А.А.Колесников. Вступая на тропу туризма. Прикладная туристическая экология


 

 

Что мы вкладываем в понятие «прикладная экология»? Ее объектом является все то, что нас окружает. Чем мы пользуемся, находясь в походе, на экскурсии в лесу, в парке, в поле, на реке, на озере и в других местах, даже в городе мы постоянно встречаемся с объектами прикладной экологией: все, что сделано человеком, для своего блага, то часто нарушает целостность всей природы.

Мы сами того не замечаем, что очень много грязи оставляем после себя, находясь на природе. А как мы знаем, не все бесконечно в этом мире и все имеет свой предел: загрязняем ли мы свой водоем, будь то озеро, пруд в деревне или городе, маленькую незаметную городскую речку, превращенную в сточную канаву, сыплем ли на дороги песок с солью, кидаем ли много мусора на обочину дороги, освобождаем ли свои гаражи от испорченных продуктов и старых никому не нужных вещей, превращая наши селения в одну большую свалку.

 

 

Экологическая составляющая туризма

Маршруты походов выходного дня проходят, как правило, по красивым и редким по своему обитанию животных и растений местам. Они имеют так называемые в городской черте другое название – «легкие» промышленных центров. Чем ближе к городу лес, тем больше наше паломничество под его сень, тем больше трудов стоит ему восстанавливать нарушенное нами. А нарушаем мы жизнь леса даже тогда, когда приходим вежливыми гостями. Никто и не думает о той беде, которую мы приносим с собой в лес, на чистую речку, озеро или луг. Отдохнув в лесу или в другом месте, мы неосознанно оставляем за собой такую грязь, которую сама природа не способна убрать или утилизовать.

Сберегая лес, или уголок нашей природы, мы продлеваем себе и другим жизнь.

Есть простые правила поведения, которые способны уменьшить давление человеческой цивилизации на природу.

Когда идете по лесу, старайтесь не топтать траву, мох, не ломать живых веток, если они у вас оказались на пути. Аккуратно идите и по лугу, так как на этих местах могу произрастать очень редкие растения, и вы ненароком потопчете их. Любуйтесь красивыми полевыми цветами. Вам на пути может встретиться большое разнообразие цветов, не рвите их. На лугу также могут встретиться разнообразные животные, которые обитают в этих районах. Не пугайте их, они либо добывают себе пищу, либо отдыхают. Даже когда вы находитесь в заболоченной части леса, помните, что и здесь тоже существует активная жизнь. Хорошо, если вы пройдете мимо и не заметите их присутствия, тем самым не навредите им. Хуже всего, если нерадивые туристы оставят после себя горы мусора, пустые бутылки, банки, пластиковые пакеты, черные проплешины костров. Даже разжигать костёр можно только в специально отведенных местах, безопасных от возгорания. Собирать хвороста можно только то количество, которое необходимо для приготовления пищи. Не набирайте большую кучу дров для костра, а только то количество, что безопасно для леса.

Хорошо, если есть в группе гитара и вечером у ночного костра можно попеть душевные туристические песни. И костёр даже нужен. Он всегда объединяет вокруг себя: согревает в холодную погоду, сушит одежду в сильный дождь, готовит пищу. А главное, у ночного костра можно помечтать о будущем, вспомнить о пройденных дорогах, познакомиться с новыми друзьями, спланировать новые маршруты.

Но костёр может натворить много бед, если дать ему волю. Все знают, сколько бед приносит лесной пожар всем животным и растениям. Мало что остается в лесу после такой беды. В огне могут исчезнуть очень редкие растения и животные, а на восстановление новой жизни уходит десятки лет. Вековые сосны сгорают в пожаре за несколько часов, а растут очень долго. Огонь забирает у леса огромные расстояния и площади, и бороться с ним очень сложно и порой опасно для жизни. Прежде чем разжечь костёр, подумайте о последствиях огня.

В грибной период обязательно берите перочинный нож. Грибы не вырывайте с корнем, а срезайте: этим вы сохраните грибницу. Умение срезать гриб и оставить в полном соответствии с природой – это тоже наука. Если вы не знаете название какого-то гриба и он вам неизвестен, не пинайте его и тем более не собирайте, чтобы не получить отравления и не привести себя и своих друзей к гибели или тяжелым последствиям. Даже несъедобные грибы украшают лес и могут быть собраны какими-то животными в качестве съестных припасов на зиму.

Грибы, собранные в походе для обеда или ужина, надо брать в меру, чтобы потом не выкидывать в помойку. За короткий срок в походе грибы не успеют высохнуть и собирать их впрок не рекомендуется.

Но есть хорошая возможность для самых любознательных и пытливых умов изучить грибной мир. Что за грибы, растут в нашем ближайшем лесу, как они называются по научному и в народе? Можно сделать свою коллекцию фотографий интересных и красивых грибов, и придя, домой, узнать о них полезную информацию.

Тогда поход будет очень полезным и познавательным.

Насекомые в лесу.

Кто не знает, кто такие насекомые – это не только комары и мошки, это и бабочки, и пчелы, и шмели, и жуки, и много других видов, их очень много. Они самые многочисленные в нашем мире.

Возьмем один вид – рыжие муравьи. Они играют огромную роль в жизни леса и степей, перенося семена растений, они занимаются очень полезным и нужным делом, распределяя семена трав и деревьев на большие площади, тем самым дают возможность быстрому восстановлению луговой и древесной растительностью.

Муравьи – большие санитары леса, они способны истреблять большое количество разных вредителей лиственных и хвойных деревьев.

Нельзя разорять муравейники: чтобы построить средней высоты муравейник, надо несколько лет потратить на сбор хвои и других материалов, а разрушить его можно в несколько секунд. Муравьи очень трудолюбивые, то есть они все равно построят новый дом муравейник. Не нарушайте дороги или тропы, по которым передвигаются муравьи.

Также мы не рекомендуем и не советуем, разорять гнезда пчел ос и шмелей – они являются основными опылителями ценных кормовых культур: клевера красного, люцерны, других бобовых. Приносят большую пользу и стрекозы, уничтожая комаров и мошек.

Особенно аккуратны, должны быть туристы на территории заповедников, заказников, национальных парков, других территориях, где природа взята под особую охрану государства.

Прежде чем намечать маршруты через такие территории, нужно выяснить режим поведения туристов на данной территории, разрешенный в этих местах. Даже при наличии разрешения передвигаться по заповеднику нельзя, так как в нем нельзя устраивать привалы и разжигать костры.

Условия посещения заказников менее строги, но все равно маршрут надо согласовывать с компетентными организациями. В лесопарковых зонах вблизи больших городов тоже есть некоторые ограничения. Прежде всего, разводить костры, разбивать биваки разрешается только в специально отведенных местах. Впрочем, в нашем тактичном поведении нуждается любой лес, в котором мы находимся.

Некоторым «туристам» или любителям «живой природы» хочется непременно привезти из похода букет полевых цветов. Но спросите сами себя, где полевые больше радуют глаз – в банке или в вазе в вашей квартире, поникшие и унылые, засохшие, или на лугу во всем своем великолепии? Полевые цветы долго находиться в вазе в квартире не смогут и быстро завянут. Садовые цветы стоят в вазе гораздо дольше и могут радовать глаз.

Часто видишь в воскресный день или вечер на вокзалах выглядывающие из урн или помоек охапки засохших полевых цветов. Эти цветы просто не доехали до места, и их выбросили. А луга вокруг больших городов приобретают все больше однообразную окраску, либо посевы овощей, покосы и желтые одуванчики, которые не едят даже коровы.

