам по многокилометровым ледниковым нагромождениям, опасным скрытым трещинам. Горный туризм требует владения специальным горным снаряжением. Большая физическая подготовка требуется почти к каждому сложному горному походу. От подготовленности члена команды зависит полное и без аварийное прохождение сложных участков горного рельефа, что в свою очередь привлекает горных туристов и даже опытных альпинистов. Любой опыт и мастерство переходит от мастера к начинающему туристу. Овладеть сложной техникой применяемой горными туристами, требует не один год или поход. Только тренировки на скальных полигонах или рельефе, могут научить применять специальное снаряжении, которое пригодится в горах.
Велосипедные походы выходного дня имеют некоторое преимущество перед остальными маршрутами. Прежде всего, можно путешествовать в любом районе страны или области. Проходимость велосипеда почти такая же, как и пешехода, с ним можно перелезть через глубокие овраги, балки, «продираться» сквозь чащу, идти болотом, каменистыми горными тропами. Но на хорошей асфальтовой дороге велосипедист может покрыть за день расстояние в несколько раз больше, чем пешеход. Веломаршруты можно прокладывать по полевым и лесным дорогам, тропинкам, а кое-где и по бездорожью. Велотуристы, в отличие от пешеходов, лыжников или горников путешествуют со свободной спиной, а их груз едет на багажнике велосипедов.
Как правило, веломаршруты, не требуют заготовки большого количества продуктов в дорогу, так как их можно восполнять по пути следования, в любом магазине или придорожном киоске. Можно набирать необходимое количество продуктов только тогда, когда продолжительность велопохода будет продолжительной, и расстояния между населенными пунктами будут большими.
Наконец, сама по себе просто езда на велосипеде доставляет большое удовольствие.
Велопоходы можно делить на прогулочные, однодневные, двухдневные и многодневные.
Дальние маршруты можно планировать только при наличии транспортной привязки к железной дороге, к электропоездам. В этом случае длинный переезд совершается на электричке. Выйдя на нужной платформе, все участники собираются около руководителя. Вначале разъясняется смысл сигналов, подаваемым руководителем. Если нет второго руководителя, то из числа опытных и сильных туристов, хорошо известных руководителю, назначается замыкающий. Наконец, проводится последний инструктаж: прежде всего руководитель объявляет о главных и неоспоримых правилах велопоходов: не заезжать вперед направляющего; не уезжать из группы и не оставлять без серьезных причин, не предупредив руководителя; ехать только в один ряд и не далее метра от края полотна дороги; не увлекаться большой скоростью спуска; грамотно расходовать свои силы при крутых подъемах в гору или затяжных спусках, и т.п. Руководитель садится на велосипед после того, как группа полностью соберется и будет готова к движению. Причем, в начале маршрута темп должен быть не быстрым, чтобы всем приспособиться к езде в группе. На первой подгоночной остановке укрепляются рюкзаки на багажниках, ликвидируются мелкие неполадки в велосипедах, устраняются все возможные поскрипывания и дребезжания, которые, помимо всего прочего, раздражают участников похода.
Гуськом необходимо ехать по дороге с интенсивным движением автотранспорта, поскольку главный девиз велопоходов – «Безопасность, прежде всего!» Что касается отставания, то нагон – дело тягостное и долгое, особенно для малотренированных участников. Поэтому отставать нельзя.
Направляющими целесообразно ставить слабых членов группы, чтобы по ним выбирать темп движения. Следующие участники располагаются по возрастанию физических возможностей, а в конце группы – замыкающий, всегда один из самых опытных туристов (им может быть и сам руководитель, если направляющий хорошо знает дорогу).
Подобное построение не случайно: у того, кто едет в хвосте, появляется ощущение, что он все время как бы догоняет остальных, что утомляет малотренированных. Поскольку самые слабые выявляются не сразу, на веломаршруте возможны перестроения, однако будет лучше, если у каждого есть определенное место в строю. Еще лучше, если каждый сильный участник будет помогать слабому товарищу, особенно девушкам. Интервал между велосипедистами на ровной, гладкой дороге должен выдерживаться в 2-3 м, на плохой дороге — 10 м, на спуске — 15-25 м. В сырую погоду, при плохой видимости и на поворотах скорость на спусках не должна превышать 30 км/час.
