А.А.Колесников. Вступая на тропу туризма. Снаряжение


Любой поход или загородная прогулка, а тем более многодневный поход не обходится без какого-то снаряжения.

Снаряжением можно назвать все то, что одевается или берется с собой в лес, на прогулку, или в поход выходного дня, а тем более в сложный спортивный поход на продолжительное время.

Снаряжение принято делить на личное, групповое и специальное.

Личное снаряжение – это носильные вещи, спальные и умывальные принадлежности и некоторые другие предметы индивидуального пользования, посуда – кружка, ложка, миска, нож («К-Л-М-Н»). Также к личным вещам относятся рюкзак, пенопластовый коврик, сидушка, фонарик и много других вещей.

Все личные вещи подгоняются и готовятся заранее перед походом, а не в самом походе. Во избежание перегрузки количество личных вещей ограничивается самыми необходимыми.

К групповому снаряжению относятся палатки, топоры, котловое оборудование, лопата маленькая саперная, маршрутные материалы – карты, кроки, компасы и другие маршрутные документы. Также к групповому снаряжению относятся многоместные спальники, которые рассчитаны на несколько человек. Если в группе есть хороший тент от дождя, то он тоже входит в этот список.

К специальному снаряжению относятся предметы как группового, так и личного пользования, необходимость которых вызывается спецификой того или иного маршрута: для водников – спасательные жилеты, байдарки, прорезиненные мешки для одежды и продуктов; для велосипедистов – велосипеды, набор инструментов, специальные рюкзаки; для горников – ледорубы, айсбали, кошки, скальные и ледовые крючья, жумары, самохваты, блоки, беседки, комплект карабинов, скальные и ледовые молотки и многое другое. Для всех видов туризма всегда требуются страховочные концы, то есть веревки диаметром от 9 до 12 мм. Количество веревок, может зависеть от сложности препятствий, которые предполагается преодолевать на самом маршруте.

Необходимость в специальном снаряжении обычно появляется тогда, когда туристы отправляются в сложные походы высокой категории сложности, но знать про него полезно всем.

 


Личное снаряжение

Для пешего, горного, лыжного походов нужны удобные и крепкие ботинки. Для каждого вида туризма применяют специальные ботинки, которые в быту не носят. В пеших походах используют ботинки типа «вибрам» с рифленой подошвой и достаточно просторные, но не большие, чтобы они не болтались на ноге. Стельки должны быть по размеру и не слишком толстые. Лучше всего стелек иметь 2-3 пары на замену сырым или порванным.

До похода любые ботинки надо несколько раз пропитать жиром (несоленым) или специальной смазкой. Пропитывать жиром или смазкой надо в несколько приемов, дать смазке пропитаться и только после этого намазывать снова. Для плавной пропитки и равномерного высыхания их необходимо поставить под батарею отопления. Для предохранения образования складок на носках ботинок полезно плотно набить вовнутрь ботинок газетной бумаги.

Обычная ошибка, допускаемая при выборе обуви юным туристам, заключается в том, что ботинки приобретаются буквально накануне похода. В итоге – стерты ноги, пошли мозольные пузыри, полипы и, конечно, слезы и сорванный поход.

Для пешего похода лучшей обувью являются хорошо разношенные ботинки на низком каблуке, желательно на рифленой подошве. Ботинки должны достаточно просторными, чтобы в них можно было вложить войлочную стельку и поддеть толстый шерстяной носок. Хорошо применять в походах баскетбольные кеды с толстой стелькой. Их хорошо иметь в качестве запасной обуви.

Лыжные ботинки одевают только для ходьбы на лыжах в зимние походы или прогулки. Также в многодневные лыжные походы берут на смену простые валенки, которые одеваются на стоянках, а лыжные ботинки убирают в спальник или другое теплое место.

Категорически не подходит для походов обувь на высоком каблуке, в ней просто нельзя пройти по пересеченной местности. Не годятся также различные сандалии, сланцы, босоножки, которые родители часто предлагают юным туристам, исходя из того, что в них удобно ходить на даче. В походных условиях нога в них слишком «гуляет», да и ремешки, как правило, ненадежны. Еще менее подходят для похода туфли без задника и обувь типа домашних тапочек. В них легко можно ушибить пальцы, наткнувшись на корни деревьев или выбоины на дороге. На твердой дороге в них быстро отбиваются и начинают болеть пятки, наконец, они плохо защищают от острых предметов, которые случайно могут попасться на дороге или в траве.

Для походов в межсезонье, в период дождей и распутицы, хорошо зарекомендовали себя резиновые сапоги. В них следует вложить войлочную стельку, а если позволяет размер, то и две. В резиновые сапоги на ногу можно надеть шерстяной носок, а еще лучше портянку из фланели или мягкой ткани. Если родители смогут сшить фетровые или меховые носки, то их можно носить и по снегу.

Сушить любую обувь лучше на солнце и подальше от открытого огня костра. Под влиянием жара обувь легко может или сгореть, как это часто бывает, или она может потерять эластичность, потрескаться и скукожиться. И одеть их будет почти невозможно. Научиться следить за своей обувью, сохнущей у костра, не так просто. Вовнутрь можно набить старой газеты или сена, сухой травы и по мере намокания вкладок менять их на свежие. При сушке ботинок или другой обуви желательно их расшнуровать, освободить язычок, чтобы дать больше доступа воздуха для проветривания. Желательно для стоянок в походе иметь сменную обувь. Пока сохнут мокрые ботинки у костра, в лагере надевают сменную обувь. Она должна быть легкой и компактной.