На лугах и в поле все меньше и меньше становится редких и красивых цветков, и они уже взяты под охрану экологов: любка двулистная (ночная фиалка), ятрышник, венерин башмачок, гвоздика пышная, колокольчик кувшинка, водяная лилия, ландыш майский, первоцвет, купена, медуница, и другие красивые и редкие растения.

Настоящий турист и любитель всего живого никогда не сорвет даже самый невзрачный цветок, он просто полюбуется им, снимет его на фото и пойдет дальше, не сорвав ни одного за весь день.

Давно подмечено: чем больше человек приобщается к активному туризму, тем сознательнее ведёт себя на природе. Эти свойства он сохраняет и в городской черте, никогда не бросит мусор на газон или в кусты и не сломает дерево или не сорвет цветок с газона.

У походов выходного дня возможности делать добро для сохранения природы весьма велики. Туристы по заданию управлений лесного хозяйства, экологических организаций, природоохранных обществ, обследуют заказники, производят необходимые замеры, подсчет и измерение видов животных. Собирают гербарии для определения заболеваний растений, обследуют реки и ручьи на загрязненность, занимаются поиском, расчисткой и оборудованием источников воды, выявляют старые ценные породы деревьев, проводят рейды по охране природных богатств от браконьеров, противопожарные рейды, очищают места массового отдыха горожан от привозимого ими мусора. Обо всех нарушениях и об угрозе природе сообщают в управление лесного хозяйства, водного хозяйства, общества охраны природы, памятников истории и культуры, публикуют материалы на природоохранные темы в местной газете, и других экологических изданиях.

Разновидностью природоохранной деятельности участников походов выходного дня могут быть маркировка туристских маршрутов, благоустройство троп и обзорных площадок, оборудования стоянок и биваков, сооружение мостков, ступенек на обрывах и т.д.

Большую пользу они могут принести, создавая экологический ореол вокруг городов и деревень. О лучших маршрутах выходного дня можно выпустить буклеты или листовки с описаниями и схемами, с красивыми фотографиями, с описанием встреченных животных и растений и многое другое.

Разнообразна и многогранна деятельность туристов в выходные дни. Прежде всего, это краеведение, изучение истории, географии и топографии родного края, его растительного и животного мира, геологического и геоморфологического строения, метеорологические наблюдения, выявление природных памятников. Это также изучение архитектуры, быта, народного творчества населения, этнографическое и топонимическое изучение местности, встречи и беседы со старожилами, интересными людьми, героями войны и труда, знакомство с промышленностью и сельским хозяйством своей и соседних областей. В походах можно собирать песни, пословицы, поговорки, записывать легенды, рассказы о старинных обычаях, обрядах.

Стать руководителем походов выходного дня, вовлекать в занятия туризмом других людей тоже очень ценная форма общественно полезной деятельности. Несколько опытных туристов могут организовать в туристской секции или клубе комиссию или хорошую команду единомышленников.

 

 

Снег

Все знают, что снег всегда белый, чистый, холодный, что он состоит из огромного количества мельчайших снежинок. Снег, падая на землю, покрывает огромные площади земной территории, и тем самым спасает при сильных морозах растительность от вымерзания. Весной талый снег питает землю, что в свою очередь очень полезно для растений. Зимой снег является огромным аккумулятором пресной воды для всех рек и речушек, прудов, озер и болот. В городе он является большим бедствием для автомобильного транспорта, создавая большие проблемы для коммунальных хозяйств при уборке улиц. Если к этому добавить изменения температуры от сильных морозов и оттепелей, то картина заснеженного города представится всем очень наглядно: это большие пробки на дорогах, нервозность водителей, опасные ситуации при маневрах. Возможны и трагические последствия от большого количества выпавшего снега, который может парализовать город на долгое время. От большого снегопада могут пострадать городские электросети за счет обрыва проводов и поломки опор. Без электричества могут остаться большие районы города, больницы, детские сады, школы, и другие учреждения.

В городе снег может быть очень опасным на крутых склонах, где он накапливается в большие массы. Накопившийся снег только ждет удобного случая или толчка, и тогда жди большой беды: при срыве со склона он сметает на своем пути любые преграды, ломает большие деревья и даже дома. Поэтому играть на заснеженных участков склона надо очень осторожно и быть внимательными к тем, кто играет на нем или катается на санях.

Часто на дорогах или в других местах остаются открытыми люки от колодцев городской коммуникации, которые в свою очередь при большом снегопаде перекрываются снежными шапками и становятся невидимыми. Человек, попадая в такую ловушку, может сильно травмироваться, часто в такие люки попадают животные, которым не под силу самим вылезти наружу. Обильный снегопад в городе опасен не только на дорогах, но и крыши домов подвергаются сильным нагрузкам под большим весом выпавшего снега. Если вовремя не убрать снег с крыш, то слабые постройки просто могут рухнуть.

При резкой смене температур появляется новая опасность для жизни человека: это сильный гололед на дорогах, тротуарах, лестничных маршах, которые расположены на улице. Все прекрасно знают, что ходить по скользкой дорожке очень опасно для жизни, особенно пожилому человеку. Гололед на городской дороге очень опасен, особенно если дорога плохо убирается от старого снега, а под ним уже образовался лед. Много автомобильных аварий возникает при любом, даже незначительном заносе машины, всегда бывают человеческие жертвы.

Оттепели зимой или весной очень опасны из-за сосулек, которые появляются на крышах, так как большой объем снега, накопившийся на крышах в течение зимы, начинает таять. Водотоки не способны за очень короткое время спустить всю талую воду вниз, и тем самым получаются пробки льда и на карнизах образуются огромные сосульки. Как правило, весной температурный режим резко меняется от плюсовой до минусовой в течение всего дня, что способствует образованию новых сосулек. Масса таких сосулек очень велика и под своим весом они обламываются и с грохотом падают вниз. Своевременно убранный с крыш снег уменьшает опасность.

Как говорилось выше, дороги посыпают песком с солью для предотвращения гололеда и скольжения. За зиму коммунальные службы разбрасывают песок с солью в пределах до 10-15 тысяч тонн, по городу это очень большая цифра. Весной, когда начинает таять снег, вместе с талой водой смывается и вся соль, которая была разбросана с песком. Грязная вода, теперь уже соленая, попадает на газоны, где растут деревья, трава, цветы, уходит в городской коллектор, канализацию, где нет ливневки или дренажа, вода смывает плодородную почву, засоляет ее и вместе с мусором по склонам стекает в речки. Потоки грязной весенней воды несут в себе еще больше грязи в виде масляных пятен, пролитого бензина, протекающего масла и других химических реагентов, которыми пользуются автолюбители и которые очень ядовиты и опасны для окружающей природы. Весь поток ручейков, речек и коллекторных сбросов устремляется в наши большие реки, которыми мы пользуемся в быту. С грязным снегом за всю зиму скапливаются очень большое количество мусора, которое никто не убирает и не увозит на свалки, все это тоже попадает в наши реки.

Снег в течение всей зимы накапливает в себе и хранит до весны всю городскую грязь, даже выбросы заводских труб, больших и малых котельных, все это попадает или оседает на белый снег, который собирает этот мусор выпавшими снежинками. Если сделать лопатой вертикальный срез любого сугроба, то легко можно увидеть слои чистого и грязного снега. По толщине грязного снега можно легко сделать вывод, сколько было осадков и каких, какова мощность загрязнения данного района. А если сделать лабораторные пробы и подробный анализ этого снега, можно только представить себе, что находится в снегу, что попадает к нам через воду на стол.