Вообще надо сразу приучать туристов ездить компактной группой, это необходимо в сложных путешествиях. Растянутая группа крайне неудобна для водителей автомашин. Вместе с тем езда «на колесе», т.е. по одной оси, недалеко друг друга, в походах выходного дня, когда много неопытных велосипедистов и группы подчас не скатанные, не годится: задев колесо предыдущего, неопытный велосипедист нередко падает или его выносит на середину шоссе, где он рискует попасть под автомобиль или вообще сделать кучу-малу на дороге.
На небольших остановках полезны гимнастические упражнения для рук, плечевого пояса, поясницы: потягивания, наклоны и вращения туловищем, отжимания от земли на руках, вращения и наклоны головы, вращения руками, сгибания и разгибания рук в локтевых суставах, встряхивания руками, сгибания и разгибания пальцев. Все эти упражнения нужны для восстановления кровообращения в затекших мышцах и суставах, так как при езде на велосипеде работают только определенные мышцы ног и поясницы и поэтому появляется усталость.
После каждой остановки набирать скорость следует постепенно и так же постепенно останавливаться: прекратить педалирование и с минуту ехать накатом, затем поднять руку, на малой скорости съехать на обочину и начать слегка притормаживать.
Велосипедный маршрут лучше спланировать так, чтобы он начинался с хороших дорог, а потом постепенно переходил на грунтовые или лесные дороги. Самые трудные участки не должны приходиться на вторую половину воскресенья. Последний участок маршрута должен проходить по хорошей дороге для наверстывания времени. Но так или и иначе, на случай непогоды, наиболее тяжелые участки должны иметь запасные варианты, поскольку люди в воскресенье вечером должны быть дома.
На ночь велосипеды необходимо составлять у ближайшего от палаток дерева все вместе, плотно, один к другому, ориентируя попеременно в разные стороны. Через них под рамой надо пропустить цепочку или хороший трос с замком, лучше с шифром (чтобы не беспокоиться о том, как сохранить ключ). Если велосипедов много, надо сцепить по несколько машин с каждого края, сверху накрыть их тентом от дождя, закрепив его по углам к рулям (или тормозным тросикам).
В двух-трехдневных походах может появиться необходимость проехать через город или населенный пункт. Особенно надо быть осторожными и внимательными при проезде на велосипедах улиц населенных пунктов, где главная магистраль плохо прослеживается, а также при повороте на второстепенную дорогу. Здесь легко растерять группу, тем более, если она большая и растянута по дороге.
Вот несколько правил езды группой на велосипедах по городу:
А теперь немного о технике езды на велосипеде.
Прежде всего, о туклипсах (туклипсы – специальные крепления на педалях для ног, которые применяются для увеличения скорости при езде на спортивном велосипеде). Некоторые начинающие велосипедисты не могут к ним привыкнуть. На равнинных дорогах можно ездить без них, но на пересеченной местности и в горах они необходимы. Помогают они и на песчаной дороге и вообще везде, где требуются дополнительные усилия для педалирования. Туклипсы удерживают ноги на педалях, в тех случаях когда велосипед на скорости неожиданно попадает на выбоины.
При езде на велосипеде надо придерживаться принципа равномерных усилий, а не равных скоростей, т.е. максимально использовать спуски (насколько позволяет дорога) и не стараться, во что бы то ни стало въехать на подъем. В целях экономии сил следует чаще пользоваться переключателем скорости и реже тормозить. При езде в форсированном режиме потеря сил происходит быстро, особенно на подъемах. И, не рассчитав силы, участник не сможет въехать на самый верх, и ему придется идти пешком, задерживая всю группу.
Короткие подъемы, в том числе крутые, необходимо преодолевать с ходу, не меняя передачи. В конце подъема можно применить способ «танцовщика» (привстать на велосипеде, при этом тело оказывается над педалями, и при этом увеличивается давление на них). Если же скорость теряется задолго до конца подъема, необходимо перейти на меньшую передачу. Тут важно вовремя подхватить пониженную передачу в тот момент, когда скорость велосипеда равна той, которую может дать без больших усилий новая передача. Почувствовав, что вращение педалей дается с большим усилием, необходимо спешиться и преодолеть подъем пешком. То же касается и крутых затяжных подъемов в горах. Пологий затяжной подъем берется постепенным переводом цепи ведомой звездочки с маленькой на среднюю, а потом на большую и дальше.