 

Верхняя одежда туриста

Одежда, которую мы носим повседневно, не подходит для походов, она неудобна. Она тяжела, стесняет движения, мешает при преодолении препятствий, при энергичной ходьбе приводя к перегреванию тела. Да и каждому понятно, что в хорошем костюме и красивом платье не ходят даже в лес на прогулки, а тем более в сложный поход на несколько дней.

Наиболее подходящей для похода является одежда спортивного или полуспортивного фасона, разной расцветки и материалов.

Всегда в любом походе удобны джинсовые брюки свободного покроя, а не в обтяжку. Они являются крепкими и надежными в полевых условиях. Если стоит жара, одевают спортивные трусы или шорты, а наверх футболку или тенниску.

Основным материалом одежды является спортивный трикотаж, чисто шерстяной, полушерстяной, или из синтетики. Он легко стирается, быстро сохнет, в нем удобно ходить, и комары его не прокусывают.

В настоящее время многие туристы шьют, походные верхние легкие куртки – анораки из прочного легкого капрона, который хорошо защищает от ветра и сохраняет тепло. Анораки шьются, как правило, из цветных тканей и разных моделей. Еще не вышла из моды старого вида всеми нами любимая штормовка. Она шьется из прочного материала, сейчас в магазинах имеется большой выбор такой ткани. В такой одежде очень удобно работать у костра, заготавливать дрова, нести тяжелый рюкзак, работать на переправе с веревкой. Она прочна, надежна и долговечна.

В многодневный поход, даже в хорошую погоду, желательно брать дождевик, плащ или накидку. Они не занимают много места, но приносят большую пользу, спасая в ненастье.

Весной и осенью в сколько-нибудь продолжительных походах надо иметь с собой шерстяной свитер или пуловер, но с закрытой грудью. Если предстоит поход с ночевкой, то желательно иметь специальную одежду для сна: пару белья, теплые штаны, футболку с длинными рукавами и легкую куртку.

Некоторые туристы утверждают, что спать можно в той же одежде, в которой идешь. Конечно, можно. Противники второй пары одежды мотивируют это тем, что турист должен бороться за максимальное уменьшение веса рюкзака. Но на одно или двухдневный поход турист не несет столь тяжелый груз, чтобы экономить вес. Все это на усмотрение самих туристов. А в дальнем продолжительном путешествии, когда можно ожидать неоднократной перемены погоды в течение всего похода, лишняя пара одежды одновременно служит резервом на случай похолодания.

Для походов глубокой осенью или ранней весной туристы часто берут с собой ватник, меховую безрукавку или еще что-то подобное. Но как можно заметить, эти вещи очень тяжелы и объемные. В походном маршруте обычно идут без них и надевают только на биваке, чтобы не мерзнуть.

Существует очень много легких курток на синтепоне или других материалах для утепления. Самым лучшим утеплителем является гагачий пух. Он очень легкий, хорошо сохраняет тепло даже в сильные морозы. Этим пухом набивают специальные двухслойные куртки или спальники.

Большую пользу в походных условиях приносит куртка без рукавов, но с утепленным материалом из синтепона или пуха, то есть жилетка. Ее можно одевать под любую одежду. Жилетка очень удобна и незаменима в любых походах.

Собираясь в поход впервые или после долгого перерыва, не надо бояться захватить лишнюю пару одежды и обуви. В следующий раз уже будет ясно, что было взято лишнего, возможно, потребуются какие-то замены. Так, уточняя свою экипировку от похода к походу, можно постепенно научиться правильно одеваться, сообразно погоде и типу похода.

Любая одежда должна быть всегда чистая. После долгой дороги особенно сильно устают ноги и потеют носки, которые необходимо вечером постирать и высушить у костра, а утром надеть свежие. Соблюдение правил гигиены является обязательным даже в походе.

 

Рюкзаки

В наше время в магазинах появилось очень большое разнообразие всевозможных моделей рюкзаков. Они различаются по объему, фасону и материалу, из которого сшиты. При выборе любого рюкзака необходимо обратить внимание на качество швов деталей. Рюкзаки по своим размерам бывают разными, от маленьких для небольших походов и больших для сложных спортивных экспедиций. Для последних характерно наличие усложненной конструкции и таких дополнительных элементов, как пояс или пристежные карманы.

Маленькие рюкзаки используют в простых однодневных походах, или как штурмовые на восхождении. Большие или взрослые большого объема, порядка 95-110 литров, используют в сложных многодневных походах.

Каждый участник должен сам себе подобрать или подогнать под свой рост и размеры лямки рюкзака. Главное, чтобы объем рюкзака не был слишком большим для маленького участника, иначе он будет болтаться на спине. На многих дорогих рюкзаках имеется специальный ремень или разгрузочный пояс, который дает возможность разгрузить позвоночник. Общий вес распределяется на бедра, и не дает болтаться рюкзаку во время движения на сложных участках маршрута. Пояс снабжен регулирующимися пряжками, которые удобны в эксплуатации, легко застегиваются и в сложный момент помогут быстро освободиться от рюкзака. Пояс обшивается изнутри поролоном, что обеспечивает мягкость и удобство при переноске тяжелого груза. У разных моделей рюкзаков имеются всевозможные карманы и ремешки для размещения мелких вещей. Рюкзак шьется из прочной ткани и стягивается капроновыми ремешками для большей жесткости и надежности. Ремешки имеют регулирующие пряжки или кольца, что дает возможность подогнать по форме и телу загруженный рюкзак во время движения. Пряжки легко защелкиваются и хорошо держат тяжелый груз.