Грязный снег, собранный с улиц с парков, аллей, площадей, машинами увозится на окраины города, где даже не предусмотрена его очистка от мусора. Вся грязь и мусор без очистки попадает в водостоки, засаливая всю прилегающую к свалке местность. Мусор, оставленный человеком очень сильно засоряет окружающую среду.

 

Наши водоемы

Наша жизнь в городе зависит от притока чистой воды и ее грамотного использования, поэтому вопрос о ее сохранении в чистом виде стоит очень остро. В больших городах располагаются много заводов, малых предприятий, где в технологических процессах используется огромное количество воды. Самым главным потребителем воды является население, использующее ее на бытовые нужды. И беречь ее должен каждый человек.

Вода в городе необходима для благоустройства парков и садов. Во многих парках расположены небольшие водоемы — либо искусственные пруды, либо естественные небольшие озера с хорошей чистой водой. Через городскую зону протекают большие и маленькие реки, которые в свою очередь улучшают городской ландшафт, дают возможность в жару отдохнуть на своих берегах тысячам горожанам.

Рекой, как магистралью, пользуются речные суда, как пассажирские, так и грузовые, перевозя грузы для народного хозяйства.

Река после сложной очистки воды на специальных станциях водозабора, как артерия, питает все городское население.

Но мы привыкли кидать свой мусор в реку, из которой пьем. Часто приходится видеть, как моют машины из прекрасны водоемов. Для костров срубаются маленькие деревца, уничтожаются молодые посадки, на одном месте разводят много костров, сжигая травяную растительность, оставляя после себя черные проплешины от костровищ.

Еще хуже, когда заводы или химические предприятия без очистки сбрасывают грязные промышленные воды прямо в реки, тем самым ухудшая здоровье тысячам гражданам, живущим ниже по течению рек и губя все живое в реках.

Если город не имеет специальной ливневой канализации, то все грунтовые, дождевые и талые воды без очистки попадают в речную сеть.

Хуже всего обстоит дело с внутренними водоемами, такими как парковые пруды, озера, места отдыха горожан. Здесь вода не очищается сама по себе и все, что брошено в воду замусоривает ее, и постепенно из хорошего места отдыха водоем превращается в вонючую грязную канаву или свалку. Каждый думает только о своем благополучии в данное время: покупался, поел, помыл свою машину, бросил свой мусор, не затушил костёр  и после себя оставил грязное место для другого отдыхающего.

 

Почвы

Все, что мы видим в природе, в городе, в саду, все это растет на почве. Любая почва требует к себе бережного отношения. Почва является той основой на которой формируется вся растительность и животный мир. В результате вмешательства человека происходят глобальные изменения природных объектов. Один из видов таких изменений – эрозия почв, буквально обозначающее «разъедание». Эрозия почвы – это разрушение почвы силой воды и ветра, сопровождающееся выносом продуктов разрушения и их отложением. Вред, причиняемый эрозией почв, очень велик и страшен, редко когда восстанавливаемый человеком. В зависимости от того, какая сила разрушает почву, различают ветровую и водную эрозии.

Нередко одной форме эрозии сопутствует другая. Водная эрозия, например, повышает податливость некоторых почв к развеиванию. Многие мероприятия по защите почв от водной и ветровой эрозии направлены на повышение противоэрозийной устойчивости почв и на уменьшение воздействия силы ветра или воды на поверхность почвы.

Рассмотрим некоторые виды разрушительной силы на почву.

Ветровая эрозия делится на вызываемую пыльными бурями и повседневную (местную). Пыльные бури отличаются самым сильным действием. За короткое время они губят посевы и разрушают почву на сотнях тысяч гектаров. Повседневная ветровая эрозия наиболее выражена на легких и суглинистых карбонатных почвах. На чистых парах в теплый период года обычно даже при слабых ветрах возникают мелкие вихри, быстро перемещающиеся по полю. На повышенных элементах рельефа наблюдается легкое «дымление» почвенных частиц, однако они далеко не переносятся.

Водная эрозия подразделяется на плоскостную, струйчатую и линейную.

Плоскостная эрозия (смыв почвы) возникает на крутых распаханных склонах, когда тонкий слой воды накапливается на поверхности, заполняет все понижения в почве, а затем переливается сплошным потоком через их край, разрушая почву.

Струйчатая эрозия - следующая стадия развития плоскостной эрозии, когда поверхностный сток переходит в микрорусла.

Образовавшиеся на полях или на небольших склонах струйчатые размывы уменьшают плодородный слой почвы, образуя эродированные почвы.

Линейная, или овражная, эрозия проявляется в виде размыва почвы концентрированным потоком в пониженных местах склона с образованием промоин и рытвин, которые в дальнейшем разрастаются вглубь и вширь и превращаются в овраги. Линейная эрозия по размерам повреждаемых территорий значительно уступает плоскостной и струйчатой.

Основными факторами эрозии почв являются климат, рельеф, свойства почв, материнских и подстилающих горных пород, хозяйственная деятельность человека.

Климат лесостепных и степных районов изменяется от умеренно континентального в европейской до резко континентального в азиатской части.

Вместе с континентальностью с запада на восток возрастают суровость зимнего и засушливость летнего периодов года. В этом же направлении увеличиваются частота и сила засух, суховеев, черных бурь, зимних метелей.

Просачивание воды в почву при ливнях происходит медленнее, чем ее поступление. Поэтому на поверхности почвы собирается большая масса воды, которая, двигаясь по склону, легко отрывает и увлекает по течению мелкие частицы почвы.

Сеть понижений, по которой стекают поверхностные воды, называется гидрографической. Она сформировалась под действием огромных масс воды, образовавшихся при таянии ледников и снежных скоплений. Она состоит в основном из нескольких образований. Верхним звеном является ложбина – мелкое и неширокое углубление (до 1 м) в рыхлых отложениях (лесс, лессовидный суглинок и пр.), с симметричными берегами, переходящими незаметно в склоны водосбора, и слабо выраженным руслом, имеющим значительный продольный уклон. Ложбина, постепенно углубляясь, переходит в лощину.

Лощина – более крупная форма эрозионного рельефа, отличающаяся четко выраженной корытообразностью и большей крутизной (8-150) склонов. Ее берега имеют бровки, а днища – небольшой продольный уклон с толстым слоем эродированной почвы. Ложбины и лощины входят в состав более крупного понижения почвы – балки.

Балки – глубокое понижение местности с крутыми склонами. Верхние части балки составляют ложбины и лощины, средняя и нижняя их часть называется собственно балкой.

Долины – понижения крупного размера и асимметричной формы. Правый берег их обычно крутой и высокий, левый – очень пологий и состоит из песчаных террас. У ложбин площадь водосбора не более 50га, у лощин – 500га, у балок достигает 3 тыс. га, а у речных долин – еще больше.

Овраги резко отличаются от балок. Они имеют, как правило, крутые откосы с четкой бровкой и щелевидное узкое дно. В устьевых их частях происходит отложение продуктов эрозии и формирование конуса выноса.

По расположению овраги подразделяют на донные, береговые и вершинные. Донные овраги (вторичные размывы) образуются по дну лощин или балок в местах с наиболее мощными водными потоками с водосбора, имеют большую протяженность, быстро растут (1,5–2м в год), но ширина и глубина их обычно незначительны.