На затяжных спусках с поворотами надо начинать тормозить задолго до начала изгиба дороги, а на самой кривой части чуть ослабить торможение. Особенно опасно тормозить на повороте одним передним тормозом. На спуске, а также при сильном встречном и встречно-боковом ветре нужно применять низкую посадку, а при попутном ветре, наоборот, применять высокую посадку (держаться за верхнюю часть руля). Особенно осторожными необходимо быть в конце спусков на местных дорогах на пересечении ложбин, ручьев и речек. Здесь часто бывает разбит асфальт, а на грунтовых дорогах возможны ямы с грязью, большие выбоины, иногда неуплотненная подсыпка, т.е. щебень. Поэтому нужно быть готовыми затормозить еще на спуске: лучше потерять скорость, чем управление велосипедом на ухабах. Ручейки с твердым дном надо переезжать с ходу. Ручьи и небольшие речки или протоки, у которых плохо просматривается дно, лучше всего проходить пешком, изучив брод или сделав лаги. Если вода глубокая, то велосипеды и грузы переносят на себе отдельно. Мочить механизмы водой не желательно, так как впоследствии они будут ржаветь и скрипеть. Делать специальную остановку для ремонта и смазки – потеря времени.
Небольшие песчаные участки необходимо преодолевать с ходу на средней или очень малой скорости, на большой передаче, ибо переключение на песке затруднительно. На песчаной дороге нельзя делать резких поворотов, необходимо крепче держать руль, увеличить дистанцию до 6-10 м, а на спуске – до 30 м. На песчаных дорогах при подъеме лучше идти пешком, поскольку усилия здесь нужны очень большие: при большой нагрузке на педали идет сильное давление на звездочку, а от нее на спицы, что чревато тем, что при такой эксплуатации велосипед долго не выдержит и быстро сломается, и неминуемый ремонт заставит забыть о походе.
По дорогам, усыпанным щебнем, ехать нужно на малой передаче, стараясь сохранять прямолинейность движения. По булыжному шоссе и брусчатке надо двигаться также на большой задней звездочке, на небольшой скорости. При этом необходимо равномернее распределить груз (немного прибавить на переднее колесо). Во время спуска с горы необходимо притормаживать равномерно обоими тормозами. Особенно необходимо быть осторожным на мокрой булыжной мостовой. Особенно большое внимание и осторожность необходимо соблюдать при крутых спусках, где скорость может доходить до 60 км/час.
На скользкой дороге необходимо ехать прямолинейно, не делая резких движений телом, поворачивая как можно плавней и на очень маленькой скорости, учитывая большую массу тела и груза, так как при резком повороте или наклоне может произойти занос.
Необходимо выбирать горизонтальные участки дороги, чтобы избежать юза, а ложбинки на дороге пересекать под углом, близким к прямому. Пересечение магистралей или больших дорог необходимо производить только пешком, держа велосипеды в руках за руль.
По лесным дорожкам, где много пней, ехать нужно медленно, даже, если дорожка в общем гладкая: наскакивая на большой скорости на корень, можно выбить спицы со всеми вытекающими последствиями («восьмерка», эллипс обода и др.) При переезде сильно выступающего корня необходимо сначала подбрасывать за руль переднее колесо, а потом быстро перенести туловище вперед, привставая на педалях, чтобы уменьшить нагрузку на заднее колесо. При переезде через корни, рытвины, ямки необходимо удерживать шатуны педалей горизонтально, а самим слегка привставать, амортизируя нагрузку на спицы. Ложбины и широкие канавы необходимо переезжать наискосок, а рельсы железнодорожных переездов — перпендикулярно или под углом, близким к прямому углу.
Мастерство и знания приходят не сразу, а с годами, совершенствуясь от похода к походу. В пешеходном или лыжном походе все просто: взял рюкзак с необходимыми вещами сел в автобус или электричку – и ты уже на маршруте. У водника, так теперь называют водного туриста, гораздо сложнее, особенно тому, кто несет или байдарку. Вес уложенной в рюкзак байдарки составляет около 45 кг – это тяжелая ноша даже для взрослого мужчины. И планировать поход с байдарками – это серьезный вопрос о транспортировке к месту сплава. В основном все водные туристы стараются добираться до места старта своим ходом, либо на попутных машинах. А это уже увеличивает бюджет группы, на что надо обратить внимание при планировании маршрута.