Если нет возможности купить готовый рюкзак, то можно сшить его из технического капрона наподобие зарубежных моделей. Всю фурнитуру, то есть пряжки, кольца, ремешки, молнии для карманов можно приобрести в наших магазинах.

Когда рюкзак уже приобретен, его надо уметь укладывать, чтобы он смотрелся хорошо и красиво, а не торбой с ненужными вещами. С неправильной укладкой рюкзака невозможно пройти и нескольких километров. Укладка вещей в рюкзак – очень важное умение и, кстати говоря, совсем не простое дело. Прежде всего, надо твердо усвоить, что все вещи должны быть в рюкзаке. Между тем нередко приходится видеть в походе ребят, несущих в руках палатки, ведра или хозяйственные сумки. Это неправильно, так как руки должны быть свободны от груза для того, чтобы пользоваться компасом, чтобы вынуть карту или блокнот, чтобы отвести ветки, когда идешь по лесу, чтобы придерживаться или страховаться при преодолении встречающихся препятствий, наконец, чтобы при необходимости подать руку товарищу.

Собирая рюкзак, надо прежде всего уложить к спине мягкие вещи – спальник, куртку, свитер и т.п. Вниз на дно укладывают веревки, обувь, небольшие вещи, а затем продукты; если они в железных банках – тушенка, сгущенное молоко или рыбные консервы, то их укладывают в средней части рюкзака. Банки не должны касаться дна рюкзака, чтобы при опускании его на землю со спины не ударить об острые камни или выступы, и не порвать днище рюкзака. Поверх продуктов укладывают мелкую поклажу из личных вещей и на самый верх — сухие рассыпчатые продукты. Поверх всего кладут те вещи, которые будут необходимы в ближайшее время: анорака, штормовка, плащ.

Во многих туристических рюкзаках предусмотрен матерчатый тубус для увеличения полезного объема. Но он необходим только в самых крайних случаях, и то только самым сильным и выносливым туристам, способным справиться с большим весом. А если он не нужен, то его убирают вовнутрь рюкзака.

Если рюкзак сшит из непромокаемой прочной ткани, то можно не опасаться, что вещи промокнут. Однако если рюкзак сшит из простого технического капрона, то под дождем все вещи, в том числе, и спальник, отсыреют. Поэтому необходимо укладывать некоторые нужные вещи в непромокаемые мешки. Спальник желательно также укладывать в непромокаемый мешок, так как он располагается у спины и при интенсивной ходьбе будет намокать от пота.

Некоторые туристические рюкзаки имеют алюминиевый или титановый каркас, на котором закрепляется мешковина или сам рюкзак. Такие рюкзаки называются станковыми. Ходить с таким рюкзаком может не каждый, к нему надо иметь привычку и сноровку. Сейчас в походах почти не используют станковые рюкзаки. Их сложно укладывать в палатку, так как все время мешает арматура каркаса.

Чтобы снаряжение служило долго, его необходимо беречь. Рюкзак желательно со спины снимать аккуратно в два приема: сначала берут за лямки и спускают на колено, а затем на землю. Тяжелый или громоздкий рюкзак лучше всего снимать вдвоем. Его не кидают, а ставят на землю или камни, придерживая за лямки. При полной загрузке рюкзака вещами стараться не садиться на него, так как можно раздавить в рюкзаке хрупкие вещи, особенно фотоаппаратуру, очки и другие нужные вещи для похода. При транспортировке не следует тянуть за лямки. Необходимо оберегать свое снаряжение от грязи.

 

Спальное оборудование

Все знают, что при сборах в поход больше чем на один день, встает вопрос о том, в чем спать и где спать. Самое лучшее решение – это купить спальник по своему вкусу и желанию, но предварительно надо посоветоваться с руководителем или опытными товарищами. Спальник должен быть теплым, легким и небольшим по размеру. Спальные мешки бывают разных видов и моделей. Наполнение спальников может быть разным: из синтепона, поролона, из меха и, конечно, пуха. Чаще всего предпочтенье отдают самым легким, пуховым спальникам.

Наиболее распространенными являются спальники двух видов – конвертом или одеялом на молнии. Конверт не раскрывается и рассчитан только на одного человека. Спальник, который имеет конструкцию развернутого одеяла, очень удобен в походной жизни, так как его можно использовать с другими спальниками такого же типа. Два одинаковых спальника могут застегиваться по периметру длинной молнией, и в этом спальнике уже могут спать несколько человек, экономя место в рюкзаке на другом спальном мешке. Да и втроем в одном спальнике спать гораздо теплее.

Вес спальников, уложенных в рюкзаке, тоже имеет большое значение, так как меховые или ватные спальники очень тяжелые и громоздкие в переноске. Синтепоновые или пуховые спальные мешки очень легкие, теплые, но их надо беречь от сырости.