Береговые овраги формируются по берегам балок и речных долин под воздействием концентрированных потоков с водосбора, имеют вид коротких, но глубоких размывов.

Вершинные овраги растут со скоростью 1–1,5 м в год. По мере того как вершина оврага продвигается вперед, высота вертикального обрыва у этой точки, как правило, увеличивается.

Разрушительная сила почвы очень велика. Ярким примером разрушительности служат оползни. Что происходит с землей, когда вдруг неожиданно тысячи кубометров земли сползают вниз и сметают все на своем пути. Резко изменяется рельеф местности, меняется уклад жизни, гибнут животные и люди. Оползень влечет огромные убытки, если на пути его встречаются строения. Многие, объекты обрушенные им, восстановлению не подлежат, так как рельеф очень сильно меняется и построить на этом месте новое уже невозможно, да и опасно в связи с возможностью новых сходов земли.

Основной причиной схода земли со склонов является насыщение земли водой до критической массы, когда сцепление самой почвы становится минимальным, и насыщенная водой земля не выдерживает большой нагрузки и со склона устремляется вниз. Оползни формируются на склонах оврагов, крутых речных берегов, дорожных откосов, и в основном там, где не устроены отводные гидросистемы, или ливневые каналы для сброса лишней воды. Большую роль для удержания склонов от разрушения играют посадки деревьев, строительство противооползневых барьеров.

 

Карстовые провалы

Карстовые провалы это тоже вид разрушения или изменения ландшафта, который проявляется в результате образования подземных пустот путем вымывания грунтовыми водами легкорастворимых компонент почвы, таких как мел, известняк. На месте провала образуются ямы округлой формы разной глубины и ширины. Наблюдались карстовые провалы от 1 метра в диаметре до нескольких десятков метров в диаметре со множеством туннелей и проходов со сложной системой ходов и переходов. Глубина таких полостей может достигать несколько сотен метров. Если карстовые провалы небольшие, то, как правило, они покрываются кустарником и деревьями, растущими прямо с самого дна вертикально вверх.

Большую опасность карстовые процессы представляют в населенных пунктах, где расположены жилые массивы. В любой момент может образоваться огромная яма или воронка в неожиданном месте, которая опасна своими разрушениями.

Как правило, большие полости образуются в районе сильного обводнения, которое заполняются подземными водами, образуя озера с чистой прозрачной водой. Многие такие озера соединяются между собой подземными коридорами.

Карстовые провалы можно наблюдать на поверхности земли. Они легко заметны даже неспециалисту по характерной округлой форме в земле и плавными переходами. В местах, где геологическое строение способствует быстрому вымыванию почв, образуется большое количество карстовых провалов или воронок. Сами по себе эти провалы становятся объектом наблюдений и исследования туристов и спелеологов. Эти объекты природы изучаются геологами как большая открытая книга строения Земли.

 

 

Ледники

Одним из самых сложных и интересных явлений в природе являются горные ледники, которые питают реки пресной водой почти круглый год. Ледники расположены высоко в горах и обладают большой массой накопленного льда. Формирование ледников идет очень медленно, так как процесс превращения выпавшего снега в ледник очень долгий. Это многостадийный процесс превращения простых осадков в крепкий прозрачный лед. Этот процесс протекает за счет особого сочетания температурного режима и давления. Огромные массы льда постепенно накапливаются высоко в горах и многокилометровыми языками спускаются по горным ущельям вниз, увлекая за собой большое количество осадочных пород. При спуске ледника происходит сбор осадочных отложений в виде мелких и крупных камней прямо на самом теле, то есть на его поверхности. Сам же ледник, двигаясь по дну ущелья, как громадный бульдозер, сгребает перед собой все то, что попадается на его пути, образуя моренные озера, большие завалы, озы и многое другое, тем самым изменяя рельеф при своем движении. В теплые летние месяцы происходит сильное таяние языка ледника, что в свою очередь ведёт к его отступлению. Пустоты или завалы, оставленные ледником, заполняются талой ледниковой водой, образуя большие озера, которые при переполнении чаши могут создать мощный селевой поток, опасный своей большой разрушительной силой.

Из-под ледников берут свое начало горные реки, которые устремляются вниз и увеличиваются в размерах. Горные реки необходимы для народного хозяйства, орошения засушливых земель, вращения турбин электростанций и многого другого, что дает река народному хозяйству.

Формирование ледника начинается высоко в горах. В разных горах снеговая линия питания ледника разная, например, на Памире она начинается с высоты 7500 м, на Кавказе – с 4500 м, на Тянь-Шане – с 5700 м, на Алтае – с 4600 м, на Урале – с 3000 м. Границы перехода снеговой линии в ледник тоже разные и зависят от района, где они находятся. Масса самого ледника медленно спускается вниз по ущелью в зависимости от температуры воздуха и количества осадков. Скорость движения ледника может резко меняться от нескольких сантиметров до метров в сутки. Длина ледника очень разная. Самый большой ледник Федченко, который находится на Памире, его длина достигает около 72 км. Формы ледников разные и  зависят от того, где они расположены. Основные виды ледников: долинные, каровые, висячие, карнизные, водопадные и другие.

Строение ледника по своей структуре очень сложное: он состоит из нескольких слоев или горизонтов, неся в себе обломочный горный материал. Из-за сложного рельефа, по которому он передвигается, образуются различного вида трещины, которые опасны для туристов и альпинистов. Ледник, покрытый снегом, очень опасен, так как все трещины из-за выпавшего свежего снега почти не видны, только опытные горовосходители могут найти безопасный маршрут по леднику. Прохождение ледопадных участков требует от спортивной группы большой физической нагрузки и специального снаряжения для движения по ледовому рельефу. Чтобы пройти ледник большой протяженности иногда требуется несколько дней.

 


Программа «Прикладная экология и туризм»

Для системы дополнительного образования
Предлагаемая программа реализуется в работе Школы экологической культуры Детско-юношеской организации «Зеленый Парус» в течение 10 лет.
Возрастной состав обучающихся 10-17 лет. Продолжительность образовательного курса рассчитана на 3 года.

 

Пояснительная записка

Человечество находится на пороге расцвета «золотого» века биологии. И название века обязано отнюдь не успехами в этой области науки, а острой необходимостью сохранении жизни на планете, как залог выживания нашей цивилизации. В результате губительной деятельности человека исчезают растения и животные. Исчезновения одних видов фауны и флоры приведёт на грань вымирания других видов. Нарастающая цепная реакция вымирания в замкнутой взаимосвязанной биосфере в конце концов может достигнуть того предела, когда станет вопрос о существовании человека как вида. Положение дел усугубляется возрастанием потребления природных ресурсов на фоне колоссального прироста населения планеты. В результате чего происходит широкомасштабное загрязнение окружающей среды. Актуальность данной проблемы не вызывает сомнения и показателем может служить то, что чистая вода и чистая натуральная пища имеет уже коммерческий интерес. Поэтому развитие экологии должно являться стратегической политикой государства, чтобы урегулировать взаимоотношение между человеком и природой.

Ситуация с состоянием здоровья детей и подростков приобрела за последние годы настолько трагический характер, что о ней заговорили не только врачи и педагоги, проблема эта стала волновать представителей широкой общественности и политиков. До 80% первоклассников приходят в школу, имея нарушения состояния здоровья. К моменту окончания школы число таких детей увеличивается до 90%! Поздно бить тревогу и заниматься исследованиями, необходимо предпринимать энергичные меры для изменения сложившегося положения. Одним из реальных, давно опробованных путей, не требующих крупных вложений средств, является туризм.