Экипировка водного туриста претерпевает изменения из-за дополнительных специальных вещей, которые необходимы в водном походе.
Самая необходимое часть снаряжения в водном походе — это байдарка и спасжилет, без которых невозможен сам поход. В нашей промышленности есть много разных видов и моделей байдарок, надувных лодок, которые используют водники. Ни один руководитель не имеет права начинать свой маршрут без обеспечения всех участников надежными спасжилетами любой конструкции. Они должны быть удобными и достаточно прочными, не сползать с тела и не болтаться на шее, то есть быть хорошо подогнанными под каждого конкретного человека. Виды жилетов могут быть любые от самого простого пенопластового. Можно использовать самодельные спасательные жилеты, которые шьются самими туристами, но под контролем опытного водника.
Для водных походов шьют специальные непромокаемые мешки для всех вещей и продуктов. Все вещи хорошо упаковываются и завязываются в эти мешки. Желательно промаркировать их номерами либо буквами для того, чтобы знать, где что лежит.
Неплохо иметь в личном снаряжении непромокаемый плащ или накидку от дождя. В базовом лагере от дождя спасает большой и красивый тент, который натягивается над костром, или над местом обеда и отдыха. В большую летнюю жару его можно использовать как навес от яркого солнца. Желательно палатки брать небольшого веса и объема, которые можно разместить внутри байдарки.
Для водных походов необходимо брать два или три мотка веревки, по 30-50 м для обеспечения безопасности на воде. Длину веревки для водного похода подбирают в зависимости от сложности прохождения водных преград. Движение группы регулирует сам руководитель похода: гуськом друг за другом при спокойной воде, соблюдая дистанцию и интервал; рядом, не мешая, друг другу. При сплаве на малых реках с большими заторами, а тем более с топляком, надо быть очень осторожным и стараться не напороться на невидимую под водой корягу или бревно. На большой скорости можно легко наскочить на сучок и пропороть оболочку байдарки на большую длину.
Основа успеха сплава – это знание маршрута по реке, наличие у руководителя лоции сложных участков и описания режима их прохождения.
Если нет возможности достать речную лоцию или подробную карту реки, необходимо собрать информацию у тех водников или туристов, которые сплавлялись по этому маршруту и поэтому могут дать советы по прохождению сложных участков. Но если нет никакой информации по реке, по которой намечен маршрут, то надо быть очень внимательным впередсмотрящему и жестко руководить прохождением реки. При обнаружении каких-либо сложных препятствий подаются команды, что делать дальше: либо плыть за ведущим, соблюдая осторожность, либо обходить стороной, либо остановиться и обнести на руках байдарку через опасное место. Подавать команды экипажам надо четко и громко, так как они могут не услышать, куда плыть и что делать. Бывает, что пройти какой-то затор по воде нет возможности и тогда подается команда искать место для удобной высадки и обноса затора. Обносить байдарки и груз через затор или сложный участок реки необходимо по безопасному берегу. Весь груз с байдарками приходится переносить по частям. Перенеся все вещи и уложив все местам, группа движется дальше по своему маршруту.
Если в байдарочном походе присутствуют маленькие дети с родителями, то необходимо рассаживать по одному ребенку со взрослыми в середину лодки, надев предварительно спасательный пояс. Перед посадкой детей в байдарку им надо объяснить, как себя вести на воде при движении.
Соблюдение правил безопасности на воде является залогом успешного и яркого отдыха.
При расположении группы на ночь байдарки необходимо вытащить на берег и перевернуть вверх килем для просушки. Если байдарок много, их следует расположить рядом и по возможности сцепить тросиком с замком.
Чтобы избежать в походе аварий и других неприятностей, надо строго соблюдать правила безопасности на воде и правила пользования водными средствами.
При посадке в байдарку необходимо встать рядом со своим местом лицом к форштевню, весло положить поперек судна лопастью на берег, обеими руками ухватить веретено весла вместе с фальшбортом, опереться на руки (больше на ту, которая находится со стороны берега), поставить ноги поочередно внутрь байдарки на киль, где расположена специальная площадка, и мягко опуститься на сиденье.