Часто вовнутрь  спальников вкладывают вкладыши, которые предохраняют их от сильного износа и загрязнения. Вкладыш можно постирать, а сам спальник стараются не стирать. С вкладышем теплее спать, а в теплую ночь можно раздеться и спать, как дома, в нижнем белье.

Но, даже имея спальники, необходимо на дно палатки постелить пенополиуретановые коврики для теплоизоляции от холодной земли и мелких неровностей. Коврики продаются в специализированных магазинах, подобранные по размеру, легко сворачиваются в рулон и при транспортировке занимают мало места. Коврик обычно закрепляется с боку рюкзака. Толщина коврика имеет 10-15 миллиметров, но этого вполне достаточно для надежной защиты от простуды.

В магазинах также можно приобрести надувные матрасы, но они очень тяжелы в транспортировке и неудобны в эксплуатации. Надувные матрасы надо беречь от проколов, иначе они становятся бесполезными вещами. Да и укладка этих матрасов в палатку проблематична, так как размеры их редко совпадают с размерами пола палатки.

Многие туристы рекомендуют укладывать под полог палатки срубленные хвойные ветки сосны или мох. Этого делать нежелательно, так как при этом наносится большой вред природе. Уничтожается и так столь скудная растительность, которая потом почти не восстанавливается. Теряется красота того места, где расположились сами туристы или так себя называемые заезжие веселой попойки. Для других, кто прейдет на это место останутся рубленные пни и сожженная трава от костровищ, и большие кучи мусора.

 

 

Групповое снаряжение

Ни один поход не обходится без палатки. Палатка – это легкий переносной дом для туриста. Сейчас в магазинах очень большой выбор и разнообразие моделей палаток. Они бывают односкатные, двухскатные, шатровые, каркасные, конусные, двойные. В основном все палатки комплектуются тентами от дождя, так как не все они имеют непромокаемый верх. Простые палатки старого типа имеют двухскатную крышу и крепление на двух стойках. Каркасные палатки состоят из нескольких сборных трубок или стержней из легкого и крепкого металла, которые собираются в стойки-дуги, на которые натягивается основной тент и крепится внутренняя палатка на специальных растяжках. К этому списку можно добавить большие базовые палатки, которые очень просторны и удобны в эксплуатации на постоянном месте, без переноса на другое место.

Все палатки можно разделить на основные туристические, с которыми ходят все туристы, и стационарные, которые устанавливаются на местах долгого стояния на одной поляне и которые не требуют каждодневной сборки-разборки и переноски на другое место.

Основное требование к палаткам состоит в том, чтобы они были крепкими, легкими, красивыми на вид, удобными в эксплуатации и достаточно вместительными. Желательно, чтобы сама палатка не промокала или была снабжена непромокаемым тентом. Обычно тенты покупаются в комплекте с палаткой или шьются самими участниками похода. Если нет возможности сшить, то вместо тента используют взятую с собой полиэтиленовую пленку по размеру большую, чем палатка.

Брезентовые палатки уже вышли из употребления ввиду их громоздкости и непрактичности: они сильно намокают и их вес при этом резко увеличивается.

Штурмовые палатки – это такие, которые берут альпинисты на сложные восхождения. Они  легкие, прочные и поэтому удобны для условий горовосхождения. Они закрепляются на отвесных скалах или снежно-ледовых склонах при помощи специальных ледовых или скальных крючьев на веревочных растяжках.

Палатка независимо от конструкции и материала остается самым верным другом туриста. Основным материалом для палаток служит специальная крепкая ткань, которая имеет специальное покрытие или пропитку от дождя. Если палатка сшита из простой ткани хлопчатобумажной, то тент шьется из непромокаемой. При покупке палатки нужно убедиться в наличии такого непромокаемого слоя или пропитки, осмотрев левую сторону верха или самого тента.

Каркасные палатки всегда комплектуются специальными стойками либо из трубок, либо из стержней, которые  легки и прочны. Сейчас можно купить легкие разборные алюминиевые или пластиковые стойки.

Дно палатки желательно шить из непромокаемого материала, так как часто палатку приходится ставить на сырые места, под дождем или на снег.

Можно уделить некоторое внимание колышкам, которые закрепляют палатку на веревочных растяжках. Раньше эти колышки вырубались из молодых деревьев, что не экологично. Сейчас вместо одноразовых настоящие туристы используют многоразовые колышки из разных материалов, таких как алюминиевый профиль, или стальные проволочные колышки диаметром около 4-5 миллиметров, которые легко втыкаются в любую почву и хорошо держат натяжение палатки. Концы стальных колышков загнуты в кольца или петли для завязывания веревок от палаток.

Стойки для палаток желательно брать с собой в разобранном виде, перенося их в рюкзаке. Они должны легко, без каких-либо усилий, вставляться друг в друга. Алюминиевые стойки от палаток не должны быть деформированы, в противном случае усложнится сборка при установке палатки.

При сворачивании лагеря с места стоянки первым делом всегда снимают палатки. Если они сырые и есть возможность хорошо просушить перед укладкой в рюкзак, то это необходимо сделать. Но если нет свободного времени, палатки вытряхивают от мусора и лишней влаги и собирают их для упаковки в рюкзаки. Если был использован тент от дождя, его тоже собирают, встряхивая от лишней воды. Желательно, чтобы палатку и стойки с колышками нес один участник похода, он и будет ответственным за ее сохранность и состояние.