Поскольку школьный туризм неотделим от краеведческой работы, то есть углубленного изучения во время походов истории, природы и культуры родного края – своей малой родины, о нем можно говорить не только как об уникальном оздоровительном комплексе, но и как о важнейшем средстве культурно-патриотического воспитания.

Кроме того, в наше непростое время, когда многократно возросла опасность природных и техногенных катастроф, террористических актов, необходимо использовать возможности туризма для подготовки занимающихся к действиям в условиях экстремальных ситуаций.

Растущая отчужденность между людьми вызывает необходимость использовать возможности туризма для формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений.

Новизна данной программы состоит, прежде всего, в ее комплексности, которая дает возможность учащимся осуществлять ряд осознанных выборов, способных в дальнейшем помочь определить профессию, а, может быть, и жизненный путь. Кроме этого, комплексная программа туристско-краеведческой подготовки и прикладной экологии позволила улучшить связи образовательного процесса в учреждении дополнительного образования с предметами базисного учебного плана школы.

При создании комплексной программы авторы опирались на следующие педагогические идеи и принципы:

 

Цели и задачи

Цель комплексной программы – формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения, создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности, помочь ребенку сделать осознанный выбор, более четко определиться в своих симпатиях, увлечениях, определить свои силы и возможности.

Комплексная программа предусматривает решение следующих основных задач:

В области образования:

В области воспитания:

В области физической подготовки:

Целевая группа

С учетом возрастной периодизации детей, лучшее время для начала занятий по комплексной программе – 10 лет. Для детей, имеющих опыт занятий в группах подготовительного этапа, можно начинать занятия по комплексной программе на год раньше, для тех, кто хочет получить широкий комплекс знаний и навыков, но ограничиться оздоровительным туризмом, можно начинать занятия и в 14-15 лет. Однако тем ребятам, которые хотят пройти полный курс обучения и получить начальную профессиональную подготовку, рекомендуется начинать занятия в период с 9 до 11 лет. Для зачисления в объединение, работающее по комплексной программе, специальных знаний и подготовки не требуется, зачисляются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.

Учебно-тематический план
Первый год обучения.
Цель: знакомство с экологией, овладевание элементарными туристскими навыками.

 

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Введение в науку экология. Объект и методы изучения. Место экологии в системе других наук и в жизни каждого человека

2

2

4

2

Проблемы экологии мирового сообщества. Основные загрязнители и глобальные экологические катастрофы, прогноз катастроф. Международные правовые нормативы, принятые для охраны окружающей среды

2

2

4

3

Сохранение дикой природы. Значение создания охраняемых природных территорий. Типы охраняемых территорий. Исчезающие птицы и животные. Проекты по повышению численности редких исчезающих животных и растений. Значение лесов. Основные факторы гибели леса: химическое загрязнение, вредители, пожары. Океаны, моря, реки, озера. Водная среда как будущая среда обитания человека, альтернативное решение “сухопутных” проблем.

Экскурсии по паркам и водным объектам города

8

24

32

4

Город как среда обитания. Основные загрязнители города. Промышленные и бытовые свалки, пути и проекты их утилизации. Озеленение города. Проект города будущего, каким он должен быть.

Экскурсии по городу

12

24

36

5

Экологический мониторинг. Цели, задачи, методы экологического мониторинга. Актуальность и необходимость.

Приборная база для экологического мониторинга. Биомониторинг.

Экскурсии на природу с измерением параметров окружающей среды

6

20

26

6

Обучение безопасности жизнедеятельности на маршруте.

4

6

10

7

Факторы риска которые могут встретиться при прохождении маршрута или похода

6

24

30

8

Способы преодоления сложных природных преград, которые могут встретиться на маршруте или во время исследовательских работ

6

12

18

9

Основы организации туристских походов по родному краю.

-            организация экологических экскурсий в черте города, городских районов

-            проведение исследовательской работы, как в городе, так и за ее пределами

-            организация однодневных маршрутов с целью изучения природных объектов, интересных для исследования

-            формы и методика проведения разнообразных туристских походов с детьми разного возраста

-            факторы риска и безопасности при проведении туристических походов или малых экспедиций

24

36

60

10

Организация простых туристических маршрутов и походов.

8

52

60

11

Организация экскурсий по парковым зонам отдыха. Исследования зон отдыха в городской черте

4

36

40

12

Проведение походов выходного дня с изучением экологического состояния окружающей среды

4

36

40

 

Всего:

86 

274 

360 


Второй год обучения.

Цель: основы геологии, работа с картами, приобретение теоретических основ и практических навыков, необходимых в туристических походах.
Возраст детей: 12-14 лет.
Цель курса: ознакомить учащихся с исторической картиной развития Земли, с ее структурой и перспективами.
Методы проведения занятий: лекции, беседы, практическая работа с микроскопом, с набором образцов минералов, экскурсии в краеведческий музей.

 

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Геология - наука, состоящая из целого ряда самостоятельных дисциплин: геодезия(форма земли, топография),космогония (происхождение Земли, фотосъемка, тектоника),динамическая геология (процессы, изменяющие земной рельеф),палеонтология(изучение древней фауны и флоры),петрология, литология, минералогия, кристаллография, тектоника, стратиграфия, вулканология, историческая геология(развитие Земли и жизни на ней),гидрогеология, инженерная геология, наука о полезных ископаемых(рудные, нерудные, угли, нефть, газ),геофизика, геохимия, аэрометоды, экспериментальные исследования (выращивание искусственных минералов - алмаз, рубин, горный хрусталь, моделирование процессов)

 

8

8

16

2

Образование солнечной системы и Земли. Развитие Земли (архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой, современный период).

4

4

8

3

Стратиграфия: отложения океанов, морей, суши, трансгрессия, регрессия, определение возраста по фаунистическим и др. находкам. Показ альбомов с руководящей фауной. Абсолютный возраст осадочных отложений.

 

4

4

8

4

Магматизм. Типы интрузивных и эффузивных пород. Происхождение гранитов: магматическое и метасоматическое. Вулканогенные процессы - показатель глубинного строения Земли. Работа с микроскопом: знакомство с основными породообразующими минералами.

 

4

4

8

5

Поиски и разведка полезных ископаемых - рудных и нерудных, каменных углей, нефти и газа, подземных вод. Различные методы поисков полезных ископаемых: геофизические, геохимические, шлиховой, штуфной, гидрохимические. Знакомство с некоторыми рудными минералами и поделочными камнями (касситерит, антимонит, золото, чароит, агаты). Работа с коллекцией минералов.

 

12

48

60

6

Гидрогеология: моря, океаны, реки, подземные и грунтовые воды. Опасность для всего живого загрязнения вод.

 

12

24

36

7

Рассказ о проведении съемочных и поисковых работ: подготовительный период, полевой период, камеральный период.

12

12

24

8.

Понятие о планах, картах. Ориентирование на местности с использованием карт, компаса, местных ориентиров, небесных тел.

24

48

72

 

Всего:

80 

152 

232 

 

Третий год обучения

Цели и задачи: освоение понятий о мониторинге состояния окружающей среды, знакомство с приборной базой мониторинга, освоение практических приемов мониторинга природных объектов и окружающей среды.

 

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Основные типы и формы географических объектов или зон

2

2

4

2

Типы и формы природных объектов.