Выходить из байдарки надо только лицом к форштевню, ногу выносить наружу, опираясь обеими руками о фальшборт. Отрывать руки от фальшборта можно только после того, как центр тяжести тела перенесен на ногу, вставшую на грунт. Если байдарка начала отходить от берега до того, как гребец нашел опору, следует быстро убрать ногу обратно в байдарку, сесть и повторить маневр снова.
И при посадке, и при высадке второй гребец, если он находится снаружи, держит судно за фальшборт. Если же он сидит в байдарке, то фиксирует равновесие, держась за лодку или берег. При этом оба весла лежат поперек фальшбортов, впереди гребцов, одной лопастью на берег. Можно также удерживать байдарку у берега, воткнув весло в дно.
Нельзя производить посадку и высадку в месте, где глубина больше, чем по колено. При аварийной высадке в воду первым покидает судно впереди сидящий гребец. Командует байдаркой и управляет рулем тот, кто сидит сзади, объявляя партнеру курс и свои намерения в сложной обстановке. Впереди сидящий гребец в свою очередь внимательно смотрит вперед и обо всем извещает гребца, сидящего сзади.
Начинающим гребцам не рекомендуется высоко поднимать сиденье, чтобы избежать потери равновесия. Нельзя вставать в байдарке, поскольку такое положение считается аварийным и допускается только тогда, когда покидают судно. Если возникла необходимость наклониться, снять одежду или поправить сиденье, нужно предупредить об этом второго гребца, чтобы он смог подстраховать.
Как и лодка, байдарка подходит к берегу против течения. Впереди сидящий член экипажа выносит ногу вперед, не дожидаясь, касания грунта форштевнем выскакивает с фалинем, и помогает выйти товарищу. Второй гребец выходит, забирая весло. После этого фалинь или страховочный конец, закрепляется на берегу за дерево или куст.
При походной гребле на байдарке веслами работают параллельно. Корпус лодки рекомендуется держать неподвижным, а не раскачивать из стороны в сторону. Ноги должны иметь упор. Весла надо погружать в воду не полностью, проводку делать как можно длиннее. Не следует поднимать их высоко и сильно снижать.
Опишем несколько наиболее популярных видов движения в походе.
Движение кильватером – судно за судном, когда за первой байдаркой плывут все байдарки друг за другом, не уходя в сторону. Руководитель сам внимательно осматривает путь движения, и вся группа идет за ним. Замыкает движение опытный участник.
Клином – построение углом - на спокойных и широких реках, не имеющих завалов и других опасных мест.
Пакетом – борт к борту — это тогда, когда есть возможность плыть, по течению даже не гребя веслами, то есть плыть, отдыхая - любуясь природой.
На открытых водоемах или просторных плесах идут пеленгом (уступ влево или вправо), по малым рекам – кильватером с разрывом в 50-150 м, но в пределах видимости.
Темп гребли устанавливается средний. Группа должна быть схожена.
Капитан каждой байдарки должен видеть и слышать руководителя похода, которого он в случае вынужденной остановки предупреждает об этом.
На очень спокойной воде и, если некуда торопиться, байдарки можно идти «стайкой» в пределах видимости.
Городскую черту и крупные населенные пункты, где возможно движение моторных лодок, которые представляют большую опасность для байдарок, рекомендуются проходить в будние дни или рано утром.
Выходить на середину большой реки, где идут своим курсом большие речные пароходы, не рекомендуется. Большую волну, идущую от теплоходов, во избежание опрокидывания байдарка должна встречать носом. Причем, выходить на край мелководья или прижиматься к берегу вплотную не следует, так как волна от теплохода, выходя на мелкое место, бывает крутой и высокой и может залить байдарку и даже опрокинуть ее.
При появлении тумана всякое движение по реке следует прекратить и подойти к берегу. При моросящем дожде или осадках в виде дождя необходимо вообще прекратить движение, как можно быстрее причалить к хорошему и безопасному берегу где можно установить палаточный лагерь и переждать непогоду.