Для безопасности от возгорания палатки располагают на 15-20 метров от костра и по ветру. Желательно их ставить на ровной площадке выходом на поляну или к реке, чтобы был свободный выход из палатки на случай эвакуации.

 

Виды туристических палаток:
1-Волна – базовая, 2-Палатка домик базовый, 3-Тандем из 2х палаток Лотос,
4-Альпинисткая 4х местная,5-Волна, 6-Пятискатная со стойкой, 7-Стандартная 4х местная

 

 

Тенты

 

 

 

Навеска тентов в палаточном лагере

 


О топоре

 

Топор является обязательным предметом группового снаряжения в любом походе. Лучше всего для походов брать настоящий плотничий топор. Он достаточно универсален и незаменим. Готовясь к походу, надо посмотреть в порядке ли топор. Прежде всего, топор не должен иметь зазубрин, заусениц и быть хорошо наточен. Грубую заточку делают на заточном круге, а затем острие доводят на бруске или оселке. Перед походом необходимо осмотреть топор со всех сторон: хорошо ли он посажен на топорище, нет ли трещин и расколов на ручке. При длительном хранении топора хорошо насажанный топор начинает «гулять» на топорище. Работать таким топором небезопасно, он может слететь при ударе и травмировать участника похода. Его надо расклинить, забив деревянный или металлический клин в торец топорища. Направление расклинивания выбирается сообразно тому, в каком направлении болтается топор. Деревянный клин нужно изготавливать из плотной сухой древесины и затесывать не очень круто, чтобы он не вылезал обратно. При этом надо следить за тем, чтобы взаимоположение топора и топорища не нарушалось. Необходимо следить, чтобы топор не был завален вбок; перевернув топор к глазу, проследить, лежат ли оба конца лезвия и пятки топорища на одной прямой. Если лежат, значит, топор насажан правильно, если нет – неправильно.

Если топор сидит на топорище неплотно, и это выяснилось в походе, его просто нужно опустить в воду для набухания дерева. За ночь древесина разбухнет, и топор сядет значительно плотнее. Только надо помнить, что замачивание топора – временная мера. Как только топорище просохнет, топор снова начнет качаться на нем.

Для безопасной транспортировки в рюкзаке, любой топор должен быть обязательно зачехлен. Чехол изготовляется из толстого и крепкого куска брезента или кожи, он прошивается толстыми суровыми нитками или делаются специальные заклепки. Основной принцип безопасности заключается в том, что лезвие топора закрывается любым способом, даже костровой рукавицей. Чехол на лезвии топора закрепляется любым способом, привязывая веревочкой или резинками. Топор укладывается внутрь рюкзака между мягкими вещами, чтобы не распороть сам рюкзак и сыпучие продукты.

В поход берут только те топоры, которые уже испытаны и проверены, а какие брать большие или маленькие, это вопрос вкуса и опыта.

 

Веревки и узлы

Веревки туристические являются основным техническим средством для страховки в туристическом походе, восхождения альпинистов на сложном горном рельефе, преодоления сложных переправ. Основную роль они играют как средство обеспечения системы безопасности в тех случаях, когда есть вероятность получить серьезную травму. Основная веревка в туристическом походе применяется в разнообразных ситуациях и даже для сушки мокрого снаряжения, натягивания тента от солнца или дождя, для спортивных игр.

Веревка сматывается в зависимости от способа ее переноски и использования. Переносить веревку можно на спине, через плечо, в рюкзаке. Переноска на спине удобнее, чем через плечо, и используется в тех случаях, когда ходят без рюкзака. Способ хорош тем, что веревка плотно лежит на спине и не мешает движению.

Для переноски на спине веревка сматывается следующим образом: взяв ее за середину, начинают сматывать в равные петли-кольца в руках на весу. Держа петли-кольца бухты в руке сдвоенными концами, туго обвивают 2-3 раза бухту поперек, затем просовывают петлю из сдвоенных концов веревки в середину бухты (в верхней части) и, продев сверху в образованную петлю оба конца, затягивают ими петлю. Подготовив таким образом бухту для переноски, перебрасывают ее за спину, как рюкзак, привязывают к спине, скрестив сзади концы веревок или подхватив ими петли бухты с каждой стороны, концы завязывают впереди на поясе.

При ходьбе с рюкзаком веревку укладывают в рюкзак или надевают через плечо поверх рюкзака. Веревку можно класть и под клапан рюкзака, прикрепив ремнями или привязав шнуром.

Эффективная работа с веревкой немыслима без умения вязать узлы. Туристы должны в совершенстве владеть техникой вязки узлов как одним из основных приемов туристической техники, знать преимущества и недостатки каждого, не допускать ошибок и погрешностей при завязывании узлов.

Общее требование к узлам: они должны легко завязываться, не развязываться самопроизвольно при нагрузке и в движении, не затягиваться так, чтобы трудно было развязать, возможно меньше ослаблять веревку. Кроме того, они должны полностью соответствовать своему функциональному назначению.

Исходя из этих условий, в туристской практике приняты следующие группы узлов:

для связывания веревок равной толщины – прямой, ткацкий узел, новый, серединный;

для связывания веревок разной толщины – брамшкотовый, академический, плоский штык, шкотовый;

для обвязывания чего-либо – булинь, большой проводник, двойной проводник, беседочный узел;

специальные узлы – схватывающий узел, узел Бахмана, стремя, удавка, встречный, рифовый узел.