таежно-лесная зона

тундровая

болота (низинные, верховые)

лесостепная и степная зона

горная зона

8

24

32

 

реки

озера

старицы

моря

ледники

снежные массивы

пески

8

24

32

 

Приборы и оборудование, необходимые для получения научных результатов. Специальное снаряжение, применяемое для проведения специальных и сложных измерений в полевых работах.

-гидрологические измерения режимов рек

-измерения профилей основного русла реки

-измерения пойменного участка реки

-профиль руслового участка реки

-измерения скорости потока реки

-определение прозрачности и чистоты воды в реке

-описание дополнительных притоков реки; болота, ручьи, старицы, запруды и другие объекты

-описание биотопов возле реки

-отбор проб донных отложений

-описания геоморфологического состояния реки и прибрежной части

 

24

48

72

3

-снегомерная съемка на исследуемом участке

-анализ проводимых работ в полевых условиях 

 

 

 

4

Туристическая подготовка для проведения мониторинга в полевых условиях

12

60

72

5

Оформление результатов исследовательских работ, наблюдений или опытов

12

12

24

6

Специальное страховочное снаряжение. Типы страховочного снаряжения.

12

12

24

7

Разработка программы мониторинга природных изучаемых объектов (подъем уровня рек, изменения химического и физического состава воды в колодцах или водоемах, зарастание береговой линии растениями и деревьями, разрушение береговой кромки от сильных паводков)

12

12

24

 

Всего:

48

96 

144 


Содержание программы

Исходя из целей и задач, сформулированных в программе, используются следующие методы и формы работы:

Для реализации комплексной программы могут использоваться разнообразные формы работы: проведение соревнований и матчевых встреч по туризму, ориентированию, топографии, военно-спортивных игр, краеведческо-экскурсионных мероприятий (экскурсии, конференции, краеведческие ралли, викторины). Проведение походов, начиная от однодневных, и далее – до сложных спортивных маршрутов; организация полевых туристско-оздоровительных лагерей.

Ожидаемые результаты. Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение комплексной программы по годам обучения, прирост спортивных достижений, участие в походах, соревнованиях, краеведческих конференциях при наличии положительных результатов.

Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива объединения (группы), заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, а в конечном итоге – воспитание физически здоровых, сознательных патриотов своей родины.

В процессе обучения предусматриваются аттестации, теоретические зачеты, зачетные соревнования и многодневные походы в конце года. Осваивая разделы, включенные в программу, во время теоретических и практических занятий, на соревнованиях, в походах, в конце обучения ребенок сможет осознанно выбрать подходящую специализацию и сознательно следовать навыкам здорового образа жизни.

 

 

Методика организации и проведения выездного эколого-туристического лагеря

Выездные эколого-туристические лагеря проводятся в июле – августе. Лагерь планируется  и устраивается в полевых условиях при полной автономии и самой организации учебного процесса: экскурсий в лес, звездных туристских походов, физической подготовки, спортивных соревнованиях. Состав участников набирается из подростков возраста от 10-14 лет. Набор в лагерь идет путем собеседования с каждым в отдельности, руководителем или педагогами лагеря.

Организация автономного выездного палаточного лагеря для подростков включает в себя подбор грамотных руководителей групп, специалистов по спортивной и экологической работе с подростками. Особое внимание надо обратить на подбор руководителей-туристов, так как лагерь выездной и поэтому требуется научить ребят жить в полевых условиях. Лагерь располагается вдали от населенных пунктов, поэтому приготовление пищи, обустройство лагеря, столовой, специальных тренажеров ляжет на плечи всего коллектива, и, конечно, на самих подростков. Это даст возможность раскрыть ребятам свои способности и возможности и приучит их к экстремальным условиям жизни с необходимостью самообслуживания.

Деятельность лагеря строго регламентирована планами на каждый день с чередованием занятий по туристической и полевой экологической подготовке и досуговыми и оздоровительными мероприятиями.

Живя в эколого-туристическом лагере, они самостоятельно будут принимать свои решения, для выполнения, каких-то сложных задач и поступков, что в корне или частично может изменить их мировоззрение на общество, в котором они живут.

Распределение участников происходит по возрастной группе и по 10 человек в каждом отряде, и располагаются в отдельной шатровой палатке вместимости около 10-12 человек.

К каждому отряду или отделению прикрепляется в качестве руководителя, вожатый, или ответственный, который в свою очередь проводит с ними все время на занятиях по программе или совместных соревнованиях.

Все специальные занятия для подростков, до проведения, должны быть обсуждены специалистами по вопросам безопасности и надежности их прохождения. Все снаряжение должно быть проверено на целостность качества и мер безопасности при их использовании во время их прохождения, сложных систем переправ.

Все материалы и программы по проведению, каких-либо занятий, запланированных на этот период, проверяются и утверждаются руководителем всего лагеря. Любые дополнения или изменения в программе дня, которые появились во время самой лагерной смены, или какие-либо временные изменения согласуются и снова утверждаются руководителем, согласно в веденного распорядка  дня в установленном режиме. Если есть возможность изменить план мероприятия без нарушения общего распорядка дня, то решения принимаются тут же.

Для организационных работ, в палаточном лагере руководителем назначается должность коменданта лагеря, который в свою очередь следит за всеми хозяйственными делами проводимых по распорядку дня. Им назначаются помощники для выполнения работ на кухне, заготовки дров, наведения порядка в самом лагере.

В полевом эколого-туристическом лагере, которое будет, располагается далеко от населенных пунктов, а тем более от больниц необходимо назначить ответственного врача, в случае болезни или небольшой травмы при проведении каких-либо сложных занятий. Медицинская палатка должна быть оснащена всеми необходимыми лекарствами и медикаментами для экстренного лечения любых больных и местом для отдыха мед персонала.

Так же при большом  скоплении подростков, разнообразного возраста, не обходимо продумать вопрос о нахождении на теретории лагеря двух специальных охранников, так как лагерь, может находиться во время проведения занятий без людей, или во время отдыха.

Выездной лагерь должен быть обеспечен системой связи с городом в случаях, которые могут понести тяжелые последствия, для здоровья участников и руководителей групп. Так же если, что-то грозит бедой, с которой не справиться своими силами.

Желательно при выездном лагере большой удаленности иметь в постоянной готовности машину, для пополнения продуктового запаса и других хозяйственных нужд.

Каждый поход состоит из элементов сложных участков, которые в совокупности образуют общую картину всего маршрута. В них есть такие участки, которые требуют серьезной подготовки по технике и тактике их преодоления.

В отдельности, каждый участок или этап требует подробной разработке расшифровке по элементам. Каждый участок отрабатывается на местности до автоматизма на, каком либо полигоне или рельефе местности, не подвергая участников опасности. Все приемы, применяемые в учебном классе или полигоне, отрабатываются технически грамотно и с подробным объяснением.

Главным требованием во всех занятиях, является безопасность при демонстрации какого-либо приема, или действия. Этому и учат всех будущих туристов отправляющих в большие и сложные походы.

Залогом личной и командной безопасности является хорошее и качественное специальное снаряжения, применяемое в прохождении сложных участков, будь то речная переправа, горный склон, ледовые нагромождения, спуски в пещеры.