Гребля на байдарке должна чередоваться с отдыхом. После каждых 40-50 минут гребли рекомендуется отдыхать 10-15 минут. При хороших условиях легко загруженная байдарка может пройти в час 10 километров. Но если река извилистая и имеет коряги или топляк, то прохождение реки замедляется в два-три раза. Зная эти условия, можно составить график движения и нанести маршрут на карту. Но стоит внести еще дополнительные два или три дня на случай непогоды. Следует запланировать запасной вариант выхода с маршрута на случай форс-мажорных обстоятельств - болезней или серьезных поломок.
В водные походы можно ходить на разных суднах и сооружениях. Многие туристы-водники используют самодельные плавсредства – это плоты из целых бревен, плоты каркасные на надувных камерах, состоящих из 6-8 резиновых камер большой грузоподъемности, катамараны, собранные из двух резиновых гондол и алюминиевых труб и т.п. Посадка на таких судах специальная, но в основном на коленях. На таких плавсредствах ходят только в спортивные походы и для прохождения сложных порогов, сливов, водопадных участков.
На реке с большой сложностью и протяженностью маршрутов применяют специальные плавсредства типа ПСН-10 или ПСН-20 – Плот Спасательный Надувной на 10 или 20 человек. Управлять таким плотом очень сложно. Для простых водных походов такие плоты не берут, так как они очень громоздки и их собирают в том месте, откуда начинается сплав. Для их обслуживания требуются специальные насосы для накачки больших гандол.
К хорошему и сложному спортивному походу готовятся долго, почти всю зиму и весну. Особое внимание надо уделить хорошей физической подготовке каждого участника похода. Желательно всю зиму проводить совместные тренировки как на силовую подготовку, так и на физическую выносливость. Это лучший способ узнать каждого члена команды: о его подготовленности к летнему сезону, обратить внимание на слабые места и постараться их исправить и лучше подготовиться к летнему сезону.
Выбор и разработка маршрута
После того как установлена цель похода и определился численный состав группы и вид похода, наступает очередной этап подготовки – выбор и разработка самого маршрута.
Выбор маршрута должен соответствовать целям похода, быть доступным по сложности и физической нагрузке, соответствовать по протяженности установленным нормативам в зависимости от вида туризма, интересным с эстетической, исторической или др. точки зрения. Разрабатывая маршрут, группа должна пользоваться географическими, административными и топографическими картами, справочниками и туристическими схемами.
Если пригороды не представляют интереса для туристов, лучше проезжать их на электричках или на автобусе, начиная маршрут от намеченной железнодорожной станции или населенного пункта. Следует заранее узнать расписание движения транспорта по начальному и конечному пунктам.
Любые походы целесообразно проводить по взрастающей степени трудности. Протяженность для начинающих не должен превышать 10-15 километров. Для более тренированных дистанция не должна превышать 20 километров по пересеченной местности и 30 километров по равнине.
Проще всего обстоит дело с непродолжительными походами по родному краю. Для начала можно воспользоваться специальными путеводителями, в которых рекомендуются уже разработанные маршруты. Можно обратиться в городские клубы туристов за необходимыми материалами, либо поискать карты маршрутов в старых отчетах или документах в своем клубе. Также можно посоветоваться с опытными туристами, которые уже знают тот или иной район путешествия и могут дать полезную информацию. Если есть возможность получить фото- и картографический материал, то лучше воспользоваться им.
Пусть неопытные руководители и ребята не смущаются, что рекомендованные маршруты ранее уже были кем-то пройдены. От этого они не стали менее интересными. Если участники новички, то маршрут выбирается простой – ознакомительный. Но если состав группы схожен и все знают друг друга, то можно выбирать более сложные и длительные маршруты.
Необходимо широко привлекать к подготовке маршрутов всех будущих участников. По мере накопления опыта у них начнут появляться собственные идеи, сначала в виде вариантов, затем они постепенно перейдут к самостоятельному составлению маршрутов. После нескольких многодневных походов по родному краю можно переходить к походам и по другим районам области или России.
Подготовка таких маршрутов дело более сложное и ответственное. Знакомство с предполагаемым районом путешествия начинается с изучения литературы, в первую очередь специальной туристской. Хотя сейчас в продаже ее найти очень сложно, но в городских библиотеках можно отыскать необходимый материал. Иногда полезно также обратиться в научно-исследовательские институты, краеведческие и другие музеи, чтобы подобрать дополнительный материал. В ходе сбора сведений о предполагаемом районе путешествия начинают постепенно вырисовываться несколько возможных маршрутов или вариантов. К моменту общего обсуждения обычно они уже бывают приблизительно намечены.