На каждый маршрут туристы берут с собой веревку необходимой длины, это около 35-40 метров, то есть один конец, и эта самая рабочая длина веревки, проверенная годами практики многих туристов и альпинистов.

Для передвижения туристов на маршруте служат веревки, называемые основными, имеющие диаметр 9-12 мм и погонную массу 50-90 г/м. Испытания прочности и качества новой веревки производится на отрезанных от бухты кусках. Веревки диаметром 11-12 мм испытываются 4 рывками выбрасываемого груза массой 80 кг; веревки диаметром 9-10 мм — 10 рывками при массе груза 40 кг. Кроме того, образцы доводятся до разрыва при статичной нагрузке. Основные технические данные страховочных веревок приводятся в таблице.

 

Таблица 4. Таблица нагрузок на туристические веревки

Технические условия

Двойная веревка диаметром 9 мм

Двойная веревка диаметром 10 мм

Одинарная веревка диаметром 11 мм

Статическое усилие разрыва, кг

1785

2010

2825

Удлинение при разрыве, %

45

51

45

Величина гасимого импульса, кг

515

500

1045

Количество рывков без повреждений

10

10

4

Удлинение при максим. нагрузке

19

16

22

Масса погонного метра в граммах

47

53

71

Вес выбрасываемого груза, кг

40

40

80

 

В качестве опоры при передвижении, а также для навески перил применяют относительно жесткие веревки, слабо удлиняющиеся под нагрузкой. Для страховки напарника в связке нужны более упругие, способные поглощать за счет удлинения часть энергии (до 30%) рывка в случае падения. Веревка должна хорошо скользить и завязываться в узлы, быть легкой и удобной в работе, сохранять свои качества в течение длительного времени эксплуатации. При организации страховки обычно применяют одну одинарную веревку диаметром 10-11 мм. На сложных участках маршрута, где возможен срыв со свободным падением, применяют сдвоенную веревку – два конца одинакового или разного диаметра около 10-11мм. При работе со сдвоенной веревкой обычно подбирают концы разного цвета. Для навески перил могут служить основные веревки любого диаметра. Работая с веревкой, необходимо учитывать, что в узле происходит значительное снижение прочности веревки (например, в узле типа «стремя» – на 40%, в узлах «булинь» и «восьмерка» – на 25%). Прочность веревки на перегибе в карабине снижается на 30%.

Для лыжных, горнолыжных, пешеходных и несложных горных походов достаточно иметь концы веревки длиной 25-30 метров. В сложных горных и спелеопоходах применяют веревки длиной 45-80 метров и более. Длина веревки зависит от запланированного маршрута в горах или в пещерах.

Срок службы страховочной веревки в зависимости от условий ее эксплуатации составляет от 2 до 6 лет. Исправность веревки необходимо проверять перед походом, а также после прохождения каждого сложного участка маршрута, где она могла быть повреждена. Веревку со значительными повреждениями оплетки или выдержавшую большую динамическую нагрузку нельзя использовать для страховки, а также в качестве опоры при передвижении без дополнительной страховочной веревки. В случаях намокания веревки ее просушивают в тени, при сильном загрязнении стирают в теплой мыльной воде с тщательным выполаскиванием, хранят в прохладном, сухом, закрытом от прямого солнечного света месте. Чтобы уменьшить намокание, веревку пропитывают специальными составами. Основные веревки переносят смотанными в одинарные или двойные кольца.

Для грудных обвязок и беседок в несложных походах для закрепляемых на выступах и крючьях петель самостраховки и петель при навешивании перил, а также вместе с основной веревкой при переправах и спусках, как правило, используется плетеная капроновая веревка 6-8 мм. Она называется вспомогательной, или репшнуром. Репшнур выдерживает до разрыва не меньше 500 кг статической нагрузки. Для этой же цели служит плетеная капроновая лента диаметром 20-30 мм такой же прочности.

В ситуациях, когда применение веревки не связано непосредственно с обеспечением безопасности людей (подстраховка рюкзаков и других предметов снаряжения, увязка грузов и вьюков, сооружения носилок), можно использовать любые веревки (крученые, а также веревки и ленты из сизаля, пеньки, хлопчатобумажные с прочностью на разрыв 100-150 кг).

Торможение веревкой (тросом) применяется для регулирования движения при спуске людей или груза, а также при динамической страховке. Для торможения веревкой используют выступы рельефа. Торможение веревкой, в котором принимают участие только корпус и руки, применяется при страховке через плечо и поясницу, иногда в качестве дополнительной страховки при спуске спортивным способом и классическим «дюльфером». Торможение веревкой через корпус и руки в сочетании с тормозными приспособлениями используется при динамической страховке и различных способах спуска по веревке. Для торможения троса, как правило, применяют блок-тормоз и фрикционные устройства: «трубку», «лесенку», «кассету Рогожникова».

Степень торможения зависит от трения, развиваемого в местах опоры веревки (троса) и в тормозных приспособлениях, а также от усилия туриста, удерживающего («протравливающего») свободный, ненагруженный конец веревки. Под блокировкой подразумевается обеспечение неподвижности веревки или троса относительно тормозного устройства либо тормозного устройства относительно веревки (троса) без приложения удерживающего усилия человека.

