А.А.Колесников
Вступая на тропу туризма
Нижний Новгород
2006 г.
УДК
ББК
Колесников А.А
Вступая на тропу туризма: Пособие для учителей и руководителей походов. — Н.Новгород, 196 с., библ. 10 назв.
В настоящей книге конкретно и в доступной форме изложен тот минимум знаний, который необходим всякому, кто собирается в туристский поход. Книга написана с учетом опыта массового самодеятельного туризма, развивающегося в школах и учреждениях дополнительного образования.
В книге излагаются лишь элементарные основы техники и тактики пешеходного, лыжного, горного, велосипедного и водного туризма. Рассматриваются, в частности, вопросы организации группы, выбора и подготовки маршрута, приводится характеристика индивидуального, группового и специального туристского снаряжения, даются рекомендации по приготовлению пищи в походных условиях, разведению костра, преодолению сложных участков рельефа, организации природоохранной работы в походах.
Книга предназначена педагогам школ и учреждений дополнительного образования, Кроме педагогов эта книга будет интересна родителям, отправляющим своих детей в поход. С большой пользой для себя ее прочтут сами подростки, желающие заниматься туризмом, а также все, кто недавно стал туристом и не накопил еще достаточного опыта путешествий по туристским тропам.
ISBN
© Колесников А.А 2006 г.
Эта книга посвящена Табокову Олегу Сергеевичу – близкому человеку, который заменил мне отца и наставника. Я благодарен ему за всё, чему он научил меня в жизни. Пусть эта книга будет знаком благодарности, за науку.
Автор
Введение
Каждый выходной день пригородные автобусы и электрички заполняются шумной толпой людей с рюкзаками. В любую погоду, в любое время года они едут за город в одиночку и небольшими группами, едут целыми компаниями, с гитарой и без. Это туристы. Среди них преимущественно молодежь, но немало здесь людей среднего и пожилого возраста.
Почему же туризм обладает такой притягательной силой? Зачем вставать в выходной день ни свет, ни заря, ехать на вокзал, толкаться в набитых битком поездах, затем идти куда-то в любую погоду, таща на себе рюкзак, обливаясь потом, а вечером в такой же тесноте возвращаться домой? Все эти неудобства для несведущих людей совершенно очевидны, поэтому они считают туризм разновидностью чудачества. Но все тяготы и неудобства туризма выглядят не имеющими значения мелочами по сравнению с той яркостью и неизгладимостью впечатлений которую доставляет звездная ночь лесу или переправа над бурлящим потоком.
Представьте себе: ночь в лесу, костёр жадно перебирает прутики, пламя набрасывается на сушняк и вырывает из темноты усталые, но добрые лица людей. Сегодня они переночуют здесь, в этом лесу, а завтра пойдут или поплывут дальше по своему маршруту. Булькая и негодуя, закипает в котелке чай. Он пахнет дымом. Он приятно обжигает губы, он несравним с домашним чаем! И его все хочется пить и пить.
А костёр все горит и горит. Кажется, что он чего-то требует от людей. Он призывает не отступать от традиций.
«Где песня? – потрескивают сучья, – Где песня?» – веером разлетаются искры. Вот она, песня. Гитара звучит тихо-тихо. Песню начал один голос. Потом ее подхватил второй, третий. И вот уже поют все. Поют спокойно, задумчиво и нежно. Затих костёр. Он тоже слушает песню.
Все это хорошо, но в чем же состоит реальная польза туризма?
Начнем с самого простого. Кто из родителей не хочет, чтобы его ребенок вырос здоровым и выносливым? Далеко не все знают, как это сделать. Многие родители во избежание простуды закутывают детей так, что обилие одежды начинает мешать их движениям. Нередко это продолжается в семье из года в год. Сначала ребенка тепло одевают родители, а потом он сам приучается так одеваться. Эффект такой привычки обычно бывает противоположным желаемому – ребенок растет хилым, его изнеженный организм легко подвергается всяким заболеваниям. Настоящее здоровье достигается совершенно другими мерами. Суть их состоит в постепенном приучении организма к изменениям внешней среды, то есть в закаливании.
Туризм – прекрасное и эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека. Пусть он не дает такого развития мускулатуры, как гимнастика, борьба, бокс, тяжелая атлетика и другие. Но зато здоровью и выносливости туриста могут позавидовать многие. Ему не страшно промочить ноги, он не боится простудиться на ветру, вымокнуть под дождем. Туризм закаляет так, как ни один другой вид спорта. Более того, туризм с его большими, но равномерно распределенными во времени нагрузками, способствует излечению некоторых заболеваний.
Трудно переоценить значение туризма с точки зрения воспитания подрастающего поколения. Нет ни одного академического предмета, который бы затрагивал столько задач, сколько решает туризм в целях воспитания подрастающего поколения.
В туристских походах оживают и получают новое звучание многие знания, приобретенные на уроках географии, биологии, математики, астрономии, которые подчас усваиваются формально и часто остаются обременяющим память балластом, не пригодным ни к какому употреблению.