После того как район путешествия окончательно выбран, начинается детальная разработка нитки маршрута по карте. Маршрут разбивается по дням, измеряются расстояния дневных переходов, определяются ориентировочные места ночевок, дневок, намечается план проведения исследовательских работ и экскурсий, места, где будет пополняться запас продуктов, разрабатываются запасные варианты на случай необходимости сократить маршрут или, напротив, увеличить его, если останутся лишние дни.
Следует иметь в виду, что расстояние, измеренное по карте, всегда оказывается меньше реального. Обычно измеренный по карте маршрут в километрах надо умножить на определенный коэффициент сложности. После всех измерений на карте составляют основной и запасный маршрут, так чтобы можно было безаварийно с отдыхом и в полную нагрузку пройти запланированный маршрут.
Таблица 1. Коэффициенты сложности различных рельефов
Рельеф местности на маршруте | коэффициент |
Лесной с луговой растительностью |
1.0 |
Таежный сильно залесенная |
1.05 |
Таежный бурелом труднопроходимый |
1.08 |
Холмистый до 1000 м высотой |
1.10 |
Горный до 3500 м высотой |
1.15 |
Высокогорный выше 3500 м высотой |
1.25 |
Очень полезно в начале подготовки к походу обращаться с письмами в местные леспромхозы, управление заказников и другие организации для уведомления или для получения разрешения о посещении группой данной территории или места. Посылать письма следует не в одну, а сразу в несколько организаций, так как практика показывает, что ответы приходят далеко не на все запросы. Желательно копии писем взять с собой, так как, если поход проходит по территории заказника или другой территории, то при наличии писем меньше будет проблем с егерями и охранниками.
Во время подготовки к маршруту желательно составить список участников похода (Таблица 2).
Таблица 2. Список участников похода
Фамилия участника похода |
Год рождения | Опыт походов |
Учится, работает | Домашний адрес, телефон | Роспись |
Иванов Н.С. | 1988 | 1-11 | Уч-ся |
Весь списочный состав следует утвердить руководителем клуба или ответственным за данное мероприятие, одну копию оставить в данной организации. От родителей несовершеннолетних участников похода надо получить письменное заявление о включении их ребенка в состав группы. Подробный график всего похода со всеми запасными вариантами, аварийными выходами с маршрута прилагается к общему списку участников похода. При начале маршрута или его завершении по возможности сообщите информацию по телефону или дайте телеграмму в свой клуб или организацию.
Желательно составить график движения со всеми действиями, то есть запасными путями, отъезда к началу самого похода, возможными местами отдыха, ночевок, и конец маршрута (Таблица 3).
Таблица 3. Предварительный график движения на маршруте
Нитка маршрута | Км | Дата | Особые условия маршрута | Примечание |
Полезно к этим таблицам вычертить или снять копию схемы маршрута, или карты, показав на ней все свои передвижения по дням. Так же полезно отметить очень интересные места посещения на карте. Особое внимание, уделить сложным участкам, которые должны, хорошо выделены, и описаны. Главное, чтобы руководитель мог явно представить себе серьезность и ответственность похода. Многие руководители попадают в очень сложные и подчас опасные ситуации при преодолении какого-нибудь препятствия из-за отсутствия предварительной проработки маршрута.
График движения всегда стоит детализировать с точностью до дня или даже часов и придерживаться его при выполнении маршрута.
Дневки надо устраивать тогда, когда возникают в них необходимость до или после сложного участка. Если на маршруте возникают какие-то проблемы по состоянию здоровья участников похода или в связи с выходом из строя плавсредства и это грозит большой задержкой маршрута, то необходимо принять здравое решение о сокращении графика и выходе с маршрута. Все это необходимо предусмотреть при организации похода со школьниками или студентами.
Поход считается законченным полностью, если вся группа прошла намеченный маршрут и вернулась домой в полном составе и здоровыми. После окончания маршрута остаются большие впечатления на всю жизнь. Снова строятся планы на будущие походы и начинаются новые сборы.