Самым сложным в туризме является овладения навыками или приемами правильно и быстро принять нужное решение, и использовать полученные знания на занятиях в походе. Не каждый может правильно оценить сложную обстановку или создавшуюся ситуацию и применить свой опыт, чтобы предотвратить опасность. Каждый участник должен четко представить себе, что он хочет сделать или применить при преодолении какого либо сложного препятствия. Но и в то же время не подвергать себя и других участников похода опасностям, своими не умелыми действиями. И не создавать еще более сложной обстановки и не вызывать спасателей или сотрудников МЧС.

Поэтому надо шире распространять, и популяризировать выездные туристические лагеря по разным видам туризма, и чаще собирать подростков на такие мероприятия. Стараться оторвать их с улицы и дать им другое направление в применении своих сил и необузданной энергии.

Важной чертой такого мероприятия, конечно, является подготовка подростков к военной службе, где бы он ни служил. Дать возможность поверить в свои силы, в себя, в свой коллектив, на своих друзей, и членов команды.

Очень остро стоит вопрос об использовании их внутренних не растраченных ресурсов, на хорошее дело и с пользой для общества и их самим. Постараться повернуть их в нужное русло, дать возможность раскрыться им самим, и этим самым они могут помочь другим ребятам встать на нужную дорогу.

Сейчас все знают, какая слабая подготовка проводится в школе и дома, многие даже и трех раз подтянуться на турнике не могут. Слабая физическая подготовка ведет, как правило, к психическим срывам, то есть другим, более тяжким последствиям, которые бывают очень трагичны.

Мероприятие, планируемое с подростками должно быть тщательно, разработано всем коллективом инструкторов и руководителей групп, строго по расписанию на всю лагерную смену, и отходить от него не рекомендуется.

Будет хорошо, если все занятия чередуются по своим темам по сложности и могли бы меняться на отдых. Программа занятий должна быть максимально насыщена темами, и интересна всем участникам без исключения. Надо создать такую атмосферу быта проживания, чтобы самим участникам было интересно создавать свой мир в лагере. Чтобы порученное дело любому члену лагеря было большим долгом и доверием взрослых.

Команда руководителей или инструкторов должна подбираться очень тщательно, и по каждому виду проводимых мероприятий, а не свободному месту в палатке и свободной единице штатного расписания. Подбор каждого инструктора ложится на руководителя лагеря. Все инструктора должны четко представлять себе сам быт лагеря в лесной зоне в проживании в палатках, и подбор контингента участников. Каждый руководитель группы должен представлять себе, что он обязан сделать, чему научить ребят в лесном лагере, доверенных ему родителями.

Все участники, пройдя собеседования, определяются в эколого-туристический лагерь, разбиваются по возрасту по отделениям или группам. К каждой группе прикрепляется инструктор.

Составляется подробный план мероприятий на всю смену и распорядок дня на каждый день.

Все темы проводимых занятий, которые запланированы, должны быть расписаны по дням и часам и должны быть утверждены руководителем лагеря, и строго выполнятся всем без исключения.

 

Перечень занятий, проводимых по специальной подготовке:

1.Овладевания навыками завязывания узлов.

2.Преодоление водных преград вброд.

3.Организация навесной переправы.

4.Установка бревна на растяжках.

5.Преодоление навесной переправы при помощи перекладин.

6.Преодоление навесной переправы по натянутым бревнам.

7.Преодоление переправы по навесным кольцам.

8.Прохождение веревочной сетки.

9.Прохождение качающегося бревна.

10.Маятник.

11. Спуск по наклонным перилам через водную преграду.

12. Организация переправы по двойным веревочным перилам.

13. Переправа на резиновой лодке через реку.

14. Переправа при помощи автомобильных камер.

 

 

Занятие 1

Тема: Завязывание узлов, веревка, системы страховки и самостраховки.

Цель. Научить умению правильно завязывать любые узлы, применять специальные системы страховки, пользоваться навесным оборудованием.

Снаряжение: Веревка альпинистская динамическая Æ10-11мм, 30-40 м. Веревка статическая Æ10 мм, 30-40 м. Вспомогательная веревка или репшнур Æ6-8 мм, 25м и куски по 50 см каждому. Несколько видов обвязок и беседок. Специальное снаряжение для показа.

Стенд для показа узлов.

Состав участников 10-12 человек

Длительность занятия  3 часа.

Ход занятия.

Рассказать участникам о структуре альпинисткой веревки, ее возможностях, динамическом рывке, статике, состоянии при нагрузке, ее применении в различных походах и восхождениях. Сохранение веревок после похода, от механических повреждений. Применение разнообразных узлов при вязке их на веревке и других предметах, а также на рельефе местности.

Показать самые необходимые узлы, которыми пользуются в сложных походах, какие последствия могут быть при неправильном их завязывании.

Рассказать о способах применения специальных средств страховки и спуска по веревке, а также подъеме по перилам при помощи жумаров, «гипсов», кулачковых зажимов и другого снаряжения.

Показать способы применения обвязок и беседок, научить их пользоваться ими.

 

Занятие 2

Тема: Организация и преодоление реки вброд с шестом и страховкой.

Цель: Научить преодолевать водные переправы вброд с помощью шеста со страховкой.

Длительность занятия  3 часа.

Снаряжение: 2 основные веревки по 25-30метров, обвязка, карабин, шест длинной 1,8м. Соответственно на десять человек обвязка и карабин.

Ход занятия.

Показать участникам всевозможные способы преодоления рек, которые проходятся  вброд, по камням и с шестом. Объяснить, когда применяется шест, и при каких ситуациях. Как правильно завязать, или пристегнуть карабин к страхующемуся участнику. Обратить особое внимание  на совершаемые ошибки при выполнении этого задания.

Дать возможность каждому участнику попробовать свои силы для прохождения водной преграды, с применением всех мер предосторожности. Указать на совершенные ошибки и по возможности продемонстрировать, какие могут быть последствия при попадании в воду, как вести спасение участника своими силами.

 

Занятие  3

Тема: Организация, и проведения навесной переправы между двух деревьев, используя судейскую страховку.

Цель: Научить участников применять, более сложные системы навесных переправ. В сложных и труднопроходимых в брод местах на участке реки, где требуется, особые меры безопасности при их преодолении натягиваются веревочные перила.

Снаряжение: Основные веревки длиной 35-40метров. 2 штуки. Вспомогательная веревка диаметром 6-8мм. по2-3метра два конца. Карабины 5шт., блок 1шт. Системы самостраховки участников для каждого. Рукавицы

Длительность занятия  3 часа.

Ход занятия.

На плакате или схеме участникам объяснить порядок выполнения всего задания по этапам с применением вязки узлов и натяжением полиспаста, применение схватывающих узлов и блоков, для натяжения веревочных перил. Обратить особое внимание  на правильность совместной работы всего коллектива при натяжении основной веревки.

Проверить правильность наведения веревочной переправы у всех участников. Дать возможность всем  пройти по натянутым веревкам на другую сторону, тем самым показать надежность наведенной ими самими такой переправы. Указать на совершенные ошибки и исправить их.

 

Занятие  4

Тема: Организация водной переправы при укладке бревна на усах.

Цель занятия: Научить по возможности правильно и безопасно уложить готовое бревно на  другую сторону при помощи веревок.

Снаряжение: Основная веревка динамик диаметром 10-12мм. 2-3 конца. Вспомогательная веревка диаметром 6-8мм. 30метров 1 конец. Колья по месту. Топор для обработки бревна (срубания сучьев).

Длительность занятия  3 часа.

Ход занятия.