Иногда торможение веревки осуществляется с помощью амортизатора. Амортизатор – страховочное средство в виде особо переплетенной прочной веревки или ленты, ослабляющее рывок страховочной веревки при срыве и падении со скал в трещину ледника на крутом ледовом склоне. При отвесном падении сила рывка жестко закрепленной страховочной веревки составляет 1500-2000 кг, а при срыве на ледовом склоне с крутизной 60 градусов составляет 600-700 кг (при использовании веревки отечественного производства). Таких нагрузок без амортизатора не выдерживает ни организм человека, ни элементы страховочной цепи – веревка, карабины, крючья, закладки. Амортизатор, закрепляемый между обвязкой страхуемого и веревкой или между точкой закрепления страховки (крючья, закладок, петель) и карабином, через который проходит страховочная веревка, уменьшает вероятность травмы и делает страховку более надежной.

В качестве веревки для динамической страховки (страховочная веревка) используется стандартная капроновая веревка, предназначенная для динамической страховки в альпинизме и скалолазании, диаметром сечения 10-12мм. Глухой рывок амортизации 80 кг груза на веревке, при его срыве в пустоте, на максимальном возвышении над точкой закрепления веревки не должен превышать 1300 кг. Гарантированная прочность веревки должна быть не менее 2000 кг. Динамическая веревка не должна подвергаться большим длительным нагрузкам, в частности, на навесной переправе и т.п.

Перильная веревка применяется для навески опорных и страховочных перил, навесных переправ, для работы с тяжелыми объектами. В этом качестве используется жесткий тип основных веревок круглого сечения, диаметром не менее 10 мм с гарантированной прочностью не менее 1000 кг по техническому паспорту. Перильная веревка должна иметь прочную, износостойкую защитную оплетку.

Вспомогательная веревка применяется для передачи конца основной веревки и для ее дистанционного снятия, для транспортировки рюкзаков и малых грузов общим весом не более 30 кг и др. Для этих целей применяется капроновая веревка круглого сечения, диаметром не менее 8 мм.

Репшнур представляет собой  капроновая веревка диаметром 6-8 мм круглого сечения с защитной оплеткой. Применяется для схватывающих узлов и для вспомогательных целей.

Для использования в ситуациях, связанных с жизнеобеспечением, не  допускается веревка, имеющая изношенную оплетку, разрывы или так называемую грыжу (выпирание сердечника), а также веревка, имеющая обожженные или оплавленные участки на рабочей части, веревка, испачканная краской, битумом, смолой и др. материалами и др. Нельзя применять нестандартную веревку с особо скользкой оплеткой (фторопласты, полиэтилен и др.), даже если по прочности она соответствует стандартной.

Как исключение, можно пользоваться, как самостоятельными веревками, неповрежденными частями веревки, или как составной веревкой, заблокированной в месте разрыва одним из следующих  узлов: встречный, встречный восьмеркой, грейпвайн.

 

Таблица 5.  Свойства некоторых применяемых веревок

Диаметр веревки (мм)

Вес 1 метра веревки (г)

Разрыв возможен при нагрузке (кг) более:

Разрыв узла "проводник" при нагрузке (кг) более:

1-й сорт

2-й сорт

1-й сорт

2-й сорт

6

19,5

340

300

240

220

8

33,0

690

600

490

440

10

57,0

980

880

700

630

12

87,0

1670

1500

1200

1065

16

165,0

2900

2650

2100

1880

 

Веревка сечением 10 мм часто применяется как перильная и страховочная, для работы в полиспасте и др. Веревка сечением 8 мм применяется, как вспомогательная. Веревка сечением 6-8 мм (репшнур) применяется для вязки схватывающих узлов. Веревки сечением 12 и 16 мм, если это не оговаривается условиями соревнования, применяется только в судейских системах оборудования этапов. При этом 16 мм веревка может заменять двойную веревку толщиной 10-11 мм.

 

Таблица 6. Механические характеристики веревки

Веревка

Диаметр (мм)

Вес 1 м (г)

Разрывное усилие (кгс)

Удлинение (в %) при нагрузке 100 кг

Страховочная

11

75

2200

8,7

Перильная

10,5

65

2000

4,5

Рыболовная

10

57

900-1000

5

 

Любой турист должен овладеть возможно большим количеством узлов, чтобы в зависимости от обстоятельств выбрать для привязывания веревки нужный узел.

Узлами овладевают только в процессе постоянных тренировок. Из важнейших узлов наиболее широко в туристической практике применяются узел булинь, или узел проводника. Он характеризуется простотой завязывания. Более того, его трудно завязать неправильно. В случае необходимости его можно завязать одной рукой. После сильной нагрузки он развязывается несколько хуже. Узел проводника годится также для привязывания к веревке без грудной обвязки в середине веревки (при ходьбе в тройке) при использовании двойной веревки. Для связывания лишних колец веревки, а также для вязки страховочных петель любого размера идеальным считается английский проводник, или узел для вязки петель реконструированный проводник.

Ткацкий узел – распорный, широко используется при связывании двух веревок одинакового размера, находит применение и в качестве узла для привязывания к веревке, легко развязывается, но более трудно завязывается.

Проводник восьмерка – вяжется  на конце веревки и может использоваться без контрольного узла. Рисунок узла должен быть ровным и красивым, то есть веревки не должны перекрещиваться друг с другом. Восьмерка обеспечивает высокую прочность на разрыв и крепость узла на развязывание.