Туризм — это шанс увести ребят из-под губительного влияния улиц. Поддерживая их стремление к новизне, необычности, к приключениям и романтике, туризм формирует из детей истинных поклонников активного отдыха и здорового образа жизни. Эта черта может перерасти в определяющую черту характера. Причем, туризм может оказаться лучшей альтернативой в условиях недостаточного финансирования, при отсутствии базы для проведения летнего детского лагеря.
Нужно помнить и о том, что в походе ребята подчас раскрываются совсем с иной стороны, чем в школе. В этом отношении поход особенно ценен для учителя, так как позволяет понять глубже натуру каждого из ребят и найти подход к нему. Контакты, которые устанавливается между взрослыми и ребятами в походе, как правило, гораздо более глубокие и душевные, чем в школе. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится в школу и повседневную жизнь.
Туризм – это средство физического и прикладного воспитания, средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни людей, средство познания красоты и природы.
Занятия туризмом вырабатывают у человека ряд очень ценных навыков, например, навык правильной ходьбы. Большинство горожан, пользуясь для повседневного передвижения услугами транспорта, проводя отпуск на террасе дома отдыха или в гамаке на даче, буквально отучаются ходить. Пройти 15-20 км не по лесной дороге в глухом лесу, нет, а по обычной проселочной дороге, для них непосильная задача. Турист умеет ходить. Обладает он и многими другими, которые в сумме делают человека приспособленным к жизни. Он понимает, какие дрова хороши, а какие не будут гореть. Он умеет быстро и безопасно развести огонь, сварить вкусно пищу, грамотно и быстро оказать первую помощь потерпевшему, правильно сориентироваться и не заблудиться в незнакомом лесу, быстро починить порванную одежду и т.п.
Знакомясь во время походов с природой, человек понимает, какая она ранимая и что ее надо оберегать и сохранять. Участвуя в походах, школьники и студенты более осмысленно подходят к выбору будущей специальности. Они на практике познают «пот и соль» овеянной романтикой специальности и с открытыми глазами способны примерить к себе будущую профессию.
Но туризм – это не только средство физического воспитания. Велика роль туризма в формировании личности, способной счастливо и долго жить, плодотворно трудиться и получать удовольствие от жизни, а не от суррогатов в виде алкоголя, наркотиков, виртуального мира. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать разные трудности, которые порой встречаются на пути маршрута, такие как психологическая совместимость характеров, отношение друг к другу в экстремальных ситуациях, длительную и напряженную физическую работу. Эти трудности лишь в редких случаях можно преодолеть в одиночку. Как правило, только усилия всей группы дают хороший результат. При этом ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Ради общего дела они учатся преодолевать свою усталость, становиться выше личных симпатий и антипатий, помогать друг другу, быть чуткими, а если нужно, то и беспощадными к нарушителям порядка и дисциплины. Регулярное занятие туризмом вырабатывает у подростков настойчивость, чувство ответственности, умение реально оценивать сложную ситуацию, принимать, если нужно, экстренные меры безопасности.
Нельзя недооценивать и того, что детскому и особенно подростковому возрасту свойственно стремление к новизне, необычности, к приключениям и романтике. Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет и такие не всегда учитываемые взрослыми потребности ребят. Нужно знать и помнить о том, что в походе ребята подчас раскрываются совсем с иной стороны, чем в школе и семье. В этом отношении поход особенно ценен для руководителей или учителей, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти свой подход к каждому из них.
В последние годы детско-юношеский туризм вместе с детским общественным движением оказался в сложном положении: наработанные десятилетиями опыт и базы оказались никому ненужными. Рынок всем представлялся всемогущей панацеей, способной все учесть и отрегулировать. В итоге всеобщей коммерциализации детский туризм стал мало доступным для широких масс детей. Блестящие педагоги и общественники-туристы, всю душу отдававшие детям, были вынуждены уйти от занятий с детьми. Отсутствие финансирования, неразвитая материальная база, недостаток педагогических кадров, дефицит учебно-методической литературы стали факторами, существенно сдерживающими развитие детско-юношеского туризма. В результате детский и юношеский туризм оказывается в стороне от остального туристского движения, в нем очень мало используется накопленный в течение многих лет опыт.
В настоящей книге конкретно и в доступной форме изложен тот минимум знаний, который необходим всякому, кто собирается в туристский поход. Книга написана с учетом опыта массового самодеятельного туризма, развивающегося в школах и учреждениях дополнительного образования. Все заимствования из практики взрослого туризма были проверены авторами на многолетнем опыте походов с туристами разного возраста.
В книге излагаются лишь элементарные основы техники и тактики пешеходного, лыжного, горного, велосипедного и водного туризма. Рассматриваются, в частности, вопросы организации группы, выбора и подготовки маршрута, приводится характеристика индивидуального, группового и специального туристского снаряжения, даются рекомендации по приготовлению пищи в походных условиях, разведению костра, преодолению сложных участков рельефа, организации природоохранной работы в походах и т.д.
Кроме педагогов эта книга будет интересна родителям, отправляющим своих детей в поход. С большой пользой для себя ее прочтут сами подростки, желающие заниматься туризмом, а также все, кто недавно стал туристом и не накопил еще достаточного опыта путешествий по туристским тропам.
Авторы выражают большую благодарность всем, кто помог создать эту книгу.