На специальной схеме или плакате рассказать действия всех участников, которые будут укладывать бревно, как вид переправы на другую сторону реки. Правильно расположить участников во время выполнения этого задания, желательно по парам или тройкам для общей безопасности. Правильно и четко выполнять все команды подаваемые руководителем или инструктором. Каждому объяснить все его действия при выполнении команд. Показать на правильность закрепления комля во время подъема и укладки на место.

Обратить особое внимание на четкое выполнения команд всеми участниками подъема бревна. Использовать для обучения более легкие бревна, для отработки  первичных навыков для подъема более тяжелого бревна для организации переправы. Указать на ошибки при выполнении этого приема.

 

Занятие 5

Тема: Преодоление усложненной переправы, при помощи навешенных перекладин, соблюдая меры безопасности.

Цель: Научить всех участников лагеря прохождения сложной переправы по специальным перекладинам, которые  привязаны на основной веревке через равные промежутки.

Время прохождения всей командой строго ограничено, около 10-15минут, от момента старта и финиша по последнему участнику.

 

Занятие 6

Тема: Сложное преодоление переправы по натянутым бревнам и использованием судейской страховки.

Цель: Дать участникам более сложную переправу по натянутым бревнам и не сорваться вниз.

Время прохождения по такой переправе тоже ограничено по времени и составляет около 10-15минут.

 

Занятие 7

Тема. Прохождение навесной переправы по усложненной программе соревновательного типа, но уже по кольцам с соблюдением всех мер предосторожности и безопасности при прохождении такой переправы.

Время прохождения ограничено до минимума и составляет около 10-15минут.

 

Занятие 8

Тема. Прохождение веревочной сетки высотой около 5-7метров, со страховкой.

Цель: пройти всей командой всю дистанцию по вертикально навешенной сетке с верхней страховкой. Научить пользоваться страховочной веревкой при движении первого участника по сложному рельефу.

Время прохождения по сетке может быть не ограничено по времени, так как существует опасность сорваться вниз и необходимо быть особенно внимательным к тому, кто стоит на страховке, то есть удерживает своего напарника, поднимающегося по сетке вверх.

 

Занятие 9

Тема: Прохождение переправы по качающемуся бревну.

Цель: Отработка навыков коллективной работы при преодолении такой переправы.

Время: прохождения 30-50 минут.

Выполнения задания: В этом задании предусмотрено прохождение переправы из бревна, закрепленного только с одной стороны. Тем самым усложняется простое задание преодоления любого препятствия по закрепленному бревну. Первый участник проходит по такой переправе, а все остальные держат один конец ствола как можно крепче, чтобы он не шатался в разные стороны. Когда первый участник проходит благополучно все бревно, он со своей стороны также удерживает  бревно от раскачивания. Так проходят все члены команды по такой переправе. Последний участник проходит так же, как и первый.

В итоге создается искусственная ситуация для решения ее коллективом туристической группы. При этом дети понимают разницу между преодолением препятствий в одиночку и при коллективной работе.

 

Занятие 10

Тема: Преодоление небольших рвов или речек, при помощи маятниковой системы переправ.

Цель: Попробовать свои силы на простой переправе «маятник».

Время работы. 30минут.

Выполнения задания: Это задание выполняется индивидуально, то есть, каждый участник должен преодолеть искусственный ров при помощи перекладины или кольца ограниченный участок, не заступив на край отметок.

Здесь проявляется ловкость и крепость рук, каждого члена команды. Без цепкости это задание не преодолеть, чтобы не упасть в ров.

 

Занятие 11

Тема: Спуск по наклонным перилам через большую водную переправу.

Цель: Научиться преодолевать страх высоты, при спуске на блок ролике, по натянутой через реку веревке

Длительность занятия  3 часа.

Ход занятия.

Все занятие проводится в безопасном для жизни месте, на крутом берегу реки. Перед проведением такого мероприятия необходимо проверить весь путь прохождения или спуска по веревке, особо уделить внимание состоянию речного дна, то есть на отсутствие подводных коряг, палок, топляка, арматуры и других предметов, которые могут повредить здоровью участников во время проведения занятия. Навешивать горизонтальные перила на безопасной высоте. Место приземление должно быть чистым от мелкого мусора, битых бутылок и других опасных вещей. Спуск по веревке на специальном блоке происходит без страховочной системы, но с возвратом самого спускаемого устройства, то есть блока.

 

Занятие 12

Тема: Организация и проведения веревочной переправы, по двум горизонтальным перилам.

Цель: Научить начинающих туристов правильно организовывать сложную веревочную переправу через трудно проходимые реки или горные ущелья.

Длительность занятия  4 часа.

Ход занятия.

Процесс переброски веревки на другую сторону был описан выше в занятии № 3. Но теперь первый участник проходит с двойной веревкой, и натягивает две основные веревки на одном дереве на расстоянии между ними около 50-60 сантиметров по высоте.

Остальные участники организуют натяжение веревок при помощи системы полиспаст и блоков на другом берегу. После организации переправы все участники по очереди проходят по натянутым перилам с соблюдением всех мер самостраховки на другую сторону реки. Каждый участник проходит еще с общей страховкой, которая привязана к грудной обвязке или к карабину, которым участник пристегнут к перильной веревке. В случае падения его можно было вытащить на берег при помощи страховочной веревки. Процесс снятия всех веревочных перил также описан в занятии № 3.

 

Занятие 13

Тема: Преодоление водной преграды на резиновой лодке по веревочным перилам, натянутым с одного берега на другой, при помощи рук.

Цель: Дать возможность всем проплыть на резиновой лодке без весел на другую сторону реки при помощи веревочного каната, перебирая руками. Лодка может быть как одноместная, так и двухместная.

Длительность занятия  4 часа.

Ход занятия.

Веревка натягивается при помощи одной лодки и участника, который на ней переправляется на другую сторону реки и привязывает там веревку на дереве, как можно ниже над уровнем реки. Второй конец закрепляется на противоположном берегу на таком же уровне. Лодка прикрепляется коротким концом через карабин или блок к перильной веревке, которая должна скользить свободно в обе стороны. Участники, сидя вдвоем в лодке, должны перебирая руками переправиться на другую сторону реки. Освободив лодку, они дают команду на другой берег, чтобы готовилась другая пара для переправы в этой же лодке на другую сторону таким же способом. Таким образом вся команда должна перейти на противоположный берег реки.

 

Занятие 14

Тема: Организация водной переправы подручными средствами, (автомобильные камеры 2 или 4 штук).

Цель: Научиться организовывать переправу при помощи подручных средств, таких, как автомобильные камеры, или пластиковые бутылки.

Длительность занятия  4 часа.

Ход занятия.

Основная часть для выполнения такого задания зависит от необходимого подручного средства, как автомобильные камеры в достаточном количестве для безопасной переправы.

Сначала приготовляются 4 камеры, надуваются насосом до необходимого давления. Другие участники готовят прямые, без сучков палки необходимой длины и достаточного количества. Когда все готово, их привязывают веревками к камерами и между собой, образуя решетку из палок так, чтобы удобно было сидеть двум участникам на самодельном плоту без большого риска упасть в воду. Если есть возможность сплести сетку из веревок, то ее натягивают поверх решетки и закрепляют по краям. На сетку можно положить вещи для транспортировки и сесть самим участникам, но соблюдая остойчивость такого плота при преодолении реки.

Во время преодоления водной переправы участникам необходимо надеть спасательные жилеты.

Дополнительное занятие можно провести для отработки переправы из других подручных материалов — мячей, пластиковых бутылок, надувных шариков и т.п.