Стремя состоит из двух противонаправленных петель веревки, которые легко затягиваются и поэтому годится для самостраховки на крючьях и для промежуточной страховки. При натяжении «стремя» сильно затягивается, а при выщелкивании из карабина распадается само по себе, что экономит время. Вместе с тем прочность этого узла ниже статической прочности веревки. Узел «стремя» вяжется в любом месте веревки, петлей или концом. Узел применяется при привязывании узла на веревке, для подъема по закрепленной веревке, вязке носилок, веревочных лестниц и т.п. Он удобен тем, что легко регулируется по размеру, не затягивается при нагрузке, а опасные напряжения среза минимальные.

Прямой узел – состоит из симметричных петель на концах, которые связываются контрольным узелком для предотвращения саморазвязывания. В старой версии его называют морским узлом.

Встречный узелвяжется только на концах веревки. Первым этапом вяжется простой узел, но не затягивается, а затем свободным концом вяжут узел, повторяя все повороты и петли завязанного узла. После вязки узла поправляют все пересечения и только после этого его затягивают.

Бромшкотовый узел – несложен в завязывании, надежен и легко развязывается, не растягивается и хорошо держит. Используется для связывания двух веревок разного диаметра.

Булиньодин из наиболее часто применяемых узлов для обвязывания и привязывания концов к точке опоры. Недостаток узла в том, что после сильных напряжений он с трудом развязывается, он значительно (почти на 40%) снижает прочность веревки.

Удавкабыстро и надежно вяжется, а главное, ее легко развязать. Этим узлом веревка может быть привязана к дереву, большому камню, выступу. Обвязывая «удавкой», следует помнить, что надежность закрепления веревки будет зависеть от трения петли о поверхность, к которому привязывается веревка. При достаточном количестве оборотов трение настолько велико, что узел может выдержать значительное натяжение. Необходимо следить, чтобы во время натяжения веревка не перегибалась под острым углом – это в известной мере увеличивает сопротивление срезу.

Схватывающий узелвяжется вспомогательной веревкой (репшнуром) на основной. Когда концы петли, которой завязан узел, не нагружены, последний легко перемещается по веревке в любом направлении. Но стоит ее нагрузить как узел затягивается. Это свойство узла позволяют его использовать для самостраховки при подъеме и спуске по закрепленной веревке, при страховке с абалаковским амортизатором, при спасательных работах и устройстве полиспаста. Узел можно вязать одним концом, но удобнее и быстрей — петлей. Узел должен быть аккуратно расправлен, так чтобы оба конца нагружались равномерно. Перекос может вызвать сползание узла и оплавление веревки. Схватывающий узел плохо держится на жесткой веревке и совершенно не держится на обледенелой.

Узел Бахмана – вяжется сдвоенным репшнуром или петлей, вокруг одной из сторон (без муфты) карабина. Свободная петля простегивается через карабин, обматывая сам стержень два или три раза, и затем защелкивается на карабине. С таким узлом хорошо работать на любых веревках, им легко управлять. Карабином можно пользоваться как ручкой во время перемещения по веревке. Узел хорошо держит на любых веревках.

Плоский штык – используется для соединения веревок и канатов большого диаметра. Веревки переплетаются таким образом, чтобы рабочие концы вышли на противоположные стороны узла, после чего узел крепко затягивается.

Новый узел – вяжется одним концом, но с повторением рисунка всего узла, только в обратную сторону, то есть концы узла смотрят в разные стороны. Этот узел держит очень хорошо. При затянутом состоянии его сложно развязать.

 

 

Виды узлов

 

 

Специальное туристское снаряжение

К специальному снаряжению относятся предметы как группового, так и личного пользования, необходимость которых вызывается спецификой того или иного маршрута: спасательные жилеты, веревки, ледорубы, накомарники и т.п. Необходимость в специальном снаряжении обычно появляется тогда, когда туристы отправляются в походы высоких категорий сложности.

Захваты. Сейчас многие туристы и альпинисты перешли от веревочных узлов – захватов к искусственным точкам опоры. Это жумары, «рыбки», гипсы, зажимы и другое оборудование. Они предназначены для крепления к веревке (тросу) страховочной обвязки туриста, груза, а также для передачи усилия. Захваты свободно скользят без нагрузки и автоматически фиксируют свое положение на веревке (тросе) при ее приложении или рывке. Применяются с целью создания точек опоры при движении по крутым или отвесным склонам, осуществления самостраховки, организации страховки, при транспортировочных и спасательных работах.

В качестве захватов используются различные «схватывающие» узлы и приспособления, зажимы одностороннего действия без ручек и с ручками для удобства передвижения, зажимы двустороннего действия допускающие свободное перемещение вдоль веревки в обоих направлениях, а также блок-тормозы эксцентриковой, клиновой и рычажной системы. Для закрепления на тросе применяют тросовые и универсальные эксцентриковые зажимы.

В 80-е годы прошлого века были разработаны и начали использоваться зажимы, конструктивно объединенные с фрикционными тормозными устройствами в спускоподъемные устройства.


Специальное снаряжение

 

 

Специальное снаряжение используется только в сложных горных походах. Для его использования в походе нужна практика на занятиях, на простых склонах с применением страховки. И всех мер безопасности при его применении.